Просмотр содержимого документа
«Боевой путь солдата»
Боевой путь солдата
Бычкова Анна Михайловна, МБОУ «Большеяушская СОШ» Вурнарского района ЧР, 9 класс
Научный руководитель: Казакова Зоя Петровна, учитель истории МБОУ «Большеяуш-
ская СОШ» Вурнарского района ЧР
Введение
Верно говорят, что в капельке росы отражается солнце. Так в судьбе нашей семьи отразилась история Родины. Боли её и печали были нам горем, радости и победы – нашим счастьем…В славную летопись России навечно вписано имя моего дедушки – Бычкова Гаврила Ильича.
Трудно говорить о войне, когда о ней знаешь только по редким фильмам на экране телевизора. Великая Отечественная война закончилась 69 лет назад, я и мои сверстники не слышали рева самолетов и свиста пуль, не видели зарева пожарищ и взрывов бомб, не знали ужасов войны. Мы живем мирно и счастливо: учимся и работаем, радуемся и грустим, мечтаем и дружим. Но бывают минуты, когда с особой остротой понимаешь, что всей нашей жизнью мы обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше нам хочется узнать о тех, кто дал нам мир, кто не щадил своей жизни в боях за наше счастье и свободу. О войне моё поколение знает только из книг, кинофильмов, спектаклей. Но главное – рассказы ветеранов, они, как живой родник, питают нашу благодарную память. В каждой семье есть своя маленькая история войны, и мы должны как можно больше узнать о подвиге наших дедов и прадедов – славных защитников Родины!
И скажут, честь, воздав сполна, Дивясь ушедшей были: Какие были времена! Какие люди были! (А.Т.Твардовский).
Гипотеза: наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его! Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.
Цель моей исследовательской работы:
Сохранить боевую историю моего деда для его потомков.
Задачи: 1).Изучить документальный материал семейного архива.
2) Определить роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны.
3) Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины.
4) Сохранить память о солдате Г.И. Бычкове, Республики Чувашия, воевавшего с 1940-го года (война с финнами) до 1945года и завершившего свой боевой путь в Кенигсберге.
Объект исследования: биография моего деда Бычкова Гаврила Ильича, солдата-санинструктора Великой Отечественной войны.
Методы исследования: изучение и анализ семейных фото и документальных источников и Интернет-ресурсов, систематизация и обобщение рассказов ветеранов войны, воспоминания моего дедушки.
Актуальность: изучая историю войны, мы должны объединиться в борьбе за мир. А наше поколение, воспитанное на примерах мужества и героизма дедов и прадедов, не должно допустить мировую военную катастрофу!
Этапы работы: 1) Подготовительный (сбор материала, анализ и систематизация семейных фото и документальных источников, интервью у ветеранов войны).
2) Основной (подготовка мультимедийной презентации). 3) Защита проекта.
Основная часть
Мой дед, Бычков Гаврил Ильич, родился 1апреля 1919 года в деревне Синьял Яуши Вурнарского района Чувашской Республики. Жил в маленьком крестьянском доме, где чудом помещалась вся его многочисленная семья. Семья Бычковых была большая: 6 человек детей, трое сыновей и три дочки. Дед был пятым ребенком. Отец семейства тяжело болел. И деду пришлось уйти из школы (хотя учился он хорошо), чтобы работать, пахать землю, сеять, пасти лошадей, помогать матери по домашнему хозяйству. Шло время. Сельский уклад жизни определил судьбу подростков. С детства они уже были приобщены к земле. А как только встали на ноги, пошли работать в свой родной колхоз «Восход».
Молодого, энергичного парня избрали бригадиром третьей бригады. За короткий срок Гаврил Ильич выводит его в число передовых. Он в бригаде поднимает рабочую дисциплину, лентяям от него поддержки не было. В 1939 году двадцатилетний парень был призван в армию. В сороковом году воевал с финнами, был санинструктором. Именно в войне с финнами мой дед получил первое боевое крещение. Молодой парень начал осваивать науку побеждать. Но война не бывает без потерь. Родная земля была щедро полита кровью солдат и офицеров.
В страшный тысяча девятьсот сорок первый год был призван на фронт Калининским райвоенкоматом Чувашской АССР. Военную подготовку прошел в 365-м запасном полку. Страшно представить, сколько пришлось пережить каждому воевавшему. Сейчас все чаще и чаще звучат слова, что надо считать героями всех воевавших. А сами они, участники тех событий, более сдержанно оценивают свои действия. Пошли воевать, потому что считали это своим долгом, за честь почитали участвовать в защите Родины. Знали, что если не они, то кто же?! Это позже потомки воздвигли монументы, написали тысячи исторических и художественных произведений. А защитники, уходя на фронт, не говорили громких фраз. Знали только слово «надо». Им пришлось отстаивать само право человека на жизнь, на существование свободы на земле. Мы не вправе забывать их, отстоявших свободу и независимость народов. Но должны не только помнить, а быть достойными их подвига, не допустить повторения, уже современной, войны. Именно об этом мечтали бойцы Великой Отечественной, именно об этом мечтал мой дед Гаврил Ильич.
Он попал в самое пекло именно в дни, когда по приказу Верховного главнокомандующего И.В.Сталина началось наступление девяти фронтов в полосе 2000 километров, известное ныне как Ржевско-вяземская операция. Неподготовленное наступление сорвалось. Солдаты шли в бой без артиллерии, авиации, танков, без подготовки. Это было не наступление, а истребление измученных длинным маршем солдат и командиров. Дедушка впервые вступил в бой под городом Ржевом. Сейчас мой отец, Бычков Михаил Гаврилович, вспоминает слова дедушки вот так: «Кругом летят снаряды, самолёты прямо на нас бросают бомбы. Всё летит в воздух: ящики, люди, земля. Бомбы рвутся так, что вокруг не видно ничего. Все условия только для смерти, но не для жизни. Это была страшная, неизмеримо страшная бойня. Сплошной огонь, грохот и взрывы. Мы, солдаты, знали одно: нужно вытерпеть, выстоять, выжить, потом встать и, стиснув зубы, опять идти на врага».
В одном из боев моего дедушку-санинструктора ранило осколком снаряда в грудь. Он тогда почувствовал нестерпимую боль, приближение смерти. Санитарка, которая вместе с ним таскала раненых, смогла дотащить его до санчасти, потом дедушка был отправлен в госпиталь. Вот так ему удалось вырваться из этого ада, чтобы после излечения опять воевать.
С первого и до последнего дня был в самом пекле войны. В окопах перенёс страшную желтуху, два раза был ранен, четыре года, с оружием в руках, защищал родную землю, спасал раненых, смерть не раз дышала ему в лицо. А он вернулся домой - победителем и продолжил растить хлеб, долгое время работал в сельском медпункте «трахом-работником» (так называли в деревне санитара, лечившего глазную болезнь-трахому). Папа рассказывает, как его отец дома после работы часто садился на диван и ставил правую ногу на табурет и массажировал её. Однажды он взял его ручонку и приложил к своей ноге. Он нащупал там маленькие твёрдые предметы. На его вопрос, что это такое, он ответил: «Это по венам летают осколки войны». И всё-таки они догнали солдата Победы через сорок один год после кровопролитных и незабываемых сражений. Папа говорит, что отец не любил рассказывать о войне: «Забыть нельзя и помнить страшно!». Остались несколько семейных преданий – чудом уцелевших осколков невыдуманной истории бойца Великой Отечественной. А вот в этом году его красноармейскую книжку мы по своей неаккуратности при переезде в новый дом потеряли. А деньги на постройку нового дома выделило нашей бабушке-вдове (жене Гаврила Ильича) правительство Чувашской Республики для улучшения жилищных условий.
Летом 1944 года полк моего деда был переброшен на Карельский фронт. Войска Карельского фронта прорвали сильно укрепленную оборону немцев. Советские войска с боями подошли к границам Норвегии. Горело все. Пламя пожаров поднималось на несколько сот метров. Продолжались ожесточенные бои. Дрались отчаянно, насмерть, как богатыри. Именно здесь старший сержант Бычков Гаврил Ильич был серьезно ранен. Обозы из-за весенней распутицы застряли в пути. Дед с санитарами на лошади сопровождал раненого командира взвода. Рядом разорвался снаряд, лошади рванули прочь. Другой снаряд попал в цель: его осколками дедушке перебило обе ноги. Левую он перевязал сам, а на правую ногу смотреть было страшно – из рваной раны хлестала кровь и торчали кости. «Ампутируют!» - засела мысль у дедушки. Хирурги совершили маленькое чудо: спасли, казалось бы, обреченную ногу. Именно за проявленную инициативу и смелость деда наградили медалью «За боевые заслуги».
Итак, подытоживая военный путь Гаврила Ильича, пришла к такому ответу: был командиром отделения. Старший сержант. Воевал на Юго-Западном, Центральном, Карельском, 1-м 2-м Белорусских фронтах. Бил врага до победы. За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в боях, гвардии старший сержант награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны второй степени, медалью «За боевые заслуги», медалями «За отвагу», «За освобождение Кенигсберга», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» и многочисленными юбилейными медалями.
Хочу закончить свою работу словами писателя В.Астафьева: «Когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей в жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание принесли мир на землю, уберегли её от кровожадных безумцев, и России подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы ее-то мы заслужили». До глубины души трогают меня эти слова писателя-фронтовика. Конечно, ветераны Великой Отечественной войны заслужили своим ратным подвигом право на справедливую и честную память. Мы, дети XXI века, не хотим жить для войны. Мы хотим учиться в школе, играть с друзьями, петь, веселиться, пускать кораблики по весенним лужам, рисовать, запускать в чистое голубое небо воздушного змея, сажать деревца - словом, светло и радостно жить на Земле. Мне очень хотелось бы, чтобы каждый из нас мог сказать всем, кто воевал: «Мы – помним! Мы– гордимся Вами! Поклон вам до земли, солдаты Великой Отечественной войны!» Заключение
Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия! Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. Вот и в моей семье есть участники Великой Отечественной войны. И я буду всегда помнить и гордиться своим бесстрашным дедушкой, и учиться у него любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию. Но на нашей планете есть и такие уголки, где рвутся бомбы , погибают люди. И мы, продолжая дело дедов и прадедов не должны допустить мировую военную катастрофу; не напрасно проливали кровь, защищая мир солдаты Второй мировой войны!
Литература
1.Матросов И.М.(редактор-составитель) «Книга Памяти Вурнарского района, Чебоксары, издательство «Чувашия».1997г.-238с.