kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В современных условиях развития информационного общества, роста различных видов информационных потоков, современные школьники не всегда могут противостоять разрушающим последствиям негативной информации, поступающей извне, поэтому, сегодня как никогда важно, учителю формировать и воспитывать у обучающихся чувство патриотизма и твердую гражданскую позицию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и обществознания»

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на уроках

истории и обществознания.


Преподаватель истории и обществознания

Тихонова Валентина Ивановна

МАОУ «СШ «Земля родная» г. Новый Уренгой, ЯНАО.


В современных условиях развития информационного общества, роста различных видов информационных потоков, современные школьники не всегда могут противостоять разрушающим последствиям негативной информации, поступающей извне, поэтому, сегодня как никогда важно, учителю формировать и воспитывать у обучающихся чувство патриотизма и твердую гражданскую позицию.

Воспитание гражданина всегда было основной задачей государства и школы, но сегодня еще - это является острой и актуальной проблемой. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах выделяются основные образовательные парадигмы: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества".

Пройдя многовековой и сложный путь исторического развития, Россия получила неоценимый опыт формирования гражданского общества и установления демократических основ жизни народа.

В начале XXI века Россия активно включается в мировое сообщество, хотя этот процесс далеко неоднозначный. С одной стороны происходит экономический, политический, социальный, культурный, образовательный обмен. С другой стороны, нарастают негативные явления: агрессивность, бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих мировых процессов наблюдается рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры подростков и молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь.

Все больше мы сталкиваемся с тем, что люди меньше ценят нравственность, семейные традиции, общество, в котором живут, государство и законы, ярче наблюдается градация и разобщенность социальных групп населения. Потеряются нравственные идеалы, на которых воспитывались прежние поколения. К сожалению, мы видим, что все больше на молодежь влияют средства массовой информации и Интернет, которые не особо способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные социологи, психологи говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в который попало большинство современной молодежи.

Уже сегодня, для нас всех, важно остановить распространение растущего равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессии, неуважительного отношения к своей стране. Следовательно, для родителей, учителей и всего социума как никогда важно найти путь к душе, сердцу, уму подростков и молодежи, для воспитания и формирования осознанной личности.

Если опираться в данном вопросе на опыт известных педагогов нашей Родины таких, как Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович, Константин Дмитриевич Ушинский Сухомлинский, то они считали самым важным и значимым в воспитании личности гражданина такие качества, как образованность, общественная и политическая активность, умелое и активное участие в государственном управлении и общественной жизни, основанной на любви к Родине. Эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека.

Используя предыдущий педагогический опыт, образуется формула гражданско-патриотического воспитания, где что гражданин - это человек, обладающий качествами и чувствами высшего порядка, несущий в себе единство духовности, гражданской ответственности, социальной активности, сознание своей неразделенности, неразрывности с Отечеством, готовый жертвовать жизнью ради своей Родины.

Поэтому, решение проблемы воспитания гражданственности и патриотизма является основополагающей для укрепления государства и дальнейшего развития общества.

Если рассматривать практическую значимость гражданско-патриотического воспитания обучающихся, воспитание гражданин России, их духовно-нравственное развитие является ключевым фактором дальнейшего развития страны, обеспечения духовного единства народа, политической и экономической стабильности. Невозможно создать правовое государство и гражданское общество, современную инновационную экономику, игнорируя человека, развитие его внутреннего мира.

Государство придает колоссальное значению воспитания гражданственности и патриотизма, так в Национальной доктрине образования Российской Федерации указано: "Цели воспитания и образования - историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов".

В статье 2 Закона РФ "Об образовании" среди приоритетов отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование самого общества.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулированы теоретические основы патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2011г. подчеркнуто, что наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь подростка».

Так гражданско-патриотическое воспитание предполагает воспитание:

  • чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

  •  уважительного отношения к языку своего народа;

  • заботы об интересах Родины;

  •  осознания долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

  •   проявления гражданских чувств и сохранения верности Родине;

  •    гордости за социальные и  культурные достижения своей страны;

  •   гордости за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

  •    уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

  •   ответственности за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

  •   гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.


Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания в школе определяет возможность использования с этой целью:

- уроков истории и обществознания, работы школьного музея;

- памятных дат и знаменательных событий российской истории как фактора возрождения гражданской позиции и патриотизма;

Воспитание в школе гражданственности и патриотизма может быть эффективным в определенных условиях:

- ориентации учителя и учеников при изучении истории и обществознания на отечественные ценности - любовь к Родине, уважение к своему народу, обществу, верность своей стране, гордость за свое Отечество, малую родину, за героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство, патриотизм, активная гражданская позиция;

- опора в изучении на ценностные установки такие как: государственная символика, права человека и гражданина, примеры служения Родине выдающихся людей, памятные даты и знаменательные события отечественной истории и истории родного края;

- активного вовлечения обучающихся во внеурочные формы деятельности, предлагаемые центрами дополнительно образования;

- вовлечения школьников в исследовательскую и поисковую деятельность.

         Без исторической памяти, без традиций и культуры  нет личности современного человека. Историческая память формирует духовную целостность мировоззрения подростков, молодежи и это значимо.

Следует отметить, что сама история одновременно и светлая, прекрасная, жестка наука. Она показывает многообразие жизни в различных ракурсах – величии и крахе, замечательных делах, удивительных изобретениях, прекрасных движениях человеческих душ и низких страстях, зависти злобе, предательстве; в поддержке друг друга, во взаимопомощи и взаимовыручке, в насилии над личностью человека и целыми народами.

На уроках истории особое значение приобретает воспитательный аспект, учителю необходимо сделать так, чтобы впечатления от событий прошлого вошли в духовный мир обучающихся. Ребята, просто обязаны на уроках истории учиться уважать достижения предшествующих поколений, преодолевать отстраненность и равнодушие  к изучаемым проблемам.

И сегодняшние подростки нуждаются в идеале, стремлении подражать чему-то чистому, светлому и героическому. Так, пример деятельности исторических личностей  иллюстрирует патриотизм и гражданскую ответственность за судьбу страны и народа. Поэтому при отборе исторического содержания необходимо уделять внимание историческим личностям. Предлагая  школьникам задания исследовательского уровня по подготовке сообщения, доклада, реферата по темам отечественной истории, будет правильным сосредоточить их внимание на  том, чтобы они мыслили самостоятельно, отказавшись от распространенных клише в оценке деятельности исторических личностей, высказывали свою точку зрения. Самостоятельная оценка патриотизма в деятельности Владимира Красно Солнышко, Княгини Ольги, князя Святослава, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III, Петра I, Александра II, будет иметь колоссальный воспитательный и образовательный эффект.

Особую роль в школе на уроках  истории играет процесс формирования исторической терпимости  к культурным особенностям нашей Родины. Чувство уважения к культуре различных народов, изучение национальных традиций, попытка понять мировоззрение другого народа становится залогом к пониманию исторического пути Отечества, залогом формирования чувства патриотизма и любви к Земле Русской.

Учитывая то, что в классе часто учатся представители разных народов важно не допустить скатывания на позиции национализма. Патриотизм и уважение к историческому прошлому своего народа должно лишь подчеркивать место нашей страны в общемировом пространстве.

Именно история показывает, как можно развивать чувство гордости за свою страну на примере конкретного отношения к малым и большим победам страны в разных сферах жизни.  

Уроки истории всегда способствовали воспитанию гражданственности, патриотизма, формируя чувство любви к Родине.

Для лучшего осмысления школьниками исторических событий, для лучшего понимания ценности единства народа, его патриотизма и гражданского долга используется:

- проблемно-диалогическая технология ведения урока, позволяющая удовлетворить потребность ученика быть услышанным на уроке, дающая возможность сосредоточить мышление в нужном направлении, возможность включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, сопереживать происходящее;

- уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах;

- урок защиты реферата;

- уроки подготовки и заслушивания сообщений о личностях: героях, полководцах, правителях, общественных деятелях;

При изучении тем, связанных с героическим прошлым важно уделять подбору материала, который вызывал бы отклик в умах и сердцах детей, заставлял бы их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей.

Итак, следует отметить, что уроки истории нацелены помочь обучающимся пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом, усвоить идеи любви к Родине, идеи патриотизма, которые раскрываются перед умом и сердцем ученика в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в детях чувства сопереживания.

Следует отметить, что на сегодняшний день, преподавание истории в школе сталкивается с немалыми трудностями:

- труднодоступность языка изложения учебного материала для обучающихся в старших классах;

- слабая иллюстрированность учебников истории;

- чрезмерная объемность параграфов;

- отсутствие яркого фактического материала;

- малое количество учебных часов на изучение важных учебных тем.


Рассуждая на данную тему и приходя к заключению, следует отметить, что гражданско-патриотическое воспитание может достичь определенных положительных результатов при соблюдении ряда условий:

- содержание урочной и внеурочной деятельности должны находиться во взаимосвязи и способствовать становлению активной жизненной позиции обучающихся;

- гражданское самосознание и чувство патриотизма школьников формируется на основе изучения истории своего народа, истории родного края, освоения богатого духовного опыта предшествующих поколений, особенно в моменты тяжелых для страны испытаний, на основе знания законов и документов о правах и обязанностях граждан, на уважении к законам государства и правам другого человека, на основе понимания значения государственной символики;

- на уроке истории и обществознания приоритет отдается диалоговым (интерактивным) формам и методам гражданского воспитания (дискуссии, обсуждения проблемных ситуаций, работа в группах или парах), формирующим самосознание ребенка, гражданина, его позицию;

- знания и навыки подкрепляются внеурочной деятельностью, которая позволяет обучающимся проявить свои гражданские, духовно-нравственные качества и получить социальный опыт через участие в реальных общественно-полезных делах.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и обществознания

Автор: Тихонова Валентина Ивановна

Дата: 09.01.2020

Номер свидетельства: 534906


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства