«Использование технологии исследовательского обучения на уроках истории и культуры Башкортостана и во внеурочной деятельности».
«Использование технологии исследовательского обучения на уроках истории и культуры Башкортостана и во внеурочной деятельности».
Педагогический совет
«Современные образовательные технологии, как основное средство реализации требований ФГОС ».
Доклад
«Использование технологии исследовательского обучения
на уроках истории и культуры Башкортостана
и во внеурочной деятельности».
Автор:
Власова Лариса Федоровна
учитель истории и культуры Башкортотстана
МОБУ СОШ с.Ломовка высшей категории
адрес: 453537,РБ, с. Ломовка, Белорецкий р-н,
ул. Ленина, д.36\1 кв.2.
8-(34792)-74-1-70, сот.8-927-308-77-95
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование технологии исследовательского обучения на уроках истории и культуры Башкортостана и во внеурочной деятельности». »
МКУ Управление образования
Муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
МОБУ СОШ села Ломовка
Педагогический совет
«Современные образовательные технологии, как основное средство реализации требований ФГОС ».
Доклад
«Использование технологии исследовательского обучения
на уроках истории и культуры Башкортостана
и во внеурочной деятельности».
Автор:
Власова Лариса Федоровна
учитель истории и культуры Башкортотстана
МОБУ СОШ с.Ломовка высшей категории
адрес: 453537,РБ, с. Ломовка, Белорецкий р-н,
ул. Ленина, д.36\1 кв.2
8-(34792)-74-1-70, сот.8-927-308-77-95
Заслушено на педагогическом совете
«22» января 2015 года
Зам.диретора по УВР:__________ В.Н.Панова
Белорецкий район, село Ломовка, 2015 год
Доклад
«Использование технологии исследовательского обучения
на уроках ИКБ и во внеурочной деятельности».
Чтобы возродить общество, всем нам надо
вернуться к истокам духовности народной,
к тому чистому, светлому роднику, в
котором ещё не иссякла жизненная сила
добра, любви и красоты.
М. Меньшиков
Как же ребёнку найти тот родник, тропинку, которая всегда бы приводила к родному дому, увидеть красоту родной земли, пролистать страницы истории своего народа. Этим родником, источником и является семья, школа, центры дополнительного образования.
Основная задача в обучении истории и культуры Башкортостана, краеведения - это этнокультурное воспитание, так как оно обогащает знания обучающихся о родном крае, об исторических памятниках; прививает у них патриотические чувства и любовь к Отечеству;
способствует формированию у молодёжи правовых обязанностей, гражданской ответственности и долга; помогает разъяснить неразрывную связь между историческим прошлым и современностью; побуждает каждого стать достойным наследником лучших народных традиций родного края.
Моя цель как педагога – пробудить в подрастающем поколении высокое интеллектуальное чувство малой Родины, имя которой - Башкортостан.
Сегодня в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта нового поколения является воспитание и становление высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной, компетентной личности.
Поэтому я ставлю цель помочь каждому ребёнку выявить свои способности, создать условия для адаптации в социальной сфере, обрести гармонию во взаимоотношениях с окружающими людьми, подготовить к будущей жизнедеятельности, сохранить и заботиться о своем здоровье, т.е помочь всестороннему развитию личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. .
Для реализации этих целей и задач я на своих уроках истории и культуры Башкортостана, и занятиях краеведением активно применяю новые личностно-ориентированные поисково-исследовательские образовательные технологии.
Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов для разрешения вопросов мотивации школьников к учению.
Этим обусловлено введение в образовательную программу методов и технологий на основе поисково- исследовательской деятельности обучающихся, а также развитие конкурсного движения среди исследовательских работ обучающихся.
В нашем Белорецком районе традиционными являются конкурсы исследовательских работ «Родина в сердце» в рамках Всероссийского движения «Дорогами Отечества» проводимого Центром туризма и краеведения г.Белорецка и Ежегодная Научно-практическая конференция учащихся, которую проводит ЦВР.
Рассмотрим основные понятия темы.
Что понимается под исследовательской деятельностью?
Под исследовательскойдеятельностью понимается «творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом » [1].
Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
В последнее время возрастает роль исследовательского обучения как инструмента повышения качества образования.
Следовательно, цель организации исследовательской деятельности в условиях школьного и дополнительного обучения - создание условий для личностного развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня.
Организация исследовательской работы с учащимися в изучении Истории и культуры края дает возможность решить ряд задач:
1. Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.
2. Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.
3. Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.
Этапы исследования: [2]
постановка проблемы (или выделение основополагающего вопроса);
изучение теории, связанной с выбранной проблемой, степени ее изученности;
выдвижение гипотезы исследования;
подбор методик;
сбор собственного материала;
его анализ и обобщение;
собственные выводы;
представление (презентация) выполненного исследования в выбранной (требуемой, стандартной) форме.
Организация индивидуальной учебно-исследовательской деятельности
Этапы технологии с позиции педагога
I Выбор темы исследования
II Составление инструкции.
III Проведение работы.
IV Оценивание работы учащихся (по критериям, заранее согласованным с учащимися).
Поддержка учебно-исследовательской деятельности школьника.
Научно-методическое обеспечение
I. Знание о деятельности и предполагаемом результате.
II. Поддержка, оказываемая при выполнении заданий.
III. Навыки, умения.
IV. Обратная связь.
V. Индивидуальные способности.
VI. Последствия.
Информационно-коммуникативное обеспечение.
Организационно-управленческое обеспечение.
В поисковом и исследовательском обучении предъявляются конкретные требования к деятельности учителя, который должен:
Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.
Давать учащимся возможность исследовать свои предположения, например, путем проведения опыта или обсуждения в малых группах.
Давать учащимся возможность применить новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций для того, чтобы они поняли и оценили их прикладное значение.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника [3]:
• мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
• умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
• умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Назову элементы исследовательской деятельности, используемые на уроках истории и культуры Башкортостана:
А) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм); проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе
Прочитать сказки. Выбрать наиболее понравившийся эпизод, нарисовать к нему рисунок. На уроке во время проверки домашней работы представить свой рисунок, пересказав нарисованный эпизод к сказке.
В) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Например.
Групповая работа по теме « »
Г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
Например:
Сообщения на различны темы в 8-9 классах.
Д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Например.
Темы по изучению и сохранению культуры своей местности.
Например:
Урок — исследование «Навеки вместе».
Эпиграфом я брала слова известного башкирского поэта Мустая Карима:
.. Нам с русскими одна судьба дана.
Четыре века в подвигах и славе
Сплелись корнями наши имена.
Для проведения были поставлены следующие цели:
— закрепить и углубить знания полученные учащимися при изучении темы;
— содействовать формированию навыков работы с фрагментами исторических документов, шежере;
— учить воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против»;
-активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность учеников;
— формировать мыслящую и нравственную личность.
Традиционно на уроках использую алгоритм, характерный для любого исторического события.
Класс разбит на пять групп, каждая из которых имеет свое задание, в течение 12 минут они работают в группах, а затем представляют свою работу.
Первая группа — Почему?
Используя исторические документы, шежере- делают вывод о положении жителей Башкортостана XV- XVI вв.; и причины побудившие жителей Башкирии войти в состав России.
Ученики подводят итог: «Мудрые башкирские аксакалы, понимая историческую ситуацию, возникшую после падения Казани (1552г.) — опасность быть покоренными ногайскими и сибирскими ханствами — мудро решили просить покровительство у могущественного русского царя Ивана Грозного. Этому способствовало и то, что народ оставался экономически независимым от России: налог» с трубы" (ясак) носил чисто символический характер. В Башкортостане никогда не было крепостного права«.
Вторая группа- Значение?
Этапы вхождения Башкортостана в состав Русского государства. Дети работают с картой, материалом учебника и хрестоматией.
Третья группа — Как?
Добровольческий и договорный характер принятия башкирами русского подданства. В учебнике и хрестоматии учащиеся находят:
-условия принятия башкирами русского подданства;
-обязательства, которое брало на себя русское государство в отношении башкир;
-составляют таблицу и делают выводы.
1.Почему?
2. Значение
3. Как?
4. что, если бы...
5. Что?
Четвертая группа — Что, если бы...
Рассматривая в учебнике материал о положении Башкортостана в составе Золотой орды. Дети методом дискуссии пытаются предположить, что было бы, если башкирский народ обратился за помощью к ногайским или сибирским ханам.
Пятая группа — Что?
Дети получили опережающее задание, как в русской литературе нашло отражение братское содружество русского и башкирского народов, корни которого относятся к середине XVI века.
Дети выяснили, что великие русские литераторы А. С. Пушкин, М. Ю Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. А. Фет Д. Н. Мамин — Сибиряк и др. писали о Башкирии, и башкирская тема занимала в их творчестве значительное место. Писатели во весь голос говорили о жестоком угнетении башкирского народа, воспевали его свободолюбие и дружбу с русским народом, запечатлели прекрасную природу Башкортостана. Всем своим творчеством они утверждали веру в великое будущее России, выражали горячее сочувствие народам, стонавшим под игом самодержавия, и своим активным вмешательством в жизнь, стремились помочь соотечественникам. Русская литература была факелом, ярко светящим в самых темных уголках России. Она ярко показала пробуждение национального сознания народов.
В конце урока я подвожу учеников к выводам о том, что история присоединения Башкортостана к России основательно исследована башкирским ученым Абубакиром Нуримановичем Усмановым (1910—1982), автором книг: «Присоединение Башкирии к московскому государству».
Согласно концепции Усманова, присоединение башкирских родов к России началось в 1554 году и завершилось 1557 году. Эта теория признана широкой научной общественностью Башкортостана.
Как показало время, башкирские вожди приняли тогда, в середине XVI века, единственно правильное решение. Это важное решение способствовало сближению двух народов, взаимообогащению культур, возникновению и развитию дружеских связей.
Дети на уроке очень активны, умеют отстаивать свою точку зрения, делать выводы. В конце урока проводится рефлексии урока.
Есть надежда, что в комплексе все наши усилия увенчаются успехом, и в стране вырастет поколение людей, любящих свою землю, наполненных гордостью за ее великое прошлое и способных сделать все для великого настоящего и будущего.
Первой заповедью человека, обозначил чувство родины народный поэт Башкортостана Мустай Карим, свое отношение к патриотизму он выразил убежденностью в том, что " даже если бы были полные карманы денег у всех, душа все равно оставалась бы пустой, если нет в ней чувства Родины".
Из сказанного, можно сделать вывод, исследовательская деятельность, при правильной ее организации в ходе изучения «компетентностных» предметов, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения исследования.
Большое внимание уделяется исследовательским технологиям во время организации внеклассной работы по предмету (краеведению).
Сложной и трудоемкой является работа по написанию исследовательской работы учащихся и представление ее на конкурсе или научно-практической конференции.
Выдержка из положения муниципальной научно-практической конференции ОУ МР Белорецкий район.
Работа конференции предусматривает публичное выступления участников с защитой научно-практической работы с использованием чертежей, плакатов. Наглядных материалов ( макетов, моделей) по результатам собственной исследовательской деятельности на предметных секциях:
-гуманитарная секция;
-математическая секция;
- естественно -научная секция;
-технического творчества и изобретательства;
-прикладного творчества.
Участник имеет право выступать с одной работой на одной из секций, предоставляется только индивидуальные работы без соавторства. В случае выполнения коллективной работы ее рекомендуется разбить на части, и каждый автор представляет свою часть исследований, затем защищает ее на очной конференции.
Предоставленные на конференцию установки должны быть обеспечены действующими источниками питания.
Представленные работы не рецензируются и не возвращаются . На конференцию представленные работы , не рассматриваемые на предыдущих конференциях.
6. Работа представленная на конференцию, должна содержать:
Титульный лист
Оглавление
Введение
Основную часть
Заключение
Список использованных источников и литературы
Оглавление (В оглавление должны быть включены: основные заголовки работы, введение, название глав и параграфов, заключение, список источников и литературы, названия приложений и соответствующие номера страницы);
*Введение (должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада работы в решение избранной проблемы.
*Основная часть (должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.
*Заключение (в заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическому использованию результатов исследования)
*список использованных источников и литературы (в соответствии с правилами библиографии).
1 лист – титульный должен содержать: отдел образования, город ( район), наименование образовательного учреждения. Название работы, фамилию. имя, отечество автора, школу, класс; фамилию, имя, отчество руководителя, его должность и место работы;
2 лист - тезисы по тексту работы. - тезисы предоставляются в виде файлов созданных в программе Word of Windows.Текст тезисов не должен превышать одной страницы размера А4. На странице не более 30 строк, по 60 знаков размера 14. В начале тезисов указываются : название работы, имя и фамилия автора ( соавторов), класс и школа для всех авторов, научный руководитель (Приложение 1).
3 лист - анкета состоит из данных участников. Их научных руководителей и информацию о предоставляемых работах (заполнить приложение 1);
4 лист - оглавление
Требования к оформлению работы
Для участия в конференции участники должны представить научно-исследовательскую работу в виде доклада. Если работа сопровождается компьютерной презентацией, необходимо представить её в электронном виде.
Текст доклада печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А-4.
Шрифт типа Times New Roman, размер 12-14, межстрочный интервал 1,5-2; поля: слева-25 мм, справа-10 мм, сверху и снизу – 20 мм. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертёжный материал и т.п.), которые выполняются чёрной пастой (тушью).
Приложения могут занимать до 10 дополнительных страниц. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. В тексте доклада на них должны содержаться ссылки.
4.Заголовки должны быть отделены от предыдущего и последующего текста отбивками (пустыми строками).
5. Нумерация производится в нижнем правом углу листа.
6. Особой точности требует составление библиографического списка.
Наиболее удобен алфавитный способ группировки литературных источников. Если использованы видеозаписи, дискеты, материалы из Интернета, они также указываются в списке, только он будет называться уже не «Список используемой литературы», а «Список использованных источников информации».
7. Приложения размещаются после библиографического списка. Каждое приложение оформляется на отдельном листе.
8. Объем работы 5-10 страниц машинописного текста ( графики, схемы, и др. наглядные материалы сканируются и оформляются в приложении, либо компонуются совместно с текстом);
7. Схема защиты работы
Актуальность темы работы.
Современное состояние проблемы.
Обоснование метода решения проблемы.
Задания и основные результаты теоретического исследования.
Задания и основные результаты экспериментального исследования.
Основные характеристики и особенности спроектированного или доработанного объекта, состав и объем конструкторской документации.
Задачи и основные результаты других разделов работы (если таковые есть).
Выводы, содержание оценки результатов работы, предложения по их развитию и использованию.
8 Критерии оценки представленных работ
№ п/п
Критерий
Оценка
1
Тип работы
1б-реферативная работа
2б-учебно-исследовательская работа
5б-научно-исследовательская работа
2
Использование знаний
1б-использован учебный материал (знание шк. программы)
3б-кроме школьного использованы другие литературные источники
3
Достижения в полученных результатах
1б-доказан установленный факт
5б-получены новые данные
4
Практическая значимость
1б-возможность использования в учебных целях
2б-работа используется в учебном учреждении
5б-используется в неучебной организации
5
Оформление работы
1б-описание непонятно и т.д.
2б-оформлена аккуратно, понятно, грамотно
3б-работа оформлена изобретательно (с большим количеством диаграмм, схем и т.д.)
6
Владение автором научным аппаратом
1б-базовый школьный аппарат
2б-используются научные термины (с понятием)
7
Качество доклада
1б-зачитывает
2б-рассказывает, но не объясняет сути
3б-доклад обладает четкостью
4б-четкий доклад с иллюстративным материалом
8
Качество ответов на вопросы
1б-не может ответить
2б-нечеткие ответы
3б-четки ответы на большинство вопросов
9
Четкость выводов по работе и в рассказе
1б-выводы есть, но не доказаны, плохо сообщены
2б-выводы нечеткие
3б-выводы полностью характеризуют работу
Учащиеся нашей школы, занимающиеся исследовательской работой являются активными участниками данных конкурсов и конференций.
Примером того является результаты участие исследовательских работ учащихся школы в конкурсах различных уровней.
Муниципальный
Тагиров Артем 3 место –Научно-практическая конференция уч-ся
ИР «Удочка».
Дмитриева Анастасия К-с ИР «Родина в сердце» ИР «Обработка льна» 3 место
Шошин Даниил ИР «Православная Ломовка», «Красный угол». 2 место
Шилова Аня ИР «История Пугачевского карьера» 4 место
Республиканский уровень
Шошина Кристина 1 место республиканский конкурс ИР «Дорогами Отечества» Номинация «Этнография» ИР «Первые зимние праздники».
Шошин Даниил 1 место Обзорная экскурсия «Исторический обзор ломовских школ»
Региональный конкурс «Урал-моя малая Родина» победитель в номинации «Народные традиции».
Российский уровень
Шошина Кристина участие в 19 Всероссийском слете туристов-краеведов г.Елабуга Республика Татарстан ИР «Первые зимние праздники». 15 место
Участие в 20 Всероссийском слете краеведов-туристов г.Белорецка Республика Башкортостан. ИР «Ломовка-спутник Белорецка» 10 место.
Основной вывод
В процессе исследовательской деятельности развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений, высокая работоспособность. Эти качества важны для личностной самореализации индивида.
Исследовательская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления субъект выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельности.
Источники.
Запрудский Н.И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2009. – № 4. – С. 51–57.