kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исторические темы, проблемы, которые наиболее часто избираются в качестве объектов фальсификации истории России.docx

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на городском методическом объединении учителей истории и обществознания.

       Под фальсификацией истории обычно понимается сознательное искажение исторических событий в определенных, часто политических целях. Фальсификацию истории в узком прагматичном смысле можно определить как сознательное искажение исторических фактов, их тенденциозную трактовку, выборочное цитирование и манипуляции с источниками с целью создания искаженного образа исторической реальности.

     Цели и мотивы фальсификаций истории могут быть самыми разнообразными: идеологическими, политическими, коммерческими и другими. Проблема фальсификации отечественной истории имеет место быть и в школьных учебниках истории.

     В настоящее время в исторической науке существует немало примеров тем и проблем, которые наиболее часто избираются в качестве объектов фальсификации истории России.

Основные направления фальсификации новейшей истории России в ХХ – начале ХХI века.

    Ярким примером фальсификаций истории СССР - России в ХХ в. является  интерпретация событий,  связанных с голодом на Украине в начале 30-х гг. ХХ в. («Голодомор»).

Фальсификация создана в условиях политического курса президента Украины В.А. Ющенко).  Более дискуссионный характер в науке имеет проблема «оккупации» Прибалтики.

   В отношении истории Катыни как ключевого события российско-польских отношений произошел политический сдвиг, который показал возможность преодоления спорных проблем истории ХХ века.

      Приоритетной задачей фальсификаторов новейшей истории России является обосновать выдвижение территориальных претензий к Российской Федерации на основе фальсификации истории Второй мировой войны, её причин и итогов (проблема Курильских островов, Калининграда, история советско-финляндской войны - «неизвестная война»).

    Особого внимания заслуживают обвинения в адрес нашей страны в «совиновности» с нацистской Германией в развязывании Второй мировой войны, умаление роли СССР в достижении победы стран антигитлеровской коалиции над государствами фашистского блока.

   Определенную опасность представляют фальсификации истории национальных отношений в нашей стране, направленные на ослабление территориальной целостности Российской Федерации путем искажения истории вхождения в состав России ряда народов и территорий (в частности, народов Кавказа).

  Тенденциозные интерпретации истории взаимоотношений народов России направлены на провоцирование роста сепаратистских настроений в ряде национально-государственных субъектов Федерации (Северный Кавказ, Татарстан и др.).   Примером фальсификаций можно назвать освещение военных событий лета 2008 г. на Кавказе.

      Ещё одной фальсификацией считается Пакт Молотова-Риббентропа - документ известный и в историческом отношении, несомненно, ценный, однако некоторые историки утверждают, что кроме него существует также и некий "секретный протокол", дополняющий этот договор и подтверждающий территориальные претензии СССР в Прибалтике и Бессарабии.
   Для противодействия попыткам фальсификации истории и проникновения фальсифицированных версий истории в учебную литературу и необходимо повысить статус исторического образования как ключевого направления социализации школьников. Важную роль в этом играет и школьный учебник истории.

 В содержании школьного исторического образования должны рассматриваться вопросы, связанные с попытками фальсификации истории России.

В современных условиях возрастает роль учителя истории как гражданина и профессионала, который должен обладать сформированной методологической культурой, компетентностью в области способности противодействовать факторам, фальсифицирующим историческое знание, и, тем самым, обеспечивать достижение предметных результатов реализации образовательных программ по истории обществознанию.

 

 

  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исторические темы, проблемы, которые наиболее часто избираются в качестве объектов фальсификации истории России.docx »

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

Гимназия № 1 г. Белогорска Амурской области.









Исторические темы, проблемы, которые наиболее часто избираются в качестве объектов фальсификации

истории России

Выступление на Городском методическом объединении.







Выполнила:

Нефедова Ольга Юрьевна,

учитель истории и

обществознания.

















Современными исследователями проблемы фальсификации российской истории обоснованно отмечается: «наша история, наше культурное и духовное наследие — это огромный национальный ресурс. Это тот ресурс, который, в отличие от минеральных богатств, не растрачивается. Он может только преумножаться. Но попытки фальсифицировать историю могут привести к тому, что этот ресурс будет девальвирован».

Под фальсификацией истории обычно понимается сознательное искажение исторических событий в определенных, часто политических целях. Фальсификацию истории в узком прагматичном смысле можно определить как сознательное искажение исторических фактов, их тенденциозную трактовку, выборочное цитирование и манипуляции с источниками с целью создания искаженного образа исторической реальности.

Цели и мотивы фальсификаций истории могут быть самыми разнообразными: идеологическими, политическими, коммерческими и другими.

Можно назвать две основные группы целей и мотивов деятельности фальсификаторов истории. В первом случае речь идет социально-политических мотивах (политические, геополитические и идеологические), большинство из которых могут быть связаны с целями и задачами антироссийской пропаганды. Во втором случае имеются в виду личностно-психологические, коммерческие мотивы (желание самоутвердиться, получить славу, известность, общественное признание за короткие сроки путем подготовки «сенсации», способной перевернуть существующие в обществе представления о прошлом).

Проблема фальсификации отечественной истории имеет место быть и в школьных учебниках истории.

Учебник истории – предмет повышенного общественного интереса. Как отметил известный французский историк и писатель М. Ферро, «история в том виде, как ее рассказывают детям, да и взрослым, позволяет одновременно узнать и то, что общество думает о себе, и то, как изменяется его положение с течением времени».

Российский историк Е.Ю. Зубкова на Форуме « Проблема фальсификации отечественной истории» пишет: «Историческая память россиян за последние десять лет пережила как бы два «вторжения»… Одно – изнутри, в результате процесса переосмысления прежде всего советский истории, проходившей под знаком ее дегероизации. Другое, совсем недавно, – извне, когда постсоветские государства приступили к созданию собственных национальных историй, «суверенных» от истории России».

История в школьных учебниках не существует сама по себе, это вовсе не какой-то особый вид исторического знания, школьные учебники истории являются отражением современной исторической науки.

Чем отличается интерпретация истории от ее фальсификации? И почему фальсификацию многие специалисты считают угрозой национальной безопасности?
В настоящее время в исторической науке существует немало примеров тем и проблем, которые наиболее часто избираются в качестве объектов фальсификации истории России.


Основные направления фальсификации новейшей истории России в ХХ – начале ХХI века.

Ярким примером фальсификаций истории СССР - России в ХХ в. является тенденциозная интерпретация событий, связанных с голодом на Украине в начале 30-х гг. ХХ в. («Голодомор»).

Фальсификация создана в условиях политического курса президента Украины В.А. Ющенко).
Более дискуссионный характер в науке имеет проблема «оккупации» Прибалтики.

В отношении истории Катыни как ключевого события российско-польских отношений произошел политический сдвиг, который показал возможность преодоления спорных проблем истории ХХ века.

Приоритетной задачей фальсификаторов новейшей истории России является обосновать выдвижение территориальных претензий к Российской Федерации на основе фальсификации истории Второй мировой войны, её причин и итогов (проблема Курильских островов, Калининграда, история советско-финляндской войны - «неизвестная война»).

Особого внимания заслуживают обвинения в адрес нашей страны в «совиновности» с нацистской Германией в развязывании Второй мировой войны, умаление роли СССР в достижении победы стран антигитлеровской коалиции над государствами фашистского блока.

Определенную опасность представляют фальсификации истории национальных отношений в нашей стране, направленные на ослабление территориальной целостности Российской Федерации путем искажения истории вхождения в состав России ряда народов и территорий (в частности, народов Кавказа).

Тенденциозные интерпретации истории взаимоотношений народов России направлены на провоцирование роста сепаратистских настроений в ряде национально-государственных субъектов Федерации (Северный Кавказ, Татарстан и др.).

Примером фальсификаций можно назвать тенденциозное освещение военных событий лета 2008 г. на Кавказе. В историографии имеются противоречивые версии история конфликта 2008 г. на Кавказе (Россия – Грузия), что вместе с тем не является основанием для транслирования этих версий в содержание курса новейшей истории России.

Ещё одной фальсификацией считается Пакт Молотова-Риббентропа - документ известный и в историческом отношении, несомненно, ценный, однако некоторые историки утверждают, что кроме него существует также и некий "секретный протокол", дополняющий этот договор и подтверждающий территориальные претензии СССР в Прибалтике и Бессарабии.

Впервые публично "секретный протокол" был упомянут только на Нюрнбергском процессе, на нем во многом строилась линия защиты обвиняемых. Опубликован "секретный протокол" был в США в 1948 году, но до сих пор его подлинность вызывает большие сомнения у историков.
Во-первых, факт существования этого документа не был ни разу подтвержден Молотовым, в своих беседах с писателем Чуевым, он открыто называл это "дополнение" фальшивкой.

Во-вторых, графологическая экспертиза подтверждает, что подпись Молотова на этом документе не соответствуют оригиналу.

В-третьих, документ составлен с грубыми орфографическими ошибками.
"Секретный протокол", таким образом, относится к историческим фальсификациям. Он был "вброшен" в информационное поле с понятной и очевидной целью - выставить СССР агрессором и пересмотреть историю Второй мировой.


Для противодействия попыткам фальсификации истории и проникновения фальсифицированных версий истории в учебную литературу и необходимо повысить статус исторического образования как ключевого направления социализации школьников.

Важную роль в этом играет и школьный учебник истории.

Как связана проблема фальсификации истории с проблемой создания новой концепции учебника по отечественной истории на основе единых подходов к прошлому России?

Возможно, ли создать учебник, который устроил бы всех?


В издательстве "Просвещение" даже не думали, как много они выпускают учебников. Вариантов изложения отечественной истории — не меньше двадцати. Программа — одна, замечают редакторы, а вот события часто звучат по-разному.

Каким быть новому учебнику, полгода обсуждали учителя, историки, министры. Комиссией руководил Сергей Нарышкин. Активно дискутировали и в Интернете. Принимали предложения из-за рубежа.

"Украинцы, например, сказали, что нет гетманов. Есть один гетман — Хмельницкий. А я сказал, что еще есть и Мазепа. По рекомендации татарских коллег введены понятия "степь", "кочевники", которые принимали участие в формировании древнерусского государства", — отметил Александр Чубарьян.

В итоге ряд понятий был пересмотрен. Вместо "татаро-монгольского ига" — появилось "иго Золотой Орды".

"Правильнее говорить о монгольском нашествии, потому что изначально этот импульс пошел из Монголии. Первыми были чингизиды, а вовсе не татары. Но совсем изымать былинные, исторические понятия, которые вошли в фольклор, в эпос, — это перебор", — считает президент Фонда исторической перспективы Наталья Нарочницкая.

Этот вопрос — один из двадцати, которые учителя назвали сложными для изучения: про роль варягов, общую историю с Украиной и Белоруссией, про Смуту, роль Ивана Грозного и Петра, падение монархии, эпоху Сталина, войну, застой, распад Союза и 90-е, включая "шоковую терапию" и приватизацию.

В содержании школьного исторического образования должны рассматриваться вопросы, связанные с попытками фальсификации истории России.

В современных условиях возрастает роль учителя истории как гражданина и профессионала, который должен обладать сформированной методологической культурой, компетентностью в области способности противодействовать факторам, фальсифицирующим историческое знание, и, тем самым, обеспечивать достижение предметных результатов реализации образовательных программ по истории обществознанию.



Информационные источники:

  1. Фальсификация истории — Википедияru.wikipedia.orgФальсификация истории



  1. Вяземский Е.Е. «Проблема фальсификации истории и историческое образование: общее историческое образование: теоретические и практические аспекты»

Проблемы современного образования -

www.pmedu.ru 2012, №1, 28-43

  1. СПРАВКА «Проблема фальсификации истории в учебной литературе» - сообщение д.п.н., к.ист.н., профессора, главного научного сотрудника лаборатории дидактики истории Учреждения РАО «Институт содержания и методов обучения» Евгения Евгеньевича Вяземского. raop.rucontent/Prezidium.2011.03.02.Spravka.2.docraop.rucontent/Prezidium.2011.03.02.Spravka.2.doc



  1. Стрельцова Д.С. Историческое образование в школе: современное состояние, проблемы и перспективы развития.



cronao.ru/images/metodicheskij-zhurnal-vestnik-zapolyarya/metodicheskij...


  1. 5 фальсификаций истории | Русская семерка - russian7.ru2014› 5 фальсификаций истории.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Нефедова Ольга Юрьевна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157397


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства