"Использование ауди- и видеоматериалов, ИКТ в преподавании истории и обществознания" (из опыта работы)
"Использование ауди- и видеоматериалов, ИКТ в преподавании истории и обществознания" (из опыта работы)
Данныя работа содержит материал о различных видах ауди- и видеоматериалах и о возможностях их применения в процессе преподавания истории и обществознания, дает характеристику самым разным интернет-ресурсам, формам и методам применения информацинно-компьютерных технологий на этапах урока мстории и обществознания (при изучении нового материала, повторении, оценивании), при использовани ИКТ во внеурочной работе по предмету, в работе классного руководителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Использование ауди- и видеоматериалов, ИКТ в преподавании истории и обществознания" (из опыта работы)»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №28»
г.Ульяновска
«Использование аудио- и видеоматериалов,
ИКТ в преподавании истории и обществознания
(из опыта работы)
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №28 г.Ульяновска
Москалева Любовь Владимировна
Ульяновск 2015
План работы
1. Педагогические задачи, успешно решаемые с использованием ИКТ.
2. Применение информационно-коммуникативной технологий на уроках
истории и обществознания и возможности использования интернет-ресурсов:
мультимедийные электронные учебники
учебники по историии и обществознанию
цифровые образовательныересурсы
электронные исторические карты
презентации на уроках истории и обществознаниях
письменные источники по истории и обществозанию
подготовка к ЕГЭ
ауди, видеоматериалы на уроках
сетевой город — образование Ульяновской области
дистанционное обучение с помощью ИКТ
методическая работа учителя с использованием ИКТму
3. Этапы уроков с использованием информационно-коммуникативной
технологии.
- типы уроков с использованием ИКТ;
- использование ИКТ на уроке при изучении, закреплении нового материала;
- использование информационных технологий в процессе обобщения и
контроля знаний.
4. Результаты педагогического опыта при использовании ИКТ.
5.Заключение
5.Библиографическая литература
Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
-учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объема содержания образования;
-приоритетными являются репродуктивные методы обучения;
-в силу исторически сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний, являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную сущность.
Поэтому информационно-коммуникативные технологии занимают важное
место в современном образовательном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.
Цель работы учителя - это понять и оценить возможности использования информационных и коммуникативных технологий для обеспечения качественного и доступного образования, показать эффективность метода для активизации познавательной деятельности учащихся.
1. Педагогические задачи, которые решаются при использовании ИКТ технологий:
1. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету;
Применение информационно-коммуникативной технологии на уроках истории для обеспечения качества усвоения материала
Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе и современный учитель – это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения..
Компьютерная культура – это вид культуры, гармонично сочетающий культуру работы с дидактическими средствами, культуру работы со СМИ, культуру диалога. Источником информации является компьютер. Его преимущество здесь очевидно. Это и постоянное обновление информации, и возникновение новых возможностей: создание презентаций, сетевые информационные системы, Интернет, электронная почта, электронные учебники, журналы, фильмы.
В процессе применения ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего количества источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать выводы.
Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
- развитие наглядно-образного, интуитивного, творческого видов мышления;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальные решения;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
ИКТ влияет на все уровни учебно-воспитательного процесса, обеспечивая: - повышение эффективности и качества обучения за счет реализации ИКТ;
- обеспечение побудительных мотивов, обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей.
Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.
Активное применение ИКТ в учебном процессе как показывает практика:
- способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;
- позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;
- позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;
- ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории средствами ИКТ
Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Поэтому я высоко оцениваю возможности информатизации. Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя самые разнообразные методы и технологии. Это, прежде всего, возможность для учителя иметь под рукой огромное количество иллюстративного материала, а главное очень быстрый доступ к нему, возможность подготавливать для школьников ресурсы, содержащие необходимый материал, возможность для учителя создавать самостоятельно тесты для проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство учителя с новинками методической литературы.
2.Применение информационно-коммуникативной технологий на уроках истории и обществознания и возможности использования интернет-ресурсов.
1.Своевременным является появление в учебном процессе учебно-методических комплексов, где наряду с учебником, программами, методичками разработаны мультимедийные электронные учебники. («История России: XX век». «История Отечества IX-XVIII вв.», «История Отечества. 882-1917» и другие.) Эти учебники - находка для учителя и учащихся он способствует повышению интереса к изучению предмета. Применение этих мультимедиа учебников на уроках помогают разнообразить формы и методы работы с классом, использовать их на самых разных этапах работы на уроках, поскольку они одновременно являются и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией и справочником с учебным видеофильмом. Благодаря этим учебникам есть уникальная возможность не только наглядно увидеть видеосюжеты по темам, но услышать литературные произведения в авторском исполнении, что делает урок эмоционально более насыщенным. Кроме этого, учебники дают возможность формирования специальных умений и навыков учащихся по истории. Так, например, по завершении работы с каждым подпараграфом можно рекомендовать ученикам составить его краткий план-конспект (своего рода «шпаргалку»). Это поможет учащимся быстро вспомнить пройденный материал, что особо важно при подготовке к экзамену. Учебники учат работе с документами, (раздел «Документы» в меню учебника), формируя навык анализа работы с первоисточником
Преимущества компьютерных учебников заключается в следующем:
- Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным;
- Учебный материал излагается в доступной форме;
- Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом объёме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию.
2.Учебники по историии и обществознанию, скачанные на рабочий стол учителя и планшеты учеников.
Это дает возможность более широко использовать учебники на уроках: вывести страницы учебника на экран, используя их таким образом на уроке, если ученик по какой-причине его не имеет; для учителя нет необходимости ежегодно покупать недешевые учебники, тем более в двойном размере для работы дома и в классе.
3. Цифровые Образовательныересурсы
Учитывая психологические особенности ребенка и каналы восприятия информации, считаю необходимым говорить об использовании и применении ИКТс точки зрения наглядности. Самый простой метод использования ИКТ - демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или рассказ учителя иллюстрируется соответствующими Цифровыми Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения. При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся результат - визуализация изучаемого материала. Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я рекомендую продемонстрировать учащимся изображения местности изучаемого региона и изображения людей, которые там жили, создавали цивилизации - жизнь которых и составляет основное содержание исторического процесса. Например, начиная тему «Древний Египет», можно продемонстрировать вид долины Нила, реку Нил, или при изучении истории первобытного общества наглядно показать каменные или бронзовые орудия труда древнейшего человека, а так же использовать различные схемы, отражающие устройство органов власти и т.п.
Очень важно использовать ИКТ также в качестве наглядности при изучении вопросов, касающихся культуры определенного периода. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях культуры, показать памятники архитектуры или картины авторов и т.п. Хотя, практика показывает, что наибольшую трудность при выполнении заданий ЕГЭ или олимпиадных заданий вызывают именно вопросы, касающиеся культуры. Кроме того, многие учебники истории содержат черно-белые иллюстрации, а это в свою очередь препятствует более полному и насыщенному восприятию материала. Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий за пределы села или района, а фонды крупных музеев нам недоступны, поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий. Это возможно благодаря, например, таким энциклопедиям: Кирилла и Мефодия, «Шедевры русской живописи», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Золотое кольцо России», «Википедия». Мы часто говорим о том, что историю делают люди, поэтому важно показать и выявить для учащихся роль личности в истории. Набор таких ЦОРов: «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» , «История государства Российского Н.М.Карамзина», «Династия Романовых. Три века российской истории», «От Кремля до Рейхстага» может сыграть ключевую роль в процессе включения учащихся в «живую историю». У учащихся появляется возможность не только зрительно увидеть портрет того или иного деятеля, полководца и т.д., но и получить краткую библиографическую справку, что так же способствует расширению кругозора учащихся. Важно не только показать тот или иной портрет или дать справку, но и привязать личность к конкретной эпохе или историческому событию. В решении этой проблемы важную роль играет использование таких ЦОРов как: «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» - «Биографии: Россия» для получения разнообразной информации при подготовке индивидуальных сообщений. Приготовленные детьми сообщения с использованием ЦОРов или Интернета можно использовать на разных этапах урока, в том числе как опережающие задания, а также как исследовательские и творческие проекты, которые призваны способствовать повышению мотивации к изучению истории. При изучении определенных разделов, тем, учащимся обратится к материалам соответствующих ЦОР, например, «Кирилл и Мефодий», чтобы подобрать дополнительные сведения о той или иной исторической личности, составить доклад, провести поиск, а это способствует организации самостоятельной работы учащихся.
4.Электронные исторические карты Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории. Недостаток оснащенности кабинетов истории картами возможно компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОРах. У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об изучаемом событие или эпохе, поскольку именно с этого учителя истории начинают изучение истории отдельных цивилизаций. Кроме того, в ЦОРах содержатся задания, предполагающие работу с контурными картами, которые я в основном применяю при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Практика показывает, что большой интерес учащихся вызывают интерактивные карты. Возможность увидеть то или иное сражение в движение, с соответствующими комментариями существенно повышают интерес учащихся к предмету. Каждый учитель истории знает, что работа с картой начинается со знакомства с памяткой по работе с картой, мы учим учащихся как правильно показывать границы государства или тот или иной район восстания, реку или город и т.п., поэтому при использовании карт на ЦОРах это нужно учитывать.
5.Презентации на уроках истории и обществознаниях
За время преподавания мною разработаны уроки с применением ИКТ по темам, а также отдельные мультимедийные презентации. Все презентации систематизированы по классам и разделам, темам. Например: история России, 6 класс, раздел «Древняя Русь»: темы - «Восточные славяне в древности», «Первые русские князья», «Борьба с западными завоевателями», «Ордынское нашествие на Русь»; обществознание, 11 класс, раздел «Экономическая сфера жизни общества»: темы - «Экономические системы», «Слагаемые успеха в бизнесе», «Труд, занятость, безработица». Применяются презентации, созданные обучающимися, что позволяет развивать их информационные и коммуникационные компетенции.
Презентации помогают и в подготовке к ЕГЭ в классе и по истории, и по обществознанию. В моем архиве имееются презентации, содержающие алгоритмы выполнения заданий части 2 по обществознанию, например для выполнения заданий № 28-36.
Презентации очень широко используются и в воспитательной работе: при проведении классных часов, политинформаций, при праздновании юбилейных дат, например - «20-летие принятия Конституции РФ», «70-летие Великой Отечественной войны».
6.Письменные источники по истории и обществозанию
К ним относятся в первую очередь источники по правоведению для проведения уроков обществознания. В отдельной папке на рабочем столе имеются скачанные следующие документы:
Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Всеобщая декларация прав человека и тд.
7.Подготовка к ЕГЭ
При подготовке к итоговой аттестации также эффективно необходимо использовать ИКТ. Для этого имеются самые различные скачанные из интернета справочники для подготовки к экзаменам, словари по истории и обществознанию. Также активно используютя сайты интернета для подготовки к экзаменам: например — сайты ФИПИ, Центр информационных технологий и тд. Имееются также самые различные тренажеры по истории и обществознанию для работы с различными тестовыми заданиями в формате ЕГЭ.
8.Ауди, видеоматериалы на уроках
Ауди и видеоматериалы позволяют сделать урок или внеклассное мероприятие более насыщенным и интересным. Для этого также на рабочем столе учителя имеется папки с собранными и систематизированными записями по классам и разделам курса истории. Например: очень оживляют уроки аудизаписи по Отечественной войне 1812г. - это рассказы о вступлении армии Наполеона в Россию, о Бородинском сражении 26 августа 1812г.; ауди и видеоматериалы по истории Великой Отечественной войны — это запись Ю.Левитана о начале войны, фрагменты военной хроники, фрагмент из художественного фильма «Освобождение» - «Штурм Берлина», парад Победы 24 июня 1941г.
9.Сетевой город — образование Ульяновской области
Введенный в этом году электронный журнал создает большие возможности для получения информации и для учащихся, и для их родителей. Он позволяет регулярно отслеживать успеваемость, посещаемость учащихся родителями. Также журнал позволяет при необходимости в случае отсутствия ученика получать через журнал информацию о пройденном материале и о полученных домашних заданиях.
10.Дистанционное обучение с помощью ИКТ
Сегодня в школах созданы широкие возможности для дистанционного обучения детей с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья). Для этого в школах и дома у детей с ОВЗ установлена необходимая техника для обучения с использованием скайп-технологий и создана дистанционная школа «Центр образования», где разработаны уроки истории и обществознания с 5-11 классы с широким использованием исторического текста, иллюстраций, исторических карт, ауди и видеоматериалов.
11.Методическая работа учителя с использованием ИКТ
Интернет и информационно-компьютерные технологии содержат большие возможности для методической работы учителя, для эффективной подготовки к урокам. Для этого можно использовать следующие сайты в интернете:
«1 сентября»
«ФИПИ»
«Сеть творческих учителей»
«Сообщество взаимопомощи учителей»
«Учительский портал»
«Образовательные ресурсы интернета»
«Методсовет»
«Педсовет»
Кроме того, в методической работе очень помогает существующий в нашей школе на сервере обменник файлов, который позволяет быстро обмениваться информацией с администрацией школы и коллегами.
Таким образом, интернет - это часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Я использую образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов. Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.
3.Этапы урока с использованием информационно-коммуникативной технологии.
ИКТ используются при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках истории. Чтобы урок с использованием ИТ прошел успешно, необходимо иметь и использовать соответствующее оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, большой экран;
учебные электронные издания, материалы из Интернета, либо собственные разработки уроков.
- Типы уроков с использованием ИКТ:
Комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа-презентации.
Урок-лекция по изучению нового материала, который предполагает в течение всего занятия использование ИТ в качестве иллюстративного материала.
Урок-семинар, когда учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИТ.
Защита проектных работ учащимися с использованием ИТ.
Урок обобщения, когда в течение всего занятия используются ИКТ (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы, материалы готовых CD-ROM, мультимедиа-презентации, разработанные, учителем, учащимися).
Компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока. Весь материал упорядочен по классам в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. Компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ГИА и ЕГЭ.
- Использование ИКТ на уроке при изучении, закреплении нового материала.
Появление различных образовательных ресурсов, посвященных истории, существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем, касающихся культуры. Только с помощью медиа- и компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам нетолько российской, но и мировой культуры, показать шедевры мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни.
Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать исторические события, великие битвы. Используя желание детей смотреть кинофильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвоен, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка.
Несомненно, следует обратить внимание и на некоторые сложности, возникающие в процессе применения компьютерных технологий. Если с нерабочим настроем детей перед просмотром мультимедийного ролика удается справиться ко второму-третьему уроку, то вскоре появляются проблемы иного рода. Они во многом связаны с тем, что интерактивные ресурсы созданы для усредненных школьников, но мы имеем дело с личностями. Кто-то из детей просто не успевает вникать в суть происходящего на экране, потому что вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Учитель корректирует фразы и подстраивается под ритм жизни, дыхания каждого класса, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп речи, диктор, же этого не делает. Именно поэтому, на мой взгляд, компьютер никогда не заменит живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение ученика. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Отдельного разговора заслуживает вопрос о качестве ресурса. Скорее всего, наилучшим является тот, который учитель делает для себя сам, ориентируясь на конкретных детей. Но не менее важно и то, как он будет «подан» детям.
Был опробован такой вариант использования интерактивного ресурса, подразумевающего звуковые ролики (“От Кремля до рейхстага”, “История России. XX век” и т. д.) Ресурс используется в процессе объяснения новой темы, причем, на доске заранее записываются вопросы, на которые дети должны ответить в результате просмотра ролика. Таким образом, ученики заранее настраиваются на работу, выделение главного, размышление. По мере просмотра может возникнуть необходимость записать что-то в тетради, поскольку зачастую пауз в ролике не делается, следует приостановить просмотр, а если это не возможно, наложением голоса учителя обратить внимание детей на тот или иной факт. Конечно, внимание детей будет несколько рассеяно, но вскоре, как видно из опыта, они привыкают слушать учителя и диктора одновременно. После просмотра ролика необходимо дать детям время подвести итоги, вновь обратиться к вопросам, заданным в начале объяснения новой темы, позволить им задать вопросы уточняющего характера и затем приступать к обсуждению. Естественно, следует варьировать качественные характеристики вопросов для старших и младших классов, добавляя по мере взросления детей аспекты проблемности.
Как показывает практика, использование медиа-ресурсов не только разнообразит уроки, но способствует более глубокому, заинтересованному включению детей в образовательный процесс.
При изложении нового материала, в частности при изучении различных войн и сражений, облегчает работу представление для детей анимационных карт (их можно создать самому учителю при помощи материалов электронного учебника или электронного издания). Также анимационные карты, как и флэш-ролики сейчас можно подобрать к уроку в сети Интернет.
На таких уроках целесообразно применить опережающее обучение, учащиеся готовят сообщения о героической обороне Брестской крепости, о подвиге героев - панфиловцев, о подвиге Гастело. При этом используются иллюстрации и мультимедийные презентации об обороне крепости, картина “ Защита Брестской крепости ”, плакат “ Родина - мать зовет ”.
На уроке “ Всё для фронта! Всё для Победы! ” используются грамзаписи: “ Седьмая симфония ” Шостаковича, стихотворение Твардовского «Жди меня», фотографии серии “ Монумент героическим защитникам Ленинграда ”, презентация “ Мамаев курган ”.
- Использование информационных технологий в процессе обобщения и контроля знаний
На уроках истории применяю также презентации с элементами контроля усвоения знаний – это такие задания, как тесты. Их же можно применить на уроках, посвященных культурным аспектам, где необходимо, например, из предложенных архитектурных сооружений выделить те, которые созданы в стиле классицизма; или найти общие черты в архитектуре Запада и Востока и т. д.
Я самостоятельно создаю тестовый материал, адаптированный к требованиям уровня знаний школьников и к применению в урочном процессе. Эти тестирующие материалы не исключают индивидуальную подготовку и дают возможности контроля. Сейчас накоплены интерактивные тесты, задания частично взяты из сборников по подготовке к ЕГЭ разных лет.
Компьютер позволяет осуществлять обратную связь. По ходу работы дети сами и учитель сразу могут видеть результат. Если не удавалось составить цепь правильно, доступа к следующему заданию нет. Тогда дети рассуждают, где они ошиблись, что сделали не так, т.е. мы наблюдаем формирование навыков самоконтроля и самооценки. Если ребенок испытывает серьезные затруднения, на помощь приходит учитель – осуществляется индивидуальный подход к ученику. Формируем навыки подлинно исследовательской деятельности.
Средства наглядного представления можно использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Очевидно, что с точки зрения педагогики лучшим является то пособие, которое изготовлено самими учащимися. Для этого необходимо обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Учащиеся самостоятельно готовят сообщения о политических деятелях, военачальниках, других исторических личностях. Также составляют презентации, посвященные различным темам. Я нахожу в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения.
Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания истории, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Существует острый дефицит методической поддержки уже созданных продуктов.
4. Результаты педагогического опыта при использовании ИКТ
С точки зрения использования ИКТ на уроке, их можно разделить на четыре группы:
Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.
Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.
Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.
Интегрированные уроки. Такой урок проводят учитель-предметник и учитель информатики.
При объяснении нового материала я использую графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с аудиторией расшифровываем обозначения, решаем кроссворды, сравниваем документы; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя.
Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Дети получают возможность занять место у машины, им предлагаются задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и так далее. Получается очень интересно, быстро, удобно. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.
С помощью CD – общества «Кирилл и Мефодий» проводятся аудио-и видео уроки, уроки виде обучающих игр
И, наконец, компьютер позволяет создавать свои образовательные ресурсы, программа Power Point позволяет создавать презентации, которые могут быть частью, основой урока или творческой работой учащихся.
Создаю презентации по истории, использую и готовые презентации по разным курсам и темам. Авторы этих работ – учителя-практики. Естественно, каждый учитель по-своему видит урок, поэтому в готовых версиях ему хочется что-то изменить. Готовая разработка легко модифицируется под конкретные варианты урока. Преподаватель может добавлять или пропускать слайды, наполнять их другим содержанием (заменять текст, рисунок, диаграмму), использовать традиционные приемы работы. Но использовать предлагаемый Интернет-сайтами материал без его адаптации к конкретному уроку, классу и учителю невозможно. Использование презентаций особенно эффективно на тех уроках, когда нужно объяснить большой по объему и разнообразный по содержанию материал, например, на уроках по истории культуры.
В процессе работы учителя с использованием ИКТ происходит:
-Создание информационной среды процесса обучения истории;
-выявление уровней развития самостоятельной деятельности обучаемых;
-отбор учебного материала для самостоятельной деятельности учащихся направленных на развитие у учащихся основных мыслительных операций, которые необходимы для обработки и оценки информации;
-разработка учебных занятий, где осуществляется познавательная самостоятельная деятельность трех типов:
Репродуктивная
Поисковая, которая нацелена на поиск новых знаний и различных источников информации.
Творческая, которая связана с применением приобретенных знаний и умений в нестандартных ситуациях.
- применение компьютерных технологий на различных этапах проведения урока;
- применение различных типов и видов самостоятельных работ на основе компьютерных технологий;
- изменение позиции учителя: из транслятора содержания обучения в организатора информационных коммуникаций и эксперта,
- поддержка учащихся в ходе самостоятельной деятельности;
- мониторинг учебных достижений.
Организация самостоятельной работы на уроках истории с применением ИКТ показывает, что:
1. Повысился познавательный интерес учащихся к истории: сократилось количество учеников, у которых ведущим мотивом учебной деятельности был мотив стабильности.
2. На основе обеспечения индивидуальных образовательных траекторий и дифференциации в содержании образования и его контролем вырос уровень освоения стандарта образования по истории.
3. Использование средств компьютерных технологий повлекло изменение методов обучения: увеличена доля исследовательских приемов: ученики отмечают личностные приобретения – «научился планировать свою работу», «нравится делать презентации, материал становится понятным для всех», «нравится руководить группой, потому что я должен знать несколько больше других».
4. Работа с разноплановой информацией по содержанию, форме подачи, источнику повлекло за собой изменение построения образовательного процесса на основе компетентностно-ориентированных технологий. Освоена технология развития критического мышления, проектный метод обучения.
5. Применение информационных технологий в преподавании истории на всех этапах урока, выполнение проектов по истории способствовали увеличению доли учеников, владеющих новыми информационными умениями.
6. Увеличилась доля учеников, способных к самостоятельной работе в обучении на уровнях продуктивной и творческой деятельности.
Использование информационно-коммуникативной технологии на уроке истории позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;
- изменяется, особенно у пяти - семиклассников, отношение к ПК, как к дорогой увлекательной игрушке. Ребята начинают его воспринимать в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности;
- появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя информатики и истории.
И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.
Заключение
Целесообразность использования информационных и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках истории в частности не вызывает сомнения. Инновационность данного метода на современном этапе заключается в иных подходах, чем это было ранее, к организации учебной и внеурочной деятельности учителя и учащихся.
Традиционные методы и приёмы обучения на уроках истории имеют свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества. Использование на уроках ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся
Использование компьютерной техники и информационных технологийзначительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности. В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
Библиографическая литература
* Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации:
Проблемы информатизации высшей школы. - М., 1998.
* Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.,1999
* Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Часть 4. Освоение модульной технологии обучения Методические материалы. – Ярославль, 2005
* Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Народное образование. Москва, 2005
* Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. .// Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46
Журнал "Обществознание в школе"
Журнал "Преподавание истории в школе"
http://history.ru/ Методика преподавания истории
http://it-n.ru/ Сеть творческих учителей
сайт ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений.