Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание с применением элементов музейной педагогики на уроках истории»
Гражданско-патриотическое воспитание с применением элементов музейной педагогики на уроках истории
История – это отражение души народа, его кладовая. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому на своих уроках стараюсь сделать так, чтобы впечатления прошлого входили в духовный мир учеников. Они обучаются уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Мне хочется , чтобы мои ученики не выросли “Иванами, не помнящими родства”, любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, родной город. Однако критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В каждой «истории» было немало плохого, да и многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить, по сей день за разные периоды хранятся на пыльных полках архивов ,засекреченные документы. Я не спорю с политиками, а предоставляю возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти ответ на вопрос в источниках, документальных фактах, привожу примеры разных точек зрения. Выводы ученики делают сами, я лишь являюсь курсором, дающим направление им.Ведь большая опасность кроется в субъективной позиции учителя. Но эта проблема будет актуальной до тех пор, пока уроки ведут живые люди, а не машины. Зато и бездушными такие уроки не назовешь.
Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Как бы странно не было, но на протяжении предшествующего века история находилась в забвении. У миллионов наших сограждан представление о российской истории основывалось подчас на мифах ,точнее на том что позволяло знать наше правительство. Кто знает, может, падение России были бы менее болезненны, если б мы лучше знали свою историю? “Историк – это пророк, обращенный назад”, – писал Фр. Шлегель.
Известно, нет пророка в родном отечестве. Но сегодня России очень важно услышать именно этих пророков, ибо знание истории предохраняет от новых ошибок. В данное время нам необходимо вспомнить историю через рассмотрения роли личности. Вот я и пытаюсь на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. Каждый день, от урока к уроку мы вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, и каждый для себя находит причину для любви к Родине. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы и государственная идеология исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Мы остались как бы на расколе, отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. “Знать – значит уметь действовать”, – утверждал Г.Спенсер. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения.
Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие.
Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. В.О. Ключевский справедливо жалел “то поколение, у которого нет никаких идеалов”. Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Для меня однозначно одно – прежде всего это должен быть гражданин. Поэтому в свои уроки включаю элементы краеведения, и считаю, что только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом и гражданином своей страны.
В воспитании патриотизма мои уроки играют большую роль. Входя в музей, беседуя с ветеранами или старожилами нашего города, беря в руки старые фотографии лица ребят становятся другими в этих лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление от только что открытого.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях СОШ заключается в следующем:
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:
учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
вызывать уважение к другим культурам;
развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
И конечно рассмотрение истории не только на словах становится увлекательным для всех возрастов. Я стремлюсь все больше использовать в своей работе музейную практику.
В нашем городе чудесный краеведческий музей-заповедник имени Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве, который позволяет и помогает в проведении уроков среди всех классов при изучении истории.
Для 5-ых классов, изучая «Древний мир» актуален отдел археологии, который лишь подтверждает слова учителя о зарождении и развитии мира. Оказывается не менее интересным и отдел этнографии в изучении истории последующими классами. История - всеобъемлющая наука, позволяющая даже в маленькой бусинке или монете увидеть историю целого поколения.
Не остается чуждым и Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, он открывает и дает понятие духовному составляющему разных эпох.
Практическая краеведческая работа в нашем школьном коллективе получила огромный импульс за последнее время в связи с развитием в нашей школе историко-краеведческого музея, музея И.Д.Сургучева. На его базе стало возможным проведение уроков с использованием элементов музейной педагогики.
Дети готовят сообщения, анализируют события, которые происходили в истории страны и получили отражение в истории города Ставрополя.
Наблюдения, чтение педагогической литературы, размышление, вся моя педагогическая практика подвели меня к тому, что только сотрудничество учителя и ученика смогут помочь воспитать гармонически всесторонне развитую личность, человека с высоким гражданским долгом и патриотическими чувствами, переживаниями за будущее своей Родины и в этом непременно стала активным помощником музейная педагогика.
ЛИТЕРАТУРА
1.Гнедовский М.Б. Музей и образование: материалы для обсуждения //