Просмотр содержимого документа
««и никуда не деться нам от отеческих могил…»»
Тюлембаев Алибек Каженович,
Лицей при КазГАСА, Алматы
учитель истории, магистр истории.
«И НИКУДА НЕ ДЕТЬСЯ НАМ ОТ ОТЕЧЕСКИХ МОГИЛ…»
Эпиграфом наиболее полно подходят простые, но глубокие по смыслу строки Пушкина.
Каждый город имеет неповторимую историю и своеобразную судьбу
И есть такая особенность и у нашей столицы Астаны. И связана она с её именем.
Впервые топоним Акмола прозвучал 18 июня 1830 года, когда был составлен документ, скрепленный подписями аксакалов. И во всех бумагах царской администрации местечко фигурировало как Акмола или Акмолинск.
Первоначальное название в поверхностном переводе звучало как "белая могила". Но издревле вкладывали в него другой смысл: "святое место" или "дух предков". Акмола следует переводить как "святое место, где похоронены наши предки", что может являться синонимом слова "Родина".
С течением времени, с освоением целины вопрос с названием столицы края встал в полный рост…
«С ЭТОЙ МОГИЛОЙ НАДО КОНЧАТЬ…»
Так взъярился Никита Сергеевич, когда ему дословно перевели название, как "белая могила". И 20 марта 1961 Акмолинск стал Целиноградом – столицей Целинного края…
С обретением независимости городу было возвращено исконное имя, но не избавило от мрачных ассоциаций.
Президент поставил точку, опираясь на заключение ономастической комиссии, интерпретировал его как “Белую святыню».
Вопрос решили путем очередного переименования в г. Астану, в переводе с казахского – Столица.
Но и с новым именем не всё однозначно. Чтобы пояснить неоднозначность приведём некоторые факты:
У Рычкова:
въ прошломъ 1750 году посыланной въ Киргисъ-Кайсацкую орду Ригельманъ будучи въ той ордЬ нашелъ и срисовалъ немалыя каменныя строенія, на подобіе пирамидъ здЬланныя, которыя у Киргисцов называются Астаны, яко бы тутъ погребены были знатные люди. Онижъ обЪявляли Ригельману, что въ старину и город бывалъ. При оныхъ Астанахъ знатные Киргисцы имЬютъ свои кладбища, молятся за умерших.
По мнению ираниста Абдулло, термин «астана» идентичен «акмоле» (белый, т. е. чистый, священный мавзолей).
У сибирских татар - АСТАНА, священное место, понимается могилы святых или строение на могиле.
Термин «Астана» с персидского asitana, astan — порог, царский двор, могилы пророков, святых людей.
Культ Астаны проник вследствие иранского и исламского влияния. Вопрос – причём тут сибирские татары и Казахстан?
Но в 1721 г. Мессершмидту рассказывали: «...большинство живущих на Чулыме и Кие татар происходят от Кучум-хана и что они в древности были одинаковым с казахской ордой народом...»
Аристов отмечает: «...сибирские же татары, главным образом... потомки прибывших в XV и XVI веках на Тобол и Иртыш с ногайскими и киргиз-казачьими князья желавшими властвовать над местными остякамй вогулами...»
В 1597г. когда из Москвы хану Кучуму отправлена грамота, где говорилось: «...которые ногайские улусы, Тайбугин юрт, которые кочевали с тобою, от тебя отстали, на которых людей была тебе большая надежда..., а иные пошли в Бухары и в Ногаи и в Казацкую Орду...»
Т.е. в Сибирское ханство входила Западная Сибирь, Южный Урал, земли Северного Казахстана. Ханство населяли рода Среднего жуза, перешедшие в Казахское ханство, после падения Кучума.
Недавно в сводках информагентств прошла информация, что в СУАР есть древнее тюркское кладбище под названием «Астана».
Вот и возникает вполне целесообразный вопрос: «Под каким значением из всех исторических вариантов воспринимать название столицы Казахстана»?
Но как-бы то ни было у Казахстана впереди - воистину великий путь, и нам надо быть достойными этого будущего…