Исследовательский проект: " Как наше слово отзовется"
Исследовательский проект: " Как наше слово отзовется"
Ненормативную лексику сейчас можно услышать везде: в семье, на улице, в транспорте, и даже от людей, имеющих определенную власть.
Сквернословие с заборов пришло на депутатские трибуны, затрагивает романы писателей и стихи поэтов. С неприкрытым сквернословием певцы исполняют песни… Но самым страшным является то, что причиной сквернословия уже не является раздражение или гнев - гнилые слова стали обыденной речью, и их употребляют для связки слов, вставляя через каждое слово.
В связи с изменением ценностей, идеалов и установок общества молодежная субкультура считает сквернословие нормой повседневной жизни. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, то есть чувство взрослости. Кроме того, оно является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам.
Но мало кто из ребят знает, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы показать свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект: " Как наше слово отзовется" »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 города Зеленокумска
Советского района» Ставропольского края
Как слово наше отзовется…
(исследовательский проект)
Работу выполнила ученица
8 «б» класса:
Устивицкая Милена
Руководитель - Коваленко О.С.
2015 учебный год
Содержание.
Введение…………………………………………………………………3
1. Обзор литературы
1.1 Происхождение русской обсценной лексики…………….............................5
1.2 Функции употребления……………………………………............................6
1.3 Влияние сквернословия на здоровье человека……………………………..7
1.4 Ненормативная лексика и общество…………………...................................8
1.5 Исследователи русской ненормативной лексики…………………………..9
1.6 Ненормативная лексика: «за» или «против»………………………………10
1.7 Как бороться с нарушителями?......................................................................11
Место и сроки исследования
2.1 Сроки исследования…………………………………………………………13
2.2 Место исследования…………………………………………………………13
Методы исследования ………………………………………………………...14
Результаты и их обсуждение………………………………………………….15
Выводы и рекомендации………………………………………………………...22
Список литературы………………………………………………………………24
Приложения………………………………………………………………………25
Введение
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно продать и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить…
Ненормативную лексику сейчас можно услышать везде: в семье, на улице, в транспорте, и даже от людей, имеющих определенную власть. Сквернословие с заборов пришло на депутатские трибуны, затрагивает романы писателей и стихи поэтов. С неприкрытым сквернословием певцы исполняют песни… Но самым страшным является то, что причиной сквернословия уже не является раздражение или гнев - гнилые слова стали обыденной речью, и их употребляют для связки слов, вставляя через каждое слово. В связи с изменением ценностей, идеалов и установок общества молодежная субкультура считает сквернословие нормой повседневной жизни. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, то есть чувство взрослости. Кроме того, оно является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам. Но мало кто из ребят знает, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы показать свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. Матерная брань – это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово – не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».
Гипотеза:
Сквернословие не может быть нормой повседневной жизни человека.
Цель:
На материале различных источников, исследований, проведенных среди учеников и педагогов школ, выявить причины появления в речи сквернословия и его пагубного влияния на человека, попытаться найти альтернативные пути избавления речи от нецензурных выражений.
Задачи:
1.Показать на примере различных источников актуальность данной темы и причины появления нецензурных слов в речи.
2.Провести исследование среди учеников, учителей, жителей города Зеленокумска.
3.Показать негативную роль употребления бранных слов на телевидении, в кино, в печати, в быту.
4. Найти и предложить альтернативные пути борьбы с нецензурными выражениями.
5. Способствовать совершенствованию культуры речи учащихся, воспитания и любви к своему языку.
Объект исследования: подростки 14-15 лет, педагоги, жители разного возраста города Зеленокумска.
Предмет исследования: частота и причины употребления нецензурных выражений в речи.
Методы исследования:
1.Сбор информации
2. Анализ и обобщение.
3. Наблюдение.
4. Эксперимент.
Оборудование:
Компьютер,
Принтер,
Интернет.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный
-Выбор темы
-Определение цели, формулирование задач.
2. Поисково-исследовательский этап
- Определение источников информации.
- Планирование способов сбора и анализа информации.
- Подготовка к исследованию и его планирование.
- Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями работы, подбор иллюстраций.
3. Трансляционно-оформительский этап
- Предзащита проекта (в классе)
- Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
-Подготовка к публичной защите проекта:
- определение программы и сценария публичной защиты;
4. Заключительный этап
- Публичная защита проекта.
- Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Основная часть. 1. Обзор литературы. 1.1.Происхождение русской обсценной лексики
Давно установлено, что русская обсценная лексика имеет древние славянские и индоевропейские корни. Современные исследователи не рассматривают всерьёз бытующее в русском народе ненаучное представление о том, что обсценная лексика была заимствована русскими из татарского во время татаро-монгольского ига. Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни. Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления... чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранились». Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
Мат (матерщи́на, ма́терный язык) — разновидность ненормативной лексики в русском и других славянских языках. Согласно кодексу об административных нарушениях Российской Федерации, публичное употребление мата может расцениваться как мелкое хулиганство(статья 20.1[1]), наказываемое штрафом или административным арестом.
Брань — это оскорбительные, ругательные слова, тогда как обсценная лексика — это грубейшие вульгарные выражения. Главный признак, неразрывно связывающий две эти лексические группы, — эмоционально-экспрессивная реакция на неожиданные и неприятные события, слова, действия и т. п.
В настоящее время употребление мата не редкость во всех слоях и половозрастных группах общества. В современной литературе он также широко распространен. Известны и более ранние случаи употребления (в виде «ребусов» с многоточиями) мата в литературе, в частности, в произведениях классических авторов: Пушкина, Маяковского и др.
Замысловатая и забористая матерная ругань называется трёхэтажным матом, или, например, частная разновидность: большой и малый шлюпочный загиб.
1.2 Функции употребления
Специалисты называют различные функции употребления обсценной лексики в речи:
повышение эмоциональности речи;
разрядка психологического напряжения;
оскорбление, унижение адресата речи;
демонстрация раскованности, независимости говорящего;
демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
демонстрация принадлежности говорящего к «своим»;
употребление в качестве «междометия»;
употребление в речи, чтобы не прослыть «ботаником»
1.3 ВЛИЯНИЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело состоит примерно на 80 процентов из неё) начинают выстраиваться в сложные скульптуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм. -В XX веке японский ученый Масаро Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристалла отражает удивительные свойства воды. Можно сделать вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.
-Священник читал целительную молитву, стоя лицом к озеру. Кристалл, полученный до молитвы, походил на изувеченное лицо. Кристалл же, полученный после, напоминал яркую звезду!
-Лист бумаги с напечатанными на нем словами обертывали вокруг бутылки с водой. Получился кристалл совершенной формы. Это указывает на то, что любовь и признательность являются основой жизни.
Как видим, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.
Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской Академии Наук пришли к выводу, что при помощи словесных мыслей и образов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а матерщина вызывает мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков. Ещё одна группа советских ученых доказала, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. К такому же выводу пришли ученые из Красноярского центра медицинских технологий при Сибирском отделении наук. Их исследования подтвердили влияние словесной информации на иммунную систему человека. Специалисты объективно показали, что правы были наши предки, использовавшие при лечении заговоры и молитвы. «Добрая лексика», которую стали применять красноярские медики на своих психотерапевтических сеансах, не только поднимала настроение больных, она еще и реально меняла состав их крови: повышала ее энергетическую емкость, клеточный иммунитет. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни. Таким образом, еще раз было доказано, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. И если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он бы никогда не произнес его.
1.4 Ненормативная лексика и общество
Среди детей и подростков умение материться подсознательно считалось и считается одним из признаков взрослости. Ну и, разумеется, как только подрастающее поколение овладевало азами этих знаний, оно испытывало крайнюю необходимость продемонстрировать достигнутое — отсюда надписи на заборах, стенах общественных туалетов, школьных партах — а теперь и в Интернете.
