Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Умники и умницы»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Умники и умницы»
Одной из основных задач современного образования является достижение нового качества результатов обучения, ориентированного на развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей. Приоритетной задачей обучения становится формирование и развитие универсальных и специальных компетенций в различных областях деятельности человека, которые помогут в будущем ориентироваться и принимать обоснованные решения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Умники и умницы»»
Тамбовская область Кирсановский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Методическим советом
МБОУ «Уваровщинская сош»
протокол №________________
«___»______________2019 г.
Утверждаю Директор
МБОУ «Уваровщинская сош»
_____________Е. Н. Хохлова
Приказ №____________«___»______________2019 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Умники и умницы»
(базовый уровень)
Возраст детей: 10-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Комаров Александр Николаевич,
педагог дополнительного образования
Кирсанов 2019
Информационная карта программы
1. Учреждение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа» Кирсановского района филиал в селе Ленинское
2. Полное название программы
«Умники и умницы»
3. Сведения об авторах:
3.1. Ф.И.О., должность
3.2.Ф.И.О., должность педагога реализующего программу
Комаров Александр Николаевич,
педагог дополнительного образования
4. Сведения о программе Модифицированная
4.1. Нормативная база:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.).
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14)
4.2.Область применения
Дополнительное образование
4.3. Направленность
Естественнонаучная
4.4. Тип программы
Экспериментальная
4.5. Вид программы
Образовательная
4.6. Возраст учащихся по программе
10-15 лет
4.7. Продолжительность обучения
1 год
5. Рецензенты и авторы отзывов
6. Заключение методического совета
Протокол заседания от «__29» _____08__ 2019 г. №__1_
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Умники и умницы» – естественнонаучная.
Уровень освоения программы – базовый.
Одной из основных задач современного образования является достижение нового качества результатов обучения, ориентированного на развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей. Приоритетной задачей обучения становится формирование и развитие универсальных и специальных компетенций в различных областях деятельности человека, которые помогут в будущем ориентироваться и принимать обоснованные решения.
История занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования. История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Новизна программы заключается в обеспечении развития интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
В школьной программе по истории не уделяется достаточного внимания изучению таких вспомогательных исторических дисциплин, как палеография, нумизматика, сфрагистика, хронология, геральдика, метрология, ономастика и других. Сравнительно недавно выделились в качестве особых дисциплин филиграноведение, кодикология, берестология, бонистика, фалеристика, векселлология, эмблематика, филократия и другие. Многие школьники даже не знают о существовании подобных исторических дисциплин, а об их роли в разгадывании исторических тайн имеют весьма поверхностные знания.
Таким образом, вспомогательные исторические дисциплины могут стать действенным фактором приобщения учащихся к истории и культуре, воспитания уважительного отношения к прошлому, к тому великому культурному наследию, которое вошло в нашу повседневную жизнь.
Данная программа рассчитана не пассивное усвоение школьниками готовых знаний, а на сотрудничество и сотворчество учителя и ученика. Познавая историческую действительность, изучая уже известные исторические события, но с привлечением вспомогательных исторических дисциплин, учащиеся начинают понимать, что изучение прошлого – это важная и очень интересная часть их школьной жизни. И, казалось бы, уже знакомые из школьного курса истории события приобретают совершенно другую окраску, а многие непонятные моменты становятся простыми и понятными.
В данном курсе учащиеся познакомятся с палеографией, нумизматикой, сфрагистикой, геральдикой, исторической метрологией, хронологией, ономастикой, генеалогией и другими дисциплинами. Каждая из этих дисциплин своеобразна и имеет свой объект и предмет изучения, цели и задачи каждой из этих наук разные. Но все вместе они помогают воссоздать историческую картину становления славянской письменности, эволюции денежного обращения, развития государственной символики (печати и гербы), изменения системы мер и весов, трансформации систем измерения времени, происхождения различных родов и семей. Из курса вспомогательных исторических дисциплин учащиеся узнают о графике букв, украшениях, орнаменте в русских летописях и письменных источниках, об истории утверждения в нашей стране десятичной денежной системы, об истории происхождения таких символов, как двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змея, познакомятся с системой древних мер длины (пядь, локоть, сажень, аршин), веса (пуд, золотник, фунт), жидких и сыпучих тел (кадь, четверть, ведро, корчага).
Все дисциплины, кроме хронологии, изучаются, в основном, на российском материале. Хронология – единственная дисциплина, в которой рассматриваются самые известные мировые системы исчисления времени. В разделе «Ономастика» учащиеся познакомятся с происхождением российских географических названий, имен, фамилий и псевдонимов, рассмотрят названия своей местности. Генеалогия и системы социального этикета покажут, как в разные времена структурировалось общество, попробуют свои силы в составлении генеалогического древа своей семьи.
Отличительные особенности программы
Особенностью программы является то, что содержание программы может расширяться за счет изучения новых вспомогательных исторических дисциплин (ведь их более 30), а также использования разных исторических источников, в том числе привлечение малоизучаемых в школьном курсе истории. Также данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся об истории как науке, но и помогает овладеть начальными навыками проектной и исследовательской работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей и реализации их устойчивого интереса к исторической науке.
Организационные условия реализации программы
Адресат программы: программа предназначена для детей в возрасте 10-15 лет, который характеризуется становлением избирательности, и целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому.
Учащийся рассчитывает на то, что оценке должен подлежать не только итог его труда, но и его собственный вклад, отличный от достигнутого другими. Он рассматривает результат своего труда как объективное свидетельство личных достижений. Знания становятся его личным достоянием, перерастая в убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность.
Данная программа рассчитана на учащихся, которые действительно интересуются российской и всемирной историей, не ограничиваясь рамками школьного курса.
Условия набора обучающихся: для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний). Возможно обучение детей с ОВЗ.
Формы обучения: программа рассчитана на очную форму обучения и включает 72 занятия (теории и практики) и направлена на дополнение и углубление знаний в области истории, с опорой на практическую деятельность.
Объем и срок освоения программы: данная программа рассчитана на 1 год обучения (72 часа всего), 2 часа в неделю.
Состав группы: норма наполнения групп – 6-12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 2 академических часа (45 минут, 15 минут перерыв).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель - создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие интеллектуальных способностей, знакомство с элементами научного исторического исследования.
Задачи:
обучающие:
познакомить учащихся с разными вспомогательными историческими дисциплинами;
изучить известные мировые системы исчисления времени;
освоить практические навыки работы в составлении генеалогического древа своей семьи;
познакомить с происхождением российских географических названий, имен, фамилий и псевдонимов, рассмотреть названия своей местности;
сформировать знания, умения и навыки самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности;
развивающие:
развивать индивидуальный творческий потенциал каждого учащегося;
развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения исторических знаний с использованием различных источников информации;
развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, ресурсами сети Интернет;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
воспитательные:
прививать интерес к исследовательской работе;
создавать условия для общения, взаимодействия и сотрудничества в коллективе;
воспитывать чувство сопричастности к прошлому как основе становления исторического сознания;
воспитывать трудолюбие, внимательность, аккуратность при выполнении работ.
Учебный план
№ п/п
Название темы
Количество часов
1.
Введение.
2
2.
Проектная и исследовательская деятельность.
2
3.
Палеография.
6
4.
Нумизматика.
6
5.
Сфрагистика.
6
6.
Фалеристика.
6
7.
Геральдика.
6
8.
Метрология.
6
9.
Вексиллография.
6
10.
Генеалогия.
6
11.
Хронология.
8
12.
Историческая ономастика.
12
Всего
часа
Тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Вид занятий
1
Введение.
2
Лекция
1.1.
1.2.
Понятие «вспомогательные исторические дисциплины» и их виды.
2
Презентация «Вспомогательные исторические дисциплины»
2
Проектная и исследовательская деятельность.
2
2.1.
Исследовательский проект: структура, основные требования к содержанию и оформлению.
1
Лекция
2.2.
Способы демонстрации и представления исследовательского проекта.
1
Практическое занятие
3
Палеография.
6
3.1.
Что такое палеография?
1
Лекция
3.2.
Палеографический метод.
1
Лекция
3.3.
Возникновение письменности у восточных славян. Славянские алфавиты.
«Бархатная книга», «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи».
7.6.
Практическая работа «Составление семейного герба»
1
Практическое занятие
8
Метрология.
6
8.1.
Предмет, задачи и методы метрологии.
1
Лекция
8.2.
Метрология Древнерусского государства.
1
«Хождение игумена Даниила в святую землю»
8.3.
Русская метрология 12-17 вв.
1
«Хождение за три моря», «Соборное Уложение»
8.4.
Русская метрология 18-20 вв.
1
«Положение о мерах и весах»
8.5.
Практическая работа №3.
1
Практическое занятие
8.6.
Практическая работа «Решение метрологических задач».
1
Фрагмент былины «Алеша Попович и Тугарин Змей», старинные рецепты русских блюд.
9
Вексиллография.
6
9.1.
Вексиллография и ее элементы.
1
Лекция
9.2.
9.3.
История флага.
1
Презентация «Из истории флага»
9.4.
Флаги иностранных государств.
1
Презентация «Все флаги в гости будут к нам…»
9.5.
Государственный флаг России
2
Презентация «Эволюция Государственного Флага»
9.6.
Практическая работа «Проект флага села (района, области)».
1
Практическое занятие
10
Генеалогия.
6
10.1.
Предмет и задачи генеалогии.
1
Лекция
10.2.
Европейская генеалогия.
1
Беседа
10.3.
10.4.
Русская генеалогия.
2
Генеалогическое древо династии Рюриковичей, династии Романовых.
10.5.
Генеалогия и система социального этикета.
1
«Табель о рангах»
10.6.
Практическая работа «Проект семейного генеалогического древа».
1
Практическое занятие
11
Хронология.
8
11.1.
Основные единицы измерения времени.
1
Лекция
11.2.
Типы календарных систем.
1
11.3.
Понятие «эра» и виды эр. Древнейшие календари.
1
Презентация «Древнейшие календари»
11.4.
Русская календарная система.
1
Презентация «Русская система счета времени»
11.5.
Практическая работа «Изготовление макета календаря восточных славян»
2
Практическое занятие
11.6.
Практическая работа «Определение даты события».
2
Никоновская летопись, «Слово о полку Игореве»
12
Историческая ономастика.
12
12.1.
Историческая ономастика
как вспомогательная историческая дисциплина.
1
Лекция
12.2.
Этнонимика как составная часть ономастики.
1
Презентация «Происхождение названий народов мира»
12.3.
Топонимика как раздел ономастики.
1
Презентация «Географические названия как свидетели прошлого»
12.4.
Микротопонимика.
1
Презентация «Названия моей малой Родины»
12.5.
Историческая антропонимика.
1
Презентация «Из истории имен»
12.6.
Происхождение русских некалендарных и календарных имен.
1
Презентация «Происхождение русских имен»
12.7.
Происхождение русских фамилий.
1
Презентация «Происхождение русских фамилий»
12.8.
Причины появления псевдонимов. Основные способы их построения.
1
Презентация «Из истории псевдонимов».
История появления псевдонимов русских писателей, русских революционеров и др.
12.9.
Практическая работа «Составление словаря личных имен (фамилий)».
2
Практическое занятие
12.
10.
Итоговое занятие.
2
Итоговое открытое мероприятие
Содержание программы
(72 часа)
Введение (2 ч.). Вспомогательные исторические дисциплины: палеография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика. История развития вспомогательных исторических дисциплин России. Практическое использование вспомогательных исторических дисциплин.
Тема 1. Проектная и исследовательская деятельность (2 ч.)
Исследовательский проект. Формы и методы исследовательской работы. Типы проектных работ. Требования к оформлению работ. Критерии защиты работы. Тематика индивидуальных проектных и исследовательских работ. Знакомство с правилами выступления и защиты своих работ.
Тема 2. Палеография (6 ч.).
Предмет палеография и её важнейшие задачи. Палеографические методы исследования. Внешние признаки рукописных источников. Этапы возникновения письменности у восточных славян. Кириллица и глаголица. Рукописные источники Древней Руси и Российского государства. Материал письма. Графика. Украшение рукописей.
Практическая часть: проект «Страница рукописи».
Основные понятия темы: палеография, графика, титло, миниатюра, вязь, устав, полуустав, скоропись, пергамен, заставка, инициал, колофон, водяные знаки – вержер и пантюзо, штемпель.
Тема 3. Нумизматика (6 ч.).
Предмет и методы нумизматики. Основные задачи нумизматики. Понятие и функции денег. Виды денег и появление монет. Связь нумизматики с другими вспомогательными историческими дисциплинами. Естественнонаучные методы исследования монет.
Практическая часть: составление презентаций «Денежная система России», «Денежные системы стран мира», «Из истории денег».
Основные понятия темы: нумизматика, бонистика, «безмонетный период», монета, купюра, ассигнация, гривна, копейка, рубль, куна, веверица, грош, алтын.
Тема 4. Сфрагистика (6 ч.).
Предмет, методы, задачи сфрагистики. Этапы развития сфрагистики как науки. Классификация печатей. Княжеские печати. Церковные печати. Печати современной России.
Практическая часть: проект семейной печати.
Основные понятия темы: сигиллография,печать, штамп, булла, тамга, вислые печати, прикладные печати, гемма.
Тема 5. Фалеристика (6 ч.).
Предмет, задачи, методы фалеристики. Происхождениенаград. История наград. Награды Древнерусского государства и царской России. Советские награды. Особенности орденов и медалей современной России.
Практическая часть: проект медали (ордена); составление презентаций «Ордена и медали Российской империи», «Советские ордена и медали», «Ордена и медали Российской Федерации».
Основные понятия темы: фалеристика, орден, медаль, статус, аверс и реверс.
Тема 6. Геральдика (6 ч.).
Предмет, задачи, методы геральдики. Происхождение гербов. Теоретическая и практическая геральдика. Виды щитов. Эмблемы. Цветовая гамма герба. Деление щита. Геральдические фигуры. Девиз.
Практическая часть: проект составления семейного герба (герба школы, герба села).
Основные понятия темы: геральдика, герб, гербовник, девиз, эмблема, герольдмейстер.
Тема 7. Метрология (6 ч.).
Предмет, задачи метрологии. Значение метрологии для анализа исторических источников. Методы. Основные метрологические термины. Источники метрологии. История русской метрологии. Меры веса, длины, жидкостей, сыпучих тел, площади.
Практическая часть: решение метрологических задач.
Основные понятия темы: метроном,берковец,четверть, кадь, золотник,аршин, сажень, штоф, верста, фунт и др., метрическая система мер.
Тема 8. Вексиллография (6 ч.).
Вексиллография – вспомогательная историческая дисциплина. Знамя, его составные части. Хоругвь. Штандарт. Флаг. История флага. Современный флаг России.
Практическая часть: проект флага села (района, области).
Основные понятия темы: хоругвь,штандарт, знамя, флаг, стяг. Тема 9. Генеалогия (6 ч.).
Предмет, задачи генеалогии. Методика генеалогического исследования. Составление генеалогических таблиц. Источники генеалогии. Русская генеалогия. Системы социального этикета (звания, чин, титул, награды и.т.п.).
Практическая часть: проект семейного генеалогического древа.
Основные понятия темы: роспись, системы социального этикета.
Тема 10. Хронология (8 ч.).
Предмет, задачи хронологии. Основные понятия хронологии. Единицы счета времени. Древнейшие календари. Русская система счета времени. Славянский календарь.
Практическая часть: определение даты исторического события; составление презентаций «Древнейшие календари», «Календари Древнего Рима», «Русская система счета времени».
Основные понятия темы: календарь, год, сутки, неделя, григорианский и юлианский календарь, поясное время.
Тема 11. Историческая ономастика (12 ч.).
Предмет и задачи исторической ономастики. Разделы ономастики. Форманты. Субстрата. Топонимика и микротопонимика. Этнонимика. Историческая антропонимика. Система личных имен. Псевдоним. Способы построения псевдонимов.
Практическая часть: составление презентаций «Происхождение русских имен», «Происхождение русских фамилий», «Из истории псевдонимов»; составление словаря личных имен (фамилий).
Основные понятия темы: онома, топоним, именник, внутрисемейные имена, прозвище, фамилия, псевдоним, аллоним, криптоним, контаминация, койноним, калька, анаграмма.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
формирование системы научных знаний о вспомогательных исторических дисциплинах, об истории развития вспомогательных исторических дисциплин России;
формирование первоначальных систематизированных представлений о палеографии, метрологии, хронологии, сфрагистики, геральдики, нумизматики, генеалогии, ономастики;
приобретение опыта использования методов вспомогательных исторических дисциплин;
По итогам освоения программы учащиеся должны:
знать:
палеографические методы исследования;
этапы возникновения письменности у восточных славян;
виды рукописных источников Древней Руси и Российского государства;
виды денег;
естественнонаучные методы исследования монет;
предмет, методы, задачи сфрагистики;
виды наград Древнерусского государства и царской России, советские награды;
особенности орденов и медалей современной России;
классификацию геральдических фигур;
предмет, задачи, методы геральдики;
значение метрологии для анализа исторических источников;
составные части знамени;
особенности современного флага России;
методику генеалогического исследования;
правила русской системы счета времени;
разделы ономастики;
способы построения псевдонимов.
уметь:
характеризовать палеографические методы исследования, методы исследования монет;
готовить проект семейной печати, семейного герба, флага;
составлять семейное генеалогическое древо;
различать составные части знамени;
составлять словарь личных имен (фамилий);
определять виды наград Древнерусского государства и царской России, советских наград;
определять дату исторического события;
решать метрологические задачи;
определять меры веса, длины, жидкостей, сыпучих тел, площади;
оформлять работы в виде презентаций.
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 36.
Начало занятий – с 15 сентября, окончание занятий – 31 мая. (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Программа предназначена для детей в возрасте 10-15 лет и рассчитана на один год обучения в количестве 72 часов.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая
Форма обучения – очная.
Материально-техническое обеспечение программы
№
п/п
Наименование
Количество
1
Мультимедийный проектор
1
2
Ноутбук
1
3
Колонки для ноутбука
1
4
Экран
1
5
Многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс)
Кадровое обеспечение: педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее специальное образование по специализации исторического направления, а также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.
Формы, методы и приемы обучения, используемые при реализации программы
Сущность данной программы предусматривает организацию учебного процесса во взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
- теоретические занятия, где учитель объясняет новый материал, а затем вместе с учащимися закрепляет его на конкретных примерах;
- практические занятия, где учащиеся самостоятельно изучают источники по нужной тематике, анализируют и оценивают их содержание, выясняют значение новых понятий и терминов, готовят проекты, мультимедийные презентации и т.п.
Применяются как индивидуальные, так и групповые формы и методы работы.
Возможные виды деятельности
- анализ исторической литературы и исторических источников;
- эвристическая беседа;
- лекция;
- рассказ;
- дискуссия (дебаты);
- сюжетно-ролевые игры;
- подготовка и обсуждение докладов учащихся;
- подготовка мультимедийных презентаций;
- изучение генеалогических таблиц, составление генеалогического древа семей учащихся;
- написание реферата;
- составление словаря топонимов своей местности;
- анализ гербов, составление герба своей семьи;
- изучение денежных знаков;
- участие в викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.;
- экскурсии в музеи, библиотеки и др.;
Педагогические технологии, используемые в обучении:
1. Проектно-исследовательские технологии (предполагают участие в коллективных проектах или выполнение исследовательских работ). Применение этих технологий обеспечивает развитие исследовательских навыков (целеполагание, применение исследовательских методик, фиксация, обработка и анализ полученных результатов), навыков самостоятельной работы и сотрудничества, навыков публичного выступления.
2. Развивающее и проблемное обучение способствует формированию умения анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно получать информацию в ходе решения проблемных ситуаций.
3. Информационно-коммуникационные технологии предполагают обучение навыкам поиска информации в интернет-источниках (поисковых системах, сайтах и т.п.), использование цифровых образовательных ресурсов. Их применение повышает наглядность и информативность обучения, способствует формированию у учащихся информационной культуры, расширению кругозора, обогащению содержания образования.
4. Элементы тестового контроля используются для закрепления и диагностики знаний.
5. Личностно-ориентированное обучение направлено на развитие природных способностей и индивидуальных свойств личности учащихся в процессе выполнения индивидуальных проектно-исследовательских работ. Способствует повышению познавательной активности, формированию мотивации к самостоятельной учебной деятельности, уверенности в себе и адекватной самооценки.
6. Здоровьесберегающие технологии позволяют организовать режим занятий в соответствии с особенностями динамики работоспособности учащихся, с учетом степени сложности работы, индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей. Смена видов деятельности в процессе занятия и применение элементов психологической разгрузки, а также соблюдение техники безопасности труда направлены на сохранение и укрепление здоровья и снижение утомления учащихся, формирование умения правильного распределения видов деятельности и снятия эмоционального напряжения.
Общими принципами отбора содержания материала являются:
- доступность для учащихся основной школы;
- реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы (она может быть изучена в отведенное количество часов);
- инвариантность содержания (программа применима для учащихся, которые заинтересованых в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков);
- содержание программы обеспечивает более полное знакомство с основными вспомогательными историческими дисциплинами, т.к. в школьном курсе базовой программой этому отводится недостаточно времени.
2.3. Формы аттестации
Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной общеразвивающей программе применяется:
1. Входной контроль (предварительная аттестация) – оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного.
2. Текущая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной аттестации.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем письменного опроса (тестирование, реферат) или путем выполнения практических заданий и лабораторных работ. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются выполнением лабораторных и практических работ.
3. Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода (этапа, полугодия).
Формы аттестации включают в себя следующие этапы: входную, промежуточную и итоговую.
1. Входная диагностика проводится с целью выявления уровня подготовки обучающихся.
Входная диагностика проводится в первый месяц учебных занятий с занесением результатов в диагностическую карту.
2. Промежуточная диагностика проводится в период обучения после начальной аттестации до промежуточной диагностики.
Промежуточная диагностика осуществляется путем письменного опроса (тестирование, реферат) или путем выполнения практических заданий.
3. Итоговая диагностика проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающегося и их соответствия прогнозируемым результатам данной программы.
Аналитико-диагностический блок дополнительной общеразвивающей программы включает в себя:
диагностику обученности (знания, умения, навыки по профилю программы);
диагностику обучаемости;
текущую диагностику (зачеты по темам, результаты участия в соревнованиях и т.д.).
2.4. Оценочные материалы
При проведении текущей и промежуточнойдиагностики по программе учитываются:
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
Высокий уровень – учащийся освоил весь объем исторических знаний 80-100%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные исторические термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.
Средний уровень – у учащихся объем усвоенных исторических знаний составляет 50-70%, сочетает специальную историческую терминологию с бытовой.
Низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% объема исторических знаний, предусмотренных программой; ребенок, как правило, избегает употреблять специальные исторические термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
Высокий уровень – учащийся овладел на 80-100% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества.
Средний уровень – у учащихся объем усвоенных умений и навыков составляет 50-70%, подбирает и работает с материалом с помощью педагога, в основном выполняет практические задания на основе образца.
Низкий уровень – учащийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков, испытывает серьезные затруднения при работе с материалом; ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Диагностика уровня достижения учащимися планируемых результатов
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Возможное
количество
баллов
1. Теоретическая
подготовка:
1.1.Теоретические
знания
1.2. Владение
специальной
терминологией
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям
Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии
-низкий уровень
(учащийся овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);
-средний уровень (объем усвоенныхзнаний составляет более 1/2);
- высокий уровень
(учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой).
- низкий уровень
(учащийся избегает употреблять специальные термины);
- средний уровень (учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой);
- высокий уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).
1
3
5
1
3
5
2.Практическая подготовка
2.1.Практические умения и
навыки
2.2.Творческие
навыки
Соответствие
практических
умений и навыков программным требованиям
Креативность
в выполнении
практических
заданий
- низкий уровень(учащийся овладел менее чем1/2 предусмотренных умений и навыков);
- средний уровень (объем
усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);
- высокий уровень (учащийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой)
- начальный уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
- репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
- творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).
1
3
5
1
3
5
3.Общеучебные умения и навыки:
3.1.Учебно-
интеллектуальные умения (умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу,
пользоваться
компьютерными
источниками
информации, осуществлять
учебно-
исследовательскую
работу (писать
рефераты,
проводить самостоятельные учебные
исследования)
3.2.Учебно-
коммуникативные умения:
3.2.1. Умение
слушать
и слышать
педагога
3.2.2. Умение
выступать перед
аудиторией, вести полемику,
участвовать в
дискуссии
3.3. Учебно-
организационные умения и навыки:
3.3.1. Умение
организовать
свое рабочее
(учебное) место
3.3.2. Навыки
соблюдения в
процессе деятельности
правил безопасности
Самостоятельность в подборе и анализе литературы, в пользовании компьютерными источниками информации, самостоятельность в учебно-
исследовательской работе
Адекватность
восприятия
информации,
идущей от педагога.
Свобода владения
и подачи учащимися
подготовленной
информации, самостоятель-ность в построении дискуссионного выступления
Способность
Самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности
и убирать его
за собой
Соответствие
реальных навыков
соблюдения
правил безопасности программным
требованиям
- низкий уровень умений (учащийся испытывает серьезные затруднения)
- средний уровень (работает с
помощью педагога или родителей)
- высокий уровень (работает самостоятельно)
уровни - по аналогии сп.3.1
уровни - по аналогии сп.3.1
уровни - по аналогии сп.3.1
- низкий уровень (учащийся овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности);
- средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);
- высокий уровень (освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой).
1
3
5
по аналогии с
п.3.1
по аналогии с
п.3.1
по аналогии с
п.3.1
1
3
5
2.5. Методическое обеспечение программы
№
Название раздела, темы
Формы
занятий
Приемы и методы
Дидактический материал, техническое оснащение
Формы подведения итогов
Введение
теоретическое
Методы индивидуального обучения, репродуктивный, проблемный, поисковый
Компьютерная презентация «Вспомогательные исторические дисциплины», компьютер, проектор, интерактивная доска
Выполнение реферативной работы, практическая работа, тестирование
3
Нумизматика
теоретические,
практические
Словесные: рассказ с элементами беседы, наглядные: показ презентаций, видеороликов, практические: дидактические задания
Компьютерная презентация «Денежные системы», «Из истории денег», «Денежная система России»,компьютер, проектор, интерактивная доска
Выполнение реферативной работы, тестирование
4
Сфрагистика
теоретические,
практические
Словесные: рассказ с элементами беседы, наглядные: показ презентаций, видеороликов, практические: дидактические задания
Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска. Печати московских князей, новгородские печати и др.
Выполнение реферативной работы, практическая работа
5
Фалеристика
теоретические,
практические
Словесные: рассказ с элементами беседы, наглядные: показ презентаций, видеороликов, практические: дидактические задания
Компьютерная презентация «Ордена и медали Российской империи», «Советские ордена и медали», «Ордена и медали Российской Федерации», компьютер, проектор, интерактивная доска.
Выполнение реферативной работы, практическая работа, тестирование
6
Геральдика
теоретические,
практические
Словесные: рассказ с элементами беседы, наглядные: показ презентаций, видеороликов, практические: дидактические задания
«Бархатная книга», «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи»
Выполнение реферативной работы, практическая работа, тестирование
7
Метрология
теоретические,
практические
Словесные: рассказ с элементами беседы, наглядные: показ презентаций, видеороликов, практические: дидактические задания
Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска. Фрагмент былины «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Положение о мерах и весах»
Выполнение реферативной работы, практическая работа, тестирование
8
Вексиллография
теоретические,
практические
Словесные: рассказ с элементами беседы, наглядные: показ презентаций, видеороликов, практические: дидактические задания
Компьютерная презентация «Из истории флага», «Все флаги в гости будут к нам…», «Эволюция Государственного Флага», компьютер, проектор, интерактивная доска
Выполнение реферативной работы, практическая работа, тестирование
9
Генеалогия
теоретические,
практические
Словесные: рассказ с элементами беседы, наглядные: показ презентаций, видеороликов, практические: дидактические задания
Компьютерная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска. Генеалогическое древо династии Рюриковичей, династии Романовых.
«Табель о рангах»
Выполнение реферативной работы, практическая работа, тестирование
10
Хронология
теоретические,
практические
Словесные: рассказ с элементами беседы, наглядные: показ презентаций, видеороликов, практические: дидактические задания