Использование методики «погружения в предмет» при подготовке учащихся 11 классов к ЕНТ по истории Казахстана
Использование методики «погружения в предмет» при подготовке учащихся 11 классов к ЕНТ по истории Казахстана
В данном материале представлена методика погружения в предмет, конкретно по истории Казахстана, при подготовке учащихся 11 классов к ЕНТ. Для достижения лучщих результатов была разработана программа по обобщению и повторению курса истории Казахстана с древнейших времен до наших дней. Весь материал разбит по блокам, в свою очередь каждый блок на несколько крупных тем. Так же к каждой теме составлены разноуровневые задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование методики «погружения в предмет» при подготовке учащихся 11 классов к ЕНТ по истории Казахстана »
Использование методики «погружения в предмет»
при подготовке учащихся к ЕНТ по истории Казахстана
учитель истории СОШ № 42 имени М. Ауэзова
Купесова Аимгуль Бильгибаевна
Предмет «история Казахстана» выступает как обязательный предмет на ЕНТ. Содержание предлагаемых тестов проверяет знания выпускников по основным периодам истории страны и их хронологии, особенностям образования государственности, внутренней и внешней политике, важным изменениям в общественно-политической, социально-экономической, культурной и международной жизни, о деятелях культуры, науки и просвещения.
Для успешной сдачи ЕНТ учащиеся должны показать достаточно глубокие и целостные знания по трем основным содержательным линиям школьного исторического образования.
Всем думающим учителям понятно, что в том виде, в котором история как учебная дисциплина существует сегодня, она не может отвечать своему назначению. Трудно научить творчеству на тех предметах, где в готовом виде дается не только интерпретация текстов, исторических событий, но и даже рекомендуются эмоции, которые должны при этом следовать. Что сказали бы мы об учителе арифметики, который заставлял бы учеников зазубривать ответы, напечатанные в конце задачника, не показывая самих задач?
Между тем мы часто поступаем именно так. “…Мы предлагаем ему знания-истины в готовом виде, пригодном к тому, чтобы погрузить их в память, а потом - на экзамене - из этой памяти извлечь в том самом виде, в каком их туда погрузили”.
При всей кажущейся легкости истории Казахстана по сравнению с математикой и родным языком, комплексное тестирование показывает, что именно по курсу истории Казахстана ученики испытывают большие затруднения. ЕНТ по истории Казахстана всегда представляет для учащихся серьезную проблему.
Можно выделить несколько причин данного явления:
Темы по истории древнего Казахстана в период средних веков и нового времени изучались в среднем звене и естественно, не всплывают в памяти ученика.
Тестирование перегружено мелкими деталями и вопросами, а многие главные вопросы не представлены в тестировании.
Многие учащиеся нацелены только на повторение тестовых заданий, но не считают нужным повторять теоретический материал. Поэтому при незначительном изменении вопросов ученик не может найти правильный ответ.
Исходя из проблем и специфики подготовке к ЕНТ, учителями истории были разработаны собственные методики и приемы, помогающие ученикам успешно сдать единое национальное тестирование. Например:
«Погружение» как наиболее распространенная модель концентрированного обучения учащихся при подготовке к ЕНТ по истории Казахстана.
Возможность выйти за узкие рамки урока, с его четко заданными параметрами, и создать условия для свободного творчества детей дает метод погружения.
Понятие “погружение” (концентрированное обучение) давно вошло в педагогическую терминологию и понимается преимущественно, как длительное изучение (до нескольких дней) одного предмета.
"Погружение" в предмет (однопредметное «погружение»)
Данная идея, но безотносительно к учению о функциональной асимметрии головного мозга, была высказана еще в начале 20-х годов П.П. Блонским. В работе «Трудовая школа» он предложил половину учебного времени отводить на изучение наук, четверть – на искусство, четверть – на спорт. Поскольку такое чередование уроков позволяет ученикам сохранять высокую активность и работоспособность в течение всего учебного дня, это дало возможность отказаться от обязательных домашних заданий, а высвободившуюся половину дня использовать для дополнительных занятий по интересам учащихся. Таким образом, занятия по интересам, предполагающие опережение в изучении учебного материала, стали неотъемлемой частью модели однопредметного «погружения». Наличие учеников–консультантов, которые становились помощниками учителя, позволило включить в систему «погружения» работу под их руководством малых групп, впоследствии, в 1988 году, уже в азовском эксперименте получивших название «экипажей». Сама же работа в таких группах получила название «экипажной работы» или «работы по взаимообучению». Дополнительным положительным моментом работы «кафедры» является то, что учитель, наблюдая за процессом взаимообучения, имеет возможность выявить педагогически одаренных школьников. Следует заметить, что при единстве содержания (один предмет) в течение учебного дня, кроме чередования «контрастных» предметов, варьируется форма уроков «главного» предмета. При «погружении» проводится 4-5 уроков в день, совершенно различных по форме, но при стабильном содержании доминантной деятельности. А это значит, что в данном случае требуется меньше времени (примерно 10 минут) на психологическую перестройку учащихся от занятий одним предметом к занятиям другим.
Очень важно чтобы система подготовки к тестированию побуждала учащихся к самостоятельному труду и осознанию целесообразности всех видов работы. Личный опыт подготовки к ЕНТ показывает, что качественных результатов можно достичь при условии системности в работе. С этой целью была разработана «Программа по повторению и обобщению курса истории Казахстана с древнейших времен до наших дней», которая состоит из нескольких блоков, в свою очередь, каждый блок разделен на несколько крупных тем. И к каждой теме разработаны разноуровневые задания.
Алгоритм работы по данной методике следующий. Метод погружения дает возможность изучать один блок в течение 4 уроков.
1 урок: Повторение начинается с вводной лекции, которую ученики могут записать в виде таблицы, опорной схемы. В ней обязательно затрагиваются вопросы, встречающиеся в лекциях.
2 урок: Наиболее удобная форма систематизации материала это таблица.
3 урок. Тесты открытого типа (есть вопрос, но нет ответа), работа с карточками (в каждой карточке по 5-6 заданий разного уровня).
4 урок. Закрепление материала в виде устного зачета и комплексного тестирования (25 вопросов по пройденной теме, несколько вариантов).
Преимущества погружения видны как в учебно-методическом плане: (возможность охватить целый логически и хронологически законченный период с чётко выраженными причинно-следственными связями), так и в эмоционально-психологическом: создание особого психологического поля и совместного “проживания” в нем учителя и ученика.
“Погружение” даёт возможность изменить структуру материала в рамках одного “погружения”, переходить к различным видам деятельности учащихся, менять нагрузку в зависимости от фаз врабатываемости в течение дня, по которым максимум работоспособности достигается к концу третьего урока, а потом достигает максимума к концу четвертого урока. Позволяет планировать индивидуальные темпы усвоения материала и, при необходимости, формы работы для каждого учащегося в зависимости от особенностей его характера.
И последнее, а по существу, главное преимущество – это возможность отслеживать знания учащихся на каждом этапе, вести мониторинг качества знаний. На протяжении всего периода обучения можно проследить уровень повышения качества знаний, так же моно определить по каждому учащемуся, какую тему ему нужно повторить, а какая тема ему далась лучше всего.
Результаты учащихся
Эффективность работы подтверждается результатами учащихся:
Кол-во уч-ся
Средний балл
% качества
2010-2011
61
20,20
89
2012-2013
45
16
65
2013-2014
34
16,8
67
Работая с источниками по моделированию исторического процесса, ученики непрерывно творят, при этом они не столько запоминают, сколько размышляют, полученные знания становятся не навязанными, а осознанными.
Важно и то, в какой форме будет представлен наработанный материал. Устное сообщение показалось слишком простой формой; реферат, если к написанию подходить серьезно, требует много времени. И здесь работа проводится по следующим этапам:
изучение хронологии (работа с датами, исторической последовательностью каганатов) по лекции
работа с терминами
работа с карточками -
закрепление по Тестам открытого типа
закрепление по Тестам с несколькими вариантами ответов
тематическое тестирование
задание на установление соответствия: например события и даты, авторы трудов и периоды их создания, памятники и места их расположения, авторы и содержание их произведений.
Описанные подходы, в частности метод моделирования, не являются единственным рецептом превращения урока истории в творческое и занимательное действо. Каждый неравнодушный учитель ищет и находит свои подходы. Ясно одно: все это дает возможность сохранить у учащихся вплоть до конца 11 класса устойчивый интерес к изучению истории. И, как следствие, добиваться высокого уровня успеваемости по предмету. Не зажатые узкими рамками урока, объединенные общей идеей, дети не просто изучают историю, а общаясь, занимаются любимым делом.