Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: «Историческая реконструкция пояса как элемента народного костюма Тамбовского края»»
Историческая реконструкция пояса как элемента народного костюма Тамбовского края»
Автор: Волкова Анастасия
Ученица 6 «А» класса
Руководитель: Ермилова Ксения Александровна
учитель истории и обществознания
2019
Актуальность.
Изучение традиций ткачества русских поясов приобретает особую актуальность на современном этапе. Знание обычаев, обрядов русского народа возрождает в людях патриотические чувства. Чтобы не прервалась связующая нить поколений, необходимо знакомиться с историей, культурой, образом жизни, ремеслами своего народа.
Гипотеза:
Будет ли способствовать изучение, сохранение и возрождение народных промыслов малой Родины развитию духовного, нравственного воспитания подрастающего поколения.
Цель:
изучение истории родного края через элементы народного костюма Тамбовского края.
Задачи:
изучить значение пояса в русском народном костюме;
изготовление пояса.
Этапы исследования:
1. Подготовительный: теоретический (поиск материала в Интернет-источниках, музеях, разговорах с местными жителями)
2. Основной: изучение ткачества поясов на различных инструментах и приспособлениях
3. Практический: ткачество поясов
История пояса
Пояс был обязательной деталью одежды и женской, и мужской, и детской. Пояс выполнял магическую функцию, сопровождая жизнь человека от рождения до перехода в мир иной, предписывал определенные морально-этические нормы поведения, участвуя практически во всех значимых ритуалах. В каждом хозяйстве изготовляли пояса женские и мужские - для повседневного употребления и праздничные. Ходить без пояса было крайне неприлично. До сих пор бытующее в нашем языке выражение ''распоясаться" свидетельствует об утрате приличия в поведении.
Способы повязывания пояса
Пояса носили и мужчины и женщины. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз. Завязывался пояс узлом таким образом, чтобы концы свешивались на 20-40 см и более. У женщин кисти находились слева, у мужчин спереди.
Длина и ширина пояса
Длина поясов была от 1,5 до 4м, отдельные пояса доходили до 5-6 м.
Ширина поясов тоже была разной. Обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22 мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44 – 45 мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка (6,6 – 8,89 мм). Женщины носили с праздничной одеждой длинный пояс (иногда до пяти метров), несколько раз обертывая его вокруг талии.
Традиции
Тканые пояса были предметом оживленных толков и придирчивых оценок. По ним судили о невесте, о ее мастерстве и умении. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, потому со временем такой карман был назван "лакомка". В Тамбовской губернии существовал обычай обводить молодую жену вокруг стола, при этом дружка снимал кушак с жениха и связывал его с невестой, что являлось символом неразрывной связи будущей супружеской пары.
Пояс и славянские обряды.
Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, повсеместно употреблялся в качестве оберега. По русскому поверью ходить без пояса было так же грешно, как и без креста. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится». Снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе. Распоясать человека - означало обесчестить его.
Ткачество поясов на Руси
В старину мастерство ткать пояса переходило из поколения в поколение. Матери, тети, бабушки передавали свои навыки и умение молодым. Девочку за станок садили в 6-7 лет. Ткали пояса на бердо, на ниту, на дощечках, на стане и просто на руках.
«Дерганье» поясов заключалось в своеобразном плетении на пяти пальцах руки при участии двух работниц — одна переплетала через пальцы петли основы, а другая переплетала рукой, продергивая петли.
Виды ткачества поясов:
На дощечках
Тканье на дощечках выполнялось при помощи квадратных дощечек с четырьмя дырочками, от вращения которых каждый раз сменялась 1 / 4 часть основы. Ширина пояса определялась количеством деревянных дощечек с отверстиями по углам, через которые продевались шерстяные нити основы. В зев, образованный нитями основы, продевалась нить утка, затем все дощечки поворачивались на 90 градусов, и процесс повторялся.
Виды ткачества поясов:
На бердо
Тканье на бердо осуществлялось при помощи дощечки с прорезями и дырочками. Четные нити основы пропускались через дырочки , а нечетные между отверстиями. При поднятии и опускании бердо образовывался зев, в который продевалась нить утка.
Виды ткачества поясов:
На катушке (ниту)
Тканье на ниту заключалось в подвязывании нечетных нитей основы при помощи нитяных петелек, оттягивание и опускание которых образовывало зев. Вероятно, такой способ тканья являлся прототипом тканья на горизонтальном ткацком станке. До появления бердо и подножек он долгое время мог существовать как ткацкий станок для изготовления тканей.
Цвет пояса
Цвет – это особый способ выражения чувств человека.
Традиционным цветом для поясов был красный - цвет огня, крови, солнца, символизировавший жизненную силу, долголетие, плодородие и власть. Красный значит красивый, праздничный. В традиционных костюмах на Руси использовалось до 33 оттенков этого цвета, причем каждый имел свое название: алый, кровавый, мясной, червленый, червонный, багрецовый, багровый, искрасна-рыжий, красно-кирпичный, малиновый и другие.
Узоры на поясе
Наши предки верили, что орнамент служит не только для украшения повседневности, но также для защиты от всяческого зла. Существовали специальные охранительные узоры, которые будто бы защищали людей от непогоды, помогали на охоте, на рыбалке, в сборе урожая.
Оформление пояса
Любой пояс должен был быть оформлен. На «хвостиках» пояса каждая мастерица оставляла свой способ оформления. По нему можно было узнать, кто соткал этот пояс
Итоги проекта:
Изучение изготовления пояса для народного костюма Тамбовской области методом «дерганье» и на бердо .
Изучение и сохранение традиций прошлого и на их основе создание новых форм и методов народного творчества особенно важны сегодня для поддержания духовного и нравственного здоровья молодого поколения, воспитания в нем чувства любви к родному краю, того чувства, которое называется патриотизмом.