Исследователи XIX века о ментальных особенностях восточно-слявянских и коренных народов Северного Кавказа
Исследователи XIX века о ментальных особенностях восточно-слявянских и коренных народов Северного Кавказа
Описание северокавказских исследователей XIX в. нарвов переселенцев и коренных народов Северного Кавказапозволяет глубже понять сложный процесс взаимодействия и взаимопроникновения разных социокультурных миров. Будучи непосредственными участниками этого процесса, они сами, не осознавая того в полгой мере, прокладывали дорогу к его научному осмыслению. Одним из способов, позволяющих лучше понять дух инородцев было изучение их нравов и обычаев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследователи XIX века о ментальных особенностях восточно-слявянских и коренных народов Северного Кавказа»
Исследователи XIX века о ментальных особенностях восточнославянских и коренных народов Северного Кавказа
Соломянный В.Д., преподаватель высшей категории ГБОУ СПО СК «Ставропольский базовый медицинский колледж»
Описание северокавказскими исследователями XIX века нравов славянских переселенцев и коренных народов позволяет глубже понять сложный процесс взаимодействия и взаимопроникновения разных социокультурных миров. Изучение особенностей их историописания, проявляющихся в конструкции текста, использовании источников, отборе фактов и характере логических построений, дает возможность судить не только о ментальном своеобразии различных народов, но и об отношении к ним самих исследователей. Будучи непосредственными участниками процесса межкультурного взаимодействия, они сами, не осознавая того в полной мере, прокладывали дорогу к его научному осмыслению.
В северокавказских источниках можно найти порой диаметрально противоположные оценочные суждения историописателей о национальном характере коренных народов. Такое несовпадение взглядов было обусловлено и сложностью самого процесса взаимодействия славянских переселенцев с северокавказскими народами, и влиянием на исследователей официальной точки зрения властей, и различием их собственных мировоззренческих установок. Однако, как правило, исследователи, глубоко изучавшие историю и быт коренных народов, стремились дать более объективную, чаще положительную характеристику особенностей их национального характера.
Так, например, И.В. Бентковский опровергает официальную аттестацию 1845 года, данную властями ногайцам Калаусо-Джембулуковского приставства, как народу «корыстолюбивому, хитрому, недоверчивому, мстительному, склонному к обманам, воровству и выучившемуся употреблению горячительных напитков». Он пишет: «Словом, ногайцы отличались постоянством, трудолюбием и предприимчивостью. Если к этим характеристическим чертам прибавить еще безусловную трезвость, то едва ли можно требовать больше от народа, предоставленного собственному самовоспитанию и своим умственным силам» [1]. Недоверчивость между народами автор считает естественной, объясняя ее различиями исторических и религиозных традиций.
Между славянскими переселенцами и коренными народами Северного Кавказа, особенно в период колонизации края, складывались противоречивые отношения вражды - сотрудничества. Уважительное отношение к инородцам характерно для историописателей из среды военных. В экстремальной ситуации они лучше других узнавали о нравах своих соперников.
Явное уважение к черкесскому народу высказывает генерал-майор Л.В. Симонов в своем историческом очерке «Один из потомков Нашебурского полка». Он пишет: «К тому же, вообще говоря, адыге-черкесы одарены хорошими способностями ума, свободолюбивы, храбры и горячо преданы свободе и родине. Уважали старших настолько, что брат вставал перед братом. Многоженство, допускаемое Кораном, не существовало и женшина пользовалась уважением... При всем этом горцы бывали деликатны в обращении и разговорах; ловкие, красивые, обладали изяществом вкуса и манер и любили пение, музыку и танцы» [2]. Далее автор восхищается одеждой, военным снаряжением и ремесленным искусством черкесов.
Однако, Л.В. Симонов не идеализирует черкесов и находит у них недостатки как личные, так и в общественном строе, объясняя их тем, что «черкесы прежде всего были не швейцарцы или американцы». В то же самое время, автор очерка считает неосторожным и совершенно необоснованным выражение, брошенное в одной из патриотических статей - «не вышедшие из первобытного состояния».
Напряженные отношения между калмыками и русскими переселенцами являются одной из важных сюжетных линий в исследовательской работе Я.П. Дуброва «Быт калмыков Ставропольской губернии до издания закона 15 марта 1892 года». Автор приводит многочисленные примеры взаимной вражды, пытается понять ее причины и найти пути решения этой острой проблемы.
Вытеснение калмыков в степь русскими крестьянами и взаимное воровство часто приводило к кровавым столкновениям. Однако, более глубокие причины враждебности русских и калмыков Я.П. Дуброва видит в непрофессионализме администрации и корысти местной знати. Он пишет: «Общими усилиями «возделывателей на культуру калмыков» достигнуто в конце концов то, что калмыки не только ни на шаг не двинулись вперед в деле социально-экономического своего развитая, но напротив - пригнетенные разными нойонами, попечителями, опекунами, приставами и др., обобранные ими и разными пришельцами - обнищали, нравственно извратились, потеряли веру в справедливость и человечность официальных и неофициальных «возделывателей», стали в неприязненные отношения к «культуртрегерам», ... устраняя все то, что могло бы сблизить их с соседним русским населением» [3].
Исследователь показывает всю глубину падения этого некогда гордого, дикого и властного народа. Вот только некоторые его характеристики: «Беспорядок, неряшество, грязь, полное отсутствие понятия о чистоплотности - можно назвать родной стихией нашего калмыка»; «Калмык ест все и во всяком виде, не исключая даже и падали»; «Водку пьют не только мужчины, но в такой же степени и женщины; пьют даже девушки и дети»; «По характеру своему, в особенности в отношениях с русским!, калмык хитер, скрытен, недоверчив, крайне мстителен, … к власть имущим раболепен до отвращения»; «Есть, пить, спать, пьянствовать составляет жизненный идеал калмыков» [4]. Все эти и другие отрицательные стороны в характере калмыков Я.П.Дуброва объясняетотношением к ним русских крестьян и чиновников и не относит к их национальным особенностям. Глубинные же черты национального характера проявлялись у калмыков в общении друг с другом. Между своими они были откровенны, щедры, всегда готовы прийти на помощь даже в ущерб своим интересам. К положительным качествам Я.П.Дуброва относит также их уважительное отношение к жене и редкое у других инородцев целомудрие у женщин и, особенно, у девушек. Однако, в конечном счете, он связывает возрождение калмыков с созданием условий для их экономического подъема и установлением добрососедских отношений с русскими переселенцами.
Описание нравов и обычаев коренных народов северокавказскими историописателями, особенно военными, имеет одну характерную особенность - безусловное уважение ими соперников и, одновременно, - признание своей более высокой цивилизованности по сравнению с ними. Так, например, П.Л. Короленко, служивший в управлении Черноморской кордонной линией, ментальность черкесов оценивает под углом зрения военного: «Характер у черкесов очень вспыльчивый: если ему нанесет обиду словом или делом неприятность, кровь ударит в лицо, глаза выкатываются вверх и зажигаются блеском огня»[5]. Осуждению подвергается и такой распространенный, особенно в военное время, порок, как воровство. Диким, по его мнению, является обычай кровной мести. К положительным чертам характера черкесов историописатель относит гостеприимство и уважение к старости, их музыкальность. Автор «Записок» подчеркивает также красивую внешность черкесов. Таким образом, описание нравов и обычаев черкесов у П.П. Короленко имеет логику военного противостояния, формирующую идеологический подтекст о правомерности покорения русскими этого свободолюбивого народа.
Представление о нравственных качествах славянских переселенцев формировалось у П.П. Короленко как на основе собственных наблюдений, так и в результате использования других источников, среди которых немаловажное значение имели архивные документы. В своей работе «К истории колонизации Закубанского края в 1865 - 1867 гг.», он приводит отчет комиссии, изучавшей все стороны быта поселенцев нагорных станиц, в котором, наряду с изложением выводов о санитарных условиях, состоянии путей сообщения и положении в сельском хозяйстве, дастся характеристика нравственных качеств поселенцев этих станиц. «Нравственные качества поселенцев, - говорится в документе, - на довольно низкой степени; главные причины тому разнородные элементы, составляющие население станиц, обеднение жителей, дошедшее до нищеты, сильная болезненность и смертность, отсутствие церквей, отвращение от гор, хотя впрочем, довольно объясняемое для бывших жителей равнин, и утрата всякой надежды на улучшение своего быта» [6] Как видно из этого документа, комиссия ставит под сомнение распространенное среди историописателей европоцентристское представление о нравственном превосходстве славянских поселенцев над инородцами и предлагает специальные меры по исправлению недостатков. Ибо каким примером аборигенам могут служить деморализованные и нищие поселенцы, на которых правительством возлагалась культуртрегерская миссия.
Е. Максимов доказывает, что многолетнее совместное проживание с коренными народами Северного Кавказа имело своим следствием изменения в национальном характере русских. Совершенно обособленная организация, общение с беспокойными соседями, удаленность от русского населения порождало у казаков особый уклад жизни, формирующий у них дух исключительности и замкнутости. Это обстоятельство порождало такие негативные последствия, гак недоверие ко всякому русскому человеку, мешавшее переселенческому движению, а также консерватизм в хозяйственной жизни. Вместе с тем, ощущение замкнутости симулировало у них сплоченность и взаимопомощь, порождало гордость за своих героических предков и умение преодолевать любые трудности [7].
Формированию особого славянского этнокультурного типа в пограничной области способствовали и межнациональные браки. На этот фактор указывает в своем исследовании истории терского казачества И. Попко: "Гребенская женщина, во множестве случаев была местного горского происхождения. Она сообщила гребенцу увесистому русскому человеку, легкую стать и живые черты южного аборигена, а сама заимствовала от него рост и мускульную силу и мужественный характер русской женщины" [8].
Вместе с тем, следует отметить, что северокавказские исследователи, обращая внимание на перенимание славянскими поселенцами опыта и культурных традиций коренных народов Кавказа и даже некоторое изменение их внешности, в тоже самое время не находили утраты их национальной идентичности. Главным связующим началом в тех условиях, по мнению И. Попко. могло быть только православное вероисповедание. Характеризуя условия жизни терских казаков, он по этому поводу замечает, что «... если бы гребенское общество старых времен не требовало от вступавших в него иноверцев принятия христианского закона, то едва ли сохранило бы оно вполне свою русскую народность...» [9]
Северокавказские историописатели, не умаляя нравственных достоинств инородцев, все-таки в большинстве своем прямо или косвенно поддерживали идею о нравственном превосходстве славянских этносов, которую четко выразил А.П. Берже: «Все жители русского царства принадлежат к различным племенам, из которых славянское племя как по своему нравственному влиянию, так и по числу, есть главное» [10]. Они приводят многочисленные примеры высокой нравственности славянских переселенцев.
Так, например, И.Д. Попко выражает уверенность в том, что даже в условиях военного противостояния возможно проявление благородства к заблуждающемуся противнику. С целью обуздания воровства среди самих горцев, казаки строго соблюдали приказ не принимать в обмен на свои товары краденных животных и другие предметы, поскольку это вело к обнищанию населения горских аулов. Историописатель самым высоким слогом выражает восхищение казаками: «Честь и слава русскому оружию и русскому правительству!»; «Будем справедливы к Черноморцам, верным и добросовестным исполнителям благах намерений правительства»; «Есть между горцами люди, которые разумеют и ценят наше великодушие в борьбе с ними и нашу рыцарскую разборчивость в средствах» [11].
Осознание своего превосходства над инородцами не мешало славянским переселенцам приспосабливаться к их порядкам. И.Д. Попко пишет о том, что терские казаки знали местные языки, «а в способности применяться к чужим нравам и обычаям русский человек никогда не имел недостатка» [12].
Таким образом, в северокавказских текстах XIX века отразилось стремление исследователей постичь духовный склад славянских переселенцев и коренных народов, с которыми им нужно было находить общий язык. Одним из способов позволявших лучше понять дух инородцев было изучение их нравов и обычаев.
Библиографический список
1. Бентковский И.В. Историко-статистическое обозрение инородцев - магометан, кочующих в Ставропольской губернии.- Ставрополь, 1883. С. 85.
2. Симонов Л.В. Один из потомков Нашебурского полка. //Кубанский сборник. /Под ред. С.В. Руденко. Т. 12,- Екатеринодар. 1906. С. 132.
3. Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии до издания закона 15 марта 1892 года. Казань, 1898. С. 45-46.
4. Там же. С. 54,55,69.70.74.
5. Короленко П.П. Записки о черкесах,- Екатеринодар. 1908. С.36.
6. Короленко П.П. К истории колонизации Закубанского края в 1865 - 1867 гг.//Сборник сведений о Северном Кавказа./Под ред. А.С. Собриевского. Т.1. - Ставрополь, 1906. С. 14.
7. Максимов Е. Терское казачье войско,- Владикавказ, 1890. С. 161-162.
8. Попко И. Терские казаки с стародавних времен. - СПб., 1880. С. 116.
9. Там же. С. 128.
10. Берже А.П. Живописный альбом народов России.- СПб., 1880. СЛ.
11. Попко И. Терские казаки с стародавних времен. - СПб., 1880. С.267-268.