Исследовательская работа на тему "Фамильное дело - просвещение"
Исследовательская работа на тему "Фамильное дело - просвещение"
Учительская династия
Я хочу рассказать об учительской династии Зуевой Ларисы Зиновьевны, которая, несомненно, связана с нашим городом Тулун и школой №2, в которой я обучаюсь. В музее нашей школы я обнаружила газетную статью об учительской династии этой семьи, написанную в 2006 году. В этой статье своими воспоминаниями поделилась Лариса Зиновьевна Зуева, рассказавшая о своих родственниках. Ее бабушкаКовчина Ирина Лаврентьевна и дедушка Ковчин Александр Михайлович были учителями. Он – инспектор народных училищ, она – преподаватель русского языка и литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Из воспоминаний работника ГорОНО………………….………………5-6 стр.
Несколько слов о школе…………………………………………….…….………6 стр.
Поход к исторически важному человеку..…………………..…..……..6 стр.
Заключение……………………………………………………………………………….7 стр.
Приложение……………………………………………………………………..…8-10 стр.
Список литературы………………………………………………………………….11 стр
2
Учителями славится Россия
«Учителями славится Россия» – вполне закономерное и справедливое утверждение. Ведь наша страна славится не только бескрайними полями и лугами, но и людьми, которые дают нам самое ценное, что под силу человеку – знания. А людей этих мы прекрасно знаем, это сокровища страны – учителя. Учитель незаменим во всем: он в трудную минуту поддержит тебя по-товарищески, что-то подскажет, научит, посоветует. В общем, учитель для ученика настоящий друг.
Не только в России, но и за рубежом ценится профессия учителя. Так в некоторых странах русские учителя обучают детей иностранных граждан русскому языку и литературе. Наши учителя делают там успехи, благодаря которым иностранные ученики свободно владеют русским языком, читают книги наших соотечественников и с интересом изучают историю Великой державы. Ведь каждый, кто слышал о России, всегда восхищался культурой страны, ее самобытностью и конечно умением говорить красивые русские слова.
У современного человека должно быть хорошее образование и широкий кругозор. Надо много знать и постоянно развиваться. Если человек состоялся как личность, он сознательно работает над собой. Однако в жизни не бывает так легко, как в сказке: "Как родился, так и в дело сгодился…". И говоря о становлении личности, нельзя не говорить о роли учителя. Истинный учитель - не только хранитель знания. Это человек, готовый делиться им. Самые суперсовременные технологии не заменят живого общения учителя и ученика: заметить искру зарождающегося интереса, поддержать ее способен только человек. Благородство профессии учителя в том, что он передает подрастающему поколению самое ценное, что выработало человечество за тысячелетия своего существования, - богатства духовной жизни. …Если человека научили думать и делиться своими мыслями с окружающими; если ему не только вложили в голову набор знаний, но и научили эти знания добывать; если привили радость от понимания мысли, созданной человечеством, и желание разделить собственную радость с теми, кого это так же живо интересует, - значит, личность состоялась, светильник зажжен… Впереди - целая жизнь! Достойно несите по ней огонь знания, дарите его людям во имя торжества идеалов истины, добра и красоты!
3
Учительская династия
Я хочу рассказать об учительской династии Зуевой Ларисы Зиновьевны, которая, несомненно, связана с нашим городом Тулун и школой №2, в которой я обучаюсь. В музее нашей школы я обнаружила газетную статью об учительской династии этой семьи, написанную в 2006 году. В этой статье своими воспоминаниями поделилась Лариса Зиновьевна Зуева, рассказавшая о своих родственниках. Ее бабушка Ковчина Ирина Лаврентьевна и дедушка Ковчин Александр Михайлович были учителями. Он – инспектор народных училищ, она – преподаватель русского языка и литературы. Дед попал в Сибирь в годы сталинских репрессий и был расстрелян в 1937 году, а бабушку война привела в Тулун в 1941 году, и она начала работу в качестве преподавателя русского языка и литературы в медицинском училище. И именно с этих людей началась учительская династия. Из их четырех детей трое стали педагогами и связали свою жизнь с Тулуном. Старшая дочь – Любовь Александровна Ковчина была директором школы №2. Средняя дочь – Лидия Александровна Сорина – учитель литературы. А младший сын – Сергей Александрович Ковчин в Тулуне окончил учительский институт и был назначен на должность заведующего РАЙОНО. А после войны уехал жить в Ленинград, в котором закончил политехнический институт, аспирантуру и остался там преподавать, затем защитил кандидатскую, докторскую и работал в этом же институте до 2006 года в возрасте 83 лет. Родители Ларисы Зиновьевны Зуевой- Зиновий Иосифович Гольтман и Любовь Александровна Ковчина были направлены в Сибирь и остались работать в Иркутске учителями. Как то раз Лариса Зиновьевна Зуева подсчитала, что в общем, в их семье 12 человек педагогов и 8 из них работали в Тулуне. Общий педагогический стаж насчитывает более 400 лет. Самый молодой учитель этой династии- внучка Марина, которая живет и работает в Москве, и преподает английский язык в Академии внешней торговли. “В нашей династии”- вспоминает Лариса Зиновьевна- “Были учителя разных специальностей: русского языка и литературы, истории, математики, географии, химии, биологии, музыки, иностранных языков. Трое были заведующими народного образования, двое - инспекторами, двое - директорами учебных заведений, один - проректором института. Были звания и награды: один -заслуженный учитель школ РСФСР, шесть отличников образования, один - доктор наук, один- кандидат наук,
4
семь человек были награждены орденами и медалями нашей страны. В Тулуне я проработала 33 года. Почти 20 лет была инспектором Гороно. Я считаю, что у нашей династии была очень ответственная и серьезная работа, где надо было отвечать за себя и за каждого. И пусть мой рассказ сбережет традиции и устремления всех поколений нашей замечательной Тулунской земли ”.
Из воспоминаний работника ГорОНО
Мой приход в отдел образования был вызван введением новой должности - инспектор по трудовому обучению и воспитанию. Тогда вышло очень серьезное постановление правительства об изменении всей работы по трудовому обучению, воспитанию и профориентации. Моей первой задачей была реорганизации школы №18 в учебно-производственный комбинат. Она была осуществлена, и 4 декабря 1978 года состоялось официальное открытие этого нового учебного заведения. Директором ОПК стал Кушнарев А.Я.. Основной вклад в создание материальной базы этого учреждения внесли автотранспортное погрузочное объединение (ПОГАТ), районные электрические сети (РЭС), зиминская швейная фабрика, тулунторг, общепит, и конечно же, администрация города. Тогда была начата подготовка учащихся 9-10 классов (а потом 10-11 кл.) по специальностям: автослесарь, водитель категории “C”, электрик, повар-кулинар, швея, продавец, секретарь-машинистка, вожатый-воспитатель. Моя задача состояла в организации работы по трудовому обучению и воспитанию во всех школах города, а также летние оздоровительные работы. Кроме ОПК я купировала работу городского Дома Пионеров, ДЮСШ, а также военно-патриотическое воспитание, преподавание химии, труда, правоведения военно-полевых сборов, а также игр “Зарница” и “Орленок”. Наибольший подъем в оздоровительно-воспитательной работе в период 1980-1990 гг. В 80-тые годы были построены лагери труда и отдыха в колхозах сел Гадалей, Шерагул, Булюшка, на подсобном хозяйстве гидролизного завода. Для городских школьников на летний период организовывались выездные отряды для прополки колхозных полей, для благоустройства и озеленении города. Работали школьные лесничества, ремонтные бригады и т.д. Труд учащихся оплачивался, предоставлялось бесплатное питание, и дети добровольно шли в такие трудовые отряды. Требования к рабочим местам для школьников
5
были очень высокие: охрана труда, санитарно-гигиенические требования,
обучение, подбор кадров и т.д. Такие места были созданы на стекольном и гидролизном заводах, ЛДК, и в ангуйском ЛПХ (лесопромышленное хозяйство), в ПОГАТе, и в Автобазе, на РММ, и кондитерской фабрике. Эти предприятия оказывали большую и совершенно конкретную помощь в подготовке школ к новому учебному году. Развал всей этой работы начался в 90-е годы. А потом все трудовое обучение и воспитание окончательно было возложено на городской бюджет, на плечи школы и родителей…»
Несколько слов о школе
Лариса Зиновьевна Зуева помнит о своих классных руководителях, которые вели ее по школьной жизни: Юдина Екатерина Федоровна и Падерина Нина Владимировна. Также вспоминает о строительстве школьных мастерских, как закладывали фундамент, возили камни с Манутской горы. В 8-ом классе ездили в колхоз на картошку и работали там полтора месяца, с сентября по октябрь. Было весело в компании одноклассников и много работы, а еще Лариса Зиновьевна помнит свой замечательный выпускной бал. По окончанию школы она поступила в Ленинградский педагогический университет на учителя химии.
Поход к исторически важному человеку
Изучив газетные материалы из музея, я в серьез заинтересовалась этим человеком. Весть о том, что Лариса Зиновьевна до сих пор проживает в городе Тулун, очень порадовала меня. Поэтому я, узнав ее место проживание, договорилась с ней о встрече. В назначенное мне время я и мой руководитель пребывали уже в уютной квартире Зуевой. Хозяйка встретила нас очень тепло и радужно. Она интересно и познавательно рассказала о своей династии. Ее было приятно слушать. Время с ней пролетело незаметно. Про этого человека по времени я сняла целый фильм. Лариса Зиновьевна человек богатый опытом и очень грамотный. Я успела запечатлеть некоторые фотографии, с которыми поделюсь с вами в разделе «Приложение».
6
Заключение
Наверно замечательно, когда существует семейная династия. Из поколения в поколение передаются семейные тайны, опыт, правила, черты, качества, умение. Особенно ярко это наблюдается в королевских, царских династиях. Такие династии определяли эпоху, играли существенную роль в развитии мира. И в наши дни еще кое-где сохранились королевские династии.
Для нас ближе династии профессий.
Династия передает багаж знаний, которые позволяют приобрести такие качества. Мы часто встречаем в жизни людей из таких династий, которые считают достаточным родиться в такой семье, а все остальное уже есть.
К сожалению, такое мнение, приводит к медленному разрушению семейной династии, к ее деградации, утере тех качеств, присущих и передающих из поколения в поколение. И таких примеров можно приводить достаточно много. Любая профессия требует от человека любви, упорства, настойчивости и знаний.
И только передача этих знаний, обогащающих каждым поколением, создают династию. Династия, это не призвание, не профессия, это имя, это имидж семьи, ее знамя. Быть похожим на родителей, это значит взять от них все самое ценное, развивать, улучшать, совершенствовать и приумножать этот багаж, и передавать его своим детям.
Живите так, чтобы ваши потомки гордились вами, стремились быть похожими на нас, были лучше нас! Любви и добра вам!
7
Приложение:
Родоначальники династии. Ковчина Ирина Лаврентьевна, Ковчин Александр Михайлович и их дети.