kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-викторины по теме: "Династия Романовых"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для закрепления изученного материла, провение урока-викторины по теме: "Династия Романовых".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-викторины по теме: "Династия Романовых"»



Министерство образования Новосибирской области.

Искитимский филиал ГБПОУ НСО «Новосибирский строительно-монтажный колледж»









Рассмотрено: «Утверждаю»

На заседании комиссии Зав. Учебной частью

Общеобразовательных дисциплин Пицына Т.М. __________

Протокол № ___ от «__»_____2018 «___»____________2018

ППЦК Мешалкина Н.В.







УРОК-ВИКТОРИНА ПО ИСТОРИИ НА ТЕМУ: «ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ»







Выполнил

преподаватель

истории Говор Г.Д.





2018

Цель проведения викторины: воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения, понимания необходимости осмысления прошлого и извлечения из него уроков, через воспоминание о высоких идеалах наших предков формирование чувства сопричастности своей истории и обогащение как в духовном, так и в интеллектуальном смысле.

Задачи:

  • знакомство учащихся с успехами и достижениями России во времена правления династии Романовых;

  • понимание необходимости преемственности исторического пути России и своей связи с историческим прошлым;

  • развитие интереса к великому прошлому своей страны, умения поиска логических решений поставленных задач;

  • развитие патриотизма, уважения к историческому прошлому своей страны.

Общие методические указания:

Викторина приурочена периоду правления Династии Романовых, посвященных историческому прошлому России. Для проведения мероприятия используется мультимедийная презентация (показ слайдов).

Технические средства и оформление:

  • проектор и ноутбук для показа презентации;

  • заранее распечатанные листы для 2 команд с одинаковым количеством вопросов для размышления;

  • распечатанный лист с блиц – вопросами для ведущего викторину преподавателя;

  • портреты царей и императоров династии Романовых для оформления зала, в котором проводится викторина.

Необходимая подготовительная работа:

В викторине участвуют студенты 1 курса, которые формируют необходимое количество команд с заранее придуманными названиями и выбранными капитанами команд.

Данная Презентация рассчитана на 2 команды и предусматривает необходимость заранее распечатать вопросы для размышления для 3 тура викторины, а также заранее приготовленные предметы для промежуточных туров с «черным ящиком».

В начале викторины предусмотрена разминка в виде коротких блиц – вопросов, требующих короткого ответа. Она проводится ведущим викторину учителем без использования демонстрационного материала.

В презентации – 60 слайдов, содержащих 3 тура с вопросами, сгруппированными по разделам:

«1 тур. Узнай по портрету правившего Государя или Государыню», промежуточный тур с «черным ящиком»,13 вопросов.

«2 тур. С чьим правлением связаны следующие факты?»,

промежуточный тур с «черным ящиком», 6 вопросов.

«3 тур. Вопросы для размышления» и завершающий тур

с «черным ящиком».14 вопросов.

В презентации каждый вопрос расположен на отдельном слайде.

Ответы в турах с «черным ящиком», а также 3 туре – открываются на следующем слайде щелчком. Слайды промежуточных туров с «черным ящиком» содержат аудиофайл с James Last «Ra-ta-ta», музыка которого используется в известной игре «Что? Где? Когда?».

При создании работы использованы Интернет-ресурсы:



ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Содержание

В 2018 году исполнилось 405 лет с момента венчания на царство первого монарха династии Романовых. Оценивая жизненный путь героев прошлого, все мы должны понять, что и сегодня нам необходимо научиться находить не то, что разобщает, а то, что сближает нас, уважать, слышать и понимать друг друга. Нам необходимо и сегодня чувство причастности к нашей неразрывной и общей истории и благодарности к членам правившей в России династии, которые в большинстве своем искренне стремились к величию России и к исполнению своего нелегкого долга.

Вопросы для болельщиков команд для индивидуального набора очков (по карточкам): (Приложение 1)



В викторине принимают участия группы Г-17-1,

1команда

1.Востриков Михаил

2.Коряжихин Саша

3.Маркус Данил

4.Бахарев Артем

5.Счастных Яна

6.Синяков Даниил


2команда

1.Келлер Алина

2.Казанцева Ксения

3.Коробов Матвей

4.Барбей Ирина

5.Вдовин Слава

6.Бобина Катя



























(Приложение 1)

Викторина с болельщиками

1.При каком правителе столицей Российской Империи стал Петербург?

Ответ (Петр I)

2.Кто был первым царем в династии Романовых? Ответ (Михаил)

3.Чьим сыном был император Александр I? Ответ (НиколаяI)

4.Как звучит прозвище царя Алексея Михайловича Романова? Ответ (Тишайшие)

5.Кто управлял Российским государством до совершеннолетия Петра I?

Ответ (Федор).


6.При каком императоре в России появляется регулярная армия (благодаря рекрутской повинности 1705 года)? Ответ (Петр I)

7.Какой орган высшей церковной власти появился в России в 1721 г.? Ответ(Синод)

8.Какой российский город был образован в 1703 году, благодаря Петру Великому? Ответ (Петербург)

9.Высший государственный орган, учрежденный Петром I, как высший орган по делам законодательства и государственного управления? Ответ (Сенат)

10. Какую войну вела Россия с 1700 по 1721 гг.? Ответ (Северную)

11.Какой титул получил Петр Великий за победу, одержанную в Северной войне? Ответ (Император)

12.Как называется первый российский музей, открытый в 1719 году по инициативе Петра I? Ответ (Кунсткамера)

13.Оставил ли император Петр Великий завещание о престолонаследии?

Ответ (нет)

14.Кто фактически управлял Российской империей в правление императрицы Анны Иоанновны? Ответ (Бирон)

15.Как звучит прозвище императрицы Екатерины II? Ответ (Великая)

16.Каким сословиям императрица Екатерина II направила Жалованные грамоты в 1785 году? Ответ (Дворянам)

17.Какому российскому правителю посвящен памятник на Сенатской площади в Санкт-Петербурге? (скульптор Э.М. Фальконе) Ответ (Александру I)

18.Назовите имя императора Российской империи, убитого в результате заговора 11 марта 1801 года. Ответ (Александр II)

19.С каким европейским государством России пришлось воевать в ходе Отечественной войны 1812 года? Ответ (Франция)

20.При каком императоре была построена первая железная дорога в России? Ответ(НиколаеI)

21.В 1837 году в России появилась первая железная дорога. Какие населённые пункты она соединяла? Ответ (Петербург-Москва)

22.Окончилась ли победой для России Крымская война, в разгар которой скончался император Николай I? Ответ(нет)

23.Как звучит прозвище императора Александра II? Ответ (Освободитель)

24.Назовите дату подписания императором Александром II Манифеста "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей". Ответ (1861г)

25.От рук какой революционной террористической организации погиб Александр II? Ответ (Народовольцы)

26.Преобразования какого российского императора получили название контрреформы? Ответ (Александра III)

27.С каким государством России пришлось воевать при императоре Николае II в течение 1904-1905 гг.? Ответ (Япония)

28.В какой день недели произошли события 9 января 1905 года?

Ответ (в воскресенье)


29.Кто возглавил манифестацию 9 января 1905 года, которая была расстреляна правительственными войсками? Ответ (священник Гапон)

30.В каком городе был расстрелян император Николай II со своей семьей? Ответ (г. Екатеринбург)

31.Какие страны входили в состав Антанты к началу Первой мировой войны? Ответ (Россия, Франция, Англия)

32.Он был единственным в России, кто стал императором не после отца, а после брата-императора. Ответ: (Николай I)









1 тур «Узнай по портрету правившего Государя или Государыню». Слайд№2

1. Если бы д'Артаньян поехал не в Англию, а в Россию, он застал бы здесь чрезвычайно романтический, но очень мало отраженный в литературе период истории. При дворе какого царя, почти ровесника Атоса, он бы оказался? Слайд содержит портрет царя Михаила Федоровича). №3

2.Бывшая герцогиня Курляндская, была приглашена на Российский престол и правила страной 10 лет (слайд содержит портрет императрицы Анны Иоанновны). №4

3.Этот император запретил употребление в России слов "общество", "гражданин", "отечество" и "курносый". Назовите его имя (слайд содержит портрет императора Павла I). №5

4. В это время могущество государства Российского и его авторитет в мире были так велики, что канцлер Безбородко любил говорить: "...Ни одна пушка в Европе без нашего разрешения выпалить не смеет". А кто в это время был у власти? (слайд содержит портрет императрицы Екатерины II). №6

5. Заполняя анкету в ходе Всероссийской переписи населения, этот император в графе "род занятий" написал: "Хозяин земли русской". Назовите его имя (слайд содержит портрет императора Николая II). №7

6. Первая русская женщина-драматург принадлежала к самой верхушке общества. Ее перу принадлежит пьеса "О святой Екатерине Великомученице". Ролей в театре она не играла, но в российской истории она сыграла достаточно заметную роль. Умерла она в возрасте 47 лет под именем монахини Сусанны (слайд содержит портрет царевны Софьи) .№8

7 Сначала он был зачислен в одну из рот Преображенского полка барабанщиком, затем солдатом, а когда в полку была учреждена бомбардирская рота – первым бомбардиром, досконально знал все мелочи морской службы и кораблестроения; любил токарное дело и мог часами работать на токарном станке (слайд содержит портрет императора Петра I). №9

8.Знаток церковной службы, свободное от дел время любил посвящать соколиной охоте; даже написал трактат на эту тему; сочинял стихи, увлекался театром (слайд содержит портрет царя Алексея Михайловича) №10

9.Его судьба была тесно связана с восстанием декабристов. Можно сказать, его жизнь и свобода из-за этого восстания висели на волоске. Не без мрачного юмора в личных письмах он называл декабристов "мои друзья по 14-му числу". Назовите его имя и отчество (слайд содержит портрет императора Николая I). №11

10 Стояла глухая ноябрьская ночь. От Смольного к Зимнему шла группа людей, имеющая целью свержение существующего правительства. Назовите фамилию, имя и отчество женщины, возглавлявшей эту группу (слайд содержит портрет императрицы Елизаветы Петровны) .№12

11.Удостоен особого эпитета в русской исторической науке – Освободитель. Погиб в результате террористического акта (слайд содержит портрет императора Александра II) №13

12.Известный писатель-историк русского зарубежья Марк Алданов утверждал, что "в династии Романовых, если не считать Петра", этот "коронованный Гамлет" был самым выдающимся человеком. А французская писательница де Сталь в частном разговоре сказала этому человеку: "Ваш характер – лучшая конституция для империи вашей!" (слайд содержит портрет императора Александра I).№ 14

13.В русской исторической науке получил эпитет – Миротворец. Отличался высоким (193 см) ростом. В юности обладал исключительной силой – пальцами гнул монеты и ломал подковы (слайд содержит портрет императора Александра III). №15

Промежуточный тур с «черным ящиком». Вносится «черный ящик» под музыку James Last «Ra-ta-ta». №16

На карте Москвы целых четыре Кисловских переулка: Большой, Малый, Средний и почему-то Нижний, хотя заметного перепада высот в этом районе не наблюдается. А история названия уходит еще во времена Ивана Грозного. Тогда целая слобода "узких специалистов" поставляла для царского стола то, что как раз называют "северным лимоном". Возможно, поэтому ни сам Иван Васильевич, ни Федор Иоаннович с Борисом Годуновым, ни Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы, ни их чада и домочадцы не страдали цингой. Что же поставляла Кисловская слобода к царскому столу? Слайд№17

Ответ: квашеную капусту (слайд содержит изображение квашеной капусты и из «черного ящика» также извлекается соответствующий продукт) №18

2 тур: С чьим правлением связаны следующие факты?Слайд №19

1.– Указ «о вольных хлебопашцах»
– Негласный комитет
– Тильзитский мир (слайд содержит изображения событий правления императора Александра I) №20

2. Учреждена Академия художеств
– Семилетняя война
3.– Открыт Московский университет (слайд содержит изображения событий правления императрицы Елизаветы Петровны).№21

4-. Туркманчайский договор с Турцией
– Создан корпус жандармов во главе с А.Х.Бенкендорфом
– Победа русской эскадры П.С.Нахимова в Синопской бухте (слайд содержит изображения событий правления императора Николая I).№ 22

5– Роспуск Верховного тайного совета
– Кондиции
– Построен ледяной дворец на Неве (слайд содержит изображение событий правления императрицы Анны Иоанновны).№ 23

6.Введено крепостное право
– Присоединена левобережная Украина
– раскол Русской православной Церкви (слайд содержит изображение событий правления царя Алексея Михайловича).№24

7.Указ о трехдневной барщине
– Итальянский и швейцарский поход А. В. Суворова
– строительство Михайловского замка (слайд содержит изображение событий правления императора Павла I).№25

Промежуточный тур с «черным ящиком».

Вносится «черный ящик» под музыку James Last «Ra-ta-ta».№26

Археологи установили, что это существует уже 6000 лет. Римляне взяли это у галлов, которые использовали для этого растительное масло и красную земляную краску. В средние века центрами-поставщиками этого были Марсель и Неаполь. В России это получило распространение со времен Петра I, но до середины 19 в. было лишь утехой знати. О чем идет речь?№27

Ответ: о мыле (слайд содержит изображение мыла и из «черного ящика» также извлекается соответствующий предмет) №28

3 тур «Вопросы для размышления».Слайд №29

  1. В 1913 году в Российской империи была отчеканена монета достоинством 1 рубль. На ее аверсе были изображены два человека. Кто именно? №30

Ответ: Михаил Федорович и Николай II. Комментарий: Юбилейная монета к 300-летию дома Романовых. №31

  1. Во время восстания декабристов командиры, агитируя своих солдат к восстанию, призывали их выступить на защиту прав Константина Павловича Романова и его жены. А кого, или что, они называли его женой? №32

Ответ: Конституцию.Слайд №33



3..Перед вами — неосуществленный проект российского герба. Назовите императора, утвердившего этот проект. Слайд№34

Ответ: Павел I. Комментарий: В символику герба введен
мальтийский крест.Сайд№35



4.Еще в XVII веке при царе Алексее Михайловиче при дворе существовал обычай, связанный со старинным взглядом на иностранцев, как на людей поганых, нечистых. Допустив послов к целованию руки, царь затем проделывал то, что приводило иностранцев в большое смущение. Что же он делал?Слайд№36

Ответ: Ему приносили таз воды, и он при гостях мыл руки. Слайд№37



5..Один из необычных указов Петра I по армии предписывал пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны. Понятно, что ни для "военных" надобностей, ни с точки зрения моды пуговицы были не нужны. Для чего же все-таки их пришивали?№38

Ответ: Пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот, а при насморке – нос. Издав такой указ, Петр I отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно. Слайд№39



6. Она была подарена Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I в 1716 году, а впоследствии стала главным украшением Екатерининского Дворца. На ее воссоздание, длившееся четверть века, потребовалось 6 тонн... Чего?№ 40 Ответ: Янтаря.Слайд№41



7.Александровскую колонну, установленную на Дворцовой площади в Петербурге в 1834 г., венчает, как известно, ангел, попирающий крестом змея. По личному указанию Николая I и ангел, и змей были изваяны с портретным сходством. Кого же напоминает лицо ангела, а кого — морда змея?Слайд№42

Ответ: Ангел – Александр I, змей – Наполеон БонапартСлайд.№43



8.Однажды Петр I и Меншиков в обстановке строжайшей секретности в личном кабинете жены Петра Екатерины обсуждали план похода на Персию. Какова же была ярость Петра, когда на следующий же день весь двор полнился слухами о том, что готовится персидский поход. Меншиков и Екатерина поклялись на Библии, что разболтали не они. А кто же был виновником утечки информации? Слайд №44

Ответ: Попугай Екатерины, который за время обсуждения выучил слова "Идем на Персию!" Слайд №45



9.Автор книги "Дворцовая площадь" Виктор Бузинов предлагает установить в Большом дворе Зимнего дворца в Санкт-Петербурге памятник императрице Елизавете Петровне, по чьему повелению стали строить Зимний дворец. А на коленях императрицы, по мнению Бузинова, обязательно должна быть... Кто? И почему? Слайд№46

Ответ: Кошка. Комментарий: Именно по инициативе любившей кошек Елизаветы Петровны они появились в Зимнем дворце и с тех пор несут своеобразную службу, уничтожая мышей и крыс. Слайд №47



10..В один из январских дней 1755 года Елизавета Петровна подписала подготовленный графом Шуваловым указ об учреждении славного Московского университета. Так граф Шувалов поздравил с днем Ангела свою матушку. А как ее звали? Слайд №48

Ответ: Татьяна. Слайд №49



11..Царь Михаил Федорович несколько раз в месяц слушал куранты, специально доставляемые в его покои из Посольского приказа. Бояре тоже старались не пропустить это событие. Как тогда изготавливались такие куранты? Слайд №50

Ответ: Писались от руки.
Комментарий: Это газета, от голландского слова со значением "газета" Слайд.№51



12..Князь Меншиков — первый россиянин, ставший членом английской академии наук, — никогда не читал указов Петра I, и тем не менее выполнял их своевременно или даже опережая его волю. Почему князь Меншиков не читал указов Петра I? Слайд №52



Ответ: Он был неграмотный. Слайд № 53

13..По ходу премьеры этой пьесы зал пребывал в недоумении: хлопать или нет. Лишь после того, как Николай I приказал всем министрам и высшим чиновникам в обязательном порядке посещать этот спектакль, публика стала аплодировать. Назовите эту пьесу. Слайд №54

Ответ: "Ревизор" Слайд.№ 55

14..Храм Спаса на крови имеет одну из башен высотой в 81 м, а другую — 63 м. Если вы поймете, что символизирует первая цифра, то без труда ответите, что символизирует вторая цифра. Слайд №56

Ответ: Возраст Александра II в момент гибели. Комментарий: 81 м – 1881 год – год гибели, 63 м – 63 года – его возраст. № 57

Завершающий тур с «черным ящиком». Вносится «черный ящик» под музыку James Last «Ra-ta-ta». Слайд №58

В 1638 году Аптын-хан, правитель Монголии, прислал в подарок Михаилу Федоровичу Романову 4 пуда листьев. В Китае и Японии эти листья используют как приправу, в Бирме из них делают салат. Как же, вслед за царем, мы поступаем с этими листьями? Слайд №59

Ответ: Завариваем и пьем чай (слайд содержит изображение чая и из «черного ящика» также извлекается соответствующий продукт). Слайд №60

Награждение победителей.



10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект урока-викторины по теме: "Династия Романовых"

Автор: Галина Дмитриевна Говор

Дата: 03.02.2021

Номер свидетельства: 572214

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства