Мы каждый день встречаемся с учителями, общаемся, получаем знания и совсем уже привыкли к постоянному присутствию их в нашей жизни. Но при этом совсем не задумываемся о важности этого присутствия и о том, какую роль играет учитель в жизни каждого человека. Меня так заинтересовал этот вопрос, что я решила посвятить ему свой проект.
Нас окружают разные учителя и мы к ним по-разному относимся. Кого-то любим больше, кого-то меньше, на один урок бежим с удовольствием, учёба кажется легкой, на другой плетёмся еле-еле и знания ну никак не хотят оставаться в голове. И получается, что от учителя во многом зависит, будем мы знать предмет или нет, чему и как научимся; а значит и зависит наше будущее, наша дальнейшая учёба, профессия и место в обществе.
Получается, что учитель так много значит в нашей жизни!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект:"Современный Учитель" »
Введение.
Мы каждый день встречаемся с учителями, общаемся, получаем знания и совсем уже привыкли к постоянному присутствию их в нашей жизни. Но при этом совсем не задумываемся о важности этого присутствия и о том, какую роль играет учитель в жизни каждого человека. Меня так заинтересовал этот вопрос, что я решила посвятить ему свой проект.
Нас окружают разные учителя и мы к ним по-разному относимся. Кого-то любим больше, кого-то меньше, на один урок бежим с удовольствием, учёба кажется легкой, на другой плетёмся еле-еле и знания ну никак не хотят оставаться в голове. И получается, что от учителя во многом зависит, будем мы знать предмет или нет, чему и как научимся; а значит и зависит наше будущее, наша дальнейшая учёба, профессия и место в обществе.
Получается, что учитель так много значит в нашей жизни!
Актуальность:
Учебный процесс в школе невозможен без учителя. По данным НИИ медицины труда известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения учащиеся нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не слушать объяснений учителя, не выполнять домашних заданий и т.д. В связи с эти учителю приходится сдерживать вспышки раздражения, тревоги, отчаяния, что пагубно сказывается на его здоровье. Ведь мы с 6 лет до 17 одну треть своего времени проводим в школе, с учителями, и нам бы хотелось, чтобы наши учителя были здоровы, бодры и веселы, чтоб им было хорошо. Разговаривая с учителями я отметила, что главное в труде учителя – это ежедневная подготовка к проведению уроков, подбор интересного материала, увлеченность своим предметом, дополнительные знания, умение донести их до учащихся.
А мы так редко вспоминаем об этой замечательной и важной профессии. В своей работе я попытаюсь побольше узнать об этой профессии: кто такой учитель? Когда появился? Какие были учителя раньше и какие сейчас? И рассказать об этом своим ровесникам.
Цель работы:
Привлечь внимание к профессии учителя. Составить модель современного учителя, который отвечает требованиям современного общества.
Задачи работы:
Изучить историю становления профессии учителя.
Определить роль учителя в современном обществе.
Определить модели общения учителей нашего лицея с лицеистами.
Разработать модель современного учителя (какими качествами обладает?)
Выдвинуть гипотезу об оценке учительского труда.
Изучить литературу (Интернет – ресурсы) по данной проблеме.
Разработать методику исследования.
Провести анкетирование учащихся среднего и старшего звена.
Выяснить представления учащихся о современном учителе.
Проанализировать полученные данные.
Сделать вывод о том, каким должен быть современный учитель.
Гипотеза: «Быть учителем трудно, но увлекательно»
Объект нашего исследования: образ современного учителя.
Предмет исследования: профессиональные и личностные качества учителя. Методы исследования:
1.Статистический опрос.
2.Обработка полученных данных.
3.Анализ и сравнение полученных результатов
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный
-Выбор темы
-Определение цели, формулирование задач.
2. Поисково-исследовательский этап
- Определение источников информации.
- Планирование способов сбора и анализа информации.
- Подготовка к исследованию и его планирование.
- Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями работы, подбор иллюстраций.
3. Трансляционно-оформительский этап
- Предзащита проекта (в классе)
- Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
-Подготовка к публичной защите проекта:
- определение программы и сценария публичной защиты;
4. Заключительный этап
- Публичная защита проекта.
- Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Основная часть.
История профессии учитель.
История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. У всех народов мира учителем называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции. Учителя, как и родители, связывают поколения людей.
Слово "педагог" известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.
В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. На Руси при монастырях также открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков. Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток.
Издавна авторитет учителя в России был очень высок. Первоначально учителей-гувернеров приглашали из-за рубежа. Но в это же время широкое народное образование только зарождалось. Человек, умеющий читать и писать, был уважаем и почитаем. Затем, когда открылись земские школы, учителя ценою своих сил, невероятной работой вывели народ из тьмы невежества. Из истории известно, сколько тягот приходилось переживать учителям, особенно сельским. Они подвергались гонениям, испытывали нужду. Но свет знаний, который они несли детям и взрослым, с каждым годом был все ярче. Именно к учителям тянулись и сельчане, и жители городов послереволюционной России. Именно они боролись с народной неграмотностью в послевоенные годы. Учителя эпохи строительства коммунизма смогли воспитать поколение советской интеллигенции. Благодаря им, советский народ считался во всем мире самым читающим. Возникновение российского учительства во многом повлияло на возникновение особой социальной прослойки в обществе - русской интеллигенции.
И в наше время подвиг простого учителя труден и полон ответственности. Меняется взгляд на многие жизненные вопросы и это отражается на жизни школы и на судьбе самого учителя. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
Интересно происхождение русского слова "воспитатель". Оно образовано от основы "питать". В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе.
2.2.Школьный мел.
Чтобы донести знания до своих учеников на уроке учителю приходится много работать с мелом. Я провел исследование о воздействии мела на здоровье человека. Сегодня к школьному мелу предъявляются серьезные требования, поэтому школьный мел считается экологически чистым и безопасным продуктом. Однако в процессе использования школьный мел начинает пылить, забиваться в нос, пачкать руки. Школьный мел – это продукт, содержащий в своем составе помимо основных безопасных (как считается) компонентов: известняка, гипса, крахмала, еще и склеивающие вещества (клей ПВА, БФ, казеиновый, канцелярский и др.), красители, что не совсем безопасно для их здоровья.
Для выяснения воздействия мела на здоровье человека я опросил 10 учителей, которые в силу специфики своих предметов (математика, русский язык, химия, начальные классы) вынуждены постоянно пользоваться мелом.
(Приложение №1)
По мнению большинства опрошенных учителей, школьный мел негативно влияет на кожу рук и может вызвать аллергические реакции при вдыхании частиц мела. Есть среди учителей и те, кто получил серьезные проблемы с кожей рук: сухость и шелушение кожи.
Несмотря на технический прогресс, по мнению учителей полностью заменить мел пока нельзя. Хорошей альтернативой стали бы доски для письма маркерами и интерактивные доски, но их пока в нашей школе нет. А поэтому учителям на уроке, при объяснении учебного материала, приходиться много работать с мелом.
Затем я продолжил исследование: сколько мела исписала моя бабушка за свои 35 лет работы в школе?
Расчеты были очень просты: школьные мелки квадратного сечения имеют размер 80х14х14мм и вес 20 г. Я проверил, что в день она исписывает 1-2 кусочка мела ( в среднем 1,5). Учебных дней в году 207.
(1,5 х 207) = 310,5 или приблизительно 311 мелков за учебный год;
311 х35 = 10885 мелков за 35 лет работы в школе;
10885 х 0,02 = 217,7 кг округлив получил 218 кг.
Негативной стороной этого кроме всего прочего является, что за это время в организме скопилось много вредных веществ, а это не очень хорошо для здоровья.
2.3.Зрение
Зрению принадлежит исключительно важная роль в жизни каждого человека. Оно позволяет иметь наиболее полную информацию об окружающем нас мире. Работа глаз в среднем продолжается 15-18 часов в сутки. У учителей нагрузка на глаза особенно увеличивается при проверке тетрадей учащихся и записей на доске, а также при работе с компьютером. Учителю приходится много работать с информацией при подготовке к уроку. Моя бабушка работает учителем начальных классов. За свою педагогическую деятельность бабушка дала знания 525 учащимся и проверила около 217 350тетрадей (15х2х207х35=217350 ), написала более 30000 поурочных планов. Вся данная работа не могла не сказаться на зрении. Бабушка сейчас работает в очках.
Из 18 учителей школы проблемы со зрением имеют 44%педагогов.
2.4.«Учительская зарядка»
Вот зарядки, я думаю, хватает учителям. В основном учебные кабинеты в нашей школе имеют размеры: длина- 8 метров, ширина-6 метров, за один урок учитель 2-3 раза обходит весь кабинет. По периметру расстояние обхода равно около 20метров ( за урок в среднем около 50 метров, за 4 урока около 200 метров, за год 41400 метров или 41,4 км ). За свою педагогическую деятельность моя бабушка только в классе прошла расстояние равное 1449 километров – это хорошая зарядка. Если надо помочь кому–либо из учеников, то несколько раз надо наклониться к ученику, что тоже является элементами зарядки.
2.5.Память
Продолжая свое исследование, я заметил, что все учителя обладают хорошей памятью. Сколько информации нужно запомнить, приходя в класс на урок! Ведь многие учащихся очень любознательные. И на все наши вопросы учитель всегда найдет ответ. Большинство учителей очень хорошо помнят своих учеников. Причем помнят не только лиц а, но и имена, и даже кто за какой партой сидел и как учился. Такая память, считаю я - это выражение высшей степени профессионализма. Работа учитель требует каждый день тренировать свою память.
2.6.Современный учитель глазами ученика.
В наше время образование очень важно, государство выделяет огромные средства на ремонт школ, на современное оборудование, на компьютеры, без которых не может сегодня обходиться ни одно учреждение, тем более учреждение образования. В настоящее время реализуется национальный проект «Образование». Поэтому работа учителя сейчас так важна и полезна. Реализовывать все планы государства будет молодежь, то есть будущее России. Современная молодежь, собственно, это мы, не всегда готовы приносить пользу людям, поэтому учителя и воспитывают нас, учат жизненной грамоте. Школа для нас становится вторым домом, а учителя – Вторыми «Родителями» Каким же должен быть современный учитель? Я думаю, учитель 21 века – это начитанный, добрый и одновременно строгий человек, ведь мы не всегда ведем себя, как подобает ученикам гимназии. Учитель должен уметь объяснить ученику то, что тот не понимает, помочь ученику, у которого что-то случилось, учитель должен выслушать и посоветовать, как поступить в той или иной ситуации. Он просто должен быть Человеком, Другом. Мне уже встретился такой учитель, но я не скажу, как его зовут, это будет некорректно по отношению к другим учителям. Наверное, хороших учителей много. И если ученики – это будущее России, то учителя – это пророки, которые еще смогут изменить будущее в лучшую сторону, изменить нас. Ведь каждый из нас может стать профессором, ученым, врачом и принести пользу государству. Учитель – это человек, который запомнится нам на всю жизнь, мы будем вспоминать о своих учителях с улыбкой и с благодарностью. Учителя нельзя заменить каким-нибудь роботом, компьютером. В мире много непонятных вещей, часть из них мы изучаем в школе, и не всем они понятны с первого раза. Для этого существует учитель: он сам понимает на высоком уровне то, о чём говорит, и рассказывает об этом ученикам более понятными и доступными словами, стараясь делать каждый урок интересным и познавательным. Всё-таки учитель – профессия не из лёгких: с нами, детьми, наверное, очень сложно. Подрастая, дети входят в подростковый возраст, очень тяжёлый для них, сложный и ответственный. Здесь возрастает роль учителя в целом. Бурлящие через край эмоции и амбиции, юношеский максимализм – вот далеко не полный список того, с чем учителю придётся столкнуться в процессе обучения и помочь преодолеть это подростку.
Вообще, все учителя, обучающие нас каждый день, совершают огромный подвиг – справляются с оравой, несущейся, как вихрь, сметающий всё на своём пути. Им за это памятник надо поставить! При жизни.
2.7.Анкетирование учителей нашей школы.
Были опрошены 12 педагогов. Анкетирование учителей нашей школы показало, что 83% учителей считает свою работу трудной. 42% учителей ответили, что если видишь хорошие результаты, то работа приносит немало радостных минут. Плюсы в профессии учителя: общение с детьми – 100%, постоянное обновление знаний - 75%, благодарность учеников и родителей -33%.
К минусами 100% учителей отнесли перегрузки, связанные с большим объем «бумажной работы» и маленькая зарплата , невоспитанность (грубость) некоторых учеников, что приводит к конфликтным ситуациям - 20% учителей, недостаточная защищенность учителя - 40%, отсутствие поддержки и понимания со стороны родителей - 60%. Также все опрошенные учителя в анкетах отметили, что постоянно сталкиваются с различными нововведениями, часто меняющимися требованиями, проверками. Эти приводит к дополнительному напряжению . И в итоге только половина опрошенных педагогов частично испытывают удовлетворение от осуществляемой профессиональной деятельности. Продолжая, исследование я выяснил, что 100% учителей расширяют свое трудовое время за счет работы на дому (проверка тетрадей, подготовка к урокам). В результате они лишают себя полноценного отдыха. В своем исследовании я постарался с помощью анкетирования определить факторы оказывающие влияние на организацию труда учителя. Я определил, что эти факторы таковы: - отсутствие стабильного режима труда и отдыха (9 педагогов из 12 это 75%); - повышенная продолжительность трудового дня за счет работы на дому (100% опрошенных педагогов); -повышенная нагрузка на голосовой аппарат (7 педагогов их 12 это 58%); -эмоциональная перенапряженность ( 5 педагогов из 12 это 42%) ;
Результаты исследования, их анализ.
Какова же «модельная» личность учителя XXI века? Какими качествами должен обладать современный учитель? Что бы это выяснить, было проведено анкетирование среди учащихся 7-9 классов нашей школы.
Ответы анкетирования:
При ответе на первый вопрос: 1«Какие качества должны преобладать у современного учителя?» (учащиеся выбирали не более двух ответов):
-профессиональные – 72%
- коммуникативные – 58%
- личностные – 20%
- интеллектуальные – 12%.
Отвечая на вопрос:2 « Каких качеств не хватает современному учителю?», учащиеся отдали предпочтение следующим ответам:
- взаимопонимание с учениками – 52%
- доброта – 45%
- терпения - 43%
- юмора – 40%
- строгости – 13%
-профессиональное знание предмета- 8%.
На вопрос:3 « Изменялось ли ваше отношение к учителю по мере взросления?» предпочтения разделились следующим образом:
- изменилось в лучшую сторону –51%
- изменилось в худшую сторону -23%
- не изменилось -26%.
Отвечая на вопрос: 4«На что вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс?»
- на настроение – 82%
- на то во что он одет-12%
-на прическу -6%
-на макияж -0%.
Отвечая на вопрос:5 «Случалось ли у вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу» были получены следующие результаты:
- один раз было -52%
-такого никогда не было-25%
-постоянно происходит – 23%.
На вопрос: 6Есть ли в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше?» получилось следующее:
-да -55%
-я об этом не задумывался-26%
- нет- 19%.
Отвечая на вопрос: 7«Какими качествами учитель не должен обладать?» были получены следующие результаты:
- деление на «любимчиков» и остальных учеников-50%
-грубость -18%
-не одним из перечисленных качеств -18%
-равнодушие к ученикам-12%.
При ответе на 8 вопрос мы выбирали учителя, который наиболее интересно преподает свой предмет. По диаграмме видно, что ни один из учителей не может соревноваться в мастерстве с нашим классным руководителем – 54% голосов. Наиболее близки оказались учитель ИЗО (14%) и учитель иностранного языка (10%). Учитель физкультуры немного приотстал – 7%, а учителя музыки и хореографии набрали 3% и 2% соответственно.
В девятом вопросе мы рассмотрели рейтинг учебных дисциплин. Каждый указал свои любимые предметы. В результате первое место с существенным отрывом заняла математика – 44%. Примерно одинаковое количество набрали ИЗО – 22%, физкультура – 18% и русский язык – 17%. Немного меньше поклонников имеет иностранный язык – 9%, одинаковое количество – 7% достались литературе и окружающему миру, и 5 % занимает труд. Я думаю, что высокий рейтинг математики и русского языка также зависит от модели поведения учителя.
Заключение.
Написанная мною работа обогатила мой кругозор, так как я много узнала об истории развития учительства. Теперь я с полной уверенностью могу считать, что эта профессия одна из самых главных. И всем своим сверстникам буду обязательно говорить о необходимости уважения труда учителя. Я думаю, если бы в школах нашей страны было бы больше замечательных учителей, то жизнь в стране стала бы лучше. Надо, чтобы наше молодое поколение шли в учителя!
В результате проведенного исследования можно создать образ современного учителя глазами учеников:
-Современный учитель профессионально знает свой предмет, понятно объясняет.
-Современный учитель любит и понимает своих учеников.
- Современный учитель терпелив и владеет собой.
- Современный учитель всегда в хорошем настроении.
- Современный учитель одинаково относится ко всем ученикам.
-Современному учителю всегда приятно приходить на уроки.
-Современный учитель не позволяет вести себя грубо или равнодушно с учениками.
Но есть ответы, которые сложно оставить без внимания:
Больше 50% опрошенных учеников ответили, что у них хоть раз, но было желание не ходить в школу из – за учителя.
И главное в жизни многих учеников есть учитель, благодаря которому они стали лучше, это идеал к которому должны стремиться учителя.
Портрет современного учителя получился разносторонним. Но как бы, не менялось время, какие бы новые требования к учителю не предъявлялись, многое остается неизменным. Учитель для своих учеников, как и раньше, должен быть умным, терпеливым, понимающим…..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мел // Естествознание: Энциклопедический словарь / Сост. В.Д. Шолле. – М.: Большая российская энциклопедия, 2008 - 543 с.
Мел // Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Рус. яз., 1998 Т 4. - 688 с.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия / Авт.-сост. Л.А. Савина. – М.: АСТ, 1995. – 448
Здоровье учителя как один из факторов, влияющих на качество образовательного процесса: Н.Е. Бурко.
Материалы из статьи Михаила БОНДАРЕВА «Учительское счастье» («Учительская газета» № 49, 2011г)
Интернет-ресурсы: исследования НИИ медицины труда.