kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ «ИСТОРИЯ» И «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Исходя из исследований современных ученых – ключевые компетентности – это определенные обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ «ИСТОРИЯ» И «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» »

Департамент образования Кемеровской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Новокузнецкий транспортно – технологический техникум»










Контроль и оценка компетенций обучающихся по дисциплинам

«История» и «Обществознание»













Преподаватели:

ВКК Губарь И.В.

ПКК ЮрищеваН.В.








Новокузнецк, 2014


Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Исходя из исследований современных ученых – ключевые компетентности – это определенные обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.

Цель компетентностей – помочь обучающемуся адаптироваться в социальном мире. Этого можно добиться при использовании новых инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность. Процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории и обществознания, является основой и залогом формирования ключевых компетенций. В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет:

  • внедрения эффективных педагогических технологий;

  • постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования;

  • использования информационно-коммуникационных технологий;

  • организации процесса личностного осмыслением исторического опыта.

При изучении истории у обучающихся должны быть сформированы следующие компетенции:

  1. Предметные

  2. Межпредметные

    1. - Ценностно-смысловые

    2. - Общекультурные

    3. - Учебно-познавательные

  3. Метапредметные:

    1. – Информационные

    2. - Коммуникативные

    3. - Социально-трудовые

    4. – Компетенции личностного самосовершенствования.

Предметные компетенции по истории

  • овладение системными знаниями об основных этапах, процессах и ключевых событиях истории России и человечества в целом, о месте своей страны во всемирной истории;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей;

  • осуществление сопоставительного анализа различных источников исторической информации, реконструкция на этой основе исторических ситуаций и явлений; объяснение причин и следствий исторических событий;

  • определение и обоснование своего отношения к различным версиям и оценкам событий и личностей прошлого;

  • способность конструктивно применять исторические и историко-культурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении.

Предметные компетенции по обществознанию

  • способность обоснованно высказывать суждения об обществе как целостной системе, о сущности и особенностях различных объектов социальной действительности, о современной России, её национальных интересах, актуальных проблемах и направлениях модернизации страны, о единстве и многообразии многонационального российского народа, о роли России в мире и задачах ее внутренней и внешней политики;

  • систематизация знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, о государственном устройстве и институтах гражданского общества, о Конституции РФ и системе российского законодательства, о способах регулирования общественных отношений, о способах защиты правопорядка в обществе;

  • осознание и объяснение сходства и различий между основными социальными ролями, гражданской и общественной деятельностью, межличностными и межнациональными отношениями, обязанностями и социально одобряемыми действиями, нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

  • готовность к выполнению типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • способность применять полученные знания для осмысления окружающей социальной действительности, определения собственной гражданской позиции.

Межпредметные компетенции

  • Умение принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (ценностно-смысловая компетенция);

  • Получать и использовать знания и опыт в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов; о культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций; о роли науки и религии в жизни человека (общекультурная компетенция);

  • самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (учебно-познавательная компетенция);

Метапредметные компетенции

  • осваивать современные средства информации и информационные технологии (информационная компетенция);

  • учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (коммуникативная компетенция);

  • обучающийся, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет, бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. (Социально-трудовая компетенция, компетенция личностного самосовершенствования).

Названные компетенции формируются с опорой на историческую и обществоведческую подготовку обучающихся, полученную в основной школе.

Оценивание образовательных результатов в рамках ФГОС – это совокупность взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, посредством которых уполномоченный орган (преподаватель, эксперт) устанавливает степень соответствия достигнутых обучающимися результатов требованиям ФГОС.

Принципы оценки компетенций

  • Обоснованность – средства оценки должны оценивать именно ту деятельность или компетенцию, которая является целью обучения. Всем лицам, проводящим оценку, следует руководствоваться одинаковыми критериями.

  • Достоверность – необходимо создавать одинаковые условия для оценки всем обучающимся: студентам надо обеспечить доступ к справочным источникам и информационным системам, а лица, проводящие оценку должны убедиться, что результат достигнут именно данным студентом, а не другим. Достоверность также означает проверку не механической памяти, а умений использовать знания в конкретных ситуациях трудовой деятельности.

  • Применимость – соответствие методов оценки имеющимся ресурсам

  • Гибкость – оценка проводится по мере подготовленности обучающегося, когда он готов продемонстрировать освоенные компетенции.


Контроль и оценка компетенций обучающихся по дисциплинам «История» и «Обществознание»

Освоенные компетенции

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

1. Предметные

Знает основные этапы, процессы и ключевые события истории

Знает и применяет терминологию

Объясняет причины и следствия событий

Применяет исторические и историко-культурные знания в социальной практике

Высказывает суждения об обществе как целостной системе, о сущности и особенностях различных объектов социальной действительности

Применяет полученные знания для осмысления окружающей социальной действительности, определения собственной гражданской позиции

Входной, текущий, рубежный, итоговый контроль

Практические работы

Фронтальные опросы

Тематическое тестирование

Промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачета или экзамена

Участие во внеаудиторной деятельности по учебной дисциплине


2. Ценностно-смысловые компетенции

Умеет принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков

Самостоятельная внеаудиторная деятельность

Методы проблемного обучения

Решение ситуационных задач, исследовательских проектов, практических работ поискового и исследовательского характера

3. Общекуль-турные компетенции

Умеет получать и использовать знания в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов; о культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций; о роли науки и религии в жизни человека

Наблюдение, анализ, оценка преподавателем выполнения практических, самостоятельных внеаудиторных заданий

Дискуссия

Защита проектов, докладов, рефератов, презентаций

Ролевая игра

Творческая работа

4. Учебно-познавательные компетенции

Умеет работать с текстом, Анализирует учебную информацию

Составляет план

Оценивает учебную информацию

Делает выводы

Понимает причинно-следственные связи

Анализ текстов

Поиск информации

Составление плана решения ситуационных задач, исследовательских проектов, практических работ поискового и исследовательского характера

Самостоятельная внеаудиторная деятельность

5. Информацион-ные компетенции

Владеет современными средствами информации и информационными технологиями.

Умеет производить поиск, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и осуществлять ее передачу.

Задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, составление планов к тексту, конспектов, построение диаграмм, схем, графиков, таблиц

Подготовка рефератов и докладов, сообщений по теме, подготовка стенгазет, объявлений, плакатов, электронных презентаций

6. Коммуникатив-ные компетенции

Умеет выступать перед аудиторией, давать монологический ответ, вести беседу, взаимодействовать в группе

Фронтальные опросы

Эвристические беседы

Защита проектов (рефератов, презентаций, докладов)

Дискуссии

Ролевая и деловая игра

Анкетирование

7. Социально-трудовые компетенции

Умеет выполнять работу над собственным проектом.

Осознает необходимость и значимость труда, который он выполняет

Умеет анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой

Владеет этикой трудовых и гражданских взаимоотношений

Задания с правовой, экономической и профориентационной направленностью, использование видео- и аудиоматериалов с последующим обсуждением, применение электронных образовательных ресурсов, использование практико-ориентированных (юридических) текстов, встречи со специалистами

Метод проектов.

Проведение в процессе внеаудиторной деятельности творческих конкурсов, викторин, олимпиад, профориентационных мероприятий.

8. Компетенции личностного самосовершен-ствования

Владеет способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании.

Проявляет психологическую грамотность, культуру мышления и поведения.

Практико-ориентированные, имитационные задания «ситуация» + «роль»

Творческие задания

Написание эссе

Дискуссия

Рефлексия и самооценка

Психологическое анкетирование


Одни и те же методы можно использовать для формирования нескольких общих компетенций, однако, весь перечень общих компетенций формируется не последовательно, а одновременно. Формирование общих компетенций происходит постоянно и не может быть обеспечено отдельным мероприятием даже в рамках одной дисциплины.



Виды самостоятельной работы и общие компетенции, развиваемые в процессе ее выполнения



Вид самостоятельной внеаудиторной работы

Развиваемые компетенции

1. Составление библиографического списка по теме, разделу

1 4 5 7

2. Составление глоссария

1 4 5 7

3. Подготовка конспекта

1 4 5 7

4. Изучение, конспектирование

1 4 5 8

5. Подготовка презентации

1 2 3 4 5 6 7 8

6. Написание эссе

1 2 3 4 5 7 8

7. Подготовка реферата

1 2 3 4 5 6 7 8

8. Разработка проекта

1 2 3 4 5 6 7 8

9. Составление кроссворда по теме, разделу

1 4 5 7



Код

Формулировка компетенции по ФГОС

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



Результаты освоения дисциплины «История»:


Требования к результатам обучения

Компетенции


В результате изучения предмета «История» на базовом уровне обучающиеся должны знать/понимать:

1.

основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории

ОК 1-5, ОК 7

2.

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития

ОК 2-5

3.

изученные виды исторических источников

ОК 2,ОК4, ОК 5


В результате изучения предмета «История» на базовом уровне обучающиеся должны уметь:


1.

соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории

ОК 2-5, ОК 7

2.

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников

ОК 2-5, ОК 7

3.

показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий

ОК 2-5, ОК 7

4.

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов

ОК 2-5, ОК 7

5.

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий

ОК 2-5, ОК 7

6.

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности

ОК 2-5, ОК 7


Результаты освоения дисциплины «Обществознание»:


Требования к результатам обучения

Компетенции


В результате изучения предмета «История» на базовом уровне обучающиеся должны знать/понимать:

1.

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений

ОК 1-5, ОК 7

2.

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

ОК 2-5

3.

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

ОК 2,ОК4, ОК 5

4.

особенности социально-гуманитарного познания

ОК 2,ОК4, ОК 5


В результате изучения предмета «История» на базовом уровне обучающиеся должны уметь:


1.

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития

ОК 2-5, ОК 7

2.

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

ОК 2-5, ОК 7

3.

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества)

ОК 2-5, ОК 7

4.

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

ОК 2-5, ОК 7

5.

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

ОК 2-5, ОК 7

6.

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

ОК 2-5, ОК 7

7.

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

ОК 1-5, ОК 7

8.

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике

ОК 1-5, ОК 7

9.

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

ОК 1-5, ОК 7



Уровни сформированности общих компетенций

1. Репродуктивный

1.1. воспроизведение теоретических знаний на основе эмоционального восприятия без достаточного понимания их сущности;

1.2. возникновение интереса к содержанию учебного предмета, построенного на основе интеграции содержания образования;

1.3. проявление умений идентификации, осуществление репродуктивной деятельности по воспроизведению учебной информации, полученной на основе такой интеграции;

1.4. владение стандартными методами решения учебных задач.

2. Трансформативный

2.1. теоретическое осмысление и анализ отдельных фактов и явлений интеграции содержания образования;

2.2. выполнение частично-поисковых практических действий;

2.3. продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний;

2.4. проявление умений самостоятельно устанавливать взаимосвязи содержания образования, определять способы собственной деятельности по осуществлению такой интеграции с учетом конкретных условий.

3. Креативный

3.1. самостоятельная деятельность обучающихся по творческому переносу знаний, полученных на основе интеграции компонентов содержания образования в совершенно новые ситуации, условия;

3.2. проявление умений теоретически анализировать и корректировать свою деятельность на основе приобретаемых знаний;

3.3. доведение результатов познавательной деятельности до творчески усовершенствованного продукта;

3.4. владение методологией научного исследования.


Оценочная шкала сформированности общих компетенций


Характеристика

Суждение

Балл

В полной мере присутствует

Ярко выражена

5

Не в полной мере присутствует

Хорошо выражена

4

Недостаточно присутствует

Удовлетворительно выражена

3

Слабо присутствует

Незначительно выражена

2

Отсутствует

Не выражена

1



Список источников

1. Зеленская Е. В. Компетентностный подход в образовании. http://elenazelenskaj.

ucoz.ru/news/2008-08-24-2

2. Краевский В.В., Хуторской А.В. «Предметное и общепредметное в образовательных стандартах». Педагогика. – 2003год. - №2.

3. Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сборник научно-практических трудов под редакцией Хуторского А.В. Москва: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК». 2007 год.

4. «Компетентностный подход в педагогическом образовании». Коллективная монография под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпициной. – Санкт Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 год.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования «Ученик в обновляющейся школе». Сборник научных трудов. — Москва:. ИОСО РАО, 2002.

http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

http://coollib.net/b/90181/read


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Губарь Ирина Викторовна

Дата: 28.04.2015

Номер свидетельства: 206667

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-4-klassa-umk-shkola-rossii-1"
    ["file_id"] => string(6) "246139"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446300205"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства