Просмотр содержимого документа
«Ибрай Алтынсарин у истоков профессионального образования.»
ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН У ИСТОКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Нуртазина Аида Аяшевна
Бакалавр истории
Костанайскийгосударственный педагогический институт
Преподаватель истории
Костанайский строительно-технический колледж
г. Костанай
malenova.aida@mail.ru
Жаңашылдық Ыбырай Алтынсарин жасалады белгілеу типті оқу орындарының, мүлдем жаңа өлке және сол уақытта әбден бейімделген тұрмыс жағдайларына және қажеттілігіне қазақ. Ол былай деп жазды білімі бірі құралдарын прогресс мәдениет-қазақ халқының және барлық күш-жігерін жасады. Оның бастамасы бойынша құрылады желісі орыс-қазақ мектеп интернаттар: орталық училище интернаттар жұмыс істемеген бойынша оқу жоспарлары мен бағдарламалары уездік училищелердің.
Свой доклад я бы хотела начать со слов фразой: «Ибрай Алтынсарин вошел в историю общественной мысли и литературы Казахстана как замечательный педагог-просветитель, писатель, фольклорист и этнограф».
Современным школьникам, которые с первых шагов окружены заботой и вниманием, идут в благоустроенные здания и никогда не испытывали трудностей в нехватке учебников, материалов и приборов, естественно, вначале может показаться не такой уж трудной и великой работа — открытие школ и написание и издание учебников и пособий. Поэтому педагогам необходимо умело ввести своих слушателей в сложную историческую обстановку прошлого столетия, в которой приходилось работать Алтынсарину. Это позволит обучающимся бережнее, уважительнее относиться к их второму родному дому — школе и педагогам.
Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог-новатор, учёный-этнограф, поэт и прозаик, один из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка, создатель казахского алфавита на основе русской графики. И.Алтынсарин был пламенным борцом за прогрессивное развитие казахского народа. Он заложил основы общего и профессионального образования в крае, открыв начальные школы, ремесленные и женские училища.
Ибрагим Алтынсарин родился 20 октября (1 ноября) 1841 г. в племени кипчак Среднего жуза (в нын. Затобольском р-не Кустанайской обл.). Его отец Алтынсары погиб при нападении на его аул отряда Кенесары Касымова в 1844 г. Молодой Ибрагим воспитывался у своего деда Балгожи Джанбурчина – одного из крупнейших степных феодалов, умного и осторожного человека, пользовавшегося уважением у властей. В 1844 г. было принято решение царского правительства об открытии в Оренбурге при Пограничной комиссии специальной школы для обучения казахских детей, целью которой была подготовка писарей и переводчиков. Около трёх лет после окончания школы (с 1857 по 1859 г.г.) И.Алтынсарин работал писарем у своего деда Балгожи Джанбурчина, управляющего Узунским родом племени кипчаков, войскового старшины Оренбургской комиссии, а затем – с 1 августа 1859 г. в Оренбургском областном правлении в качестве младшего толмача (переводчика). Однако талантливый юноша считал целью своей жизни не погоню за карьерой и чинами, а просвещение родного народа.В 1860 г. областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (г.Тургай), в которой он назначался учителем русского языка[3,с.234].
Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе, при самом непосредственном участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Прежде всего, он решил открыть по одному центральному училищу во всех уездных городах области. С этой целью ездил по аулам Тургайской области, собирая среди населения средства, а затем открыл по одному двухклассному русско-казахскому училищу в Илецком, Николаевском, Тургайском и Иргизском уездах и укомплектовал их, заботился о создании библиотеки при каждой школе.
Алтынсарин вводит учебные предметы: география, черчение, история, арифметика, естествознание, закон божий, знакомит с грамматикой русского языка. Обучение велось по руководству И. Алтынсарина и К. Д. Ушинского.
Разработал, каким должно быть оборудование в школе: удобная мебель, складная классная доска, 2 или 4 низких круглых стола, сундук для хранения книг и письменных принадлежностей. Считал, что школа должна давать знания, обеспечивающие достижения целей (умственная, нравственная, совершенствования ребёнка). А учитель должен пользоваться методической литературой, педагогическими журналами, при школе должна быть библиотека с полным комплектом наглядных пособий. Упражнения это основа обучения устной и письменной речи [5,с .22].
Алтынсарин уделял большое внимание обучению девочек. Первая школа для девочек-казашек была открыта по его инициативе в 1887 году в Иргизе и была рассчитана на 20 мест. В последующие годы такие школы открываются и в других населенных пунктах. Алтынсарин положил начало профессиональному образованиюв казахской степи. Начав дело с открытия ремесленного училища имени Я.П.Яковлева в Тургае, затем он организовал первую женскую ремесленную школу, ремесленные классы при двухклассных училищах. Добивался организации в Костанае сельскохозяйственного училища и организовал поступление казахских детей в Красноуфимское промышленно-техническое училище. В 1883 году им было создано Тургайское Яковлевское ремесленное училище (со столярно-токарным, слесарно- кузнечным и портняжным отделениями). В том же году открывается Оренбургская (Орская) учительская семинария. И.Алтынсариным было открыто 12 русско-казахских училищ различных типов. Несомненным достоинством педагогической системы И.Алтынсарина была преемственность всех типов школ, обучение на родном и русском языках.
В годы своей учительской деятельности Алтынсарин неустанно следил за педагогическими новинками, за учебно-популярной литературой для народа, выписывал Iпублицистические и педагогические журналы. В личной библиотеке Алтынсарина Iимелись полные собрания сочинений русских классиков, лучшие педагогические труды того времени, а также в переводах сочинения иностранных авторов. И.Алтынсарин внес огромный вклад в становление и развитие образовательной системы Казахстана во второй половине 19 века. Наряду с открытием различных типов учебных заведений, большое внимание он уделял подготовке педагогических кадров, методической оснащенности учебного процесса, им были разработаны основополагающие принципы преподавания русского языка в казахской школе, в учебно-воспитательном процессе активно использовались передовые методы и средства нравственного, трудового, эстетического воспитания подрастающего поколения. Заслуга И.Алтынсарина заключается и в том, что им серьезно разрабатывались и проблемы содержания образования в различных типах учебных заведений. Учебные планы и программы школ Алтынсарина были несравненно шире и глубже учебных планов обычных начальных школ. Составленная им "Киргизская хрестоматия" является замечательным памятником с историко-культурной точки зрения и по педагогическому достоинству. При составлении хрестоматии он умело и с большим педагогическим мастерством отобрал всё лучшее из учебных книг того времени. В подборе материалов он руководствовался идеями народности, гуманизма, демократизма и любви к Родине [2,202].
Алтынсарин с большой энергией боролся за сближение и дружбу казахского и русского народов, посвятив этому благородному делу всю свою жизнь. Он стоял за приобщение Казахстана к экономическому и культурному развитию России. В 1879 г. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. Тургайская область в то время делилась на четыре уезда: Илецкий, Иргизский, Тургайский и Николаевский (Кустанай). Тургайская область охватывала всю территорию нынешней Кустанайской, большую часть нынешних Тургайской, Актюбинской областей КазССР и Оренбургской области РСФСР. Алтынсарин непосредственно руководил делом народного образования и в г. Троицке, входившем в то время в состав Оренбургской губернии. Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Он ввёл преподавание казахского языка в этих школах, боролся равно и против насильственной русификации и проникновения в них влияния реакционного мусульманского духовенства. Состоя инспектором школ области, Алтынсарин непосредственно подчинялся Тургайскому областному правлению, отчитывался перед ним, а также перед Оренбургским учебным округом. Вступив в должность инспектора школ Тургайской области, И.Алтынсарин сразу же приступил к открытию новых школ. Прежде всего, он решил открыть по одному центральному училищу во всех уездных городах области. Собрав у местного населения средства, он построил школьное здание, выписал учебные пособия.8 января 1864 г. состоялось торжественное открытие школы, на которое собралось много народа. При школе был создан интернат, в котором жили 16 учеников, содержавшихся на полном пансионе за счёт средств населения. Много сил и энергии Алтынсарин тратил и на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, придавая исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития Казахстана. Ему удалось открыть ремесленное училище в г.Тургае, содержавшееся исключительно на средства, собираемые у местных жителей [4,с .65].
С именем И.Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. В г.Иргизе он открыл специальную школу для казахских девочек с интернатом. Поистине это было большим событием в жизни казахского народа. Алтынсарин от души был рад успеху этого выдающегося начинания. Он просил у царской администрации разрешения открыть женские училища во всех уездах Тургайской области. Лишь спустя два года после подачи им прошения об этом было получено разрешение открыть женские училища с интернатами в г.Тургае в 1891 г., в г.Кустанае – в 1893 г., в поселке Карабутаке – в 1895 г. и в г.Актюбе – в 1896 г.В этих пяти женских училищах, открытых в соответствии с ходатайством И.Алтынсарина, к 1896 г. обучалось 211 девушек, из которых казашек 70, девушек русских поселян 141. Однако Алтынсарин считал, что дело народного образования не может ограничиться только открытием указанных выше типов школ, ибо эти школы являлись лишь первым шагом в деле просвещения народа. И.Алтынсарин стремился расширить сеть народного образования и в этих целях составил специальную записку об открытии начальных школ в каждой волости. Причём эти школы, по его мнению, должны были соответствовать образу жизни казахов, т.е. быть передвижными школами: летом кочевать вместе с казахскими аулами по джайляу, а в зимнее время – находиться при зимовках. По мнению Алтынсарина, лишь путём открытия волостных начальных школ можно было заложить основу всеобщего образования казахов.Много труда вложил И.Алтынсарин в дело подготовки учителей для начальных народных школ в крае, прежде всего из казахов. По его инициативе была открыта учительская школа в г.Троицке, немного позже переведённая в г.Оренбург.[6]
В педагогической деятельности Ибрагима Алтынсарина важное место занимают вопросы воспитания и обучения детей. Он придавал огромное значение роли учителя как главного двигателя всего учебного и воспитательного процесса в школах. Он считал, что учителя должны любить своих учеников и быть любимы своими учениками и их родителями. И тогда можно будет достигнуть целей, стоящих перед воспитанием и образованием.Алтынсарин проявлял отеческую заботу об учителях, давал им дружеские советы по всем вопросам, включая вопросы личной жизни, и в то же время предъявлял к ним строгие требования в деле обучения и воспитания учащихся.Таким образом, при жизни Ибрагиму Алтынсарину удалось открыть четыре двухклассных центральных русско-киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. Он собирал также «пожертвования» с населения для содержания детей, обучающихся в гимназиях, университетах, в Красноуфимском реальном училище. Ибрагим Алтынсарин скончался 17 июля 1889 г. (по старому стилю) в 11 часов утра в возрасте 48 лет без трёх месяцев и трёх дней от роду и был похоронен по казахскому обычаю при огромном стечении народа недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца. Перед смертью Алтынсарину было присвоено звание статского советника, что по тем временам соответствовало генерал-майору от инфантерии [1].
Литература:
bibliotekar.kz- Казахская электронная библиотека.
Казахи. Девятитомный справочник. Исторические личности, Том 2, с. 381-383
Назарова О.,Литвиненко В. Н19 Казахская литература: Учебник-хрестоматия. Часть I. 2-0ое издание. – Астана: Фолиант, 2010.-632с.
Н.Смирнова, Ш.Сатпаева, Х.Адибаев. Казахская литература. Учебник для 9-10 классов русских школ Казахстана. Издание 1-ое. Издательство «Мектеп». Алма-Ата – 1976 г. с.206.
Ситдыков, А.С. Педагогические идеи и просветительская деятельность И. Алтынсарина. – Алма-Ата: Мектеп, 1968. – 148с.