kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "История Донского казачества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс "История Донского казачества" расчитан на учащихся 5-9 классов. В элективный курс входит 3 раздела

1. Историографический обзор по теме

2. План работы

3. Библиография

Курс расчитан на 34 часа. 

Учащиеся смогут изучить историю Донского казачества начиная с 1920 по 1980 года.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "История Донского казачества" »










История Донского казачества






















Содержание:

I. Историографический обзор по теме

II. План работы

III. Библиография




























  1. Историографический обзор по теме

В Советском государстве все граждане имели реальную возможность получения образования, представлялось право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

В 1917-1931 гг. было осуществлено кардинальное преобразование системы просвещения. Принятые после октября 1917 г. государственные акты в области народного образования – «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918 г.), «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР», опубликованные вместе с «Положением» 16 октября 1918 г., ряд правительственных декретов – утвердили демократический принцип единой школы, бесплатной, доступной всему молодому поколению независимо от социального, имущественного положения и национальности. Этот принцип означал, что все звенья системы народного образования преемственно связаны между собой, что молодые люди могут свободно, без каких-либо препятствий в виде тупиковых школ, существовавших в дореволюционной России, переходить от начальной ступени обучения к высшим.

Реформа образования 1920 г. в России стала начальным и основополагающим периодом в строительстве системы массового образования ХХ в., В процессе работы предполагалось изучить законы и постановления советского правительства в области культуры и просвещения, для определения базовых компонентов новой программы обучения и воспитания «советского человека».

Первый этап историографии состоял из ряда крупных работ по общим проблемам истории российской общеобразовательной школы советского времени издаваемый в 1940–1950-е гг.: Дейнеко М. М. 40 лет народного образования в СССР. 1957 г., Константинов H. A., Медынский E. H. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. 1948 г.1, Константинов H. A., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. 1953 г.2, Королев Ф. Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917–1920 1958 г.3, Медынский E. H. История русской педагогики. 1938 г.4, Равкин З. И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921–1925 гг. 1959 г5. Характерной особенностью всех исследований была идеологическая ангажированность: советский период истории российской школы противопоставлялся дореволюционному, при этом и деятельность царского правительства, и инициативы земских и педагогических кругов оценивались исключительно негативно, а роль партии в развитии народного образования преувеличивалась.

В течение 1960-х – первой половины 1980-х гг. историография советской школы значительно расширилась. В 1981 году выходит труд Днепрова Э. Д. Советская историография отечественной школы и педагогики 1918–1977: проблемы, тенденции, перспективы.

В то же время работ обобщающего характера было немного. Среди основных можно выделить серию «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР» (последний том вышел в 1991 г.) Специфика второго историографического этапа состояла в фиксации проблемных областей в рамках истории советского среднего образования: вопросами подготовки учительских кадров в 1920–1930-е гг. занимался П. В. Гришанов «Партийное руководство подготовкой и воспитанием учительских кадров в годы социалистической реконструкции народного хозяйства (1927–1937 гг.)» вышедшая в 1983 году; учебно-воспитательную работу советской школы 1920–1930-х гг. исследовали Е. И. Руднева, Л. А. Степашко, В. А. Гаврилов. Различным вопросам истории школы советского периода были посвящены статьи авторов, вошедшие в несколько крупных сборников. Особенно следует выделить статьи теоретико-методологического характера Э. Д. Днепрова и Е. И. Киселевой, в которых шла речь о необходимости системного подхода при изучении истории российской школы и разрабатывались понятия «система народного образования» и «школьная системы». Система народного образования включала учебно-воспитательные учреждения, учителей и учеников, учебно-воспитательный процесс, органы управления и материальное обеспечение, при том, что ядром системы народного образования выступала школьная система.

Со второй половины 1980-х гг. в историографии советской школы появились исследования свободные от классово-идеологической ангажированности. При этом до начала 1990-х гг. еще публиковались работы, написанные со старых политических и методологических позиций, например, Э. И. Моносзона «Становление и развитие советской педагогики. 1917–1987» 1987год1 и С. А. Галина «Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917–1925)» 1990 года2. Но появлялось большое количество работ отличавшихся новизной исследовательской позиции, к числу которых можно отнести статьи A. B. Шаталова «Наркомпрос в первые годы после Октября (1917–1920)» в 1988 году3, A. A. Тютина «Советская инспекция школ – в начале пути. (1917–1930)» вышедшая в 1988 году4, С. А. Ермишина «В чьих руках было дело просвещения народа?»5 в 1990году и новаторскую монографию Т. Г. Киселевой «Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий. (Без-грамотная Россия – реальность или миф?)6. Историко-статистический анализ» вышедшая в 1994 году. Большое количество исследований было посвящено истории российской педагогики; Вендровская Р. Б. Воспитание в процессе обучения: теория и практика 20-х гг. в 1988 году; Равкин З. И. «Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем» в 1990 году.

На современном историографическом этапе доминируют примеры реконструкции истории школы на основе региональных источников. Появляются работы, построенные по проблемному принципу и посвященные аспектам истории образования и исторической реконструкции системы народного образования. Был представлен ряд диссертационных исследований, в которых предметом изучения являлась государственная политика в области народного образования, школьные реформы и создание новых школьных систем. Что касается монографических исследований, то в них преобладала история государственной политики в сфере школьного образования и вопросы, связанные с историей проведения школьных реформ (Богуславский М. В. XX век российского образования; Липнин В. Н. Школьные реформы в России: Очерки истории1; Липчанский A. M. Становление советской системы образования)2. Концептуальная разработка истории отечественной школы как процесса поэтапного чередования школьных систем проводилась в немногочисленных исследованиях. Концепция «реформ и контрреформ» в области народного образования, осуществлявшихся в обстановке сложного взаимодействия государства и общества, нашли отражения в работе В. Г. Пряниковой и З. И. Равкина. В исследовании рассматривался парный характер преобразований в истории российской школы, когда за реформой неизменно следовала контрреформа.

Как всякая стабилизационная реформа, преобразования 1930-1940-х гг. были положительно встречены массовым учительством, руководителями органов образования и большинством родителей, поскольку они были конкретны, привычны и понятны, т.е. консервативно-традиционны. Те задачи, которые возлагались на эту контрреформу, были выполнены с лихвой.

Успехи в ракетной и космической сфере произвели во второй половине 50-х гг. на американцев «спутниковый шок». Назвав советскую среднюю и высшую школу «секретным оружием» большевиков, они также приступили к значительному реформированию своей общеобразовательной системы.

Другой парой реформ – контрреформ (развитие – стабилизация) выступают преобразования конца 50-х – второй половины 60-х гг.

«Хрущевская реформа» конца 50-х – начала 60-х гг. (ее содержание отражено в Законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» 1958 г1. ставила в основу преобразований системы просвещения контрапункты реформы 20-х гг.: соединение обучения с производительным трудом, активное участие школы в окружающей общественной жизни, производственная практика школьников, существенное усиление даже доминирование политехнического содержания образования и др. Пришедшая ей на смену контрреформы середины 60-70-х гг. привела также к стабилизации системы образования, возвращению школе традиционного статуса учебного заведения. Однако были и несомненные отличия. Во-первых, радикальность как реформистских, так и стабилизационных действий не была столь остра, как в 20-30-е гг. Многие явления, получившие развитие в период «хрущевской реформы» нашли продолжение в 60-80-е гг. Например, сохранялось трудовое обучение школьников, учебные заведения стали намного активнее и действеннее контактировать с окружающей социальной средой. При определенном примате «твердых знаний» как основной цели обучения выявилась тенденция к проблему, творчески развивающему преподаванию. Все это, конечно, было непосредственно связано с разворачивающейся научно-технической революцией.

В конце 60-х – первой половине 80-х гг. преобладали реформаторские мероприятия иного статуса. Речь не шла о «просвещенской революции», создании новой системы образования, кардинальном изменении направленности учебно-воспитательного процесса, что характерно для «общешкольных реформ». В основном это была модернизация содержания общего среднего образования в соответствии с задачами, выдвигавшимися научно-техническим прогрессом. Такие малые» реформы, имеющие большое концептуальное значение, закономерны и носят циклично-периодический характер.

Благодаря работе специальной объединенной комиссии Академии наук СССР и союзной Академии педагогических наук было совершено значительное реформирование содержания образования – этого важнейшего, по сути имеющего общешкольное знание компонента системы образования, повышение его содержания до уровня мировых стандартов на основе научно-технических достижений. С этим же были связаны и новые направления в дидактике и методике (проблемное и развивающее обучение).

Преобразования конца 1960-х – начала 80-х гг., носящие явно выраженный стабилизационно-модернизаторский характер, были завершены реформой 1984 г. («Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы»). Вновь вводилась одиннадцатилетняя школа, устанавливалось обучение детей с шестилетнего возраста, серьезно пересматривались программы в плане повышения их научного уровня. Инновационным моментом реформы выступало введение обучения компьютерной грамотности. Намечалось также вновь вернуться к уже неоднократно дискредитированной в 20-е и 50-е гг. установке на получение профессии в условиях общеобразовательной школы.

Во всем этом проявилась характерная тенденция в самом процессе реформ – постепенное ограничение радикальности реформаторского накала, ослабление потенциала преобразований, сочетаемое с усилением частичных модификаций, присущих стабилизационным мероприятиям.

Данная тенденция проявилась и в последней паре реформ – контрреформ – конца 80-х – начала 90-х гг. Здесь особенно было ощутимо короткое дыхание реформаторства, по сути охватившего всего три-четыре года (1988-1991 гг.). Сильные и слабые стороны отразились в российском «Законе об образовании» (1992 г.).

Главный акцент был сделан в основном на демонстрировании системы обязательного всеобщего среднего образования, начался отход от единого типа учебных заведений, осуществлялась разработка вариативных учебных планов. Большое значение придавалось гуманизации и гуманитаризации учебной деятельности. Педагоги обрели свободу творчества, существенно усилились демократические черты в управлении народным образованием.

  1. План работы.

  1. Теоретический аспект понятия «система народного образования в СССР»

  2. Этапы развития системы образования СССР

    1. 1920-е годы

    2. 1930-е годы

    3. 1940-е годы

    4. 1950-е годы

    5. 1960-е годы

    6. 1970-е годы

    7. 1980-е годы

  3. Заключение


















  1. Теоретический аспект понятия «система народного образования в СССР».

Система народного образования в СССР — система образования, начавшая складываться в советское время (СССР).

Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа, призвана была не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма.

Принципы образования в Советском Союзе были сформулированы ещё в 1903 году в Программе РСДРП, озвученной на II съезде РСДРП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и др.

С момента создания советского государства вопросам образования уделялось приоритетное внимание. 9 ноября 1917 г. (на следующий день после проведения 2-го Всероссийского съезда Советов 26 октября (8 ноября) 1917) совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры.

В октябре 1918 года введено положение «О единой трудовой школе РСФСР»1, которое вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста. 26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию.

Серьезной проблемой была неграмотность значительной части населения, особенно крестьянства, при этом в Европе эта проблема была решена ещё в XIX веке. Советское руководство считало достижение всеобщей грамотности одной из приоритетных задач. Как говорил Владимир Ленин — «нам нужно громадное повышение культуры. Надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства».

Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн человек. Перепись 1920 года на территории Советской России зафиксировала умение читать у 41,7 % населения в возрасте от 8 лет и старше. При этом эта перепись не была всеобщей и не охватила такие территории страны как Белоруссия, Волынская, Подольская губернии, Крым, Закавказье, горные районы Северного Кавказа, часть Туркестана и Киргизии, Дальний Восток, а также некоторые местности Европейской России и Украины, Хиву и Бухару.

На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918—1919 гг., система образования была коренным образом изменена: существование частных школ было запрещено; введено бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь — от государства; запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа; отменялись физические наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке; положено начало созданию системы общественного дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы.

Современные исследователи отмечают: «Коммунистическая атака на систему распределения научных статусов началась в 1918 г. Дело заключалось не столько в „перевоспитании буржуазной профессуры“, сколько в установлении равного доступа к образованию и уничтожении сословных привилегий, к числу которых относилась и привилегия быть образованным».



  1. Этапы развития системы образования СССР

    1. 1920-е годы

19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Шло активное создание государственной системы образования для взрослых представленной «лик пунктами» и школами ликвидации неграмотности (для людей 16-50 лет).

В области начального образования главной проблемой в 1920-е годы оставалась ликвидация неграмотности. В 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано Общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры. В целях ускорения ликбеза пришлось усилить нагрузку на пригодные школьные помещения: при том, что к 1924 году численность учащихся (при абсолютном сокращении населения) удалось довести почти до уровня 1914 года (98 %), количество школ составило лишь 83 % от предвоенного уровня. Основной приток учащейся массы в этот период составляли беспризорники, численность которых достигала в эти годы 7 млн человек. В 1925-28 гг. по мере обеспечения доступности обучения для всех детей школьного возраста всеобщее обязательное начальное обучение вводилось распоряжениями местных советских органов. Так законы о всеобщем обучении были приняты: в 1924 в УССР; в 1926 в БССР; а также в ЗСФСР и в некоторых республиках Ср. Азии в конце 1920-х гг. Но только после ликвидации беспризорности как массового явления (к 1928 — уже только 300 тыс.), к сентябрю 1930 года появились основания констатировать, что всеобщее начальное обучение детей введено фактически.

Советские школы перестраиваются в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920‑х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты. Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы (всего 9-10 лет учёбы).

Большой ущерб системе народного образования и распространению грамотности был нанесен Первой мировой и гражданской войнами. Также большое количество образовательных учреждений юридически оказались в новых независимых странах с наиболее высоким уровнем грамотности и образованности населения (Польша, Финляндия, Прибалтика). Из-за постоянной нехватки средств к 1922-23 учебному году количество школ сократилось до 88 588, а количество учащихся сократилось до 7 322 062 (лишь к 1926 году количество школ возросло до 111 046, а количество учащихся — до 10 219 529)). Ситуация усугублялась голодом и разрухой во многих сферах экономики, полноценное финансирование системы просвещения удалось восстановить только к 1924 году, после этого расходы на образование стабильно росли.

К 1927-28 учебному году количество учащихся в СССР увеличилось до:

•В средних и начальных школах всех видов 11 589 тыс. учеников.

•В средних специальных учебных заведениях в этом же году обучалось — 189 тыс.

•В высших учебных заведениях — 169 тыс. студентов.

В борьбе с неграмотностью были достигнуты значительные успехи, всего в 1917—1927 гг. было обучено грамоте до 10 млн взрослых (подробнее смотрите в статье «Ликбез»). Перепись населения СССР 1926 года выявила 56,6 % грамотного населения в возрасте от 9 до 49 лет (80,9 среди городского и 50,6 сельского). В целом, в этот период значительно увеличилось количество учащихся и учителей.

Количество учителей увеличилось с 222 974 в 1922-23 гг. до 394 848 в в 1929-30 гг. Количество учащихся во всех школах СССР увеличилось с 7 322 062 в 1922-23 гг. до 13 515 688 в 1929/30 гг. Из них:

  • в начальных школах с 5 993 379 в 1922-23 гг. до 9 845 266 в 1929-30 гг.

  • в неполных средних школах с 736 854 в 1922-23 гг. до 2 424 678 в 1929-30 гг.

  • в средних школах увеличилось с 591 645 в 1922-23 гг. до 1 117 824 в 1929-30 гг.

Количество студентов высших учебных заведений по сравнению с предвоенным 1914 годом выросло от 127 000 (включая Польшу) до 169 000 в 1927/28 гг. В 1930 г. в СССР было 272 000 студентов. Количество высших учебных заведений увеличилось с 91 в 1914 г. до 148 в 1927-28 г. (в 1930 г. — 272 000).

Кроме того, несмотря на то, что научный потенциал страны был серьезно подорван во время социальных потрясений, с 1920-х годов он стал восстанавливаться. Заметно увеличилась численность научных работников. К 1927 году их насчитывалось 25 тысяч, то есть в два раза больше, чем до революции. В 1929 году в СССР уже работало 1 263 научных учреждения (в том числе 438 НИИ и их филиалов).

Развивались также национальные школы. Правительство всячески стремилось оказать им помощь. На них распространялись все законы и распоряжения издаваемые центральными органами власти РСФСР и СССР по Единой трудовой школе. Отдел национальных школ Наркомпроса РСФСР помогал создать учебники и организовывал подготовку учителей, а секции и подотделы местных отделов народного образования осуществляли необходимую помощь школами.

В течение 10-15 лет после октябрьской революции на родных языках была создана письменность для десятков ранее бесписчих народов (абазинцы, лакцы, ногайцы, балкарцы, тувинцы, адыгейцы и др.). Дети десятков национальностей впервые в истории получили учебники и учебные пособия на родном языке. В декабре 1922 года было создано специализированное восточное издательство, которое выпускало учебники на татарском, чувашском, киргизском, адыгейском и других языках. В 1924 году массовыми тиражами были изданы учебники для мордовских, марийских, татарских и чувашских школ. Кроме того, правительство РСФСР осуществляло мероприятия, направленные на развитие сети школ в ранее отсталых национальных районах и привлечение в них детей коренных национальностей. При этом обеспечивался дифференцированный подход к определению сети и типов школ, в зависимости от экономических, этнографических и географических условий тех или иных территорий. Для детей кочевых народов, для детей животноводов горных районов Кавказа организовывались школы с интернатами при них или велось обучение детей в районах кочевий. В городах создавались школы-коммуны с интернатами.

    1. 1930-е года

Войны и революции 1914-22 годов сопровождались потерями населения, включая учёных и работников различного уровня квалификации, по ряду важнейших причин: физическая гибель, естественное старение, эмиграция, философский пароход, а также отторжение от бывшей Российской империи наиболее промышленно и культурно развитых её территорий (Польша, Финляндия, Прибалтика), характеризовавшихся более высокими показателями образованности населения. В отдельных секторах хозяйства оценки потерь в 1918-1925гг доходят до 70-90 % кадров, относимых к наиболее квалифицированным (включая в это число образованных представителей «эксплуататорских классов»: хозяев предприятий, членов советов директоров, их консультантов и пр.)

По указанию И. Сталина была предпринята глубокая перестройка всей системы гуманитарных наук. В 1934 году было возобновлено преподавание истории в средней и высшей школе.

В 1930 году состоялся первый выпуск Всесоюзной промышленной академии в Москве.

В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы.

В 1934 на XVII съезде ВКП(б) была принята резолюция о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.) в котором в частности была поставлена задача о всеобщем образовании в объёме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже решена в ходе первой пятилетки. В плане 2-й пятилетки были установлены следующие показатели: рост количества учащихся (в низших и средних школах, рабфаках, ФЗУ, техникумах, вузах и втузах) до 36 млн против 24,2 млн человек в 1932 г., или до 197 человек на тысячу человек населения против 147 человек, не считая дошкольного образования, охватывавшего уже в 1932 г. 5,2 млн человек; увеличение сети массовых библиотек до 25 тыс. против 15 тыс. в 1932 г.

В 1933-37 гг. было осуществлено обязательное 7-летнее обучение в городах и рабочих поселках. Уже в 1938/1939 учебном году в СССР 97,3 % детей, окончившие начальные классы, перешли учиться в среднюю школу.

Согласно плану третьей пятилетки планировалось также введение всеобщего среднего образования в сельской местности, однако оно не было осуществлено в связи с началом Великой Отечественной войны. И 7-летнее всеобщее обучение в СССР было осуществлено только в 1950-56 гг.

Всего за этот период количество учащихся в СССР во всех школах увеличилось с 13 515 688 в 1929-30 гг. до 31 517 375 в 1938-39 гг. Из них:

  • в начальных школах с 9 845 266 в 1929-30 до 10 646 115 в 1938/39 гг.

  • в неполных средних школах с 2 424 678 в 1929-30 гг. до 11 712 024 в 1938-39 гг.

  • в средних школах с 1 117 824 в 1929-30 гг. до 9 028 156 в 1938-39 гг.

Количество учителей увеличилось с 384 848 в 1929-30 гг. до 1 027 164 в 1938/39 гг.

Количество высших учебных заведений в 1932-33 г. составило — 832, в которых обучалось 504 000 студентов.

В целом, были достигнуты значительные успехи в народном образовании. Так, количество учащихся в СССР за 20 лет после октябрьской революции в 1937 году по сравнение с предвоенным 1914 годом увеличилось в 3,5 раз (в средних школах в 20,2 раз), а количество высших учебных заведений выросло в 7,7 раз.

К концу 30-х годов удалось также достичь значительных успехов в борьбе с неграмотностью: согласно переписи 1939 года процент грамотного населения составлял 87,4 %, значительно уменьшился разрыв в грамотности сельского и городского населения. Всего за 16 лет (с 1923 по 1939 гг.) в СССР обучалось более 50 млн неграмотных и около 40 млн малограмотных людей разных возрастов. Среди новобранцев проблема грамотности уже не стояла. А доля призывников имеющих высшее и среднее образование в 1939—1940 гг. составляла треть от общего числа призванных.

В 1930-х годах были изданы следующие постановления, касающиеся советской системы образования:

  • 1930 год — постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» (введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках — всеобщее обязательное 7-летнее обучение);

  • 1931 год — постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе»;

  • 1932 год — постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»;

  • 1933 год — постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы»;

  • 1934 год — постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (установлены три типа общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы) и средняя (1-10 классы));

  • 1935 год — постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе»;

  • 1936 год — постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»;

  • 1936 год — постановление СНК СССР «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» (узаконены лекции, семинары и производственная практика);

  • 1938 год — постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей».

    1. 1940-е года

Всего в 1940/41 учебном году в школах СССР обучалось 34 784 тысяч человек. Из них:

В начальных — 9786 тысяч.

В семилетних — 12 525 тысяч.

В средних — 12 199 тысяч.

Число учителей в 1940/-1 годах составило 1237 тысяч.

В 1940-41 учебном году в СССР было 3773 средних специальных учебных заведений в которых училось 975 000 человек. Высшее образование в СССР в 1940-41 учебном году было представлено 817 учебными заведениями, в которых обучалось 812 000 студентов.

В 1940 году вышло постановление СНК СССР «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий». Согласно этому постановлению, с 1 сентября 1940 года вводилось платное обучение в 8—10 классах средних школ, техникумах, педагогических училищах, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений, а также высших учебных заведениях.

Для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений плата составляла от 150 до 200 рублей в год. Обучение в высших учебных заведениях стоило от 300 до 500 рублей в год. Плата за обучение составляла в 1940 году в среднем примерно 10 % от семейного бюджета (при одном работающем), в 1950 году и далее вплоть до отмены оплаты в 1954 — около 5 %.

Для поощрения выдающихся деятелей науки, техники, культуры и организаторов производства в 1939 году, в 60-летие Сталина, были учреждены присуждавшиеся ежегодно, начиная с 1941 года, Сталинские премии.

Решением Совета Народных Комиссаров № 27 от 26 октября 1940 года в СССР была введена общеобязательная плата за обучение для всех учащихся вузов, 8, 9, и 10 классов средних школ, а также техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений. Данное постановление действовало вплоть до его отмены в 1956 году по решению Совета Министров СССР.

По воспоминаниям Юрия Жданова (беседовавшего со Сталиным осенью 1947 года), Сталин считал, что высшее образование в России прошло три этапа:

Личное внимание Сталин уделил строительству МГУ. Московский городской комитет и Моссовет предлагали построить четырёхэтажный городок в районе Внуково, где были широкие поля, исходя из экономических соображений. Президент Академии наук СССР академик С. И. Вавилов и ректор МГУ А. Н. Несмеянов предлагали построить современное десятиэтажное здание. Однако на заседании Политбюро, которое вёл лично Сталин, он сказал:

Решение о строительстве МГУ было дополнено комплексом мер по улучшению всех университетов, в первую очередь в городах, пострадавших от войны. Университетам были переданы крупные здания в Минске, Воронеже, Харькове. Активно начали создаваться и развиваться университеты ряда союзных республик.

В 1949 году обсуждался вопрос о присвоении имени Сталина комплексу МГУ на Ленинских горах. Однако Сталин категорично выступил против этого предложения.

Развитие советской естественной науки (кроме биологии) и техники при Сталине можно охарактеризовать как взлёт. Созданная сеть фундаментальных и прикладных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и вузовских лабораторий, а также тюремно-лагерных конструкторских бюро охватила весь фронт исследований. Учёные-естественники стали подлинной элитой страны. Такие имена, как физики Курчатов, Ландау, Тамм, математик Келдыш, творец космической техники Королёв, авиаконструктор Туполев, известны во всём мире. В послевоенное время, исходя из очевидных военных нужд, наибольшее внимание уделялось ядерной физике. Так, только в 1946 году лично Сталиным были подписаны около шестидесяти важнейших документов, определивших развитие атомной науки и техники. Результатом выполнения этих решений стало создание атомной бомбы, а также строительство первой в мире АЭС в Обнинске (1954 год) и последующее развитие атомной энергетики.

До 1950 года в СССР было широко распространено так называемое «новое учение о языке» в лингвистике, созданное советским филологом Николаем Марром. В работе Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» данное «учение» было подвергнуто критике. В период Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся немецкой оккупации, 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн учащихся. Но и в эти годы Коммунистическая партия и Советское правительство делали всё возможное для развития и совершенствования общеобразовательные школы. Были созданы школы для рабочей и сельской молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных интернатов, введены экзамены на аттестат зрелости, усилено военно-патриотическое воспитание школьников и т. д.

    1. 1950-е года

С 1949-50 учебном году произошло уменьшение числа учащихся, так как в школы поступали дети рождения военных лет, когда рождаемость в условиях военного времени, (особенно на оккупированной врагом территории и в прифронтовой полосе) значительно снизилась.

В 1956 году в СССР обучалось 35 505 тысяч человек в разных учебных заведениях (в это число не входят 14,9 миллионов учащихся в школах переподготовки и повышения квалификации кадров). Из них:

В общеобразовательных школах — 30 127 тыс.

В училищах системы школ трудовых резервов — 1 365 тыс. человек.

В техникумах и средних специальных уч. заведениях — 2 012 тыс.

В высших учебных заведениях — 2 001 тыс.

Число учителей в 1950-51 годах составило 1 475 тысяч; в 1955-56 годах — 1 733 тысяч.

В 1950 году в СССР было 162,5 тыс. научных работников. К 1955 году их число выросло до 223,9 тыс. и 2950 научных учреждений (1180 из них — НИИ и их филиалы).

Перепись населения СССР, проведённая в 1959 году, продемонстрировала, что неграмотность среди населения страны была практически полностью искоренена.

  • 1 июля 1954 года — Постановление Совета Министров СССР «О введении совместного обучения в школах Москвы, Ленинграда и других городов», ликвидировавшее раздельное обучение мальчиков и девочек.

  • 6 июня 1956 года — Постановление Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР».

  • В 1958 году Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», на основе которого вместо всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, завершенное повсеместно в 1962.

    1. 1960-е года

24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 60-х годов.

Главной целью реформы была объявлена подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Вместо 7-летнего вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование, переход к которому полностью завершился в 1963 г. Полное среднее образование, срок которого был увеличен с 10 до 11 лет, предусматривалось осуществлять на основе соединения обучения с трудом в дневной или вечерней школе, либо в техникуме. Два дня в неделю школьники старших классов дневных школ должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве.

Выпускники средней школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности.

Расширялась сеть вечернего и заочного образования, предоставлялись преимущества для поступления в вуз уже проработавшим на производстве не менее трех лет, обеспечивалась возможность внеконкурсного зачисления лиц, направленных в вузы предприятиями, колхозами и совхозами.

На практике лозунг связи школы с жизнью реализовывался слабо. Массовый переход школ на производственное обучение не состоялся вследствие недостатка рабочих мест для школьников. Лишь небольшая часть выпускников шла работать по специальности, полученной в школе. В то же время значительно сниженным оказался уровень общеобразовательной подготовки учащихся.

Поэтому в 1964-1966 гг. школа вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении 8-летнего образования как обязательного. Профессиональная подготовка осталась только в тех учебных заведениях, которые располагали необходимой материальной базой. В связи с успехами Советских учёных в области космонавтики популярными становятся материалы по физике и астрономии.

Неоправданно увеличился прием в вузы и техникумы. Позже было введено обязательное среднее образование. В то же время заметно сократилось по стране количество среднего технического персонала. Переизбыток специалистов с высшим техническим образованием привел к тому, что их использовали вместо техников. Заметно упал престиж высшего образования. В свою очередь, это привело к перераспределению зарплат.

На волне демократизации общественной жизни, повышения социально-политической активности людей во второй половине 1950-х гг. стержневой основой творческих исканий педагогов-новаторов стал педагогический опыт А. С. Макаренко. Созданная выдающимся педагогом технология организации и сплочения детского воспитательного коллектива была с успехом применена десятками директоров школ и детских домов Москвы и других городов. Проблемы развития детского воспитательного коллектива исследовали видные ученые-педагоги 1960-80-х гг.: М.Д.Виноградова, Л. Ю. Гордин, Н. С. Дежникова, С. Э. Карклина, И. А. Каиров, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко, Л. И. Новикова, И. Б. Первин, Б. Е. Ширвиндт и др. Теоретическими и опытно-экспериментальными исследованиями проблемы воспитания личности в коллективе занимались ученые и научные сотрудники созданного в 1970 году НИИ общих проблем воспитания в составе Академии педагогических наук СССР.

Удельный вес приёма в вузы от числа выпускников десятых классов изменялся так: 1960 г. — 56 %, 1962 — 87, 1965 — 63, 1970 — 35, 1975 — 28, 1977 — 25, 1985 — 50 %.

    1. 1970-е годы

В 1973 году в СССР расходы из госбюджета (без капитальных вложений) на высшие учебные заведения составили 2,97 млрд рублей, на техникумы, училища и школы по подготовке кадров средней квалификации — 1,79 млрд рублей, на профессионально-техническое образование — 2,09 млрд рублей.

На 1975 год в СССР действовали 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн студентов. По числу студентов на 10 тыс. человек населения СССР значительно превосходил такие страны, как Великобритания, Федеративная Республика Германия, Франция, Япония и другие.

По данным на 1 января 1976 года, в СССР насчитывалось 6272 профессионально-технических учебных заведения, в которых обучалось 3,08 млн учащихся.

На начало 1975-1976 учебного года в СССР действовали 167 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучались 48,8 млн человек. По данным на 1975 год, подготовка учителей и воспитателей проводилась в 65 университетах, 200 педагогических институтах и 404 педагогических училищах.

Право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего, было закреплено в Конституции СССР 1977 года статья 45 гласила: «Граждане СССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования».

6.7 1980-е года

Еще более крупный шаг в области развития системы общего среднего образования был сделан в годы десятой (1976—1980) и одиннадцатой (1981—1985) пятилеток. За этот период значительно повысилась общеобразовательная подготовка населения.

В 1982 г. численность населения с высшим и средним (полным и неполным) образованием составила около 149 млн. человек; на тысячу человек занятого населения приходилось с высшим и средним (полным и неполным) образованием 846 человек. Только за годы десятой пятилетки среднее образование получили свыше 25 млн. человек, в том числе окончили дневную и вечернюю общеобразовательную школу 20 млн. человек.

В 1981-82 учебном году в общеобразовательных школах учились около 40 млн. человек, в том числе в школах и группах с продленным днем и школах-интернатах — свыше 10 млн. учащихся. Более 99% выпускников восьмых классов продолжали образование в средних учебных заведениях. В средних школах работающей молодежи в 1980-81 учебном году обучалось около 5 млн. человек.

Продолжалась работа по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе. Значительно больше внимания стало обращаться на трудовое воспитание учащихся, их профессиональную ориентацию, а также идейно-политическое, нравственное, эстетическое воспитание и физическое развитие. В декабре 1977 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду».

Значительно улучшилась работа по подготовке, повышению квалификации педагогических кадров в соответствии с требованиями школы и других учреждений просвещения. Возросла численность и улучшился состав педагогических кадров. В 1980 г. в стране действовали 200 педагогических институтов и 427 педагогических училищ. В них обучалось свыше 1150 тыс. человек. Кроме того, учителей школ готовили 67 университетов. Улучшилась подготовка учителей труда, русского языка для национальных школ, начальной военной подготовки и физического воспитания, предметов эстетического цикла и других учебных курсов.

На XXVI съезде КПСС были подведены итоги этого этапа в развитии народного образования: «Взят важный рубеж — завершен переход к обязательному всеобщему среднему образованию. Главное... в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно полезному труду».

Четвертый этап в развитии общеобразовательной школы начался с принятия реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Школьная реформа была призвана сыграть важную роль в решении одной из ключевых проблем советского общества — формировании гармонически развитой личности. Реформа школы своими положениями устраняла выявленные жизнью расхождения между отдельными, частными положениями по вопросам народного образования и реальным ходом развития системы просвещения. Она была направлена на совершенствование структуры среднего образования, повышение качества общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки молодежи, более широкое применение активных форм и методов обучения, укрепление связи семьи, школы и общественности.

Советская школа всегда выполняла свои главные функции, но она, к сожалению, не освободилась в те времена от формализма в обучении и воспитании, либерализма в оценке знаний учащихся. Значительная часть выпускников школ не обладали прочными знаниями основ наук, необходимыми учебными и трудовыми умениями и навыками. Нередко в школах слабо велась трудовая подготовка и профессиональная ориентация учащихся, особенно на работу в сфере материального производства. На апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС указывалось, что главный труд детей — это учение, прочное овладение знаниями. Без этого невозможно надежно обеспечить участие молодежи в коммунистическом строительстве.

На всем протяжении истории советской системы народного образования Советское правительство всегда выносили кардинальные проблемы развития школы на обсуждение учительства и широких масс трудящихся. Исключительно демократический характер носила и работа по подготовке реформы школы. В комиссию Политбюро ЦК КПСС по реформе школы входили наряду с видными деятелями партии и правительства крупные ученые, организаторы народного образования, руководители учебно-воспитательных учреждений, рядовые учителя, представители массовых организаций трудящихся и творческих союзов. В реформе учтены предложения республиканских и местных партийных органов, министерств, ведомств, научных учреждений, учителей и опытных методистов, материалы августовских (1983) учительских конференций, выступления печати, письма трудящихся.

Учитывая, что вопросы реформы затрагивали интересы каждой семьи, всех трудящихся и имели принципиальное значение для дальнейшего подъема экономического могущества и духовного потенциала страны, формирования нового человека, Политбюро ЦК КПСС признавало целесообразным опубликовать проект реформы для всенародного обсуждения. В газетах, журналах, по радио и телевидению были организованы выступления организаторов народного образования, учителей, деятелей науки и культуры, рабочих и крестьян, родительской общественности. Состоялись выезды на места руководящих работников просвещения. В Министерстве просвещения СССР были созданы группы по учету, рассмотрению и обобщению предложений граждан.

Реформа школы опиралась на прочную организационную и материальную базу. Одновременно с подготовкой и всенародным обсуждением проекта реформы по решению комиссии Политбюро ЦК КПСС велась разработка конкретных практических мер по реализации положений реформы. Была поставлена задача: «Усилить внимание к школе и соответствующим образом настроить руководителей предприятий и объединений, строек, колхозов и совхозов. В организации трудового обучения школьников базовым предприятиям принадлежит решающая роль. Они должны выделять для школ оборудование, рабочие места, квалифицированные кадры. Разумеется, понадобятся определенные материальные и финансовые затраты. Надо, чтобы руководители министерств это хорошо знали и помогали предприятиям. Школа, профтехучилище и техникум должны стать важным цехом базовых предприятий».

Советской Правительство сочло необходимым, чтобы конкретные планы реализации реформы были разработаны и утверждены с учетом местных условий в каждой союзной и автономной республике, крае, области, городе и районе.

В условиях всеобщего обязательного среднего образования численность учащихся вечерних школ постепенно сокращалось, но для работающей молодежи, ранее не получившей среднего образования в массовой школе, не закончившей учебу в средних ПТУ и средних специальных учебных заведениях, вечерняя школа оставалась в 80-е годы по-прежнему основным каналом получения среднего образования. Изменилась структура сети вечерних школ: сократилось количество малочисленных школ, увеличилось число филиалов и учебно-консультационных пунктов непосредственно на предприятиях и в рабочих общежитиях. Основной стала заочная форма обучения, сессионный режим занятий. Издавались специальные учебные пособия, методические и дидактические материалы, рассчитанные на самообразование.

Объективные тенденции развития системы образования в стране — рост средних общеобразовательных школ и ПТУ со средним образованием, обязательность среднего образования молодежи — существенно изменяли социальные цели вечерних и заочных школ. Только за последние двадцать лет число работающей молодежи, не получившей среднего образования, сократилось вдвое. Однако значительная часть молодежи, не имеющей среднего образования, была сосредоточена именно в ведущих хозяйственных сферах — в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и сфере обслуживания населения.

В условиях обязательного среднего образования выявилась настоятельная необходимость усиления роли вечерних и заочных школ в расширении экстернатной формы завершения общеобразовательной подготовки работающей молодежи. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» (1984) было указано на необходимость расширения экстернатной формы получения среднего образования. Дневные средние школы, при которых был организован экстернат, не всегда могли оказать эффективную методическую помощь экстернам. Часто взрослые люди сдавали экзамены в классах с учащимися детской школы, что психологически не оправдано. Между тем потребность завершения среднего образования путем самостоятельной подготовки и последующей сдачи экзаменов в порядке экстерната существовала для определенной части трудящихся. Прежде всего речь идет о тех, кто в силу производственных или семейных причин не мог систематически посещать вечерние или заочные школы, выполнять весь комплекс требований к данным формам обучения. Кроме того, существовала определенная группа лиц, прослушавших курс средней школы, но не сдавших ряд экзаменов, а также прервавших учебу в средних специальных учебных заведениях. Расширение экстернатной формы завершения среднего образования возможно также за счет отдельных учащихся вечерних и заочных школ, обладающих навыками самостоятельной учебной работы и успевающих по всем предметам.





  1. Заключение

Преобразования, проводившиеся в стране, не могли не коснуться и перестройки жизни общества. Этот процесс получил название культурной революции, которая начала осуществляться с первых лет Советской власти, но которая широко развернулась лишь в период реконструкции народного хозяйства. Преобразования в духовно-­культурной сфере и построение нового социалистического быта развертывались по следующим направлениям: ­ ликвидация неграмотности и введение всеобщего обучения; ­ подготовка специалистов для народного хозяйства через высшее и среднее специальное образование; ­ развитие науки как фундаментальной, так и прикладной; ­ создание творческих союзов и развитие художественной культуры; ­ становление многонациональной культуры; ­ идеологическая по пропаганде социалистического образа жизни и мобилизации масс на социалистическое строительство. Осуществление преобразований в культурно­-духовной сфере осуществлялось в особых условиях переходного периода, когда в большой мере сказывались: во-­первых, поголовная неграмотность населения; во-вторых, сохранение культуры царского времени с большим влиянием религии, великодержавной духовной и национальной ; в­-третьих, влияние буржуазной культуры и ее носителей в лице старой интеллигенции; в­-четвертых, эмиграция значительной части научной и творческой интеллигенции, и, в­-пятых, необходимость ускоренной подготовки технических кадров для промышленности.

В работе была рассмотрены советское законодательство о образовании, исторические предпосылки, особенности осуществления советской государственной политики в сфере образования при переходе ко всеобщему среднему образованию, системы советского образования с его истоков до конца 80-х годов; противоречивый характера образовательной политики в СССР, связанной с переходом к среднему всеобучу; отмечены отдельные неблагоприятные явления в советской образовательной системе.


  1. Библиография

Литература

1. Абакумов А.А. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов: 1971-1973. М. 1974.

2. Анайкина Л. И. Партийно-государственная политика в сфере народного образования в РСФСР (1922–1991 гг.): Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2001.

3. Балашов Е. М. Становление советской системы народного образования. Октябрь 1917 – весна 1921 г.: (На материалах Петро-града): Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 1992.

4. Богуславский М. В. XX век российского образования. М., 2002.

5. Борисов С. Д. Народное образование Пензенского края в 1918–1929 годах: Авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 2000.

6. Вендровская Р. Б. Воспитание в процессе обучения: теория и практика 20-х гг. // Советская педагогика. 1988. № 4.

7. Гаврилов В. А. Очерки истории нравственного воспитания в советской школе (1917–1930). Кишинев, 1983.

8. Галин С. А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917–1925). М., 1990.

9. Гришанов П. В. Партийное руководство подготовкой и воспитанием учительских кадров в годы социалистической реконструкции народного хозяйства (1927–1937 гг.). Саратов, 1983.

10. Дейнеко М. М. 40 лет народного образования в СССР. М., 1957.

11. Денисов Р. П. Становление и развитие народного просвещения и педагогического образования в Амурской области: 1858–1941 гг.: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Благовещенск, 2000.

12. Днепров Э. Д. О разработке методологи-ческих, историографических и источниковедческих проблем истории педагогики // Школа России накануне и в период революции 1905–1907 гг. М., 1985.

13. Днепров Э. Д. Проблемы изучения исто-рии школы и педагогики России периода империализма и буржуазно-демократических революций // Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций. М., 1984.

14. Днепров Э. Д. Советская историография отечественной школы и педагогики 1918–1977: проблемы, тенденции, перспективы. М., 1981.

15. Дорофеева Т. В. Формирование школь-ной системы обучения в Советской России (1917 – конец 30-х годов): Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Воронеж, 1994.

16. Дубинин А. Н. Формирование системы народного образования на Урале 1917–1941: Историографический анализ: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 1996.

17. Денисова М.А. Народное образование в СССР. М. 1985.

18. Ермишина С. А. В чьих руках было дело просвещения народа? (Наркомпрос в начале 20-х годов) // Вестн. Моск. гос. ун-та. Серия 8. История. 1990. № 5. С. 3–15.

19. Киселева Е. И. История народного образования как системы: историографический анализ и основные задачи конкретно-исторического исследования. Новосибирск, 1984.

20. Киселева Т. Г. Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий. (Без-грамотная Россия – реальность или миф?). Историко-статистический анализ. М., 1994.

21. Клемантович С. П. Эволюция государственной политики в области народного образования в 1920–1930-е годы: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2000.

22. Константинов H. A., Медынский E. H. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М., 1948.

23. Константинов H. A., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953.

24. Королев Ф. Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917–1920. М., 1958.

25. Кузнецова Е. В. Становление и развитие народного образования в Западной Сибири (1921–1925 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1995.

26. Кабатченко М.В. Народное образование в СССР. М. 1986.

27. Кашина М.П. Народное образование в РСФСР. М. 1970.

28. Луначарский А.В. О народном образовании. М. 1958.

29. Липнин В. Н. Школьные реформы в России: Очерки истории. СПб., 2000.

30. Липчанский A. M. Становление советской системы образования. 1917–1927 гг. Астрахань, 1997.

31. Медынский E. H. История русской педагогики. М., 1938.

32. Моносзон Э. И. Становление и развитие советской педагогики. 1917–1987. М, 1987.

33. Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. М. 1957.

34. Новиков А.М. Народное образование в Советском Союзе. М. 1966.

35. Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. М. 1985.

36. Павлищев К.С. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов. М. 1987.

37. Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967.М. 1985.

38. Прокофьева Н.Р. Всеобщее среднее образование – дело партийное. Волгоград. 1969.

39. Павлов П. Ю. История развития народного образования в сельских районах Приамурья в 1922–1941 гг.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Благовещенск, 2001.

40. Пряникова В. Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли. М., 1994.

41. Равкин З. И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921–1925 гг. М., 1959.

42. Равкин З. И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. М., 1990.

43. Руднева Е. И. Трудовое политехническое обучение школьников (1917–1920). М., 1961.

44. Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. М. 1953.

45. Степашко Л. А. Вопросы теории содержания общего образования в советской педагогике (1917–1937 гг.). Челябинск, 1980.

46. Тютин A. A. Советская инспекция школ – в начале пути. (1917–1930) // Советская пе-дагогика. 1988. № 11.

47. Фрадкин Ф. А. Педология: мифы и дей-ствительность. М., 1991.

48. Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. М. 1976.

49. Хроменков Н.А. Сегодня и завтра народного образования в СССР. М. 1989.

50. Чеховских К. А. Народное образование на Алтае осенью 1917 – весной 1921 гг.: Авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. Барнаул, 1997.

51. Шаталов A. B. Наркомпрос в первые годы после Октября (1917–1920) // Советская педагогика. 1988. № 11.

Нормативно – правовые акты

1. Постановление Совнаркома РСФСР от 13 мая 1938 г. N 107 "О ходе выполнения постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 13 марта 1938 г. "Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей".

2. Постановление Совета Министров РСФСР от 18 сентября 1953 г. N 1082 "О мероприятиях по дальнейшему улучшению работы школ рабочей молодежи". 9. Распоряжение Совета Министров РСФСР от 10 января 1955 г . N 47-р.

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 30 июня 1959 г. N 1133 "Об утверждении Инструкции по учету детей и подростков школьного возраста, подлежащих всеобщеобразовательному восьмилетнему обучению" (СП РСФСР, 1959, N 7, ст. 66).

4. Постановление Совета Министров РСФСР от 7 августа 1959 г. N 1325 "О порядке и сроках перехода на новую систему школьного образования" (СП РСФСР, 1959, N 10, ст. 93).

5. Постановление Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1959 г. N 2027 "Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе" (СП РСФСР, 1959, N 21, ст. 180).

6. Постановление Совета Министров РСФСР от 11 августа 1960 г. N 1225 "О дальнейшем развитии и улучшении общественного питания в общеобразовательных школах".

7. Постановление Совета Министров РСФСР от 7 мая 1962 г. N 578 "О подготовке учителей труда и производственного обучения для общеобразовательных школ".

8. Постановление Совета Министров РСФСР от 3 сентября 1964 г. N 1111 "О переводе средних общеобразовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением РСФСР на новый срок обучения" (СП РСФСР, 1964, N 17, ст. 118).

9. Постановление Совета Министров РСФСР от 19 ноября 1964 г. N 1439 "О мерах по улучшению вечернего и заочного образования работающей молодежи" (СП РСФСР, 1964, N 20, ст. 144).

10. Постановление Совета Министров РСФСР от 20 июля 1972 г. N 426 «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» в РСФСР». (СП РСФСР, 1972, N 17, ст. 106).

11. Постановление Совета Министров РСФСР от 27 августа 1973 г. N 448 "О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы" (СП РСФСР, 1973, N 18, ст. 134)

12. Постановление Совета Министров РСФСР от 2 августа 1974 г. N 449 "О мерах по улучшению общего среднего вечернего и заочного образования рабочей и сельской молодежи".

13. Постановление Совета Министров РСФСР от 3 сентября 1974 г. N 494 "Об организации экспериментальных средних общеобразовательных школ".

14. Постановление Совета Министров РСФСР от 5 июня 1984 г. N 235 "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы".

15. Положение СНК РСФСР «Об организации дела народного образования в Российской Социалистической Советской Республике». Июнь 1918 г.

16. Постановление ВЦИК 16 октября 1918 г. «Положение о единой трудовой школе РСФСР».

17. Постановление ЦК ВКП (б) 25 июля 1930 г. «О всеобщем обязательном начальном обучении».

18. Постановление ЦИК КПСС СССР от 8 марта 1929 г. «О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей».

19. Постановление ЦИК КПСС СССР от 17 мая 1929 г.— «О работе по ликвидации неграмотности»

20. Постановление ЦИК КПСС СССР от 25 августа 1931 г. «О начальной и средней школе».

21. Постановление ЦИК КПСС СССР от 25 августа 1932 г.— «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе».

22. Постановление ЦИК КПСС СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах».

23. Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 2 октября 1940 г. «О государственных трудовых резервах».

24. Постановление СНК СССР от 8 сентября 1943 г. «О приеме в школы детей семилетнего возраста».

25. Закон СССР от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

26. Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 15 фев-раля 1960 г. «Об организации школ с продленным днем».

27. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы».

28. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1972 г. «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы».

29. Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 22 декабря 1977 г. приняли постановление «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их


11 Константинов H. A., Медынский E. H. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М., 1948.

22 Константинов H. A., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953.

33 Королев Ф. Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917–1920. М., 1958.

44 Медынский E. H. История русской педагогики. М., 1938.

55 Равкин З. И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921–1925 гг. М., 1959.

11 Моносзон Э. И. Становление и развитие советской педагогики. 1917–1987. М, 1987.

22 Галин С. А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917–1925). М., 1990.

33 Шаталов A. B. Наркомпрос в первые годы после Октября (1917–1920) // Советская педагогика. 1988. № 11.

44 Тютин A. A. Советская инспекция школ – в начале пути. (1917–1930) // Советская пе-дагогика. 1988. № 11.

55 Ермишина С. А. В чьих руках было дело просвещения народа? (Наркомпрос в начале 20-х годов) // Вестн. Моск. гос. ун-та. Серия 8. История. 1990. № 5. С. 3–15.

66 Киселева Т. Г. Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий. (Без-грамотная Россия – реальность или миф?). Историко-статистический анализ. М., 1994.

11 Липнин В. Н. Школьные реформы в России: Очерки истории. СПб., 2000.

22 Липчанский A. M. Становление советской системы образования. 1917–1927 гг. Астрахань, 1997.

11 Закон СССР от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».


11 Постановление ВЦИК 16 октября 1918 г. «Положение о единой трудовой школе РСФСР».

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Элективный курс "История Донского казачества"

Автор: Пузикова Лидия Александровна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 244105


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства