КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ «ИСТОРИЯ» И «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ «ИСТОРИЯ» И «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Исходя из исследований современных ученых – ключевые компетентности – это определенные обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Контроль и оценка компетенций обучающихся по дисциплинам
«История» и «Обществознание»
Преподаватели:
ВКК Губарь И.В.
ПКК ЮрищеваН.В.
Новокузнецк, 2014
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Исходя из исследований современных ученых – ключевые компетентности – это определенные обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.
Цель компетентностей – помочь обучающемуся адаптироваться в социальном мире. Этого можно добиться при использовании новых инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность. Процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории и обществознания, является основой и залогом формирования ключевых компетенций. В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет:
внедрения эффективных педагогических технологий;
постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования;
использования информационно-коммуникационных технологий;
организации процесса личностного осмыслением исторического опыта.
При изучении истории у обучающихся должны быть сформированы следующие компетенции:
Предметные
Межпредметные
- Ценностно-смысловые
- Общекультурные
- Учебно-познавательные
Метапредметные:
– Информационные
- Коммуникативные
- Социально-трудовые
– Компетенции личностного самосовершенствования.
Предметные компетенции по истории
овладение системными знаниями об основных этапах, процессах и ключевых событиях истории России и человечества в целом, о месте своей страны во всемирной истории;
способность применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей;
осуществление сопоставительного анализа различных источников исторической информации, реконструкция на этой основе исторических ситуаций и явлений; объяснение причин и следствий исторических событий;
определение и обоснование своего отношения к различным версиям и оценкам событий и личностей прошлого;
способность конструктивно применять исторические и историко-культурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении.
Предметные компетенции по обществознанию
способность обоснованно высказывать суждения об обществе как целостной системе, о сущности и особенностях различных объектов социальной действительности, о современной России, её национальных интересах, актуальных проблемах и направлениях модернизации страны, о единстве и многообразии многонационального российского народа, о роли России в мире и задачах ее внутренней и внешней политики;
систематизация знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, о государственном устройстве и институтах гражданского общества, о Конституции РФ и системе российского законодательства, о способах регулирования общественных отношений, о способах защиты правопорядка в обществе;
осознание и объяснение сходства и различий между основными социальными ролями, гражданской и общественной деятельностью, межличностными и межнациональными отношениями, обязанностями и социально одобряемыми действиями, нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
готовность к выполнению типичных социальных ролей человека и гражданина;
способность применять полученные знания для осмысления окружающей социальной действительности, определения собственной гражданской позиции.
Межпредметные компетенции
Умение принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (ценностно-смысловая компетенция);
Получать и использовать знания и опыт в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов; о культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций; о роли науки и религии в жизни человека (общекультурная компетенция);
самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (учебно-познавательная компетенция);
Метапредметные компетенции
осваивать современные средства информации и информационные технологии (информационная компетенция);
учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (коммуникативная компетенция);
обучающийся, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет, бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. (Социально-трудовая компетенция, компетенция личностного самосовершенствования).
Названные компетенции формируются с опорой на историческую и обществоведческую подготовку обучающихся, полученную в основной школе.
Оценивание образовательных результатов в рамках ФГОС – это совокупность взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, посредством которых уполномоченный орган (преподаватель, эксперт) устанавливает степень соответствия достигнутых обучающимися результатов требованиям ФГОС.
Принципы оценки компетенций
Обоснованность – средства оценки должны оценивать именно ту деятельность или компетенцию, которая является целью обучения. Всем лицам, проводящим оценку, следует руководствоваться одинаковыми критериями.
Достоверность – необходимо создавать одинаковые условия для оценки всем обучающимся: студентам надо обеспечить доступ к справочным источникам и информационным системам, а лица, проводящие оценку должны убедиться, что результат достигнут именно данным студентом, а не другим. Достоверность также означает проверку не механической памяти, а умений использовать знания в конкретных ситуациях трудовой деятельности.
Применимость – соответствие методов оценки имеющимся ресурсам
Гибкость – оценка проводится по мере подготовленности обучающегося, когда он готов продемонстрировать освоенные компетенции.
Контроль и оценка компетенций обучающихся по дисциплинам «История» и «Обществознание»
Освоенные компетенции
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
1. Предметные
Знает основные этапы, процессы и ключевые события истории
Знает и применяет терминологию
Объясняет причины и следствия событий
Применяет исторические и историко-культурные знания в социальной практике
Высказывает суждения об обществе как целостной системе, о сущности и особенностях различных объектов социальной действительности
Применяет полученные знания для осмысления окружающей социальной действительности, определения собственной гражданской позиции
Входной, текущий, рубежный, итоговый контроль
Практические работы
Фронтальные опросы
Тематическое тестирование
Промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачета или экзамена
Участие во внеаудиторной деятельности по учебной дисциплине
2. Ценностно-смысловые компетенции
Умеет принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков
Самостоятельнаявнеаудиторная деятельность
Методы проблемного обучения
Решение ситуационных задач, исследовательских проектов, практических работ поискового и исследовательского характера
3. Общекуль-турные компетенции
Умеет получать и использовать знания в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов; о культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций; о роли науки и религии в жизни человека
Наблюдение, анализ, оценка преподавателем выполнения практических, самостоятельных внеаудиторных заданий
Дискуссия
Защита проектов, докладов, рефератов, презентаций
Ролевая игра
Творческая работа
4. Учебно-познавательные компетенции
Умеет работать с текстом, Анализирует учебную информацию
Составляет план
Оценивает учебную информацию
Делает выводы
Понимает причинно-следственные связи
Анализ текстов
Поиск информации
Составление плана решения ситуационных задач, исследовательских проектов, практических работ поискового и исследовательского характера
Самостоятельнаявнеаудиторная деятельность
5. Информацион-ные компетенции
Владеет современными средствами информации и информационными технологиями.
Умеет производить поиск, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и осуществлять ее передачу.
Задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, составление планов к тексту, конспектов, построение диаграмм, схем, графиков, таблиц
Подготовка рефератов и докладов, сообщений по теме, подготовка стенгазет, объявлений, плакатов, электронных презентаций
6. Коммуникатив-ные компетенции
Умеет выступать перед аудиторией, давать монологический ответ, вести беседу, взаимодействовать в группе
Фронтальные опросы
Эвристические беседы
Защита проектов (рефератов, презентаций, докладов)
Дискуссии
Ролевая и деловая игра
Анкетирование
7. Социально-трудовые компетенции
Умеет выполнять работу над собственным проектом.
Осознает необходимость и значимость труда, который он выполняет
Умеет анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой
Владеет этикой трудовых и гражданских взаимоотношений
Задания с правовой, экономической и профориентационной направленностью, использование видео- и аудиоматериалов с последующим обсуждением, применение электронных образовательных ресурсов, использование практико-ориентированных (юридических) текстов, встречи со специалистами
Метод проектов.
Проведение в процессе внеаудиторной деятельности творческих конкурсов, викторин, олимпиад, профориентационных мероприятий.
8. Компетенции личностного самосовершен-ствования
Владеет способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании.
Проявляет психологическую грамотность, культуру мышления и поведения.
Одни и те же методы можно использовать для формирования нескольких общих компетенций, однако, весь перечень общих компетенций формируется не последовательно, а одновременно. Формирование общих компетенций происходит постоянно и не может быть обеспечено отдельным мероприятием даже в рамках одной дисциплины.
Виды самостоятельной работы и общие компетенции, развиваемые в процессе ее выполнения
Вид самостоятельной внеаудиторной работы
Развиваемые компетенции
1. Составление библиографического списка по теме, разделу
1 4 5 7
2. Составление глоссария
1 4 5 7
3. Подготовка конспекта
1 4 5 7
4. Изучение, конспектирование
1 4 5 8
5. Подготовка презентации
1 2 3 4 5 6 7 8
6. Написание эссе
1 2 3 4 5 7 8
7. Подготовка реферата
1 2 3 4 5 6 7 8
8. Разработка проекта
1 2 3 4 5 6 7 8
9. Составление кроссворда по теме, разделу
1 4 5 7
Код
Формулировка компетенции по ФГОС
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 7
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Результаты освоения дисциплины «История»:
№
Требования к результатам обучения
Компетенции
В результате изучения предмета «История» на базовом уровне обучающиеся должны знать/понимать:
1.
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории
ОК 1-5, ОК 7
2.
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития
ОК 2-5
3.
изученные виды исторических источников
ОК 2,ОК4, ОК 5
В результате изучения предмета «История» на базовом уровне обучающиеся должны уметь:
1.
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории
ОК 2-5, ОК 7
2.
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников
ОК 2-5, ОК 7
3.
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
ОК 2-5, ОК 7
4.
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов
ОК 2-5, ОК 7
5.
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий
ОК 2-5, ОК 7
6.
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
ОК 2-5, ОК 7
Результаты освоения дисциплины «Обществознание»:
№
Требования к результатам обучения
Компетенции
В результате изучения предмета «История» на базовом уровне обучающиеся должны знать/понимать:
1.
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений
ОК 1-5, ОК 7
2.
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
ОК 2-5
3.
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
ОК 2,ОК4, ОК 5
4.
особенности социально-гуманитарного познания
ОК 2,ОК4, ОК 5
В результате изучения предмета «История» на базовом уровне обучающиеся должны уметь:
1.
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
ОК 2-5, ОК 7
2.
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
ОК 2-5, ОК 7
3.
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества)
ОК 2-5, ОК 7
4.
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
ОК 2-5, ОК 7
5.
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
ОК 2-5, ОК 7
6.
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
ОК 2-5, ОК 7
7.
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
ОК 1-5, ОК 7
8.
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике
ОК 1-5, ОК 7
9.
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
ОК 1-5, ОК 7
Уровни сформированности общих компетенций
1. Репродуктивный
1.1. воспроизведение теоретических знаний на основе эмоционального восприятия без достаточного понимания их сущности;
1.2. возникновение интереса к содержанию учебного предмета, построенного на основе интеграции содержания образования;
1.3. проявление умений идентификации, осуществление репродуктивной деятельности по воспроизведению учебной информации, полученной на основе такой интеграции;
1.4. владение стандартными методами решения учебных задач.
2. Трансформативный
2.1. теоретическое осмысление и анализ отдельных фактов и явлений интеграции содержания образования;
2.2. выполнение частично-поисковых практических действий;
2.3. продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний;
2.4. проявление умений самостоятельно устанавливать взаимосвязи содержания образования, определять способы собственной деятельности по осуществлению такой интеграции с учетом конкретных условий.
3. Креативный
3.1. самостоятельная деятельность обучающихся по творческому переносу знаний, полученных на основе интеграции компонентов содержания образования в совершенно новые ситуации, условия;
3.2. проявление умений теоретически анализировать и корректировать свою деятельность на основе приобретаемых знаний;
3.3. доведение результатов познавательной деятельности до творчески усовершенствованного продукта;
3.4. владение методологией научного исследования.
Оценочная шкала сформированности общих компетенций
Характеристика
Суждение
Балл
В полной мере присутствует
Ярко выражена
5
Не в полной мере присутствует
Хорошо выражена
4
Недостаточно присутствует
Удовлетворительно выражена
3
Слабо присутствует
Незначительно выражена
2
Отсутствует
Не выражена
1
Список источников
1. Зеленская Е. В. Компетентностный подход в образовании. http://elenazelenskaj.
ucoz.ru/news/2008-08-24-2
2. Краевский В.В., Хуторской А.В. «Предметное и общепредметное в образовательных стандартах». Педагогика. – 2003год. - №2.
3. Компетенции в образовании:опыт проектирования. Сборник научно-практических трудов под редакцией Хуторского А.В. Москва: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК». 2007 год.
4. «Компетентностный подход в педагогическом образовании». Коллективная монография под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпициной. – Санкт Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 год.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования «Ученик в обновляющейся школе». Сборник научных трудов. — Москва:. ИОСО РАО, 2002.