Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочные средства по предмету история. Очно-заочная форма обучения»
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Наименование учебного предмета: История
Класс (ы): 12
Форма обучения: очно-заочная
Уровень общего образования: среднее общее образование
Учитель: Исподникова Ю.Е.
Оглавление
1 ПАСПОРТ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
3
1.1 Область применения
3
1.2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверки
3
1.3
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины по темам (разделам)…
8
II. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСПЕВАЕМОСТИ
9
2.1
Комплект контрольных работ (входной контроль знаний, зачет №1)
9
2.2. Тематические задачи
15
2.3
Перечень вопросов для устного опроса
15
2.4
Перечень тем эссе/сочинений
19
2.5
Перечень тем групповых творческих заданий/проектов
19
2.6 Комплект заданий для выполнения в неаудиторной самостоятельной работы
19
2.7 Комплект метапредметных заданий
21
III. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ...
23
3.1
Паспорт
23
3.2
Комплект контрольно-оценочных материалов
26
IV. ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ (КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ)
29
ПАСПОРТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Область применения
Контрольно-оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, осваивающих программу учебного предмета «история».
Контрольно-оценочные средства включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме«зачета»
КОС разработаны в соответствии с примерной и рабочей программами учебного предмета «история».
1.2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
результате освоения учебного предмета «история»обучающийся должен достичь следующих результатов: личностные, метапредметные (МП), предметные (ПР).
Личностные результаты освоения являются предметом эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. С целью оценки сформированности личностных результатов образования обучающимся по окончанию учебного года предлагается заполнить лист самооценки и вложить его в портфолио достижений.
Метапредметные результаты (МП):
Регулятивные
МП1-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
МП2-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
МП3-ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
МП4-оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
МП5-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
МП6-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
МП7-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные
МП8-искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
МП9-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
МП10-использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
МП11-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
МП12-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
МП13-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
МП14-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные
МП15-осуществлять деловую коммуникацию (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
МП16-при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
МП17-координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
МП18-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
МП19-распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты (ПР):
ПР1-рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
ПР2-знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
ПР3-определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
ПР4-характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
ПР5-представлять культурное наследие России и других стран;
ПР6-работать с историческими документами;
ПР7-сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
ПР8-критически анализировать информацию из различных источников;
ПР9-соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
ПР10-использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
ПР11-использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
ПР12-составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
ПР13-работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
ПР14-читать легенду исторической карты;
ПР15-владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
ПР16-демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
ПР17-оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
ПР18-ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
ПР19-демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
ПР20-устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
ПР21-определять место и время создания исторических документов;
ПР22-проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
ПР23-характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
ПР24-понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
ПР25-использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
ПР26-представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
ПР27-соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
ПР28-анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
ПР29-обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
ПР30-приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
ПР31-применять полученные знания при анализе современной политики России;
ПР32-владеть элементами проектной деятельности.
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
Л1-ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
Л2-готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Л3-готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
Л4-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
Л5-российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
Л6-уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
Л7-формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
Л8-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
Л9-гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
Л10-признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
Л11-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Л12-интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
Л13-готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
Л14-приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
Л15-готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
Л17-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Л18-принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
Л19-способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
Л20-формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
Л21-развитие компетенций сотрудничества, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
Л22-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
Л23-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Л24-экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Л25-эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
Л26-ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
Л27-положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
Л28-уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
Л29-осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
Л30-готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
Л31-потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
Л32-готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
1.3 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины по разделам, темам
Тема 4:Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации
Тематические задачи
Эссе
Метапредметные задания
Задания для выполнения в неаудиторной самостоятельной работы
Творческие задания и групповые проекты
II.КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ
2.1Комплект контрольных работ (входной контроль знаний, зачет №1)
Контрольная работа №1 (Входной контроль знаний).
Тема: «Всеобщая история. Вторая мировая война»
Пояснительная записка.
Цель работы – оценить общеобразовательную подготовку по предмету история обучающихся 12 класса с целью контроля знаний и закрепления знаний по изученным в 11 классе темам.
Входной контроль состоит из одной части включающую задания с выбором позиций из списка и работой с текстом.
Инструкция по выполнению:
Внимательно прочитай вопрос и выполни задание.
Задание№1:
Какие три решения были приняты на Потсдамской конференции? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) о разделе Восточной Пруссии между Польшей и СССР
2) об отказе использовать атомное оружие в войне
3) о системе четырехсторонней оккупации Германии и об управлении Берлином
4) о денацификации Германии
5) о разделе Германии на два государства
6) о принятии СССР «плана Маршала»
Задание№2:
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Летом 1944 г. в соответствии с планами советского командования главный удар Красная армия нанесла в ______________.
Б) К концу сентября 1944 г. союзником Германии в Европе оставалась ______________.
В) Подписание Акта о безоговорочной капитуляции ______________ состоялось 2 сентября 1945 г.
Пропущенные элементы:
1) Белоруссия
2) Япония
3) Венгрия
4) Германия
5) Украина
6) Румыния
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Задание№3:
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
A) 30 сентября 1938 г. лидерами четырех стран был подписан мюнхенский договор по разделу ______________.
Б) 30 января 1945 г. подводная лодка «С-13» под командованием капитана 3-го ранга ______________ отправила на дно Балтий
ского моря немецкий лайнер «Вильгельм Густлоф».
B) 11 мая 1939 г. Япония начала военные действия в районе реки ______________, пытаясь захватить территорию Монгольской Республики.
Пропущенные элементы:
1) Австрия
2) А. И. Маринеско
3) Ингода
4) Халхин-Гол
5) Чехословакия
6) В. Н. Леонов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Задание№4:
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Один из организаторов подпольной антифашистской организации «Молодая
гвардия» — _______.
Б) США приняли официальное решение о распространении ленд-лиза на СССР
в _______ 1941 г.
В) Союзницей Германии во Второй мировой войне была _______.
Пропущенные элементы:
1) О. В. Кошевой
2) Бельгия
3) июнь
4) ноябрь
5) Италия
6) Ф. И. Толбухин
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Задание№5:
Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите название города в именительном падеже, в котором проходила конференция.
«За последние 8 дней в Крыму состоялась Конференция руководителей трех союзных держав — Премьер-Министра Великобритании г-на У. Черчилля, Президента Соединенных Штатов Америки г-на Ф. Д. Рузвельта и Председателя Совета Народных Комиссаров СССР И. В. Сталина при участии Министров Иностранных Дел, Начальников штабов и других советников.
Эталон ответов:
Задание№1:
1) о разделе Восточной Пруссии между Польшей и СССР — ДА, верно.
2) об отказе использовать атомное оружие в войне — НЕТ, неверно.
3) о системе четырехсторонней оккупации Германии и об управлении Берлином — ДА, верно.
4) о денацификации Германии — ДА, верно.
5) о разделе Германии на два государства — НЕТ, неверно.
6) о принятии СССР «плана Маршала» — НЕТ, неверно.
Ответ: 134.
Задание№2:
А) Летом 1944 г. в соответствии с планами советского командования главный удар Красная армия нанесла в Белоруссии.
Б) К концу сентября 1944 г. союзником Германии в Европе оставалась Венгрия.
В) Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Японии состоялось 2 сентября 1945 г.
Ответ: 132.
Задание№3:
A) 30 сентября 1938 г. лидерами четырех стран был подписан мюнхенский договор по разделу Чехословакии.
Б) 30 января 1945 г. подводная лодка «С-13» под командованием капитана 3-го ранга А. И. Маринеско отправила на дно Балтийского моря немецкий лайнер «Вильгельм Густлоф».
B) 11 мая 1939 г. Япония начала военные действия в районе реки Халхин-Гол, пытаясь захватить территорию Монгольской Республики.
Ответ: 524.
Задание№4:
А) Один из организаторов подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия» — О. В. Кошевой.
Б) США приняли официальное решение о распространении ленд-лиза на СССР в ноябре 1941 г.
В) Союзницей Германии во Второй мировой войне была Италия.
Ответ: 145.
Задание№5:
Это Ялтинская конференция — 1945 г.
Ответ: Ялта.
Контрольная работа №2 (Зачет по итогам первого полугодия)
Тема:Всеобщая история.Современный мир
Пояснительная записка.
Цель работы – оценить общеобразовательную подготовку по предмету история обучающихся 11 класса с целью контроля знаний и закрепления знаний по изученной в 1 полугодии теме «Всеобщая история. Современный мир»
Работа состоит из одной части и включает задания с выбором позиций из списка и работой с текстом.
Инструкция: Прочитайте задания и выполните.
Задание№1:
Прочтите текст источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Чтобы разобраться в сложившейся обстановке, необходимо рассмотреть логическую цепь событий, приведших к кризису и составляющих его:
1. Октябрь 1994г - "Черный вторник", решение правительства отказаться от эмиссионного кредитования бюджетного дефицита. Переход на финансирование бюджета за счет так называемых неинфляционных источников, т.е. внешних и внутренних займов. 2. Конец 1995г - раскручивание рынка ГКО (государственных краткосрочных облигаций) и широкое использование казначейских обязательств, из которых состояло 2/3 налоговых поступлений в бюджет, привело к разрушению "пирамиды" ГКО. 3. Начало 1997г - либерализация рынка ГКО, расширение допуска на него «нерезидентов», доля которых на рынке достигла 30%. В результате доходность ГКО упала до 18% годовых. 4. Март - «Урезание» государственного бюджета на 30% «молодыми реформаторами» А.Б.Чубайсом и Б.Е.Немцовым.
5. Ноябрь - Доходность ГКО выросла до 40%. ЦБРФ ради стабильности курса рубля отказался поддерживать рынок ГКО. Процентные ставки повысились, начался отток капитала заграницу. Из-за этого проблема государственного долга сильно обострилась. 6. Декабрь - Стоимость обслуживания рынка ГКО - ОФЗ превысила поступления от их реализации. В этот момент ЦБРФ перешел к либерализации порядка инвестирования средств нерезидентов на рынке ГКО - ОФЗ (принятой Советом директоров ЦБРФ в апреле 1997 года). При этом с 1 декабря 1997 года ЦБРФ отказался от операций по поддержанию рынка ГКО - ОФЗ. Сразу же после такого решения их эффективность выпуска в декабре 1997 года впервые стала отрицательной. Министерство финансов РФ было вынуждено выделить из федерального бюджета средства, необходимые для обслуживания облигационного долга, в сумме около 600 млрд рублей. Фактически с этого времени рынок ГКО - ОФЗ стал работать только на погашение ранее выпущенных облигаций. 7. 31 марта 1998г - Курс рубля по отношению к доллару США - 6.106 руб за 1 доллар. В целом, все экономические решения нашли свое выражение в изменение курса рубля по отношению к доллару.
8. 12 мая – Начался обвал на финансовых рынках. Ему во многом способствовало заявление председателя Счетной палаты Х.М.Кармокова о целесообразности одностороннего прекращения платежей по долгам, постановление Думы об уменьшении доли иностранных инвесторов в капитале РАО "ЕЭС", а также банкротство "Токобанка", в котором значительная доля принадлежала иностранным инвесторам, которые ускорили вывод капиталов из РФ. Стремительно возросла доходность ГКО, достигшая 70-80%, потом 100% и более. Правительство предприняло меры для восстановления доверия со стороны инвесторов. Начинались переговоры с МВФ о крупном дополнительном займе, в основном на пополнение тающих валютных резервов, чтобы уравновесить их с краткосрочными обязательствами и убедить инвесторов в способности России платить по ним. Одновременно каждую среду на очередных аукционах ГКО Министерство Финансов РФ вынуждено отказываться от размещения новых облигаций из-за их высокой доходности и вместо рефинансирования старых обязательств погашать часть их из бюджета. Был взят долг на еврорынке. В итоге внешний долг самой России за короткий срок увеличился вдвое. 1 июня -курс рубля по отношению к доллару США– 6,164 руб. за 1 доллар. 9. Июль - Россия получила первый транш - 4,8 млрд. долларов. Правительство и ЦБРФ ожидали передышки на 2-3 месяца. Однако она продлилась всего 8-10 дней. Настало время принимать крайние меры, поскольку было ясно, что дальше удерживать сложившуюся ситуацию бессмысленно. Кризис переходил в открытую фазу. 1 августа - курс рубля по отношению к доллару США – 6,241 руб. за 1 доллар 10. 13 августа - Резкое падение котировок государственных ценных бумаг на фондовых рынках.
11. 17 Августа – Правительство объявляет об отказе платить по ГКО и замораживанию внутреннего долга (~ 265,3 млрд.руб.). Одновременно было запрещено российским банкам проводить выплаты по долгам западным кредиторам. Была проведена девальвация рубля. 23 Августа - курс рубля по отношению к доллару США – 7,005 руб. за 1 доллар.
12. 1 сентября - ЦБРФ отказался от поддержания верхней границы валютного коридора, установленного 17 августа в 9,5 рублей за доллар.
13. 7 сентября – Курс рубля по отношению к доллару США - 16,99 руб. за 1 доллар. 14. 9 сентября - Налоговые счета 50 крупнейших компаний распоряжением правительства переводятся в ЦБ, Федеральное казначейство, Сбербанк РФ и Внешторгбанк. Правительство разрешило 14 российским нефтяным компаниям и РАО "Газпром" платить налоги в валюте. Курс рубля по отношению к доллару США – 20,825 руб. за 1 доллар.
15. 11 Сентября - Курс рубля по отношению к доллару США – 12,8749 руб. за 1 доллар. 16. 15 сентября – Была формирована рабочая группа для проведения переговоров с западными кредиторами во главе с заместителем министра финансов М. Касьяновым. 17 – 25 сентября пул крупнейших западных банков, работавших в России, решили создать кредиторский комитет держателей российских ГКО-ОФЗ.
17. 25 сентября - Курс рубля по отношению к доллару США – 15,6099 руб. за 1 доллар.
О каком явлении идет речь? Перечислите причины явления.
Задание №2:
Прочитай текст и напиши пропущенное понятие (термин).
«______________» — смена правящих режимов, осуществляемая с преимущественным использованием методов ненасильственной политической борьбы (обычно массовых уличных акций протеста). Под термином «_________» исследователи, как правило, рассматривают массовый протест и ненасильственную смену власти в 2000 г. в Югославии, в 2003 г. в Грузии, 2004 и 2013—2014 г. на Украине, в 2018 г. в Армении, в 2005 г. в Киргизии. К этому ряду причисляют и проявления социального протеста в странах бывшего Советского блока, которые не привели к смене власти: 2008 г. в Армении, 2010 г. в Белоруссии.
Задание№3:
Напишите пропущенное слово.
Процесс практически бескровного перехода от социалистической общественно-политической системы к либеральной, произошедший в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в странах Восточной Европы, получил название «________________революции».
Эталон ответов:
Задание№1:
Ответ: Экономический кризис 1998 г.
Причины явления:
В основе кризиса 1998 г. лежат противоречия между денежно-кредитной политикой, направленной на финансовую стабилизацию, и дефицитной бюджетной политикой. Противоречия начали проявляться уже в конце 1996г. Есть признаки того, что условия для финансового кризиса сформировались в начале 1997г. Приток иностранного капитала в начале 1997г. погасил напряженность на валютном рынке и повысил ликвидность государственных ценных бумаг. Это позволило Правительству отложить решение бюджетных проблем на некоторое время.
Накопление кризисного потенциала в российской экономике происходило постепенно и параллельно кажущейся стабилизации. Борьба с инфляцией путем ограничения роста денежной массы привела к недостатку наличных денежных средств для обслуживания товарооборота. Снижение текущей инфляции компенсировалось за счет сокращения социальных расходов и роста "отсроченной инфляции". В России её рост происходил на фоне постоянного повышения реальных ставок налогов и снижения объемов их собираемости. Все это время баланс бюджетных расходов поддерживался за счет роста "отсроченной инфляции". Общий объем неплатежей в 1998г. составил более 1,4 трлн. руб. Государственный внешний долг, вследствие накопления краткосроч-ных валютных обязательств коммерческих банков (19 млрд. долл.), падения цен на нефть и газ, неблагоприятных внутренних условий стал представлять серьезную угрозу для финансовой системы страны.
Искусственно поддерживаемый курс рубля способствовал установлению неадекватного соотношения цен на экспортные и импортные товары. Цены на экспорт оказались завышены, что сокращало поступление валюты в страну, а цены на импорт, наоборот, занижены, что подрывало конкурентоспособность отечественных товаров. В результате до 60% продовольственного рынка обеспечивались за счет импорта.
Главной и основной причиной финансового кризиса был дефолт (неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа) произошедший в 1998 году, когда правительство России объявило о прекращении платежей по ряду обязательств, в том числе ГКО и ОФЗ.
Задание №2:
Ответ: «Цветная революция».
Задание№3:
Революции в странах Восточной Европы получили название бархатных. Ответ: бархатной.
2.2. Тематические задачи.
Тема 1:Современный мир
Задание№1:
Эталон ответа:
Тема 2: Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991)
Задание№1:
Эталон ответа:
Тема 3:Российская Федерация в 1992–2012 гг. Становление новой России (1992–1999).
Задание№1:
Эталон ответа:
Тема 4:Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации.
Задание№1:
Эталон ответа:
2.3 Перечень вопросов для устного опроса
Кто был президентом СССР?
Эталон ответа:
Горбачёв Михаил Сергеевич — советский и российский государственный, политический и общественный деятель. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС. Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР, затем первый председатель Верховного Совета СССР. Единственный Президент СССР. Имеет ряд наград и почётных званий, наиболее известная из которых — Нобелевская премия мира 1990 года. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории.
Сколько советских республик входило в состав СССР в 1960-1980-е годы?
Эталон ответа:
15 республик.
Когда произошел распад СССР?
Эталон ответа:
Распад СССР произошел 26 декабря 1991 года.
Какая организация была создана после распада СССР некоторыми бывшими советскими республиками?
Эталон ответа:
СНГ (Содружество Независимых Государств).
Кем был А.И. Солженицын?
Эталон ответа:
Солженицын Александр Исаевич — русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960–1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.
Когда была принята Декларация о государственном суверенитете России?
Эталон ответа:
12 июня 1990 года.
Кто был первым президентом России?
Эталон ответа:
Ельцин Борис Николаевич.
Какие реформы начал проводить в России Б.Н. Ельцин?
Эталон ответа:
Либерализация внешней торговли, реорганизация налоговой системы и другие преобразования, радикально изменившие экономическую ситуацию в стране. Результат реформ знаменовал собой переход России к рыночной экономике.
Когда была принята Конституция РФ?
Эталон ответа:
12 декабря 1993 года.
Каким государством по своему национальному составу является Российская Федерация?
Эталон ответа:
Многонациональной.
Какой язык является государственным языком в России?
Эталон ответа:
Русский язык.
Какой город является столицей России?
Эталон ответа:
Москва.
Как называется главная площадь столицы России?
Эталон ответа:
Красная площадь.
В какие годы президентами РФ были В.В. Путин и Д.А. Медведев?
Эталон ответа:
В.В. Путин :
26 марта 2000 года избран Президентом Российской Федерации. Вступил в должность 7 мая 2000 года.
14 марта 2004 года избран Президентом Российской Федерации на второй срок.
C 8 мая 2008 года – Председатель Правительства Российской Федерации.
4 марта 2012 года избран Президентом Российской Федерации. Вступил в должность 7 мая 2012 года.
Вновь избран Президентом Российской Федерации 18 марта 2018 года.
Д.А. Медведев — с 7 мая 2008 по 7 мая 2012 года.
Какая новая республика вошла в состав России в 2014 году?
Эталон ответа:
Крым.
Кто является Главой Русской Православной Церкви?
Эталон ответа:
Патриарх Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев).
Эталон ответа:
Как называется одна из главных организаций мусульман России?
Эталон ответа:
Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ России).
Эталон ответа:
В каком российском городе проходили ХХII Зимние Олимпийские игры 2014 года?
Сочи, Россия.
Блок культурологических вопросов (Современные праздники России)
1) Когда в России отмечают Новый год?
Эталон ответа:
С 31 декабря на 1 января.
2) Какой праздник отмечают в России 7 января?
Эталон ответа:
Рождество Христово.
3) Какой праздник отмечают в России 23 февраля?
Эталон ответа:
День защитника Отечества.
4) Какой праздник отмечают в России 8 марта?
Эталон ответа:
Международный женский день.
5) Какой праздник отмечают в России 12 июня?
Эталон ответа:
День России.
6) Какой праздник отмечают в России 4 ноября?
Эталон ответа:
День народного единства.
7) Какой праздник отмечается в России 12 декабря?
Эталон ответа:
День Конституции РФ.
2.4 Перечень тем эссе
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух исторических фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
Информационная революция, Интернет.
2.5 Перечень тем групповых творческих заданий/проектов45
Групповые творческие задания (проекты):
1. Глобализация конца ХХ – начала XXI вв.
2. Россия в современном мире.
2.6 Комплект заданий для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
Тема 1:Современный мир
Задание№1:
Напишите пропущенное понятие (термин).
Политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран, лагерей получила название «период ______».
Эталон ответа:
Ответ: разрядки.
Тема 2: Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991)
Задание№1:
Какие три из перечисленных положений относятся к политике «перестройки»? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) замена продразвёрстки продналогом
2) усиление роли Советов в управлении государством
3) борьба с «космополитизмом»
4) отказ от политики «холодной войны»
5) приоритетное развитие военно-промышленного комплекса
6) введение многопартийности
Эталон ответа:
Политика перестройки (1985−1991 гг.).
1) замена продразвёрстки продналогом — НЕТ, неверно (1921 г.).
2) усиление роли Советов в управлении государством — ДА, верно, возобновили работу съезды народных депутатов.
3) борьба с «космополитизмом» — НЕТ, неверно (вторая половина 1940-х гг.).
4) отказ от политики «холодной войны» — ДА, верно, вывод советских войск из стран Европы, из Афганистана.
5) приоритетное развитие военно-промышленного комплекса — НЕТ, неверно, характерная черта экономики СССР в период «холодной войны».
6) введение многопартийности — ДА, верно, с 1988 г. началась регистрация партий.
Ответ: 246.
Тема 3:Российская Федерация в 1992–2012 гг. Становление новой России (1992–1999).
Задание№1:
Какие три предложения по реформированию экономики СССР из перечисленных ниже содержались в программе «500 дней»? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) усиление и развитие планирования экономических показателей
5) полный отказ от внешних заимствований, опора на собственные силы
6) создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства
Эталон ответа:
Программа «500 дней» — программа быстрого перехода к рынку.
1) усиление и развитие планирования экономических показателей — НЕТ, неверно, не имеет отношения к рыночной модели экономики.
2) проведение «политики ускорения» — НЕТ, неверно, не имеет отношения к рыночной модели экономики.
3) приватизация государственной собственности — ДА, верно.
4) децентрализация управления экономикой — ДА, верно.
5) полный отказ от внешних заимствований, опора на собственные силы — НЕТ, неверно, не имеет отношения к рыночной модели экономики.
6) создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства — ДА, верно.
Ответ: 346.
Тема 4:Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации
Задание№1:
Какие три деятеля культуры второй половины XX в. из перечисленных ниже являлись (являются) кинорежиссёрами? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) Э. А. Рязанов
2) И. С. Глазунов
3) С. С. Говорухин
4) Л. И. Гайдай
5) А. М. Шилов
6) Э. И. Неизвестный
Эталон ответа:
1) Э. А. Рязанов — ДА, верно.
2) И. С. Глазунов — НЕТ, неверно, художник.
3) С. С. Говорухин — ДА, верно.
4) Л. И. Гайдай — ДА, верно.
5) А. М. Шилов — НЕТ, неверно, художник.
6) Э. И. Неизвестный — НЕТ, неверно, скульптор.
Ответ: 134.
2.7 Комплект метапредметных заданий
Тема 2: Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991)
Задание№1:
Какие три из перечисленных мер относятся к периоду «перестройки»? Запишите в таблицу соответствующие цифры.
4) Внедрение бригадного и арендного подряда.
5) Борьба с пьянством и алкоголизмом.
Эталон ответа:
Период «перестройки» 1985—1991 гг.
1) Принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» — ДА, верно (1986 г.).
2) Курс на приватизацию собственности — НЕТ, неверно, связано с экономической политикой современной РФ.
3) Либерализация цен — НЕТ, неверно, связана с экономической политикой современной РФ.
4) Внедрение бригадного и арендного подряда — ДА, верно.
5) Борьба с пьянством и алкоголизмом — ДА, верно (1985 г.).
Ответ: 145.
Задание №2:
Что из перечисленного относится к социально-экономическому развитию СССР в период «перестройки»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
3) начало забастовочного движения в стране
4) снижение цен на потребительские товары
5) острый дефицит товаров
6) либерализация цен
Эталон ответа:
1) выпуск приватизационных чеков — НЕТ, неверно.
2) развитие индивидуальной трудовой деятельности — ДА, верно (1986 г.).
3) начало забастовочного движения в стране — ДА, верно (1989−1990 гг.).
4) снижение цен на потребительские товары — НЕТ, неверно.
5) острый дефицит товаров — ДА, верно.
6) либерализация цен — НЕТ, неверно.
Ответ: 235.
Тема 3:Российская Федерация в 1992–2012 гг. Становление новой России (1992–1999).
Задание№1:
Что из перечисленного характеризует экономическую ситуацию в России 1992–1999-х гг.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) сохранение государственной монополии на внешнюю торговлю
245 характеризует экономическую ситуацию в России 1992–1999-х гг..
13 - уже отменили, 6 - не было
Ответ: 245.
Тема 4:Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации
Задание№1:
Прочтите отрывок из документа и укажите его автора.
«Дорогие друзья! Дорогие мои!
Сегодня я в последний раз обращаюсь к вам с новогодним приветствием. Но это не все. Сегодня я последний раз обращаюсь к вам как Президент России.
Я принял решение.
Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку.
Я много раз слышал - ...... любыми путями будет держаться за власть, он никому ее не отдаст. Это - вранье.
Дело в другом. Я всегда говорил, что не отступлю от Конституции ни на шаг. Что в конституционные сроки должны пройти думские выборы. Так это и произошло. И так же мне хотелось, чтобы вовремя состоялись президентские выборы - в июне 2000 года. Это было очень важно для России. Мы создаем важнейший прецедент цивилизованной добровольной передачи власти, власти от одного Президента России другому, вновь избранному.
И все же я принял другое решение. Я ухожу. Ухожу раньше положенного срока.
Я понял, что мне необходимо это сделать. Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми, умными, сильными, энергичными людьми.
А мы, те кто стоит у власти уже многие годы, мы должны уйти.».
Эталон ответа:
Это речь Ельцина 31 декабря 1999 г.
Ответ: Ельцин.
III. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Зачет№2
3.1Паспорт контрольно-оценочного средства для промежуточной аттестации по учебному предмету история. Курс 12 класса.
Контрольно-оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебного предмета история за курс 12 класса по темам:
Тема 1: Современный мир
Тема 2: Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991)
Тема 3: Российская Федерация в 1992–2012 гг. Становление новой России (1992–1999).
Тема 4: Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации
Контрольно-оценочные средства включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в формезачета.
Содержание работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ 17.05.2012 № 413).
КОС разработаны в соответствии с примерной и рабочей программами учебного предмета история.
На выполнение всей работы отводится 40 минут.
При проведении зачета дополнительные материалы и оборудование не используются.
Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
Метапредметные результаты (МП):
Регулятивные
МП1-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
МП2-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
МП3-ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
МП4-оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
МП5-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
МП6-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
МП7-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные
МП8-искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
МП9-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
МП10-использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
МП11-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
МП12-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
МП13-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
МП14-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные
МП15-осуществлять деловую коммуникацию (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
МП16-при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
МП17-координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
МП18-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
МП19-распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты (ПР):
ПР1-рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
ПР2-знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
ПР3-определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
ПР4-характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
ПР5-представлять культурное наследие России и других стран;
ПР6-работать с историческими документами;
ПР7-сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
ПР8-критически анализировать информацию из различных источников;
ПР9-соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
ПР10-использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
ПР11-использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
ПР12-составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
ПР13-работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
ПР14-читать легенду исторической карты;
ПР15-владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
ПР16-демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
ПР17-оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
ПР18-ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
ПР19-демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
ПР20-устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
ПР21-определять место и время создания исторических документов;
ПР22-проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
ПР23-характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
ПР24-понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
ПР25-использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
ПР26-представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
ПР27-соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
ПР28-анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
ПР29-обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
ПР30-приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
ПР31-применять полученные знания при анализе современной политики России;
ПР32-владеть элементами проектной деятельности.
Оценка результатов промежуточной аттестации:
Оценка предметных и матапредметных результатов проводится в совокупности.
Правильно выполненная работа оценивается 5 баллами. Задания 2 и 3 оцениваются по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущено две и более ошибки.
Задание 3 оценивается 1 баллом. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Шкала пересчёта первичного балла в школьную отметку
Отметка по пятибалльной шкале
«1»
«2»
«3»
«4»
«5»
Полученный
(первичный) балл
0
1
2
3-4
5
Текст контрольно-оценочного средства:
Инструкция для обучающихся по выполнению работы:
Вам представлен текст диагностической работы для промежуточной аттестации по учебному предмету история за курс 12 класса по темам:
Тема 1: Современный мир
Тема 2: Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991)
Тема 3: Российская Федерация в 1992–2012 гг. Становление новой России (1992–1999).
Тема 4: Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации
На выполнение всей работы отводится 40 минут.
При проведении зачета дополнительные материалы и оборудование не используются.
Работа состоит из трёх заданий. К заданиям следует дать развернутый ответ.
Желаю успеха!
Задание №1:
Прочтите отрывок из документа и укажите его автора.
«Дорогие друзья! Дорогие мои!
Сегодня я в последний раз обращаюсь к вам с новогодним приветствием. Но это не все. Сегодня я последний раз обращаюсь к вам как Президент России.
Я принял решение.
Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку.
Я много раз слышал - ...... любыми путями будет держаться за власть, он никому ее не отдаст. Это - вранье.
Дело в другом. Я всегда говорил, что не отступлю от Конституции ни на шаг. Что в конституционные сроки должны пройти думские выборы. Так это и произошло. И так же мне хотелось, чтобы вовремя состоялись президентские выборы - в июне 2000 года. Это было очень важно для России. Мы создаем важнейший прецедент цивилизованной добровольной передачи власти, власти от одного Президента России другому, вновь избранному.
И все же я принял другое решение. Я ухожу. Ухожу раньше положенного срока.
Я понял, что мне необходимо это сделать. Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми, умными, сильными, энергичными людьми.
А мы, те кто стоит у власти уже многие годы, мы должны уйти.».
Задание №2:
Прочитайте текст и укажите о ком идет речь?
……………….— советский и российский государственный, политический и общественный деятель. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС. Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР, затем первый председатель Верховного Совета СССР. Единственный Президент СССР. Имеет ряд наград и почётных званий, наиболее известная из которых — Нобелевская премия мира 1990 года. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории.
Задание №3:
Напишите пропущенное понятие (термин).
____________ (МФА: [ˈɪn.tə.net]) — всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения, обработки и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть.
Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока. Главная цель — выяснить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т.е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой. Особенности курса история, его насыщенность теоретическим материалом предполагают проверку знаний по блокам, позволяющим сформировать целостную систему исторических знаний, теоретических положений, идей, обобщить и систематизировать знания.
Типичные ошибки учащихся
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
Недочетами являются: небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Оценивание устных ответов на уроках обществознания
Устная форма контроля осуществляется на каждом уроке, как в начале урочной деятельности, так и в конце урока. Основой для формулировки вопросов является учебник и методические пособия для учителя. При подготовке к уроку учащиеся используют текст параграфов, вопросы и задания после каждого параграфа.
Требования к оценке:
оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого;
оценка должна выполнять стимулирующую функцию;
оценка должна быть всесторонней;
Нормы оценок знаний учащихся по обществознанию за устный ответ
Оценка «5» ставится, если
представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если
представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если
представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если
представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Оценка«1» выставляется в том случае, если ответ не дан
Нормы оценок контрольных (тестовых) работ
Отметка «5» – если все задания выполнены;
Отметка «4» – выполнено правильно не менее ¾ заданий;
Отметка «3» – за работу, в которой правильно выполнено не менее половины работы;
Отметка «2» – выставляется за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Отметка «1» - если все задания не выполнены.
Нормы оценок выполненных задач:
Отметка «5» – если задача решена верно;
Отметка «4» – если задача решена с одной ошибкой (включая оформление);
Отметка «3» – если задача решена с двумя и более ошибками (включая оформление);
Отметка «2» – ответ задачи не верен.
Отметка «1» - если задача не решалась.
Нормы оценок работы с источниками, иллюстрациями, диаграммами, схемами
Такие задания имеют определенную специфику. Желательно, чтобы работа учащегося сводилась к мобилизации всех своих знаний по истории, чтобы правильно ответить на заданные вопросы.
Оценка«5» выставляется в том случае, если работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающийся работает полностью самостоятельно: подбирает необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки;
Оценка«4» выставляется в том случае, если самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы;
Оценка«3» выставляется в том случае, если работа выполняется при помощи учителя. Обучающийся показывает знания теоретического материала, но испытывает серьёзные затруднения при самостоятельной работе;
Оценка«2» выставляется в том случае, если обучающийся не подготовлен к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Оценка«1» выставляется в том случае, если работа не выполнена
Эссе по истории
Эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.
Эссе, как творческая форма контроля знаний, умений и навыков учеников. Такая форма контроля более подходит для рубежного вида проверки, после изучения раздела, главы. Заранее даётся перечень тем, вопросов, высказываний.
Эссе по истории имеет массу своих особенностей, отличающих его от эссе по другим предметам. И главная заключается в том, что оно представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим историческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.
Требования, предъявляемые к эссе:
Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
Критерии оценивания эссе:
Раскрытие смысла высказывания – 1 балл
Представление и пояснение собственной позиции – 1 балл
Характер и уровень приводимых суждений и аргументов – 3 балла
Максимальный балл- 5
Оценка«1» выставляется в том случае, если работа не выполнена
Оценка «2» если: имеется своя точка зрения. Проблема проанализирована слабо, аргументация практически отсутствует. Специальная терминология не используется;
Оценка «3» если: имеется своя точка зрения. Используются при подаче информации специальные термины. Приводятся доводы из личной или социальной жизни без их научного объяснения;
Оценка «4» если: присутствует свое мнение. При описании сути используются специальные понятия и термины. Приводится в качестве довода свой или чужой опыт, наблюдаемые явления. В малой степени имеется объяснение фактов из личной жизни с научной точки зрения; Оценка «5» если: при анализе проблематики показано свое мнение. Проведенный анализ дает однозначный ответ на поставленный вопрос. Присутствует теоретическое обоснование взглядов автора, сути проблемы и т.д. Имеется убедительная аргументация своих взглядов.Активно и к месту используются термины. Сформулированы итоговые выводы, подтверждающие или опровергающие изначально выдвинутую гипотезу.
Критерии оценивания письменного (развёрнутого) ответа на проблемные вопросы
Проблемный вопрос- это задание, направленное на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие.
Вопрос должен быть:
сложным, сопряженным с противоречиями;
увлекательным, но соответствующим логике науки;
ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;
предполагающим научный спор;
создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Оценка «5» ставится если:
- учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть;
-учащийся сумел изложить имеющиеся обществоведческие знания, раскрыв сущность поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую терминологию;
-проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе обществоведческого материала, подтверждающего собственную точку зрения.
Оценка «4» ставится если:
-учащийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какиезнания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на жизненном опыте.
Оценка «3» ставится если:
-учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению.
Оценка «2» ставится если:
-есть серьезные ошибки по содержанию.
Оценка«1» выставляется в том случае, если работа не выполнена
Критерии оценивания устного сообщения учащихся
Сообщение - это краткое изложение, при этом в ёмкой форме, передающее ясную и чёткую суть информации. Излагается в форме краткого доклада, задача которой донести определенную информацию не выходя из рамок заданной темы.
Высокий уровень (Оценка «5») оценивается сообщение, соответствующее критериям:
Соответствие содержания заявленной теме. Умение логично и последовательно излагать материалы доклада. Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения. Свободное владение монологической литературной речью. Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.;
Повышенный уровень (Оценка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого;
Базовый уровень (Оценка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы сообщения, но:
1)излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов;
2)не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;
3)излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, не владеет монологической речью;
Низкий уровень (Оценка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка«1» выставляется в том случае, если работа не выполнена
Примерные критерии оценивания творческих работ
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих видов:
а)письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б)художественная творческая работа(в изобразительного искусства, экранных искусств),представленная в виде прозаического стихотворного произведения, инсценировки, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
г)отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Индивидуальный проект
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2.Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3.Сформированность регулятивных действий, самостоятельно планировать свою познавательную деятельность и управлять ею во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4 Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Критерии оценивания исследовательских проектов обучающихся
Актуальность поставленной проблемы
(до 5 баллов)
Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?
От 0 до 1
Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов?
От 0 до 1
Верно ли определил автор актуальность работы?
От 0 до 1
Верно ли определены цели, задачи работы?
От 0 до 2
Теоретическая и \ или практическая ценность
(до 5 баллов)
Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.
От 0 до 2
Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области
От 0 до 2
Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость
От 0 до 1
Методы исследования
(до 2 баллов)
Целесообразность применяемых методов
От 0 до 1
Соблюдение технологии использования методов
От 0 до 1
Качество содержания проектной работы
(до 8 баллов)
выводы работы соответствуют поставленным целям
От 0 до 2
оригинальность, неповторимость проекта
От 0 до 2
в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы
Форматирование текста, нумерация и параметры страниц
0т 0 до 2
Итого: 28
Нормы оценивания рефератов
Реферат – это творческая работа учащегося, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное исследование определенной темы, проблемы. Реферат не является простым конспектом нескольких книг, а предполагает самостоятельное изложение проблемы, собственные рассуждения учащегося на базе содержащихся в литературе сведений.
Критерии оценки реферата (по 5-балльной системе):
- глубина и полнота раскрытия темы;
- адекватность передачи содержания первоисточнику;
- логичность, аргументированность изложения и выводов;
- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения);
- оформление (наличие плана, списка литературы, правильное цитирование, сноски и т.д.), качество сопроводительных материалов;
- личная позиция автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;
- стилистическая, языковая грамотность.
Оценка «5»- умение выбрать главное и конкретное;
- работа полно, грамотно раскрывает тему (учащийся использует обществоведческие термины, понятия, хорошо знает деятельность изучаемых личностей, разбирается в событиях, умеет их анализировать, высказывает личное мнение по данной теме, аккуратно выполняет работу, создает рисунки, схемы, презентации – при необходимости);
Оценка «4»- работа полно раскрывает тему, допущены небольшие неточности в формулировке обществоведческих понятий, терминов, учащийся высказывает собственное мнение по данной теме;
Оценка «3»- поднятая проблема раскрыта недостаточно полно, не всегда правильно выделяется главное, беден фактический материал, мало использовано дополнительной литературы. Реферат оформлен правильно, но имеются незначительные нарушения логики. Написан грамотно.
Оценка «2» - поднятая проблема не раскрыта, есть серьезные ошибки по содержанию.
Нормы оценивания творческих работ с применением ИКТ
Творческая работа - это задания поискового исследовательского характера, на определение причинно – следственных связей, на решение обществоведческих и ситуационных задач.
Оценивание работ на компьютере учащихся осуществляется по пятибалльной системе, включает следующие критерии:
- степень самостоятельности
- актуальность представленной работы
- творческий подход к созданию презентации
- оригинальность представления информации и оформления материалов
- достоверность и ценность представленной информации для окружающих
- эстетичность и оправданность различных эффектов
- уровень освоения и использования новых информационных технологий (графика, анимация, видео и др. )
- качество выступления, глубина и широта владения темой представленной работы
- аргументированность выводов, умение отвечать на вопросы оппонентов.
Критерии оценивания презентации
Титульный слайд с заголовком - 5 баллов
Минимальное количество – 10 слайдов, - 10 баллов
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) - 5 баллов
Библиография -10 баллов
Содержание Использование эффектов анимации -10 баллов
Вставка графиков и таблиц -15 баллов
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов -5 баллов
Организация
Текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и структурированы -15 баллов
Слайды представлены в логической последовательности - 15 баллов