kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад по теме: «Формирование патриотической компетенции обучающихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование патриотической компетенции через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «Формирование патриотической компетенции обучающихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету»»

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №87».







Доклад

по теме: «Формирование патриотической компетенции обучающихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету»



Работу выполнил:

Ежов Руслан Иванович,

учитель истории и обществознания

ОГКОУ «Школа-интернат №87»























г. Ульяновск, 2020 г.

Введение

В современной школе значимое место отведено обновлению целей общего образования и основным условиям их достижения. Одним из таких условий называется поиск путей перехода к новому качеству образования, основанному на компетентностном подходе.

Сегодня, при решении проблемы формирования единого культурно-исторического пространства на территории Российской Федерации, стоит комплекс задач перед системой образования, становится актуальным и необходимым построение целостной системы представлений об основных этапах развития многонационального российского государства, формирования компетенций учащихся через патриотическую направленность исторического образования, и, как одну из форм воспитания и образования, через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету в каждой школе.

Актуальность данной темы определила проблему исследования: «Формирование патриотической компетенции через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету»

Гипотеза:

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную озабоченность вызывают вопросы духовного, нравственного и патриотического воспитания учащихся, поскольку это затрагивает как судьбы подрастающего поколения, так и судьбу России в целом.

Предмет исследования - учебная и внеурочная деятельность учащихся по истории.

Цель исследования: определение уровней и педагогических условий формирования патриотической компетенции учащихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету в основной общеобразовательной школе для формирования учебно – познавательной компетентности учащихся.

Дидактические цели:

  • приобретение навыков самостоятельной работы с большим объемом информации: публикации, воспоминания, учебная литература, ресурсы Интернет;

  • выработать умение увидеть проблему и наметить пути её решения;

  • развитие самостоятельной познавательной деятельности, аналитического и критического мышления.

  • формирование компетентности в сфере самостоятельной поисковой и проектной деятельности.

Объект исследования: теоретический и практический анализ процесса формирования патриотической компетенции через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;

  • выявить совокупность факторов направленных на осуществление целенаправленной и систематической работы по формированию широкого круга компетентностей учащихся – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной;

  • обосновать необходимость внедрения в учебную деятельность аспектов и направлений формирования патриотической компетенции учащихся, учитывающих индивидуальные и возрастные особенности учащихся;

  • проанализировать системные аспекты формирования патриотической компетенции учащихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности;

  • провести анализ эффективности проектной деятельности на уроках истории и обществознания.

  • изучить роль и место метода проектов в современной модели исторического и обществоведческого образования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • теоретический анализ литературных источников;

  • сравнительный и структурный анализ;

  • метод диагностирования;

  • формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию;

  • формирование ключевых компетенций учащихся на уроках истории и обществознания;

  • статистические и аналитические методы обработки результатов исследования.

Исследование данной учебно-воспитательной проблемы проводилось в три этапа:

Первый этап - поисково-исследовательский - связан с изучением и анализом предметной и психолого-педагогической литературы по проблеме, конкретизацией содержания темы работы «Формирование патриотической компетенции учащихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности», определением объекта, предмета, задач, методологии и методов исследования, проведением констатирующей части исследования, в ходе которого выявлены исходные уровни патриотической компетенции учащихся ОГКОУ «Школа-интернат №87», завершено, в целом, создание школьного историко-краеведческой комнаты в кабинете истории, как основы формирования патриотической направленности учебно-воспитательной деятельности.

Второй этап - опытно-экспериментальный. На втором этапе осуществлялось моделирование и реализация педагогических условий, способствующих формированию патриотической компетенции учащихся, в том числе и через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Третий этап - заключительно-обобщающий. На данном этапе подведены промежуточные итоги учебно-воспитательной деятельности по истории и во внеурочной деятельности, проанализированы, систематизированы и обобщены полученные результаты, сформулированы основные теоретические выводы и практические рекомендации.

