Элективный курс «Культура быта и занятия крестьян – основа формирования нравственных ценностей сельских жителей Унечского района».
Элективный курс «Культура быта и занятия крестьян – основа формирования нравственных ценностей сельских жителей Унечского района».
Материалы элективного курса «Культура быта и занятия крестьян – основа формирования нравственных ценностей сельских жителей Унечского района» являются хорошим дополнительным материалом, подспорьем в работе классных руководителей, руководителей школьных музеев, предметников-коллег, используются педагогами других учебных предметов для установления и реализации межпредметных связей, неоценимы в решении задач воспитания у школьников активной жизненной позиции, высокой гражданственности, осознанного чувства патриотизма, развития интереса к жизни и истории людей своего краю.
Методические материалы рекомендуются учителям истории, основ православной культуры, мировой художественной культуры, русского языка, литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Культура быта и занятия крестьян – основа формирования нравственных ценностей сельских жителей Унечского района».»
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа села Павловка
Унечского района Брянской области
«Культура быта и занятия крестьян – основа формирования нравственных ценностей сельских жителей Унечского района»
(Методические материалы для учителей истории, мировой художественной культуры, литературы, географии, русского языка.)
Автор: учитель
общественных дисциплин
Постоялко Раиса Васильевна
Элективный курс для учащихся 6-9 класса по истории Брянского края «Культура быта и занятия крестьян – основа формирования нравственных ценностей сельских жителей Унечского района».
Программа курса
Пояснительная записка
Программа курса «Культура быта и занятия крестьян – основа формирования нравственных ценностей сельских жителей Унечского района»
разработана с учетом профилизации, особых условий образования детей сельской школы. Материалы предназначены для работы с учащимися 6-9 классов, направлены на формирование высокой нравственности, призваны обеспечить социокультурную адаптацию школьников, их подготовку к гражданской и патриотической деятельности.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического начала в детях, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
В основе предлагаемого курса занятий - развитие нравственных качеств личности ребенка посредством знакомства с историей родного края, приема погружения школьников в ведение самостоятельной проектной, поисковой деятельности
Цель курса - формирование основ этнического самосознания школьника, интереса к истории Унечского района, расширение собственного культурного опыта.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с народной культурой Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность, инициативу, способности проявлять теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать личностные качества: доброту, честность, взаимопомощь; культуру труда, этику общения; толерантность, бережное отношение к историческому прошлому родного края.
Основные принципы, положенные в основу курса:
- принцип доступности,учитывающий индивидуальные особенности ребенка, создание благоприятных условий для развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знания в курсе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала является его культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность для обучающихся.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации фотоматериала, рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, выполнение практических работ - позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умений детей. Учитывая возрастные, психологические особенности детей, специфику курса необходимо использовать такие формы занятий как экскурсии, встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Уходит старое поколение, пока живы люди, которые являются современниками исторических событий, носителями культуры, знаний быта 1-й половины ХХ века необходимо создание архива (на бумажном, электронном носителях). Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность форм. Ведение курса предполагает проведение экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников, то есть необходимо расширение образовательного пространства.
Наряду с традиционными нами используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие, игровые, компьютерные технологии, краеведо– туристические, проектные технологии.
Реализация курса «Культура быта и занятия крестьян – основа формирования нравственных ценностей сельских жителей Унечского района» предусматривает контроль знаний, умений и навыков: разноуровневые задания, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защита проектов.
Продолжительностькурса рассчитана на 12 часов (продолжительность может быть изменена).
Приложения.
Приложение 1. Тематическое планирование курса.
Темы.
Форма проведения
Место проведения
Задания (исследовательской деятельности)
1
Вводное занятие.
Обсуждение и утверждение плана работы. Деление на группы и распределение обязанностей.
Школьный класс
Организация поисковой деятельности групп №1 и №2, к занятию. Подборка фотоматериала из семейных фотоальбомов, Подборка фотоматериала в сети Интернет.
2
Жилище крестьян Унечского района
Экскурсия в школьном музее. Практикум с работой на станке
Музей МОУ СОШ с.Павловка
Исследование домашних альбомов селян-старожилов, своей семьи (индивидуальная и групповая работа)
3
Занятия крестьян: ткачество и прядение.
Мастер-класс: работа с веретеном, самопрядкой, на ткацком станке.
Музей МОУ СОШ с.Павловка
Конкурс среди учащихся групп рисунков по теме занятия №4 (индивидуальная работа)
4
Занятия крестьян: земледелие, пчеловодство, изготовление домашней утвари и др.
Мастер-класс: плетение из соломы и бересты.
Музей МОУ СОШ с.Павловка
Сбор материала, исследование «Диалектные названия предметов быта, утвари» (индивидуальная и групповая работа)
Встреча с интересными людьми (старожилы поселения)
Музей МОУ СОШ с.Павловка
Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.
8
Устное народное творчество. Приглашение творческого коллектива из Шулаковского ДК.
Занятие - концерт
Школьный актовый зал
Конкурс фотоснимка (индивидуальная работа)
9
Устное народное творчество
Занятие – концерт (или литературно-музыкальная композиция
Школьный актовый зал
Сбор материала (в подгруппах): русские народные песни, частушки, старинные игры, диалектные слова.
10
Престольные праздники Унечского района
Занятие – концерт
Школьный актовый зал
Сбор материала, исследование как празднуют престольный праздник в семье, деревне.
11
Икона в доме селянина
Встреча
Школьный класс
Встречи со старожилами (индивидуальная работа)
12
Итоговое занятие
Защита реферата, Презентация «Черно-белая фотография»
Школьный класс
Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая работа)
Приложение 2. Темы рефератов, проектов и исследовательских работ для подготовки к итоговому занятию.
1. Традиции и обряды селян – нравственный источник формирования внутрисемейных отношений и культуры отношений между жителями сел Унечского района. Проект в форме исторического среза «путешествие в прошлое»
2. Прикладное и воспитательное значение народных примет в жизни крестьян Унечского района. Сбор и исследование собранных примет.
3. Роль православных и престольных праздников Унечского района в воспитании личности крестьянина. Литературно-исторический рассказ.
4. Отражение принципов практичности и эстетичности в одежде крестьян Унечского района в 1930-е годы. Этнос. Исследование фотоархивов, фотоматериалов газет.
5. Самобытность свадебных обрядов и обычаев крестьян 1950-х годов. По результатам работы со старожилами. Литературно-историческое интервью (с использованием бумажного и электронных носителей)
6.Обрядовые песни крестьян села Павловка как опоэтизированное отражение их жизни. Презентация сборника песен.
7. Земледелие и животноводство – не только основное занятие, но и источник формирования трудолюбия, культуры и волевых качеств характера и личности крестьян. Индивидуальная творческая работа.
8. Использование традиций и обычаев в повседневной жизни селян 30-50-х годов. Их применение в 21 веке. (форма представления материала по выбору учащихся)
9. Роль религии в жизни крестьян, в развитии нравственных качеств личности. Дискуссионная работа.
10.Нравственная и духовная культура крестьян – основа силы духа и выносливости русского человека, проявленные в тылу и на фронте в годы Великой Отечественной войны. Реферат по материалам исследований (материалы газет, домашних архивов)
Приложение 3. Учебно-методические разработки занятий.
Тема: Водное занятие. Особенности содержания и организации курса.
Цели: Познакомить учащихся с содержанием курса
Заинтересовать, повысить мотивацию изучения истории нашей
малой родины
Ход занятия
1. Эвристическая беседа.
-Что вас привело к изучению курса?
-Ваши ожидания, планы при выборе курса?
…
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы знаем недостаточно глубоко. Уходит в историю 20-й век, а с ним очевидцы, носители знаний о событиях живой истории прошлого века.
На занятиях курса познакомимся с бытом и занятиями крестьян Унечского района в 30-50-е гг. XX в. Знакомство будет организовано по материалам книг, школьного музея, а также будет приобретено в ходе поисковой деятельности. Источниками знаний станут старейшие жители нашего сельского поселения, поселений Унечского района – ваши бабушки и дедушки, соседи.
2. Знакомство с темами курса.
При ознакомлении учитывается мнение детей. Дети сами в ходе обсуждения могут предложить темы, которые им интересны.
3. Распределение детей по группам для организации исследовательской, поисковой деятельности. Тестирование.
-Для распределения по группам, выявления склонностей, задатков, интересов прошу вас ответить на вопросы анкеты-теста.
Примерные направления деятельности групп: «Лингвисты», «Этнографы», «Исторические справки»
Группы формируются по возрасту (могут меняться в зависимости от интересов детей).
4. Планирование встреч с интересными людьми.
Дети вместе с учителем решают, кого пригласить в гости, с какой целью, кого посетить дома.
5.Распределение опережающих заданий по группам.
Планирование деятельности группы (самостоятельная работа, которую следует завершить дома)
6. Итог занятия.
Обсуждение планов групп, коррекция.
Тема занятия: Жилище крестьян Унечского района.
Цели: Познакомить с жилищем крестьян нашей местности.
Развивать интерес к прошлому нашего народа.
Воспитывать любовь к истории нашей малой родины.
Ход занятия.
Фото №1 Дом в селе Павловка.
История создания музея.
Экскурсовод:
Ребята, вы помните, что до 2002 года, наша школа размещалась в бывшем помещичьем доме, в здании, которое относится к XIX веку, еще тогда был создан школьный музей. Познакомимся с историей создания одного из разделов школьного музея «Русская изба».
Рассказ ученика.
Фото №2 и №3 Школьный музей.
В здании старой школы был небольшой краеведческий музей, в связи с переездом в здание новой школы музей пришлось создавать почти заново. Было решено обратиться за помощью к учащимся, родителям, учителям и работникам школы. Все откликнулись на просьбу с большим энтузиазмом: приносили экспонаты, рассказывали с интересом, что это за предметы, для каких целей они предназначались. Материала было собрано очень много, видно было: детей интересует, как жили наши прадедушки и прабабушки. Тогда и решили воспроизвести старинную русскую избу. Насколько это у нас получилось, вы видите.
Сергей Есенин описывает русскую избу в своём стихотворении «В хате». (ученик читает отрывок из стихотворения).
Фото №4 Русская печь.
Жилище.
Педагог: Удивительно интересный материал собран к занятию ребятами, в том числе - загадки прошлого века. Предлагаем начать с отгадывания загадки, которая подскажет тему: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка».
(Отгадка: стоит изба, в избе печка, в печке зола, а в золе – жар).
-Что узнала группа №2, исследуя тему «Русская изба» (рассказ).
-Встретившись с жительницей села Щигорцовой Ниной Петровной, интересный фотоматериал к занятию удалось найти участникам группы №1:
Изба являлась традиционным жилищем русского крестьянина. Постройка дома для крестьянина - важный этап его жизни, непременный атрибут обретения им статуса домохозяина. Заготовка бревен и возведение сруба осуществлялась с мирской или соседской помощью. В селах основным строительным материалом была древесина.
Состояние крестьянской избы и надворных построек выступало верным показателем хозяйственного состояния крестьянской семьи. Обычно сельские дома крыли соломой, дранкой, реже железом.
Фото № 5 Жители с. Павловка (из школьного архива).
Наши крестьяне были весьма непритязательными в домашнем обиходе. По результатам исследовательской поисковой деятельности зафиксируем главные черты, характерные для устройства жилья.
(Русская изба, как правило, состояла из одного жилого помещения. Сердце жилого помещения - печь, которая обычно стояла в углу, слева или справа от входной двери. Под и свод печи, трубу делали из обожженного кирпича, а саму печь из кирпича-сырца. Это объяснялось тем, что теплоёмкость кирпича-сырца выше, чем обожженного. Сырец-кирпич каждый делал себе сам. Мешали глину с водой, топтали ногами, затем помещали в специальные формы. Слегка присохший кирпич освобождали от формы, досушивали в тени. Печь обогревала, в ней готовили пищу, в неё встраивали лежанку, где спали дети, старики. Сбоку к печи пристраивали полати, на которых тоже спали. Угол по диагонали от печи считался почетным и назывался красным или кут, в нём размещались иконы - главная ценность в доме, семейная реликвия.
Фото №6 Полати. Фото №7 Сундук и качулка для белья.
В каждой избе был стол, лавки вдоль стен, могли быть скамейки и табуретки. Ограниченность пространства избы заставляла крестьян иметь лишь самые необходимые вещи. Главный предмет меблировки - сундук,он одновременно служил лавкой и хранилищем для различных вещей, ещё на сундуке гладили вещи с помощью качулки для белья.
Для освещения в тёмное время суток использовали каганец и лучину, использовали керосиновые лампы со стеклом. В некоторых крестьянских избах появились часики – ходики с гирями. Искусство пользоваться ими состояло в умении регулярно, обычно раз в сутки, подтягивать цепочку с гирей, и, главное, установить по солнышку стрелки так, чтобы они давали хотя бы примерную ориентировку во времени.
3. Экскурсия по музею.
Фото №9 Домашняя утварь. Фото №10 Ступа.
На стенах крепились полки с посудой. Посуда изготавливалась из глины: махотка, глек, макатёр, горлач; из дерева: ложки, солонки, ведра, реже из металла: ножи, чугуны, ухват для вытаскивания из печи чугунов, насаженный на деревянную палку.
В быту использовали различные сосуды: ступы и ступки, в которых очищали семена гречихи, проса, конопли от шелухи. В дежке замешивали тесто для выпечки хлеба. Использовали бочонки для воды, лукошки, сито – просеивали муку, севню использовали для посева зерновых культур, роевню применяли при ловле пчёл, пользовались сверлом.
4. Итог занятия.
- Какие черты характера формировались у наших земляков в тех условиях жизни, о которых мы узнали (ценности)?
…
Тема занятия:Быт и занятия крестьян.
Цели: Познакомить с бытом крестьян.
На конкретных примерах познакомить с занятиями крестьян:
с ткачеством и прядением.
Прививать трудолюбие.
Ход занятия.
1. Вступительная беседа. Занятия крестьян.
Жизнь наших предков была нелегкой, чтобы обеспечить себя всем необходимым, они трудились постоянно.
-Что вы знаете из произведений литературы о жизни крестьян?
-Какие стихотворные строки, которые иллюстрируют труд крестьян, вспоминаются?
…
-Верно, вот эту «…привычку к труду благородному…» впитали с молоком матери и все мы, она поможет нам, россиянам, в любые трудные времена.
-Поразмыслим, почему у крестьян не было времени на отдых?
(-не только обрабатывали землю, ухаживали за животными, но и всё необходимое для жизни и быта они изготавливали сами).
Сейчас мы погрузимся в тему занятия и услышим ряд незнакомых слов, составляйте словарь, в конце занятия, займемся толкованием этих слов.
- Участники 3-й группы исследовали проблему- изготовление одежды крестьян Унечского района в 30-50-е гг.
(Одежду производили из шерсти, льна и конопли. Шерсть или, по-другому её называли вовна, пряли на прялке для получения нитей, из которых вязали вещи. Но больше, конечно, крестьяне носили одежду изо льна. Сами выращивали, дёргали его в поле с корнём, молотили, вымачивали в воде, мяли с помощью специального устройства, трепали с помощью трепла, чесали. Из получившейся кудели пряли пряжу на прялке или с помощью веретена).
2. Чтение стихотворения «Лён – женская доля»
подготовлено группой №I.
«Били меня, колотили, во все чины производили, на престол с царём посадили (лён)» (Пословицы русского народа: Сб. В. Даля)
…Мужики, идите в поле
Босиком и без порток;
Покажите судьбе – доле,
Что не носите сапог!
Сейте лён, кидайте шире!
Раз в году от рук мужчин
Лён взойдёт в подлунном мире –
Нет поверья без причин!
Один день цветёт цветочек;
Две недели – лён отцвёл,-
Спеет - вдвое больше ночек,
А затем и срок пришёл.
Не косой и не серпами
Лён срезают долгунец,
А лишь женскими руками
Дёргать нужно под конец.
Лён свезли в овин, сложили,-
Будет вскоре обмолот.
Бьют вальками. Отделили
Семена впрок на развод.
В конце лета лён на поле
Привезут манить росу,
В листопад, ему на горе,
Дождь стегает полосу.
Три недели прел в печали,
А потом его в овин
На просушку собирали,
Чтобы мять начать в почин.
Часть стеблей в костёр сгодится,
Жертвой жгучему огню:
Хороводу знак крутиться
Да под песню не одну.
Лён трепать – большое дело:
Пыль и грязь тогда в избе.
Оттрепав, - чесать приспело;
Начинают по зиме.
Первой паклю получают,
Дальше сорт второй уж ждут,
Под конец же отделяют
Чёс, что тонко лишь прядут.
Сядет девушка за прялку,
Перед ней куделька льна;
Крутят пряжу и товарки
У лучинушки – огня.
Песня льётся, вьётся нитка,
Чуть стучит веретено,
Скрипнет, разве что, калитка,
Хоть давно уже темно.
По весне поставят станы –
Время ткачества придёт;
Вечерами и ночами
Полотно хозяйка ткёт.
Круглый год, вплоть до посева
Новых маленьких семян,
Не сидит никто без дела –
Это доля всех крестьян.
Вот такой была доля селян, сегодня где вы встречаетесь с замечательным растением? как лен выглядит? Чем он знаменит?
(Лен в нашей местности, к сожалению, уже не выращивается. Однако он не забыт. Ценное растение в России и сегодня широко используется. Докажите.( например, в легкой промышленности
- в пищевой промышленности, фармацевтике. Льняное масло, семя льна, отруби с добавлением льна…)
Прядение на прялке и с помощью веретена.
Мастер-класс проводит Голенок Александра Ильинична.
Рассказ пряхи-инсценировка
Пряли пряжу женщины долгими зимними вечерами, чтобы не скучать пели песни. Послушайте песню «Молодая пряха».
4. Ткание полотенца на ткацком станке.
Мастер-класс проводит учитель Постоялко Р.В. (на снимке)
Из пряжи делали основу для полотенца, нити сновали на специальных колышках. Потом нити снимали с колышков и одевали на навойку, просовывали через ниты, потом через бёрда и закрепляли на натягиче. На челнок наматывали нити с помощью сукало.
Фото №13 Рушник. Фото №14 Рушники.
Итог занятия.
- Какие новые слова, прозвучавшие на занятии, вы запомнили? (обсуждение, лингвистический анализ)
Составьте словарь устаревших слов к следующему занятию по теме «Быт и занятия крестьян нашей местности».
Задание для группы № 3 - пригласить на следующее занятие бригадира бывшего колхоза имени «XXV партсъезда» Пономарёва Алексея Никифоровича.
Тема занятия:Быт и занятия крестьян нашей местности.
Цели: Познакомить бытом крестьян нашей местности.
На конкретных примерах познакомить с занятиями крестьян:
земледелие, пчеловодством, изготовление домашней утвари и др.
Прививать любовь к труду.
Ход занятия.
Работа с источником.
Начнем занятие с лингвистического исследования. Перед вами газетная заметка из районной газеты «Ленинское знамя». Определите по ее содержанию год публикации, прокомментируйте содержание.
Работа в группах, используются разные статьи.
-Завершив работу, обсудим и дополним материал известными фактами с уроков истории, литературы.
Каждый колхозник должен был отработать в колхозе определённое количество дней. Деньги колхозники не получали до 1965 года, когда их уравняли в правах с работниками совхозов. За работу колхозникам начисляли на трудодни натурпродукты, которые они получали в конце года. Человек без паспорта и денег – это колхозник в Советском Союзе в 30-е, 40-е, 50-е годы.
Работа в колхозе.
Встреча с бригадиром бывшего колхоза имени «XXV партсъезда» Пономарёвым Алексеем Никифоровичем. Видеозапись встречи Алексеем Никифоровичем для видеофонда музея.
3. Выращивание картофеля и конопли. Доклад группы №III (по материалам интервью, статей из краеведческих книг).
Вторыми по жизненной важности для сельского жителя после зерновых культур были картофель и конопля. Если сотки были сзади хаты, то их хорошо навозили и обрабатывали «на совесть». После посадки картофеля сотки боронили, пропалывали от сорняков, окучивали. В «хороший сезон», собирали с них урожай на 200 «плетух» (200 пудов) – плетеных из лозы корзин. В одну корзину вмещалось 16 кг картошки.
Глубокая яма возле дома целиком заполнялась картошкой, даже ещё в подвал опускали. Картошку не сортировали на крупную, семенную, мелкую. Засыпали в яму и подвал очень бережно и аккуратно.
Зернышки конопли толкли деревянным пестом в деревянной ступе. Затем потолченную коноплю высыпали в чугун, добавляя грамм 200 воды, чтоб не подгорело. Закрывали сверху сковородой, замазывая края «крышки» глиною и ставили упариваться в печь. Затем высыпали в дерюжный мешок упаренную коноплю. Помещали мешок под винтовой домкрат. Очень медленно, за минуту капель 60, набиралось с литр конопляного масла. В бутылку с конопляным маслом опускали стержень гусиного пера, а потом капали им в чашку со щами или кашей.
У конопли различают мужскую и женскую особь. Мужская особь зацветает синим цветом в конце июня. Из этого отцвета после длительной и нелёгкой обработки ткали очень прочный материал- посконь (замашка). Отцвет, или посконь, стебель светло-зелёного цвета, женщины выдёргивали и выносили на край поля. Затем собирали и замачивали в «копанях».
Копани - ямы для замочки тресты конопли - копались близ воды или на болоте. В копани, заполненные водой, опускалась треста. По краям ямы тресту сверху придавливали земляными лепёшками. Треста вымачивалась до первых заморозков, потом доставалась баграми. Дома вымоченную и высушенную коноплю, мяли на мялках – специальных деревянных козлах. Затем натромбовывали мятую коноплю в чугун, и заливали горячим щелоком (процеженная вода с золой). Ставили в печь и упаривали. После вытаскивали, высушивали и в деревянной ступе, толкачами, нежно толкли, доводя до «шелкового» состояния.
Гребёнкой вычёсывали, щёткой расчёсывали. Только после этого можно было прясть на прялке в нити. Затем пряли на станке, устанавливаемом во всю стену. Ткацкие станки были почти у каждого. Всё это происходило в течение поздней осени и зимой. В мае вытканные холсты вымачивали в воде. Из холстов шили одежду.
Фото №16 Ткацкий станок.
4. Изготовление обуви.
Крестьяне сами изготовляли себе обувь, из лыка плели лапти, из шерсти делали валенки с помощью специальных колодок.
Фото №17 Лыко. Фото №18 Лапти (похлопни).
Лапти плели на специальных колодках из липовой, реже из дубовой коры. Иногда их плели из ржаной соломы. Лапти могли плести расписные, с каемочкой, по другому их называли: «писанные», «писанки». На три дня дольше лаптей носили чуни. На прялках из выделанной конопли, пеньки, пряли толстые нитки, из них вили пеньковые верёвочки, а затем на деревянных колодках плели чуни. Срок носки лаптей и чуней, в лучшем случае, 7-10 дней.
Выставка шкатулок из бересты, кузовков, корзин из лыка.
Сегодня пользуются спросом кузовки, посмотрим, как мастерятся из бересты. (Показывает учитель Денисова А. В).
5. Занятие пчеловодством.
Некоторые крестьяне занимались пчеловодством. С помощью роевни ловили рои пчёл в лесу, саду, поле. Потом рой сажали в отдельный улей.
Фото №19 Роевня.
6. Сообщения группы №2 «Изготовление домашней утвари».
Крестьяне изготавливали сами всю домашнюю утварь: кадки, дежки, вёдра, корыта, ушаты, бочки, ночевки, жлукты, ковши и др. Изделия изяществом и чистотой отделки не отличались. Работа велась в обыкновенной жилой избе. Основной материал для изготовления изделий - дерево. Рабочим инструментом были: топор, пилы – продольная и поперечная, струг, спуск, циркуль, скобля, рубанок, затерыч, натяжек обручей, клепок, тесло, стамеска и др.
При изготовлении корыт, лопат, ковшей, других мелких предметов рубился кусок дерева, очищался скоблей, выдалбливался теслом, стамеской. Дно зачищалось начисто, предмет просушивался в тени.
При изготовлении бочек, дерево распиливали поперечной пилой на части, соразмерно вышине бочки и ширине дна её. Распиленные куски раскалывались на клепки и сначала тесались стругом на верстаке, что сглаживало неровности после ковки. Далее выструганные клепки шли на просушку. На этом же верстаке и тем же стругом выстругивались и обручи из орешника и молодых дубков.
Далее брался высушенный обруч, связывался окончательно посредством сделанных на обоих концах его зарезов, и начиналась составка из клепок бочки таким образом, чтобы первый обруч был вверху, а последние надевались сверху вниз и так до последнего обруча, который натягивался уже натягичем….
Для изготовления жлукт, ночевок и корыт крестьяне снимали со срубленного дерева кору скоблей, распиливали его на куски и каждый кусок обделывают топором, после чего некоторое время сушат на песке; затем снаружи
Обрабатывают стругом, а изнутри выдалбливают теслом.
Фото № 20 Работа сверлом.
Итог занятия.
- Что запомнилось, понравилось?
-Ребята, мы постоянно пополняем новыми экспонатами музей, вам задание группой обойти дома старожилов - местных жителей расспросить об их жизни, попросить передать в дар музею предметы быта. Запишите их рассказы о предмете, переданном музею, связанные с ним памятные для дарителя истории.
Тема занятия: Экскурсия в краеведческий музей.
Цели занятия: Познакомиться с музеем, рассмотреть экспозиции музея.
Занятие проводилось в краеведческом музее в форме экскурсии.
Экскурсию проводит экскурсовод.
1.Напишите о своих впечатлениях после посещения музея.
2. Нарисуй экспонат, который тебе больше всего понравился в музее.
Тема занятия: Пища крестьян Унечского района.
Цели: Познакомить с пищей крестьян нашей местности.
Прививать любовь к истории нашей малой родины.
Оборудование: презентация.
Ход занятия.
Введение в тему - мотивационная деятельность.
Обсуждение в группах значение поговорки «Что потопаешь, то и полопаешь», заключение о ее истолковании.
(учащиеся привели разные, порой неожиданные истолкования поговорки, спорили, обсуждали
1)грустная поговорка – она о тех, кто ходил по селам, нанимаясь на работу для пропитания и о тех, кто просил милостыню, обходя села в поисках пищи 2)люди в нашей местности занимались собирательством: запасались грибами, ягодами, орехами, заготавливали овощи
3)крестьяне много трудились, заботились о запасах продуктов питания, но их хватало, чтобы утолить голод, без запасов впрок – что заработал, то и есть будешь.
Обобщаем наши открытия.
Традиционно крестьяне кормились от своих трудов. Состав крестьянской пищи определялся выращенными полевыми и огородными культурами. Покупные яства в деревне были редкостью. Пища отличалась простотой, еще ее называли грубой, она требовала минимум времени на приготовление. Огромный объем работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на готовку разносолов и повседневная еда была однообразной. Только в праздничные дни, когда у хозяйки было достаточно времени, на столе появлялись иные блюда. Сельская жительница была консервативна в компонентах и приемах приготовления пищи. Отсутствие кулинарных экспериментов тоже являлось одной из черт бытовой традиции. Селяне были не притязательны в еде, все рецепты для ее разнообразия воспринимались как излишество.
3. Сообщение группы № III «Выпечка хлеба».
Основными продуктами питания были ржаной хлеб и блюда, приготовленные на его основе: квас, кутья, солодуха, кулага и кисель. Хлеб обычно пекли на неделю. Если выпеченному хлебу было больше 10 дней, он начинал плесневеть. Нужда заставляла есть и такой. Перед выпечкой печь хорошо протапливали, выгребали золу, помелом (палка со старой тряпкой на конце) обметали свод и выметали под печи. Затем «садили» хлеб на капустные листы или отруби, посыпанные на под. Если печь была большая, то выпекали ковриги 1,5-2 кг.
Фото №21 Лопата для выпечки хлеба
Не все хозяйки могли вкусно выпечь хлеб. Надо было соблюсти некоторые «тонкости». Но не каждому выпадало, счастье, есть невкусный хлеб (почему?).
4.Сообщение группы №II « Крестьянский обед». (по материалам опроса старожилов)
Во время обеда хозяин садился под образами, для взрослых ставилась общая глиняная миска. Для маленьких детей – отдельные миски. Ели деревянными ложками, крашеные ложки покупали у заезжих продавцов. У каждого в семье была своя ложка с наметкою. Если кто-то имел привычку грызть ложку – сгрыз её, то ею и ел. За обеденный стол (или ужин) сзывали всех, чтобы в печь не лазить за горшками. На первое были щи постные, заправленные конопляным маслом. Нечасто, щи, с растолченными в чугуне, мясом или салом. На второе – каша или картошка толчёная. По постным дням они «заправлялись» конопляным маслом, в обычные - молоком снятым или кислым. В праздничные дни «заправка» была с коровьим маслом. Ели салаты из кислой капусты с конопляным маслом, тюрю на хлебе и воде. Постоянным напитком был квас с хреном или фасолью. У некоторых были самовары, пили травяной чай, реже «покупной». Изредка пили чай с кусковым сахаром.
5.Историческая справка. Материалы представлены группой № 3.
В 1937 году на каждое подворье был утвержден налог: 100 яиц, 45 кг мяса, половина шкуры зарезанной свиньи, 700литров молока, а так же должны были платить с каждого корня плодового дерева и с пчелиного улья по 100 рублей. Кур больше 10-15 не имели, потому что нечем их было кормить. Но даже если не имеешь кур, налог в 100 яиц государству обязан заплатить. Зимой, когда куры не несутся или корова в «запуске» - перед отелом не доится, росла пеня за неуплату налога яйцами, молоком, мясом. Два раза в год проходила перепись скота. Если свинье было больше 6 месяцев, хозяин облагался налогом в 300 рублей, за кабана «перестарка» начисляли 200 рублей. Поэтому к началу июля старались спрятать поросят от переписи или зарезать. Опаливать зарезанных свиней строго воспрещалось. До разделывания туши свиную кожу нужно было облупить березовой или дубовой лопаткой и сдать государству. На кропотливую возню с облупливанием уходило немало времени. Да и сало без шкурки было не то. Некоторые свинью резали тайком, ближе к полуночи, перетаскивали в хату, соломой кое-как опаливали, разделывали. Мясо солили в бочках в рассоле. Сало, пересыпав солью, укладывали в лозбень, долбленую кадушечку цилиндрической формы. Сверху лозбеня была крышка.
6. Гостеприимство.
Наш народ всегда отличался гостеприимством. Это у нас осталось ещё со времён древних славян, тогда считалось, что гостя обязательно нужно было угостить.
К берёзовому соку добавить 2 горсти нарубленных листьев огуречника, мелко нарезанные зелёный лук и укроп. Можно положить в окрошку картофель, яйца, нежирное мясо. Заправить сметаной.
Итог занятия.
Застольная беседа. Как вы думаете, какие черты характера, качества личности формировались у наших прадедушек и у прабабушек в ходе приготовления пищи и ее употребления?... Аргументируйте свои ответы.
(-люди должны были много трудиться, а есть понемногу, поэтому они были терпеливы, непритязательны.
-Обед – это трапеза, все были аккуратны: ели «в очередь», зачерпывая друг за другом, старательно, без спешки жевали и старались не пролить, не раскрошить, красиво есть пищу, чтобы другим не было неприятно смотреть на трапезничающих.….).
Тема занятия:Одежда.
Цели: Познакомить с одеждой крестьян нашей местности.
Создать условия для привития интереса к русской народной культуре.
Воспитание любви к истории нашей малой родины.
Оборудование: иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде, детские работы, презентация "Русский народный костюм", русская народная музыка.
Ход занятия.
1. Обсуждение экспонатов выставки.
- Посмотрите на выставку, посвященной этой теме.
-Какой наряд вам известен?
- Я хочу, чтобы вы сами догадались, о чем мы будем говорить на занятии сегодня:
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
- Догадались ли вы, о чём мы будем сегодня?
2. Презентация «Русский народный костюм».
- Давайте представим и изобразим костюмы, которые носили прабабушки и дедушки.
Просмотр презентации. Рисунки.
Русский народный костюм - свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников - модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов. …
3. Сообщение группы №III «Мужской костюм».
Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов. Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе фиксировались шнурком - гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние - из более плотного (суконные).
Рубаха имела туникообразный покрой, с круглым или прямоугольным вырезом для шеи и разрезом посередине или на груди слева (рубаха-косоворотка). Бока и рукава рубахи соединялись тканевой вставкой - прямоугольной ластовицей, которая, как правило, отличалась по цвету. Благодаря этой вставке рукава становились шире, что позволяло человеку свободно двигаться. Кроме того, она продлевала жизнь рубахе: когда ластовица портилась от пота, ее можно было заменить. Обычно рубахи были длиной до колен и носились навыпуск, подпоясанные кушаком. В былые времена кушак (пояс) выполнял не только утилитарную функцию, но и служил оберегами. Скрепляя два конца оборачиваемой вокруг талии полосы, человек замыкал своеобразный круг, служивший преградой для злых духов. Действие оберега усиливалось орнаментом, в котором не было ни одной детали, выполненной просто так. Каждый стежок имел своё значение, наделялся определённой силой воздействия.
Рубахи были двух видов: нижние и верхние. Верхние рубахи более богато украшались, чаще всего вышивкой или аппликацией - ворот, обшлага и подол. Это было связано с тем, что в этих местах обнажалось тело человека, что, по представлению древних, делало его уязвимым перед нечистой силой, и чтобы защитить его от злых духов, края одежды покрывали "символической" вышивкой. Выходная рубаха отличалась богатой вышивкой, украшалась кружевом, к праздничной рубахе молодые парни носили пояса из переборного тканья или из шерсти. Вышивка имела магический смысл: опоясывала человека, оберегала его от "дурного глаза".
Особое значение придавалось расположению рисунка. Например, нагрудные узоры - защищали сердце и легкие, наплечные - охраняли руки, наподольные - не давали пробраться злым силам снизу.
Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке - белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве был символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны - павы, и мать-земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом.
4. Женский костюм
-Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове - убрус под шапкой чинной
Или повойник - оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы -
Детали поясню вам в двух словах.
А может вы сами ответите на эти вопросы?
Фото №24 Русский народный костюм.
Ответы учеников:
…
Учитель: Костюм крестьянки - он традиционно носил национальные черты.
И не касался Запад просвещённый
Его своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались,
Из северных и южных областей.
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканой.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала -
Для свадьбы, сельских праздников, труда,
Крестьянки Юга - те предпочитали.
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским, Девушки носили.
По верх рубахи фартук иль армяк
-А к юбкам пришивали бубенцы.
И так, что же такое кика, армяк, кокошник?
Ответы учеников:
По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно. Самой декоративной и богато украшенной частью костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.
Женской обувью служили лапти с онучами и оборами.
…
Фото №25 Лапти.
5. Практическая работа учеников.
Задание дифференцированное:
1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже "одетые" - задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.
2 группа: "Одеть" бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд.
Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.
3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.
Главное условие - наличие орнамента в одежде.
…
6. Итог занятия.
- Как украшали русские женщины свои праздничные костюмы? (Вышивкой)
- Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе, кокошнике, платке? (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин)
• нагрудные узоры - защищали сердце и легкие,
• наплечные - охраняли руки,
• наподольные - не давали пробраться злым силам снизу.
- А какие цвета используют при вышивке? (Яркие, теплые - красные ...).
- А орнамент должен выделяться на фоне сарафана, рубахи? (Да)
- Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина? (Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.)
Тема занятия:Устное народное творчество крестьян Унечского района.
Цели: Знакомство с историей народного творчества.
Приобщение детей к лучшим традициям русской народной культуры.
Воспитание любви к народной культуре.
Подготовительная работа: приглашение творческого коллектива Шулаковского дома культуры под руководством Ермаковой Надежды Ивановны.
Ход занятия.
Вступительное слово учителя.
Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку. Многолетний творческий опыт по изучению, сохранению и популяризации народной певческой и танцевальной традиции имеет фольклорный коллектив Шулаковского сельского дома культуры, которым руководит Заслуженный работник культуры РФ Ермакова Надежда Ивановна.
Сегодня Надежда Ивановна у нас в гостях. В детстве она любила слушать преданья старины далекой и песни своей бабушки. Тогда она и задумала стать исполнительницей русской народной песни.
Рассказ Ермаковой, ответы на вопросы детей.
И сейчас вашему вниманию творческий коллектив представит старинные песни и танцы.
Выступление фольклорного коллектива Шулаковского дома культуры.
3. Итог занятия.
- Ребята, а сейчас вы можете задать интересующие вас вопросы нашим гостям.
Тема занятия:Устное народное творчество крестьян Унечского района.
Цели: Познакомить с устным народным творчеством.
Развитие творческих способностей детей
Воспитание любви к народной культуре.
Место проведения: школьный актовый зал.
Подготовительная работа: каждая группа готовит номера художественной самодеятельности, дети сами выбирают себе группу , готовят выступления, приглашают зрителей. Назначаются ведущие концерта, составляется сценарий проведения концерта.
Ход и форма проведения занятия - концерт.
Тема занятия:Престольные праздники Унечского района.
Цели: Приобщение детей к лучшим традициям русской народной культуры.
Развитие творческих способностей детей.
Воспитание любви к народной культуре.
Ход занятия.
Вступительное слово учителя.
В основном, обычаи и традиции русского народа связаны и с календарем, с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Календарь на Руси называли месяцесловом, он охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян. В нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления, обычаи, традиции и суеверия. Народный календарь был земледельческим, что существенно отразилось в названиях месяцев, и являлся своего рода энциклопедией, которая включала и включает в себя сельскохозяйственный опыт, нормы общественной жизни, обряды. Календарь русского народа - слияние христианского и языческого начал с помощью народного православия. Обряды, которые из покон веков приурочены к достаточно большим праздникам, включали огромное количество песен, хороводов, игр, приговоров, танцев, масок, драматических сценок, народных костюмов и своеобразного реквизита. Русские традиции бесспорно богаты фантазией и произведениями искусства. Умели на Руси поработать – умели и отдохнуть. Во многих сёлах Унечского района до сих пор сохранилась древняя традиция по-особому чтить некоторых святых. Это выражается в народных гуляниях села, православных праздниках. Сегодня мы познакомимся с некоторыми престольными праздниками Унечского района.
Сообщение группы №II «Илья Пророк. Ильин день».
Ильин день – традиционный праздник у славян, празднуется 2 августа. В традиции праздника входит: коллективные трапезы, заклание быка или барана. У праздника языческие корни, так как сначала это был праздник бога грома Перуна, но с принятием христианства у славян вместо образа Перуна возник образ Ильи – пророка, откуда собственно говоря и название праздника. Поговорки на празднике: Илья грозы держит, Илья словом дождь держит и низводит, Илья наделяет хлебом, не мечи на Илью копны — небесным огнём пожжёт. С Ильина дня, по народным преданиям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться. Это престольный праздник в селе Рюхов и деревне Буда-Вовницкая.
В селе Рюхов этот праздник отмечают так: икону Ильи Пророка из года в год переносят из дома в дом. Взять икону в дом обычай добровольный. Накануне престольного праздника вечером в дом, где стоит икона, собираются жители села на вечернюю службу. Икона убрана в новый наряд, перед ней стоит подсвечник, горят свечи. Люди приходят с живыми цветами и «знаймуются» с иконой – целуют икону и три раза крестятся. После службы хозяева дома гостеприимно приглашают всех на вечерю. Правит службой жительница села Крысь Анна Владимировна с певчими, которые читают молитвы и поют церковные песни. Затем люди желают друг другу здоровья, расходятся по домам. На другой день – в день праздника иконы – проходит обряд выноса иконы. Снова горят свечи, стоят цветы. Люди, которые пришли в дом, «знаймуются» с иконой и делают пожертвования деньгами – кто сколько может. На эти деньги хозяева покупают свечи иконе.
Перед выносом иконы из дому дорожку от иконы до улицы устилают рушниками, на них бросают живые цветы. Выносят икону только хозяева отдающего дома и принимающего икону домов. Берут её на полотенце и выносят. Есть примета: если три раза и через три порога подойти под икону, то Господь дарит благополучие и здоровье в семье, как взрослым, так и детям.
Впереди процессии идёт хозяйка отдающего икону дома с хлебом-солью на рушнике. Всю дорогу бросают живые цветы.
Хозяйка нового дома встречает икону на улице – рядом стоит стол, накрытый скатертью, в руках у неё хлеб-соль.
Встретившись, хозяйки просят прощения друг у друга, обмениваются хлеб-солью. «Старая» хозяйка хлеб-соль несёт домой, «новая» ставит его на стол. Икону вносят в дом и ставят в «красный угол», здесь же стоит подсвечник и сундучок с «нарядами» иконы. Начинается обеденная служба, всех желающих приглашают на обед.
Сообщение группы №III «Покров Пресвятой Богородицы».
Покров день – один из праздников восточных славян, празднуется 14 октября. Значение праздника – окончательное наступление осени, в этот день раньше отмечали встречу Осени и Зимы. К Покрову заканчивались все полевые работы.
…Накануне праздника, молодые деревенские девушки сжигают свои старые соломенные постели, а старухи сжигают свои старые, изношенные за лето лапти. Русские люди, празднуя посвященные Богоматери дни, ждали от Неё помощи.
Сообщение группы №I «Преображение. Второй Спас, яблочный».
Яблочный спас – народное название праздника Преображения Господня у восточных славян, празднуемый 19 августа, до этого праздника запрещено есть яблоки и разные блюда из яблок, в праздник же надо наоборот – срывать как можно больше яблок и освящать их. Цель праздника - освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями. У Яблочного спаса есть еще другое название – первые осенины, то есть встреча осени. Согласно традиции нужно угостить яблоками сначала всех родных и близких, потом сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, только потом самим есть яблоки. Вечером выходили на поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а вместе с ним и лето.
Сообщение группы №III «Троица. Духов день».
Троица — двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи, на десятый день Вознесения. Другие названия Троицы — день Святой Троицы, Пятидесятница, день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу. Событие, изложенное в новозаветной книге «Деяния святых апостолов», имеет непосредственную связь с учением о Троице – одним из основных положений христианской веры. Согласно этому учению, Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах: Отца – безначального первоначала, Сына – логоса и Духа Святого – животворящего начала. Духов день отмечался на второй день после Троицы в понедельник. Это престольные праздники в сёлах Рассуха, Гудово и деревне Нежданово.
Накануне праздников жители украшали дома, заборы ветками клёна и дуба. Девчата ходили на луг, плели венки, пели песни, водили хороводы. Этот праздник нравился молодёжи. Старожилы вспоминали, что в эти дни молодые часто договаривались о свадьбе.
Итог занятия.
- С какими православными престольными праздниками мы сегодня познакомились? Какие особенно запомнились?...
- Расспросите родителей, бабушку, дедушку, как празднуют престольные праздники в соседних деревнях.
Тема занятия: «Икона в доме селянина».
Цели: Обогащение внутреннего духовного мира детей через
соприкосновение со святынями Христианства, пополнение знаний
об иконе как неиссякаемом источнике душевных и физических
сил человека.
Развивать познавательный интерес детей;
Воспитывать национальную гордость и любовь к Родине.
Оборудование: презентация «Иконы».
Ход занятия.
1. Вступительная беседа. Чтение стихотворения
…
Наше занятие мы начали с отрывка из «Казачьей колыбельной песни» М.Ю.Лермонтова.
О чем идет речь в этом отрывке? (о святом образке) Что такое святой образок? (икона)
Иконы сопровождали русского человека на протяжении всей жизни: и в младенчестве, и в минуты тяжких испытаний именно к ним обращался православный христианин. Иконы были дома, их брали в дорогу, на груди вместе с крестом нередко носили маленькую иконку – «образок».
Сегодня трудно представить дом православного христианина без икон. Покупают образы даже люди, далекие от религии. Но не каждый знает, какую большую ценность представляют эти изображения (именно так с греческого языка переводится слово икона).
Иконы - живописные изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, священный характер и служат предметами религиозного почитания в понимании образов, которые возводят мысль и чувство молящихся к изображенному. В православной церкви они - необходимая принадлежность не только храма, но и дома верующего.
Происхождение икон было еще с начала христианства.
2. История возникновения иконы.
Сообщение группы №I «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»
По церковному преданию, первой иконой был образ Спасителя — Спас Нерукотворный. Рассказывают, что случилось это во время земной жизни Спасителя. Правитель города Едессы, князь Авгарь, был тяжело болен. Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершил Иисус Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал живописца, чтобы тот нарисовал лик Христа.Однако художник не смог выполнить поручение. От лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. Тогда Господь, умывшись, отер пречистый лик Свой полотенцем, и на нём чудесно отобразился Его Образ. Получив Образ, Авгарь исцелился от своей болезни.
К образу спасителя обращаются с молитвами о наставлении на путь истинный, о спасении души, избавлении от дурных мыслей и исцелении.
Иконы в жизни крестьянина.
Фото №26 Красный угол.
Главным углом крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница, под ней стоял обеденный стол. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.
Крестьяне были верующими, слово «крестьянин» произошло от родственных - «христианин», «христианский». Большое значение крестьянская семья придавала молитвам: утренним, вечерним, перед едой. Это был обязательный ритуал. Не помолясь, не начинали никакого дела. Регулярно посещали крестьяне церковь, но в 30-е гг. церкви были закрыты. Любили крестьяне иконы: их бережно хранили, передавали из поколения в поколение. У икон зажигали лампады– специальные небольшие сосуды с маслом. Божницу украшали вышитыми полотенцами – рушниками. Не полагалось стоять перед иконой в шапке или класть ноги на лавку, глядя на икону. Ни в коем случае нельзя было ругаться при иконе – отсюда и поговорка «Ругаются, хоть святых выноси».
Символика изображения людей и предметов на иконе.
Икона – не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человечества. Физическое движение на иконе сведено до минимума или вовсе отсутствует. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное – глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом. Одежда на иконах – не средство для прикрытия телесной наготы, одежда – символ. Она – ткань из подвигов святого. Важнейшая деталь – складки. Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII – XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV – XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.
Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб. Нимб – изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.
На иконах отсутствуют тени. Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем. Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней. Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.
Символика жестов
Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание.
Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.
Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.
Две руки, поднятые вверх – моление о мире.
Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.
Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.
Сообщения группы №III «Иконы Божией Матери».
По преданию, евангелист Лука, по специальности живописец, оставил после себя несколько икон Божией Матери.
«СМОЛЕНСКАЯ БОГОРОДИЦА»
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка значит «Путеводительница».
Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина.
Смоленская Богородица помогает всем обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в другихсложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.
«КАЗАНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ»
Главная икона России, заступница всего русского народа, особенно в тяжёлые смутные времена. Все главные события в жизни проходят именно с ней, начиная с крещения. Икона даёт благословление на брак, также она помощница в работе, останавливает огонь и помогает тем, у кого проблемы со зрением. При обращении к иконе Казанской Богородицы молятся об исцелении недуга слепоты, об избавлении от вражеских нашествий. Казанская Богородица является заступницей в тяжелые времена, ею благословляют вступающих в брак, у иконы просят о семейном благополучии и счастье, кроме этого икону вешают у детских кроваток.
Икона Казанской Богородицы присутствует почти в каждом храме, а образ Казанской Богородицы присутствует в каждой верующей семье. Во времена правления династии Романовых икона была важнейших из почитаемых святынь и считалась покровительницей династии.
Празднование иконы Казанская Богородица – 21 июля и 4 ноября
- Триптих Спаситель, Богородица и святитель Николай. Почитание в России святителя Николая настолько широко, что вряд ли какой святой может сравниться в этом смысле с Мирликийским чудотворцем. Причина простая: к высохшему колодцу за водой не ходят. Святитель Николай любим и почитаем у нас как скорый помощник, заступник и великий чудотворец. Почти в каждой семье имеется опыт его чудесной помощи.
Сообщения группы №II (по книгам и рассказам прихожан)
«НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ»
Любимый святой русских людей.
Он защищает от нищеты и нужды: когда его икона находится в доме, он следит за тем, чтобы в доме был достаток, уберегает от нужды в чём – либо.
Кроме того, он является покровителем всех путешественников, водителей, моряков, лётчиков и просто людей, находящихся в дороге и почитающих Николая Чудотворца. Мощи святого Николая Угодника находятся в Италии. Это самый почитаемый в мире святой.
«СВЯТАЯ ТРОИЦА»
Символ «Троицы» это Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой, или мудрость, разум, любовь. Одна из трёх главных икон, которые должны быть в каждом доме. Перед иконой молятся о прощении грехов. Она считается исповедальной.
Чудотворная икона Святой живоначальной Троицы написана в XV веке преподобным Андреем (Рублевым). Это самая почитаемая святыня Троице-Сергиевой лавры и одна из чудотворных икон России.
К ней приходят с проблемами, которые решают судьбу. За помощью к этой иконе человек обращается, когда окончательно загнан в угол и не находит выхода. Господь справедлив, но может быть и суров с теми, кто хочет слишком многого для себя и совсем не думает о других. Если просьба преследует какие-то корыстные цели или ущемляет интересы других людей, вы можете только ухудшить свое положение. Перед молитвой Троице следует разобраться в себе, четко и конкретно сформулировать просьбу.
7. Итог занятия.
Задайте вопросы друг другу.
- Что такое икона?
- Как появилась первая икона?
- Чем отличается икона от картины?
- Кому и о чем молятся православные христиане, стоя перед иконами?
- чем отличаются изображения на иконе от изображения на картине?
Иконы сейчас можно приобрести разные. Послушайте, что сказали нам в храме: «Любой освященный образ — святыня. И бумажная литография, и воспроизведенный художником-иконописцем, и старинный фамильный образ, и приобретенный в антикварном магазине раритет — все это икона. Конечно, приятно иметь высокохудожественный образ, написанный грамотным специалистом изографом, такие сегодня можно купить в Троице-Сергиевой Лавре, Свято-Даниловом московском монастыре, где есть свои художественные мастерские. Замечательно, если дома есть старые семейные иконы. Но не следует пренебрегать и современной репродукцией. Старинные, драгоценные по письму иконы, а рядом простенькие “деревенского” письма, а кое-где литографии и фотографии. И все эти святыни — и дорогие, и скромненькие — встречали молитвенный взор святого человека, стоявшего с умиленным сердцем перед ними. Думается, что дело здесь не только в том, какая икона перед нами, но и в нас самих. Лучшим украшением человека и окружающего мира, по православной традиции, признаётся духовная красота. Поэтому православные храмы украшены иконами – образами святости, то есть духовной красоты.
Хочется пожелать вам, чтобы святые иконы чаще пребывали перед вашим взором, подвигая к молитве, хорошим мыслям (богомыслию), вознося над мирской суетой, утишая страсти и исцеляя болезни».
Итоговое занятие проводится в форме защиты рефератов, презентаций, циклов фотоматериала.
Приложение 4. Литература.
1. Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. - СПб.: "Паритет", 2006
2. Голик Н.А., Рухлядко И.Н., Фещукова Н.Д. Особенности традиционной народной культуры Унечского района (Одежда, обычаи, обряды, праздники, песни).- ООО "Типография "Александрия".
3. Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Кураев А.В. Основы православной культуры. – Москва: Просвещение, 2012.
5. Особенности традиционной народной кухни Унечского района (Одежда, обычаи, обряды, праздники, песни)./ Под ред. Р.С. Рожкова.- ООО "Типография "Александрия".