Инновационно-исследовательская работа " Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории в вечерней школе"
Инновационно-исследовательская работа " Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории в вечерней школе"
Патриотическое воспитание учащихся является одним из важнейших путей развития ценностной сферы личности. Такие качества личности, как гражданственность и патриотизм являются основными показателями сформированности личности.
«Патриотизм должен быть в каждом человеке настолько же естественным, как дышать, ходить», - считает Ольга Васильева, министр образования и науки РФ.-«Любая страна должна иметь героев, на которых воспитываются поколения. Вот почему мы должны напоминать себе и своим детям, что именно Россия сделала для мира, кем из своих соотечественников мы можем и должны гордиться».
Патриотическое воспитание учащихся является одним из важнейших путей развития ценностной сферы личности. Такие качества личности, как гражданственность и патриотизм являются основными показателями сформированности личности.
«Патриотизм должен быть в каждом человеке настолько же естественным, как дышать, ходить», - считает Ольга Васильева, министр образования и науки РФ.-«Любая страна должна иметь героев, на которых воспитываются поколения. Вот почему мы должны напоминать себе и своим детям, что именно Россия сделала для мира, кем из своих соотечественников мы можем и должны гордиться».
Патриотическое воспитание учащихся является одним из важнейших путей развития ценностной сферы личности. Такие качества личности, как гражданственность и патриотизм являются основными показателями сформированности личности.
«Патриотизм должен быть в каждом человеке настолько же естественным, как дышать, ходить», - считает Ольга Васильева, министр образования и науки РФ.-«Любая страна должна иметь героев, на которых воспитываются поколения. Вот почему мы должны напоминать себе и своим детям, что именно Россия сделала для мира, кем из своих соотечественников мы можем и должны гордиться».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационно-исследовательская работа " Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории в вечерней школе"»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) школа №4
Инновационно - исследовательская работа
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории в условиях вечерней школы.
Выступление
учителя истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ ОСШ №4
Владимировой Е.В.
Ульяновск, 2018
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории в условиях вечерней школы.
Патриотическое воспитание учащихся является одним из важнейших путей развития ценностной сферы личности. Такие качества личности, как гражданственность и патриотизм являются основными показателями сформированности личности.
«Патриотизм должен быть в каждом человеке настолько же естественным, как дышать, ходить», - считает Ольга Васильева, министр образования и науки РФ.-«Любая страна должна иметь героев, на которых воспитываются поколения. Вот почему мы должны напоминать себе и своим детям, что именно Россия сделала для мира, кем из своих соотечественников мы можем и должны гордиться».
Потенциал уроков истории и внеурочной работы по предмету в патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения большой.
Чтобы ученик вырос достойным сыном Отечества, мы должны научить его любить мать, отца, друзей, природу родного края, его прошлое и настоящее, великие и малые свершения своего народа. Любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок - научим его любить, значит, воспитаем гражданина, которому можно доверить страну.
Остановлюсь на некоторых аспектах работы учителя истории по патриотическому воспитанию.
Оговорюсь, что опыт работы в вечерней школе у меня небольшой –я работаю в МБОУ ОСШ № 4 второй год. В вечерней школе есть свои особенности, контингент учащихся специфический. Воспитание таких учащихся в духе патриотизма и духовности, любви к Родине, гуманного отношения к окружающим- задача более сложная, чем работа с детьми из благополучных семей. Безработица, пьянство, наркомания, никому не нужное в условиях сугубо денежных отношений подрастающее поколение, бытовое насилие- это проблемы, с которыми сталкиваются наши дети гораздо чаще, чем ребята , которые учатся в дневных школах.
Тем не менее, наш долг достучаться до каждого подростка, по мере сил вовлечь его в продуктивную деятельность, способствующую формированию полноценного гражданина общества.
Историческое наследие последнего столетия России, которое подробно рассматривается в 9 и 11-12 классах, богато самыми разнообразными событиями- трагическими катастрофами и в то же время великими достижениями. героическими подвигами. Многие события еще живы в памяти бабушек и дедушек учеников и их родителей. Именно поэтому, на мой взгляд, перед изучением любого раздела истории 20 века целесообразно ставить перед учащимися личностно значимую проблему.
Самый благодатный исторический материал для воспитания патриотизма -это изучение Великой Отечественной войны. Он имеет большой воспитательный эффект, когда учащиеся могут почувствовать личную причастность к событиям тех лет. В дневной школе у меня был опыт работы с детьми над исследовательским проектом «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи». Проект имел целью рассказать о военных событиях на примере конкретных человеческих судеб, увидеть антигуманную сущность войны через призму семейных ценностей. Реализуя задачи проекта, его участники на материалах семейных архивов (документов, фотографий, фронтовых писем и газет) подготовили доклады и презентации : «Боевой путь моего прадедушки», «Мои родные в годы Великой Отечественной войны», «Цена Победы для моей семьи» и т.д. Итоги работы были подведены на уроке «Шагнувшие в бессмертие». На уроке были представлены 8 проектов. Участие в проекте способствовало формированию бережного отношения к истории своей семьи и осмыслению судьбы родных и близких в контексте великой истории своей страны.
Уже три года учащиеся, учителя , родители ульяновских школ принимают участие в марше «Бессмертного полка». С каждым годом ветеранов войны становится все меньше, они уходят из жизни. Но почти в каждой семье есть кто-то, кто воевал. Чтобы их подвиг, их роль в Победе не были забыты, чтобы сохранились традиции и каждый из потомков ощущал свою связь с ними, и организовывается это уже теперь ежегодное шествие 9 мая. Люди приходят к организаторам с семейными фотографиями ветеранов, фотографии сканируются, если нужно, обрабатываются и печатаются в увеличенном формате. Делается штандарт, с которым их родственники, потомки идут в колонне Бессмертного полка. Возможность для человека, особенно молодого, пройти именно со своим ветераном, вызывает ощущение личной гордости, причастности к Победе, это замечательное чувство. Помимо естественной дани уважения подвигу наших ветеранов, подобное мероприятие имеет большое воспитательное значение для детей и молодежи. В процессе подготовки материалов взрослые разговаривают с молодежью о войне, вспоминают родственников-ветеранов. Личное участие побуждает молодых людей узнавать подробности жизни их славных предков. Прошедшая война и победа становится для них ближе.их личным делом, личной причастностью к празднику Победы.
В прошлом году накануне Дня Победы для школ Заволжского района проводилось мероприятие «Город героев». Учащиеся школ района, носящих имена героев Великой Отечественной войны и расположенных на улицах, названных в честь героев войны, подготовили рассказы, литературные композиции, театрализованные постановки об этих героях. Участвовали почти все школы Заволжья. Вечерняя школа не участвовала в районном мероприятии, но в своих стенах мы вполне можем проводить аналогичное, и проводим. Наши ученики знают, в честь кого названы улицы Заволжья, знают о подвигах А. Наганова, Д. Карбышева, В. Деева, Ф. Михайлова, В. Маргелова.
В кабинете истории есть хороший стенд по Великой Отечественной войне, в том числе и с материалом по улицам Заволжского района, названным в честь героев ВОВ.
И в заключение. Именно в школе ученик становится человеком не только семейным, но и общественным. Поэтому проблема воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма всегда имеет особую педагогическую значимость. Нужно воспитать наших учеников так, чтобы для них не существовало «этой страны», «этого народа», «этого города», а была «моя-наша страна», «мой –наш народ», «мой-наш город».