Исследовательская работа "Архитектурная летопись Симбирска-Ульяновска"
Исследовательская работа "Архитектурная летопись Симбирска-Ульяновска"
Работа повествует об истории создания храмов Симбирска-Ульяновска и состоит из 5 разделов: введение, культовое зодчество Симбирска, храмы Симбирска-Ульяновска, заключение и список использованной литературы, также содержит иллюстративный материал. Материал можно использовать учителю на уроках краеведения и способствует расширению кругозора учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Архитектурная летопись Симбирска-Ульяновска"»
:
План:
1.Введение.
2. Культовое зодчество Симбирска.
3. Храмы Симбирска - Ульяновска.
а. Троицкий кафедральный собор.
б. Николаевский кафедральный собор.
в. Воскресенская церковь.
г.Евангелически-лютеранская церковь святой Марии.
д.Церковь святых праведных Богоотца Иоакима и Анны.
е. Памятник - часовня святого великомученика Георгия Победоносца.
ж. Симбирская общеобразовательная гимназия «Дар».
4. Заключение.
5.Список литературы.
Голубем, снующим на карнизах,
В глубину, душа моя, нырни...
Видишь: церковь в белоснежных ризах
Загляделось в зеркало Нерли.
И горит, прощая и пророча,
И не повторится никогда.
Замутили слезы ясны очи,
Белы ночи холодит вода.
И горит, как чудо откровенья,
И обводы хрупки и нежны.
Владимир Костров.
Я знаю ... Я верю… Грань между этими утверждениями зыбка и подвижна. Современный школьник знает неизмеримо больше, чем его сверстник, живший тысячу лет назад. Но даже гениальный ученый сегодня повторит слова древнегреческого философа: « Я знаю только то, что ничего не знаю».
К тому, что уже известно об окружающем мире, и к тому, что еще сокрыто пеленой тайны, человек относится с чувством удивления. Гармония и мудрость, царящие в известной нам вселенной, удивительны. Но еще удивительнее необъятность, таинственность, мудрость всего, что находится за пределами познанного.
Величайшие ученые - с древности до наших дней - верят в Мировой Разум. И. Ньютон и А.Эйнштейн, М Ломоносов и В.Вернадский, Н.Коперник и Г.Мендель в науке, ее открытиях и гипотезах черпали чувство благоговения перед грандиозностью мироздания. Здесь один из истоков религии - основы духовного мира человека.
Но есть еще один источник, к которому обращается религия. Это тайны нашего внутреннего мира, нашей души, где рядом уживаются счастье и горе, любовь и ненависть, доброта и жестокость. И еще - вера и надежда, которые не покидают человека в самые трудные и даже безнадежные мгновения жизни.
Религии выросли из древних верований людей. История религий столь же долга, как и путь человечества. В разное время в разных странах по- своему шло развитие общества. Но повсюду люди рано или поздно приходили к общему для всех организованному поклонению высшим силам, к вере во многих богов или в единого Бога. Религия - спутник человека от первого мгновения жизни до конца. Она освящает рождение, любовь, добрые дела и вместе с родственниками оплакивает смерть. Религии стали источником вдохновения для поэтов, скульпторов, архитекторов, драматургов. Жрецы, священники накапливали знания о природе и мироздании, о врачевании, сельских работах и многом другом. Так они закладывали основы наук.
В своей исследовательской работе мне хочется рассказать историю создания храмов Симбирска-Ульяновска, которые были построены в начале 21 века в нашем районе - Киндяковке.
Без религии, без веры немыслимы нравственное развитие, укрепление сил добра в борьбе со злом, победа совести над бессовестностью, любовь к своей родине и ее защита. Не зная истории религии, даже заядлому атеисту трудно оценить пути, которое прошло в своем развитии человечество.
КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО (ПРАВОСЛАВНОЕ).
На формирование культового зодчества в целом по Симбирской губернии оказали влияние несколько факторов: религиозные и культурные традиции населения, прибывшего из многих население пунктов страны; ландшафтные особенности местности, включающие наличие рек, озер, родников и удобные участки для обозрения, размещение необходимых зданий и сооружений, а также возможности обслуживания ближайших население пунктов; наличие местных строительных материалов; подъездные дороги и возвышенные места, не затапливаемые во время паводков; финансовые возможности прихожан и др. жертвователей. Объемно - планировочные решения православных храмов традиционно включали три последовательно расположенные части, ориентированные по оси западно-восточной: колокольня - трапезная - храм. При недостатке средств храм возводился как обязательная часть, к которой впоследствии достраивались остальные, колокольня иногда стояла отдельно. Колокольни, как правило, возводили двух, трех, четырех и пятиярусными, завершенные шатром или купольной главкой с крестом. Трапезные были двухскатными и размещались между колокольней и храмом. Храмы возводились одно - и двухярусными с одной или несколькими главами с крестами. По состоянию на 1900 в губернии насчитывалось 755 православных храмов с 67 наименованиями, в т. ч.: 78 храмов во имя Св. Живоначальной Троицы, включая главный кафедральный Троицкий собор в Симбирске; 106 - во имя Святителя и Чудотворца Николая, в том числе знаменитую часовню на Никольской горе в с. Промзино (Сурское); 84 - в честь Казанской иконы Божией Матери; 51 - в честь
Покрова Пресвятой Богородицы; 59 - в честь Рождества Христова;
- во имя Архистратига Божия Михаила; 21 - в честь Преображения Господня; 21 - в честь Богоявления Господня; 20 - во имя Святых великомучеников и бессребреников Космы и Дамиана; 17 - в честь Успения Божией Матери; 15 - в честь Воскресения Христова; 14 - в честь Вознесения Господня; 13 - в честь Рождества Пресвятой Богородицы; 10 - в честь чудотворной иконы Знамения Пресвятой Богородицы; 10 - в честь нерукотворного образа Христа Спасителя; 10 - во имя Св. благоверного князя Александра Невского; 9 - во имя Св. великомучеников Апостолов Петра и Павла; 12 - во имя Св. великомученика Димитрия Солунского; 12 - во имя преподобного Сергия Радонежского и др. Наибольшее число храмов имеют именования во имя Пресвятой Богородицы и в честь многочисленных ее икон, включая Владимирскую, Казанскую, Смоленскую, Тихвинскую, Иверскую, "Радости всех Скорбящих", Неопалимой Купины, Знамения Пресвятой Богородицы, Живоносный Источник, Донской иконы Божией Матери, Похвала Богородице, Боголюбской, "Троеручицы", Феодоровской. Общее число храмов во имя и в честь Богородицы составляло 228 во всей губернии.
Известные русские философы Н.А. Бердяев и В.В. Розанов связывали свое представление о России и Родине как об образе матери, женщины, невесты, наиболее полно воплощенном в Богородице. Гл. соборный храм губернии во имя Св. Живоначальной Троицы в Симбирске, подобно аналогичному храму на Красной площади в Москве, в Ипатьевском монастыре в Костроме, в Пскове и др., в условиях защиты и объединения земель с население различного национального состава нес в себе одну из главных идей Российского государства - Единство, сочетающуюся с Мудростью и Могуществом, основанных на творческом преображении личности, общества и окружающего мира. Определенная зависимость между направлениями основных дорог из Симбирска и именованиями церквей в различных население пунктах просматривается в западном, северном и южном направлениях. Вдоль Московского тракта на западе у Богоявленского съезда в Симбирске стояла Богоявленская церковь, аналогичные церкви до сих пор расположены в с. Арское и с. Прислониха. В северном направлении ближе к выезду из Симбирска стояла Воскресенская (Германовская) церковь, соответственно вдоль северного тракта на Ундоры располагались Воскресенские церкви в Лаишевке и Ундорах. В южном направлении до 1910-х гг. на территории губернской больницы размещалась церковь во имя Святого благоверного князя А. Невского. Аналогичная церковь была при тюремном замке гор. Симбирска и далее на юг. Все церкви разных направлений служили одновременно своеобразными путевыми ориентирами независимо от их именований. На случай метели, чтобы путники не сбились с дороги, специально предусматривался так называемый "метельный звон" с колоколен церквей, попадавших в условия непогоды. В различных храмах кол-во престолов, « как и этажность, зависела от числа прихожан. Больше всего престолов было в Воскресенской (Германовской) церкви г. Симбирска - пять, а в Александро-Невской церкви при земской больнице был один престол. Из общего числа храмов 3 построены в 17 в., 139 - в 18 в., и 617 - в 19 в. В 1900 было восемь монастырей, в т.ч. 4 женских. В Симбирске было 2 монастыря: женский Спасский (с середины 17 в.) и мужской Покровский (с начала 18 в.).
Здания.
Главные храмы Симбирска стояли над крутым береговым склоном и были видны с Волги на большом расстоянии. На нынешней площади Ленина возвышались два кафедральных собора - летний Троицкий и зимний Никольский, а площадь вокруг них называлась Соборной. В дореволюционном Симбирске было 33 церкви (10 приходских и 23 домашних), два монастыря, духовная семинария, два духовных училища. К 1940 г. сохранилась лишь небольшая Воскресенская церковь на кладбище. В сильно искаженном виде дошли до нас еще 4 храмовых здания: церковь во имя иконы Божьей Матери «Неопалимая купина» (выполняющая ныне роль кафедрального собора), Воскресенская (Свято-Германовская) церковь, церковь во имя Схождения Святого Духа на апостолов при бывшей чувашской учительской школе и Кирилло-Мефодиевская церковь при бывшем духовном училище. Одиноко стоит колокольня от разрушенного в 90-х гг. храма во имя Трех Святителей при бывшей духовной семинарии.
Здание бывшей Воскресенской (Германовской) приходской церкви
Воскресенско-Германовский собор (в честь свт. Германа Казанского) -единственный сохранившийся из 27 храмов древнего Симбирска. Здание бывшей Воскресенской (Германовской) приходской церкви было построено в 1720-х гг. и представляет собой памятник культового зодчества, сохранившийся с XVIII века. В настоящее время здание храма наполовину разрушено - снесена колокольня (главное украшение храма, на которой ранее размещался набор колоколов общим весом в 32 тонны и самый большой колокол в городе Симбирске весом почти 11 тонн). Были снесены купол и маковки на храме, вместо колокольни к оставшемуся зданию храма пристроено 4-х этажное здание из силикатного кирпича, уродливое по своей архитектуре. Во всем получившемся комплексе сегодня размещается Государственный архив Ульяновской области.
Симбирский Спасский девичий монастыря
История Симбирского Спасского девичьего монастыря, основанного в 17 веке.
... 70 человек приговорили к расстрелу, а восьмерых к 10 годам заключения. В книге протоиерея В. Дмитриева «Симбирская Голгофа» можно прочитать, что 15 осужденных, проходивших по этому делу, были расстреляны в Ульяновске 21 января 1938 года, а 17 февраля были расстреляны и остальные 55 человек, в число которых входила и бабушка Катя. За что их расстреляли? Да только за то, что кротко и терпеливо старались следовать заповедям Христа, стремились любить ближнего и нести свет этой любви другим людям. То, что монахини действительно проявляли удивительную кротость и терпение, может свидетельствовать удивительная переписка, хранящаяся в Государственном архиве Ульяновской области, и проливающая свет на драматическую историю закрытия Спасского женского монастыря в 1920 году, приводимую далее.
В частности, монахини написали письмо Ленину и получили ответ с резолюцией управделами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевича от 11 мая 1920 г. и председателя ВЦИК М.И. Калинина с просьбой к местным властям внимательно разобраться в этом вопросе и поддержать просьбу монахинь об организации в монастыре трудовой артели. Тем не менее, в монастырь монахинь уже не пустили, поскольку он был занят под другие цели - здесь был организован концентрационный лагерь, (см. Чуканов И. Симбирские концентрационные лагеря / Симбирский курьер от 08.07.1997 № 79). В конце 1920 года президиум губисполкома разрешил использовать «для нужд лагеря малую церковь женского монастыря... для заключения арестованных на срок не менее 5 лет».
У священника А.П. Смирнова, бывшего в то время узником этого лагеря есть воспоминания о том, как ему пришлось переживать Страстную неделю и встречу Пасхального Воскресения: «Приходилось лишь только из-за проволочных заграждений краешком уха слышать это богослужение через раскрытую входную дверь монастырского храма... В великие дни Страстей Христовых я был на принудительных работах: рыл канавы, поднимал тяжелые камни для памятника Карлу Марксу, чистил паровозы, облепленные грязным мазутом и т. д. и т. д. В той или иной мере эта была живая действительная пассия в моей личной жизни. ... Я всегда жил от Пасхи до Пасхи. В часы литургийной молитвы пред Престолом при открытых Царских вратах испытывалось великое огромное счастье... И боязно было подумать, что когда-нибудь в эту святую ночь придется быть вне храма... Но это сбылось... Пасху я встретил вне храма. Видел крестный ход, слышал начало утрени, а затем очутился в запертом здании и у открытого окна воспринимал поэзию пасхальной ночи в еле долетающих до слуха песнопениях, в мерцающих звездах, в звоне колоколов, в возглашении петела и в умной молитве к Победоносно Воскресшему Страдальцу Христу. В эту ночь я поднялся на значительную высоту духовных лишений...». ("Мои узы за Христа" Симбирские епархиальные ведомости. 1994, № 2. С. 42)
Концлагерь вскоре после окончания гражданской войны был закрыт и часть монахинь смогла вернуться для проживания в монастырь, однако большая часть бывших жилых помещений было отдано рабочим патронного завода.
После закрытия монастыря еще почти 10 лет действовала церковь во имя Иверской иконы Божией Матери, однако этот, «по величине и благолепию один из лучших храмов Симбирска» был разрушен в тридцатые годы, как и большинство остальных храмов. Уничтожались храмы, уничтожались активно и последние участницы духовной жизни женского монастыря. Часть монахинь, включая последнюю настоятельницу - игуменью Анфию (Лютикова Анфия Андреевна) - были сосланы на разные сроки в начале 30-х годов, другая часть была расстреляна в 1938 году. В Книге Памяти жертв политических репрессий, выпущенной Ульяновской прокуратурой, перечислены имена 72 бывших монахинь, репрессированных на территории области. Судьбы многих сосланных в ссылки и в лагеря остается неизвестной.
Благодаря усилиям сестер-монахинь Комаровского Михаило-Архангельского женского монастыря и их добровольных помощниц сейчас понемногу происходит возрождение жизни в бывшем игуменском корпусе старейшего в городе монастыря. Будем надеяться, что люди, собирающиеся здесь, смогут нести в себе свет христианского милосердия, который в свое время безропотно и терпеливо несли последние сестры Симбирского Спасского женского монастыря.
История закрытия Симбирского Спасского женского монастыря
О первых годах существования Симбирска мы знаем очень мало, однако, почти все историки сходятся во мнении, что почти в одно время с основанием Симбирского кремля начинает строиться и Симбирский Спасский женский монастырь.
Монастырь изначально занимал территорию, которая ограничена современными улицами: Бебеля, Советской, Маркса и Пожарным переулком. В монастыре в 1691-1696 гг. был построен Спасский собор и храм во имя Иверской иконы Божьей Матери в 1861-1870 гг.). С историей монастыря было связано много замечательного в жизни Симбирска. Здесь была открыта одна из первых в городе больниц, организована богадельня и училище для девиц-сирот из духовного звания, в ограде монастыре существовало кладбище, где кроме монахинь были похоронены некоторые губернаторы, почетные граждане и усердные прихожане. Монастырь посещали члены императорской семьи (в 1837 году - Александр ). Более подробно историю монастыря можно прочесть в работе К. И. Невоструева. Кроме этого в приложении приводитеся список монашествующих Спасского монастыря на 1915-1917 гг..
В госархиве Ульяновской области хранится уникальная переписка, проливающая свет на драматическую историю закрытия Спасского женского монастыря в 1920 год.
Храмы Симбирска - Ульяновска
Дом Божий - так называют христиане храм или церковь - особый дом, посвященный Богу. Но у слова «церковь» есть еще один, более обобщенный и глубокий смысл. Церковь - это общество верующих, соединенное как бы в одну семью, связанное единой верой.
Верующие считают, что, когда они собираются в церкви вместе для молитвы, их слова, обращенные к Богу, к Богоматери, к святым, как бы «усиливаются» и будут быстрее услышаны ими.
Церковь сопровождает верующего христианина всю жизнь. Здесь его во младенчестве крестят, сюда он постоянно несет свои радости и боли, здесь молится за своих близких, приносит покаяние в грехах и получает их отпущение.
В храме проводятся богослужения, состоящие из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия и священнодействий (обрядов), по определенному порядку проводимых священнослужителями. А главное, как считают верующие, через богослужение они входят в таинственное общение с Богом и получают благодатные силы для праведной жизни.
Главные храмы Симбирска стояли над крутым склоном и были видны с Волги на большом расстоянии. В дореволюционном Симбирске в центре города располагались 3 собора: Николаевский кафедральный (зимний, теплый, на Соборной площади, ныне площади Ленина), Троицкий кафедральный (летний, холодный на Соборной площади, ныне площадь Ленина), Вознесенский (на пересечении современных улиц Гончарова Ленина). В Симбирске было 33 церкви (10 приходских и 23 домашних), духовная семинария, два духовных училища, два монастыря, большое количество часовен. На территории монастырей находились церкви: Благовещенская (Покровский мужской монастырь), Спаса Нерукотворного и Иверская (Спасский женский монастырь). В различных местах города действовали приходские церкви:
Богоявленская (во имя св. Иоанна Предтечи) - на пересечении современных улиц Ленина и 12 Сентября, одна из самых древних в Симбирске
Владимирская (Ильинская) - на улице Спасской, ныне улица Советская
Воскресенская (Германовская)- в современном переулке Гоголя
Воскресенская - на городском кладбище, ныне улица К.Маркса
Всехсвятская - на Всехсвятском кладбище, ныне район улицы Чкалова и Крымова
Казанская - на улице Дворцовой, ныне в створе улиц К.Маркса и Федерации
Неопалимовская- на Куликовке, ныне улица Верхняя Полевая
Никольская (Казанская)- на пересечении улиц Никольской и Стрелецкой, ныне улицы Гимова и эспланады
Никольская - в слободе Часовня, ныне эта территория затоплена
Пантелеимоновская - на современной улице Пушкинской
Петропавловская - на Петропавловском спуске, ныне район транспортной развязки на спуске С.Разина
Свято-Духовская - на улице Малой Конной, ныне улица Воробьева
Смоленская - на Смоленском спуске, ныне садовый участок
Тихвинская - на пересечении улиц Тихвинской и Тихвинского спуска,
ныне улиц Плеханова и спуска С.Халтурина
Троицкая - в Троицком переулке, ныне переулок Краснознаменный
Успенская (единоверческая) - на пересечении улиц Ново-Казанской и Провиантской, ныне улица Гагарина в районе Магазина «Полет»
Христорождественская - при Ленкоранских казармах, ныне это
пересечение улиц Тухачевского и Радищева.
Ранее существовали, но к 1917 году были утрачены:
Смоленская соборная церковь - в подгорье на берегу Волги
Троицкая соборная церковь - на Соборной площади Симбирского кремля
Успенская - в подгорье, была перенесена в нагорную часть города
Введенская - в подгорье
Воздвиженская - в подгорье
Крестовоздвиженская - в торговой части города
Михайло-Архангельская - в подгорье
Преображенская - на Подгорной площади
Свято-Духовская - в подгорье на кладбище
Кроме православных храмов в Симбирске имелись:
Евангелистско - лютеранская церковь Св. Марии (немецкая кирха) - на Московской улице, ныне улица Ленина
Католический костел - на улице Шатальной, ныне улица Карюкина
Соборная мечеть - на улице Лосевой, ныне улица Федерации
Мечеть - на современной улице Дзержинского
Синагоги - в частных домах на улице Чебоксарской, ныне улица Бебеля и улица Гончаровская
После 1917 года на протяжении ряда лет шел процесс закрытия многих церквей. Их здания и помещения передавались под использование иных целей, постепенно разрушались.
Кафедральный Троицкий собор г. Симбирска.
Кафедральный Троицкий собор был воздвигнут на средства симбирского дворянства в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Проект собора выполнил архитектор М.П. Коринфский. Закладка храма состоялась 7 сентября 1824 года во время пребывания в Симбирске императора Александра 1, который собственноручно положил в основание храма камень. Но к действительному строительству приступили 25 июля 1827 года. Наружное сооружение храма окончено в 1832 году, на что было потрачено 117 тысяч рублей, дальнейшие работы были приостановлены за неимением средств. Только через 17 лет после закладки, 15 сентября 1841 года состоялось освящение храма. По наружному очертанию собор немного напоминал Исаакиевский собор в г. Санкт-Петербурге.
В пожар 19 августа 1864 года кафедральный Троицкий собор совершенно обгорел, погибло немало хранившихся в нем памятников старины, но он был восстановлен в течение четырех лет. В 1930 году здание собора было повреждено пожаром, а затем снесено.
Кафедральный Свято-Троицкий (Николаевский) собор
г. Симбирска
Николаевский кафедральный собор воздвигнут на месте прежней деревянной Троицкой церкви, построенной одновременно с основанием Симбирска. Закладка собора состоялось 2 июня 1704, а строительство закончилось около 1712 года. Длина собора внутри от горнего места (самая восточная часть алтаря) до западных дверей была 30,2м, ширина- 12,8м. Под алтарем собора на средства А.А.Арапова устроена отдельная церковь. Здесь были погребены бывшие епископы Симбирска. Собор был снесен в 1935 году.
Воскресенская церковь - единственная уцелевшая в своем первозданном виде и в наше время сохраняет свое назначение. Располагается на городском кладбище, ныне ул. К. Маркса.
Церковь во имя святых праведных Богоотца Иоакима и Анны.
Настоятель храма – протоирей Сергий Ефремов. Строительство храма началось в августе 2002 года. 23 ноября 2002 было освящение и закладка камня. Освящение проводил архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл. В декабре 2004 года закончилось строительство храма.18 декабря состоялось освящение храма. Присутствовали на освящении иерей Алексий Скала, протоирей, настоятель храма Сергий Ефремов и иерей Николай Васильев.
Храм святых праведных Иоакима и Анны был построен на пожертвования Никаса Сафронова, Урясова Михаила. Шарохина Валерия, Ревенкова Анатолия, Гошкиса Александра, Веденина Геннадия, Еленкина Анатолия, Глазунова Александра, Альтапова Ильгиза, жителей Киндяковки.
Памятник - часовнясвятого великомученика Георгия Победоносца возведен в память воинов, погибших за честь инезависимость Отечества в период с 1941 по 1997 гг. и в связи с 350-летием основания города Симбирска-Ульяновска по заказу Главы администрации Железнодорожного района Тихонова К.И. на пожертвования трудовых коллективов.
Памятник построен в ноябре 1997 года.
9 мая 1998 годасостоялось торжественное открытие Памятника - часовни в честь Дня Победы. Освящен архиепископом Симбирским и Мелекеским Проклом.
Памятник - часовня святого великомученика Георгия Победоносца
Симбирская общеобразовательная гимназия «Дар».
В сентябре 2008 года появилось еще одно учебное заведение - Симбирская общеобразовательная гимназия «Дар». Специально выстроенное красивое здание (архитектор А.И. Варюхин) расположено в живописном уголке Железнодорожного района, возле храма Св. Иоакима и Анны и часовни. Гимназия «Дар» - это гимназия духовного и академического развития, где реализуются самые современные общеобразовательные технологии с сохранением православных традиций. Первый директор гимназии - Валерий Евгеньевич Морозов.
Заключение.
Родной край… Сколько душевной теплоты, нежной и преданной любви к нему в наших сердцах. Мы гордимся не только настоящим края, но его прошлым, интерес к которому с каждым годом становится все более пристальным и глубоким.
В своей работе я попыталась показать роль религии в духовно-нравственно воспитании людей, рассказать историю создания храмов Симбирска-Ульяновска. Без религии, без веры немыслимы нравственное развитие, укрепление сил добра в борьбе со злом, победа совести над бессовестностью, любовь к своей Родине и еезащита.