kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационно-исследовательская работа "использование современных технологий на уроках истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дается обзор современных технологий. которые могут использоваться на уроках истории в старших классах

Просмотр содержимого документа
«Инновационно-исследовательская работа "использование современных технологий на уроках истории"»

Современные технологии в преподавании истории, обществознания и права.

Педагогическая технология - это специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения. К числу современных образовательных технологий обычно относят:

-развивающее обучение

-проблемное обучение

-коллективную систему обучения

-исследовательские методы обучения

проектные методы обучения

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

-информационно-коммуникативные технологии

- технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Сегодня определён обязательный минимум содержания исторического и обществоведческого образования выпускников школы. Добиваться освоения этого минимума школьниками можно, только используя современные технологии и методики обучения. Правда, что считать современными образовательными технологиями - вопрос спорный. Из перечисленных технологий полностью современной можно назвать только ИКТ- просто потому, что еще 5-6 лет назад компьютеры только начали использоваться в образовательном процессе, ими оснащался, как правило, один кабинет информатики. Среди образовательных технологий, которыми овладевают сейчас педагоги, многое - хорошо забытое старое - это, в том числе, активные и интерактивные технологии, позволяющие взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога : проектные методы обучения, коллективная система обучения, обучение в сотрудничестве (в 20-е годы прошлого века в Советской России это называлось бригадным методом обучения). Деятельностный и компетентностный подходы к обучению, которые сейчас внедряются в школах и учреждениях профессионального образования, тоже практиковались еще в 20-е годы 20 века.

Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского(60-егг.), в работах знаменитых педагогов 80-х годов Шаталова и Амонашвили. Но, поскольку время вносит свои коррективы в, казалось бы, давно известные технологии, в частности, сегодня они все в той или иной степени сочетаются с активным использованием компьютеров, на этом основании будем считать данные технологии современными.

Систематическое использование компьютера на уроке приводит к целому ряду важных последствий:

резко возрастает уровень использования наглядности на уроке;

повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке;

устанавливаются межпредметные связи с основами информатики и вычислительной техники;

появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории;

преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня знаний учащихся;

изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками, далёкими от истории, особенно увлечёнными ПК; эти учащиеся начинают видеть в преподавателе «родственную душу»;

изменяется, особенно у учащихся среднего звена, отношение к ПК как дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.

Использование компьютера на уроке является сферой оптимизации труда учителя, способствует повышению интереса учащихся к предметам, расширяет возможности использования различных наглядных пособий, развивает навыки учащихся в работе с компьютером, даёт возможность разнообразить форму урока, возрастает возможность организовать проектную деятельность учащихся и т.д.

ИКТ способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предметов, индивидуализировать процесс обучаемости и развивать самостоятельную деятельность школьников.


В своем докладе мне хотелось бы остановиться на тех педагогических технологиях, в применении которых у меня имеется положительный опыт.

1)Технологии проблемного обучения

Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. Проблемное обучение включает такие этапы:

осознание общей проблемной ситуации;

ее анализ, формулировку конкретной проблемы;

решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);

проверку правильности решения.

«Единицей» учебного процесса является проблема —скрытое или явное противоречие, присущее вещам, явлениям материального и идеального мира. Разумеется, не всякий вопрос, на который ученик не знает ответа, создает подлинную проблемную ситуацию. Не считаются проблемами с психолого-дидактической точки зрения вопросы, ответ на которые можно получить из справочника, энциклопедии без какого-либо мыслительного процесса. Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций.

1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.

3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении.

1. Учитель сам ставит проблему и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).

2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).

4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).

В проблемном обучении главным является исследовательский метод — такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность.

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

Технологию проблемного обучения я использую в классах профильного обучения на семинарах, это форма урока помогает развиться творческим способностям учащихся. Полноценные семинары могут проводиться именно в старших классах, так как требуют довольно длительной подготовки учащихся, им надо познакомиться с рекомендованной литературой, интернет- источниками. Данная форма занятий готовит школьников к обучению в вузе. От учителя семинар тоже требует тщательной подготовки, ему самому необходимо знать источники, которые он рекомендует учащимся. Важна и сама формулировка названия семинара, так как желательно, чтобы уже само название подразумевало актуальность, дискуссионность, проблемность его содержания, давало возможность обучающемуся определить собственное отношение к данной проблеме, осмыслить ее самостоятельно и личностно. Так, в 10 классе на уроках истории мною проводились семинары: «Выбор веры князем Владимиром - а был ли выбор?», «Петровские реформы - оправдывает ли цель средства?», «Опричнина и ее оценка в трудах историков»; в 11 классе: «Вчерашние диссиденты- и снова в оппозиции?»

В заданиях ЕГЭ части С также присутствуют задачи проблемного содержания по праву, политологии, экономике. Написание эссе по обществознанию также происходит по алгоритму решения проблемной ситуации. В высказывании автора, как правило, лежит противоречие, которое ученик должен разрешить, используя свои знания обществоведческого курса, аргументы, доказывающие его точку зрения, примеры, иллюстрирующие его выводы.

2). Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

Суть метода – стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную и групповую. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми» - заканчиваться конкретным результатом, готовым к внедрению.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

  5. Выявление проблемы, предложение путей её решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

Выбор тематики проектов может быть различным. Тематика проектов может предлагаться как учителем, так и самими учащимися, ориентирующимися на собственные интересы. Тематика проектов может касаться каких-то теоретических вопросов академической программы, требующих углубления на данном этапе обучения. Результаты выполненных проектов должны быть материальны (презентации, видеофильм, различные виды публикаций, и т.д.).

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремлённость и настойчивость.

Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся. Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

Учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

Развивают у себя исследовательские умения;

Развивают системное мышление.

В последние годы увлечение проектной работой стало всеобщим. Причина этого кроется в тех возможностях, которые открывает проектная деятельность для развития общеучебных (надпредметных) умений и социализации учащихся.

Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории и обществознания предполагает использование широкой базы источников. Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельности формирований ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории и обществознания.

В качестве успешного опыта использования проектного метода в своей работе могу привести электронный кейс–проект «Героическая летопись Великой Отечественной войны». Будущие учителя истории на основе электронных учебных комплексов, разработанных преподавателями колледжа, в том числе, мною, (исторические документы, военная фотохроника, схемы, статистика, аудио и видеоматериалы, свидетельства очевидцев, художественная литература и др.), создавали собственные учебно-методические проекты в форме мультимедийных презентаций.

Работа над проектом способствовала решению следующих задач:

формированию активного гражданского сознания будущих педагогов на основе анализа событий истории Великой Отечественной войны;

развитию аналитических умений извлекать, систематизировать и оценивать информацию, делать выводы и обобщения на основе электронного учебного комплекса (ЭУК),

формированию информационно-коммуникационной компетентности студентов.

Электронный кейс-проект «Героическая летопись Великой Отечественной войны» представлен четырьмя разделами:

«Битва за Москву» (руководитель - Поспелова Л.А.);

«Сталинградская битва» (руководитель - Плахотнюк А.П.);

«Битва за Ленинград» (руководитель - Владимирова Е.В.);

«Битва за Кавказ и Крым» (руководитель - Ощепкова Е.С.).

Остановлюсь подробнее на проекте «Битва за Ленинград»

Целью проекта было оценить место и значение Ленинградской битвы в ходе II мировой войны, определить источники победы советских войск над фашистской Германией

Ребята должны были в ходе работы над проектом:

-выявить этапы Ленинградской битвы, охарактеризовать их содержание и определить причины победы советских войск и роль в разгроме фашистов в ходе II мировой войны.

-подготовить наглядный дидактический материал для стенда по истории Ленинградской битвы.

-создать электронную презентацию проекта «Ленинградская битва».

В «кейсе» студенты получили учебные материалы по теме: информационные исторические материалы, исторические документы, мемуары участников событий, комментарии историков, список интернет – ресурсов, ссылки на аудио, видео материалы, список художественной литературы.

Они получили задание в течение двух месяцев подготовить исследовательскую работу по теме, наглядные дидактические материалы, разработать сценарий 45-минутного выступления на уроке мужества с электронной презентацией проекта «Ленинградская битва». Мною регулярно проводились консультации для участников группы(6 человек)по подготовке проекта .

Каждая из названных исследовательских работ прошла процедуру публичной защиты на уроках мужества с приглашением студентов из других групп. Публичная защита расценивалась нами как проявление гражданского действия будущих педагогов, в результате которого формируется гражданский опыт. В течение всего учебного года студентами создавался альбом наглядных материалов по истории Великой Отечественной войны «Дорогами Победы», страницы которого еженедельно представлялись на стенде в фойе колледжа по следующим тематическим рубрикам:

знаменательные сражения Великой Отечественной войны;

от солдата до маршала (выдающиеся полководцы, герои-ульяновцы в боях за Родину).

На основе наглядных материалов альбома в колледже были разработаны тематические экскурсии и исторические беседы, представлявшиеся в учебных группах в рамках Дня науки. Материалы данного альбома используются в образовательном процессе, в том числе на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война».

Осваивая на учебных занятиях современные информационные технологии, работая в различных программных средах, студенты-информатики в рамках курса отечественной истории под моим руководством также успешно реализовали несколько творческих проектов, связанных с темой войны.

Это групповой проект «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…». Проект рассказывает о героях-ульяновцах, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны.

Творческий проект «Всё это памятно и свято» реализован в формате конкурса электронных открыток на тему Дня Победы.

Исследовательский проект «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи» (руководитель Поспелова Л.А.) имел целью рассказать о военных событиях на примере конкретных человеческих судеб, увидеть антигуманную сущность войны через призму семейных ценностей. Реализуя задачи проекта, его участники, на материалах семейных архивов (документов, фотографий, фронтовых писем и газет) подготовили замечательные электронные презентации:

«Боевой путь моего дедушки»,

«Мои родные в годы Великой Отечественной войны»,

«Цена Победы для моей семьи» и др.

27 апреля 2010 г. в рамках традиционного Дня науки в колледже состоялся урок-реквием «Шагнувшие в бессмертие». На уроке были представлены 17 лучших исследовательских проектов студентов и преподавателей (в том числе, моя работа). Участие в проекте способствовало формированию бережного отношения к истории своей семьи и осмыслению судьбы родных и близких в контексте великой истории своей страны.

В этом учебном году учащиеся 10-11 классов готовят следующие проекты по обществознанию и истории:

-«Анализ безработицы в Ульяновске и области»

-«Жизненные цели молодого поколения»(по материалам Интернета и СМИ)

-«Общая и правовая культура личности -есть ли связь?»

-«Проекты первой русской Конституции в программах декабристов»

3)Игровая технология

Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельной технологии;

-как элемент педагогической технологии;

-в качестве формы урока или его части;

во внеклассной работе.

Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, драматизированные отношения героев – на уроках истории. Технология всех деловых игр состоит из нескольких этапов.

1. Подготовительный. Включает разработку сценария — условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.

2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.

3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

4. Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Игровые технологии активно используются в школе в виде викторин, конкурсов, «Звездного часа», «Поля чудес», «Конкурса знатоков» и т.д.

Мною используются игра по обществознанию «Избирательная кампания», «Правовой лабиринт» (вопросы трудового права, условия труда несовершеннолетних, права людей, совмещающих работу с учебой), интеллектуальная игра «Знаешь ли ты Конституцию РФ?», деловая игра «Знай свои права» и др.

В заключение хочется подчеркнуть, что никакие новейшие технологии не смогут заменить на уроке учителя. Лишь учитель своим высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку. Никто не заменит учащимся учителя в качестве образца для подражания. Главной и ведущей фигурой на уроке остаётся учитель, а применение новых технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса и на более продвинутом этапе при правильном, разумном и творческом его применении может стать полезным и необходимым средством при обучении истории, обществознанию и праву в условиях современной школы.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Владимирова Елена Владимировна

Дата: 09.02.2019

Номер свидетельства: 499059

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства