Гражданско-патриотическое воспитание студентов учреждений среднего профессионального образования.
Гражданско-патриотическое воспитание студентов учреждений среднего профессионального образования.
Одним из главных направлений деятельности образовательного учреждения является патриотическое воспитание студентов, главной составляющей которого есть и будут привитие каждому гражданину высокого чувства гордости за свою Родину, воспитание таких черт характера как человеколюбие, уважительное отношение друг к другу, высокая самоотдача в достижении достойного жизненного уровня, личная ответственность за судьбу всех поколений нашего общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание студентов учреждений среднего профессионального образования. »
Развитие гражданственности и патриотизма молодёжи в современной России является важнейшим фактором обеспечения безопасности и стабильного развития нашей страны.[1]
Гражданско-патриотическое воспитание признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств. Патриотизм - важнейшее духовное достояние личности и государства. Патриотизм – прочный фундамент. Патриотизм - « моральное основание для страны, уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».
Одним из главных направлений деятельности образовательного учреждения является патриотическое воспитание студентов, главной составляющей которого есть и будут привитие каждому гражданину высокого чувства гордости за свою Родину, воспитание таких черт характера как человеколюбие, уважительное отношение друг к другу, высокая самоотдача в достижении достойного жизненного уровня, личная ответственность за судьбу всех поколений нашего общества.
Содержание процесса патриотического воспитания составляет деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерному и целенаправленному воздействию на духовное и физическое развитие личности в целях формирования преданности и стремления служить Отечеству, подготовке к общественной жизни и производительному труду.
В последние годы ценностные ориентации населения, а в особенности молодежи, претерпели большие изменения, что является результатом кризиса ценностей в российском обществе. На этом фоне особенно беспокоящим становится широкое распространение среди молодёжи комплекса гражданской неполноценности. [2]
Молодежь плохо ориентируется в понятиях патриотизма и гражданственности (48% опрошенных студентов затруднились с формулировкой понятий) , около 60% подростков в возрасте 15-17 лет имеют низкий уровень знаний истории родного края, 35% опрошенных подростков хотели бы родиться не в России, а в другой стране, 38% - не считают политическое участие, по достижении 18-и лет, своей гражданской обязанностью.[4]
В результате у молодежи в огромном дефиците оказались те качества личности, которые воздействуют на сохранение связей во всех типах общностей, начиная с семьи и заканчивая государством. Среди этих качеств - гражданственность, долг, патриотизм.
Тем не менее, большинство (72%) испытывают оптимизм и веру в то, что в обозримом будущем для них возможны изменения к лучшему (связано с профессиональной самореализацией) , многие молодые люди видят себя в качестве граждан новой России, сохраняют патриотическое отношение к культуре страны.
Гражданско-патриотическое воспитание – проектируемый и организуемый образовательным учреждением процесс систематической и целенаправленной деятельности по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Воспитание гражданственности предполагает формирование политической культуры участия. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.
В учреждениях среднего профессионального образования накоплен большой опыт патриотического и гражданского воспитания студентов. В этой работе активно принимают участие ветеранские и общественные организации, органы культуры, реализуются совместные проекты с отделом молодежной политики администрации г. Кемерово по включению студентов в процесс решения городских проблем, созданию условий для выявления их студентами и приобретения навыков их решения. Реализуется «Программа патриотического воспитания студентов», регулярно проводятся мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы в Великой Отечественной Войне. Стали традиционными празднования дней воинской славы, митинги в память о погибших в годы ВОВ. В учебных заведениях проходят уроки мужества, уроки Города, встречи с ветеранами труда, проводятся спортивные соревнования, спартакиады, в библиотеке колледжа постоянно экспонируются выставки патриотической тематики.
Тем не менее, этого не достаточно. Необходимо создать эффективную систему патриотического воспитания, которая объединит усилия учреждений СПО, муниципальных органов и социальных институтов, учреждений образования, науки и культуры, средств массовой информации, общественных организаций для целенаправленного воздействия на студенческую молодёжь в целях формирования и развития социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить основные направления и создать систему патриотического воспитания;
Разработать план мероприятий по каждому направлению;
Создать организационно-методическую и нормативно-правовую документацию гражданско-патриотического воспитания;
Развивать активные формы общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического, гражданского сознания студентов;
Углубить изучение культурного и исторического наследия Кузбасса;
Пропагандировать исторические ценности России, способствовать развитию чувства гордости за свой регион и страну в целом, воспитанию личности гражданина;
Проводить организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России;
Разработать механизм взаимного информационного обмена с социальными партнерами по определению возможностей совместной деятельности;
Создать условия для развития системы объединений, клубов, организаций, в деятельности которых есть гражданское, духовно-нравственное, патриотическое направление.
Список литературы:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2011-2015 годы»
2. Деменчук М. Н. Социальное партнёрство в формировании системы непрерывного образования на базе муниципального образования / М. Н. Деменчук // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 5. – 60 с.
3. Историческое образование в современной школе. Альманах № 4: Воспитание историей /Глав. редактор Е.Е. Вяземский. – М.: Русское слово, 2004.
4. Фадеев С. А. Социальное партнёрство колледжа с работодателями как условие повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов / С. А. Фадеев // Среднее профессиональное образование. – 2009.-№5–54с.
5. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации: Инструктивное письмо Министерства образования РФ № 13-51-08/ 13 от 15.01. 2003 //журнал "Преподавание истории и обществознания в школе". 2003. № 6.