Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект на тему: Александра Дмитриевна Оберучева»
Вступление
Цельработы:
Популяризация знаний об людях прославивших наш город, на примере жизни Александры Дмитриевны Оберучевой ( матушки Амвросии)
Гипотеза:
Человек, незнающий истоков духовной культуры своего народа и истории своей малой Родины, не может считать себя полноправным гражданином своей страны
Задача:
Исследовать жизнь монахини Амвросии, духовного чада Оптинских старцев.
Актуальность темы:
Мы видим в пропагандировании интереса к
месте, где ты живешь, к людям, которые здесь ранее жили и трудились и прославили город своим жизненным подвигом.
Методыизучения :
1.Исследование автобиографической книги «История одной старушки».
2.Посещение могилы на Никольском кладбище .
3.Беседы о матушке Амвросии с настоятелем храма «Святого Духа», отцом Валерием Малышкиным.
Начало жизненного пути
Александра Дмитриевна Оберучева родилась в 1870 г. в городе Сочи. Семья была очень благочестивая. У ее родителей почти пять лет не было детей, будущая мама скорбела и молилась Богу, чтобы он послал ей детей. И вот в 1870 г. родилась дочь Сашенька, а через полтора года сын Михаил. Ее отец, Дмитрий Оберучев, был военным, мама – Евгения Оберучева – воспитывала дома детей.
Отец Саши рано вышел в отставку, переехал с семьей с центральную Россию, купив небольшой дом в городе Ельня, а чуть позже небольшой участок земли в деревне Рогово.
Сначала дети получали образование дома, а затем их определили в школу вдали от дома.
Когда Саше исполнилось тринадцать лет а её брату - Мише – одиннадцать. Михаила приняли в Полоцкий корпус, а Сашу приняли в Московский Александровский институт во второй класс. Начало учёбы для Александры было трудным, но не смотря на это она хороша сдала экзамены, получив при окончании серебряную медаль.
Ее хотели оставить работать при институте, заниматься с неуспевающими, помогая классным дамам, но Александра упросила начальницу отпустить ее домой. Там ее ждала уже больная мама, за которую девушка очень беспокоилась.
Близкие хотели, чтобы Саша вышла замуж, но у Саши с самого детства было сильное желание стать врачом и она решает поступить в университет за границей, так как в России ещё не было женских медицинских курсов.
Чтобы заработать средств на учёбу она поступила в земство – на службу в статистическое управление в Петербурге. Одновременно девушка начала заниматься латинским и греческим языками.
Проработав полтора года, Саше пришлось оставить мысль об учебе за границей поскольку это огорчало родителей. Но желание было настолько сильно, что она написала прошение государю императору, с просьбой разрешить ей ходить в университет на медицинский факультет.
В 1897 году Александра отправляется в женский медицинский институт в Петербурге. Там она поселилась в общежитии. Заниматься в институте было для нее большим удовольствием. Очень важным предметом для будущих врачей была анатомия. На четвертом и пятом курсах у студентов была практика – им назначали больных, за которыми они должны были наблюдать. Саше практика нравилась больше всего.
Однажды знакомые пригласили ее на лекцию профессора Владимира Сергеевича Соловьева. Это стало целым событием в ее жизни.
В самом начале занятий среди девушек образовалась группа так называемых депутаток. Дух этой группы проявлялся в недовольстве порядками, заведёнными в институте. Когда Саша училась на последнем курсе, начались студенческие волнения, после которых последовала революция.
В годы первой пролетарской революции (1905-1907гг), организаторы очередной забастовки строго-настрого предупреждали, что ни одна студентка не должна быть завтра в стенах института. А руководство института собиралось закрыть учебное заведение, если студенты хоть один день не придут на занятия. Девушка не знала, как ей поступить, но желание учится пересилило все сомнения. Утром Саша пришла одна на первую лекцию по детским болезням, которую вёл профессор Соколов, но вскоре к ним присоединились и другие студенты. Лекция состоялась, институт не закрыли.
Перед выпускными экзаменами Александра посетила Козельск и Оптину пустынь. В Оптиной она побывала в скит у старцу – скитоначальника архимандрита Венедикта. Старец был удивлен тем, что она, такая молодая, едет сдавать государственный экзамен на врача. После выпускных экзаменов, лето Саша провела с родителями в Смоленской губернии. А затем отправилась практиковаться в участок, находившийся в 70 вёрстах от дома.
Когда брата Михаила перевели служить из Херсона в Одессу Александра отправилась за ним, там как раз открывалась новая больница были нужны врачи. Заведовал клиникой Иван Федорович Сабанеев. Молодых медиков направляли в палаты к опытным врачам, у которых можно поучиться.
Вскоре у отца Александры случился инсульт и в ноябре 1905 г. он скончался.