Достоверность и обоснованность практической части опирается на основные положения и рекомендации по формированию и развитию универсальных учебных действий как метапредметного образовательного результата; совокупность методологических, дидактических и методических разработок, отвечающих современным требованиям педагогической науки и практики; соответствия методов целям и задачам исследования; рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследований, аргументированностью выводов.



















    1. Основы теории и практики проектной и исследовательской деятельности учащихся

Патриотическое воспитание является одной из составных частей нравственного воспитания. Любовь к родине, своему краю, семье, школе, чувство национальной гордости… Эти чувства не возникают спонтанно, они развиваются в ходе воспитания. У глухих детей этот процесс длительный и своеобразный. Он начинается с воспитания любви к родителям, своей семье. Глухие дети, несомненно, привязаны к своему дому, семье, но их чувства в основном базируются на удовлетворении своих материальных потребностей и запросов. В своих родителях они видят пока источник материальных и духовных благ. Задача сурдопедагога – показать родителей как тружеников общества, чтобы на этой основе у детей возникало уважение. Гордость за своих родителей. Глухим детям, имеющим небольшой запас знаний и ограниченный жизненный опыт, важно показать значимость любого труда на пользу общества. Наши ученики находятся в интернате длительное время, но учителя и воспитатели постоянно должны содействовать связи детей с родным домом. Они помогают вести переписку, поддерживать тёплые, нежные чувства детей к близким, стремятся сделать их любовь действенной: побуждают писать поздравления к праздникам, делать незатейливые подарки, оказывать другие знаки внимания. Педагог должен воспитывать у детей любовь к школе, которая обучает, воспитывает, помогает найти своё место в жизни. Такая работа начинается с простого знакомства с территорией школы, её оснащённостью, оборудованием – всем тем, что становится достоянием каждого школьника и что надо бережно хранить. Затем учащиеся с традициями школы, участвуют в проведении традиционных мероприятий. Для осознания социальной значимости обучения, особенно речевой формы общения в жизни глухих людей, проводятся встречи с выпускниками школы. Их рассказы о своей жизни, труде, успехах и достижениях. Она вселяет в школьников уверенность в своих силах, способствует воспитанию уважения к школе, учителям, воспитателям и ко всей системе обучения в целом. Такие традиции, как поддержание чистоты и порядка своими силами в классах, спальнях, столовой, дежурство по СПЧ, проведение встреч с выпускниками школы, ветеранами труда, празднование красных дней календаря, проведение предметных недель, конкурсы на лучшую спальню, класс, кабинет и другие служат полнокровной организации жизни коллектива, воспитанию учеников в духе уважения и любви к школе, её работникам.

В настоящее время существует определенное противоречие между имеющейся системой организации учебной деятельности, предполагающей простое накопление уже известных знаний и необходимостью перехода к компетентностному обучению, предполагающему овладение универсальными способами обработки и структурирования информации для успешного самообразования личности.

Анализ ключевых противоречий позволяет сделать вывод о необходимости создания и апробации в школе системы работы, которая позволит эффективно формировать интеллектуальные умения учащихся, лежащие в основе научного мышления, через организацию исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время и, в конечном итоге, обеспечит выход на уровень формирования ключевых компетенций выпускника.

Сгладить противоречия, сформировать в обществе целостную картину прошлого, создать условия для реализации задач патриотического, исторического, обществоведческого образования и воспитания, решить проблемы национальной самоидентификации подрастающего поколения, призван принятый в 2014 году новый историко-культурный стандарт, который включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Современный образовательный процесс ставит перед учителем новые задачи, от решения которых будет зависеть степень развития образования в целом. Одной из важнейших областей исторического образования, формирующих изменение содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования, служит патриотическая составляющая воспитания – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и достойному гражданину страны.

В российской педагогике опыт воспитания активной гражданской жизненной позиции велик и многогранен. К этой проблеме подходили такие великие педагоги как К.Д. Ушинский, А.С Макаренко и другие. Они считали, что нравственная основа личности гражданина составляет чувства национального самосознания человека, его любовь к Родине.

