kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование исследовательской технологии на уроках истории и обществознания» (мастер-класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- Организовать деятельность участников занятия по ознакомлению с приемами, формами и методами по применению исследовательской технологии на уроках истории и обществознания.
- Освоить практическое применение некоторых приемов работы по исследовательской технологии.

Формы и приёмы работы:

  1. Теоретическое изложение материала с использованием презентации.
  2. Работа в группах.
  3. Дискуссия.

Оборудование: электронная презентация, тексты документа.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование исследовательской технологии на уроках истории и обществознания» (мастер-класс) »

Мастер-класс

«Использование исследовательской технологии на уроках истории и обществознания»

Азеева Светлана Владимировна - учитель истории и обществознания МБОУ «Кубасская основная общеобразовательная школа»


Цели:

- Организовать деятельность участников занятия по ознакомлению с приемами, формами и методами по применению исследовательской технологии на уроках истории и обществознания.
- Освоить практическое применение некоторых приемов работы по исследовательской технологии.

Формы и приёмы работы:

  1. Теоретическое изложение материала с использованием презентации.

  2. Работа в группах.

  3. Дискуссия.

Оборудование: электронная презентация, тексты документа.

Ход занятия:

I. Организационный этап. Постановка целей.

- Здравствуйте, меня зовут Быстрова Светлана Владимировна, я учитель истории и обществознания. Мы все понимает, что планирование своей деятельности педагог начинает с конечного результата, того, который необходим ребёнку и обществу. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (УУД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи, чтобы учащийся был способным развиваться самостоятельно, без помощи учителя.

Для правильной организации решения поставленной цели учитель использует и применяет на уроке различные педтехнологии, методы и средства обучения. Свой мастер-класс я посвятила использованию исследовательской технологии на уроках истории. Я считаю, что применение исследовательской технологии является одним из условий творческой самореализации особенно в старших классах. Целями данного занятия является работа по ознакомлению с приемами, формами и методами по применению исследовательской технологии на уроках истории. Освоение практического применения некоторых приемов работы по исследовательской технологии.

II. Теоретическое представление опыта работы.


Исследовательская технология предполагает использование различных методов и приемов преподавания. Я предлагаю остановиться на работе с документами.


Материал, который я буду представлять, можно кратко представить в виде таблицы:

Линия сравнения

Работа с документом, источником

Типы документов

  • Философские, исторические труды

  • Нормативные документы

  • Газетные публицистические материалы

  • Энциклопедические, справочные материалы

  • Статистические материалы

Приемы работы

  • Чтение и анализ

  • Выписывание главных мыслей

  • Личная оценка прочитанного

  • Написание кратких сообщений

  • Составление схем, таблиц

  • Составление развернутого плана



Предлагаю рассмотреть методику использования источников, документов в преподавании обществознания. А.Т. Кинкулькин отмечает, что при изучении источников важно соблюдать ряд требований:

  • точное определение главного, наиболее существенного;

  • соблюдение последовательности, постепенный переход от менее сложного к более сложному;

  • выбор эффективных приемов и средств;

  • повышение требований к их самостоятельности;

  • разносторонняя реализация межпредметных и внутрикурсовых связей;

  • обеспечение преемственности в формировании умений учащихся работать с источником знаний.

При отборе текстов я учитываю, что они могут расширять, конкретизировать, актуализировать знания, быть органически связаны с программным материалом, быть доступными по содержанию и объему, содержать дополнительную информацию, способствовать развитию приемов мыслительной и учебной работы, познавательных способностей учащихся.
Исходя из этих характеристик, я использую метод работы с источником при объяснении нового материала (включение положений, идей документа в свой рассказ, цитирование), так и при самостоятельной работе учеников (при проверке домашнего материала, при изучении новой темы, при закреплении).

Прием работы с источником чаще всего мной используется при проведении уроков-практикумов, уроков-лекций, при организации учебно-поисковой, дискуссионной деятельности.
В своей работе использую следующие приемы работы с текстом:

  • чтение и анализ;

  • выписки понятий, главных мыслей, выделение главной идеи;

  • коллективный разбор текста;

  • определение различных подходов к общественно-историческому развитию, аргументации авторов;

  • сравнительный анализ нескольких источников;

  • формулирование обобщенных выводов;

  • самостоятельная постановка вопросов к тексту;

  • составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, схем, планов, тезисов, конспекта;

  • подготовка небольших сообщений.


Не все учащиеся одинаково быстро и качественно могут освоить приемы работы с документами. Поэтому я планирую работу с источником с учетом трех уровней познавательных возможностей:

  • Воспроизводящий уровень – выписки основных понятий, ответы на поставленные вопросы, узнавание в тексте изученных фактов, заполнение таблицы в ходе коллективной работы, составление простого плана и т.д.

  • Преобразующий уровень – анализ текста, выделение основных идей, вывода, синтез положений источника с другими материалами, составление развернутого плана, тезиса, конспекта, текстовых таблиц, подготовка докладов.

  • Творческо-поисковый уровень – решение проблемных и познавательных задач по источнику, написание эссе по тексту, сопоставление точек зрения мыслителей, составление схем, логических цепочек, использование положений источника для аргументации своей точки зрения.


Привожу пример нескольких видов алгоритмов, применяемых мной на начальных этапах работы с документами, источниками:

Алгоритм комментирования высказываний (№1):

    1. Изложить высказывание своими словами.

    2. Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.

    3. Дополнить высказывание (если это необходимо и возможно).

    4. Сделать вывод из высказывания.

Алгоритм анализа текста (№2):

  1. Прочитать текст от начала до конца.

  2. Подумайте, почему автор выбрал именно такой заголовок.

  3. Какова главная цель текста.

  4. На какую социальную группу рассчитан данный текст.

  5. Выделить главную мысль текста.

  6. Выразите собственное отношение к главной мысли текста, к точке зрения автора.

  7. Сделайте вывод, основываясь на главной мысли текста.

Одним из самых популярных в последнее время способов проверки уровня умений и навыков у учащихся является эссе. Эта форма творческой работы учащихся выше всего цениться в олимпиадных заданиях, в экзаменационных заданиях по типу ЕГЭ в части «С».

Сравнивая результаты обучения за три года, можно сделать стабильные результаты качества.

2. Работа в группах

Сейчас я Вам предлагаю побывать в роли учеников и поработать с историческим документом (См. приложение)

Таким образом, деятельность учащихся приобретает исследовательский характер. Молодому человеку предстоит жить в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем. Я считаю, что развитие возможностей детей может проходить в рамках включения их в исследовательскую работу по выбранному направлению.

Эта тема наиболее актуальна, так как мне важно сформировать в процессе обучения и воспитания современно образованного, нравственного, предприимчивого человека, который может самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способным к сотрудничеству, отличаться мобильностью, обладать развитым чувством ответственности. Ученик, вооружённый научными методами познания, сумеет обнаружить проблему и не только понять и изучить её, но и самостоятельно предложить нестандартное, креативное, оригинальное решение. Именно такой выпускник сегодня востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным


3. Дискуссия





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Азеева Светлана Владимировна

Дата: 12.10.2015

Номер свидетельства: 238677


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства