kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Храмы-памятники в честь воинских побед

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тысячелетняя история государства российского будет пустой и незначительной без православия и подвига русского оружия во славу Отечества. Два этих понятия неразделимы и объединились в храмах–памятниках в честь воинских побед. Самые кровопролитные события России протекали в Европейской части России, особенно вокруг двух её столиц –г.Москвы и г.Санкт –Петербурга, которые встречали победителей, горели, возрождались из пепла как птица –феникс. Накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., хочется помнить те страницы русской истории, с которыми связана слава русского оружия, о которой помнили во все времена, независимо от государственной политики и общественного строя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Храмы-памятники в честь воинских побед»

Муниципальное общеобразовательное учреждение районного муниципального учреждения «Хомутовская средняя общеобразовательная школа №2»
















Региональная научно –практическая конференция

Кирилла и Мефодия


Тема «Храмы – памятники в честь воинских побед»


Секция «Православная история»




















Работу выполнила

учитель истории

Петрова А.И.







Иркутск 2015 г.

Тезисы

Тысячелетняя история государства российского будет пустой и незначительной без православия и подвига русского оружия во славу Отечества. Два этих понятия неразделимы и объединились в храмах–памятниках в честь воинских побед. Самые кровопролитные события России протекали в Европейской части России, особенно вокруг двух её столиц –г.Москвы и г.Санкт –Петербурга, которые встречали победителей, горели, возрождались из пепла как птица –феникс. Накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., хочется помнить те страницы русской истории, с которыми связана слава русского оружия, о которой помнили во все времена, независимо от государственной политики и общественного строя.

Православные храмы на Руси и в России строятся в честь воинскихпобед по внутреннему убеждению русских Великих князей, царей, императоров, на народные пожертвования и не имеют срока давности и забвения.


В Москве было 932 церкви, а если считать с пределами и часовнями, то их было 1714. Из их числа 1114 -65% -церкви, построенные по обету, в ознаменование побед над врагом. Воинские обетные церкви делились по своему расположению на церкви в слободах,

участвовавших в данном сражении, и церкви, построенные в наиболее чтимых местах (Кремль, Красная площадь, Китай – город, монастыри).


Более чем тысячелетняя история государства Российского происходит под покровом чудотворных образов Богородиц, которые создали священную географию Русской земли.



Первый, деревянный храм был сооружён на вклад князя Дмитрия Пожарского в 1626 -1632 г.г. Он сгорел в 1635г., и на его месте за два года возвели каменный собор. После окончания строительства от храма до Лобного места была проложена гладкая деревянная мостовая, получившая сначала название «Красный мост», а затем –«Красная площадь».

На Невском проспекте находится Казанский собор, ставший памятником победы русского оружия над наполеоновской Францией. Здесь погребён фельдмаршал М.И Кутузов. Монумент с его изображением, а так же памятник герою Отечественной войны1812г.М.Б.Барклаю–де–Толли установлены перед северным фасадом.


В Александро – Невской лавре покоятся мощи выдающегося полководца и государственного деятеля XIIIвека Александра Невского, признанным Русской православной церковью небесным покровителем Санкт –Петербурга.

Храмы, построенные на народные пожертвования, не могут быть разрушены в народной памяти. В г.Москве, г.Санкт –Петербурге, на Куликовом поле храмы – памятники во славу русского оружия расположены в архитектурных ансамблях. Как небесные воины, храмы стоят на русской земле, показывая пример твёрдости православной веры и служения Отечеству.







Содержание.


1.Введение……………………………………………………………………………………4


2.Основная часть .Храмы – памятники в честь воинских побед…………………………5-13

2.1.Москва. …………………………………………………………………………………..5-12

2.2. Пресвятые Богородицы – защитницы русской земли………………………………...6-7

2.3.Схема Кремля и Красной площади……………………………………………………..8-10

2.4.Последняя дань. ………………………………………………………………………. 10-13


3.Санкт – Петербург и русская воинской славы, отражённой в православных храмах………………………………………………………………………………………..13-14

3.1. В Александро – Невской лавре ………………………………………………………14


4. Заключение………………………………………………………………………………..14


5.Литература…………………………………………………………………………………14



































1.Введение.


