kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке выполнен анализ содержания УМК на соответствие ПРП по новым ФГОС ООО, разработаны учебные задания по видам формируемых метапредметных результатов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ»

Практическая работа № 4: «Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ»



Задание 1. Анализ содержания УМК на соответствие содержанию ПРП

УМК (предмет, класс)

Содержание учебного материала

Наличие элементов содержания согласно ПРП

Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП

УМК Вигасина А.А.

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс (под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой)

5 КЛАСС ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (68 ч)

Введение (2 ч). Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н.  э.» и «н.  э.»). Историческая карта.

ПЕРВОБЫТНОСТЬ (4 ч) Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей. Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.

ДРЕВНИЙ МИР (62 ч)

Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.

Древний Восток (20 ч)

Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.

Древний Египет (7 ч) Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы. Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II. Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).

Древние цивилизации Месопотамии (4 ч) Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания. Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы. Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи. Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.

Восточное Средиземноморье в древности (2 ч)

Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания

Персидская держава (2 ч) Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.

Древняя Индия (2 ч)

Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).

Древний Китай (3 ч)

Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.

Древняя Греция. Эллинизм (20 ч)

Древнейшая Греция (4 ч) Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея»

Греческие полисы (10 ч) Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии. Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание. Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн. Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.

Культура Древней Греции (3 ч) Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.

Македонские завоевания. Эллинизм (3 ч)

Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Александрия Египетская.

Древний Рим (20 ч) Возникновение Римского государства (3 ч)

Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.

Римские завоевания в Средиземноморье (3 ч)

Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.

Поздняя Римская республика. Гражданские войны (5 ч) Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.

Расцвет и падение Римской империи (6 ч)

Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.


Культура Древнего Рима (3 ч) Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.

Обобщение (2 ч). Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.







Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины.

Историческая карта.










































Тутмос III. (есть в учебнике, но упомянут просто, как Тутмос)

Могущество Египта при Рамсесе II.

Фараон-реформатор Эхнатон. (Эхнатон упомянут только один раз, не сказано, что он – фараон-реформатор) во вспомогательных текстах на синем фоне в параграфе.








Нет названия МЕСОПОТАМИЯ, называется, как Древнее Двуречье или Междуречье.









Усиление Нововавилонского царства.

Легендарные памятники города Вавилона.

















Государство Ахеменидов.

Кир II Великий (употребляется просто, как Кир Великий)


Центр и сатрапии, Религия персов.





Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны.





Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание)






Цинь Шихуанди употребляется, как Цинь Шихуан.

Правление династии Хань.









Храмы.






Расцвет и гибель Минойской цивилизации.

Государства Ахейской Греции – такое название не употребляется, употребляется «Греция».

Вторжение дорийских племен.

























Пелопоннесская война: причины, участники, итоги.

































Этрусские города-государства. Наследие этрусков.


















Латифундии.




Гражданская война и установление диктатуры Суллы.



Первый триумвират.


































УМК Вигасина А.А.

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс (под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой)

Тема: Первобытные земледельцы и скотоводы

Метапредметные результаты

Учебные задания

Универсальные учебные познавательные действия:

  1. владение базовыми логическими действиями: систематизи­ровать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явле­ний; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и раз­личия; формулировать и обосновывать выводы;

  2. владение базовыми исследовательскими действиями: опре­делять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; си­стематизировать и анализировать исторические факты, осу­ществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять но­визну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообще­ние, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);

  3. работа с информацией: осуществлять анализ учебной и вне­учебной исторической информации (учебник, тексты истори­ческих источников, научно-популярная литература, интер­нет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; вы­сказывать суждение о достоверности и значении информа­ции источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).


1. Поработайте с картой (см. с. 9). Каким цветом обозначена область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей? На каком материке она находится? В какой части материка?

3. Объясните значение слов: рубило, копьё, гарпун, мамонт, человек разумный, родовая община.

4. Объясните значение слов: пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мёртвых», религиозные верования

5. Поработайте с датами. Что было раньше: появление человека разумного или возникновение земледелия? На сколько раньше?


Универсальные учебные коммуникативные дей­ствия:

  1. общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и ар­гументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты вы­полненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и соци­альном окружении;

осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных це­лей; планировать и осуществлять совместную работу, кол­лективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

1.Опишите рисунок «Нападение саблезубого тигра» (см. с. 11) по плану:

1. хищник и его жертва

2. поведение людей

Предположите, чем закончится схватка со зверем. (работа в группах)

2. Подумайте и обсудите: в чём различия между копьём и гарпуном (см. рис. на стр. 14)? Как их изобретение изменило жизнь людей? (работа в парах)


Универсальные учебные регулятивные действий:

владение приемами самоорганизации своей учебной и обще­ственной работы (выявление проблемы, требующей реше­ния; составление плана действий и определение способа ре­шения);

——владение приемами самоконтроля — осуществление само­контроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом уста­новленных ошибок, возникших трудностей.

1. Проверьте себя: 1. Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?

2. В чём было главное отличие древнейших людей от животных?

3. Что представляли собой древнейшие орудия труда? Какую работу ими можно было выполнить?

4. Как древнейшие люди добывали пищу? Опишите эти занятия?

2. Подготовьте сообщение о находках останков мамонтов на территории России (см. с. 16) (по учебнику и ресурсам Интернета)


Эмоциональный интеллект, понимание себя и дру­гих:

выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;

——ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);

——регулировать способ выражения своих эмоций с учетом по­зиций и мнений других участников общения.


3. Подумайте и обсудите:

1) О чём хотел рассказать художник, создавший сцену с бизоном и поверженным охотником (см. рис. на с.19)? Догадайтесь, что предшествовало тому, что изображено.

2. Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?

3. С какими целями археологи раскапывают древние могилы? Что и почему в них можно найти? (см. рис. на с. 19)



Вывод: учебные задания данного УМК нацелены на достижение всех видов метапредметных результатов, их подбор по количеству и содержанию является оптимальным для данных результатов, но, на мой взгляд, очень мало заданий, направленных на эмоциональный интеллект, понимание себя и других.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Насонова Светлана Александровна

Дата: 18.06.2022

Номер свидетельства: 610009

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ»."
    ["seo_title"] => string(79) "analiz_soderzhaniia_i_metodicheskogo_apparata_umk_s_tochki_zreniia_trebovanii_1"
    ["file_id"] => string(6) "612242"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661618970"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Рабочая программа по алгебре и началам анализа для  11 класса базового уровня к УМК под ред. Мордковича А.Г. и др. "
    ["seo_title"] => string(122) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-dlia-11-klassa-bazovogho-urovnia-k-umk-pod-ried-mordkovicha-a-g-i-dr"
    ["file_id"] => string(6) "225354"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439577291"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс к УМК под ред. Мордковича А.Г. и др. "
    ["seo_title"] => string(116) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-bazovogho-urovnia-11-klass-k-umk-pod-ried-mordkovicha-a-g-i-dr"
    ["file_id"] => string(6) "225356"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439578586"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства