Просмотр содержимого документа
«Конституционная комиссия 1993 года как основа правовой социализации старшеклассников.»
Конституционная комиссия 1993 года как основа правовой социализации старшеклассников.
Что является более ироничным чем то что началом и концом Конституционной комиссии и идеологии создания демократического государства послужило избрание на высшую должность Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина. Именно этот человек окружил себя людьми борющимися за справедливость, и демократия и именно он в последствии принимал решения об их отстранении.
КОНСТИТУЦИОННАЯ КОМИССИЯ - комиссия Съезда народных депутатов РСФСР, затем и Р.Ф (1990- 1993), подготовившая проект Конституции РФ 1993.
Идея новой конституции начала своё возрождения с 1987 - 88 года, на семинаре "Модели социализма" в межрегиональном клубе "Перестройка" где образовывалась новая волна конституционализма. Ими был подготовлен документ "Демократический наказ" что позднее преобритало свои отголоски в документах А.Д.Сахарова "Декрет о власти" и в первых набросках "декрета о государственном суверенитете РСФСР"
9 июня 1989 года принято постановления съездом депутатов "Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР" в котором было выражено общее мнение о начали работы по подготовке новой конституции и создание конституционной комиссии под приседательством М.С Горбачёва в состав с депутатами А.Д.Сахаровым и О.Т.Богомоловым и Б.Н.Ельцина.
Официальное же формирование конституционной комиссии было положено с договорённостью между Ельциным и О.Г.Румянцевым о формирование конституционной комиссии на первом съезде взамен в содействии О.Г.Румянцева в балатировании Б.Н.Ельцина 25.мая1990 года на должность Председателя верховного совета РСФСР. Что и произошло 16 июня 1990 г на основе Постановления I Съезда народных депутатов РСФСР. С этого момента начался отчёт с начало создания и до начало конца справедливого конституционного строя.
Председателем Комиссии был избран Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин, заместителем председателя Комиссии – первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Р. И. Хасбулатов.
В соответствии с проектом постановления в состав комиссии должны были входить 62 человека из которых 58 народных депутатов и 4 учёных ( в нём были учтены лица которые хотели участвовать в создании комиссии) но позднее состав был увеличен до 102 человек и с потоком времени сократился до 98.
Состав конституционной комиссии постоянно избирался на новые должностные места что в свою очередь подкрепляла её статус
I Съезд народных депутатов РСФСР 16 июня 1990 поставил перед Конституционной комиссией две задачи: подготовку проекта новой Конституции и (до ее принятия) разработку законов об изменениях, вносимых в действовавшую в то время Конституцию. Вторая задача содержалась в Постановлении съезда 20 июня 1990 года о " Механизме народовластия РСФСР" которую конституционная комиссия выполняла в сотрудничестве с Комитетом Верховного Совета РФ подороботке принятый за основу Декрет о власти и его представление на рассмотрение съезда.
22 июня 1990 в перерыве между заседаниями Съезда в Большом Кремлевском Дворце прошло первое планерное заседание Конституционной комиссии. На нём было получено согласие комиссии на решение организационных вопросов и начало работы над выполнениям поручения Съезда.
По итогам заседания Б.Н.Ельцин издал распоряжения "О порядке деятельности Конституционной комиссии" в утвердил секретарем Комиссии О. Г. Румянцева; в ноябре 1991 г. на очередном заседании Комиссии его избрали ответственным секретарем Комиссии с правами председателя комитета Верховного Совета Российской Федерации.
Распоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР в составе Конституционной комиссии была создана рабочая группа из 31 депутата и 8 экспертов. Рабочей группой руководил О. Г. Румянцев. Эта группа выполнила основную работу по подготовке проекта новой Конституции. С согласия Конституционной комиссии, участие в рабочей группе было открытым для всех народных депутатов.
Из 31 человека 25 были обществоведами 22 докторами и кандидатами различных наук.
В их задачи входили непосредственная проработка содержательных вопросов и обеспечение выполнения установленного графика
Все принципиальные решения, связанные с подготовкой проекта Конституции, принимались на пленарных заседаниях Конституционной комиссии. На них обсуждались актуальные вопросы деятельности Комиссии; все варианты проекта, разрабатывавшегося рабочей группой; вносились альтернативные проекты; рассматривались поправки в действующую Конституцию и их соотношение с положениями проекта; обсуждался конституционный процесс в Российской Федерации.
Пленарные и рабочие заседания были открытыми, в них принимали участие также народные депутаты РФ – не члены Комиссии, представители регионов России, отечественные и зарубежные ученые
Работа над проектом новой Конституции РФ началась сразу же после создания Конституционной комиссии и ее рабочей группы.
В июле – августе 1990 г. шла подготовка к написанию проекта: сбор материалов; командировки по России, СССР, за рубеж; обсуждения с учеными и политиками. Была организована работа Комиссии, были подключены эксперты и исследовательские центры (группу экспертов в то время возглавил профессор В. Д. Зорькин, впоследствии избранный Председателем Конституционного Суда РФ), положено начало формированию конституционной библиотеки, налажено регулярное информационное обеспечение членов Комиссии необходимыми разработками.
К октябрю был подготовлен и разослан членам Конституционной комиссии первый вариант целостного проекта. На пленарных заседаниях он подвергся обсуждению и был утвержден в качестве рабочей основы 12 октября 1990 г., а 12 ноября рекомендован к публикации. В ноябре–декабре проект был опубликован в центральной и местной печати общим тиражом около 40 миллионов экземпляров, сразу привлек широкое внимание и стал отправной точкой обстоятельного обсуждения.
На следующем этапе работа Конституционной комиссии была сконцентрирована на изучении предложений и замечаний, направлявшихся в Комиссию народными депутатами и органами власти всех уровней, общественными объединениями, гражданами РФ и республик Союза ССР; на анализе ряда проектов, поступивших в соответствии с условиями ранее объявленного конкурса (одному из них – проекту Саратовского юридического института – была присуждена вторая премия, первая не присуждалась). Значительное время было посвящено согласованию позиций с альтернативным проектом, представленным членами Конституционной комиссии, принадлежавшими к фракции «Коммунисты России». В ряде случаев удалось выработать компромиссные формулировки. О масштабе проделанной в то время работы можно судить по тому, что с момента публикации до 15 марта 1991 г. поступило в Комиссию и было обработано 3864 письма с содержательными предложениями (из них 2964 полностью или частично поддерживали проект и 876 оценивали его в той или иной степени негативно).
На II–IV Съездах народных депутатов РФ проект новой Конституции в силу различных причин не обсуждался, но работа Конституционной комиссии в этот период нашла отражение в изменениях, которые вносились в действующую Конституцию. Все это время продолжалась также работа по уточнению и согласованию принятого ранее в качестве рабочей основы проекта, один из следующих вариантов которого был опубликован в октябре 1991 г. («Конституционный вестник», № 8), распространен среди депутатов разослан в научные, государственные организации и вызвал новый поток откликов, предложений и замечаний, которые стали предметом дальнейшей проработки в Конституционной комиссии.
В ноябре 1991 г Проект новой Конституции в уточненной редакции по решению Конституционной комиссии и Совета Республики Верховного Совета РФ был представлен Президентом РФ Б. Н. Ельциным V Съезду народных депутатов РФ, обсужден и принят к сведению. Так же Съездом были расширены задачи Конституционной комиссии, которая стала еще и обеспечивать соответствие конституций республик в составе РФ положениям общероссийской Конституции – как действующей, так и проекту новой. Съезд добавил Комиссии не только обязанности, но и права. Конституционной комиссии был придан статус постоянно действующего органа. Для этого Съезд поручил Верховному Совету утвердить Положение о Конституционной комиссии, что Верховный Совет и сделал 22 января 1992 г. В Положении были определены вопросы ведения Конституционной комиссии, порядок ее работы и внутренняя организация. Конституционной комиссии были предоставлены права постоянной комиссии палаты, комитета Верховного Совета РФ. И так же было принято решение о делегировании Президенту России указного права по вопросам радикальной экономической реформы
После этого Конституционная комиссия продолжила работу над проектом, который был представлен ею в Верховный Совет РФ. В марте 1992 г. Верховный Совет РФ последовательно рассмотрел все разделы очередного варианта проекта, провел голосование по внесенным поправкам к его отдельным статьям и одобрил представленный текст (Совет республики – все разделы, Совет Национальностей – все, за исключением двух).
18 апреля 1992 г. VI Съезд народных депутатов РФ одобрил общую концепцию конституционных реформ в Российской Федерации, положенную в основу проекта новой Конституции РФ, а также основные положения проекта, подготовленного Конституционной комиссией, в варианте, одобренном Верховным Советом РФ. И поручил Верховному Совету и Конституционной комиссии завершить доработку проекта с учетом предложе
ний и замечаний Президента РФ, Съезда народных депутатов и Верховного Совета, народных депутатов РФ, а также регионов и граждан РФ и внести доработанный проект на очередной Съезд, что и было выполнено Конституционной комиссией.
После завершения VI Съезда в соответствии с его решениями и постановлением Конституционной комиссии от 29 июля 1992 г. рабочая группа и научно-консультативный совет Комиссии с участием заинтересованных специалистов и политиков вновь занялись доработкой проекта и рассмотрением поправок к нему. Пик этой работы пришелся на период со 2 сентября по 14 октября 1992 г. Всего в период VI Съезда и вскоре после него в адрес Комиссии поступило свыше четырех тысяч поправок к проекту, в том числе: 450 – от народных депутатов РФ и органов, имеющих право законодательной инициативы; 21 поправка от Президента РФ; 680 – от республик, краев, областей, автономных округов, столичных городов. Отдельно следует отметить интересные поправки, присланные Конституционной комиссией Совета Европы («За демократию через право»).
В соответствии с постановлением VII Съезда народных депутатов РФ от 12 декабря 1992 г. «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации» рабочая группа Конституционной комиссии подготовила текст вопросов для референдума, содержащих основные положения проекта Конституции. 29 января 1993 г. эти вопросы были утверждены на Президиуме Верховного Совета РФ и направлены в постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета РФ, Президенту РФ и Конституционному Суду РФ, а также в Конституционную комиссию для доработки и согласования. Однако на заседании Конституционной комиссии 7 февраля 1993 г. Б. Н. Ельцин негативно отозвался об этих тезисах. И на референдум 25 апреля вместо них были вынесены вопросы о доверии ветвям власти.
(Хотелось бы уточнить что дополнительные полномочия президента Ельцина истекли в декабре 1992 что стало оспариваться администрацией президента и привело к бескомпромиссной экономической борьбе
Весной 1993 г. появился альтернативный официальному проект Конституции РФ – «президентский»; он был взят за основу Конституционным совещанием, начавшим свою работу в Кремле 5 июня 1993 г. Хотя Конституционное совещание внесло в текст множество положений из проекта Конституционной комиссии, конечный вариант все же не получился столь же согласованным и взвешенным, как проект Конституционной комиссии.
29 апреля 1993 было принято постановление "О завершении работы над проектом Конституции" в котором предлагалось принять её на 10 Съезде народных депутатов 17.ноября.1993.
Одновременно в тайне был подготовлен и завизирован рядом должностных лиц президентский указ который был принят РФ Б. Н. Ельциным Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе», распустивший Съезд народных депутатов, с последующим расстрелом здания парламента. 12 декабря 1993 г. на референдум Б. Н. Ельциным был вынесен проект конституции, закрепившей за президентом всю полноту власти.