Актуальность проблемы во все века была на острие духовно – нравственного взгляда на жизнь России. Тысячелетняя история государства российского будет пустой и незначительной без православия и подвига русского оружия во славу Отечества. Два этих понятия неразделимы и объединились в храмах –памятниках в честь воинских побед. Самые кровопролитные события России протекали в Европейской части России, особенно вокруг двух её столиц –г.Москвы и г.Санкт –Петербурга, которые встречали победителей, горели, возрождались из пепла как птица –феникс. Накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., хочется помнить те страницы русской истории, с которыми связана слава русского оружия, о которой помнили во все времена , независимо от государственной политики и общественного строя. Уважение к православным традициям России, таланту зодчих и архитекторов, стали храмы воинской славы. Они напоминают нам о том, что нельзя быть Иванами, не помнящими родства, иначе можно целому народу потерять свой духовный стержень, тать марионеткой в чужих руках.

Цель:

Рассмотреть в различных письменных источниках ,фотоматериалах,репродукциях наиболее значимые храмы –памятники в честь воинских побед, оказавших влияние на формирование российской идентичности.

Задачи:

- дать характеристику храмам воинской славы г. Москвы и г. Санкт – Птербурга;

- определить отношение общественности к строительству православных храмов, связанных с победами русского оружия.

Объект исследования:

-русские православные храмы –памятники воинской славы

Предмет исследования:

- православные храмы г.Москвы и г.Санкт –Петербурга, построенные в честь воинских побед.

Гипотеза:

Доказать, что православные храмы на Руси и в России строятся в честь воинскихпобед по внутреннему убеждению русских Великих князей, царей, императоров, на народные пожертвования и не имеют срока давности и забвения.




















2. Основная часть. Храмы –памятники в честь воинских побед.

Одним из первых мемориальных храмов в Древней Руси стал храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским в память победы над волжскими булгарами и в честь убитого в сражении сына — Изяслава.

2.1.Москва.

Москва – воплощение русской истории и культуры: в XVII в. В Москве было 932 церкви, а если считать с пределами и часовнями, то их было 1714. Из их числа 1114 -65% -церкви, построенные по обету, в ознаменование побед над врагом. Воинские обетные церкви делились по своему расположению на церкви в слободах,

участвовавших в данном сражении, и церкви, построенные в наиболее чтимых местах (Кремль, Красная площадь, Китай – город, монастыри).

Традиция чествования в Москве великих побед над иноземными врагами менялась с течением времени. В древности национальную победу отмечали церковным торжеством, при Петре I появились государственные триумфы, позднее создавали гражданские памятники и воинские мемориалы, но на протяжении веков сохранялся устойчивый символ победного праздника – благодарственные и памятные храмы.

Первой увековеченной в памятнике победой, известной в истории Московской Руси, была победа дипломатическая. После тверского восстания 1327 года против ханских сборщиков дани, в котором был убит племянник хана Шевкал, тверской князь укрылся в Пскове. Хан Узбек собрал карательный поход и во главе войска поставил московского князя Ивана Калиту. Однако в канун праздника Иоанна Лествичника тяжба с помощью святителя Феогноста, митрополита Московского, решилась мирно, без кровопролития. В благодарность за мирную победу Иван Калита основал в 1329 году церковь во имя Иоанна Лествичника – колокольню Ивана Великого. Традиционную версию историков, что причиной ее основания стало рождение у Ивана Калиты сына, нареченного Иваном, опровергал еще Иван Забелин: небесным хранителем младенца был святой Иоанн, патриарх Иерусалимский, а не Иоанн Лествичник.

Церковь во имя Иоанна Лествичника

(Колокольня Ивана Великого)

Первая воинская победа Московской Руси была одержана в Куликовской битве. Тогда в Москве появились первые воинские мемориалы: Георгиевская церковь в Коломенском, основанная, по преданию, самим Дмитрием Донским, когда он остановился в Коломенском, возвращаясь с победой в Москву, – подле этого храма захоронили погибших воинов; и церковь Всех Святых на Кулишках – в память всех павших на Куликовом поле. (Есть версия, что одноименный деревянный храм стоял на Кулишках еще с 1367 года, и воинство Донского, отправляясь на битву, отслужило около него молебен). У своего любимого храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове Дмитрий Донской похоронил сергиевских Московская церковь всех Святых на Кулишках


иноков-воинов Пересвета и Ослабю и учредил Дмитриевскую родительскую субботу для

церковного поминовения умерших. Мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского основала Рождественский монастырь, поскольку победа была одержана в этот праздник, а после смерти Дмитрия Донского его вдова великая княгиня Евдокия основала по обету церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях при своих кремлевских покоях


У стен Спасо – Андронникова монастыря в 1380 г. москвичи встречали воинов , возвращающихся с Куликова поля. В деревянной церкви обители , построенной учеником Сергия Радонежского , преподобным Андронником, отслужили молебен в честь одержанной победы,а в ограде захоронили погибших на берегах Дона. Между 1410 и 1427г.г. старую церковь разобрали и на её месте возвели белокаменный Спасский собор.Монастырь подвергался разорению от монголо – татарских (XIV–XVв.в.), польско – литовских (1611г.) и наполеоновских (1812г.) войск, но каждый раз поднимался из руин. В монастыре покоятся мощи Андрея Рублёва, который был канонизирован 17июля 1989года.


Собор Спаса Нерукотворного


2.2. Пресвятые Богородицы –защитницы русской земли.


Более чем тысячелетняя история государства Российского происходит под покровом чудотворных образов Богородиц, которые создали священную географию Русской земли.

Владимирская Богоматерь защитница Москвы, хранит самый центр, сердце нашего государства – Кремль, Китай – город. Такие решающие для нашего Отечества события, как Куликовская битва в 1380г. и Бородинская в 1812г. произошли в дни Рождества Богоматери и Владимирской её иконы.



Тихвинская Божия Мать. Тихвинская икона оберегает северные пределы державы.








Казанский образ Божией Материещё со времён Ивана Грозного защищал Россию с востока.


Западные рубежи России защищала Смоленская Божия Мать, именуемая Одигитрией («Путеводительницей»). В тяжёлые для страны времена – в 1395,1482 и в 1612 в 1812 и в 1941 – иконы Матери Божией вставали нерушимой стеной на пути тех, кто искал погибели Русской земли.




Духовный щит на южных рубежах Отечества - Донская икона Божией Матери. Этот спасительный образ донские казаки поднесли в дар князю Дмитрию Ивановичу (Донскому) после победы на Куликовом поле.




Памятником чудесного спасения Москвы от нашествия Тимура стал Сретенский монастырь, основанный на месте встречи чудотворной Владимирской иконы, привезенной по приказу великой княгини Евдокии из Владимира на защиту русской столицы. А Крестовоздвиженская обитель основана в память избавления Москвы от нашествия хана Мехмета в 1440 году – она была снесена при советской власти. Обитель эту основал казначей и любимец князя Василия Темного князьХоврин, имевший здесь дом. После ухода хана он выстроил на своем дворе каменный храм потом обращенный в монастырь, от которого сегодня осталось лишь имя улицы Воздвиженки.

Крупнейшим воинским торжеством средневековой Руси стало покорение Казани.Памятником этой победы стал храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву(1555 -1561г.г.) на Красной площади – символическое воплощение идеи богоизбранного Третьего Рима и архитектурный образ Небесного Иерусалима. В праздник Покрова 1 октября 1552 года начался победоносный штурм Казани. Остальные восемь храмов-приделов, окружающих центральный Покровский шатер, напоминают о старом белокаменном Троицком храме, в котором был погребен святой Василий Блаженный, и о боях, предшествующих покорению Казани. Они освящены во имя тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем.

Поздней осенью 1552 года вся Москва во главе со святителем Макарием встречала Ивана Грозного и воинство у стен Сретенского монастыря. Царь спешился и пал ниц перед обителью. После благодарственной молитвы он снял доспехи, облачился в царскую одежду и с крестным ходом отправился в Кремль. После богослужения в Успенском соборе последовал грандиозный трехдневный пир в Грановитой палате. Царь и митрополит произносили речи, в которых подчеркивался не только национальный, но именно христианский смысл победы над татарами-иноверцами, терзавшими Русскую землю. Царь говорит, что победа была одержана лишь благодаря Божественной помощи, благодарил митрополита, все духовенство и весь народ русский за молитвы, благодарил свое воинство, щедро жалуя победителям собольи шубы, золотые кубки, коней, вотчины. Царь обещает поставить храм в честь победы над Казанским и Астраханским ханствами

Если посмотреть на Покровский собор сверху, то можно увидеть восьмиконечную звезду. Восемь церквей - лучей тесно прижались друг к другу вокруг самого большого центрального шатрового храма - фигура из двух квадратов, смещённых по отношению друг к другу на 450 и образующих восьмиконечную звезду. Чуть особняком, под шатровым куполом стоит колокольня. Это не просто храм, а городок храмов, соединённых между собой галереями и перекрытиями.(10-й шатёр находится над местом погребения Василия Блаженного). Зодчие храма мастера Барма и Постник Яковлев.




2.3.Схема Кремля и Красной площади



Храм Христа Спасителя



















Собор Василия Блаженного

Покрова Богородицы на Рву Собор Казанской иконы Богоматери Матери на Красной площади


Победа над поляками была отмечена храмами. В честь победы 1612 года на Красной площади был основан благодарственный Казанский собор в честь святыни второго ополчения К. Минина и Д. Пожарского – Казанской иконы Божией Матери – и учреждены к нему дважды в год, в праздники этой иконы, крестные ходы из Кремля с участием царя. 22 октября 1612 года дружины торжественно, с крестным ходом, пошли в Кремль, неся перед собойикону Казанской Божией Матери. На Лобном месте крестный ход с казанским образом во главе был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением. Он нёс Владимирскую икону Божией Матери, сохранённую им в плену. На глазах у потрясённого народа произошла встреча двух чудотворных икон Богородицы.

Первый, деревянный храм был сооружён на вклад князя Дмитрия Пожарского в 1626 -1632 г.г. Он сгорел в 1635г., и на его месте за два года возвели каменный собор. После окончания строительства от храма до Лобного места была проложена гладкая деревянная мостовая, получившая сначала название «Красный мост», а затем –«Красная площадь». В 1936 году собор начали разрушать. В 1937г. на месте снесения храма поставили павильон в честь III Интернационала по проекту Б. Иофана. Позже здесь был устроен туалет, популярный у посетителей ГУМа. Спустя полвека, в 1989г.возникло общественное движение за восстановление Казанского храма. 4 ноября 1993 года в день иконы Казанской Божией Матери двери собора вновь открыли для верующих.


Грандиозное торжество в Москве состоялось в честь Полтавской битвы (1709г.), ставшей не только коренным переломом в Северной войне, но и крушением оккупационных планов Карла XII, который уже назначил шведского генерал-губернатора Москвы. Именно потому Полтавская победа была отпразднована в Москве с особенным триумфом. Петрвелел составить чин благодарственной церковной службы «о великой Богом дарованной победе». Тем же летом 1709 года по приказу Петра и на его личные средства на Большой

Храм Иоанна Воина на Якиманке


Якиманке началось строительство каменного храма Иоанна Воина, покровителя ратников за Отечество. По преданию, государь сам составил его эскиз и выделил архитектору Ивану Зарудному бесценный кирпич.


В праздник Рождества Христова 25 декабря 1812 года, когда последний наполеоновский солдат покинул пределы России, Александр I подписал Манифест о строительстве в Москве благодарственного храма Христа Спасителя. А после того как в марте 1814 года был взят Париж и война кончилась, Александр I издал указ Святейшему Синоду впредь во всех храмах служить на Рождество после

Храм Христа Спасителя

праздничной литургии благодарственный молебен в «воспоминание избавления Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». Дабы память о той победе – «как избавления России, так и спасения всей Европы» – сохранялась от поколения к поколению. В России учреждался день победы над Наполеоном 25 декабря. Император неслучайно выбрал датой празднования не мартовское взятие Парижа, а изгнание врага за пределы России, поскольку это освобождение было отнесено к Божественному Промыслу, сохранившему державу. В праздник Рождества Христова был особенно уместен благодарственный молебен Спасителю. Император утвердил Воробьевы горы для строительства храма, где в октябре 1812 года стоял последний наполеоновский редут. После смерти Александра I строительство было прекращено из-за финансовых неурядиц, национальная идея благодарственного храма уже требовала и воплощения в национальных формах архитектуры. Потому-то во втором конкурсе на создание храма Христа Спасителя победил проект Константина Тона, обратившегося к русско-византийскому стилю. Храм был заложен вновь в 1839г.на Пречистенской набережной и строился на средства казны и народных пожертвований. 26 мая 1883г.в присутствии императора Александра III и при большом стечении народа храм был освящён. Он стал самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5м., вместимость 10 тысяч человек).

О, Храм Спасителя Христа

Твой облик крепок неспроста –

Ты –воплощённая свобода.

На победительной крови

Ты память пламенной любви

И славы русского народа.

Юрий Конецкий «Святыня»

5 декабря 1931 года по инициативе Л.М. Кагановича и личному распоряжению И.В.Сталина храм был взорван. На месте разрушенного храма планировалось строительство Дворца Советов высотой 480м., но этот проект не был осуществлён, и в 1960г. в глубоком котловане был открыт бассейн «Москва». А 7 января, в праздник Рождества Христова,1995г.под перезвон колоколов раздался артиллерийский салют. В присутствии патриарха Алексия II, государственных деятелей, московских властей, общественности совершилась закладка капсулы и памятной доски в основание воссозданного храма –памятника.14 апреля 1996 г. в день Пасхи Храм Христа Спасителя открыл свои двери для верующих. На следующий день в храме состоялась канонизация царской семьи (Николая II).

2.4. Последняя дань. Спасо – Бородинский монастырь. Через несколько недель после Бородинского сражения на поле брани появилась скорбная фигура вдовы убитого генерал – майора А.А.Тучкова. Сопровождаемая монахом – старцем, Магаритта Михайловна искала тело супруга, но не нашла. В 1817г. М.М. Тучкова испросила высочайшего разрешения на сооружение поминального храма – часовни во имя Спаса Нерукотворного. Этот храм стал первым и главным памятником павшим героям Бородина. Напротив него Маргаритта Михайловна построила для себя небольшой домик сторожку, в котором стала жить одна после смерти единственного сына Николеньки. К бородинской отшельнице стали приходить и селиться вдовы. В 1840году Маргаритта Михайловна была пострижена в монахини с именем Мария и возведена в сан игуменииСпасо–Бородинской обители.

Игуменья Мария (Тучкова) генерал А.А. Тучков




Храм – усыпальница Спаса –Нерукотворного образа

(Фотография начала ХХ века)

Там земля окрещена,


Кровь на ней была святая;

Там, Престол и Русь спасая,

Войско целое легло,

И Престол, и Русь спасло

Василий Жуковский

Часовня-памятник героям Плевны

Руcско-турецкая война 1877–1878 годов оставила в Москве два православных памятника. Первой появилась мемориальная часовня Александра Невского на Моисеевской площади, выстроенная по проекту Д.Н. Чичагова в 1883 году в память погибших русских воинов. Спустя четыре года точно такой же памятник – героям Плевны – установили у Ильинских ворот к 10-летнему юбилею великого сражения по инициативе гренадеров и Русского археологического общества. Его автором стал В.О. Шервуд, архитектор Исторического музея. Оба памятника выполнены в образе часовни, что связано с задачей объявленного для отбора проекта конкурса – «выражать цель, за которую пали в бою русские воины», и с его посвящением: в Болгарии была традиция ставить памятники-часовни. Форма памятника-часовни сугубо русская – шатер, увенчанный крестом, полумесяц и кокошники. Рельефы на памятнике героям Открывали памятник с военным парадом, в присутствии великого князя Николая Николаевича, московского генерал-губернатора князя В.А. Долгорукова и городского головы Н.А. Алексеева.

Усыпальница русских адмиралов в Севастопроле. Собор святого равноапостольного Князя Владимира расположен на Центральном городском холме Севастополя. Построен в византийском стиле по проекту профессора архитектуры К.А. Тонна. Доработан и изменен проект академиком A.A. Авдеевым. Заложен 15 июля 1854 года. Во время войны 1854-1855 гг. работы были приостановлены и продолжены лишь в 1858 г. Нижний храм был освящен 5 октября 1881 г. во имя Святого Николая. Верхний храм освящен в 1888 году во имя святого равноапостольного князя Владимира. Собор является усыпальницей русских адмиралов М. П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова. Внутри на стенах установлены мраморные плиты с именами 33-х героев








Усыпальница русских Адмиралов

Первой обороны, удостоенных ордена Святого Георгия. В 1932 г. собор был разграблен, могилы осквернены. Собор закрыли, и в последующие

годы в нем находились мастерские

Авиационно-строительного общества Реставрация собора святого Владимира

затем склад политуправления Черноморского флота. Во время Веливой Отечественной Войны 1941 -1945г.г. здание собора было сильно повреждено. После реставрации в 1972 году здание было передано Музею героической обороны и освобождения Севастополя. 19 сентября 1991 г. Состоялось освящение собора.

Прах русских адмиралов будет служить святынею для всех настоящих и будущих моряков Черноморского флота, памятником героям обороны Севастополя 1854-1855 г.г.


Церковь Рождества Богородицы в селе Монастырщина. 

Русское войско, прогнав остатки орды Мамая за реку Мечу, вернулось на поле брани и захоронило павших в бою ратников на высоком берегу Непрядвы, при ее впадении в Дон. Это место носило название Зеленой Дубравы и состояло из дубового леса. На костях убиенных воинов срубили дубовую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, празднуемого 8 сентября (по старо стилю). т. е. в день сражения.

 Церковь Рождества Богородицы

 Так на Куликовом поле возникло памятное сооружение древнерусских зодчих. Около церкви вскоре построили село, названное Рождественским. Село это было приписано к московскому Донскому монастырю, от которого оно получило свое второе, теперь более известное название – Монастырщина. На протяжении веков церковь не раз горела, но всегда вновь отстраивалась.


Ивановка. Церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле.




Храм Георгия Победоносного на Поклонной горе, на территории мемориального комплекса «Парк Победы», построен в честь победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Строился 1993-1995 г. к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Архитектор А.Т. Полянский.















Храм Георгия Победоносца



3.Санкт –Петербург и русская слава,

отражённая в православных храмах.


На Невском проспекте находится Казанский собор, ставший памятником победы русского оружия над наполеоновской Францией. Здесь погребён фельдмаршал М.И Кутузов. Монумент с его изображением, а так же памятник герою Отечественной войны1812г.М.Б.Барклаю–де–Толли установлены перед северным фасадом.

В Храме хранится одна из святынь русского православия Казанская икона Божьей Матери.



Казанский собор. Архитектор

А.Н. Воронихин.


Могила фельдмаршала М.И Кутузова









Одним из храмов Петербурга, связанных с военно–морской славой русского оружия стал Николо –Богоявленский морской собор. Первая торжественная служба в соборе состоялось 14 сентября 1770г. после победы над турецкой армадой под Чесмой. В соборе находится икона святителя Николая, одного из любимейших святых русского народа. Его назвали Николаем Чудотворцем, покровителем моряков.








Николо–Богоявленский морской собор



Икона Николая Чудотворца









3.1. В Александро – Невской лавре покоятся мощи выдающегося полководца и государственного деятеля XIIIвека Александра Невского, признанным Русской православной церковью небесным покровителем Санкт –Петербурга. Под его командованием русские войска в 1240г.одержали победу на невских берегах над шведами. В Свято – Троицком соборе Александро –Невской лавры покоятся мощи Александра Невского. Также в Александро–Невской лавре находится могила А.В.Суворова, где написано на надгробье «Здесь лежит Суворов».





Свято -Троицкий собор

Рака с мощами Александра Невского



4.Заключение.

Рассмотрев письменные источники, фотографии, репродукции, видеоматериалы о храмах–памятниках, построенных в честь воинских побед, можно сделать вывод, что в формировании российской идентичности большую роль играли храмы, построенные по обетам, данными перед сражениями или после их победоносного исхода. И великие князья, и цари, и императоры считали своим моральным долгом перед памятью павших за своё Отечество, увековечить их ратный подвиг в соборах, часовнях, монастырях, где православные россияне могли от души, идущую от сердца прочитать молитву поминовения о них. Храмы, построенные на народные пожертвования, не могут быть разрушены в народной памяти. В г.Москве, г.Санкт–Петербурге, на Куликовом поле храмы–памятники во славу русского оружия расположены в архитектурных ансамблях. Как небесные воины, храмы стоят на русской земле, показывая пример твёрдости православной веры и служения Отечеству.



5. Литература.


1.Марина Анашкевич Храмы России Издательство: АСТ Астрель М.,2007г.

2. Москва Панорама веков. АСТ Астрель М.,2005г.

3.Санкт – Петербург и пригороды Н. Попова, Н.Кутов. Альбом.изд. «П-2»,Санкт –Петербург,2005г.

4.//Фома. ОПК основы православной культуры для учителей, родителей и детей. Специальный выпуск 2014г., М., ИД «Фома»

5. С.Чехов Судьба русской столицы, Просвещение М.,2010г

6. http/www/[email protected].

7. http/www/rossiyanavsegda.ru

8. http://pravoslavnie.gorojane.tv/usypalnica-russkix-admiralov/#sthash.LF36nLPs.dpuf

9. http://www.pravnov.ru

10. http://www/Pobeda.ru

18



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Храмы-памятники в честь воинских побед

Автор: Петрова Алла Ивановна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248248


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства