kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История высшего образования Сибири: организация Сибирского отделения Академии наук СССР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сибирское отделение — первое региональное отделение Академии наук.

Традиционно научно-образовательный потенциал России, а затем и СССР концентрировался в основном в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге. В Сибири и на Дальнем Востоке первыми «точками роста» науки были университеты — Томский (основан в 1880), затем Иркутский (1918) и Дальневосточный (1920). Позже, в 30—40-х годах, появились стационарные базы Академии наук и ее небольшие филиалы в Иркутске, Новосибирске, Владивостоке, Якутске.

В мае 2014 г. Сибирскому отделению РАН исполнится вот уже 57 лет, и сегодня это один из крупнейших научных комплексов страны, ведущий исследования во всех направлениях научного знания. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История высшего образования Сибири: организация Сибирского отделения Академии наук СССР »

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Кемеровский профессионально-технический техникум













Научно-методическая статья



История высшего образования Сибири:

организация Сибирского отделения Академии наук СССР







выполнила Исмайылова Эсмира Рзахан кызы,

преподаватель истории, обществознания и философии



























Кемерово 2014 г.

Сибирское отделение — первое региональное отделение Академии наук.

Традиционно научно-образовательный потенциал России, а затем и СССР концентрировался в основном в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге. В Сибири и на Дальнем Востоке первыми «точками роста» науки были университеты — Томский (основан в 1880), затем Иркутский (1918) и Дальневосточный (1920). Позже, в 30—40-х годах, появились стационарные базы Академии наук и ее небольшие филиалы в Иркутске, Новосибирске, Владивостоке, Якутске.

В мае 2014 г. Сибирскому отделению РАН исполнится вот уже 57 лет, и сегодня это один из крупнейших научных комплексов страны, ведущий исследования во всех направлениях научного знания.

После того, как в 1957 г. проект М.А. Лаврентьева, С.Л. Соболева, С.А. Христиановича и С.А. Лебедева получил широкую поддержку общественности, ученых и властей, были предприняты конкретные шаги к реализации его в жизнь. 10 мая 1957 г. Президиумом АН СССР был организован комитет для подготовки в Совет Министров материалов по организации Сибирского отделения АН СССР во главе с М.А. Лаврентьевым. В состав комитета вошли такие видные ученые как академики А.А. Арцимович, А.П. Виноградов, В.А. Котельников, А.Л. Курсанов, С.А. Соболев, С.А. Христианович, Д.И. Щербаков, члены-корреспонденты АН СССР А.А. Трофимук, М.М. Шемякин (Артемов Е.Т., 1990, с. 72). Комитет справился с возложенной на него задачей в короткие сроки, на основе предложений ученых было подготовлено принятое 18 мая 1957 г. Постановление Совета Министров СССР о создании Сибирского отделения Академии наук СССР (Решения…, Т. 4, 1968, с. 347-349). В соответствии с этим постановлением:

1. было выделено 60 миллионов рублей на капитальное строительство научного городка близ Новосибирска,

2. Президиуму Академии наук СССР было поручено в месячный срок рассмотреть вопрос о создании новых научных учреждений Сибирского отделения АН СССР, о развитии существующих и переводе на восток ряда научно-исследовательских институтов, лабораторий, отделов, а также групп ученых Академии наук,

3. в состав Сибирского отделения были включены научные учреждения Западно-Сибирского филиала, а Восточно-Сибирский, Якутский и Дальневосточный филиалы АН СССР, а также Сахалинский комплексный научно-исследовательский институт (бывший Сахалинский филиал) и Институт физики АН СССР в городе Красноярске были подчинены Сибирскому отделению,

4. был создан оргкомитет для проведения подготовительной работы по организации СО АН СССР, в который вошли М.А. Лаврентьев, С.Л. Соболев, С.А. Христианович, Боголюбов, Топчиев, Горбачев, Кротов, Кобелев. Байбаков, Казьмин и Кириллин,

5. в качестве приоритетных направлений работы сибирского отделения указывалось развитие физико-технических, естественных и экономических наук (Решения…, Т.4, 1968, с. 347–349).

Данный проект реорганизации науки в Сибири принципиально отличался от принимаемых ранее планов: отныне от разработки прикладных исследований регионального характера наука Сибири переходит к исследованию широкого круга фундаментальных проблем, занимаясь даже теми направлениями, которые не получили развития в нашей стране.

2 ноября 1957 г. М.А. Лаврентьев выступил на Общем собрании Академии наук СССР с докладом по программе создания Сибирского отделения (Куперштох Н.А., 1991, с. 187). Формирование кадрового потенциала новых научных учреждений должно было осуществляться с опорой на уже существующие коллективы ученых в Москве, Ленинграде и на местах. А также на отдельных крупных ученых. В соответствии с этим, Общее собрание приняло решение о том, что Президиум АН СССР, отделения и все учреждения Академии наук должны оказывать Сибирскому отделению помощь в организации групп ученых и лабораторий в институтах Москвы и Ленинграда, с целью их последующей перевозки в Сибирь. Одновременно желание переехать к месту организации нового научного центра выразили целый ряд молодых ученых, а также такие известные ученые как С.Л. Соболев, И.Н. Векуа, Н.Я. Кочина, А.И. Мальцев, А.А. Трофимук, А.Л. Яншин и некоторые другие. Таким образом, были сформированы принципы и пути создания кадровой базы Сибирского отделения Академии наук СССР, а их широкая поддержка научной общественностью существенно облегчила задачу. Председателем Сибирского отделения был назначен академик М.А. Лаврентьев.

Работа по строительству научного городка в 24 км от Новосибирска начинается уже в 1957 г. и продолжается в течение нескольких лет (Комков Г.Д., Карпенко О.М., Левшин Б.В., Семенов Л.К., 1968, с. 198). При сооружении городка применялись передовые методы строительства, новейшие строительные материалы и конструкции, было установлено современное научно-экспериментальное оборудование. Что позволило организовать эффективную работу Сибирского отделения. Корпуса институтов и домов стали "сажать" внутрь лесного массива, запрещая башенным кранам полный разворот стрелы. За пешеходные дорожки жители Академгородка "проголосовали ногами", только тогда их засыпали гравием или бетонировали. Но при этом строили по простым проектам, экономя средства на архитектурных излишествах. Однако не всё было так гладко, как принято сейчас писать и вспоминать. Местное руководство имело своё виденье и оценку происходящего. Несмотря на то, что государство выделяло огромные ресурсы на строительство, и в рабочих руках не было недостатка, работы двигались медленно. Нередки были случаи, когда местные власти изымали для своих нужд средства и материалы, выделенные для Сибирского отделения. Конфликт дошел до Москвы, в результате ряд руководителей были смещены со своих постов, а в Новосибирске родилась одна из самых мощных строительных организаций Сибири - "Сибакадемстрой", первый руководитель которой Н.М. Иванов стал единомышленником Лаврентьева. Тогда же созрела идея создания Министерства среднего машиностроения и организации через него отдельного канала поступления средств на строительство городка.

Несмотря на все трудности, 20 июня 1959 г. в эксплуатацию было принято первое здание Новосибирского Академгородка – главный корпус Института гидродинамики (Наука…, 1988. с. 273). А окончательное сооружение всех запланированных проектом зданий было закончено лишь в 1964 г. вместо планируемого срока до 1962 г. В августе 1964 г. Государственная комиссия под председательством президента Академии наук СССР академика М.В. Келдыша подписала акт приемки в эксплуатацию Новосибирского Академгородка. К этому времени в его состав входили здания 15 институтов, одного опытного завода (сдан в эксплуатацию в мае 1959 г.), жилых домов для сотрудников и различные объекты культурно-бытового назначения (Артемов Е.Т., 1990, с. 88).

28 июня 1957 г. Президиумом Академии наук СССР был утвержден устав Сибирского отделения. Согласно Уставу, Сибирское отделение создавалось как объединение членов Академии наук, ведущих работу в научных учреждениях Сибири. Оно включало в свой состав расположенные в регионе институты, филиалы и другие учреждения АН СССР, которые подчинялись непосредственно отделению. Сибирское отделение стало первым в академии наук отделением, организованным по территориальному принципу (Артемов Е.Т., 1990, с. 79).Особенностью СО АН СССР стало также то, что оно подчинялось не только Президиуму АН СССР, но и Совету Министров РСФСР, чем подчеркивалась ориентация исследований отделения на решение хозяйственных проблем. Согласно уставу, высшим органом СО АН СССР стало общее собрание отделения, на которое возлагало решение организационных проблем и кадровых вопросов, а также оценка проделанной работы. В периоды между сессиями Общего собрания руководящим органом Сибирского отделения становился Президиум СО АН СССР во главе с Председателем отделения. Важная роль в управлении отводилось организуемым при Президиуме СО АН СССР Объединенным ученым советом по отраслям наук, различным научным советам и комиссиям. Будучи совещательными органами Президиума, они были призваны концентрировать свои усилия на разработке рекомендаций по научно-организационным вопросам, а также на координации научно-исследовательской работы (Артемов Е.Т., 1990, с. 80). Тем самым, был запущен процесс замены временных органов управления (оргкомитета и Ученого Совета СО) постоянными. Так 15-18 мая 1958 г. состоялось первое Общее собрание Сибирского отделения, на котором был избран Президиум СО. А в августе 1958 г. были учреждены первые объединенные ученые советы, которые значительно облегчали Президиуму СО АН СССР организацию и координацию исследований.

В этот же период под влиянием растущего Сибирского отделения происходит перестройка территориальной организации академических учреждений региона. В связи с развертыванием в Новосибирске большого числа новых институтов, подчиненных непосредственно президиуму СО АН СССР, в конце 1958 г. существовавшие Западно-Сибирского филиала было признано нецелесообразным, в начале 1959 г. он был ликвидирован, а его институты были переподчинены Президиуму СО АН.

Огромное значение для развития науки и образования в Сибири имело предоставленное Объединенным ученым Советам СО АН СССР право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации по физико-математическим, химическим, биологическим, геолого-минералогическим и экономическим наукам. Практически с первых дней существования СО АН, таким образом, налаживается система подготовки высококвалифицированных специалистов. Непрерывно развивается сеть научно-образовательных учреждений Сибирского отделения, появляются новые системы. Всего с момента принятия Постановления Совета Министров о создании СО АН СССР до середины 1961 г. было организовано 26 новых академических институтов. Лишь в Якутском филиале СО АН СССР оставалось несколько самостоятельных (не входящих в состав научно-исследовательских институтов) отделов и лабораторий (Артемов Е.Т., 1990, с. 93). Всего на тот момент на территории региона насчитывалось 38 институтов СО АН СССР, которые работали в следующих направлениях: 12 институтов занимались проблемами физико-математических и технических наук, 7 – представляли химические науки, 7 – биологические, 7 институтов было задействовано в области наук о Земле, 2 –в области общественных наук. Кроме того, в системе СО АН работали 2 комплексных научно-исследовательских института, а также статус Научно-исследовательского института имела Государственная публичная научно-техническая библиотека СО АН СССР (организована 17 октября 1958 г.). Но даже по этим данным мы можем сделать вывод о недостаточности развития в системе Сибирского отделения некоторых направлений и отраслей научного знания, как, например, гуманитарных наук. Решению этой проблемы было уделено особое внимание в период 60–70-х годов посредством расширения исследований соответствующей тематики организации новых академических учреждений. А развитие Сибирского отделения в предшествующий период, накопление научного, материального и кадрового потенциалов позволили справиться с этой задачей в рекордно быстрые сроки.

Михаилу Алексеевичу Лаврентьеву принадлежит формулировка основных принципов развития и функционирования Сибирского отделения - "треугольник Лаврентьева:

1) опережающее развитие комплексных исследований по фундаментальным наукам – наибольшее число проблем решается на стыках наук, поэтому в научном центре должны были быть представлены крупными учеными все главные фундаментальные научные дисциплины,

2) интеграция науки и образования – правильное сочетание ученых старшего поколения и молодежи, основную массу в научном центре должна составлять молодежь - студенты и аспиранты, здесь должен быть университет, студенты которого слушали бы лекции ученых, делающих науку в академических институтах, и обучались бы на новейшем оборудовании этих институтов,

3) активное содействие реализации научных достижений – тесная связь с народным хозяйством, ибо наука очень нужна промышленности так же, как большая и разнообразная промышленность необходима для решения ведущих научных проблем.

В 1958 г. был открыт Новосибирский государственный университет, который стал настоящей кузницей научных кадров нового типа, где весь профессорско-преподавательский штат состоит из действующих ученых академических институтов, где студенты проходят практику с ранних курсов. В аудиториях университета и в лабораториях институтов студенты общались с активными учеными, как правило, лидерами своих направлений, которые предлагали нестандартные курсы лекций, пользуясь особым статусом НГУ. Одновременно создана знаменитая физико-математическая школа, ученики которой отбираются на Сибирских олимпиадах. Общеобразовательные школы имеют специализированные классы по иностранным языкам, естественным и гуманитарным дисциплинам. Именно в Академгородке зародилась российская школьная информатика, а лозунг всеобщей компьютерной грамотности становится реальностью. Клуб юных техников, станция юных натуралистов, музыкальные и художественные школы, детские спортивные клубы и творческие коллективы призваны обеспечить достойное воспитание новых поколений.

Сконцентрировавший небывалую плотность интеллектуальных и многогранно талантливых индивидуальностей, Академгородок стал центром генерации социальных, культурных и общественных инициатив. Навсегда вошел в легенду клуб «Под интегралом», объединивший молодежь первого поколения и своими неожиданными диспутами или неформальными мероприятиями вовлекавший наиболее интересных гостей Академгородка, а также ККК (кофейно-кибернетический клуб). Под эгидой клуба «Под интегралом» в 1968 г. был проведен первый (и последний) Всесоюзный фестиваль бардов, открывший Юрия Кукина, Александра Дольского и других родоначальников авторской песни, но скандально прославившийся «антисоветскими» песнями Александра Галича, после чего тот был выслан из страны. Первые десятилетия Академгородка — это расцвет театральных студий, творческих коллективов, спортивных клубов. Вполне естественно, что вскоре этот энтузиазм был подхвачен студенческой молодежью. Прекрасной традицией стали Интернедели НГУ с маевками и международными концертами. Команда КВН университета прославилась своими шедеврами на всю страну и трижды завоевывает звание чемпиона Всесоюзных конкурсов. Дом Ученых, дома культуры Академия и Юность становятся центрами культурной и социальной жизни. Появляются религиозные общины со своими храмами, гимназиями и летними лагерями, ведущими активную благотворительную деятельность (Российское…, 2007, с. 90–95; Сибирское…, 1999, с. 144–148).

1980-е годы, в особенности эпоха Перестройки, ознаменовались рядом противоречивых тенденций в жизни Сибирского отделения. С одной стороны, начавшиеся в стране процессы демократизации, послужили для научной общественности мощным импульсом к поиску новых путей решения актуальных хозяйственных, экологических и социальных проблем, сложившихся в стране. Это время дальнейшего развитие Отделения и особенно научных центров вне Новосибирска, рост кадров, науки и образования, развитие программы "Сибирь". С другой стороны, в это время все чаще стали давать о себе знать тревожные тенденции морального устаревания материально-технической базы многих академических учреждений, недостаточной эффективности или отсутствия активного внедрения прикладных разработок, старения кадрового состава (Российская…, 2007, с. 53–67; Сибирское…, 1999, с. 211–214).

Академики А.А. Трофимук и В.А. Коптюг неуклонно следовали принципу: "вырабатывать стратегию, которая позволяла бы гибко и оперативно реагировать на постоянно меняющиеся условия, но в то же время сохранять то главное, что заложили в Сибирское отделение его основатели:

• мультидисциплинарность и высокий уровень фундаментальных научных исследований;

• нацеленность на продвижение научных результатов от идеи до реализации в регионе, стране или за рубежом;

• постоянная "подпитка" ведущих научных школ Отделения молодыми кадрами, обеспечение молодежи высокого уровня образования и условий для научной деятельности".

Таким образом, Сибирское отделение АН СССР, одной из главных целей которого было содействие быстрейшему развитию производительных сил Сибири, уже в середине 1960-х годов полностью выходит за рамки только естественных и технических наук и становится огромным комплексным научно-образовательным комбинатом. Становление и развитие Сибирского отделения АН СССР в 1960-е годы было тесно связано с ускоренным освоением края, строительством здесь территориально-промышленных комплексов, необходимостью изучения производственных возможностей региона, его климатических, геологических, природных, исторических и иных особенностей. Уже к началу 1970-х годов в Сибирском отделении АН СССР была сформулирована многоуровневая система взаимодействия науки и производства. В 1980-е годы Отделение продолжает расширяться, открываются новые подразделения и структуры, но нестабильная обстановка в стране не могла не сказаться на таком крупном научном, образовательном и культурном центре. 4 мая 1982 г. Сибирское отделение было награждено орденом Ленина (Наука…, 1988, с. 290).

Таким образом, создание в Сибири мощного академического центра явилось насущной необходимостью, согласовавшейся с потребностями развития советской науки этого периода и подготовленной всем ходом социально-экономического культурного и научно-технического развития страны и региона. А благодаря активной работе целой группы советских ученых идея создания Сибирского отделения Академии наук СССР получила поддержку высших органов государственного управления, а значит, и средства для ее реализации.



Список литературы и источников:

  1. Артемов, Е.Т. Создание сибирского отделения АН СССР – исторический рубеж в развитии советской науки. [Текст] /Е.Т. Артемов // Известия сибирского отделения Академии наук СССР. Серия история, филология и философия, 1987, вып. 3.

  2. Артемов, Е.Т. Проекты организации научных учреждений АН СССР в Западной Сибири в годы первых пятилеток. [Текст] /Е.Т. Артемов // Формы организации науки в Сибири. Исторический аспект. – Новосибирск: «Наука», 1988

  3. Артемов, Е.Т. Формирование и развитие сети научных учреждений АН СССР в Сибири: 1944 – 1980 г.г. [Текст] /Е.Т. Артемов – Новосибирск: Наука, 1990.

  4. Куперштох Н.А. Разработка принципов развития кадрового потенциала академической науки Сибири во второй половине 50-х годов. [Текст] /Н.А. Куперштох // Кадры науки советской науки в Сибири: проблемы истории. – Новосибирск: «Наука», 1991. С. 177-191.

  5. Наука и техника СССР. 1917 – 1987 г.г. Хроника. [Текст] – М.: Наука, 1988.

  6. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 4. – М., 1968.

  7. Российская академия наук. Сибирское отделение: Исторический очерк. – Новосибирск: Наука, 2007.

  8. Сибирское отделение Российской Академии наук. – Новосибирск: «ИНФОЛИО-пресс», 1999

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Исмайылова Эсмира Рзахан кызы

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 141846


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства