Формирование навыков самостоятельной работы обучающихся на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС.
Формирование навыков самостоятельной работы обучающихся на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС.
Формирование творческой, инициативной личности, одна из задач современного образования. такую социальную роль ставили перед школойпередовые педагоги во все времена.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков самостоятельной работы обучающихся на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС.»
Формирование навыков самостоятельной работы обучающихся на уроках истории и
обществознания в рамках реализации ФГОС.
Плохой учитель сообщает истину,
хороший учит её находить.
Формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности всегда рассматривалось как одна из основных задач образования. Такую социальную задачу ставили перед школой передовые педагоги и общественные деятели уже более ста лет назад.
В традиционной методике самостоятельная работа на уроках предметов гуманитарного цикла занимает в среднем от 5 до 7 минут. Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории и обществознания сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.
Самостоятельная работа на моих уроках истории и обществознания представляет собой особый вид учебной деятельности - она осуществляется под моим руководством, но без моего непосредственного вмешательства; потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа в моём понимании - это, прежде всего, умение, необходимая мотивация и сильная воля. Это наличие творческих начал, присущих каждому ребёнку, это радость открытий.
Что же такое самостоятельная работа? Это - форма познания, форма организации учения, метод или средство обучения?
Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках — научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал.
Существует довольно много видов самостоятельной работы учащихся на уроках, но мне бы хотелось выделить следующие:
- составление планов;
-работа учащихся над выводами, как по отдельному уроку, так и по теме в целом;
-составление учащимися сравнительных таблиц;
- работа с историческими документами.
Наиболее распространенной формой самостоятельной работы учащихся на уроке является составление ими плана рассказа учителя.
Я начинаю такую работу с учащимися с пятого класса. Работа по составлению планов в пятом классе проводится постоянно, с постепенным усложнением. В старших классах по мере необходимости учащиеся переходят от составления развернутого плана к составлению плана – конспекта как школьной лекции учителя, так и при самостоятельной работе над текстом учебника и над дополнительной литературой.
Большое значение в развитии у учащихся навыков самостоятельного изучения и осмысления нового материала имеют задания по составлению выводов как по отдельному уроку, так и особенно при повторении всей пройденной темы. Эти выводы составляются учащимися на уроке в устной или письменной форме или дома при подготовке к повторительно – обобщающему уроку. При составлении письменных выводов учащиеся не всегда справляются с заданием, подчас упуская главные положения темы, не всегда четко выражают свои мысли. Но все же, по – моему мнению, эта работа очень полезна, так как приучает учащихся выделять в теме самое существенное и важное.
В своей практической работе я часто использую такой метод, как заполнение таблиц. Составление специальных таблиц и схем на сравнение и сопоставление усиливает эвристическую сторону урока, больше активизирует познавательную деятельность учащихся. Работа по составлению сравнительных таблиц помогает ученикам глубже понять суть происходящих изменений.
Следующим примером из наиболее распространенных видов самостоятельной работы на уроках является работа с историческими документами. Это позволяет существенно обогатить представления о минувших событиях, развить у школьников способность видеть и слышать то, что несет в себе источник. Работа с историческими источниками сегодня рассматривается как важнейшее средство формирования исторического мышления школьников.
После самостоятельной работы учащихся над текстом документа я организую беседу по вопросам. Во время беседы я обращаю особое внимание на то, чтобы ученики, выдвигая то или иное положение обязательно подтверждали его ссылками на документ. Это приучает их аргументировать свои высказывания, более глубоко понимать изучаемый документ.
При продумывании домашних заданий по истории и обществознанию стараюсь сделать их вариативными и разноуровневыми. Здесь актуальны задания по подготовке сообщений, рефератов, эссе и даже мини-проектов по изученной теме или разделу. Степень самостоятельности учащихся в данном случае значительна. Ученик должен составить план сообщения, в соответствии с ним изложить материал, сделать выводы.
Обычно, я прошу в конце сообщения или реферата записать 5-6 вопросов для закрепления прослушанного материала. С ним докладчик обращается к классу, он также имеет возможность поставить одну – две оценки, учитывая правильность ответов своих одноклассников. Такая организация работы позволяет всем школьникам серьезно относиться к изученному материалу.
Необходимо также проводить постоянную словарную работу. Сейчас в новых учебниках почти после каждого параграфа имеется словарик. Дети с моей помощью записывают значение отдельных слов в тетрадь, запоминают их значение, составляют с ними предложения.
Конечно, мною указан далеко не весь перечень методических приемов самостоятельной работы учащихся на уроках истории. Работа учителя – это
творчество, и поэтому каждый выбирает свои методы, пользуется индивидуальными приемами.