kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

65-летию Великой Победы посвящается… Исследовательская работа Русско- Садинский детский дом

Нажмите, чтобы узнать подробности

     О том, что такое война, написано  много  книг, проведено много исследований. Но то и по прошествии 65 лет со дня Великой Победы, находятся  темы неподнятые, находятся истории нерассказанные. До сих пор об эвакуированных детях из Ленинграда, о сиротах, потерявших родителей, в Фалёнском районе не собрана  вся информация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«65-летию Великой Победы посвящается… Исследовательская работа Русско- Садинский детский дом »

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов

пгт Фалёнки Кировской области.


612500 Кировская область пгт Фаленки ул. Воробьёва д. 13 8(83332)2-10-61;2-25-61






65-летию Великой Победы

посвящается


Исследовательская работа

Русско- Садинский детский дом





Работу выполнила

Перевощикова Юлия,

Ученица 11а класса

МКОУ СОШ пгт. Фаленки

Руководитель:

Петрова Н.А.,

Учитель истории и обществознания











2012





Содержание


  1. Введение………………………………………………………...3

  2. Анализ использованных источников…………………………5

  3. Эвакуация и Фаленская Земля…………………………………8

  4. Русско – Садинский детский дом………………………………11

4.1.История деревни Русская Сада…………………………………. 11

4.2. Детский Дом в годы войны……………………………………...13

4.3. Детский дом в послевоенные годы……………………………..16

5. Заключение…………………………………………………………18

6. Список литературы…………………………………………………19

7.Приложение……………………………………………………….....20
























2

  1. Введение.


О том, что такое война, написано много книг, проведено много исследований. Но то и по прошествии 65 лет со дня Великой Победы, находятся темы неподнятые, находятся истории нерассказанные. До сих пор об эвакуированных детях из Ленинграда, о сиротах, потерявших родителей, в Фалёнском районе не собрана вся информация.

65 лет- это большой период, многие свидетели этих событий уже не расскажут своих историй о войне,голоде, воспитателях, которые заменили им родителей на несколько лет. О том, что делали для сирот возможное и невозможное жители Фалёнского и Бельского районов, о директорах детских домов, до недавнего времени числящихся в документах, как неизвестные. Нельзя нам, послевоенному поколению забывать то, то было, поэтому мы собрали информацию по крупицам и решили заполнить странички истории 40-хи 50-х годов, рассказать тем, кто о том никогда не слышал и напомнить тем, чье знание о войне, о тыле обжигает память до сих пор.

Сиротство, деддомовщина не обязательно являются следствиями войны, но война непременно приводит к сиротству. Здесь связь прямая [1;3].

Осиротели в годы войны не только ленинградцы, сиротами становились и в тылу, в связи с увеличением смертности среди мужчин и женщин которые погибали на фронте и в тылу от голода. Государство не бросило сирот, эвакуация началась из Ленинграда в 1941 году, а списки в Русско-Садинском детском доме не убывали почти до 1955 года… Трудно подобрать слова, которые хотя бы отчасти охарактеризовали то, что сделали во имя спасения сирот жители нашего района, наших деревень и сёл. Перед их трудовым подвигом, перед их гуманизмом мы склоняем голову.

Цель моей работы- проанализировать и обобщить материалы в военные и послевоенные годы о Русско-Садинском детском доме- интернате и определить значение работы детского дома для их воспитанников и для деревни Русская Сада в целом.

Для реализации данной цели мы поставили несколько задач:

  1. Собрать все имеющиеся источники по данной теме и проанализировать их.

  2. Составить перечень всех детских домов с именами их директоров.

  3. Взять интервью у Ушаковой Зинаиды Михайловны об учёбе и школе в Русской Саде в годы войны.



3

  1. На основе данных районного и государственного архива Кировской области составить список сотрудников и воспитанников детского дома.

  2. Выявить основные формы работы педагогов с детьми, направления внеурочной деятельности.



При работе были использованы следующие методы:

  1. Сбор материалов о детском доме.

  2. Анализ и синтез использовались при работе с истониками информации.

  3. Интервью с участниками событий.



Работая над данной темой, я столкнулась со следующими проблемами:

  1. Недостаток архивных данных за годы войны в районном архиве.

  2. Умирают и разъезжаются свидетели.

  3. Отдалённость деревни.

  4. Отсутствие дороги.


Основными источниками информации послужили:

1.Статья « Детские дома – интернаты Фалёнского района для эвакуированных детей» Фалёнского краеведческого музея.

2. Статья « Великая Отечественная война глазами детей. Воспоминания З. Ушаковой из села Низево».

3. Исследовательская работа Лекомцевой Анастасии, ученицы 9б класса ФСШ № 1 « Исторические данные вятской деревни Русская Сада», 2001год.

4. Интервью с З. Ушаковой – бывшей ученицей русско - садинской школы.

5.Материалы Государственного архива Кировской области.

6.Материалы архива Фаленского района.


Новизна работы заключается в том, что по Русско- -Садинскому детскому дому материалы в более полном виде предшественниками не представлялись.

Перспективы работы заключаются в дальнейшем выявлении информации через переписку с воспитанниками детского дома, сотрудниками, дальнейшем изучении материалов Кировского Государственного архива.



4

2.Анализ использованных источников.


Работая над данной темой, мы столкнулись с проблемой отсутствия материалов в районном архиве за 1941 – 1946 годы, поэтому, основные факты по работе детского дома в военные годы собраны по материалам фаленского краеведческого музея и Государственного архива Кировской области.

В фаленском музее мы познакомились со статьей « Детские дома – интернаты Фаленского района для эвакуированных детей». В ней описывается количество эвакуированных детей и деревни, куда эти дети были отправлены. Имена директоров известны не во всех детских домах. Поэтому одной из основных задач мы поставили задачу – составить перечень всех детских домов и имена всех директоров – данную информацию мы нашли в Государственном архиве Кировской области. Интересная статья - воспоминания З.Ушаковой из с.Низево – хранится в музее [приложение №6], она рассказывает о наличии только начальной школы в годы войны в деревне, также вспоминает о праздновании Нового Года в детском доме. Мы нашли эту женщину и провели с ней интервью [приложени№8]. О детском доме содержится материал в исследовательской работе Лекомцевой Анастасии ученицы ФСШ№1 «Исторические данные вятской деревни Русская Сада» [4]. Автор отмечает, что жизнь оживилась в деревне с прибытием эвакуированных детей, поэтому мы поставили задачу: выявить направления работы детского дома.

Чтобы проследить жизнь воспитанников и их наставников от открытия до закрытия детского дома, мы использовали приказы облоно об открытии, переименовании и реформировании, отчеты облоно о работе детских домов в в годы войны, три книги движения воспитанников Русско – Садинского детского дома №133, начатые в 1941 и законченные 1945 годах. С одной из книг сделаны копии фотографии детей. По этим книгам мы узнали, что в Русской Саде были ребята не только из Ленинграда, но сироты из Фаленского района [11]. Не обошли нашего внимания и книги, написанные местными и кировскими краеведами: «История и культура Вятского края» И.Ю.Трушковой [7], «Детдомовские сороковые» Виктора Бакина [1], «Откуда мы родом» Ф.Н.Соколовой [6]. В книге содержится информация о количестве эвакуированных детских учреждений и контингенте детей по всех Кировской области.

Особо хочется выделить книгу Виктора Бакина. Книга собрана из рассказов бывших воспитанников и воспитателей детского дома Кировской области.

5

Книга очень откровенная, о тяготах эвакуации, о голоде, бомбежках эшелонов с детьми, о встречах с родными и близкими после войны. То, о чем молчат сухие отчеты облоно, данные статистики за 40-е и 50-е годы, об этом рассказывают очевидцы в книге Бакина. Чтобы представить положение сирот и сопровождавших их взрослых, надо просто прочитать эту книгу.

И хотя о Фаленском районе в ней упоминается только в связи с приездом на станцию Фаленки детей, направленных в Унинский район, книга эта помогла нам настроиться на свою исследовательскую работу.

Ф.Н. Соколова собрала статьи практически обо всех селах и деревнях района. О Русско-Садинском детском доме есть упоминание в статье Л.Проценко «Деревенька моя – Русская Сада». Именно оттуда мы взяли информацию, где размещался детский дом, какие в деревне были школы.

В газете «Сельский маяк» часто печатались статьи о детских домах. Интересны статьи Н.Шулепова «Ленинградцы помнят фаленцев» о низевском детском доме. Автор пишет, что детские интернаты выехали из района в августе 1944 года. Но по данным Государственного архива Кировской области, детские интернаты были ликвидированы в связи с возвращением детей в Ленинград, а на их базах создавались детские дома с названиями деревень или сел, в котором они были расположены. Менялся контингент эвакуированных работников, но детей в Русско – Садинском детском доме, которые отправились домой в 1944 году, единицы, большинство уехали позднее с 1944 по 1951 годы.

Н.Драничникова поместила в газете статью «Ленинградские дети на Фаленской земле» [2], и в ней подробный рассказ о Бельском детском доме внештатного корреспондента В.С.Котлячкова. В статье подчеркивается, что ребята детдомовские были в сравнении с деревенскими более развиты, сплоченны и организованны, дружны… Подобные сравнения есть в рассказе З.Ушаковой о встрече Нового года в детском доме [приложение№6].

Приступая к поиску материалов, мы не особо представляли какой по структуре должна быть работа. В данном направлении нам помогла исследовательская работа «Дети блокадногоЛенинграда на Фаленской земле»

(рассмотрено на примере Репинского детского дома) Мокрецовой Натальи ученицы 11а класса МОУ СОШ №1 с УИОП [5]. Более полного материала по детским домам не собирал в Фаленском районе никто.





6

В первой части исследовательской работы есть материал о многих детских домах, но не о Русско- -Садинском детском доме, поэтому в задачу нашей работы входило найти недостающие факты по детским домам района и о работе Русско – Садинского детского дома.

Из районного архива мы подчеркнули информацию о штатном расписании сотрудников, о средствах, выделяемых государством на детский дом, о направлениях работы детского дома. Интересны для исследования были протоколы педагогических советов послевоенного периода работы детского дома и Русско – Садинской школы, о трудностях воспитательной работы в школе и детском доме.

На сайте п. Фаленки есть краткая информация о таких детских домах Фаленского района, как Низевском, Бельском, Левановском, а о Русско – Садинском отсутствует [12].


























7

3.Эвакуация и Фалёнская земля.


Годы войны стали тяжёлым испытанием для советского народа. В тылу, на трудовом фронте ковалась победа. Испытание голодом, холодом, смертью близких людей стало это время. Но, несмотря на это, Кировская область гостеприимно приняла 216 эвакуированных детских учреждений, с контингентом детей 26405 человек [7.241].Советское правительство проявило максимум внимания к спасению детей. В эшелонах эвакуированные из Ленинграда и ленинградской области дети прибыли на станцию Фалёнки.

Фалёнский район в первые дни войны принял эвакуированных детей. 30 августа 1941 года в бывший Бельский район приехало 807 детей со станции Старая Руса Озёрского района, в Фалёнский район – 1222 человека из Октябрьского и Кировского районов г. Ленинграда. Всего 2029 человек- детей и сопровождающих их воспитателей, медицинский персонал.

В материалах Государственного архива Кировской области мы прочитали список детских интернатов в районах Кировской области ( отчёты по районам и переписка по работе с детскими домами) [11].

Эти данные разнятся с данными районного музея и районного архива. В данном списке находятся фамилии всех директоров, которые возглавили интернаты в годы войны или в первое время. Позднее директора менялись.


















8

Район Ленинграда

Район Кировской

Обл.

Старое название

Новое название

Адрес учреждения

Кол-во детей

Фамилия директора

Кировский

Бельский

Интернат школ № 10,11,17

Интернат № 16

С. Верхосунье

45

Бурнистейн

Кировский

Бельский

Интернат школ № 10,19

Интернат № 17

С. Белая

48

Быкова

Кировский

Бельский

Интернат школ № 10,19

Интернат№ 18

С. Нагорское

44

Краева Елизавета Сергеевна

Кировский

Бельский

Интернат школ № 15,18

Интернат № 19

Д. Нелюби

78

Сорминская

Людмила Петровна

Кировский

Бельский

Интернат школ № 21,19

Интернат № 20

С. верхосунье

115

Гулидова Евгения Николаевна

Кировский

Бельский

Интернат ЛВО

Интернат № 21

Д. Вогульцы

115

Лободенко

Октябрьский

Фалёнский

Интернат № 52

Интернат №111

С. низево

85

Рудакова Анна Николаевна

Октябрьский

Фалёнский

Институт Дворца труда № 59

Интернат № 115

Д. Леваны

65

Баранова Анна Ивановна

Октябрьский

Фалёнский

Лагерь Октябрьского района № 1

Интернат № 112

С. Николаево

91

Гурвич Ребекка Самуиловна

Октябрьский

Фалёнский

Интернат института физкультуры

Интернат № 116

Д. Репинцы

49

Скороходова Мар. Алекс.

Октябрьский

Фалёнский

Интернат № 2

Интернат № 121

Д. Бобинцы

46

Баклунова Вера Фёдоровна

Кировский

Фалёнский

Интернат№ 39

Интернат № 113

Д. Катаи

64

Ковалёва Зин. Ивановна

Кировский

Фалёнский

Интернат № 37

Интернат № 114

Д. Полынка

53

Кемецская Наталья Алекс.

Кировский

Фалёнский

Интернат№ 21

Интернат№ 117

Д. Святица

56

Еребург Кена. Ефим.

Кировский

Фалёнский

Интернат № 16

Интернат№118

Д. Солдари

57

Авенкова Елена Ульян.

Кировский

Фалёнский

Интернат№ 19

Интернат№119

С. Тулегово

45

Рыбакова лидия Львовна

Кировский

Фалёнский

Интернат№13

Интернат№120

Д. Русская Сада

60

Леушина Зоя Михайловна


В этом списке имена директоров или отсутствуют, или не написаны полностью, поэтому, чтобы не исказить факты, мы сохранили орфографию.

Итак, исходя из данного документа, можно сделать вывод о том, что в бывшем Бельском районе было создано 6 интернатов, где находилось 445 детей, из них 2 в селе Верхосунье. В Фалёнском районе было создано 11 интернатов, где находился 671 ребёнок.

Об эвакуации и значении приёма детей на Фалёнской земле сказано в письме бывшей заведующей РОНО А. Парановой фалёнцам - директорам интернатов: Святицкого –К. Эренбурга, Солдарёвского – Е. Авенковой. « Мы встретились с большими трудностями, поскольку во время эвакуации из Ленинграда эшелоны попали под бомбёжку и дети остались без вещей. В кратчайший срок областные и районные организации предоставили под интернаты лучшие помещения, обеспечили нас обувью, одеждой, постельным бельём. Никаких продовольственных запасов у нас не было. Партийные советские организации Фалёнского района помогли разрешить и этот вопрос… Мы по праву считаем Вас участниками восстановления разрушенного бомбёжками и обстрелами Ленинграда»[5;5].





















10

4.1.История деревни Русская Сада


Деревня Русская Сада Фалёнского сельского округа (ныне Фалёнского сельского поселения) находится в нескольких километрах от станции Сада.

Деревня была основана в 1717 году. Это починок Садинский [6.15]. Крестьяне сеяли зерновые, клевер, лён. Многие занимались скотоводством и ремеслом. В 1926 году здесь проживали 263 человека. До войны появилась изба – читальня, трёхлетняя школа, а в годы войны семилетняя[6;67]. Ученица начальной школы З. Ушакова уточнила, что школа была четырёхлетняя, а после войны стала семилетней [ приложение 6,8]. Деревня относилась к приходу церкви во имя Воскресения Господня с приделом Покроваи Василия Святителя в селе Сада. В 1929 году деревни этого прихода, расположенные по левому берегу реки Сады, в том числе и деревня Русская Сада вошли в состав Фалёнского района, а село Сада отошло к Удмуртии[6;67].

В Русской Саде стоит дом купцов Князевых, построенный в 1898 году [приложение№4]. За более чем вековое существование этот особняк многое повидал, он молчаливо хранит память о тех, кто в нем жил, учился, работал. В годы войны здесь размещался детский дом для эвакуированных детей из Ленинграда, затем семилетняя школа. В 60-е годы сюды приезжали дети, чтобы отдохнуть в пионерском лагере. Судьба семьи Князевых трагична. В советских период их раскулачили, имущество отобрали, а самих выслали за пределы области. Более о семье Князевых ничего неизвестно [6;67].Деревня относилась к колхозу «Ударник» Ленинского сельского совета [10]. Здесь родился Герой Советского Союза Дмитрий Андреевич Воробьев [6;68]. По данным, изложенным в книге «Откуда мы родом» в Русской Саде насчитывалось 41 двор [6;15].

Жизнь в деревне оживилась, когда сюда прибыли дети из Ленинграда [4]. Многие жители получили работу в детском доме. Приезжали работать в детский дом и из других населенных пунктов. Например, Лидия Мироновна Суворова приехала работать в детский дом из села Николаево [приложение№5]. В 1955 году детский дом был расформирован [11].

В настоящее время в деревне проживает всего 9 человек и пять дачников [6;67]. Здесь нет магазина. Сюда нет дороги, только тропинка от станции Сада. Многие старики уехали жить к своим детям в другие населенные пункты [приложение №5].



11

Итак, на основе имеющихся данных, мы выяснили, то деревня в первой половине 20 века была большой и оживленной, жители работали в колхозе, в детских учреждениях. После закрытия детского дома и школы все изменилось, численность населения стала убывать. Но деревня существует и по сей день.
































12

4.2.Детский дом в годы войны.


Уже в первые дни войны в Фаленский район привезли эвакуированных детей, а так же сопровождавших их воспитателей и медицинских работников. В Русскую Саду прибыли 60 детей интерната №13 из Кировского района Ленинграда. Директором была Леушина Зоя Михайловна. На его базе был создан интернат №120 (из отчетов по районам и переписке по работе с детскими домами облоно Киров 1944 год) [11]. Но в картотеке Государственного архива Кировской области упоминается, что интернат №120 был создан для детей интернатов №13,15 Кировского района Ленинграда. В материалах краеведческого музея упоминается о двух детских интернатах, находящихся в Русской Саде. З.Ушакова, ученица русско-садинской школы, вспоминает, что детей было очень много, детдом был переполнен, асть воспитанников перевели в другой - в деревню Катаи [приложение №6]. Это были дети с 1933 по 1948 годы рождения. В книге движения воспитанников детского дома зафиксировано лишь18 человек, прибывших в 1941 году [11]. Скорее всего, все документы не сохранились.

В 1941 году в Русской Саде находились лишь только ленинградские дети. Большинство из них были сиротами или полусиротами, лишь единицы из них до войны где-то учились. В военные годы в Русскую Саду прибывали дети из других населенных пунктов Фаленского района: из Фаленок, д.Солдари, с.Полынка, д.Енусенки, д.Перевоз, из д.Мальшаки. Среди них были не только сироты, но и дети, чьи семьи находились в тяжелом положении. Осиротели в годы войны не только ленинградцы, сиротами становились и в тылу, в связи с увеличением смертности среди мужчин и женщин, которые погибали как на фронте, так и в тылу. (Книга учета движения воспитанников Русско-Садинского детского дома №133 Фаленского района) [11; приложение 9,10].

Детей разместили на усадьбе купцов Князевых, которая была огорожена железной оградой, где был разбит еще Князевыми большой красивый парк [приложение 8].

В бухгалтерских отчетах имеется описание двух зданий. Один дом двухэтажный деревянный на фундаменте, другой дом двухэтажный кирпичный.

После войны была построена баня, прачечная, пионерский клуб…один из домов имел площадь 305 кв.м., в нем не было ни водопровода, ни канализации, отапливались здания шестнадцатью голландскими печами [10].



13

Ленинградцы первое испытание войной получили, когда ехали в эшелонах из Ленинграда и попали под бомбежку. З.Ушакова вспоминает: «О себе ребята практически ничего не рассказывали, а если что и вспоминали, то сразу плакали. Однажды Роза вдруг сказала: «Когда нас увозили, началась бомбежка…»,-сказала и заплакала. Больше я ее ни о чем не спрашивала» [приложение 8].

Государство выделяло деньги на содержание сирот. У детей были валенки, добротные пальто, книги, тетради [приложение 8]. Норма питания в войну была 5 рублей на одного ребенка в день. Питание в основном было организовано за счет продуктов, покупаемых у колхозов по рыночным ценам. (Докладная записка Кировского облоно обкому ВКП (б) от 30 августа 1941 года) [1;105].

Местные ребятишки завидовали детдомовцам, ведь у деревенских не было ни настоящих тетрадей, ни теплой одежды, учились они вместе, в школе сидели в одном классе. «Мы завидовали им, а они завидовали нам. Я сидела за партой с девочкой с необычным именем – Роза… Мы с ней устраивали обмен. Кормили их вдоволь. Давали сахар, хлеб с маслом, чего я практически не видела, зато у нас дома было молоко. Я ей – 0,5 литра молока, а она мне кусочек или два сахара с маслом и обе довольны» [приложение 8].

Большое внимание уделялось развитию подсобного хозяйства. Детский дом держал скот (свиньи), имел свою конюшню. На базе детского дома делали для детей все возможное, чтобы развеять страхи и тревоги воспитанников. З.Ушакова вспоминает о праздновании Нового Года в детском доме: « На Новый 1945 Год в детдоме устроили новогодний праздник с елкой, на который пригласили и нас. Ни о каких праздниках, тем более с наряженной елкой, мы, деревенские, никогда и не слыхали. На елке висели самодельные игрушки. Увидев все это мы были буквально в шоке, не знали, что делать.

Учительница дала мне задание – выучить «У лукоморья дуб зеленый», научила выразительно рассказывать стихотворение. За него мне подарили шелковую вышитую ленту, которую я долго вплетала в косу и очень берегла.

Были Дед Мороз и Снегурочка. В начальных классах работали две молодые учительницы. Один из воспитанников хорошо играл на баяне фокстрот, танго, вальс. В первые я увидела как из танцуют. Учительницы сами танцевали и учили танцевать старших. Нам же, малышам, было очень обидно, что нас обошли вниманием и не учили новым танцам.


14

Вручили нам и подарки: по 10 конфет – подушечек и несколько баранок. С каким удовольствием я ела те конфеты, и вкус их запомнился. Всегда вспоминался даже когда подушечки в магазинах были уже в изобилии». [приложение 6].

На основе собранного материала можно сделать вывод, что интернат №120, созданный в 1941 году для эвакуированных детей из Кировского района г.Ленинграда, за годы войны стал родным домом и для детей Фаленского района.

Государства, колхоз, жители деревни, сотрудники обеспечили достойную жизнь детям-детдомовцам, такую, что даже деревенские дети завидовали. Работа детского дома скрашивала жизнь местным ребятам, а жизнь деревни заметно оживилась.



























15

4.3.Детский дом в послевоенные годы.


Война закончилась, но детский дом продолжал работать до 1955 года. Часть детей уехала к родным в Ленинград. Остались полные сироты. В послевоенные годы в детский дом продолжали прибывать дети из Фаленского района, нуждающиеся в государственной поддержке. (Книга учета движения воспитанников Русско-Садинского детского дома №133) [11].

В 1945 году интернат №120 был ликвидирован, а на его базе был создан Русско-Садинский детский дом №133 (картотека Государственного архива Кировской области). Состав сотрудников изменился еще в 1944 году, это было вызвано отъездом эвакуированных работников по вызовам НАРКОМПРОСА в освобожденные области и в г.Ленинград. В 37 детских домах изменился состав директоров (из отчета сектора детских домов, облоно, Киров, 1944г.) [11]. В связи с этим, мы предполагаем, что директором после Леушиной Зои Михайловны был Катаев Григорий Меркурьевич, который работал до 1954 года. В 1954 году директором был Мочалов Николай Иосифович.

Количество детей в послевоенные годы составило от 62 до 54 человек. Количество сотрудников детского дома составляло 17 человек [приложение 7].

Жизнь после войны стала легче. Увеличились нормы питания до 10 рублей. Росло подсобное хозяйство, основанное еще в годы войны. Воспитанники и сотрудники, а так же спецработники подсобного хозяйства выращивали картофель, овес, пшеницу, рожь, горох.

Заготавливали сено для животных, которых насчитывалось 7 голов, занимались пчеловодством. Для транспортных целей использовали двух лошадей и быка, предоставляли транспортные услуги школе. В детском доме работали 9 мастерских: игрушечная, портняжная, кружевная, трикотажная, гончарная, слесарная, столярная, корзиночная и сапожная (Утвержденные штатные расписания и сметы за 1947 – 1955 г.г.) [10].

Таким образом, детский дом не находился на полном иждивении у государства. Трудоустройству воспитанников уделялось особое внимание. Еще в 1944 году был утвержден план решения исполкома Кировского областного Совета трудоустройства в ремесленные училища школы ФЗО и на производство (Отчет сектора детских домов облоно Киров, 1944 год) [11].



16

Из детских домов выпускники после войны направились в ремесленные уилища и ФЗУ г.Кирова и г.Ленинграда, Зуеского и Вожгальского районов Кировской области, в МТС п.Фаленки, в Ленинградское педучилище.

В 1946 году группа Ленинградских детей прибыла из Катаевского детского дома, в Ленинград они уехали в 1948 году (Книга учета движения воспитанников Русско-Садинского детского дома №133) [11].

Возможно, это те дети, о которых упоминала З.Ушакова. Директором школы в Русской Саде после войны был Абатуров Павел Степанович, бывший директор Катаевского детского дома [11].

На ряду с успехами были и трудности: недостаток воспитателей, плохая успеваемость, болезни детей, побеги. Воспитатели детского дома и учителя школы обращали на это особое внимание. Они больше занимались детдомовцами, следили за гигиеной детей, внешним видом. Стрались через совместную деятельность воспитывать детей, не оставляли их без дела. Устраивали праздники, организовывали кружки: технический «Умелые руки», музыкальный, фотокружок, физкультурный, драматический. Организовывали выставки лучший тетрадей, витрину газеты «Пионерская правда», лучших учеников прикрепляли для помощи к отстающим, проводили политинформации, читали вместе с ребятами книги (Протоколы объединенного педсовета детского дома №133 и русско-садинской школы) [10].

Русско – Садинский детский дом №133 был закрыт в 1955 году (Приказ облоно от 7 августа 1955 года №62) [11]. Воспитанники были переведены в Песковский детский дом Омутнинского района и Сезеньский детский дом Зуевского района Кировской области (Книга учета движения воспитанников №133 Фаленского района) [11].

Итак, после войны количество воспитанников практически не уменьшалось, уезжали Ленинградские дети, прибывали дети из других детских домов Фаленского района.

Основные направления работы детского дома можно вы делить следующие: материальное обеспечение, хозяйственная деятельность, учебно – воспитательная работа, трудовое обучение, трудоустройство. Детский дом в Русской Саде существовал 14 лет. Он стал родным домом для десятков воспитанников. Работа детского дома – яркая страница в истории деревни Русская Сада и истории Фаленского района в 40-е и 50-е годы.




17

5.Заключение.


Наша страна недавно отмечала 65-летие со дня Великой Победы. Наблюдая кадры кинохроники по телевизору, рассматривая фотографии детей блокадного Ленинграда в Русско – Садинском детском доме, невольно задумываешься, а что было бы, если бы дети не успели эвакуироваться, сколько они смогли бы продержаться в этой 900- дневной блокаде. Они добрались до Вятской земли и спаслись. И несмотря на трудности и разлуку с близкими, это была жизнь полноценная, с педагогами, друзьями, медперсоналом на уютной усадьбе купцов Князевых, в маленькой деревеньке с красивым названием Русская Сада.

В целом поставленные в начале исследовательской работы цель и задачи были выполнены.

  1. Мы собрали и изучили все источники, информацию по данной теме, обобщили всё.

  2. Составили перечень всех детских домов с именем директоров в Фалёнском и Бельском районах.

  3. Обобщив данные об истории деревни, сделали вывод, что деревня переживала период расцвета в середине 20 века и особенно на жизнь деревни повлияла работа детского дома.

  4. Взяли интервью у Зинаиды Михайловны Ушаковой, бывшей ученицы школы в Русской Саде, которая училась вместе с детдомовцами.

  5. На основе материалов государственного архива Кировской области составили списки воспитанников военных лет, а на основе данных районного архива составили список сотрудников. Списки представлены в приложениях.

Итак, мы собрали, проанализировали и обобщили материалы о Русско – Садинском детском доме в военные и послевоенные годы, доказали, что значение работы детского дома и для деревни и для Фалёнского района было большим.

К сожалению, нам не удалось найти ни одного воспитанника, надеемся, что другие учащиеся продолжат эту работу.

Мы целый 2009 – 2010 учебный год работали над этой темой, два раза ездили в государственный архив Кировской области, собрали много материала, буквально по крупицам, нам было трудно, но очень интересно.

Эта работа будет подарена районному музею, архиву, школьному музею и будет помещена на сайте п. Фаленки.


18

  1. Список литературы и использованных источников.


  1. Бакин, В. Детдомовские сороковые / В. Бакин. – Киров: Дом печати – Вятка, 2005. – 221с.

  2. Драничникова Н. / Ленинградские дети на Фалёнской земле / Н.А. Драничникова // Сельский маяк.-

  3. Зорина М. В Низеве помнят / М. Зорина // Сельский маяк. – 1975.

  4. Исследовательская работа : « Исторические данные вятской деревни Русская Сада» Лекомцева Анастасия, ФСШ № 1 , 2001.

  5. Исследовательская работа: « Дети блокадного Ленинграда на Фалёнской земле ( рассмотрено на примере Репинского детского дома)» Мокрецова Наталья, МОУ СОШ с УИОП , 2006.

  6. Соколова Ф.Н. Откуда мы родом. Фалёнский район. История, события,люди/ Ф.Н. Соколова.- Киров: Дом печати- Вятка, 2007.-640с.

  7. Трушникова И.Ю. История и культура Вятского края/ И.Ю. Трушникова. – М.: Академический проект; Киров: Констента, 2005.- 512+80с.

  8. Шулепов Н.П. Ленинградцы помнят фалёнцев\ Н.П. Шулепов// Сельский маяк.- 1983.

  9. Материалы районного краеведческого музея.

  10. Материалы районного архива.

  11. Материалы Государственного архива Кировской области.

  12. Интернет источники:

www.falenki.ru/story/deti-blokanodo-na-falenkoi-zemle.















19

Приложение №1


Детские дома-интернаты Фалёнского района

Для эвакуированных детей

В первые дни войны Советское правительство проявило максимум внимания к спасению детей. В эшелонах эвакуированные дети из Ленинграда и Ленинградской области прибыли на станцию Фалёнки


30 июля 1941 года в нашем районе находилось 2030 обездоленных войной ребят, а также сопровождавших их воспитателей и медицинских работников.


Детей из Октябрьского района города Ленинграда разместили в Леванах, Репинцах, Низеве, Николаеве.


Эвакуированные ленинградцы из Кировского раона были направлены в Солдари, Катаи, Бобинцы, Низево, Полынку, Святицу, Верхосунье. Два интерната находились в Русской Саде. Всего в районе было организовано 12 домов – интернатов.


  1. С. Верхосунье – прибыло 75 детей и 7 учителей. С 1941 по 1943 г.г. директор – Наговицына Наталия Яковлевна.

С 1943 по 1944 г.г. директор – Ильянов Никифор Ксенофонтович.

  1. С. Святица – прибыло 260 детей и обслужива.щий пеорсонал.

С 1941 по ноябрь 1943 г.г. директор К. Эренбург.

  1. С. Николаево с 1942 по 1944г.г. директор Россовская.

  2. С. Низево – прибыло 120 ребят. С 1941 по август 1944 директор – Рудакова Анна Николаевна.

  3. Д. Солдари – директор А. Авинкина.

  4. Д. леваны с 1942 по 1944г.г. директор Баранова Анна Ивановна.

  5. Д. Катаи с 1941 по 1944 г.г. директор – Абатуров Павел Степанович.

  6. Д. Тулегово – директор неизвестен.

  7. Д. Бобинцы – директор неизвестен.

  8. С. Полынка – директор неизвестен.

  9. С. Русская Сада – директор неизвестен.

  10. С. Белая жили ребята из Старой Руссы и блокадного Ленинграда





Приложение №2



Из использованной работы Лекомцевой Анастасии, ученицы 9б класса ФСШ № 1 2001г. « Исторические данные вятской деревни Русская Сада»



« …..Жизнь в деревне оживилась с прибытием эвакуированных детей из Ленинграда. Бывшие дома купцов Князевых заняли под детский дом, которых разместили 70 эвакуированных детей…».






























Приложение № 3


Материалы районного архива. Данные статистики.


« ….Фалёнский район в первые дни войны принял эвакуированных деией. 30 августа 1941 г. В бывший Бельский район приехало 807 детей со станции Старая Руса Озерского района, в Фалёнский район 1222 человека из Октябрьского района г. Ленинграда. Всего 2029 человек детей и сопровождающих их воспитателей и персонал. Детские дома были открыты в с. Низево, Святица, Леванах, Солдарях, Репинцах, Русской Саде, Катаях, Белой. И т.д. Всего 14 детских домов.

И после войны приходили в наш район благодарственные письма и телеграммы от эвакуированных детей, воспитателей г. Ленинграда…»


























Приложение № 6


Материалы районного краеведческого музея.

Великая Отечественная война глазами детей.


Вспоминает Зинаида Ушакова из с. Низево

Жили мы с родителями в разъезде Сада, а в школе я училась в деревне Русская Сада.

Закончила 2 класса, когда началась война. В нашу школу прибыли эвакуированные из Ленинградской области дети, преобразовав ее в детдом. Эвакуированных детей было очень много, детдом был переполнен, и часть ребят перевели в д.Катаи. Четвертый класс я заканчивала в своей школе, а так как она была начальная, то в 5 класс я пошла в школу, которая находилась в Удмуртии. Там тоже был детдом, в котором жили человек 300. Детдомовские учились в 5а, а мы в 5б классе Русско-Садинской школы.

« На Новый 1945 Год в детдоме устроили новогодний праздник с елкой, на который пригласили и нас. Ни о каких праздниках, тем более с наряженной елкой, мы, деревенские, никогда и не слыхали. На елке висели самодельные игрушки. Увидев все это мы были буквально в шоке, не знали, что делать.

Учительница дала мне задание – выучить «У лукоморья дуб зеленый», научила выразительно рассказывать стихотворение. За него мне подарили шелковую вышитую ленту, которую я долго вплетала в косу и очень берегла.

Были Дед Мороз и Снегурочка. В начальных классах работали две молодые учительницы. Один из воспитанников хорошо играл на баяне фокстрот, танго, вальс. В первые я увидела как из танцуют. Учительницы сами танцевали и учили танцевать старших. Нам же, малышам, было очень обидно, что нас обошли вниманием и не учили новым танцам.

Вручили нам и подарки: по 10 конфет – подушечек и несколько баранок. С каким удовольствием я ела те конфеты, и вкус их запомнился. Всегда вспоминался даже когда подушечки в магазинах были уже в изобилии».









Приложение №7.


Справка

Фактическое наличие сотрудников на 20 августа 1947 г. Детского дома №133 согласно штатному расписанию:

  1. Катаев Григорий Меркурьевич – директор.

  2. Рудина Мария Дмитриевна – заведующая учебной частью.

  3. Кирпиков Александр Павлович – завхоз.

  4. Лубнин Николай Игнатьевич – счетовод.

  5. Лубнина Валентина Александровна – медсестра.

  6. Берестова Вена К. – кладовщик.

  7. Сунцова Александра Гавриловна – повар.

  8. Лубнин Анна Алексеевна – помощник повара.

  9. Владыкина Мария Андреевна – прачка.

  10. Ушакова Ксения Андреевна – сторож.

  11. Новикова Клавдия Дмитриевна – няня-уборщица.

  12. Костылева Анна Тарасовна – воспитатель.

  13. Луппова Августа Васильевна – воспитатель.

  14. Ищенко Алексей Яковлевич – воспитатель.

  15. Комнина Августа Васильевна – воспитатель.

  16. Костицин Степан Егорович – инструктор по труду.

  17. Козырева Зинаида Владимировна – пионервожатая.

















Приложение №8.


Интервью Ушаковой Зинаиды Михайловны.


Ушакова Зинаида Михайловна, 79 лет. Всю свою жизнь проработала в школе села Низево учителем. О войне вспоминает с горечью: « Когда началась война мне было всего10 лет (но многое я помню хорошо). Наша семья жила на разъезде Русская Сада. Ленинградские дети приехали испуганные и уставшие. Поселили их на усадьбе Князевых (Князевы – знаменитые в то время богатые люди). Дети жили в двух зданиях: одно – красивое большое деревянное (сам дом Князевых), второе – двухэтажное кирпичное. В третьем находились столовая, кухня, прачечная. На усадьбе, которая была огорожена железной оградой, был разбит еще Князевыми большой красивый парк.

Мы с ленинградскими ребятами учились в одной школе. Дети во всем отличались от нас, местных. Во-первых, одевали их хорошо: все были в валенках, теплых добротных пальто. Во-вторых, все были обеспечены книгами, тетрадями, чернилами. Хорошо помню, как иногда эти чернила замерзали, и мы их все вместе отогревали. У нас ничего этого не было, нам было все интересно. Хотелось так же одеваться, писать в таких же беленьких тетрадях, а не на газете между строк, как это было у нас.

Мы завидовали им, а они завидовали нам. Я сидела за партой с девочкой с необычным именем – Роза… Мы с ней устраивали обмен. Кормили их вдоволь. Давали сахар, хлеб с маслом, чего я практически не видела, зато у нас дома было молоко. Я ей – 0,5 литра молока, а она мне кусочек или два сахара с маслом и обе довольны.

Детский дом держал скот(свиней), имел свою конюшню.

О себе ребята практически ничего не рассказывали, а если что и вспоминали, то сразу плакали. Однажды Роза вдруг сказала: «Когда нас увозили, началась бомбежка…»,-сказала и заплакала. Больше я ее ни о чем не спрашивала.

Летом в годы войны на базе детского дома работал детский лагерь, куда ходили детдомовские дети и мы, местные. Воспитатели с нами проводили игры, мы читали там книги и смотрели привозные фильмы.







Приложение № 9


Списки воспитанников.


Выдержки из книги учёта движения воспитанников Русско- Садинского детского дома № 133 Фалёнского района. Материалы государственного архива кировской области.
































Книга движения воспитанников


Год рождения

ФИО

Дата приёма

Откуда

Дата выбытия

Куда

1934

Андреева Алла Григорьевна

1944

Солдарёвский детдом

1948

Ленинград

1935

Андреева Людмила Алексеевна

1941

Ленинград

1948

Ленинград

1933

Беляева Людмила Александровна

1941

Ленинград

1949

Ленинград

1937

Веселков Николай Иванович

1945

Киров

1949

Г. Молотовск

1940

Веселкова Ольга Ивановна

1945

Ухтымский детдом



1935

Гостьев Дмитрий Егорович

1944

Солдарёвский детдом

1949


1933

Головин Борис Яковлевич

1941

Ленинградская обл. г. Полтово

1947

Ленинград

1933

Дранхита Вера Николаевна

1944

Солдарёвский детдом

1948

Ленинград

1933

Жиганова Евгения Васильевна

1943

Колхоз им. Ворошилова



1938

Забродин Юрий

1941

Ленинград

1947

Ленинград

1935

Иванова Валентина Леонтьевна

1944

Полынка

1948

Ленинградская обл. г. Выборг

1938

Зобнов Виталий Иванович

1943

Фалёнский р-н д. Енусёнки


Киров,специальное учреждение № 5

1933

Илесин Василий Васильевич

1944

Полынка

1944

На учёбу (Р.У. № 8 )

1934

Козлова Галина Васильевна

1941

Ленинград

1944

На учёбу в Ленинград

1933

Кряжев Олег Михайлович

1941

Ленинград

1948

трудоустроился

1935

Кузнецова Тамара Сергеевна

1941

Ленинград

1947

Ленинград

1937

Климова Галина Васильевна

1941

Ленинград

1947

Ленинград

1938

Концева Валентина Филипповна

1941

Ленинград

1947

Ленинград

1934

Лопатина Галина Ивановна

1945

Полынка

1947

Кировская обл. Фалёнский р-н

1933

Лопатина Валентина Ивановна

1945

Полынка

1947

Кировская обл. Фалёнский р-н

1936

Мошонкин Валерий Павлович

1941

Фалёнки


Д. Дионки

1935

Майорова Лидия Михайловна

1945

Полынка


Ижевск

1933

Столбова Раиса Владимировна

1945

Д. перевоз

1948

Кировская обл. Фалёнский р-н д. Перевоз

1937

Микрюкова Людмила Петровна

1944

Полынка

1948

Нижний Тагил

1939

Мошонкина Алевтина Павловна

1943

П. фалёнки

1949

КАзахстан

1941

Мальшаков Анатолий Васильевич

1945

Д. Мальшаки

1947

Фалёнский район

1935

Нефедьева Галина Иосифовна

1945

Ленинград

1951

Р. У. № 7

1937

Никулина Тамара петровна

1945

Полынка

1952

Г. Асбест

1937

Пикунас Вячеслав Дмитриевич

1946

Киров

1951

Ленинград

1932

Столбов Геннадий Владимирович

1944

Д. Перевоз

1947

Омутнинск

1937

Плетенёва Лидия Васильевна

1944

Полынка

1948

Фалёнский район д. Сосновцы

1938

Фриш Нина Петровна

1941

Ленинград

1948

Ленинград

1937

Зорин Сергей Петрович

1946

Д. Синичена

1947

Фалёнский район д. Синичена

1933

Фриш Майя Петровна

1941

Ленинград

1948

Ленинград

1933

Хомилов Василий Григорьевич

1941

Ленинград

1954

Фалёнская МТС

1937

Шаруева Тамара Васильевна

1944

Полынка

1951

Р,У,№7

1940

Ямолдитов Борис Сергеевич

1944

Полынка

1947

Ленинград

1933

Титова Валентина Васильевна


1941

Ленинград

1948

Кировская обл. г. Молотовск

1935

Смольников Николай Алексеевич

1949

Д. Голодаево

1951

Г. Киров

1936

СЫрчина Неля Ивановна

1945

С-з « Ворошилова»

1951

Кировская обл.

1940

Тусков Валентин Сергеевич

1944

Полынка

1955

Псковский детский дом


Волостников Геннадий Алексеевич

1942

Полынка

1948

Кировская обл. п. Фалёнки

1937

Соломатова Валентина Михайловна

1944

Полынка

1952

Омутнинск

1938

Анапченко Людмила Николаевна

1944

ПОлынка

1954

Бокситогорск

1933

Пинегин Лихандрий Васильевич

1944

К-з им. Будёного

1948

Омутнинск

1934

Потанина Екатерина Петровна

1941

Ленинград

1951

Ленинград

1937

Закатова Галина Петровна

1941

Ленинград

1953

Ярославская обл. г. Переяславль

1933

Закатова Нина Петровна

1941

Ленинград

1952

Ленинград

1938

Плетенёв Владимир Григорьевич

1944

Полынка

1952

Омутнинск

1942

Плетенёва Валентина Константиновна

1944

ПОлынка

1953

Переславль

1937

Дмитриевна Анна Васильевна

1941

Ленинград

1953

Киров

1932

Шугомтская Валентина Александровна


Ленинград


Ленинград

1939

Смольникова Галина Алексеевна


Д. Голодаево


Д. Голодаево

1938

Шулятиев Тимофей Александрович

1944

Д. Ходыри

1944

Киров


Приложение № 10



Копии фотографий

Из книги учёта движения воспитанников Русско-Садинского детского дома № 133 Фалёнского района. Материалы Государственного архива Кировской области.

































Исследовательская работа

Русско – Садинский детский дом

Работу выполнила:

Перевощикова Юлия

Ученица 11а класса

МКОУ СОШ пгт Фаленки.

Руководитель:

Петрова Н.А., учитель истории и обществознания.

Цели:

  1. Собрать все имеющиеся источники по данной теме и проанализировать их.

  2. Составить перечень всех детских домов с именами их директоров.

  3. Взять интервью Ушаковой Зинаиды Михайловны об учебе и школе в Русской Саде в годы войны.

  4. На основе данных районного и государственного архива Кировской области составить список сотрудников и воспитанников детского дома.

  5. Выявить основные формы работы педагогов с детьми, направления внеурочной деятельности.

При работе были использованы следующие методы:

  1. Сбор материалов о детском доме.

  2. Анализ и синтез использовались при работе с источниками информации.

  3. Интервью с участниками событий.

Заключение:

В целом поставленные в начале исследовательской работы цель и задачи были выполнены.

1. Мы собрали и изучили все источники, информацию по данной теме, обобщили всё.

2. Составили перечень всех детских домов с именем директоров в Фалёнском и Бельском районах.

3. Обобщив данные об истории деревни, сделали вывод, что деревня переживала период расцвета в середине 20 века и особенно на жизнь деревни повлияла работа детского дома.

4. Взяли интервью у Зинаиды Михайловны Ушаковой, бывшей ученицы школы в Русской Саде, которая училась вместе с детдомовцами.


  1. На основе материалов государственного архива Кировской области составили списки воспитанников военных лет, а на основе данных районного архива составили список сотрудников. Списки представлены в приложениях.

Вывод:

Итак, мы собрали, проанализировали и обобщили материалы о Русско – Садинском детском доме в военные и послевоенные годы, доказали, что значение работы детского дома и для деревни и для Фалёнского района было большим.






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Петрова Наталья Александровна

Дата: 12.09.2015

Номер свидетельства: 230206


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства