дискуссия как основа формирования христианского мировоззрения на уроках православия
Дискуссия как основа формирования христианского мировоззрения на уроках православия
В ХХ веке произошло коренное изменение ценностных ориентиров жизни человека и славянских народов в целом. Сегодня жизнь многих людей сведена на уровень физических потребностей – много работать, для того, чтобы много есть и пить, для того, чтобы. И так до бесконечности. Из нашей жизни исчезла духовная и общественная составляющая. Торжество земных идеалов означает физическую смерть человека. Следовательно, сегодня в ХХI веке является самой насущной проблемой возвращение в жизнь и сознание общества духовного смысла бытия. Только в этом случае можно говорить о возрождении государства, народа, отдельной личности. Что делать? Каковы пути решения данной проблемы? Оптимальное число учеников в классе – то, при котором дети становятся слаженно работающей группой, а учитель – членом этой группы, лучшая преподавательская методика – та, при которой дети работают коллективно, хотя необходимо сохранять простор и для индивидуального творчества. В соответствии с возрастными особенностями, теоретической подготовкой учащихся на уроках православия мною применяются элементы дискуссии. преподавательская методика – та, при которой дети работают коллективно, хотя необходимо сохранять простор и для индивидуального творчества. В соответствии с возрастными особенностями, теоретической подготовкой учащихся на уроках православия мною применяются элементы дискуссии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«дискуссия как основа формирования христианского мировоззрения на уроках православия»
Селезнёва Е.И. Учитель истории и курса по выбору «Основы православной истории Крыма». Квалификационная категория «специалист высшей категории, педагогическое звание «учитель-методист» МБОУ «СОШ» №18Симферопольского городского совета
«Дискуссия как основа формирования христианского мировоззрения на уроках православия»
В ХХ веке произошло коренное изменение ценностных ориентиров жизни человека и славянских народов в целом. Сегодня жизнь многих людей сведена на уровень физических потребностей – много работать, для того, чтобы много есть и пить, для того, чтобы... И так до бесконечности. Из нашей жизни исчезла духовная и общественная составляющая. Торжество земных идеалов означает физическую смерть человека. Следовательно, сегодня в ХХI веке является самой насущной проблемой возвращение в жизнь и сознание общества духовного смысла бытия. Только в этом случае можно говорить о возрождении государства, народа, отдельной личности. Что делать? Каковы пути решения данной проблемы? Оптимальноечисло учеников в классе – то, при котором дети становятся слаженно работающей группой, а учитель – членом этой группы, лучшая преподавательская методика – та, при которой дети работают коллективно, хотя необходимо сохранять простор и для индивидуального творчества. В соответствии с возрастными особенностями, теоретической подготовкой учащихся на уроках православия мною применяются элементы дискуссии. Цель работы: обобщить опыт работы по формированию христианского мировоззрения на уроках православия с помощью дискуссионного метода. Задачи: 1.Раскрытие основных идей дискуссии. 2. Предоставление авторского варианта методики проведения дискуссии на уроках православия и в работе дискуссионного клуба. 3.Анализ результатов собственной профессиональной деятельности по использованию дискуссионных методов в старшем звене. Ввиду актуальности дискуссионного метода обучения данная тема нашла широкое применение в методической литературе. Опор в представлении своего опыта был сделан на методические разработки Коротковой М.В., Баханова К., Видайко Г.В. Дискуссия – в переводе с латинского языка означает исследование или разбор. Это парное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, вопроса или сопоставление различных позиций, идей, мнений, предложений, где ученик формирует собственный взгляд на проблему, но при этом ученику необходима помощь поддержка учителя. [2, с 20-22]Цели дискуссии:
Анализ, исследование проблемы
Принятие конкретных решений
Стимуляция творческого потенциала
Формирование умений и навыков вести диалог
Результаты дискуссии могут быть многогранными. Надо научить ребенка слушать свое сердце. Самое главное, не то, что ребенок вызубрил и, не задумываясь, повторил, а то, чтобы он внутри себя имел очень верного советчика – свое сердце. ДИАЛОГ даёт возможность высказать свое мнение перед взрослыми. В результате диалога учащиеся получают опыт не механического поглощения информации, но ее осмысления. Для этого необходимо сформировать свою личную позицию по тому или иному вопросу, высказать ее и попытаться отстоять – вот это все и есть маленькие шаги в деле духовного роста ребенка. В связи с этим я в своей работе отдаю предпочтение диалогическим формам обучения (структурированная дискуссия, семинар), которые решают проблемы коммуникативного характера: 1.Учащиеся учатся свободно говорить, устанавливать связь с аудиторией. 2.Совершенствуются навыки и умения вести диалог. 3.Нетрадиционные формы работы способствуют развитию интереса к познания и формированию христианской позиции учащихся. 4.Формирование целостной картины христианского мира через полноценный анализ учащимися ценностных ориентаций, а также в становлении внутреннего мира человека через воспитание любви, преданности, верности своему Отечеству. Наиболее активно я применяю дискуссию на уроках православия в старшем звене (урок–исследование, работа в группах) и в работе школьного дискуссионного клуба «Давайте обсудим!». Для воспитанников школы «проблемного возраста» очень важен диалог с ними, а для более старшего возраста необходима помощь в их самореализации: важно научить ребят пользоваться своими знаниями в жизни. Основываясь на методических разработках, используя опыт своих коллег, при проведении дискуссии я выделила следующие этапы дискуссии:
Этапы проведения дискуссия1.Подготовительный Набор информации учащимися по теме дискуссии, обсуждение правил и регламента проведения. Первоначальное обсуждение возможных проблем. 2. Вводный этап (ход самой дискуссии) 3.Основной этап (кульминация дискуссии) 4. Заключительный этап Процесс проведения дискуссии включает в себя несколько этапов. Прежде всего, это подготовительный этап, на котором определяется тема дискуссии. Она должна быть актуальной. Очень важно, чтобы тема дискуссии была обеспечена литературой и вызывать интерес. Так же на подготовительном этапе необходимо составить план дискуссии, определить проблему и ряд второстепенных, наводящих вопросов, которые помогают более полно раскрыть содержание темы; подбор литературы, которую необходимо изучить в процессе подготовки. Затем ребята определяют свою позицию соответственно происходит деление на условные группы. В ходе подготовительного этапа я провожу консультации, уроки-лекции с целью ознакомления учащихся с фактическим материалом по теме дискуссии. Для того, чтобы обсуждение прошло более продуктивно, учащиеся предварительно знакомятся с правилами ведения научного спора, такими как:
Выступление по сути: аргументы, факты, логика, доказательность; умение чётко формулировать мысль.
Избегать реплик, унижающих человеческое достоинство, уважать мнение оппонента.
Стремиться установить истину, а не демонстрировать красноречие.
Проявлять скромность, самокритичность, умение с достоинством признавать недостаточность своих аргументов.
Выступление должно быть организованным (каждый может выступать по разрешению ведущего).
Представление возможности выступить каждому.
Нельзя переходить на личности; монополизировать дискуссию.[1, с.4-18]
В ходе дискуссии мною формулируется тема дискуссии, проблема, мотивация, цели, а так же определяется регламент выступления участников, правила ведения дискуссии. Дискуссию начинаю с разминки, т.е. с представления позиций учащихся. В ходе дискуссии поведение учителя должно быть корректно, т.е. преподаватель, как дирижёр, управляет аудиторией, вмешиваясь только тогда, когда участник дискуссии говорит не по существу. В то же время необходимо направлять рассуждения школьников к правильным выводам , группируя важные выводы и сближая точки зрения дискутирующих. [2, с. 20-21] Дискуссия представляет собой или диалог, или спор, при этом каждый учащийся имеет свою точку зрения на поставленный вопрос и высказывает его по схеме: «ТЕЗИС--АРГУМЕНТ; КОНТР-ТЕЗИС--КОНТР-АРГУМЕНТ». На заключительном этапе дискуссии проводится анализ самого хода дискуссии. Если дискуссия как метод применяется на уроке, то учащиеся оцениваются по следующим критериям: роль в подготовке дискуссии; активность в ходе семинара, грамотность в изложении тезисов, логичность, качество освоения материала. Подобные чётко выраженные дискуссии носят положительный результат: в конце мероприятия принимаются конкретные решения.
В данном опыте получили распространение такие формы дискуссии как:
Групповые (семинары)
Коллективные (дискуссионный клуб)
Элементы дискуссии на уроках, в том числе в игровой форме
Роль православия в исторических судьбах России, Украины. [4, с.480-484]
10 класс
Православная Русь – Украина. Путь к соборности?!
7 класс
Без семьи не будет государства?!
9-11класс.
Можно ли строить будущее (семью, общество, государство) без прошлого, не учитывая национальное самосознание, основу которого составляет православие?!
На заключительный этапе мною подводится итог дискуссии, отмечаю перспективность данной темы в вопросах изучения православной истории России, формирования христианского мировоззрения, отмечаю активную и дружелюбную обстановку в классе. Дискуссия воспитывает терпимость не только в учащихся, но и в педагоге к мнению оппонента. Опыт решения практических задач посредством дискуссии дает возможность подростку по праву занять свое место среди взрослых, знания формируются в процессе применения их на практике . Результатом работы над темой стала победа школьной команды знатоков в телевизионном туре «Зерно истины» в январе 2012 года, участие в республиканском конкурсе «Урок нравственности».
Таким образом, одной из главных задач в своей педагогической деятельности является формирование личности, духовным стержнем которой являются православные ценности, которые позволяют сохранить институт семьи, противостоять ювенальной юстиции, формировать понятие «Отечество».