Тема исследовательской работы – «История храма Покрова Пресвятой Богородицы».
Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. У каждого храма есть своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом мы хотели написать в своей работе.
Цельисследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Пестровка и показать значимость церкви в жизни села и людей.
Задачи:
Найти сведения о строительстве православного храма в селе, его устроителях и первых служителях храма.
Проанализировать отношение населения к церкви как к достопримечательности села.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.
Данная работа нацелена на обобщение сведений, содержащихся в различных источниках, о храме нашего села.
Работая над данной темой, мы изучили имеющуюся литературу, средства Интернета, фотографии и воспоминания старожил села
Объект: хроника событий, связанных с Храмом.
Предмет: Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Пестровка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««История храма Покрова Пресвятой Богородицы» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Пёстровка
Научно-практическая конференция
«Старт в науку»
«История храма Покрова Пресвятой Богородицы»
(секция краеведение)
Выполнила:
Линькова Анастасия
ученица 5 класса
МБОУ ООШ с. Пёстровка
Руководитель:
Пименова Н.П.
учитель истории и обществознания,
I квалификационной категории,
МБОУ ООШ с. Пёстровка
с. Пёстровка 2014
Содержание.
I. Введение. стр. 3-5
II. Основная часть. стр. 6-14
История Храма Покрова Пресвятой Богородицы
в селе Пестровка. стр. 6-8
Благотворитель камешкирской земли – боярин
Николай Михайлович Языков. стр. 9-10
История семьи Покровских. стр. 11-12
Роль церкви в жизни жителей села. стр. 13-14
III. Заключение. стр.15
Литература. стр. 16
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Благочестивые наши предки не могли жить без храма – он был так же необходим для души народа, как дом и пища для его телесного существования. Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.
История основания населённых пунктов России, имеет свои особенности. И одной из них, является то, что основание населенного пункта - будущего села, слободы или города почти всегда начиналось со строительства храма.
В старину самое почетное центральное место в городе или селе отводили под храм. Контуры храма и его высокой колокольни красиво вписывались в панораму поселения. Ставились они на самой высокой площадке и были видны за несколько километров. Строительство храма было большим событием, деньги на его постройку собирали со всей округи. Отстроенный храм играл важную роль в жизни прихожан, являлся для них культурным и духовным центром.
Антицерковная политика советского правительства привела к гибели культурных ценностей, памятников искусства и культуры.
В настоящее время значительно вырос интерес к истории, культуре, традициям Русской православной церкви. По всей России восстанавливаются и возводятся новые православные храмы. В нашем селе сейчас активно идет восстановление храма.19 мая 2013 года исполнилось 100 - лет со дня освящения Покровского храма села Пестровка Камешкирского района. В этот день состоялось праздничное Богослужение. Божественную литургию возглавил Преосвященнейший Серафим, епископ Кузнецкий и Никольский.
Поэтому меня и заинтересовала данная тема.
Церкви и храмы сплачивают людей в горе и в радости, становятся основным источником нравственности на фоне общей бездуховности.
Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
В храм зайдите! Не ленитесь!
Свеч купите восковых,
За себя вы помолитесь
И за всех, за всех других
Православных наших братьев,
Кто в родную землю лег…
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе – Бог!
(Николай Мельников.Отрывок из поэмы «Русский крест»).
Тема исследовательской работы – «История храма Покрова Пресвятой Богородицы».
Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. У каждого храма есть своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом мы хотели написать в своей работе.
Цельисследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Пестровка и показать значимость церкви в жизни села и людей.
Задачи:
Найти сведения о строительстве православного храма в селе, его устроителях и первых служителях храма.
Проанализировать отношение населения к церкви как к достопримечательности села.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.
Данная работа нацелена на обобщение сведений, содержащихся в различных источниках, о храме нашего села.
Работая над данной темой, мы изучили имеющуюся литературу, средства Интернета, фотографии и воспоминания старожил села
Объект: хроника событий, связанных с Храмом.
Предмет: Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Пестровка.
Глава I. История Храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Пестровка.
Старинное село Пестровка просто обязаны любить художники..! Есть в нашем селе человек, который заменит десятки если не сотни живописцев. Потому, что для члена союза художников России, уроженца этих мест Анатолия Васильевича Ширманова главная тема творчества - это родное село Пестровка. Художник организовал в Пестровке сельскую картинную галерею, где находиться более ста его работ. И при ее посещении сразу бросается в глаза, что на многих картинах изображена церковь, которая находиться на холме близ села.