Следует отметить, что, вопреки распространённому мнению, в местах лишения свободы ненормативная лексика сравнительно мало используется. Это связано с жёсткими уголовными «понятиями», согласно которым каждый заключённый должен нести ответственность за всё им сказанное («отвечать за базар»), а многие устойчивые нецензурные выражения воспринимаются в буквальном значении. Например, посылание кого-либо на «три буквы» рассматривается как указание данному человеку, что его место — именно там, то есть как заявление о принадлежности его к касте «петухов». Невозможность доказать такое заявление может привести к тяжёлым последствиям для «пославшего».
1.5 Исследователи русской ненормативной лексики
Как отмечалось в статье В. М. Мокиенко «Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное» (1994), активными теоретическими исследованиями русской обсценной лексики в XX веке занимались в основном зарубежные исследователи. Начиная с конца 1970-х годов, на Западе был опубликован целый ряд статей и монографий на эту тему. С началом перестройки несколько лексикографических справочников было выпущено в США — их характеризовала уже практическая направленность, стремление «пополнить лексический багаж» студентов-русистов, обучающихся на стандартных литературных русских текстах, облегчить для них живое общение с русскими.
Существует теория, что бранный ритуал является показателем эволюции человека. Так ли это?
Это действительно так. Биологический смысл ругани заключается в сдерживании злобного поведения или недружественных действий со стороны потенциальных врагов, а также для подтверждения своего «рейтингового» статуса. Достигается это с помощью демонстрации собственной агрессии, правда, выраженной в словесной форме. Но и у животных конфликты нечасто сопровождаются кровопролитием. Только вместо речи они пользуются другими упреждающими сигналами — специфическими телодвижениями, звуками и прочими ритуализированными действиями, что позволяет более слабому сопернику своевременно отказаться от безнадежной борьбы.
У обезьян, в частности человекообразных, убедительным жестом агрессии и вызова, направленным на снятие социальной напряженности, служит эрегированный половой член доминирующего самца. В стаде приматов существует жесткая иерархия в отношении того, кто кому может показывать половой член. Это является не только надежным свидетельством здоровья и силы, но также статуса и ранга доминирующего самца в группе. Иными словами, «генитальная» агрессия приматов сохраняется и у человека, но не в архаическом обличье имитации совокупления как формы унижения более слабого, а в виде эволюционно продвинутого варианта — соответствующих неприличных жестах и вульгарных словах.
37% опрошенных респондентов признались, что используют мат, когда хотят показать свое недовольство кем-то или чем-то.
На психику детей ненормативная лексика влияет отрицательно. Ученые считают, что из-за мата дети становятся раздражительными! А не лучше ли, если дети были бы спокойные и не знали, что такое ненормативная лексика.
1.6 Ненормативная лексика: «за» или «против»?
Ненормативная лексика не так безобидна, как может показаться на первый взгляд.
Попробуем разобраться, какие последствия для вашей карьеры несет употребление мата.
Для многих людей страсть к крепкому слову оборачивается тем, что они не могут найти достойную работу, поскольку грубая брань в общественном месте говорит о том, что человек неуравновешен, не умеет держать себя в руках, управлять своими эмоциями, некультурен и не уважает окружающих людей. А значит, в коллективе он лишь создаст дополнительные проблемы и уж точно не сделает хорошей карьеры. Проверить, как человек реагирует на стресс, довольно просто, и это можно сделать прямо в ходе собеседования. И если ненужное слово вырвется, для HR’а это станет показателем того, как кандидат будет общаться с коллегами и подчиненными, когда что-то пойдет не так.
Однако находятся и сторонники употребления бранных слов. Профессор Иехуда Барух из новозеландского Victoria University утверждает: «Во многих случаях табуированная лексика способствует повышению солидарности в коллективе и эффективно снимает стресс. Однако важно, чтобы сотрудники не забывали о мере и умели во время остановиться. И, разумеется, в присутствии высокопоставленного начальства или клиентов сквернословие следует подвергать однозначному осуждению и запрету».
1.7 Как бороться с нарушителями?
Способов воздействия на любителей сквернословия существует много.
Оригинальную форму поддержки и популяризации русского языка выбрал Ивановский государственный химико-технологический университет (ИГХТУ). Преподаватели кафедры русского языка и студенты этого вуза подготовили и успешно провели многомесячную масштабную акцию «Мату - нет!».
Против ненормативной лексики было выдвинуто 10 главных отрицательных тезисов:
1. Мат - это удел неудачников, слабых, неуравновешенных людей, которые не способны найти свое место в жизни. Мат - это формат нищих с духовной точки зрения людей, которых | правильнее было бы назвать животными.
2. Мат «засоряет» русский язык, разрушает его красоту и стройность.
3. Мат - признак необразованности, бескультурья, бездуховности. Он ведет к деградации личности.
4. Мат затрудняет общение. Матерящийся человек явно не способен донести свою мысль до собеседника в полном объеме и заполняет собственное скудоумие сквернословием.
5. Мат - демонстрация неуважения к собеседнику, он подрывает доверие между людьми, обижает окружающих, выставляет того, кто ругается, в самом невыгодном свете.
6. Мат оскверняет и убивает душу человека!
7. Мат является самым плохим примером для младшего поколения, поскольку дети всегда неосознанно подражают взрослым. И нет ничего страшнее, чем слышать сквернословие от ребенка, который не понимает, что говорит, а просто копирует речь старших.
8. Ругаясь матом, человек унижает и ругает свою мать. Он оскверняет любую религию, отрекается от веры в Бога.
9. Мат неприемлем для будущей интеллигенции, трудовой элиты страны, ее опоры. В руках сегодняшних студентов - будущее. Будет ли оно счастливым, если сегодня мы разрушаем моральные традиции нашей речи?
10. Мат - это просто не эстетично. В его словах нет гармонии и слаженности звуков. "Мат очень сильно разрушает моральную сторону личности, препятствует духовному совершенствованию.
Самый простой и очевидный способ борьбы с матерщиной – штрафы. В отделе (на складе, в цеху, в общей комнате) ставится специальная копилка, куда провинившийся кладет энную сумму денег за каждое матерное слово. На собранные штрафы потом можно купить тортик.
2. Место и сроки исследования
2.1 Сроки исследования
Я провожу свое исследование с 01.03.2015 по 26.03.2015
2.2 Место исследования
Я решила проводить свое исследование в нашей школе - МОУ СОШ №11 и среди простых жителей города Зеленокумска.
3. Методы исследования
Наблюдение.
В течение месяца я буду наблюдать за несколькими учениками моей школы и отмечать, как часто они используют в своей речи нецензурные слова, также я буду отмечать меняется ли их психологическое состояние. Затем составлю таблицу и внесу туда результаты своего исследования.
Социологический опрос
В течение месяца я буду проводить социологический опрос среди жителей города ( взрослого населения) по отношению к бранным словам. Для этого была составлена и запущена анкета «Сквернословие – позор или национальная гордость?». Опрос проводился по нескольким направлениям (использование бранные слов в речи, частота использования бранных слов, ситуации, отношения к бранным словам, кто употребляет бранные слова, действия по искоренению бранных слов, использования бранных слов будущими поколениями)
Вопросы анкеты.
Анкета «Сквернословие – позор или национальная гордость» Возраст___________ Пол М \ Ж 1. Как вы думаете, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? 2. Если вы используете в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? Как часто вы произносите эти слова? 3. В каких ситуациях это происходит? Как вы думаете, плохо это или нет? 4. Что вы чувствуете, когда произносите такие слова?
5. От кого вы чаще всего слышите бранные слова? 6. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди не употребляли бранных слов? 7. Хотите ли вы, чтобы ваши будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? Спасибо за откровенность!
Анкетирование среди учащихся школы.
В течение месяца я проведу анкетирование и среди учащихся школы по вопросам употребления и устранения из речи нецензурных выражений.
Сбор и анализ информации из СМИ, телевидения, Интернета о проблемах употребления сквернословия и способах борьбы с ним.
Результаты и их обсуждение.
Анкетирование среди учащихся школы.
Вопросы анкеты
Употребляете ли вы в своей речи бранные слова?
От кого вы чаще всего слышите брань?
Как вы думаете, нужно ли бороться с ненормативной лексикой?
Предложите свою систему по борьбе с бранной речью.
1. Да
Нет
Иногда
2. Сверстники
Родители
Прохожие
3. Не знаю
Нет
Да
4. Не знаю
Уголовное наказание
Проводить беседы на эту тему
Штрафовать
Вывод: я провела анкетирование в 8 классах и выяснила, что многие употребляют бранные слова в своей речи и чаще всего слышат мат от своих сверстников. Многие считают, что нужно бороться с матом, и самый распространенный способ борьбы с теми, кто употребляет в речи брань - это штраф.
Наблюдение за состоянием человека в процессе употребления нецензурных выражений и их психологическим состоянием в течение месяца. Количество человек, за которыми осуществляется наблюдение – 5 человек.
№ 1.
Месяц.
Как часто употреблял нецензурные слова.
Состояние человека.
Март
1нед
Часто
Стал более агрессивно вести себя со своими одноклассниками.
2 нед
Редко
Был дружелюбен со своими товарищами.
3-4 нед.
Очень часто
Стал более раздражителен, принимает «в штыки» замечания посторонних.
№ 2.
Месяц.
Как часто употреблял нецензурные слова.
Состояние человека.
Март. Начало месяца
Очень редко
Спокоен, мирным способом решает какие-либо проблемы.
2 нед
Чаще, чем в январе
Чуть меньше стал общаться со своими друзьями.
3-4нед
Редко
Общение с друзьями стало лучше.
№ 3.
Месяц.
Как часто употреблял нецензурные слова.
Состояние человека.
Начало месца
Очень часто, практически постоянно.
Трудно общался со своими сверстниками, стало меньше друзей, он стал тянуться к тем, кто тоже очень часто матерится.
Середина марта
Часто
Без мата не умел передать своих эмоций.
Конец месяца
Часто
Состояние осталось прежним.
№ 4.
Месяц.
Как часто употреблял нецензурные слова.
Состояние человека.
Начало 1 недели марта
Не употреблял
Отличное настроение, очень общительный человек.
Середина месяца
Очень редко
Настроение хорошее.
Конец месяца
Не употреблял
Хорошо выражал свои мысли, одноклассникам было с ним интересно.
№ 5.
Месяц.
Как часто употреблял нецензурные слова.
Состояние человека.
1 неделя
Часто
Не очень хорошие отношения с учителями.
2-3 неделя
Очень редко
Нормализовались отношения с учителями.
Конец месяца
Очень редко
Хорошо общался с одноклассниками.
Вывод: я провела исследование и выяснила, что частое употребление в своей речи нецензурных слов и выражений, сильно сказывается на психологическом состоянии подростков, на их взаимоотношениях с окружающими его людьми, в частности с учителями и друзьями. А общение, особенно для подростка, очень важный этап в развитии личности, поэтому нужно искоренять нецензурную речь из своего лексикона.
Результаты социологического опроса «Сквернословие – позор или национальная гордость?» /50 человек/ Возраст___________ Пол М \ Ж 1. Как вы думаете, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? 2. Если вы используете в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? Как часто вы произносите эти слова? 3. В каких ситуациях это происходит? Как вы думаете, плохо это или нет? 4. Что вы чувствуете, когда произносите такие слова?
5. От кого вы чаще всего слышите бранные слова? 6. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди не употребляли бранных слов? 7. Хотите ли вы, чтобы ваши будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? Спасибо за откровенность!
В процессе интерпретации данного опроса я получила следующие результаты (привожу самые распространенные примеры ответов на поставленные вопросы):
1. Почему люди в своей речи используют бранные слова? - От злости - Нравится - Все так делают - Недостаток воспитания
Большинство мужчин используют в своей речи бранные слова, потому что все так делают, а женщины – из –за недостатка воспитания.
2. Частота использования бранных слов. - Редко - Часто - Никогда
Большинство мужчин и женщин часто используют в своей речи бранные слова.
3. В каких ситуациях это происходит? - В разных - В гневе - В экстремальных - В кругу друзей
Мужчины и женщины используют в своей речи бранные слова в разных ситуациях, то есть где вырвется.
4. Отношения к бранным словам. - Презрение - Агрессия - Стыд - Спокойствие
Большинство мужчин относятся спокойно к бранным словам, а женщины испытываю чувство стыда, что не мешает им часто использовать в своей речи бранные слова. 5. Кто употребляет бранные слова? - Родственники - Друзья - Молодежь - Все
Большинство мужчин и женщин чаще всего слышат бранные слова от молодежи.
6. Действия по искоренению бранных слов. - Наказывать - Воспитывать - Ни чего
Большинство мужчин считают, что для искоренения сквернословия надо применять наказание, а большая часть женщин считает, что необходимо воспитывать подрастающее поколение, в том числе и взрослых.
7. Использования бранных слов будущими поколениями. - Нет - Все равно - Смотря где
Большинство мужчин и женщин не хотят, чтобы будущие поколения использовали бранные слова. Правда, есть и такие, кого эта проблема не волнует, им все равно.
Результаты сбора и анализа информации из СМИ, телевидения, Интернета о проблемах употребления сквернословия и способах борьбы с ним.
№ 1. Не всегда, к сожалению, речь даже наших звёзд в отношении употребления нецензурных выражений эталонна, мягко говоря. У всех в памяти тот эпизод, когда Филипп Киркоров, в присутствии многих людей на пресс-конференции обругал матом журналистку. После того, как многие телеканалы объявили ему бойкот, он принёс извинения журналистке Ароян, но через несколько дней в телефонном разговоре с репортёрами опять употребил нецензурные слова. Мнение О.Газманова: «...через слово ругаются те, у кого с лексиконом проблемы. Ну а еще некоторые звезды демонстрируют таким образом "близость к народу"». А «проблемы с лексиконом», по мнению Олега Михайловича, имеются у половины звезд российской эстрады.]
№2. Мне очень понравился найденный мной в Интернете простой пример борьбы с злоупотреблением сквернословия и жаргонной лексики в речи людей: для того чтобы жить во благе и добре, необходимо следовать «Кодексу для детей»
Вот он:
· Настоящий мастер никогда не опустится до сквернословия - будь то писатель, врач, юрист или садовник.
· Любящий никогда не будет бранить того, кого любит!
· Христианин не будет “выражаться” и гневить Бога!
· Удачливый не будет также!
· Трезвому в этом нет необходимости!
· Счастливому тем паче!
Иначе мы будем жить, как в анекдоте:
Человек звонит в Эрмитаж, чтобы узнать часы работы.
-Алло! Это Эрмитаж?
-Ну, типа, да.
-Че, в натуре Эрмитаж?
-О чем базар, братан! Она самая, круто, да?
-Ваще ништяк! Ну, пока!
Что называется, спелись, договорились, разрядились. И уже не нужно знать расписание работы Эрмитажа. ЗАЧЕМ?
№ 3 В переломное время, в 1915 году, когда шла Первая мировая война и на Россию надвигались страшные смутные времена, И. Бунин писал:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же его беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
Бунин верил в силу слова. Поверим и мы. Тем более в наше мирное время.
Заключение. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.
По результатам проведенного исследования я увидела, что отношения к бранным словам у опрошенных людей очень разное. Но, проанализировав и сравнив все ответы, можно прийти к выводу, что в большинстве современное общество видит будущее без бранных слов. Но что же делать, чтобы не было слышно скверны в нашем обществе? Привыкший сквернословить находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Кто думает, что он независим от своей привычки сквернословить, пусть попробует хотя бы два дня не употреблять мат, и поймет, кто в доме хозяин. Бросить ругаться не легче, чем бросить курить. Один из директоров запретил материться на рабочем месте своим рабочим, уволились сразу три человека. Причина заключалась в том, что вынести этот запрет они были не в силах. Из – за своей привычки люди потеряли работу, они не захотели измениться. Найдут ли они другую? Употребляя скверные слова, матерщинник часто подсознательно хочет заглушить в себе голос совести, стыд, чтобы дальше уже было легче совершать постыдные поступки. Можно ли достучаться до такого человека, как показать ему красоту и выразительность русского языка? Нам известны целые государственные институты, где мат в наше время используется как второй язык: армия, места лишения свободы, милиция – в этих случаях мат используется как средство устрашения и подавления. Здесь чаще всего мат срывается с уст человека, не контролирующего себя по тем или иным причинам, реже насыщенная бранью лексика – намеренна. Можно ли эту махину перестроить? Многие матерятся, находясь под наркозом, некоторые женщины при родах, неуверенные в себе люди в незнакомой компании и так далее; дома же, под защитой родных стен матерятся реже. Таким образом, напрашивается вывод, что одна из основных функций мата – адаптация к стрессовым ситуациям. Мы сейчас часто слышим матерные слова по телевидению. Но то, что показывают по телевизору, всегда было нормой, примером для подражания, особенно для молодежи. Откуда же им набираться ума разума, если родителям наплевать на своего ребенка. Современное телевидение коммерческое, и ничего случайного там показывать не будут. Это либо реклама (явная или скрытая), либо проплаченный заказ. На каждом углу продаются кассеты зарубежных фильмов, в синхронном переводе которых то и дело проскакивают нецензурные словечки. Тем более что цензуры, по крайне мере нравственной, уже больше и не существует. Но господа взрослые, неужели деньги дороже морального и физического здоровья населения всей страны, особенно молодежи? Необходимо обязательно фильтровать, то, что показывают на ТV. Каждому молодому человеку, употребляющему матерную брань, следует задать себе вопрос: будет ли ему приятно, когда его маленькие сын или дочь станут при нем ругаться матом? В американских семьях существует очень интересный обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом в обязательном порядке заставляют ребенка вымыть рот с мылом, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот. Неплохо бы и нам ввести для своих детей подобный обычай. Родители должны объяснять детям, почему материться нехорошо, а не просто говорить "нельзя". Да, это верно. Но это лишь часть правды. Добавлю. Родители должны быть действительно родителями для детей, причем не только биологическими. Они не должны терять свой авторитет перед детьми. А то иногда получается, что родители говорят ребенку, что то или иное делать «нельзя», а сами прямо при нем это же и делают. А это убивает родительский авторитет в глазах ребенка. И в итоге ребенок идет на улицу, где возможно из-за обиды на родителей или чего-то подобного и начинает набираться «плохого».. Итак, в моей работе возникло больше вопросов, чем ответов. Искоренение сквернословия это процесс длительный и болезненный, и он должен решаться в первую очередь на правительственном уровне, так как без действенных механизмов наказания за маты в нашей стране сквернословие не искоренить. Ведь недаром большинство опрошенных на первое место ставят довольно жесткие меры по искоренению сквернословия. Но кого тогда наказывать в первую очередь, из статистики видно, что взрослые употребляют мат не намного меньше детей. Почему тогда мы постоянно слышим, что молодежь у нас распущенная и невоспитанная, а у кого она учится, с кого берет пример, что слышит с экранов телевизоров? Не пора ли задуматься над этими вопросами? Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор (сознательный или бессознательный), отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова, поэтому я считаю, что подрастающее поколение нужно воспитывать, прививать у них основы толерантного, терпимого отношения к другим и друг другу. И в первую очередь, господа взрослые, на собственном примере, ведь вы для нас образец поведения. В китайской пословице сказано «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю»
Дополнением к своему исследованию я помещаю информационный буклет «Как слово наше отзовется», обращенный к подрастающему поколению, куда поместила самые главные (по моему мнению) мысли-выводы моей исследовательской работы. Вы можете найти его в приложении.
Список литературы.
1. Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008 2. Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru 3. Сквернословие. //Centre Magik. http://www.magik/ru/s68.asp 4. http://www.liventernet.ru 5. http://oriflamma-zp.narod.ru