Данная тема всегда вызывает интерес обучающихся. Однако в учебнике 6 класса она представлена недостаточно ярко. Я использую различные источники на уроках истории и обществознания, составляю подборки документов по темам, поэтому к теме «Крестовые походы» тоже нашлись дополнительные материалы. С этими материалами шестиклассники работали на уроке в прошлом учебном году. С текстом учебника они ознакомились заранее дома. В начале урока было предложено дополнить название темы, например, «Крестовые походы: (добро или зло, или, причины и результаты)».
Работа с данным кейсом способствует развитию навыков критического мышления при сопоставлении источников разных авторов (хроники, воспоминания современников, стихи поэтов-рыцарей). Развивает умения анализировать источники, формулировать и высказывать свою точку зрения. Присутствует и воспитательный момент, так как необходимо соотнести рыцарскую мораль и поведение рыцарей в Иерусалиме. Предполагается открытая дискуссия по материалу кейса. В качестве домашнего задания можно предложить составить рассказ от лица участника крестовых походов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кейс по истории средних веков "Крестовые походы" »
Кейс «Крестовые походы»
(история средних веков)
Обоснование выбора темы
Данная тема всегда вызывает интерес обучающихся. Однако в учебнике 6 класса она представлена недостаточно ярко. Я использую различные источники на уроках истории и обществознания, составляю подборки документов по темам, поэтому к теме «Крестовые походы» тоже нашлись дополнительные материалы. С этими материалами шестиклассники работали на уроке в прошлом учебном году. С текстом учебника они ознакомились заранее дома. В начале урока было предложено дополнить название темы, например, «Крестовые походы: (добро или зло, или, причины и результаты)».
Работа с данным кейсом способствует развитию навыков критического мышления при сопоставлении источников разных авторов (хроники, воспоминания современников, стихи поэтов-рыцарей). Развивает умения анализировать источники, формулировать и высказывать свою точку зрения. Присутствует и воспитательный момент, так как необходимо соотнести рыцарскую мораль и поведение рыцарей в Иерусалиме. Предполагаетсяоткрытая дискуссия по материалу кейса. В качестве домашнего задания можно предложить составить рассказ от лица участника крестовых походов.
Кейс «Крестовые походы»
Вашему вниманию предлагается фрагмент документального фильма «Крестовые походы» (о письме византийского императора Алексея Комнина к римскому папе с просьбой о помощи в борьбе против турок; продолжительность фрагмента – 3 минуты).
Какую информацию вы почерпнули в этом фрагменте? Как дальше будут развиваться события?
Предлагается ознакомиться со следующими материалами и ответить на вопросы.
Хронист так описал обстановку в Европе перед началом крестовых походов:
"Смуты и военная тревога волновали почти весь мир, люди безжалостно наносили друг другу величайшие бедствия убийствами и грабежами. Злоба во всех видах дошла до крайних пределов и причиняла тем, кто был исполнен ею, бесчисленные беды".
Кто чаще всего мог совершать грабежи и убийства? Кто имел основания питать злобу к другим? Почему в такой обстановке у многих людей могло возникнуть желание участвовать в походе в далёкие богатые страны?
Отрывок из «Иерусалимской истории» Роберта Реймсского о событиях 18 ноября 1095 г., когда был созван Клермонский собор.
Автор не только присутствовал на Клермонском соборе, но и впоследствии посетил Иерусалим.
В год от воплощения господня тысяча девяносто пятый, на пределах Галлии торжествовался великий собор, а именно в Оверне, в городе именуемом Клермон. На нем присутствовал папа Урбан Второй, с епископами и кардиналами. Был же этот собор знаменит большим стечением галлов и германцев, как епископов, так и князей. Устроив предварительно церковные дела, владыка папа выступил на широкую площадь, потому что не было здания, стены которого могли бы вместить в себе всех присутствующих. Обращаясь ко всем с приятною сладостью риторики, он произнес:
«Народ франков... К вам обращается моя речь, к вам несутся слова моих убеждений. Я хочу вам поведать, что привело меня в ваши пределы, какая ваша крайность и всех верных заставила меня стать пред вами. От пределов Иерусалима и из города Константинополя к нам пришла важная грамота, и прежде часто доходило до нашего слуха, что народ проклятый, чужеземный, далекий от бога, отродье, сердце и ум которого не верит в господа, напал на земли тех христиан, опустошив их мечами, грабежом и огнем, а жителей отвел к себе в плен или умертвил...
церкви же божии или срыл до основания, или обратил на свое богослужение... Кому же может предстоять труд отмстить за то и исхитить из их рук награбленное, как не вам... Вас побуждают и призывают к подвигам предков величие и слава короля Карла Великого... и других ваших властителей...
В особенности же вас должна взывать святая гробница спасителя и господа нашего, которою владеют нынче нечестные народы... Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, и вследствие того она сделалась тесною при вашей многочисленности: богатствами она необильна, и едва дает хлеб своим обрабатывателям. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите смертельные раны. Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие. Предпримите путь ко гробу святому; исторгните ту землю у нечестного народа и подчините ее себе. Земля та... «течет медом и млеком». Иерусалим — плодоноснейший перл земли, второй рай утех...»
Когда папа Урбан... говорил все это и многое другое в этом роде, все присутствовавшие были до того проникнуты одною мыслью, что в один голос воскликнули: «Так хочет бог, так хочет бог!»
Что обещал собравшимся папа Урбан II? Чем привлекали европейцев земли на Востоке?
Далее класс делится на две группы.
Первая группа изучает материалы о походе бедноты.
Сборы к крестовым походам
Из воспоминаний современника
Графы еще думали о своих приготовлениях, рыцари едва начинали о них помышлять, как народ уже кинулся в движение с неудержимым пылом. Никто из бедняков не думал о недостаточности своих средств и о трудностях такого пути. Каждый покидал свой дом, виноградник, свое наследие, продавал их за дешевую цену и с радостью шел в поход. Франция страдала тогда от голода; неурожаи, следовавшие один за другим, подняли цены на хлеб до необычайной высоты. Хлеба было мало, и он был дорог. Бедные заменяли его кореньями и дикими травами. Как вдруг раздался повсюду в одно время призыв к крестовому походу, и этот призыв разбил замки и цепи, запиравшие житницы. Припасы, продававшиеся очень дорого, когда никто не двигался, страшно упали в цене, когда все поднялись и стали готовиться к походу. Вместо исчезнувшего голода явилось изобилие. Так как каждый спешил в богоугодный поход, то все торопились обратить в деньги все ненужное в пути. Предметы, нужные для похода, поднялись в цене, остальные шли за ничто. Сначала эти продажи вызывали со стороны соседей бесконечные насмешки, но скоро сами они увлеклись примером других. Еще накануне они говорили путникам: «Несчастные вы люди: если
вы не погибнете от бедствий, ожидающих вас в пути, у вас не окажется ничего по возвращении». А на другой день они сами продавали свое имущество и становились спутниками тех, кого перед тем осыпали насмешками. Трудно описать толпы детей, юношей, стариков обоего пола, отправлявшихся таким образом на священную войну... Чрезвычайно трогательное зрелище представляли эти бедные крестоносцы: они подковывали быков, как лошадей, запрягали их в двухколесные тележки и помещали на них свои скудные пожитки и маленьких детей. На пути, при виде каждого замка, каждого города, дети протягивали руки и спрашивали: «Не это ли тот Иерусалим, к которому они направляются?»
Поход бедноты
Впереди некоторых отрядов шли гусь или коза, ибо считалось, что Господь проявляет свою волю через неразумных животных и приведёт верующих туда, куда им надо. Подходя к каждому городу, паломники спрашивали: "Не Иерусалим ли это?"
Что знали участники о конечном пункте своего похода? На что надеялись?
Вторая группа изучает материалы о походе рыцарей.
Немецкий поэт Вальтер дер Фогельвейде воспел крестовые походы.
Любви благая сила нас робких окрылила,
Поход одушевила: мы с Господом в ладу.
Так поспешим же в земли, где, зову неба внемля,
Порыв душой приемля, мы - Господа сыны!
Господь воюет нами, геройскими руками,
И чужеземцы сами всем тем сокрушены!
Сражаться нам легко ли в далёком бранном поле?
Господь, в твоей мы воле, бить недругов хотим!
Как в стихах отразились побуждения и мотивы к участию населения в крестовых походах? На чём была основана уверенность крестоносцев в победе над врагами христианской веры?
Крестоносец
Готов я умереть в бою,
В бою за Господа Христа.
Всем тем, чья совесть нечиста,
Кто прячется в своём краю,
Закрыты райские врата,
А нас встречает Бог в раю.
Соответствуют ли стихи тексту учебника? Почему?
Призывы к крестовому походу
Господь, проливший кровь за нас,
Поверь, мы слышим: пробил час
Тебя спасти от мук безмерных,
Мечи обрушив на неверных!
О, мы, погрязшие в грехах,
Преодолеем низкий страх,
С победой в Град священный вступим
И тем грехи свои искупим!
За нас Христос, исполненный любови,
Погиб в земле, что турку отдана.
Зальём поля потоком вражьей крови
Иль наша честь навек посрамлена!
Как оценивала рыцарская мораль участие в походе?
Материалы о взятии Иерусалима обучающиеся разбирают всем классом.
В хронике Рауля Канского описывается, как вели себя крестоносцы в захваченном Иерусалиме:
... Едва они в город проникли, всюду рассеялись...
Кинулись в домы, на крыши, в сады, огороды - везде убивают, грабят и опустошают.
Скот хватает этот, врывается в дом другой,
Одни похищают золото, медь же - другие,
Прельстившись её желтизной сверкающей...
Иные хватают сребро, драгоценные камни - другие,
Третьи - пурпур, кое-кто же - рабов.
Разграблению всё предаётся.
Всякий рыщет за тем, в чём нужду имеет...
Одежды - нагой, жаждущий - чашу к вину добывает,
К сокровищам алчный торопится...
Душит старцев один, другой отбирает младенцев...
Как в этом отрывке отражены действия и цели крестоносцев? Что несли они жителям завоёванных стран?
Один из мусульманских авторов передаёт свои впечатления о европейцах, поселившихся в отвоёванных у мусульман землях на Востоке:
"... У франков, да покинет их Аллах, нет ни одного из достоинств, присущих людям, кроме храбрости... Все франки отличаются более грубыми нравами..."