Исследовательская работа ««Формирование духовно-нравственных потребностей школьников на уроках истории на основе музейной педагогики»
Исследовательская работа ««Формирование духовно-нравственных потребностей школьников на уроках истории на основе музейной педагогики»
Тема эксперимента МКОУ СОШ с.Бакуры «Формирование духовно-нравственных потребностей школьников в учебно-воспитательном процессе в среде социального партнерства и на основе музейной педагогики».
Почему я выбрали данную тему для исследования.
Известный педагог Януш Корчак говорил, прощаясь со своими воспитанниками: «Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен найти его в себе, мы не даем вам Родины, ибо ее ты должен обрести трудом своего сердца и ума». Именно музейная педагогика помогает человеку трудиться умом и сердцем, а значит, помогает обрести свою единственную Родину.
Музейная педагогика модное направление работы современной школы. Но это не совсем новое направление: еще в начале прошлого века в императорском Эрмитаже применяли эту педагогическую технологию. А термин "музейная педагогика" появился в 1934 году в Германии. В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г.
Зачем же нужна музейная педагогика в школах?
Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь "близких" людей - земляков и членов семьи, изучение повседневности - обыденной жизни.
Исследовательскую работу на уроках истории можно представить в различных формах. В моей практике наиболее распространены текстовые работы (научный доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия) – «Жизнь и быт сарматских племен», «Сарматские воины», «Дружная семья народов Саратовской земли», «Печных дел мастера», «Русские валенки», «Узники концлагерей» и т.д. Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации – «Влюбленные в свое дело». Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением – «Родословное древо».
Применяя исследовательский метод обучения, были проведены уроки разной тематики, такие как: «Узники концлагерей», «Быт нашего села», «Поэзия родного края» и т.д.
Итак, подводя итоги, можно отметить положительные стороны использования музейной педагогики в учебно-воспитательном процессе:
осуществление нетрадиционного подхода к образованию, основанного на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
сочетание эмоционального и интеллектуального воздействия на учеников;
раскрытие значимости и практического смысла изучаемого материала;
возможность попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
возможность объяснения сложного материала на простых и наглядных примерах;
- возможность организовать интересные уроки, дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа ««Формирование духовно-нравственных потребностей школьников на уроках истории на основе музейной педагогики» »
Исследовательская работа ««Формирование духовно-нравственных потребностей школьников на уроках истории на основе музейной педагогики» учителя истории и обществознания МКОУ СОШ с.Бакуры Терёхиной Татьяны Анатольевны
Тема эксперимента МКОУ СОШ с.Бакуры «Формирование духовно-нравственных потребностей школьников в учебно-воспитательном процессе в среде социального партнерства и на основе музейной педагогики».
Почему я выбрали данную тему для исследования.
Известный педагог Януш Корчак говорил, прощаясь со своими воспитанниками: «Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен найти его в себе, мы не даем вам Родины, ибо ее ты должен обрести трудом своего сердца и ума». Именно музейная педагогика помогает человеку трудиться умом и сердцем, а значит, помогает обрести свою единственную Родину.
Музейная педагогика модное направление работы современной школы. Но это не совсем новое направление: еще в начале прошлого века в императорском Эрмитаже применяли эту педагогическую технологию. А термин "музейная педагогика" появился в 1934 году в Германии. В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г.
Зачем же нужна музейная педагогика в школах?
Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, она может помочь стать ребенку творческой личностью, она помогает формировать систему ценностей, при которой главной ценностью оказываются не деньги, а человеческие, нематериальные отношения. Она помогает прожить не только свою жизнь, а соприкоснуться с сотней других жизней. Она включает ребенка в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму, становиться интересно не разрушать, а созидать.
Люди постепенно стали понимать, что музей - не только неподвижное хранилище коллективной памяти любого народа, но и средство пробуждения и воспитания этой памяти. Так в нашей школе 11 лет назад усилиями педагогов, детей и родителей был создан краеведческий музей «Память». Целью, которого являлосьвоспитание у детей и подростков чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа; участие в благоустройстве памятников воинам односельчанам, погибшем в годы Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза Образцову И.В. Вдохновителем идеи создания музея, основным руководителем поисковой работы являлась Образцова Надежда Ивановна, на тот момент библиотекарь МОУ СОШ с.Бакуры.
С момента организации школьного музея произошло внедрение в практику музейной педагогики, но мы называли данное направление краеведческой работой. В рамках работы музея был собран богатейший материал об истории села, жизни и быте односельчан, о жизни села во время гражданской войны и Великой Отечественной. Сначала была организована поисковая работа, работа с экспозициями, музейными предметами, краеведческим материалом. Используя музей в качестве хранителя старинных вещей, на его базе проводилось ряд мероприятий: уроки мужества, беседы, тематические лекции, экскурсии, просмотр презентаций. С большим успехом проходили мероприятия «Поэты родного края», «Они не вернулись из боя…», «Песни военных лет», «Золотых рук мастера», «Бакурские художники», «Таланты земли Бакурской», «Педагогические династии» и другие. Все перечисленные мероприятия проводились только во внеурочной деятельности.
Используя музейную педагогику во внеурочной деятельности, стало понятно, что она может оказать неоценимую помощь и в процессе обучения. Ведь музейная педагогика не имеет предметных ограничений. Она может использоваться как во внеурочной деятельности, так и на уроках.
Таким образом, было принято решение в рамках эксперимента продолжить активное применение элементов музейной педагогики во внеурочной деятельности и попытаться внедрить в учебную. Применение музейной педагогики во внеурочной деятельности для педагогов школы было делом привычным и интересным, но проведение уроков вызывало затруднения. Мы хотели синтезировать накопленный опыт работы с теоретическими основами музейной педагогики. Поэтому выбор темы эксперимента не случаен. В процессе изучения методической литературы по внедрению в школах музейной педагогики выяснилось, что можно выделить основные формы ее использования в учебном процессе:
специально организованные уроки в музее (знакомство с предметами, формирование навыков музейных коммуникаций);
работа в музее как часть урока (создание образов, погружение в атмосферу старины);
досуги в музее («бабушкин сундучок», закрепление материала);
работа с музейными предметами на уроке (манипулирование предметами).
Такие формы работы повышают уровень образовательного процесса. У детей формируются яркие, чёткие образы, возникает интерес к изучаемому материалу, закрепляются знания, приобретённые на уроке.
Выбор методов, форм и приёмов, используемых на уроках и во внеурочной занятости с применением музейной педагогики широк и определяется целями и задачами урока, мероприятия, типом отобранных предметов, экспонатов, учётом способностей, навыков и умений учащихся. Самыми продуктивными и часто используемыми являются исследовательские методы и формы работы. Исследовательские формы, предполагают выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь "близких" людей - земляков и членов семьи, изучение повседневности - обыденной жизни.
Исследовательскую работу на уроках истории можно представить в различных формах. В моей практике наиболее распространены текстовые работы (научный доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия) – «Жизнь и быт сарматских племен», «Сарматские воины», «Дружная семья народов Саратовской земли», «Печных дел мастера», «Русские валенки», «Узники концлагерей» и т.д. Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации – «Влюбленные в свое дело». Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением – «Родословное древо».
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны. Они научились составлять конспекты, грамотно писать доклады.
Проведение простейшего исследования требует не только усилия юного исследователя, но и серьезного педагогического руководства. Педагог, организующий исследовательскую деятельность учащихся, должен помочь избежать ошибок, подстерегающих их в ходе исследования и написания работы по результатам исследования. Прежде всего, ребенка необходимо научить правильно, проводить исследование объекта изучения, научить проводить поиск материалов на избранную тему, продуктивно знакомиться с соответствующей исследовательской литературой; изучать опубликованные материалы, работать с информацией в музее, правильно составлять отчет о проделанной работе, подготовить свое исследование для печати.
Применяя исследовательский метод обучения, были проведены уроки разной тематики, такие как: «Узники концлагерей», «Быт нашего села», «Поэзия родного края» и т.д.
Итак, подводя итоги, можно отметить положительные стороны использования музейной педагогики в учебно-воспитательном процессе:
осуществление нетрадиционного подхода к образованию, основанного на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
сочетание эмоционального и интеллектуального воздействия на учеников;
раскрытие значимости и практического смысла изучаемого материала;
возможность попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
возможность объяснения сложного материала на простых и наглядных примерах;
- возможность организовать интересные уроки, дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
- отдалённое расположение образовательного учреждения от областных музеев частично восполняется использованием музейной педагогики и музейных предметов в образовательном процессе.
Вашему вниманию предлагаю мастер-класс по теме: Исследовательская деятельность в рамках музейной педагогике на примере занятия «Русский народный костюм».
Цель:
Продемонстрировать участникам мастер – класса использование исследовательского приема при изучении краеведения.
Показать возможность формирования духовно – нравственных качеств учащихся при исследовательской деятельности.
Итак, тема нашего занятия «Русский народный костюм
Цель данной работы: ввести в мир русской народной культуры, способствовать принятию нравственных ценностей своего народа, воспитание уважительного и бережного отношения к прошлому своего народа, его истории и культуре.
Определение задач и ожидаемых результатов:
- изучить русский народный костюм на основании текста и иллюстраций
- на основании предложенных фактов сделать вывод
- на основании исследовательских данных определить порядок очередности одежд крестьянок села Бакуры в 19 – начале 20в.в.
- объяснить значение устаревших названий деталей крестьянской одежды с. Бакуры.
Наиболее удачными приемами при проведении занятия считаю:
На этапе восприятия: прием новизны (интересные факты, межпредметные связи); создание проблемной ситуации.
На этапе усвоения: исследовательский прием (на основе сведений учащиеся должны самостоятельно решить познавательную задачу)
На этапе воспроизведения: прием схематизации, творческий отчет.
При проведении занятия используется материал раздела «Далекое прошлое» школьного краеведческого музея.
Исследование, необходимо для реализации поставленной цели.
Я прошу Вас разбиться на 2 группы
На протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым, включая одежду. Костюм крестьянина в наибольшей степени отвечал особенностям российского климата. В одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус - внутренняя суть коренного русского человека.
Задание: На основе текста и иллюстраций определите и подпишите элементы в русских женских народных костюмах севера и юга России.
Задание: На основе текста установить порядок очередности одежд крестьянок села Бакуры в 19 – начале 20 в.в. Объяснить значение устаревших названий деталей крестьянской одежды с.Бакуры.
Вывод: первую часть вопроса представить в таблицах
Анализ полученной информации. Творческий отчет групп Следующий этап мастер – класса – Моделирование
Используя межпредметные связи, предположите вариант использования материала мастер – класса на различных уроках. ( на уроках ИЗО, технологии, литературы, истории и т.д.)
Рефлексия.
Приём «Неиспорченный телефон». Представьте себе, что у вас есть возможность поделиться с кем-то из близких о проведенном мастер-классе. Выберите понравившееся начало незаконченного предложения и ответьте.
Мне понравился приём …
Могу предложить …
Хочу пожелать …
История костюма – история народа, его духовная жизнь. И наш долг – знать, любить и беречь свою историю, культуру своей страны.