Авторская программа по спецкурсу " Мифология стран и народов Мира"
Авторская программа по спецкурсу " Мифология стран и народов Мира"
Авторская программа расскрывает основы мифологии древних стран, изучает мифы не только с культорологической стороны, но и рассматривает сцены битв, основные события более углубленно, нежели на уроках истории и литературы в 5 классе. Данный курс предусмартивает сравнительный анализ мифов и легенд разных народов мира.Программа составлена в соответстивии с требованиями ФГОС ООО,является прекрасным дополнением к урокам по истории Древнего мира и литературы. Также в приложении имеются разработаные практические задания и работы, которые можно использовать в ходе реализации курса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа по спецкурсу " Мифология стран и народов Мира" »
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 39 им.П.Н.Самусенко»
РАССМОТРЕНО
Заседание НМС
МБОУ « СОШ № №39
им.П.Н.Самусенко»
Протокол № _____
от______________
Зам.директора по НМР
Матц Е.В.________
РЕКОМЕНДОВАНО
ЭМС МАУ «ЦРО»
г.Братска
Протокол № ______
от _______________
Директор МАУ «ЦРО»
КусковаИ.Н. _____________
(печать)
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №______
от_____________
Директор МБОУ «СОШ №39 им.П.Н.Самусенко»
Митрофанова С.Н._________
(печать)
Авторская адаптационная педагогическая разработка
« Мифология стран и народов Мира»
Программа спецкурса для учащихся 5 классов.
Автор разработки:
Колосова Юлия Викторовна,
учитель истории и обществознания
2013г
г. Братск
Пояснительная записка.
“Вообще на свете только и существуют мифы” А.Ф.Лосев
Мифологическая наука — одна из старейших наук, которая в школе не проводится как самостоятельный предмет и ее разделы изучают учащиеся только в 5 классе на уроках истории и литературы. Это и делает столь важной задачу создания программы данного специального курса, которая могла бы быть использована в школе в качестве дополнительного источника информации при подготовке к урокам, так и как тематические классные часы, развивающие самостоятельную познавательность учащихся в рамках введения новых ФГОС ООО.
Актуальность данного курса заключается в изучении культурологических аспектов мифологии более углубленно, нежели на уроках истории Древнего мира и литературы в 5 классе. Учащиеся на уроках рассматривают основные события, дают характеристику сценам битв, но не рассматривают мифологию в целом и не ведут сравнительный анализ представлений народов древности и их культурологический аспект развития.
Новизна предлагаемой программы заключается в целостном подходе к мифологии. Иными словами, мы исследуем не истории про битвы богов, а культурологический аспект как единое целое и его проявление у каждого конкретного народа в древности.
Методологической основой данного курса является авторская программа А.Л.Барковой « Мифология» для студентов ВУЗов исторического факультета. В основу данной программы положена идея изучения мифологии со стороны мифологического мышления человечества как единого целого и его проявление у каждого конкретного народа. Автор берет за основу методы изучения: сравнительно-исторический, исследующий мифологию родственных народов, историко-типологический, базирующийся на представлении о единых для человечества законах развития мышления, благодаря чему мифология более архаических народов может служить объяснением представлений высоких цивилизаций
Цели данного курса- формирование у учащихся ценностных ориентаций и знаний об историческом и культурном наследии стран и народов Мира в древности, как средства становления гражданственности и личности, осознание ими значимости культурных и исторических аспектов для дальнейшего развития мировых цивилизаций.
Задачи обучения:
анализ и синтез историко-культурологических аспектов развития стран и народов Мира на основе мифологических знаний;
формирование представлений об особенностях историко-культурного развития стран и народов Мира на основе мифологических знаний, а также способности к восприятию мировой культуры, осознание ее ценности, уникальности и неповторимости;
развитие системного взгляда на историю и культуру стран и народов Мира, представлений об их целостности, единстве и многообразии;
воспитание гражданственности, национальной идентичности через воспитание уважения к культурному наследию Мира;
формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся как на уроках, так и внеурочной деятельности.
Данный курс рассчитан на формирование у обучающихся УУД:
1. Познавательные универсальные учебные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);
- умение структурировать знания;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера,
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных;
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- выявление родовидовых и ситуативно- существенных признаков; - выдвижение гипотез и их доказательств.
2.Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, - формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. 3.Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу; -планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; -контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; -адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления, - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
4.Личностные универсальные учебные действия:
-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, -осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; -осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, -способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, -интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, -готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Программа данного спецкурса рассчитана на 34 часа из расчета 1час в неделю для обучающихся 5 класса( из них 2 часа отведено на практические работы, 2 часа на защиту итогового проекта и 1 час- на проведение творческой работы).
Основными методами и приемами достижения результатов являются:
Работа с текстом: традиционный-составление информационного сжатого, развернутого плана; смысловой–перечисление признаков, исторических особенностей; картинный- образное изложение материала.
Графический: составление логических цепочек, схем, различных таблиц.
Проблемно-поисковый: подготовка и разработка проектов по проблеме.
Персонификация: подготовка театрализованных сцен, миниатюр по мифам и легендам стран Мира.
Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы следующие: историко-культурологический и системно-деятельностный подход.
Средства и методы контроля за усвоением школьниками программы являются:
Тестовые задания с открытыми и предлагаемыми вариантами ответов;
Творческие задания (конкурсы рисунков и выступлений учащихся);
Подготовка и разработка проектов;
Мини-зачеты по блокам.
Для оценивания знаний и умений учащихся используется рейтинговая система. Также допускается традиционная система оценивания по пятибалльной шкале. Каждое занятие оценивается определенным количеством баллов: по итогам выполнения самостоятельных работ, проектов, умозаключений. По итогам каждого занятия статус «Юный исследователь» получают учащиеся, набравшие от 80 до 100 баллов, что соответствует оценке 5(отлично);статус «Следопыт» получают учащиеся, набравшие от 70 до 80 баллов,что сообтествует оценке 4(хорошо); статус « Наблюдатель» получают учащиеся, набравшие менее 70 баллов, что соответствует оценке 3(удовлетворительно). В рамках курса предусматривается промежуточный подсчет рейтингов, а по окончании курса учащиеся получают итоговую отметку в форме «зачет\незачет»
Программа ориентирована на укрепление межпредметных связей с такими дисциплинами как история, обществознание, география, изобразительное искусство, литература, информатика, мировая художественная культура.
В результате реализации программы спецкурса у учащихся формируются следующие компетенции:
1.Познавательные-устанавливать причинно–следственные связи между мифологией и реальными событиями в истории древних государств, искать доказательства своим версиям; самостоятельно добывать информацию и логически ее оформлять; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации мифологии разных стран; самостоятельно находить информацию в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
2.Регулятивные-самостоятельно ставить цель своей деятельности в ходе изучения мифологии, планировать свои действия на занятии как совместно с учителем, так и самостоятельно при работе с новым материалом; контролировать процесс своих действий и совершать самооценку полученным результатов.
3.Коммуникативные- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; уметь строить высказывания в устной форме при реализации приемов персонификации и театрализации, вступать в диалог с учителем при выражении собственной точки зрения, свободно работать с текстами разных стилей, понимать точку зрения собеседника и принимать иное мнение.
4. Личностные- доброжелательное отношение к труду, осознание значимости своих достижений в ходе изучение курса, проявлять интерес к культуре и традициям других народов и культуре своего государства, формирование собственной гражданской позиции.
Содержание программы предусматривает 4 раздела, которые включают в себя подразделы:
Введение (знакомство с мифологией).
1.1.Что такое мифология?
1.2. История развития мифологии.
1.3.Миф и современность.
Мифология Месопотамии и Ближнего Востока.
2.1. Мифология Древнего Египта.
2.2. Шумеро-аккадская мифология.
Индоевропейская мифология.
3.1.Мифология Древней Греции.
3.2.Римская мифология.
3.3. Германо-скандинавская мифология.
3.4. Мифология восточных славян
4.Мифология народов Азии.
4.1. Индийская мифология.
4.2.Китайская мифология.
4.3.Мифология народов майя, инков, ацтеков.
Первый раздел программы включат в себя получение базовых знаний, и дает понятия учащимся о мифологии как о науке, рассматривает предмет изучения мифологии, отличительные признаки мифологии от сказки, историю развития мифологии и ее классификацию.
Второй раздел программы предусматривает изучение мифов Древнего Египта, Древнего Двуречья, на основе которых учащиеся могут сделать заключения о условиях появление и становления данных государств, природных условиях.Зооморфизм египетских богов. Эволюция образа солнечного бога: Атум – Амон – Ра – Атон. Миф об Осирисе и Исиде. Погребальный обряд и его отражение в мифах. Природно-климатические условия Междуречья. Верховные боги шумеров. Образ Мардука как результат усиления Вавилона. Миф о потопе. Миф об Инанне и Думузи.
Третий раздел программы включает в себя следующие темы по подразделам: Природно-климатические условия Древней Греции. Основные занятия населения. Миф о сотворении мира. Поколения греческих богов. Боги-олимпийцы: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Афина, Афродита, Аполлон, Арес. Миф о сотворении человека. Греческие мифы как отражение международных связей Средиземноморья. Природно-климатические условия Аппенинского полуострова. Пантеон верховных божеств. Божества-покровители: личные, родовые, общегосударственные. Сравнительный анализ греческой и римской мифологии. Природно-климатические условия Скандинавского полуострова. Мифологическая картина мира древних скандинавов. Асы и Ваны. Один – маг, поэт, воитель. Сотворение человека. Хель и Вальхалла. Образ трикстера в скандинавской мифологии – Локи. Эсхатологический миф о Рагнарёке. Природно-климатические условия территории расселения восточных славян. Сложности изучения славянской мифологии. Влияние христианства на пантеон языческих божеств. Общеславянские боги. Перун и Велес. Мифологическая картина мира восточных славян. Персонажи низшей мифологии
Последний четвертый раздел посвящен мифологии стран и народов Древней Азии и в нем рассматриваются такие темы как:природно-климатические условия Древней Индии. Ведийская мифология: образы верховных божеств. Индуистская мифология. Божественная триада Брахма – Вишну – Шива. Буддийская мифология. Трансформация буддийских святых в мифологические персонажи. Природно-климатические условия Древнего Китая. Миф о сотворении мира. Образ культурного героя: Фу-си. Духи природных стихий. Влияние буддийской мифологии: образ Гуань-Инь. Мифы и легенды народов майя, инков и ацтеков. Сотворение календаря.
Учебно-тематическое планирование.
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
УУД учащихся
Образовательный продукт
Раздел 1. Введение (знакомство с мифологией) 3 часа.
1.1
Что такое мифология?
1
Работа в группах
Термины
1.2
История развития мифологии.
1
Игровые задания (путешествие). Работа в группах
Составление логических цепочек
1.3
Миф и современность
1
Индивидуальные задания учащимся
Сообщения
Раздел 2. Мифология Месопотамии и Ближнего Востока. 7 часов
2.1
2.2
Мифология Древнего Египта
2
Индивидуальная работа по карточкам, работа с картой
Карта, индивидуальные карточки.
2.3
Миф об Осирисе и Иседе
1
Театрализация. Работа в группах
Индивидуальные задания
2.4
2.5
Шумеро-аккадская мифология
2
Работа учащихся с дополнительным источником информации.
Презентация «Древнее междуречье»
2.6
Миф о потопе. Миф о Ианне и Думузи.
1
Театрализация. Работа в группах
Индивидуальные задания
2.7
Сравнительный анализ мифологии Древнего Египта и Междуречья (Практическая работа)
1
Индивидуальные задания, работа с мифами
Сравнительная таблица, схема
Раздел 3. Индоевропейская мифология. 16 часов
3.1
3.2
Мифология Древней Греции
2
Фронтальная беседа
Вопросы и задания
3.3
Миф о сотворении мира. Миф о сотворении человека
1
Персонификация
Индивидуальные задания
3.4
Поколения греческих Богов
1
Работа с документами. Работа в группах
Документы
3.5
3.6
Римская мифология
2
Проблемная беседа.
Индивидуальные задания
3.7
Пантеон Богов.
1
Создание презентации
Медиа и компьютерные ресурсы
3.8
Сравнительный анализ римской и греческой мифологии( практическая работа)
1
Индивидуальные задания по карточкам, работа с документами
Исторические документы, карточки
3.9
3.10
Мифологическая картина мира древних скандинавов. Асы и Ваны.
2
Работа с документами
Презентации,тексты
3.11
Образ трикстера в скандинавской мифологии – Локи.
1
Индивидуальные сообщения учащихся
Доклад
3.12
Эсхатологический миф о Рагнарёке.
1
Перпсонификация
Индивидуальные задания
3.13
Мифология восточных славян
1
Проблемная беседа
Карточки с заданиями
3.14
Общеславянские боги. Перун и Велес. Персонажи низшей мифологии.
1
Индивидуальные сообщения учащихся
Доклад
3.15
Мифологическая картина мира восточных славян
1
Составление словаря
Термины
3.16
Творческая работа. Конкурс рисунков изображения индоевропейских богов в мифах.
Миф о сотворении мира. Образ культурного героя: Фу-си
1
Проблемная беседа
4.5
Влияние буддийской мифологии: образ Гуань-Инь.
1
4.6
Мифы и легенды народов майя, инков и ацтеков. Сотворение календаря.
1
Проблемная беседа
Презентация
4.7
4.8
Подготовка и защита итоговых проектов
2
Индивидуальные задания
Презентации, проекты и творческие работы учащихся.
Итого часов:
34
Список литературы :
1. Апинян, Т. А. Мифология : теория и событие : Учебник. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун- та, 2005. - 281 с. 2. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. - М. : Художественная литература, 1975. - 752 с. 3. Египетская мифология: Энциклопедия / [Пер. с анг. Д. Воронина]. - М. : Эксмо, 2004. - 590 с. 4. История Древнего Востока : учебник для вузов / А. А. Вигасин, М. А. Дандамаев, М. В. Крюков; под ред. В. И. Кузищина. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Высшая школа, 2005. - 459 с. 5. История Древней Греции : учебное пособие для вузов / В. И. Кузищин, Т.Б. Гвоздева, В. М. Строгецкий, А. В. Стрелков; под ред. В. И. Кузищина. - М. : Академия, 2006. - 478 с. 6. Козолупенко, Д. П. Миф. На гранях культуры. - М. : Канон +, 2005. - 212 с. 7. Криничная, Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора / Н.А. Криничная. - М. : Академический Проект, 2004. - 1005 с. 8. Кузищин, В. И. История Древнего Рима: учебное пособие для вузов / В.И. Кузищин, И. А. Гвоздева; под ред. В. И. Кузищина. - М. : Академия, 2005. - 447 с. 9. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции : [пер. с древнегреческого] / Н. А. Кун. - М.: АСТ, 2006. - 538, [1] с. 10. Кун, Н. А., Нейхардт, А. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима / Н. А. Кун, А. А. Нейхардт. - СПб. : Литера, 1999. - 607с. 11. Литература Древнего Востока : Иран, Индия, Китай : тексты / авт. - сост. : Ю. М. Алиханова [и др.]. - М. : издательство МГУ, 1984. - 349 с. 12. Мифы народов мира : Энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 1 : А - К.- 1998. - 671 с. 13. Мифы народов мира : Энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 2: К - Я. - 1998. - 719 с. 14. Рак, И. В. Легенды и мифы Древнего Египта / И. В. Рак. - СПб.: Летний сад, 2001. - 223с. 15. Редер, Д. Г. Мифы и легенды древнего Двуречья / Д. Г. Редер. - М. : Наука, 1965. - 119 16. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян. - Переизд. - М. : Рус.слово, 1997. – 823 17. Соболев, А. Н. Мифология славян / А. Н. Соболев. - СПб. : Лань, 2000. - 271 с. 18. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура. - М. : Политиздат, 1989. - 573 с. 19. Темкин, Э. М., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии / Э.Н. Темкин, В.Г. Эрман. - 4-е изд., доп. - М. : Астрель,2000. - 528с. 20. Федоров, В. А. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / В. А. Федоров, В. И. Моряков, Ю. А. Щетинов; МГУ. - М. : Кнорус, 2005. - 536 с. 21. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь/ [Пер. с англ. М.К. Рыклина].-М. : АСТ, 1998. - 782с. 22. Циркин, Ю. Б. Мифы Древнего Рима / Ю. Б. Циркин. - М. : Астрель, АСТ, 2000. - 559с. 23. http://www.legendami.ru/ 24. http://ml.volny.edu/ 25. http://legendy.claw.ru/ 26. http://www.hobobo.ru/catalog/mify 27. http://www.dag-style.com/forum/15-83-1 28.http://lib.rus.ec/b/359632/read 29. http://katushka.net/groups/books/text/31087/ 30. http://world-of-legends.su/