Формирование социокультурных компетенций обучающихся на уроках истории и обществознания
Формирование социокультурных компетенций обучающихся на уроках истории и обществознания
Изучение истории и обществознания в современной школе основной своей целью ставит не столько усвоение определенных знаний, сколько развитие основных ключевых компетенций обучающегося: способность понимать причины и логику развития исторических процессов, осмысленно воспринимать все разнообразие мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире, готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентаций и социального положения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование социокультурных компетенций обучающихся на уроках истории и обществознания»
Завьялова Е. В.
учитель истории и обществознания МОУ СШ №9
Методическая тема:
«Формирование социокультурных компетенций
обучающихся на уроках
истории и обществознания»
Современный социальный запрос ориентирует образовательные учреждения, в том числе школу, на подготовку выпускника с новым мышлением, выпускника, умеющего самостоятельно ставить цели, находить пути решения, планировать свою деятельность.
Изучение истории и обществознания в современной школе основной своей целью ставит не столько усвоение определенных знаний, сколько развитие основных ключевых компетенций обучающегося: способность понимать причины и логику развития исторических процессов, осмысленно воспринимать все разнообразие мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире, готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентаций и социального положения.
Учитель истории должен подготовить обучащихся к необходимости владеть большим объемом исторической информации, знать досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать исторические документы, выстроить историческую вертикаль, сформулировать свое суждение о важнейших исторических событиях, знать историографию вопроса.
Несомненным плюсом является то, что внедрение компетентностного подхода в отечественную систему образования позволит в значительной мере реализовать личностно- ориентированный, деятельностный и практико-ориентированный подходы в образовательном процессе
В этом основную роль играет применение нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют обучающемуся принимать участие в моделировании учебного процесса, прочно и осознанно усваивать содержание предмета, развивать логическое мышление, творческую активность, речевые способности, умение самостоятельно работать. Развитие указанных качеств необходимо для подготовки и успешной сдачи ГИА.
В современной методологии существует несколько известных технологий в преподавании истории и обществознания, способствующих повышению качества знаний обучающихся.
1. Модульная технология на уроках истории.
Модуль (учебный раздел) состоит из блоков (уроков) перед которыми ставится определенная цель.
1 блок - уроки изучения нового материала - лекции; на данном этапе дается учащимся определенная сумма знаний по данному разделу; 2 блок - уроки совершенствования ЗУН - семинары, исследования, лабораторные работы. Эти уроки направлены на углубление знаний учащихся через практическую деятельность. Именно на уроках этого блока происходит развитие способностей учащихся. 3 блок - контроль и учет знаний и умений - коллоквиумы, зачеты.
2. «Педагогическая мастерская».
Творческая мастерская - это форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Принципы построения педагогической мастерской:
работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове;
равенство всех, включая мастера;
не насильственное привлечение к процессу деятельности;
отсутствие оценки, соревнования, соперничества;
чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания;
важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.
3. Проектная технология.
Проектная технология - является исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества.
При обучении истории и обществознания применение проектной технологии ориентирует обучающихся на развитие интеллектуальных способностей, нравственных и коммуникативных качеств, самообразования и самоорганизации. В процессе создания проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность показывает широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности.
4. «Мозговой штурм».
Цель данной технологии – развитие творческого мышления. Использование «мозгового штурма» позволяет обучающимся тренировать умение кратко и четко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга, верить в свои силы и значимость в достижении цели.
Использование перечисленных технологий на уроках истории и обществознания позволяет эффективно формировать социокультурные компетенции обучающихся.