История храма начинается с деревянной церкви, с приделом во имя Святителя Николая Чудотворца.
Деревянный храм построен в 1783 г. тщанием помещика Элпидифора Ивановича Языкова. Церковь обветшала. 3 августа 1895 г. Саратовская духовная консистория направила письмо в строительное отделение Саратовского губернского правления. В нём была просьба о рассмотрении пояснительной записки к проекту новой каменной церкви. О двух приделах, предположенной к постройке в с. Пестровке в связи с ветхостью и малой вместимостью старой деревянной церкви.
Проект был утвержден на заседании строительного отделения от 12 февраля 1896 г. Наблюдение за строительством храма взял на себя пензенский губернский архитектор Федотов.
02 июня 1897 года был заложен кирпичный храм Иереем Дмитрием Покровским. Строительницы – местная помещица Софья Дмитриевна Языкова с дочерьми Натальей Николаевной и Марией Николаевной. Освящен Храм в 1913 году 6 мая при иерее Николае Покровском.
Выполнен в «русском» стиле, квадратный в плане объем храма с небольшими выступами алтаря и притвора завершается шатром с главкой, вокруг которого сгруппированы еще четыре небольшие главки. Храм соединен с двухъярусной шатровой колокольней. Здание богато украшено стилизованными элементами древнерусской архитектуры: кокошниками, сухариками, колонками с поясками. Северный и южный входы в храм отмечены порталами с щипцовым завершением. Рядом с храмом находится усыпальница семейства помещиков Языковых.
Его стены украшали копии работ художников Семирадского, Крамского и Репина. Словно драгоценный красный кристалл он и ныне величает собой село. Храм поражает своей красотой, словно ласковыми руками речушки обнимают с двух сторон небольшой, порытый лесом холм, на котором стоит церковь, окруженная кладбищенскими крестами. В 1726 году были отлиты колокола в Петровской литейной артели. Службы проходили вплоть до 1937 года.
Прошли годы, храм был закрыт, а попытки восстановить его не увенчались успехом. От уничтожения церковь спасло лишь то, что по инициативе председателя колхоза здесь было устроено зернохранилище. Анатолий Васильевич Ширманов рассказал нам такую историю: «Зерно в храм возили на американских машинах «Студебекер» трёхосный грузовой автомобиль. Даже эти мощные машины, когда было сыро, в гору выезжали с трудом. Подростков заставляли посыпать дорогу золой, чтобы машины не буксовали. Зерна было очень много, в хранилище насыпали почти под самый купол». 20 лет спустя в храме установили и запустили первую в районе дизельную электростанцию. Так, по иронии судьбы, Дом Божий начал освещать всю Пёстровку.
В 1992 году, когда власти начали смотреть на религию по-иному, старожилы Пёстровки решили восстановить поруганную церковь. Успели лишь покрасить крышу и купола и отслужить три службы, после чего из-за противоречий между настоятелем и местным предпринимателем храм вновь опустел. Все двери были наглухо закрыты от вандалов.
В 2008 году выделил средства областной бюджет на реставрацию церкви. Летом проложили дорогу к храму и отремонтировали часовню, в которой уже проходят службы. В настоящее время храм действующий, реставрация Храма продолжается... Настоятелем Храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Пестровка на текущий момент является иерей Ярослав Маргин. Мы общались с батюшкой Ярославом. Он неустанно заботится о Покровском храме и надеется, что с помощью пожертвований прихожан и людей, имеющих финансовую возможность, Покровский храм будет восстановлен полностью. Отец Ярослав нам рассказал: «Уже очень много сделано: восстановлен пол, вставлены пластиковые окна, восстановлено электроснабжение, отреставрированы купола, на куполах светятся золоченые кресты, каждое воскресенье проводится служба и церковные песнопения. Жаль только то, что приход малочисленный, да еще пока не очень верующий».
Но Храм радует взор всех проезжающих через это село, и то, что такую душевную красоту удалось воплотить в храме простым поэтом того времени – боярином Николаем Михайловичем Языковым.
Имение Языковых находилось не далеко от Храма. Сейчас это место называют «Барским садом». Усадьба не сохранилась, а вот сад до сих пор радует своей красотой. Из «Барского сада» через берёзовую рощу проходит старая дорога, заросшая травой, по которой барыня с дочерьми ездила на службу в церковь. Этой дорогой можно даже сейчас проехать или пройти и зимой…
Глава II. Благотворитель камешкирской земли – боярин Николай Михайлович Языков
Николай Михайлович Языков родился в 1803 году в Симбирской губернии. Отец его, прапорщик гвардии в отставке, был богатый помещик. В одиннадцать лет Николай Языков был привезен в Петербург и отдан в институт горных инженеров. Преподаваемые там науки мало его интересовали, в особенности его затрудняла основная наука этого училища – математика. Но зато он с удовольствием предавался чтению, руководимый преподавателем словесности в этом заведении А.Д. Марковым.
По окончании курса в Горном институте в 1820 году Языков перешел в инженерное училище, но пробыл там весьма непродолжительное время. Два года прожил он в Петербурге, предаваясь светским удовольствиям и изредка посвящая досуг сочинению стихов, в которых воспевались вино, дружба и любовь. Они печатались в некоторых питерских изданиях, и некоторые из них обратили на себя внимание своим бойким и замечательно легким, свободным построением стиха тогда уже известных поэтов, как Жуковский и Пушкин.
Талант Языкова первым заметил Жуковский, который при посещении Дерпта в 1824 году обласкал поэта и ободрял его к дальнейшей поэтической деятельности. В 1826 году Николай Михайлович со своим университетским другом Вульфом провел лето в Тригорском, поместье Осиповой (Вульф), находящемся неподалеку от Михайловского, в котором тогда проживал Пушкин. Языков сблизился со знаменитым поэтом и полюбил его. Лето 1826 года, проведенное Языковым в обществе с Пушкиным, оставило неизгладимый след в душе студента.
В половине 1829 года он переселяется в Москву, где устраивается на службу в межевую канцелярию, в которой безвыездно прожил до 1832 года. Здесь он предполагал посвятить себя музам и работать для славы. В полном расцвете жизненных сил в 1831 году он почувствовал первые симптомы болезни спинного мозга, которая и свела его в могилу несколько позже. Красивый, молодой, состоятельный, душа общества, вследствие бурного прошлого он быстро стареет, но находит себе спутницу жизни Софью Дмитриевну. Языков с молодой женой переехал в 1833 году в деревню, принадлежащую ему с давних времен, которая находилась на речке Тоштокомяк, что в Камешкирском уезде Саратовской губернии.
Надеясь среди благотворного деревенского простора поправиться, Николай Михайлович придается сочинению духовных стихов. Посещая ежедневно церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, Языков немного поправляется, и боли оставляют его на несколько месяцев, в это время семейство и обзаводится первенцем. Дочь назвали Марией. Надежды на выздоровление не оправдались, хотя и была возможность съездить за границу лечиться, Языков не хотел тревожить семью переездами. Исполненное грусти, религиозное и возвышенное настроение является с этих пор преобладающим в его поэзии.
В половине декабря 1846 года Языков простудился и с этого времени стал ждать с удивительным равнодушием своей смерти. Он серьезно готовился к смерти: пригласил священника совершить последний долг христианина, сделал необходимые похоронные распоряжения. Назначил даже людей, кого пригласить на свои похороны, и заказал блюда для поминального обеда. Но самое главное он завещал своей жене и дочери: Софье Дмитриевне и Марии Николаевне немедля, по его кончине, перестроить в его имении храм, проект которого он выкупил уже давно у архитектора Федотова. 26 декабря 1846 года Языков умер и был погребен рядом с тем местом, где он завещал построить церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. На месте погребения Николая Михайловича вдова боярыня Языкова обустроила усыпальницу, а в 1897 году было заложено основание храма.
Глава III. История семьи Покровских
Осенью 2008 года Анатолию Ширманову пришло письмо из Франции: «… Мы с вами не знакомы, поэтому прежде всего разрешите представиться: Изволенский Владислав Владиленович. Я нижегородец, но проживаю в настоящее время во Франции.
Дело в том, что семья Покровских – моих прадедов по материнской линии – проживала в Пестровке. Рассказы о селе, о храме, в котором служил мой прадед, о помещиках Языковых я слышал от моей бабушки Лидии Андреевны. Я никогда не был там. Может быть, наш родовой дом сохранился?
Уже несколько лет снимаю кинорассказы о корнях своей семьи. Если, Бог даст, мы могли бы встретиться следующим летом в Пестровке, и я попросил бывас, Анатолий Васильевич, показать родные места моих предков… 13 ноября 2008 года, г. Компьень».
Завязалась активная переписка.
Летом 2009 года состоялась встреча. В первую очередь Анатолий Васильевич сводил своего французского гостя в дом его прадеда Дмитрия Покровского, настоятеля знаменитого пестровского храма Покрова Пресвятой Богородицы. Надо же так совпасть, что именно дед Анатолия Васильевича – Павел Феоктистович – купил этот дом в рассрочку у священника Покровского, когда тот вынужден был из-за репрессий в 30-х годах прошлого века спешно покинуть родное село.
Владислав Владиленович и Анатолий Васильевич посетили все знаменитые места с. Пестровка. Обменялись воспоминаниями. Воспоминания были записаны и смонтирован фильм, который был подарен Анатолию Васильевичу.
Мы попросили Анатолия Васильевича показать нам фильм о семье Покровских и вот что узнали.
Андрей Михайлович Покровский прадед Владислава был толи дьяконом, толи псаломщиком. Бабушку звали Варвара Леонтьевна. У Андрея Михайловича и Варвары Леонтьевны было восемь детей, до приклонного возраста дожили только пять: Платон, Татьяна, Мария, Александра и Лидия.
Воспоминания Лидии Андреевны Покровской (запись 1988 года) читает дочь Людмила Стаховская. «Все бабушкины дети покинули Пестровку в ранней молодости. Сама она уезжала с мужем, внезапно бросив домишко. После революции началось гонение на церковно служителей, закрывались церкви, монастыри. Деда добрый человек предупредил, что вот, вот придут и за ним. Семья снялась с насиженного гнезда и кинулась спасаться. Было решено ехать в Н. Новгород, т.к. туда уже уехали дети и как то устроились.
Отец обладал хорошим голосом, прислуживал в церкви, был псаломщиком. В то же время занимался сельским хозяйством. У нас была лошадь, иногда две, коровы, куры. Он очень не любил помещиков Языковых. На большие праздники духовенство должны были приезжать к ним в усадьбу и проводить всеношную службу».
Сейчас это уже ветхий домишко. В нем до самой кончины жили родители художника, здесь же родился и он сам. До недавнего времени в «покровском» доме располагалась мастерская Ширманова.
Рядом был ещё один дом, который тоже принадлежал Покровским. Там жила Мария Михайловна Покровская, сестра Андрея Михайловича. После того как брат вынужден был уехать, она служила в храме.
Глава IV. Роль церкви в жизни жителей села.
Церковь занимала важное место в ходе крестьянской жизни. В село вовремя церковного праздника стекались жители прихода со всех окрестных деревень, находившихся порой довольно далеко. Церковь была регистратором всего течения семейной жизни (рождение, брак, смерть – официально фиксировались ею). Священник знал изнанку любой семьи и был силой примиряющей. Церковно-приходские школы для многих крестьян были единственным источником грамотности. В них детям пытались дать не просто грамоту, а четкие нормы мировоззрения и поведения. К священникам отношение было, в основном, вполне доброжелательное. В любой крестьянской избе непременно был святой угол с иконами. Иконы были будничные и праздничные. Вера переходила от родителей к детям незаметно, в ежедневном обиходе.
Вот что говорят прихожане Пестровского храма. Никитина Н.П.: «Для меня в церкви наступает благоденствие, я успокаиваюсь и все проблемы становятся совсем не страшными и решаются потом очень легко». Антипова Н.Г. «Сам чистый воздух церкви лечит все мои немощи, Святой Дух, присутствующий там, помогает преодолеть все трудности».
Вместе с руководителем мы разработали анкету, которая помогла проанализировать отношение населения к церкви как к достопримечательности села. В анкетировании принимало участие 25 человек. В результате проведенного анкетирования наибольшее количество 92% опрашиваемых ответили, что веруют в Бога. Из них 99% - крещеные, но в основном у всех Таинство Крещение совершалось в младенческом возрасте. Из 10 учеников, принимавших участие в опросе, 50% посещают храм. Как правило, посещение происходит по церковным праздникам, например, Рождество, Крещение, Пасха. Большинство (63%) утверждают, что в трудную минуту обращаются за помощью к Богу, произнося: «Господи помоги!».100% считают правильным восстановление храмов и возрождение православия в современном мире, так как общение с церковью духовно развивает человека, побуждает любить ближнего, как самого себя; не совершать плохих поступков и нести в мир только доброе и светлое. После посещения церкви у всех появляется чувство легкости, чистоты, блаженства. Из проведенного опроса стало ясно, что большинство жителей села знают название церкви и очень отраден тот факт, что подавляющая часть населения считает храм источником мудрости и веры.
Заключение.
История своего народа, своей страны всегда волновала умы людей. Каждое новое поколение приносит что-то своё в развитие общества, страны. В своей работе мы провели исследование актуальной, на наш взгляд, темы. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью восстановить утраченные страницы духовного наследия села, родного края. Каким только гонениям не подвергалась церковь! Ее пытались разрушить извне. Ее пытались разложить изнутри… Какие только общества, организации и учреждения не возникали среди людей за два долгие тысячелетия. Но все это приходило и уходило, а храм Покрова стоял и стоит. Значит – и дальше будет стоять, а вместе с ним будет стоять и наша Россия, и мы будем иметь надежную точку опоры, станем жизнеспособны в любых обстоятельствах. В своей работе мне хотелось рассказать об архитектурном и духовном памятнике села Пестровка – Храме Покрова Пресвятой Богородицы.
Работая над данной темой, мы узнали много нового и интересного о храме нашего села. История храма - это история нашей малой Родины, без знания которой не может быть и настоящей любви к Родине.
Я люблю свое село и мечтаю свою дальнейшую жизнь связать со своей малой Родиной. Хочу продолжить исследование темы: «Православный храм села Пестровка», так как в нашем селе все больше стало ходить людей в храм.
В ходе моего исследования, я не только много узнала об истории Покровского храма, но и познакомилась с очень интересными личностями, которые мне помогли написать работу. Я получила опыт работы с Интернетом, общения прессой и священнослужителем.
Считаю, собранный материал важным и необходим для будущих поколений при изучении истории села Пестровка, материал будет востребован на уроках искусства, краеведения, истории.
Использованная литература
http://kameshkir.prihod.ru
Фильм Изволенского Владислава Владиленовича «Проект Фамилия»
Информация с диска «Православные храмы земли Пензенской»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №
Храм в разрухе
Храм Покрова Часовня (усыпальница семьи Языковых)
Пресвятой Богородицы
Приложение №
Идет восстановление Храма Покрова Пресвятой Богородицы
Приложение №
«Барский сад»
Старая дорога от «Барского сада» к храму
Приложение №
Николай Михайлович Языков
Приложение №
Дом Андрея Михайловича Покровского (художник Ширманов А.В.)
Приложение №
Вопросы анкетирования.
В анкетировании принимало участие 25 человек.
Верите ли Вы в Бога?
да – 92%
нет – 3%
затрудняюсь ответить –5%
Крещеные ли Вы?
да – 99%
нет – 0%
затрудняюсь ответить –1%
Посещаете ли Вы храм?
да – 50%
нет –12%
иногда –18%
Как Вы обращаетесь к Богу?
«Господи помоги !» –63%
«Господи спаси !» –32%
никак –5%
Вы считаете людей с вредными привычками:
больными – 53%
духовно неразвитыми –21%
затрудняюсь ответить –26%
Считаете ли Вы восстановление храмов правильным делом?
да – 100%
нет –0%
затрудняюсь ответить – 0%
Каковы Ваши чувства после посещения церкви?
блаженства- 92%
тяжести –
затрудняюсь ответить-8%
Приложение №
1.Знаете ли вы как называется храм в селе Пестровка ?
(в опросе приняли участие 25 человек)
- знаю - 25
- не знаю-0
-затрудняюсь ответить-0
2.Что для вас есть храм?
А) Источник мудрости и веры -13
Б) Дом Бога-10
В) Красота и гармония -2
Рецензия
Исследовательская работа «История храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Пестровка». Исследовательская работа основана на краеведческом материале, воспоминаниях односельчан, анкетировании.
В ней прослежена хронология событий связанных со строительством и реконструкцией храма.
Исследовательская работа дает возможность узнать о вкладе каждого участника исторических событий в развитие Покровского храма.
Данная работа формирует у учеников навыками исследовательской деятельности.
Все разделы проекта связаны между собой, имеют преемственность на каждом этапе (исследование сопровождается историческими фотографиями).
Работа реализует принцип развивающего обучения, направлена на получение новых знаний, способствует духовно-нравственному воспитанию молодого поколения, позволяет глубже узнать историю восстановления храмов.