План-конспект для урока "Введение. Живое Средневековье". Содержит цели и задачи занятия, основной материал для проведения урока по вышеобозначенной теме. Включает описание основных этапов урока. Примерные вопросы и задания для учащихся, применяемых в ходе занятия. Примерные вопросы на закрепление изученного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект. Введение. Живое Средневековье »
«Введение. Живое Средневековье»
Цель:
Образовательная: систематизировать знания учащихся об основных периодах истории Средних веков. Дать первичное понятие об периодизации Средневековья, основных сословиях средневекового общества. Привести примеры исторических источниках, помогающих изучать историю.
Развивающая: развить умение сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы на основе представленного материала.
Воспитательная: развить познавательный интерес к истории. Показать значимость изучения истории Средневековья.
Тип урока: изучения нового материала.
Оборудование: видеоурок и тест по теме: «Введение. Живое Средневековье». Учебник «История Средних Веков для 6 класса», Агибалова Е.В., Донской Г.М., 2006.
Ход урока:
1. Организационный этап
Преподаватель здоровается с учащимися, делает необходимые отметки в документах. Сообщает тему занятия: «Введение. Живое Средневековье».
2. Введение в новый материал
Сегодня мы переходим к изучению нового большого раздела в истории: периоду Средних веков или Средневековью.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим материал по истории Средних веков, с которым нам предстоит работать в течение учебного года.
Определимся с датировкой этого периода. Назовём его особенности. Познакомимся с устройством общества средневековых людей. Узнаем, как происходит изучение этого периода времени.
3. Изложение нового материала
Преподаватель предлагает учащимся вспомнить:
1. Историю каких стран и народов вы изучали в 5 классе (прошедшем полугодии)?
2. С какими обществами вы познакомились?
Такое название период Средних веков получил, так как находится между Древностью и Новым временем.
В Западной Европе этот период охватывает промежуток времени с 5 по 15 век. В иных регионах – по-разному, где-то Средневековье наступило раньше, где-то – позже.
Средние века делятся на три периода. Раннее – с 5 по 11 века, Высокое (или зрелое) – с 11 по 14 и Позднее Средневековье – с 14 по 15 век.
Развитие человечества в различных частях мира шло неравномерно. Наравне с высокоразвитыми цивилизациями Европы, Азии , Америки жили народы, которые еще находились на уровне первобытного общества
Задает вопросы:
1. Дайте определение периоду «Древний Мир».
2. Постарайтесь по такому же образцу объяснить, что такое Средневековье.
Теперь дадим развернутое определение термину «Средневековье». История средних веков – это период истории обществ 5 – 15 веков, у каждого их которых были своя религия, язык, материальная и духовная культура, а так же государственный строй.
Задает вопросы:
1. Какой строй был господствующим в период «Древнего Мира»?
2. Какие категории населения стран Древнего мира вам известны? В чём заключались их права и обязанности?
В большинстве цивилизаций Средневековья господствовал феодальный строй. Для того, что бы разобраться в этом понятии предлагаю вам ознакомиться со структурой общества в Средние века.
Во главе общества находились феодалы. У них во владении была земля, они управляли государством, из них складывалось войско для защиты страны.
Мелкие феодалы подчинялись более крупным и получали за это плату в виде землевладений. Такая система подчинения называется феодальной лестницей. У неё была одна особенность: вассалы подчинялись только своим сеньорам. Отсюда принцип: «вассал моего вассала – не мой вассал».
Ещё одним важным сословием было духовенство – «те, кто молится». Они были свободными и жили за счет крестьян и феодалов, взамен «вымаливая» их грехи.
Основную массу населения составляли крестьяне. Они вели своё небольшое хозяйство и должны были платить за это феодалу налог. Крестьяне были в личной зависимости от феодала.
Но крестьянин не был как древний раб «говорящим орудием труда», главное отличие – он не был собственностью своего феодала.
Таким образом, феодальный строй – это общественно-экономическая формация, пришедшая на смену рабовладению, основанная на собственности феодала на землю и на эксплуатации крестьян, находящихся от него в личной зависимости.
Поэтому и структура феодального общества состоит из трех групп людей: «те, кто молится» – духовенство; «те, кто воюет» – феодалы; «те, кто работает» – крестьяне и ремесленники.
Задает вопросы:
1. Вспомните, каким образом современным учёным стало известно об дописьменной истории человека?
2. Каким образом происходило изучение древней истории?
3. Какие науки помогают узнать о прошлом людей?
Как и история Древнего Мира, история Средних веков изучается при помощи исторических источников. С периода Средневековья их сохранилось достаточно много. Это здания храмов и замков, книги и картины, орудия труда и оружие.
Но для удобства принято делить исторические источники на группы.
Вещественные источники: здания, предметы быта.
Письменные: различные летописи, хроники, научные труды.
Произведения искусства: живопись, скульптура.
Все эти источники могут много рассказать нам о жизни людей в ту эпоху.
4. Закрепление изученного материала
Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопросы по изученному материалу:
1. Для чего надо знать историю Средних веков?
2. Какой промежуток занимает Средневековье в истории?
3. Какие основные сословия существовали в тот период? Кратко опишите каждое из них.
4. Объясните принцип: «вассал моего вассала – не мой вассал».
5. Каким образом историк получает разнообразные сведения о прошлом? Что такое исторические источники? Какие виды исторических источников вам известны?
5. Итоговое обобщение. Домашнее задание
История помогает воссоздать картину жизни людей далекого прошлого и ознакомить вас с ней. Но изучение истории — сложный процесс воссоздания прошлого, состоящий из сообщений источников, собственных представлений учёных, опыта других наук. Поэтому к изучению истории нужно подходить весьма ответственно, тогда она откроет перед вами свои тайны и поможет разобраться в настоящем.
Преподаватель задает домашнее задание в соответствии с изученным материалом.
6. Рефлексия
Проводится в свободной форме с целью выявления качества проведенного занятия.