Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал в технологии перевернутого урока по теме «Поздний сталинизм. Хрущевские реформы»»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Дидактический материал в технологии перевернутого урока по теме «Поздний сталинизм. Хрущевские реформы»
Учитель истории ГБОУ школа 138 города Донецка
Богданова Татьяна Васильевна
Пояснительная записка
В новых условиях школа дает учащемуся определенную сумму знаний, готовит его к осознанной деятельности. Идет переориентация на развитие личности учащегося во всех аспектах обучения.
Особая роль в этом процессе отводится видам оценивания учебных достижений, которые можно проводить как на уроке, так и выделять специальное время для тематического и итогового оценивания. Тематического оцениванию подлежат основные результаты изучения темы. Содержание и форму оценивания определяет учитель в соответствии с требованиями учебной программы.
Учащиеся заранее знакомятся с продолжительностью изучения темы количеством обязательных работ, в каком виде они будут осуществляться. Оценивание знаний и умений может осуществляться на уроке, в конце четверти, семестра, учебного года.
В конце обоснованно, когда учащиеся заранее получают вопросы и задания, которые будут вынесены на тематическое оценивание. Это способствует активизации самообразовательной деятельности учащихся при изучении истории и права. Вопросы и задания, ролевые ситуации на уроках права актуально и своевременно. При этом достигаются цели:
Подготовка к аттестации;
Применение заданий на любом этапе урока;
Организация самопроверки, взаимопроверки;
Развивать активные, деятельные формы обучения;
Организовать процесс самостоятельной творческой деятельности учащихся;
Контролировать знания;
Способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Учащиеся с удовольствием рассматривают задачи и ролевых ситуаций. Понимают, что они не только слушатели и потребители информации, но и активные организаторы учебного процесса.
Таким образом, применение ролевых ситуаций, вопросов и заданий к зачетам является одним из факторов организации самообразовательной деятельности учащихся при изучении и права.
Приведенные варианты вопросов и заданий, ролевых ситуаций используются на уроках права в 9-11 класса в соответствии с программами по праву общеобразовательного уровня.
Данная работа была представлена МО учителей истории и права и получила их положительную оценку.
ТЕМА 5 ПОЗДНИЙ СТАЛИНИЗМ(1945-1953)
Период с середины 50-х до середины 60-х гг.— один из наиболее значительных и сложных в нашей истории. С одной стороны, он характеризуется процессом демократизации советского общества и партии, с другой — проявлениями «волюнтаризма» и «субъективизма».
Эти позитивные и негативные явления во многом связаны с яркой и противоречивой личностью Н. С. Хрущева. XX и XXII съезды партии, определившие новый политический курс страны, осуждение культа личности Сталина, усиление внимания к социальным проблемам, попытки проведения реформ — все это непосредственно относится к деятельности Хрущева и является существенными чертами времени.
На этот период приходится и поворот от «холодной войны» к мирному сосуществованию, к разрядке и деловому сотрудничеству с Западом, и моменты резкого обострения международных отношений (например, «карибский кризис»),
В 50—60-е гг. положено начало реабилитации жертв необоснованных репрессий, восстановлению социалистической законности, духовному обновлению общества. В 1957 г. была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, неоправданно упраздненная во время войны.
Наметился перелом в развитии сельского хозяйства: уменьшены налоги с колхозников, повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Однако многие меры по преодолению отставания сельского хозяйства, выработанные сентябрьским (1953 г.) Пленумом ЦК КПСС и последующими партийно-государственными постановлениями, с начала 60-х гг. были дискредитированы рядом непродуманных, волюнтаристских решений.
Не оправдались и надежды решить зерновую проблему путем освоения целинных и залежных земель. Полученный в первые годы освоения целины богатый урожай не удалось сохранить, а в дальнейшем урожайность зерновых культур резко снизилась. Страна оказалась вынужденной импортировать зерно и расплачиваться за него своим золотым запасом.
В рассматриваемый период, и это важно подчеркнуть, были достигнуты значительные успехи в развитии советской культуры, науки и техники, мирном использовании атомной энергии, освоении космоса. Укреплена обороноспособность страны, позволившая заложить фундамент военно-стратегического паритета.
При раскрытии данной темы важно показать учащимся противоречивость процесса демократизации советского общества, причины, по которым «оттепель» не привела к «весне». Необходимо также обратить внимание школьников на то, что процессы демократизации, происходившие в обществе в середине 50-х — середине 60-х гг. и не получившие тогда логического завершения, находят
свое продолжение в наши дни в период революционной перестройки. Следует четко провести мысль о том, что истоки многих сегодняшних кардинальных перемен в советском обществе кроются в изучаемом десятилетии. Но тогда не удалось подорвать позиции административно-командной системы. В середине 60-х гг. демократическая тенденция в развитии общественно-политической жизни страны стала ослабевать.
Вопросы и задания
1*. «Оттепель»—так символично обозначился в сознании людей период, непосредственно предшествующий XX съезду партии.
«...1954—1955 годы кажутся затянувшимся прологом в книге бурных похождений, неожиданных поворотов, драматических событий,— вспоминал И. Оренбург.— Это, однако, не так. В моей личной жизни то время отнюдь не было тусклым: сердце оттаивало, я как бы начинал заново жить. Названные годы не были бледными и в жизни нашей страны. Начало справедливой оценки несправедливостей прошлого не было случайностью, оно не зависело ни от добрых намерений, ни от темперамента того или иного политического деятеля. Просыпалась критическая мысль, рождалось желание узнать об одном, проверить другое». А вслед за этим XX съезд партии осудил культ личности Сталина и взял курс на демократизацию общества.
Альтернатива тех лет воспринималась следующим образом: «...или партия открыто, по-ленински осудит допущенные в период культа личности И. В. Сталина ошибки и извращения, отвергнет те методы партийного и государственного руководства, которые стали тормозом для движения вперед, или в партии возьмут верх силы, цеплявшиеся за старое, сопротивлявшиеся всему новому, творческому».
Приведите факты, свидетельствующие о том, что в стране была именно такая ситуация.
2*. Процесс обновления, затронувший в 50-е гг. разные сферы общественной жизни, начался прежде всего с восстановления демократических основ деятельности партии, ленинских норм и принципов руководства. После длительного перерыва стали регулярно собираться пленумы ЦК КПСС. Налаживалась внутрипартийная информация, увеличился поток писем от коммунистов, трудящихся.
Партийные органы освобождались от работников, не сумевших отказаться от авторитарных методов руководства, игнорировавших критику. От своих постов были освобождены первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана М. Д. Багиров, первый секретарь ЦК Компартии Грузии А. И. Мирцхулава, первый секретарь ЦК Компартии Армении Г. А. Арутюнян.
Был принят ряд постановлений, направленных на упорядочение и улучшение деятельности государственного аппарата, проведено его сокращение.
Однако в условиях административно-командной системы, которая фактически сохраняла свои позиции, управленческий аппарат через некоторое время не только восстановил себя, но и продолжал разрастаться.
Какие конкретные факты свидетельствовали о начавшемся в 50-е гг. процессе демократизации в партии? Что принципиально нового, позитивного по сравнению с предыдущим периодом появилось в ее деятельности?
3. 25 февраля 1956 г. на закрытом заседании XX съезда КПСС Н. С. Хрущев выступил с докладом «О культе личности Сталина и его последствиях». Съезд одобрил положения доклада. В марте его содержание стало известно членам партии. В докладе был дан психологический портрет Сталина как политического деятеля, характер которого отличался властолюбием, жестокостью, подозрительностью, мстительностью. Факты необоснованных репрессий видных партийных и государственных деятелей поражали воображение людей, приводили их в ужас.
XX съезд КПСС оказал огромное влияние на сознание и умонастроения людей, на развитие общественной жизни в целом.
Вот несколько высказываний современников:
«Мне кажется, самый крупный шаг в самосознании мы сделали в 1956 году. XX съезд партии уже несколькими поколениями ощущается как крупнейшее событие не просто в истории общества, но буквально в личной биографии огромного числа людей, можно сказать, всех. Все мы — в каком-то смысле дети 1956 года».
«XX съезд подтвердил мои глубочайшие сомнения в правомерности того, что происходило в стране. Вместе с моим поколением я приняла его как счастье, освобождение, очищение. Но тем, кто был на поколение — два старше, до конца принять откровения XX съезда было много труднее. Ведь это значило пересмотреть почти уже прожитую жизнь, признать, что и на тебе лежит доля ответственности. Социально-экономические структуры остались по сути прежними, централизация не ослабла, и по-прежнему людям говорили одно, а они видели вокруг себя другое. Правда, отступил страх, возвратились репрессированные — кто дожил, и это, пожалуй, одно из главных завоеваний 1956 года».
«Не могу не вспомнить о XX съезде КПСС. Как коммунист, как гражданин, как личность я сформировался под влиянием идей этого съезда. Тогда началась моя «перестройка», перестройка «длиною в жизнь».
«Для молодых партийных работников того времени.. .XX съезд был очистительным шквалом, который позволил с надеждой посмотреть в будущее. Мы учились мыслить, действовать, возражать».
«Мое поколение вступало в жизнь в незабываемое время. Это была эпоха XX съезда — эпоха великих надежд. Я помню полуночную толпу у только что открытого памятника Маяковскому: этот неизбывный, нескончаемый российский спор — о главном. К нам вбзвращались не только люди и имена — к нам возвращалась вера. Мы ни секунды не сомневались в том, что будущее — за нами, что никакая двойная бухгалтерия уже невозможна».
«Наша литературная молодость совпала с двадцатым съездом КПСС. Совпала с общей разбуженностью страны, народа, совпала с неожиданным и мучительным переосмыслением прошлого, с возвращением реабилитированных, с круговоротом споров, сомнений, надежд и — вопросов, вопросов, вопросов!
Задавая эти вопросы и пытаясь ответить на них, мы искали себя, взрослели, учились жить, учились любить и ненавидеть, учились думать».
«Это были такие годы, когда внезапно и бурно начало пробуждаться общественное самосознание, родились надежды, возникла потребность в духовном общении».
Какие мысли и чувства объединяют все эти высказывания?
4. 30 июня 1956 г. было принято постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».
Как вы считаете, были ли в нем вскрыты до конца причины, породившие культ Сталина и сущность этого явления?
Можно ли считать в современных условиях преодоленным культ личности?
5*. Под влиянием событий 50-х — середины 60-х гг. сформировалось целое поколение, которое и в годы застоя осталось верным своим демократическим идеалам. Это были люди, родившиеся в конце 20-х — в 30-е гг., хорошо знавшие нужду и горе и воспринявшие борьбу с культом личности как начало общественного возрождения. Они и сегодня играют активную роль в перестройке.
Кого из них вы могли бы назвать, рассказать об их жизни, деятельности, гражданской позиции? Что привлекает вас в них?
6. Весной и летом 1956 г. началось массовое освобождение почти всех политических заключенных. Одновременно производились пересмотр дел и реабилитация большинства погибших в 1937— 1955 гг. узников лагерей и тюрем. По предложению Хрущева было создано более 90 специальных комиссий, которые имели право рассматривать дела заключенных непосредственно на местах.
Уже к концу лета 1956 г. из ссылки и лагерей были освобождены несколько миллионов человек. В первую очередь выходили на свободу бывшие члены партии и члены семей погибших коммунистов. Были освобождены узники лагерей, у которых кончились сроки заключения, но которых незаконно продолжали держать под стражей. В более сложных случаях этих людей освобождали без реабилитации, как «отбывших срок заключения», предлагая добиваться реабилитации позднее в индивидуальном порядке. Освобождались и беспартийные, незаконно осужденные за «антисоветскую деятельность». Получили свободу и немногие оставшиеся в живых члены партий меньшевиков, анархистов, социалистов-рево- люционеров.
В это же время реабилитировались и освобождались все побывавшие в немецком плену и «перемещенные» лица, не запятнавшие себя активным сотрудничеством с врагом.
Н. С. Хрущев обязал все органы власти проявлять максимальное внимание к реабилитированным. При необходимости им в первую очередь предоставлялись жилплощадь, работа, оформлялась пенсия.
Надо отметить, что работа по реабилитации не была свободна от недостатков. Не проводилась реабилитация участников оппозиционных течений 20-х гг. и членов других партий, хотя они и освобождались из заключения. Не был проведен пересмотр фальсифицированных процессов 30-х гг.
Какую оценку вы можете дать приведенным фактам? Являются ли они свидетельством противоречивости происходивших в стране процессов?
Н. С. Хрущев, будучи Первым секретарем ЦК КПСС, а с 1958 г. и Председателем Совета Министров СССР, проводил преобразования, охватившие различные стороны жизни советского общества. В народном хозяйстве предпринимались попытки перейти от административных к экономическим методам управления, от жесткой централизации по отраслям — к организации хозяйственной жизни по территориальному принципу (создание совнархозов). В социальной сфере многое было сделано для улучшения народного благосостояния: принципиально изменилась жизнь колхозников, широко развернулось строительство жилых домов, повысились размеры минимальных пенсий.
На съездах партии и пленумах ЦК обсуждались такие вопросы, как повышение роли и значения Советов, соблюдение социалистической законности, восстановление демократических норм внутрипартийной жизни. Эти и другие вопросы демократического развития общества были поставлены как практические задачи, требующие своего разрешения.
И в то же время в 1962 г. произошло повышение цен на мясо, мясные продукты, молоко. Возникают серьезные продовольственные трудности. Начинается ввоз зерна из других стран. Отрицательно сказывается и обобществление находившегося в личном пользовании домашнего скота, а также планирование сельскохозяйственной продукции в духе «продразверстки».
Как бы вы на основе приведенных фактов, оценили партийную и государственную деятельность Н. С. Хрущева?
Популярный американский журнал «Тайм» по традиции в начале января объявляет «человека года», т. е. человека, чья деятельность в наибольшей степени повлияла на события в мире в истекшем году. «Человеком 1957 года» был объявлен Н. С. Хрущев.
Чем это можно объяснить? Какое событие 1957 г. дало основание для столь высокой оценки деятельности Н. С. Хрущева?
Процесс демократизации, начатый в середине 50-х гг., оказал значительное влияние на развитие культурной жизни страны. Вот некоторые факты.
Опубликована повесть И. Эренбурга «Оттепель», название которой стало нарицательным.
Укрепились международные связи советской культуры и науки. Многие писатели, артисты, ученые смогли побывать за границей, регулярными стали гастроли за рубежом советских театров. Советский Союз расширил свое участие в международных научных конгрессах и конференциях.
В Москве начал работу новый театр «Современник», спектакли которого пользовались большим успехом.
Появились новые периодические издания. В 1954—1957 гг. начали выходить в свет журналы «Юность», «Москва», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Вопросы литературы», «Музыкальная жизнь», «История СССР», «Вопросы истории КПСС», «Новая и новейшая история», «Мировая экономика и международные отношения» и некоторые другие журналы, альманахи, газеты.
Стали выходить в свет мемуары советских военачальников. В прежние годы никто из государственных и военных деятелей не мог даже и помышлять об этом. Но страх проходил. И не случайно, конечно, одним из первых опубликовал свои воспоминания наиболее близкий Хрущеву военачальник — маршал А. Еременко.
В конце 50-х гг. в Москве впервые проводятся Международный конкурс скрипачей и пианистов имени П. И. Чайковского и Международный кинофестиваль.
Большим событием в художественной жизни страны стала выставка картин Дрезденской галереи.
Как вы думаете, был ли готов Н. С. Хрущев до конца поддержать начавшуюся в стране «оттепель»? Свою точку зрения обоснуйте.
В одной из статей говорилось, что мы должны быть благодарны Хрущеву уже за то, что он поставил на повестку дня развитие современного животноводства. В то же время по его инициативе было принято решение о ликвидации коров в частном секторе (у колхозников и рабочих совхозов).
Как соотнести одно с другим? Нет ли здесь противоречия? Каковы были последствия этого для развития сельскохозяйственного производства?
«Колумб космоса», «Икар, вырвавшийся из цепких объятий Земли», «Магеллан, совершивший первое космическое кругосветное путешествие».
С каким событием связаны эти заголовки газет? Когда оно произошло и о чем свидетельствует?
В чем проявились поиски новых подходов во внутренней и внешней политике в начальный период деятельности Н. С. Хрущева на посту Первого секретаря ЦК КПСС? Приведите факты, свидетельствующие об этом.
13*. Как вы думаете, почему непосредственно после XX съезда КПСС критика культа личности Сталина и его последствий не получила необходимой глубины?
14. Вот несколько суждений о Н. С. Хрущеве:
«Историческая заслуга Н. С. Хрущева заключалась прежде всего в разоблачении культа личности Сталина... Но при этом он
оставался порождением административно-командной системы и был наделен всеми чертами сформировавшей его системы. Его психология, восприятие действительности содержали в себе те самые стереотипы, которые он пытался разрушить. Одной ногой шагнув в демократию, другой он увяз в трясине догматизма и субъективизма. Его поиски путей реорганизации политической системы не опирались на коллективное мнение партии и общества. Импонирующая нам сегодня раскованность Никиты Сергеевича, его политическая смелость, энергия и порой необходимая политику готовность идти на риск уживались в нем с недостатком общей культуры, склонностью к поспешным и необоснованным решениям, грубостью.
Все это, вместе взятое, определило трагедию его личности.
Ко всему прочему, Хрущев был великим утопистом XX столетия. Он искренне верил, что уже в наше время, в ближайшие десятилетия, можно привести общество к коммунизму».
«Н. С. Хрущев, по существу, первым осознал необходимость назревших в обществе перемен и возглавил эту работу. Однако он. сам был сыном того времени, сложился как партийный и государственный деятель в условиях жесткой централизации и командного стиля отношений. Именно это обусловило противоречие многих хрущевских экономических призывов с его административными реорганизациями... перегибами. Яркими примерами последних являются прежде всего его борьба с травопольной системой земледелия и внедрение везде и всюду ... кукурузы».
«Пройдет совсем немного времени — и забудется и Манеж, и кукуруза. А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди... И зла к нему никто не будет иметь — ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет... Хрущев — это редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное, личное мужество, которому у него не грех поучиться всем нам...»
«Никита Хрущев, вопреки своему простодушному крестьянскому облику, оказался человеком с упрямым и своевольным характером, был способен, не дослушав, внезапно и бурно разгневаться, бесцеремонно и грубо обругать. Предприняв ряд мер против сталинского монополизма, он сам же перешел к единоличному, волевому и непререкаемому управлению страной, взяв на себя еще и обязанности Председателя Совмина, не располагая для этого склонностью к вдумчивому, углубленному социально-экономическому анализу обстановки... Общество в конце концов устало от бурного и непредсказуемого экспериментаторства, хотелось трезвого перспективного дела».
Чем можно объяснить противоречивый характер деятельности Хрущева? Какие качества его личности вам импонируют? Какие из них вы не приемлете? Какие из приведенных суждений близки вашей точке зрения?
15. Н. С. Хрущева и его десятилетие вспоминают по-разному.
Те, кого он освободил от ада лагерей и ссыльной жизни, те, кому он вернул доброе имя их родителей и родственников, безмерно благодарны ему. Те, к кому сегодня вернулась вера в перемены, кто всю жизнь боролся за перемены, думают о второй половине 50-х — начале 60-х гг. как о времени несбывшихся надежд и первых импульсов процесса обновления общества. Для людей, сохранивших веру в догмы, Хрущев — ненавистный разрушитель дорогих их сердцу идеалов. В обыденном сознании многих Хрущев — руководитель партии и государства, скомпрометировавший себя нескончаемой болтовней, обещаниями, всеобщим насаждением кукурузы, изъятием скота у колхозников, многими другими непродуманными мерами.
Чем же можно объяснить столь противоречивые суждения? Какие факты могли послужить для них основой?
16. «Никита Сергеевич!
Вас уважают в народе, потому обращаюсь к Вам.
... У нас громадные достижения в общегосударственном масштабе. Мы сердечно рады тем изменениям, которые произошли после марта 1953 года. Но пока все мы живем только для будущего, но не для себя.
Всем должно быть понятно, что одним энтузиазмом не проживешь. Улучшение материальной жизни нашего народа совершенно необходимо. Решение этого вопроса нельзя откладывать.
... Люди живут плохо, и состояние умов не в нашу пользу. С продовольствием по всей стране очень туго.
... Мы, Россия, везем мясо из Новой Зеландии! Посмотрите на колхозные дворы, на дворы отдельных колхозников — разорение. Отдельные успехи не меняют картины. Когда это было в истории, чтобы человек бежал от земли! А деревня наша обезлюдела.
... Товарищ Хрущев! Вы смелый человек, возьмите на себя еще раз смелость, скажите прямо, что 26-летний опыт показал, что колхозы себя не оправдали, нужна иная форма организации сельского хозяйства. Необходима материальная заинтересованность каждого участника сельхозартели, да такая заинтересованность, чтобы выгоды от новой формы хозяйствования сказались в первый же год.
... Материальную заинтересованность в результате работы всего предприятия необходимо перенести и в промышленность.
... Давайте проведем настоящие выборы. Давайте выбирать всех людей, которых выдвигает масса, а не списки, спущенные сверху. Тех же людей,, кто вычеркнет нежелательного кандидата, не будем считать врагом советской власти.
Почему в нашей практике укоренилось положение — в каждую палату выдвигается только один депутат? Это неправильно, если жители данного округа выдвигают несколько кандидатов, пусть все баллотируются.
. . . Бюрократизм в выборных кампаниях приводил к тому, что человек, однажды попавший в верхи, мог сидеть всю жизнь безотчетно, нужно было лишь угодить хозяину.
65
б Заказ № 1391
* ,. Без сменяемости руководства бюрократизм будет вечно процветать и не буйет никакой критики. Надо сказать, что критики у нас еще нет даже внутри партии.
С глубоким уважением к Вам и верой в Вашу преданность народу
М. Николаева, учительница».
Как вы расцениваете этот документ? Близки ли вам мысли, высказанные автором письма? О каких личных качествах, человека свидетельствует это письмо? Удалось ли, на ваш взгляд, за прошедшее время решить поставленные в письме вопросы? Ответ обоснуйте.
17. В начале 50-х гг. остро ощущалось отставание сельского хозяйства. В числе мероприятий, направленных на его преодоление, было и освоение в 1954—1956 гг. целинных и залежных земель Казахстана, Сибири, Южного Урала и других районов.
Вот выдержки из некоторых документов.
Из постановления Пленума ЦК КПСС 2 марта 1954 г. «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель»:
«Пленум ЦК КПСС считает, что наряду с повышением урожайности зерновых культур во всех районах страны огромное значение имеет освоение новых земель. Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна в течение короткого времени является расширение посевов зерновых культур путем освоения залежных и целинных земель в районах Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья и, частично, в районах Северного Кавказа. В этих районах имеются огромные массивы неосвоенных земель с плодородными черноземными и каштановыми почвами, на которых можно получать высокие урожаи без больших дополнительных капитальных вложений».
Пз постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР 13 августа 1954 г. «О дальнейшем освоении целинных и залежных земель для увеличения производства зерна»:
«Центральный Комитет КПСС и Совет Министров с удовлетворением отмечают, что призыв партии и правительства об увеличении производства зерна в стране за счет вовлечения в обработку ранее не используемых многих миллионов гектаров целинных и залежных земель нашел горячий отклик и всенародное одобрение. За короткий срок... проведена большая работа по освоению целинных и залежных земель ... создано 124 новых крупных зерновых совхоза, оснащенных современными сельскохозяйственными машинами. Более 150 тыс. квалифицированных рабочих промышленности, МТС и совхозов, инженеров, техников, агрономов и других специалистов сельского хозяйства добровольно выехали и активно включились в работу по освоению целинных и залежных земель.
Весной 1954 г. на вновь осваиваемых землях посеяно пшеницы и других культур на площади 3,6 млн. га при плане 2,3 млн. га. План посева зерновых культур на целинных и залежных землях в колхозах выполнен на 156% и в совхозах — на 176%...
ЦК КПСС и Совет Министров СССР призывают колхозников, работников МТС и совхозов, местные партийные, советские и сельскохозяйственные органы значительно перевыполнить в 1954 г, установленное задание по подъему целинных и залежных земель, с тем чтобы обеспечить в 1955 г. посев зерновых и других сельскохозяйственных культур на этих землях по парам и зяби на площади не менее 15 млн. га вместо 13 млн. та по плану».
Проанализируйте эти документы и сделайте выводы. Какие еще меры по укреплению сельского хозяйства были намечены и осуществлены, начиная с сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК партии до середины 60-х гг.?
Освоение целины многими связывалось с мечтой о всеобщем благоденствии и изобилии. Но вскоре после первых восторгов пришло время тревог и разочарований. Над степью, распаханной вдоль и поперек, закружили пыльные бури. Жадные и шершавые их языки вылизывали миллионы гектаров освобожденных от многовекового плена целинных земель. Целина казалась безнадежно больной. Некоторые предлагали даже прекратить ее освоение.
О чем свидетельствуют эти факты? Как вы можете их объяснить? Считаете ли вы правильной высказываемую иногда точку зрения, что если бы средства, затраченные на освоение целинных и залежных земель, вложить в развитие Нечерноземья, то страна получила бы больше зерна и с меньшими усилиями?
С именами каких ученых связаны наши достижения в освоении космоса и атомной энергии? Что вы о них знаете?
4 октября 1957 г. в Советском Союзе был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.
В день запуска спутника Сергей Павлович Королев сказал: «Сегодня свершилось то, о чем мечтали лучшие сыны человечества, и среди них наш замечательный ученый Константин Эдуардович Циолковский. Он гениально предсказал, что человечество не останется вечно на Земле. Спутник — первое подтверждение его пророчества. Штурм космоса начался. Мы можем гордиться, что его начала наша Родина».
Как вы считаете, оправдались ли предположения о том, что успешный запуск первого спутника Земли станет поворотным пунктом в истории цивилизации? Какие факты в подтверждение исключительной значимости этого события для человечества вы можете привести?
20. Вот некоторые вехи становления советской космонавтики:
12 апреля 1961 г. корабль-спутник «Восток» с человеком на борту поднялся в космос и, совершив полет вокруг земного шара, благополучно вернулся на Землю. Первым человеком, поднявшимся в космос, был гражданин Союза Советских Социалистических Республик Юрий Алексеевич Гагарин.
1961 г., август. На орбиту выведен новый космический корабль «Восток-2». На его борту космонавт Герман Титов. Он управляет кораблем вручную, выполняет программу научных работ, делает физзарядку, спит в космосе. 17 раз корабль облетел вокруг Зем-
5
67
ли, пройдя 700 тыс. км — вдвое больше, чем расстояние от нашей планеты до Луны.
г., август. Советские ракеты вывели на орбиту вокруг Земли корабли-спутники «Восток-3» и «Восток-4». Первый многодневный групповой полет А. Г. Николаева и П. Р. Поповича открыл новый этап в исследовании космоса. Впервые космонавты, управляя кораблями, координировали свои действия.
г., июнь. Новый совместный полет двух кораблей: «Восток-6» пилотировала первая в мире женщина-космонавт В. В. Терешкова, «Восток-5»— В. Ф. Быковский.
г., октябрь. Над Землей первый многоместный космический корабль «Восход». Его экипаж — три человека.
г., март. Запущен очередной космический корабль «Восход». На его борту космонавты П. И. Беляев и А. А. Леонов. Над Кавказом Леонов открыл люк и вышел в открытый космос, где пробыл 20 минут, а затем вернулся в корабль.
А как в дальнейшем проходило освоение космоса? Какие задачи решались? С именами каких летчиков-космонавтов, ученых, конструкторов связаны их решения?
21. Из воспоминаний летчика-космонавта СССР Н. Рукавишникова:
«Я прекрасно помню, как Москва встречала Гагарина. Сотни тысяч людей, если не миллионы, вышли на улицы. Толпы запрудили все подходы к трассе, по которой ехали автомобили с Внуковского аэропорта в Кремль. На передней открытой машине стоял Гагарин. Увидеть его мечтал каждый. На Красной площади состоялась невиданная демонстрация. Море цветов и аплодисментов. Газеты, радио, телепередачи всего мира были переполнены сообщениями об этом событии. Еще бы! Дорога человеку в космос открыта, и люди радовались в предчувствии нового, необычного, даже еще не задумываясь над тем, куда ведет эта дорога и что встретит человек на пути по ней...»
Как бы вы, на основе данного фрагмента воспоминаний, охарактеризовали общественную атмосферу в стране?
. 22. Из постановления Совета Министров СССР 18 мая 1957 г,
«О создании Сибирского отделения Академии наук СССР»:
«В целях усиления научных исследований в области физико-технических, естественных и экономических наук и быстрейшего развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока Совет Министров Союза ССР постановляет:
Одобрить предложение академиков Лаврентьева и Христиа- новича о создании в Сибири мощного научного центра.
Организовать Сибирское отделение Академии наук СССР и построить для него научный городок близ города Новосибирска, помещения для научных учреждений и благоустроенные жилые дома для сотрудников в районах Сибири и Дальнего Востока.
Поручить Президиуму Академии наук СССР в месячный срок рассмотреть вопрос о создании новых научных учреждений Сибирского отделения Академии, о развитии существующих и переводе
на Восток ряда научно-исследовательских институтов, лабораторий, отделов, соответствующих профилю Сибирского отделения Академии наук СССР, а также групп ученых Академии наук СССР».
А вот некоторые результаты выполнения этого постановления.
Сибирское отделение АН СССР создало за прошедшие годы серьезную материально-техническую базу и обладает сегодня значительным научным и кадровым потенциалом. В шести научных центрах отделения действуют 62 научно-исследовательские и конструкторско-технологические организации, в которых работают 85 членов Академии наук СССР, 800 докторов и 5330 кандидатов наук. На их счету большое число открытий фундаментального значения, технических и технологических решений мирового уровня, а также прикладных разработок, выполненных в интересах региона в рамках программы «Сибирь». Для реализации в народном хозяйстве страны в двенадцатой пятилетке было предложено более 600 крупных разработок.
Многие работы сибирских ученых находятся на высоком мировом уровне, на отдельных направлениях они занимают лидирующее положение. Сибирское отделение на востоке страны выросло в кратчайшие сроки. Это совершенно уникальное структурное подразделение в нашей научной организации. Его особенность в том, что сибирские ученые не только ведут фундаментальные исследования, но и самым активным образом занимаются внедрением полученных результатов в практику.
О чем свидетельствуют эти факты? Как они взаимно связаны с общей направленностью преобразований, начатых в стране во второй половине 50-х гг.?
23*. В 1988 г. журнал «Новый мир» опубликовал роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Советские читатели могли бы познакомиться с ним еще 30 лет назад, но этого не случилось, так как тогда журнал отказался публиковать роман из-за его «антисоветского» содержания.
Впервые роман вышел в свет в 1957 г. в Италии, а затем и в некоторых других странах Запада. Это не вызвало сенсации и преследования писателя; советская печать просто замолчала происшедшее. Но в октябре 1958 г. Б. Пастернаку за роман «Доктор Живаго» была присуждена Нобелевская премия по литературе. Замолчать это было уже невозможно. Роман официально был охарактеризован как «политический пасквиль, не имеющий никакого отношения к литературе». Кампания против Пастернака разрасталась. Особенно усердствовали его собратья по перу, исключившие Пастернака из Союза писателей. Опасаясь за свою судьбу, он отказался от Нобелевской премии и заявил, что ни при каких условиях не может покинуть Советский Союз. Пастернак тяжело переживал случившееся, особенно измену некоторых друзей. В мае 1960 г. он скончался. Почему такое стало возможно? Какую нравственную оценку можно дать этим фактам? Знакомы ли вы с творчеством Б. Л. Пастернака?
Охарактеризуйте основные внешнеполитические события конца 50-х — начала 60-х гг. Что принципиально нового проявилось во внешней политике Советского государства в это время?
Какое влияние оказали решения XX съезда КПСС на внешнюю политику СССР?
На XX съезде КПСС, как известно, была отброшена идея фатальной неизбежности войны.
Были ли к этому достаточные основания и в чем конкретно они выражались?
В 1961 г. на Кубу были завезены советские ракеты. Идея их размещения на Кубе принадлежала лично Н. С. Хрущеву. От Кубы до США—150 км, а дальность действия завезенных ракет равнялась 2 тыс. км. Стремясь воспрепятствовать доставке ракет и ядерных боеголовок к ним, американцы установили военно-морскую блокаду Кубы и ультимативно потребовали от Советского Союза вывезти ракеты обратно. Возникшая ситуация вошла в историю под названием «карибского кризиса».
Однако участники конфликта не поддались эмоциям, которые были предельно накалены, и, проявив сдержанность и ответственность, добились мирного урегулирования кризиса, грозившего перерасти в новую мировую войну. Советский Союз вывез ракеты, а правительство США сняло блокаду и обязалось не вторгаться на территорию Кубы.
Как вы думаете, каковы были мотивы поведения СССР, США и Кубы, приведшего к возникновению кризиса? Какие уроки следует извлечь из этих событий?
Как вы считаете, есть ли преемственная связь процессов, происходивших в середине 50-х — начале 60-х гг., с процессами, которые происходят в нашей стране сегодня? В чем вы видите эту взаимосвязь?
28*. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить, что экономические и политические реформы 50 — 60-х гг. не привели к желаемым результатам?