Летом они с мамой поехали в Оптину, Шамордино и Саров. Побывали и в монастыре Полоцка. Здесь одна монахиня, рассказала, что в Симбирской губернии есть община во имя Христа Спасителя, там основывают больницу для женщин и детей, и им нужна врач-женщина Александра отправилась туда вместе с мамой, которую не хотела оставлять одну, брат к тому времени женился.
Мама тяжело болела и умерла 27 апреля 1911 г. Батальон брата перевели в Петербург. Зная скорбь сестры, он пригласил ее погостить. Там она много молилась и паломничала, побывав на Валааме и в других святых местах.
В сентябре 1911 года Александра выехала в Курскую губернию, где работала врачом сначала в городе Фатеж, а потом ее перевели в село Любажи, которое находилось в десяти верстах от города. Глубоко верующей девушке было одиноко и тяжело после смерти матери.
Вскоре Александре из Симбирской губернии, пришло письмо в котором настоятельница просила Сашу вернуться работать в общину во имя Христа Спасителя. И осенью 1913 года она снова поехала работать в село Новоспасское.
На войне
1 августа 1914 года началась первая мировая война. Брат Александры Оберучевой вместе с подчиненными был отправлен в зону действий русской армии. Саша пожелала разделить участь Михаила и приняла решение отправиться на фронт с целью помогать Родине и быть поближе к брату.
Так как отряд врачей собирался медленно то Александра решила ехать самостоятельно. Из документов она имела паспорт и записку от воинского начальника, что она врач и надежный человек. Саша приехала в польскую деревню, где местный крестьянин согласился довезти ее до места предполагаемого боя, в котором должен был участвовать Михаил со своим полком. Приехав Александра оказалась среди массы тяжелораненых людей. Не переодеваясь она стала помогать санитарам. Молодая доктор обеспечивала раненым хороший уход пока не приехал новый лазарет.
Девушка получила новое назначение - она стала работать в одном из питательных пунктов. С двумя санитарами она носила на станцию, когда приходили поезда с ранеными, еду, лекарства и перевязочные средства, а также перевязывала раненых.
Узнав, что брат находится рядом, Александра приложила все усилия что бы встретится с ним.
Находясь на передовой, Александре доверили возглавлять сан отряд, который занимался инфекционными больными. Однажды во время работы она заболела сыпным тифом. Во время болезни с ней все время сидел брат и как мог заботился о ней пока болезнь не стала отступать. Когда ей стало лучше, она сразу же приступила к работе.
Накануне дня прославления Иоанна Тобольского. Александра, решила порадовать тяжелобольных и раненых устроив для них небольшой праздник. Для торжества был сооружен небольшой алтарь, который был украшен полевыми цветами. Полковой священник отец Иоанн узнав о том, что был построен алтарь согласился провести службу. Праздник получился торжественным и растроганный священник подарил Саше Святое Евангелие.
Однажды во время ночной бомбежки Александра чудом осталась жива. Пуля пробила икону Божией Матери, которая висела у нее на спине кровати. Икона приняла на себя весь удар. Потрясенная Александра попросила священника отслужить благодарственный молебен за спасение.
Александра все чаще задумывалась о дальнейшей жизни в монастыре.
В революционном пожаре нелепо погиб брат Михаил. Возвращаясь домой поздним петербургским вечером его догнала шальная пуля. Александре стоило больших усилий достойно похоронить брата на территории Оптиной пустыни. После похорон еще совсем молодая женщина взяла на себя обязанность ухода за семьей Михаила. Начались голодные военные годы. Что бы прокормиться пришлось продавать родительское имущество, часто меняя на муку дорогие сердцу вещи. Ей надо было подымать двух детей брата, так, как невестка оказалась совсем беспомощной после гибели Михаила.
В ссылке
Часто посещая Оптину пустынь Александра Оберучева сыскала любовь Оптинских старцев и получила благословение на иноческую жизнь в Шамардинском женском монастыре.
12 июня 1917 года Александра приехала в Шамординскую обитель, а уже в сентябре 1917 года, приняла монашество с именем Амвросия. Ее послушанием была работа по любимой специальности. Она лечила монашествующих и прихожан, не редко удивляя их своими познаниями в области медицины. Но не долго пришлось молодой монахине спокойно служить Богу и людям в святой обители. В Козельске жила жена Михаила с детьми, которым матушка уделяла много сил и внимания.
В январе 1918 года декретом Совета народных комиссаров Оптина пустынь была закрыта, но продолжала существовать под видом сельхозартели до весны 1923 года.
В Вербное воскресенье 1923 года начался разгон старцев и монашествующих. Матушка начала готовиться к отъезду из Шамордина. Одна из больных и две больничные сестры изъявили желание жить вместе с ней. Они устроилась в Козельске, в тесной комнате. К ним постоянно заходили, останавливались идущие из монастыря паломники и монахини. Они могли здесь отдохнуть, переночевать на полу, на кухоньке.
Монашествующие во множестве селились в Козельске, в окрестных деревнях, уезжали на родину. Это был исход с неразрывностью духовно-родственных связей. Как бы по цепочке помогали друг другу - найти жилье, делились последним куском, знали, кто куда кто уехал, переписывались. Матушка Амвросия посещала больных в городе и деревнях. Она и трое сестер из монастыря образовали маленькую общину (с шитьем одеял), чтобы легче переносить нищету. Но матушка не отказывала никому и в медицинской помощи. И хотя тайные инокини творили только добро – нашлись неблагодарные люди, которые заявили властям на бедных изгнанниц.
В 1928 г. матушка Амвросия была арестована по обвинению в организации контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации. Не мало пришлось перенести женщине в застенках НКВД, где против нее стряпались обвинения. Но не сумев доказать вину арестантки власти решили не отпускать матушку.
В итоге ей была объявлена "свободная ссылка в г. Архангельске".
Рано утором 1 января 1930 года монахиня Амвросия приехала в Архангельск. В ГПУ при оформлении документов ей сказали:
– Вы врач, вы здесь хорошо устроитесь и дали бумажку на право проживания в Архангельском районе, велели три раза в месяц являться в ГПУ и объяснили, где она будет получать хлеб.
Надо было искать жилье. Матушку нигде не принимали. Поскитавшись по городу дней десять и не найдя постоянной квартиры, монахиня пошла в деревню, верст за шесть-семь от города. Здесь она нашли, наконец, небольшую чистую комнатку, но недели через три ее как чуждый элемент выселили. Пришлось опять искать новую квартиру.
Матушка иногда ходила в церковь в Котлас. Однажды в храме она увидела знакомого диакона. После службы он подвел ее к владыке-хирургу епископу Луке (Войно-Ясенецкому), который тоже отбывал ссылку в этих краях. Он благословил ее на служение людям своим врачеванием. Это была незабываемая встреча двух врачей – церковнослужителей.
Матушка вспоминает: «Ссыльных поселили за деревней в большом сарае. За водой нужно было ходить довольно далеко – в овраг, к источнику ключевой воды. А на окраине деревни был колодец. Иногда ссыльные ходили туда и просили крестьян, которые приходили к колодцу с ведрами, наливать воду и в их посуду. Большинство исполняло просьбу. Но однажды одна старуха из ближайшей хаты, увидев, что наливают воду ссыльным, стала браниться и вылила воду на землю. Вскоре произошло событие, которое потрясло всех. Внук этой женщины, мальчик лет трех-четырех, схватив девочку такого же возраста за ножки, когда она, став на доску, заглядывала в колодец, толкнул ее туда. Она утонула. Ее вытащили уже мертвой. Колодец забили досками. Что-то грозное, промыслительное виделось в этом.»
На Преображение в 1931 году ссыльных на барже повезли дальше – в Великий Устюг. Жить они должны были на противоположном от города берегу, в Троицком монастыре.
На третий день пребывания ссыльных в монастыре комендант попросил матушку как врача удостоверять смерть умерших ссыльных и предложил разместиться в комнате рядом с конторой. Матушка попросила вместе с ней разместить еще кого-нибудь из сестер, тогда она не будет бояться. Ей разрешили. С ней поселилась монахиня Алексия из Брянского монастыря.
Как врач матушка делала обход всех ссыльных и больных старалась разместить отдельно. Много было дизентерийных больных. Матушка Алексия приносила и кипятила воду, а матушка Амвросия разносила ее больным, раздавала лекарства.
Она никогда не прекращала свое милосердное дело даже в ссылке, где несчастные так нуждались в медецинской помощи.
Заключение.
Работая над темой «Жизнь Александры Оберучевой» мы прошли вместе с ней ее нелегкий жизненный путь.
На время земной жизни монахини Амвросии пришлись самые страшные страницы истории России прошлого века – Первая мировая война, революция, годы гонений на Церковь, Великая Отечественная война. Свой нелёгкий жизненный путь мать Амвросия прожила следуя главной евангельской заповеди - с любовью относиться к ближним.
У нашей героини была сложная судьба. Она видела за всю свою жизнь столько человеческих страданий, что не могла жить обычной жизнью и пошла в монастырь. За всю свою жизнь она сделала немало добрых дел. Мы увидели, как она самоотверженно помогала раненым во время войны. Всеми силами старалась скрасить тяжелые, нелегкие дни, лечила больных и раненых. Всю свою жизнь она помогала людям не потерять веру в Бога. Перенеся все невзгоды она осталась храброй, сильной, милосердной, сострадательной и верующей.
Исследуя ее жизнь, мы пришли к выводу что русская женщина может сделать много добрых дел и послужить Отечеству если она истинная христианка и во главу угла ставит не собственное благополучие а служение людям. Наша исследовательская работа еще больше утвердила нас в православной вере