Доклад по истории «Компетентностно – ориентированный подход в преподавании истории»
Доклад по истории «Компетентностно – ориентированный подход в преподавании истории»
Введение. В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Историческая наука стоит в ряду первых, отвечающих за результаты современного национального воспитательного идеала, который способен принимать судьбу Отечества как свою личную и осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны. Использование прогрессивных образовательных методов есть фактор повышения профессионального мастерства педагогов, находящихся в поиске ответа на вопрос: как учить так, чтобы на выходе получить компетентного выпускника, способного к профессиональному самоопределению, к жизни с людьми других культур, языков, религий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
на тему: «Компетентностно – ориентированный подход в преподавании истории»
Разработан учителем истории и обществознания ГБОУ СОШ №13:
Ситникова Л.С.
г.о. Жигулёвск 2015
Введение. В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Историческая наука стоит в ряду первых, отвечающих за результаты современного национального воспитательного идеала, который способен принимать судьбу Отечества как свою личную и осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны. Использование прогрессивных образовательных методов есть фактор повышения профессионального мастерства педагогов, находящихся в поиске ответа на вопрос: как учить так, чтобы на выходе получить компетентного выпускника, способного к профессиональному самоопределению, к жизни с людьми других культур, языков, религий.
На современном этапе в фокусе становления компетентностного подхода находится не только теоретическое обоснование и определение перечня компетенций, их соотношение, выделение главных, ключевых и т.д., но и проектирование и построение обучения, целевая ориентация на результаты такого обучения.
Компетентностный подход является системным, междисциплинарным, характеризуется и личностным и деятельностным аспектами, имеет практическую, прагматическую и гуманистическую направленность. В прагматическом смысле компетентностный подход не может быть противопоставлен ЗУНам, так как он только специально подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать задачи на этой основе. Но он и не тождественен ЗУНовскому подходу, так как фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям, ставя акцент на практической стороне вопроса.
В основу современных образовательных стандартов большинства развитых стран положен именно компетентностный подход, предполагающий ориентацию в содержании учебных программ и учебников и оценивании образовательных результатов на систему компетенций.
Понятие «ключевые компетентности» введено Советом Европы с 1996 года как желаемый результат образования, соответствующий новым экономическим требованиям рынка труда. В XXI веке проблемы образования сформулированы "четырьмя столпами", на которых должно основываться современное образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить. Поэтому достижение поставленных образовательных целей требует применения соответствующего компетентностного подхода и разработки технологий его реализации, при этом особо важное внимание уделяется формированию способности эффективно действовать в новых, нетипичных и неопределенных, проблемных ситуациях, для решения которых нельзя заранее наработать соответствующие средства. Фактически, речь идет о творческом решении разнообразных ситуаций, проблем и задач, поскольку для учащегося алгоритм их решения неизвестен.
Образование – это построение и развитие человеком своего образа окружающего мира и образа своего места, своей роли в окружающем мире.
Данное качество проявляется в способности и готовности к продуктивной деятельности, основанных на знаниях и индивидуальном опыте, приобретенных в процессе обучения и социализации и сориентированных на самостоятельную жизнедеятельность. Это общая способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения, социальных отношений.
Компетентность, как свойство личности включает: а) готовность к проявлению этого свойства в деятельности, поведении человека; б) знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения, что составляет содержание компетенций; в) опыт реализации знаний, т.е. умения. навыки; г) ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенции, его личностную значимость; д) эмоционально-волевую регуляцию как способность адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия регулировать проявления компетентности.
Личностно-деятельностный подход. Цели формирования социальных
компетентностей в учебном процессе соотносятся с глобальной, центральной целью образовательной системы – развитием личности. В реализации этого подхода проявляется гуманистическая направленность формирования компетентностей человека.
Ситуационно-проблемный подход. Выделение уровней проблемности при решении учебных задач (по предмету, способам, средствам и их комбинаторике) может быть использовано в качестве теоретической основы модели формирования социальной компетентности.
Задачный подход предполагает предварительное моделирование иерархии позиционно-ролевых задач, включающих решение проблем социального взаимодействия, коммуникативного оформления и направленных на реализацию компетенций гражданственности, здоровьесбережения и других.
«Смежные» подходы достаточно полно разработаны в плане их дидактико-технологической реализации. Интеграция и перенос таких технологий могут служить методологической основой, моделью конструирования компетентностно-ориентированных образовательных технологий. Отметим, что как и личностно-деятельностный, компетентностный подход сфокусирован на развитие ребенка как самостоятельного субъекта познания и «включение» его субъективного жизненного опыта в содержание обучения. В свою очередь, реализация компетентностного подхода требует дидактического системного обеспечения единства целей образования, содержания учебного материала, методов, технологий и средств обучения и способов оценки образовательного результата. Ситуационно-проблемный подход может быть технологически реализован в процессе выявления,постановки и использования в обучении всевозможных учебных, производственных, профессиональных и жизненных ситуаций.
Задачный подход тесно связан с обобщенной технологией проблемного обучения. Интерпретация и использование в обучении ситуаций в виде проблемных (проблем, проблемных задач, проблемных заданий и т.п.), построенных на интеграции предметных и внепредметных знаний, становится прямо направленными на достижение интегрированного результата – компетенции учащихся в решении разного рода проблем – познавательных, исследовательских, социальных, экологических, психологических и др.
Компетенция в решении проблем – важнейшая результативная составляющая
образования. Способность вступающих в жизнь молодых людей решать встающие перед ними новые, ранее не встречавшиеся, проблемы складывается из умений обнаруживать эти проблемы, формулировать гипотезы, находить оптимальные способы и средства их решения, проверять и интерпретировать полученные результаты, проявлять инициативу и
ответственность за принятые решения и т.д., что делает эту компетенцию ключевой.
Существует прямая генетическая связь между понятиями «задачная ситуация», «проблемная ситуация», «проблема» и «задача». В отличие от проблемной ситуации, изучение и анализ задачной ситуации возможны и без субъекта обучения. Субъект дополняет задачную ситуацию на этапе ее генетического превращения в проблемную ситуацию, или в случае высокого уровня умения распознавать (видеть) и ставить (формулировать, составлять) задачу – непосредственно в задачу.
Соответственно проблемная ситуация может в результате принятия ее субъектом, осмысления затруднения, противоречия, которые содержатся в основе проблемной ситуации, превращаться в проблему. В учебном процессе, конечно, учитель может представить «готовую» задачу и в виде проблемной ситуации, и в виде проблемы учащимся, привлекая их к осознанию и переформулированию исходной задачи. Такая интерпретация обуславливается уровнем подготовки учащихся к постановке и решению задач данного типа и педагогической целесообразностью в целом. В реальной жизни после школы учащийся будет иметь дело, как правило, с жизненными задачными ситуациями, которые еще нужно смоделировать и осознать как задачи, поставить (сформулировать) их для дальнейшего решения. Реализация компетентностного подхода в образовании напрямую связана с использованием образовательных проектов, состоящих из трех фаз: проектирование, технологическая подготовка и рефлексирование. Каждая из фаз имеет свою и достаточно разветвленную структуру.
Фаза проектирования включает следующие стадии:
1. Концептуальная. Состоит из этапов: выявление противоречия; формулирование проблемы; определение проблематики; определение цели; выбор критериев. 2. Моделирования. Этапы: построение моделей; оптимизация моделей; выбор модели (принятие решения).
3. Конструирования системы. Состоит из этапов: декомпозиция; агрегирование; исследование условий; построение программы.
4. Технологической подготовки.
Технологическая фаза проекта заключается в реализации спроектированной
системы в практике. Завершающей фаза образовательного проекта - рефлексивная фаза.
Педагог или обучающийся должен отрефлексировать – «обратиться назад»:
осмыслить, сравнить, оценить исходные и конечные состояния:
– объекта своей продуктивной деятельности – итоговая оценка (самооценка)
реализации проекта. Оценка рассматривается как сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям;
– субъекта деятельности, т.е. самого себя – рефлексия.
Так, в фазе проектирования есть и выявление проблемы, и моделирование (построение гипотез), и членение основной проблемы на подпроблемы – задачи (декомпозиция), и исследование условий и т.д. Постановка и решение задачи (учителем или учащимся) изначально предполагает выявление проблемной ситуации, и формулирование проблемы (составление задачи и подзадач) и ее решение через анализ и синтез – те же декомпозиция и агрегирование, моделирование, кодирование и декодирование и др.
В реализации компетентностного подхода в образовании ведущая роль
принадлежит технологиям моделирования ситуаций (рассмотрение учебных ситуаций, включая воспитательные), обобщенной технологии проблемного обучения, обобщенной задачной технологии (постановки и решению учебных задач), технологии образовательных проектов (технологии «метода проектов»).
Заключение. Контуры системы компетентностно-ориентированных технологий обозначаются методологическими основаниями формирования компетентностного подхода: взаимосвязями личностно-деятельностного, ситуационно-проблемного, задачного и проектного подходов. Интеграция компетентностно-ориентированных технологий, а также постановка и решение комплекса проблем - познавательных, исследовательских, социальных, экологических, психологических и других в наиболее полной мере реализуется в широком образовательном проекте.
Подготовка компетентного ученика, способного решать проблемы различной степени сложности на основе приобретенных знаний, умений и навыков, является одной из целей компетентностно-ориентированного обучения.
Литература
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Ростов-н/Д: творческий центр «Учитель»,1999.