Учитель сегодня должен уметь использовать новые технологии, конструировать новые педагогические ситуации, создавать новые формы творческих заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов, как результатов усвоения новых знаний.

Современная российская педагогика определяет целью воспитания активной гражданской позиции подготовку учащихся к жизни в демократическом правовом государстве и гражданском обществе. При этом сегодня акцент смещается с интересов государства на интересы семьи, личности, общества.

Необходимо помнить, что гражданско-патриотическое воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности образовательной организации, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование, в первую очередь, практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

Кроме того, современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций.

Актуальным является вопрос в организации исследовательской деятельности в образовательном учреждении, а именно формирование исследовательской культуры участников образовательного процесса, развитие личностного потенциала школьников. Исследовательская учебная и научная деятельность реализует одну из естественных потребностей человека – познавательную и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности. В условиях информационного общества именно наука становится важной составляющей деятельности, формирующей научный стиль мышления.

Исследовательская деятельность учащихся — системообразующая предметная деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, в отличие от практикума, и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Анализ исследований по содержанию и организации проектной и исследовательской деятельностей позволяет сделать структурное обобщение этих видов учебной деятельности в проектно-исследовательскую, так как их объединение оптимизирует формирование проектно-исследовательской компетенции.

Проектно-исследовательская компетенция - это совокупность физических знаний в определенной области, знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, наличие проектных и исследовательских умений (решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

В содержании исследовательской компетентности выделяются следующие компетенции:

  • целеполагание - ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

  • планирование – составить предполагаемый план, анализ, рефлексию, самооценку своей исследовательской деятельности;

  • анализ и синтез – от частного к общему и от общего к частному (задавать вопросы к фактам, отыскивать причины причинно-следственные связи явлений, событий, фактов);

  • владеть навыками работы с различными источниками информации, самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения исследовательских задач информацию, ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное;

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации, мультимедийное оборудование).

2. Формы организации учебной деятельности.

При осуществлении исследовательской деятельности в практической деятельности учителя используются урочные и внеурочные формы организации учебной деятельности.

Исследовательская деятельность на уроке организуется через решение познавательных задач, задания творческого и исследовательского характера, экспериментов, лабораторных и практических работ позволяющие ученику получить навыки анализа и синтеза, самостоятельного поиска истины.

Учение – ведущий вид деятельности школьников, а урок - основная форма реализации образовательных задач школы, учителя, системы обучения и воспитания в целом.

И сегодня, когда акценты в системе образования ориентированы не на учебно-предметную парадигму, а на формирование, в первую очередь, способов деятельности, мы часто ставим перед собой вопрос, как более эффективно организовать учебную деятельность учащихся на уроке.

Учителю истории в организации урока помогает технология сотрудничества, а восприятие и усвоение информации в разных видах деятельности имеет свои особенности: свои краткосрочные и долгосрочные цели, задачи, планируемый результат.

При использовании методик технологии сотрудничества учебно-познавательная деятельность учащихся строится таким образом, что каждый ученик имеет на уроке возможность через использование коммуникативных приемов формировать общие ключевые компетенции посредством взаимообучения.

Применение данной технологии обеспечивает:

  • учет уровня обученности в данной области знания и общего развития, культуры, т.е. ранее приобретенный опыт;

  • учет особенностей психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.);

  • учет особенностей характера и темперамента.

В качестве учебно – методического комплекса, обеспечивающего обучение на уровне основного общего образования, используется комплект учебников под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.

Указанный УМК отвечает основным требованиям и соответствует:

  • стратегии модернизации содержания образования – федеральному компоненту образовательных стандартов;

  • современному уровню базовой науки;

  • возрастным особенностям учащихся, их познавательным интересам и возможностям.

Данный учебно – методический комплекс:

  • обеспечивает преемственность содержания образования;

  • раскрывает межпредметные связи;

  • позволяет использовать метод проектов, научить школьников проектированию;

  • активизирует познавательную деятельность обучающихся в сфере гуманитарного образования;

  • готовит школьников к участию в олимпиадах разных уровней.

В ходе урочной и внеурочной деятельности по предмету у учащихся формируется учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Проектная деятельность ускоряет процесс социально адаптации ребенка, создает такие педагогические условия, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых вопросов.

Наиболее эффективным в решение данной проблемы является, безусловно, метод проектов; его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

Главной задачей и результатом целенаправленной проектно-исследовательской деятельности должно являться изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Таким образом, нельзя не согласиться с мнением многих учителей истории, что проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры.

Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в школе нового типа, где проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие, так как наглядно демонстрирует возможности моно - и метапредметного, индивидуального и группового проектов.

В современных учебниках по истории мало внимания уделяется патриотическому воспитанию, формированию чувства гордости за великие дела наших предков, сформировавших историческое наследие российское государства и воинскую славу России.

Организованная учителем проектная деятельность учащихся, призвана способствовать формированию патриотической компетенции на уроках истории. Результатом освоения учащимися навыков проектной деятельности становится развитие у выпускников школы активной нравственной и жизненной позиции. Они могут оценивать события отечественной истории на основе личностной ценностной ориентации.

Педагогический опыт подсказывает, что решить обозначенные проблемы невозможно, изучая лишь теоретический материал, не подкрепляя его практической деятельностью.

Таким образом, проблема формирования патриотической компетенции современного школьника предполагает создание основ для становления социальной компетентности российского гражданина, включая такие основополагающие черты личности, как чувство сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, демократизма, общенационального достоинства и патриотизма. Соединение теоретических знаний, практических навыков и умений с формированием активной жизненной позиции, помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся обществе.

Важность преподавания истории состоит в том, что это – не просто изучение исторического процесса на определенном пространстве, это еще и воспитание патриота своей Родины, своего города, своей школы. И в этом смысле вновь многое зависит от учителя и его способности не просто научить истории, а научить любить историю своей страны, гордиться ее успехами, сопереживать неудачам, понимать и оценивать ее место в мире, и делать это не интуитивно, а осознанно, применяя весь арсенал исторических знаний и образовательных компетенций, являющихся мерилом и мотиватором самосознания учащегося, его личностной, аргументированной опорой.

Профессиональная задача современного учителя истории состоит не только в освещении исторического процесса как в образовательном, познавательном контексте, но и в связи с задачами воспитания учащегося в русле патриотизма, гражданственности и толерантности, в личностном подходе к учащемуся как субъекту исторического образования.

Она выдвигает на передний план такие важные качества каждого учителя, как доброжелательность, умение слушать и корректировать мысль учащегося, быть личностно заинтересованным в обсуждаемых проблемах, гибким, готовым к пересмотру своих взглядов, самокритичным и стремящимся к постоянному самосовершенствованию. При этом важно понимать, что каждый учащийся стремится к самостоятельности, имеет неповторимый жизненный опыт, собственное мнение, которое необходимо уважать и стремиться включать в общий результат работы класса.

В ходе учебных занятий учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, учатся проводить структурно-функциональный анализ, решают и сами составляют упражнения и познавательные задания на формирование хронологических знаний; упражнения и задания на формирование понятий; упражнения и задания на формирование причинно- следственных связей и закономерностей общественного развития; упражнения и задания на формулирование теоретических выводов изучают приёмы и способы работы со статистическими сведениями; осваивают приёмы работы с историческими и юридическими документами, и осуществляют самостоятельный разбор документа.

Такая работа над формированием учебной компетентности учащихся дает хорошие результаты, учащиеся успешно сдают ГИА.

3. Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности, как одно из средств формирования патриотической компетенции через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету

Учебный проект требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности учащихся с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно – воспитательной деятельности школы. Кроме того, проект может быть реализован в любом образовательном учреждении, где имеется потенциал для создания социально значимых патриотических проектов.

Основными путями решения профессиональных проблем должно стать создание условий для формирования у учащихся патриотической компетенции, что находит свое выражение в:

  • формировании патриотических и гражданских чувств у учащихся через изучение героических страниц истории Отечества;

  • изучении истории страны через историю своей семьи;

  • изучении истории родного края через уроки истории по курсу «Историческое краеведение»;

  • наполнении задач по предмету «История» патриотическим содержанием.

Направления работы учителя истории по формированию патриотической компетенции учащегося, во-первых, не исключают иных направлений самосовершенствования, а во-вторых – позволяют реализовывать очерченную педагогическую миссию через синтез познания, исследования и воспитания с одной стороны, через синтез урочной, внеурочной, метапредметной деятельности – с другой.

Для развития научно-теоретических и предметно-практических навыков учащихся на базе кабинета истории в школе сформирована краеведческая музейная комната с экспозициями по направлениям:

  • ветераны и участники Великой Отечественной войны;

  • этнокультурное направление;

  • ВОВ в фотографиях;

  • история культуры и быта крестьян;

  • ремесло (плотницкое, столярное, кузнечное, ткацкое, рукоделье, плетение, гончарное и др.);

  • история семьи Ивашевых;

  • археология (найдено достаточно большое количество окаменелостей-костных фрагментов животных, морских обитателей);

  • история школы.

Реализуемые проекты, поддерживающие преподавание учебного предмета «История», базируются на знаниях и умениях учащихся, полученных при изучении базового предмета, обеспечивают развитие навыков и действий, позволяющих учащимся решать практические задачи, принимать осознанное участие в социальных акциях, создавать и публично представлять ученические проекты по истории и вспомогательным историческим дисциплинам, призваны расширить, обобщить и систематизировать полученные базовые знания, раскрыть новые содержательные аспекты предмета путем постановки проблем.

Программы, представляющие, по содержанию и задачам, педагогические проекты, рассчитаны на различный контингент учащихся:

  • курс «Я – гражданин!», обеспечивает компетентностный подход к содержанию образования и решает проблемы гражданственно – патриотического образования и воспитания. Курс предлагается для изучения учащимися 5-9 класса, рассчитан на 17 часов.

  • курс «По страницам истории родного края», подготовлен в качестве лекционного, для учащихся 1-9 классов.

  • курс «Я - исследователь», подготовлен в рамках внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов.

Участниками создания данных проектов стали учащиеся 5-9 классов. Получение практических навыков с опорой на возможности современного мультимедийного оборудования и интернет технологий позволил расширить возможности усвоения предмета и степень участия учащихся в создании и реализации учебных проектов и во внеучебной деятельности, расширяет возможности усвоения историко-культурного наследия предков на основе краеведческих материалов, помогает ученикам лучше постигать родную историю, воспитывать уважение к прошлому, патриотизм.

Данные учебные и внеучебные проекты предоставляют учащимся возможность попробовать себя в качестве «экскурсовода», «лектора». Умения, полученные в ходе изучения данного курса практикоориентированны, могут быть востребованы при оформлении семейных архивов, создании домашних музеев. Кроме того, учащиеся выполняют проекты различной степени значимости, в том числе, по поиску имен участников Великой Отечественной войны, погибших на фронте, или пропавших без вести, не отраженных в списках сельских советов.

Общим для всех проектов являются практическая направленность и социальная значимость, патриотическая направленность деятельности участников учебных проектов по предмету.

В рамках внеурочной деятельности в кабинете истории постоянно проводится тематический лекторий по направлениям экспозиций краеведческого музея для учащихся лицея, учащихся школ района, которые приезжают для ознакомления с особенностями истории и культуры края, что обеспечивает компетентностный подход к содержанию образования и решает проблемы культурно-исторической и гражданской идентичности, формированию целостной системы патриотического образования и воспитания.

Оснащение кабинета мультимедийным оборудованием расширило возможности реализации творческой направленности учебной деятельности, позволило более результативно работать с учащимися по различным направлениям и формам проектной деятельности по истории.

Изучение учебного курса «Историческое краеведение», с опорой на новые методики и технологии преподавания, помогает ученикам лучше постигать родную историю, воспитывать уважение к прошлому, патриотизм.

Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной деятельности разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников.

Использование краеведческого материала в процессе обучения способствует обострению внимания учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, умений, навыков практического применения полученных знаний, помогает учащимся осмыслить процесс исторического развития, а в результате – понять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию.

Важным этапом работы учителя истории на уроке и во внеурочной деятельности стала рефлексия – осмысление вновь усвоенного знания, оценка пройденного до него пути, обсуждение допущенных ошибок, самооценка учащимися проделанной ими работы, формулирование необходимых выводов как теоретического характера – по сути решенной проблемы, так и практической направленности, связанных с методами достижения необходимого знания. Также рефлексия позволяет учащимся поставить новую проблему, вытекающую из уже решенной.

В исторической и историко-краеведческой деятельности, при подготовке учебных проектов, бесспорен воспитательный потенциал изучения событий Великой Отечественной войны и их связи с историей родного края.

При изучении материала по истории родного края созданы такие условия, при которых возникает активная познавательная (оценочная, эмоциональная) деятельность учащихся, а это возможно при соблюдении следующих требований:

  • Отбор личностно значимых для учащихся объектов, позволяющих раскрыть многогранность наследия на доступном для учащихся уровне.

  • Подбор содержания темы урока с учетом специфики структуры знаний: увидел объект - «приобрел» знания о нем (или из него), актуализировал повседневные знания о нем - оценил объект - применил знания в другой ситуации (в творческих заданиях).

  • Применение освоенных знаний как в рамках учебного курса истории Отечества, так и во внеурочной деятельности.

Смысл изучения истории края в том, чтобы ученик умел смотреть и видеть, сформировал осознанное отношение к процессу формирования исторических знаний, научился извлекать из объекта информацию, оценивать ее, стал участником предметно-исторической деятельности: добычи, анализа собранного материала, его систематизации, реконструкции.

Общим для всех практических наработок являются практическая направленность и социальная полезность, значимость деятельности участников проекта.

Проектная деятельность по истории в школе организована на трех уровнях:

• объяснение учителем подготовки ученического проекта (знание);

• выполнение учащимися проекта под руководством учителя (умение);

• самостоятельное выполнение и публичное представление учащимися учебного исследовательского проекта (действие).

В числе учебных проектов по истории, над которыми работали учащиеся, можно назвать:

  • «Портретная галерея русских императоров».

  • «Портретная галерея полководцев 1812 года».

  • «Полководцы России в 13-18 вв.».

  • «Полководцы Великой Отечественной войны».

  • «Герои Великой Отечественной войны».

  • «Я - гражданин России».

  • «Достопримечательности Симбирска (Ульяновска)».

  • «Песни в военных шинелях».

  • «Письмо с фронта».

  • «Государственные символы России».

  • «Столыпин П.А. и реформы в Симбирской губернии».

  • «История моей семьи».

  • «Письмо с фронта».

  • «История одной фотографии».

  • «ВОВ в фотографиях».

  • «Трудовые династии с. Ундоры»

  • «Известные люди Ундоровского поселения»

  • «От старины до современности»

  • «История семьи Ивашевых»

  • и многие другие.

Целью проектов является развитие осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах лучших сынов Отечества, уважения к государственным символам России - гербу, флагу, гимну страны посредством организацию проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время, а именно через активизацию:

  • формирования понимания Родины на различных этапах развития России;

  • формирования ценностных ориентиров, составляющих основу патриотического воспитания: чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны;

  • формирование умений навыков работы с различными источниками исторической информации;

  • формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

  • формирование специальных и исследовательских умений и навыков;

  • использование полученных знаний, умений и навыков при участии в гражданских акциях и инициативах, в ученическом самоуправлении;

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;

  • приобретение опыта проектной деятельности.

Реализуемые задачи проекта:

  • Усиление практикоориентированной содержательной линии курса истории для 5 – 9 классов приемами и методами, развивающими умение разрабатывать, продвигать и публично представлять учебный проект – умение действовать, применять полученные знания в практических ситуациях, создавать авторские творческие продукты.

  • Разработка механизма развития у учащихся навыков проектной деятельности.

  • Вовлечение максимального количества учащихся в различные активные формы изучения предмета, поддерживающие развитие патриотической компетенции, в том числе и в проектную деятельность.

Основой формирования патриотической компетенции является урок. Для этого определяются основные виды деятельности, направленные на формирование специальных проектных умений:

  • Мыслительные: выдвижение идеи, пути в деятельности, планирование своей деятельности.

  • Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности.

  • Коммуникативные: слушание и понимание других, выражение себя, взаимодействие внутри группы.

  • Поисково-исследовательские: нахождение информации по теме.

  • Информационные: выделение главного, прием и передача информации.

В итоге учащиеся изучают технологию создания учебного проекта, получают навык создания структуры проекта, умеют анализировать ситуации, общественные явления с точки зрения патриотической компетенции, работают в группах:

  • сотрудничают,

  • помогают,

  • договариваются друг с другом,

  • ведут дискуссии,

  • публично выступают,

  • слушают,

  • организуют совместную деятельность,

  • оформляют результаты работы,

  • анализируют полученные результаты,

  • делают правильные и обоснованные выводы,

  • публично защищают учебные проекты перед аудиторией.

В ходе предметной проектной деятельности, совместно с учащимися разработан проект «Политическая сфера: выборы», «История родного края в фамилиях». Структура всех учебных проектов схожа по целям, но различна в способах исполнения – учащиеся получают несложные, достаточно интересные опережающие задания, которые они должны выполнить, опираясь на свой социальный опыт; на следующем уроке новая тема изучается на основе этих материалов, но с использованием новых проектов. Результаты работы анализируются, нарабатывается практический опыт, формируются общеучебные и предметные знания, метапредметные умения и навыки.

Метод социального проектирования, используемый на уроках, ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного включения и освоения новых способов человеческой деятельности. Например, на уроках учащиеся получают задания: создать проект партии и предложить привлекательную программу, составить рекламу, политическую газету, распланировать семейный бюджет, составить брачный договор, написать заявление в суд, жалобу в отдел по защите прав потребителей.

Достаточно большое внимание уделяется социальной практике учащихся. Это и поздравление ветеранов, помощь инвалидам, пенсионерам, детям из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Использование телевидения, радио, компьютера, принтера, мультимедийного оборудования, информационных технологий: видео – и аудиозапись, Интернет, электронная почта, средства массовой информации -стали необходимыми атрибутами в преподавании предметов, создании учебных проектов по истории и во внеурочной деятельности, работе учащихся на уроках и при подготовке к ним.

Подростковому возрасту свойственна социальная активность, старшим школьникам – стремление к самореализации. Однако особенностью организации урока является то, что учащийся занимает активную познавательную позицию через постановку и решение проблемы, реализацию учебных проектов различной степени сложности.


Заключение

Реализация образовательных и воспитательных возможностей курса истории связана с решением задач, направленных на обеспечение соответствия содержания изучаемого учебного материала реальным динамичным процессам, отражающим противоречивый характер общественного развития, играющего важнейшую роль в формировании учебной компетентности и компетенций учащихся, открывающего широкие возможности для воспитания и образования посредством формирования патриотической компетенции через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету.

Профессиональный интерес учителя истории связан с такими педагогическими и методическими проблемами как:

  • специфика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в урочное и внеурочное время как факторы успешной социализации и самореализации;

  • интегрированный подход в изучении истории и обществознания;

  • создание учебных программ внеурочной деятельности;

  • инновационные методы оценки результатов.

Результаты исследования в ходе создания работы показывают, что формирование у учащихся универсальных учебных действий представляет собой ведущий педагогический вид деятельности, требует кропотливой, повседневной работы на протяжении всех лет обучения.

При подготовке учащихся к каждому уроку, учитель сталкивается со следующими трудностями:

  • дети мало читают в целом, и учебник, в частности (информацию получают из средств массовой информации, в основном из Интернета, телевидения, зачастую не отфильтрованную с научной точки зрения, способствующую формированию неправильного представления о мире).

  • наполняемость классов и нагрузка учителя не позволяют ему проводить ежедневный контроль усвоения материала каждым учеником. Как только контроль ослабевает, учащиеся перестают готовиться к урокам.

  • после пропуска занятий дети редко самостоятельно навёрстывают пропущенный материал, а учителю не всегда на это даётся время. В результате знания учащихся могут иметь фрагментарный характер, напоминающий мозаичную картину, у кого заполненной на 90%, у кого на 70%, а у кого и меньше. Причем 90 % усвоенного материала могут оцениваться четверкой, но не факт, что в 10 % не окажется базовых элементов.

  • наиболее эффективное усвоение материала, и приёмов работы с ними происходит при последовательном и поэтапном усвоении и систематическом закреплении материала. Развитие современных технологий позволяют облегчить работу учителя и снять часть нагрузки по проверке поэлементного усвоения знаний учащимися.

  • представляется, что материал школьного курса может быть представлен в виде системы элементов, которые должны быть обязательно усвоены. Это минимум знаний и умений, учебных компетенций. В соответствии с этим составляется база заданий по проверке каждого элемента (тестовые задания в открытой или закрытой форме, наиболее эффективные для проверки данного элемента). Причём большую часть заданий можно выполнять дома, в том числе в форме учебных проектов по предмету.

  • в отдельных случаях, контроль осуществляется учителем с помощью компьютера. Такая система дистанционного обучения есть, но многие технические аспекты проблемы не решены.

  • на учителя ложится нагрузка невыполнимая компьютером: объяснение материала, демонстрация учебного материала, учебных проектов, проверка умений работы с текстом, рабочей тетрадью, умение аргументированно излагать свои мысли.

Главной задачей и результатом целенаправленной проектно-исследовательской деятельности должно являться изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Таким образом, нельзя не согласиться с мнением многих учителей истории: «Проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры».

Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в школе нового типа. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие, так как наглядно демонстрирует возможности моно - и метапредметного, индивидуального и группового проектов.

Всё это ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности.





































Литература

  1. Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта / Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1.

  2. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н.А. Алексеев. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 332 с.

  3. Баранова, Т.А. Максимова, О.А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения //Информатика и образование. 2007. № 1.

  4. Деятельностная модель урока в условиях ФГОС: проектирование и анализ : методические рекомендации / под общ. ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск : УИПК ПРО, 2012. – 208 с.

  5. Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1.

  6. Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Часть 1: Пособие для системы доп. проф. образования . - М.: НФПК, 2007. - 170 с.

  7. Киприянова Е.В., Якуба Е.П. Социализация школьников средствами исторического образования / Е.В. Киприянова и др. // Преподавание истории в школе. – 2011. – № 6.

  8. Лукьянова, М.И. Формирование учебной деятельности школьников: проектирование и анализ современного урока: учебно-методическое пособие / М.И. Лукьянова. – Ульяновск : УИПК ПРО, 2013. – 120 с.

  9. Стрелова О.Ю. Современный урок истории / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 1.

  10. Панюкова, С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании / С.В. Панюкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki

  2. www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/bydates/2008-05-01-970051.html

  3. www.icon-art.info

  4. http://ricolor.org/history/ka/ort_art/iconopis/masters/rublev/rub/

  5. http://rublev.voskres.ru/16_troiza.html

  6. http://www.kinomost.ru

  7. http://rublev.org.ru/

  8. http://ru.wikipedia.org/wiki

  9. rjw.narod.ru

  10. www.io6.ru

  11. www.history-ryazan.ru

  12. schools.keldysh.ru/labmro/web 2002/kollekz.htm

  13. festival.1september.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ежов Руслан Иванович

Дата: 03.03.2021

Номер свидетельства: 574720


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства