Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания для формирования критически мыслящей личности
Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания для формирования критически мыслящей личности
В статье отмечается необходимость формирования личности, умеющей самостоятельно и творчески решать задачи, критически мыслить,эффективно трудиться в современных условиях.Определен потенциал учебных предметов истории и обществознание, особенности использования методов и приемов критического мышления
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания для формирования критически мыслящей личности»
Г.Н. Фасхутдинова,учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45», г. Ульяновск
Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания для формирования критически мыслящей личности
Аннотация: в статье отмечается необходимость формирования личности, умеющей самостоятельно и творчески решать задачи, критически мыслить, эффективно трудиться в современных условиях. Опредёлен потенциал учебных предметов истории и обществознания, особенности использования методов и приёмов критического мышления.
Ключевые слова: профессиональная самореализация, современное образование, методы и приёмы критического мышления.
В условиях современного, постоянно меняющегося мира, общество предъявляет все новые и новые требования к тем, кто создает материальные и духовные богатства страны. Поэтому школа, как важнейший социальный институт, призвана дать адекватный ответ на этот вызов времени. Общество выходит на уровень развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики, поэтому обществу нужны креативные, творческие, способные отвечать на вызовы времени специалисты.
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности, развивать качества человека, позволяющие ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных условиях.
Все учебные дисциплины так или иначе содержат в себе потенциал для формирования такой личности. История и обществознание среди гуманитарных предметов занимают ведущее место в развитии творческого критического мышления, которое в конечном итоге может способствовать успешной профессиональной самореализации выпускника.
Остановимся подробнее на отдельных приемах и методах, которые использую на своих уроках.
Применение методов эвристического обучения
Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методика обучения, основанная на открытии или догадке. совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины
История, как никакой другой предмет, подходит для применения в процессе обучения методов эвристики. Главный принцип эвристики – поиск, дает учащемуся желание искать и находить решения, добиваться итога. Исследовательская деятельность, проблемное обучение, эвристическая беседа - все это позволяет учащимся наиболее полно реализовать свои возможности творческого саморазвития
Применение проектно-исследовательской деятельности
Возможности у исследовательского направления работы среди учащихся огромны. Во-первых, это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством такого вида деятельности гораздо активнее и быстрее развивается познавательный интерес. Во-вторых, в исследовании активизируются такие психические процессы деятельности как: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Ребятам очень нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, результатом которых является подготовка проектов, разнообразие видов деятельности.
В рамках историко-культурного стандарта большая роль отводится краеведческому модулю, и это не случайно. История России начинается с истории своей малой Родины и мы, учителя истории, должны показать исторические события нашего родного города, как неотъемлемый контекст общероссийской истории, используя для этого уроки краеведения. Исследовательские методы я широко применяю не только на уроках истории, но и на уроках краеведения.
Например, на уроке краеведения в 8 классе «Архитектурный облик г.Симбирска конца 19 века», разделившись на группы, ребята готовились по темам: Улицы г.Симбирска,Храмы г.Симбирска, Архитектура в камне, Архитектура в дереве. Поработав с дополнительной литературой, ресурсами интернета, побывав в музеях города, выполнили проекты, проводили опросы среди населения, подготовили презентации, интересные вопросы другим группам, которые они потом задавали на уроке. Например, первая группа после показа презентации «Улицы г.Симбирска» задает вопрос группам: Перечислить известные улицыи современные их названия» , а затем задание Составить экскурсионный маршрут: Как пройти от женской Мариинской гимназии до Карамзинского сквера; Как пройти от Спаса- Вознесенского собора до Дома губернатора. Ребята работают с картой города Симбирска, показывают на экране.
В определенной степени к эвристическому обучению я бы отнесла проблемное обучение, которое я часто использую на уроках. Например, на уроке, посвященном изучению восстания под рук.Е.И.Пугачева, перед ребятами было поставлено проблемное задание: А могло ли восстание Е.И.Пугачева завершиться победой восставших? С помощью проблемной ситуации на уроке была организована работа с историческими источниками, картой, каждая группа прорабатывала свой «вопрос»: 1группа - Личность Пугачева;2 группа - Масштаб восстания;3группа - Состав участников, их цели, 4 группа - Манифесты» Е. Пугачева; 5группа -Уровень организованности восстания, по результатам работы была организована эвристическая беседа. Ученики, обсудив в группах, и придя к единому мнению, отстаивали свою точку зрения. Представляя себя свидетелями исторического события, находили свое решение проблемы.
Важность такого обучения заключается в том, что ученики, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получают из него новую информацию. Такой же подход был использован,например, при изучении тем в рамках курса обществознания: в 8 классе: Неравенство доходов: справедливо или нет? В 10 классе: Предпринимательство.: Легко ли быть предпринимателем?
Применение технологии развития критического мышления
Критическое означает «аналитическое» Это способность анализировать информацию с позиции логики , с тем чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:
1– я стадия
2– я стадия
3– я стадия
Вызов:
– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения.
Реализация смысла:
– получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми.
Рефлексия:
– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения.
Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий: «корзина идей (понятий, имен…)», «составление кластера», «пометки на полях», «учебный мозговой штурм», «Фишбоун» и др. [2, с. 31].
На стадии осмысления учащиеся работают с текстами из энциклопедии, печатных изданий, документами и т.д. Эффективным приемом здесь является прием «6 шляп критического мышления».
Работа ведется обычно в группах. Суть приема состоит в следующем: класс делится на пять- шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.
«Белая шляпа» - СТАТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме , без их обсуждения);
«Синяя шляпа» - АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему?, зачем?, связи?)
«Зеленая шляпа» - ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);
«Красная шляпа» - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции , которые они испытывали при работе с материалом [3, с. 26].
Например, урок-обобщение по теме: Правление Петра I: благо для России или потеря самобытности?»:Вот как работали учащиеся 11 класса
«Белая шляпа» - СТАТИСТИЧЕСКАЯ
- К 1725 году – 250 мануфактур в России
-создание регулярной армии
-выход в Балтийское море
- открытие школ
-создание Академии наук
- увеличение территории России
- открытие первого музея
- централизация управления
«Желтая шляпа» - ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ
- Россия стала империей, одной из великих держав Европы
-быстрое развитие экономики
- положила начало развитию отечественной науки
-начало тесного политического, экономического и культурного взаимодействия России с Западом
«Черная шляпа» - НЕГАТИВНАЯ
-разрушение традиций
-ухудшение положения народных масс
-лишение церкви самостоятельности
-усиление крепостного права
-ликвидация выборности
- улучшение быта только дворян
«Синяя шляпа» - АНАЛИТИЧЕСКАЯ
-причины проведения реформ Петром I
-Взаимосвязь проводимых реформ с внешнеполитическими факторами
-цель проводимых реформ
- причины народных выступлений
«Зеленая шляпа» - ТВОРЧЕСКАЯ
-Чтобы было с Россией, если бы не реформы Петра I?
-По какому пути пошло бы развитие России, если бы после смерти Петра к власти пришел его сын Алексей?
«Красная шляпа» - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
-Отношение к поступкам Петра по отношению к своему сыну Алексею
-Можно ли назвать Петра героем
Такой же прием был использован,например, при изучении тем в 9 классе: «Индустриализация в СССР», «Коллективизация в СССР»
Еще одним приемом развития критического мышления , который я широко использую и на уроках истории и обществознания, это -
работа с источниками.
Например, ученики 9 класса , изучая тему «Движение декабристов», анализируют, сравнивают два документа: «Конституция» Н.Муравьева и «Русская Правда» П.Пестеля, рассматривая взгляды декабристов на следующие проблемы:
1.Государственное устройство в России
2. Государственный строй
3.Отношение к крепостному праву.
4.Земельный вопрос
5.Избирательное право.
6.Права и свободы
7.Методы борьбы.
Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет». Данная графическая техника помогает структурировать процесс. Более глубоко поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Можно заполнять: (Верх - причины, низ - следствия и т. п.). Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет сформировать следующие умения и навыки работы с информацией:
– находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
– анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;
– сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
– выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации. [3, с. 42].
Деловые игры.Среди различных форм уроков, используемых на обществознании, особое место занимают деловые игры. Деловые игры - это средство обучения, моделирующее ситуации, которые могут происходить в современном мире. Такие игры, помогающие решать практические задачи, связаны с умением сотрудничать и работать в группах, формировать деловые качества. [5, с. 27].
Например, деловая игра «Я - предприниматель». Класс разделен на несколько команд. Они получают следующие задания:
Представьте себе потенциального потребителя вашего товара.
Опишите его.
С помощью деловых игр на уроках обществознания могут быть реализованы следующие цели:
Развитие умений применения полученных знаний для решения практических задач в различных областях.
2.Развитие умений находить и анализировать необходимую информацию.
3. Формирование навыков групповой деятельности
4.Повышение коммуникативной культуры.
5.Овладение основными видами публичных выступлений.
Для развития творческих, интеллектуальных способностей личности, активизации мыслительной деятельности, я стараюсь вовлекать учеников в участие в различных викторинах, конкурсах, олимпиадах, разного уровня, будь то городские, региональные, всероссийские дистанционные. Ребята всегда с большим желанием принимают в них участие, постоянно занимая призовые места.
Таким образом, систематическое и последовательное использование данных приемов и методов, содействуют развитию у учащихся способности критически мыслить, анализировать и систематизировать информацию, находить решения в нестандартных ситуациях, применить полученные знания на практике, что,позволит в будущем выпускникам ориентироваться в постоянно изменяющемся современном мире и соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.
Литература:
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. – М., Просвещение, 2010.