kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Век женщин в истории России: закономерность, случайность или ...?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Данный проект составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, Программы по истории России для средних школ, гимназий, лицеев и программы развития МБОУ «Гимназия» №9 г. Новосибирска «Ребёнок в мире искусства и культуры: «погружение в социокультурное пространство» и рассчитан на углубление знаний учащихся по предмету, формирование умений исследовательской деятельности обучающихся. Осуществлен в разной степени в рамках изучения темы «Дворцовые перевороты»  в 7-х и 10- классах.
Основополагающий вопрос:        
               «Век женщин в истории России: закономерность, случайность или…?»
Примерные вопросы для обсуждения:         
1. Почему XVIII век в России стал «веком женщин»?
2.  Было ли аналоги этому в мировой и российской истории?  
3. В чём сходство и различие характеров и судеб женщин-правительниц?
4. Каковы результаты женского правления в России XVIII века?     
Цели проекта:     
1.     Cформировать знания обучающихся по теме, продолжить работу по выработке умений работать с документами, сравнивать, сопоставлять различные точки зрения, давать собственную оценку деятельности исторических личностей, актуализировать поднятую проблему, осуществлять самостоятельный поиск информации по теме. 
2.    Продолжить работу над формированием исторической грамотности обучающихся, повышением уровня их  внутренней мотивации при изучении предмета.
Темы самостоятельных исследований обучающихся:  
•    Роль Петра I в феминизации русского дворянского общества.
•    Триумф и трагедия носительниц власти в России XVIII века.
•    Женщина и власть.                                                                

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Век женщин в истории России: закономерность, случайность или ...?" »

«ВЕК ЖЕНЩИН» В ИСТОРИИ РОССИИ: ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ…?»

«ВЕК ЖЕНЩИН» В ИСТОРИИ РОССИИ: ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ…?»

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» ( из истории женского правления в России)   Тысячелетняя история Руси – России насчитывает четырёх самовластно правивших императриц: Екатерину I , Анну Иоанновну, Елизавету Петровну, Екатерину II и четырёх правительниц при малолетних  великих князьях и царях: княгиню Ольгу, Елену Глинскую, царевну Софью, Анну Леопольдовну. Время пятерых из них пришлось на XVIII век, который историки прозвали «Веком женщин».   Что вознесло их на вершину власти?  Что объединяет и отличает этих женщин? Что дали и чего не смогли дать стране женщины, впервые в истории России получившие возможность быть во главе огромного государства?

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» ( из истории женского правления в России)

Тысячелетняя история Руси – России насчитывает четырёх самовластно правивших императриц: Екатерину I , Анну Иоанновну, Елизавету Петровну, Екатерину II и четырёх правительниц при малолетних великих князьях и царях: княгиню Ольгу, Елену Глинскую, царевну Софью, Анну Леопольдовну. Время пятерых из них пришлось на XVIII век, который историки прозвали «Веком женщин».

Что вознесло их на вершину власти?

Что объединяет и отличает этих женщин?

Что дали и чего не смогли дать стране женщины, впервые в истории России получившие возможность быть во главе огромного государства?

«Прачка на троне» «…Екатерина процарствовала с лишком два года благополучно и даже весело, мало занимаясь делами, которые плохо понимала, вела беспорядочную жизнь, привыкнув, несмотря на свою болезненную излишнюю полноту, засиживаться до пяти утра на пирушках среди близких людей, распустила управление, в котором, по словам одного посла, все думают лишь о том, как бы украсть, и в последний год жизни истратила на свои прихоти до 6,2 миллиона рублей на наши деньги, между тем как недовольные за кулисами на тайных сборищах пили здоровье обойдённого великого князя, а тайная полиция вешала неосторожных болтунов».  Ключевский В.О. (5, с.241)

«Прачка на троне»

«…Екатерина процарствовала с лишком два года благополучно и даже весело, мало занимаясь делами, которые плохо понимала, вела беспорядочную жизнь, привыкнув, несмотря на свою болезненную излишнюю полноту, засиживаться до пяти утра на пирушках среди близких людей, распустила управление, в котором, по словам одного посла, все думают лишь о том, как бы украсть, и в последний год жизни истратила на свои прихоти до 6,2 миллиона рублей на наши деньги, между тем как недовольные за кулисами на тайных сборищах пили здоровье обойдённого великого князя, а тайная полиция вешала неосторожных болтунов».

Ключевский В.О. (5, с.241)

«Екатерина – победительница российского гиганта, поднявшаяся из грязи на высоты, где обнаружила не меньше грязи, без страха обуздывающая бешеный нрав своего великого мужа, равная ему по силе темперамента и куда более тонкая и маневренная в мыслях, ибо ей приходилось быть шеей. Которая вертела головой Петра,- не справилась с собой и обществом, когда ей пришлось стать вместо Петра головой России, и обрушилась с высоты.  Её ли вина?  Пётр ввёл женщину в мужское общество, дал неведомые прежде возможности для проявления в разных областях жизни, но, по дикости своего нрава, не окружил должным уважением общества и не определил общественных обязанностей.  Вот почему Екатерина, равновеликая Петру царствующая императрица её, не состоялась…»  Васильева Л.Н. («Жёны русской  короны», книга 2, с.100-101)

«Екатерина – победительница российского гиганта, поднявшаяся из грязи на высоты, где обнаружила не меньше грязи, без страха обуздывающая бешеный нрав своего великого мужа, равная ему по силе темперамента и куда более тонкая и маневренная в мыслях, ибо ей приходилось быть шеей. Которая вертела головой Петра,- не справилась с собой и обществом, когда ей пришлось стать вместо Петра головой России, и обрушилась с высоты.

Её ли вина?

Пётр ввёл женщину в мужское общество, дал неведомые прежде возможности для проявления в разных областях жизни, но, по дикости своего нрава, не окружил должным уважением общества и не определил общественных обязанностей.

Вот почему Екатерина, равновеликая Петру царствующая императрица её, не состоялась…»

Васильева Л.Н. («Жёны русской

короны», книга 2, с.100-101)

Анна Иоанновна – «зимняя» императрица «Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней – сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, чёрствая по природе и ещё более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали, как русско- прусско- польской игрушкой, она, имея уже 37 лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточённой жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений.  Выбравшись случайно…на широкий простор безотчётной русской власти, она отдалась празднествам и увеселениям, поражавших иноземных наблюдателей мотовской роскошью и безвкусием…»  Не доверяя русским, Анна поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев…»  Ключевский В.О. (4, с.272)

Анна Иоанновна – «зимняя» императрица

«Это царствование – одна из мрачных

страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней – сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, чёрствая по природе и ещё более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали, как русско- прусско- польской игрушкой, она, имея уже 37 лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточённой жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений.

Выбравшись случайно…на широкий простор безотчётной русской власти, она отдалась празднествам и увеселениям, поражавших иноземных наблюдателей мотовской роскошью и безвкусием…»

Не доверяя русским, Анна поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев…»

Ключевский В.О. (4, с.272)

«Правительница Российской империи» «По тому, что было известно об уме и характере Анны Леопольдовны, нельзя было ожидать, чтобы она взяла в свои руки бразды правления. Из всех современников и близких к ней людей один только сын фельдмаршала (Миниха К.Б.), приписывал ей умственныя, сердечныя качества и преданность делам. Другие же рисуют её ограниченною в умственном отношении и ленивой в физическом, целый день проводящею в постели за чтением романов. Она, однако, была очень набожна…».  Валишевский К.(4, с.375-377)

«Правительница Российской империи»

«По тому, что было известно об уме и характере Анны Леопольдовны, нельзя было ожидать, чтобы она взяла в свои руки бразды правления. Из всех современников и близких к ней людей один только сын фельдмаршала (Миниха К.Б.), приписывал ей умственныя, сердечныя качества и преданность делам. Другие же рисуют её ограниченною в умственном отношении и ленивой в физическом, целый день проводящею в постели за чтением романов. Она, однако, была очень набожна…».

Валишевский К.(4, с.375-377)

«Искра Петра Великого» «Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра Первого, но принятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего великого отца… Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть ли не половину своего царствования… но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 года не оставляло по себе такого приятного воспоминания… карта Европы лежала перед ней в её распоряжении, но она так редко в неё заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путём; и она же основала первый настоящий университет в России – Московский. Ленивая и капризная, пугавшаяся всякой серьёзной мысли, питавшая отвращение ко всякому деловому занятию, Елизавета не могла войти в сложные международные отношения тогдашней Европы…»  Ключевский В.О. (7, с.314-315)

«Искра Петра Великого»

«Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра Первого, но принятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего великого отца… Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть ли не половину своего царствования… но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 года не оставляло по себе такого приятного воспоминания… карта Европы лежала перед ней в её распоряжении, но она так редко в неё заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путём; и она же основала первый настоящий университет в России – Московский.

Ленивая и капризная, пугавшаяся всякой серьёзной мысли, питавшая отвращение ко всякому деловому занятию, Елизавета не могла войти в сложные международные отношения тогдашней Европы…»

Ключевский В.О. (7, с.314-315)

«Смышлёная немецкая девочка» «Сила Екатерины была в её несокрушимой воле. Здесь она действительно почти не знала себе равных. Но, благодаря этому своему складу своего характера, она по преимуществу должна была рассчитывать,- что и делала всю свою жизнь,- на ту высшую и таинственную силу, называемую «Его священное величество случай».  Валишевский К. (4, с.156-158)   «Униженная Швеция и уничтоженная Польша, вот великие права Екатерины на благодарность русского народа. Но со временем история оценит влияние её царствования на нравы, откроет жестокую деятельность её деспотизма под личиной кротости и терпимости, народ, угнетённый наместниками, казну, расхищенную любовниками, покажет важные ошибки её в политической экономии, ничтожность в законодательстве, отвратительное фиглярство в отношениях с философами её столетия – и тогда голос обольщённого Вольтера не избавит её славной памяти от проклятия России».  Пушкин А.С. (17, с.91)

«Смышлёная немецкая девочка»

«Сила Екатерины была в её несокрушимой воле. Здесь она действительно почти не знала себе равных. Но, благодаря этому своему складу своего характера, она по преимуществу должна была рассчитывать,- что и делала всю свою жизнь,- на ту высшую и таинственную силу, называемую «Его священное величество случай».

Валишевский К. (4, с.156-158)

 

«Униженная Швеция и уничтоженная Польша, вот великие права Екатерины на благодарность русского народа. Но со временем история оценит влияние её царствования на нравы, откроет жестокую деятельность её деспотизма под личиной кротости и терпимости, народ, угнетённый наместниками, казну, расхищенную любовниками, покажет важные ошибки её в политической экономии, ничтожность в законодательстве, отвратительное фиглярство в отношениях с философами её столетия – и тогда голос обольщённого Вольтера не избавит её славной памяти от проклятия России».

Пушкин А.С. (17, с.91)

«Рабочая сила императрицы выходила далеко за пределы обыкновенного. Она вполне обладала искусством употреблять время. Вставая рано утром, в 6 часов, она около двух часов занималась чтением, писала и пр. Затем начинались занятия государственными делами, слушание докладов, совещания с сановниками. После обеда императрица приказывала читать вслух, а сама, обыкновенно, занималась рукодельем. Затем опять следовали занятия текущими государственными делами. Главным занятием Екатерины кроме политики была литература».  Брикнер А. (3, с.720-721)   «Она достойна презрения как императрица, обманувшая обещаниями Россию и не исполнившая их, она несчастна как женщина, не встретившая своего мужчину, а постыдно покупавшая его эрзацы, расплачиваясь за них богатствами России. Она достойна восхищения как императрица, сделавшая то, чего не смог до неё совершить ни один русский император и полководец, она счастлива как женщина, осознающая силу быть выше окружавших её мужчин и положением, и умом, и чувствами, и талантами».  Васильева Л.Н .(2, с.224)

«Рабочая сила императрицы выходила далеко за пределы обыкновенного. Она вполне обладала искусством употреблять время. Вставая рано утром, в 6 часов, она около двух часов занималась чтением, писала и пр. Затем начинались занятия государственными делами, слушание докладов, совещания с сановниками. После обеда императрица приказывала читать вслух, а сама, обыкновенно, занималась рукодельем. Затем опять следовали занятия текущими государственными делами.

Главным занятием Екатерины кроме политики была литература».

Брикнер А. (3, с.720-721)

 

«Она достойна презрения как императрица, обманувшая обещаниями Россию и не исполнившая их, она несчастна как женщина, не встретившая своего мужчину, а постыдно покупавшая его эрзацы, расплачиваясь за них богатствами России.

Она достойна восхищения как императрица, сделавшая то, чего не смог до неё совершить ни один русский император и полководец, она счастлива как женщина, осознающая силу быть выше окружавших её мужчин и положением, и умом, и чувствами, и талантами».

Васильева Л.Н .(2, с.224)

«Опыт жён русской короны может пригодиться. Далеко не всегда положительный, но всегда поучительный».   Васильева Л.Н., автор книги «Жены русской короны»   Подавляющее большинство мнений о правительницах XVIII века и результатах их царствований, приведенных в данном проекте, принадлежит историкам-мужчинам XIX-XX веков. Какие выводы на основании этого можно сделать?  Можно ли согласиться с мнением академика Д.Лихачева об антинаучности женской точки зрения в исторической науке?

«Опыт жён русской короны может пригодиться. Далеко не всегда положительный, но всегда поучительный».

Васильева Л.Н., автор книги «Жены русской короны»

Подавляющее большинство мнений о правительницах XVIII века и результатах их царствований, приведенных в данном проекте, принадлежит историкам-мужчинам XIX-XX веков. Какие выводы на основании этого можно сделать?

Можно ли согласиться с мнением академика Д.Лихачева об антинаучности женской точки зрения в исторической науке?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Век женщин в истории России: закономерность, случайность или ...?"

Автор: Очередько Ирина Константиновна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127533


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства