kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кейс по истории средних веков "Крестовые походы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейс «Крестовые походы»

(история средних веков)

Обоснование выбора темы

Данная тема всегда вызывает интерес обучающихся. Однако в учебнике 6 класса она представлена недостаточно ярко.  Я использую различные источники на уроках истории и обществознания, составляю подборки документов по темам, поэтому к теме «Крестовые походы» тоже нашлись дополнительные материалы. С этими материалами шестиклассники работали на уроке в прошлом учебном году. С текстом учебника они ознакомились заранее дома. В начале урока было предложено дополнить название темы, например, «Крестовые походы: (добро или зло, или, причины и результаты)».

Работа с данным кейсом способствует развитию навыков критического мышления при сопоставлении источников разных авторов (хроники, воспоминания современников, стихи поэтов-рыцарей).  Развивает умения  анализировать источники,  формулировать и высказывать  свою точку зрения. Присутствует и воспитательный момент, так как необходимо соотнести рыцарскую мораль и поведение рыцарей в Иерусалиме. Предполагается открытая дискуссия по материалу кейса.  В качестве домашнего задания можно предложить составить рассказ от лица участника крестовых походов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кейс по истории средних веков "Крестовые походы" »

Кейс «Крестовые походы»

(история средних веков)


Обоснование выбора темы


Данная тема всегда вызывает интерес обучающихся. Однако в учебнике 6 класса она представлена недостаточно ярко. Я использую различные источники на уроках истории и обществознания, составляю подборки документов по темам, поэтому к теме «Крестовые походы» тоже нашлись дополнительные материалы. С этими материалами шестиклассники работали на уроке в прошлом учебном году. С текстом учебника они ознакомились заранее дома. В начале урока было предложено дополнить название темы, например, «Крестовые походы: (добро или зло, или, причины и результаты)».

Работа с данным кейсом способствует развитию навыков критического мышления при сопоставлении источников разных авторов (хроники, воспоминания современников, стихи поэтов-рыцарей). Развивает умения анализировать источники, формулировать и высказывать свою точку зрения. Присутствует и воспитательный момент, так как необходимо соотнести рыцарскую мораль и поведение рыцарей в Иерусалиме. Предполагается открытая дискуссия по материалу кейса. В качестве домашнего задания можно предложить составить рассказ от лица участника крестовых походов.



Кейс «Крестовые походы»


Вашему вниманию предлагается фрагмент документального фильма «Крестовые походы» (о письме византийского императора Алексея Комнина к римскому папе с просьбой о помощи в борьбе против турок; продолжительность фрагмента – 3 минуты).

Какую информацию вы почерпнули в этом фрагменте? Как дальше будут развиваться события?



Предлагается ознакомиться со следующими материалами и ответить на вопросы.


Хронист так описал обстановку в Европе перед началом крестовых походов:

"Смуты и военная тревога волновали почти весь мир, люди безжалостно наносили друг другу величайшие бедствия убийствами и грабежами. Злоба во всех видах дошла до крайних пределов и причиняла тем, кто был исполнен ею, бесчисленные беды".


Кто чаще всего мог совершать грабежи и убийства? Кто имел основания питать злобу к другим? Почему в такой обстановке у многих людей могло возникнуть желание участвовать в походе в далёкие богатые страны?



Отрывок из «Иерусалимской истории» Роберта Реймсского о событиях 18 ноября 1095 г., когда был созван Клермонский собор.

Автор не только присутствовал на Клермонском соборе, но и впоследствии посетил Иерусалим.

В год от воплощения господня тысяча девяносто пятый, на пределах Галлии торжествовался великий собор, а именно в Оверне, в городе именуемом Клермон. На нем присутствовал папа Урбан Второй, с епископами и кардиналами. Был же этот собор знаменит большим стечением галлов и германцев, как епископов, так и князей. Устроив предварительно церковные дела, владыка папа выступил на широкую площадь, потому что не было здания, стены которого могли бы вместить в себе всех присутствующих. Обращаясь ко всем с приятною сладостью риторики, он произнес:

«Народ франков... К вам обращается моя речь, к вам несутся слова моих убеждений. Я хочу вам поведать, что привело меня в ваши пределы, какая ваша крайность и всех верных заставила меня стать пред вами. От пределов Иерусалима и из города Константинополя к нам пришла важная грамота, и прежде часто доходило до нашего слуха, что народ проклятый, чужеземный, далекий от бога, отродье, сердце и ум которого не верит в господа, напал на земли тех христиан, опустошив их мечами, грабежом и огнем, а жителей отвел к себе в плен или умертвил...

церкви же божии или срыл до основания, или обратил на свое богослужение... Кому же может предстоять труд отмстить за то и исхитить из их рук награбленное, как не вам... Вас побуждают и призывают к подвигам предков величие и слава короля Карла Великого... и других ваших властителей...

В особенности же вас должна взывать святая гробница спасителя и господа нашего, которою владеют нынче нечестные народы... Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, и вследствие того она сделалась тесною при вашей многочисленности: богатствами она необильна, и едва дает хлеб своим обрабатывателям. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите смертельные раны. Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие. Предпримите путь ко гробу святому; исторгните ту землю у нечестного народа и подчините ее себе. Земля та... «течет медом и млеком». Иерусалим — плодоноснейший перл земли, второй рай утех...»

Когда папа Урбан... говорил все это и многое другое в этом роде, все присутствовавшие были до того проникнуты одною мыслью, что в один голос воскликнули: «Так хочет бог, так хочет бог!»


Что обещал собравшимся папа Урбан II? Чем привлекали европейцев земли на Востоке?


Далее класс делится на две группы.


Первая группа изучает материалы о походе бедноты.


Сборы к крестовым походам

Из воспоминаний современника

Графы еще думали о своих приготовлениях, рыцари едва начинали о них помышлять, как народ уже кинулся в движение с неудержимым пылом. Никто из бедняков не думал о недостаточности своих средств и о трудностях такого пути. Каждый покидал свой дом, виноградник, свое наследие, продавал их за дешевую цену и с радостью шел в поход. Франция страдала тогда от голода; неурожаи, следовавшие один за другим, подняли цены на хлеб до необычайной высоты. Хлеба было мало, и он был дорог. Бедные заменяли его кореньями и дикими травами. Как вдруг раздался повсюду в одно время призыв к крестовому походу, и этот призыв разбил замки и цепи, запиравшие житницы. Припасы, продававшиеся очень дорого, когда никто не двигался, страшно упали в цене, когда все поднялись и стали готовиться к походу. Вместо исчезнувшего голода явилось изобилие. Так как каждый спешил в богоугодный поход, то все торопились обратить в деньги все ненужное в пути. Предметы, нужные для похода, поднялись в цене, остальные шли за ничто. Сначала эти продажи вызывали со стороны соседей бесконечные насмешки, но скоро сами они увлеклись примером других. Еще накануне они говорили путникам: «Несчастные вы люди: если

вы не погибнете от бедствий, ожидающих вас в пути, у вас не окажется ничего по возвращении». А на другой день они сами продавали свое имущество и становились спутниками тех, кого перед тем осыпали насмешками. Трудно описать толпы детей, юношей, стариков обоего пола, отправлявшихся таким образом на священную войну... Чрезвычайно трогательное зрелище представляли эти бедные крестоносцы: они подковывали быков, как лошадей, запрягали их в двухколесные тележки и помещали на них свои скудные пожитки и маленьких детей. На пути, при виде каждого замка, каждого города, дети протягивали руки и спрашивали: «Не это ли тот Иерусалим, к которому они направляются?»


Поход бедноты

Впереди некоторых отрядов шли гусь или коза, ибо считалось, что Господь проявляет свою волю через неразумных животных и приведёт верующих туда, куда им надо. Подходя к каждому городу, паломники спрашивали: "Не Иерусалим ли это?"


Что знали участники о конечном пункте своего похода? На что надеялись?



Вторая группа изучает материалы о походе рыцарей.


Немецкий поэт Вальтер дер Фогельвейде воспел крестовые походы.

Любви благая сила нас робких окрылила,

Поход одушевила: мы с Господом в ладу.

Так поспешим же в земли, где, зову неба внемля,

Порыв душой приемля, мы - Господа сыны!

Господь воюет нами, геройскими руками,

И чужеземцы сами всем тем сокрушены!

Сражаться нам легко ли в далёком бранном поле?

Господь, в твоей мы воле, бить недругов хотим!


Как в стихах отразились побуждения и мотивы к участию населения в крестовых походах? На чём была основана уверенность крестоносцев в победе над врагами христианской веры?


Крестоносец

Готов я умереть в бою,

В бою за Господа Христа.

Всем тем, чья совесть нечиста,

Кто прячется в своём краю,

Закрыты райские врата,

А нас встречает Бог в раю.


Соответствуют ли стихи тексту учебника? Почему?


Призывы к крестовому походу


Господь, проливший кровь за нас,

Поверь, мы слышим: пробил час

Тебя спасти от мук безмерных,

Мечи обрушив на неверных!

О, мы, погрязшие в грехах,

Преодолеем низкий страх,

С победой в Град священный вступим

И тем грехи свои искупим!


За нас Христос, исполненный любови,

Погиб в земле, что турку отдана.

Зальём поля потоком вражьей крови

Иль наша честь навек посрамлена!


Как оценивала рыцарская мораль участие в походе?


Материалы о взятии Иерусалима обучающиеся разбирают всем классом.


В хронике Рауля Канского описывается, как вели себя крестоносцы в захваченном Иерусалиме:

... Едва они в город проникли, всюду рассеялись...

Кинулись в домы, на крыши, в сады, огороды - везде убивают, грабят и опустошают.

Скот хватает этот, врывается в дом другой,

Одни похищают золото, медь же - другие,

Прельстившись её желтизной сверкающей...

Иные хватают сребро, драгоценные камни - другие,

Третьи - пурпур, кое-кто же - рабов.

Разграблению всё предаётся.

Всякий рыщет за тем, в чём нужду имеет...

Одежды - нагой, жаждущий - чашу к вину добывает,

К сокровищам алчный торопится...

Душит старцев один, другой отбирает младенцев...


Как в этом отрывке отражены действия и цели крестоносцев? Что несли они жителям завоёванных стран?


Один из мусульманских авторов передаёт свои впечатления о европейцах, поселившихся в отвоёванных у мусульман землях на Востоке:

"... У франков, да покинет их Аллах, нет ни одного из достоинств, присущих людям, кроме храбрости... Все франки отличаются более грубыми нравами..."


Как оценивает европейцев мусульманский автор?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кейс по истории средних веков "Крестовые походы"

Автор: Пухарева Наталья Васильевна

Дата: 28.02.2015

Номер свидетельства: 180308


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства