Урок- презентация по истории России на тему: " Идеология шестидесятников".
Урок- презентация по истории России на тему: " Идеология шестидесятников".
На этапе изучения нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно подать материал, аккумулированный из различных источников, упростить учениками восприятие сложных тем, содержащих большой объем материала, использовать влияние на все виды памяти. На этапе закрепления и контроля можно использовать электронные тестовые задания, которые оценить знания ученика не только учителем, но и им самим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок- презентация по истории России на тему: " Идеология шестидесятников". »
Презентация по курсу истории России : « Революционно-демократическое движение 1860-х гг ». Учитель: Вовк юрий николаевич.
Тема :
Идеология «шестидесятников»
Вступление
Идея революции и революционной борьбы охватила сознание представителей интеллигенции. Единственное действенное средство достижения своих целей, а именно, приход к социализму и уничтожение частной собственности, они видели лишь в радикальном перевороте. Представители этого течения 1860-х гг. и получили название «шестидесятников».
Н. г. Чернышевский и его взгляды. Теория разумного эгоизма.
Вождем этой сформировавшейся на левом фланге радикальной революционно-демократической группировки стал Н. Г. Чернышевский (1828-1889) - русский философ-утопист, учёный, литературный критик, ведущий публицист журнала «Современник» и писатель.
Чернышевский возмущался эгоизмом помещиков в крестьянском вопросе, компромиссными проектами правительства, стоял за максимальные наделы для крестьян при минимальном выкупе. Он полагал, что царь действует в сговоре с представителями дворянства.
Философия тех времен была главным образом направлена против идеализма, религии, богословской морали. И взгляды Чернышевского в этой сфере не являлись исключением.
«Человек любит прежде всего сам себя» - к этому выводу и пришел Чернышевский в своих философских построениях. Он утверждал, что эгоизм – побуждение, управляющее действиями человека, что в основе всех поступков лежит мысль человека о личной пользе, личном благе. Но разумность его заключается в том, что человек хоть и живет своими интересами, но все же не противоречит другим, т.к. это ему попросту невыгодно.
Данная теория разумного эгоизма подробно изложена в романе Чернышевского «Что делать?».
—Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить.
—Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить.
(Тургенев «Отцы и дети»)
Д. И. писарев и «нигилисты»
Особое место в русском радикализме занимал Д.И. Писарев – ведущий публицист журнала «Русское слово». В журнале он выступал за то, чтобы устранить стоявшие на пути человеческой индивидуальности препятствия , т.е. бытовые и семейные устои, традиции, религию, авторитеты. Писарев призывал «крушить направо и налево»: если какое-нибудь учреждение или обычай не выдержат удара, значит и не стоило их сохранять. Сторонников Писарева прозвали нигилистами (от латинского nigil – ничего) за отрицание всего, что составляло самую суть, ценность прежней цивилизации.
Ярким художественным воплощением нигилиста-»шестидесятника» стал образ Базарова в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети».
А. И. Герцен и н. п. Огарёв
В начале 60х годов большой популярностью пользовались Герцен и Огарёв, издававшие в Лондоне альманах «Полярная звезда», газету «Колокол», сборники «Голоса из России».
Герцен был основоположником социализма в России, желал свержения самодержавия, но боялся «бессмысленного и беспощадного», «страшного и кровавого» русского бунта.. Главным условием спасения России Герцен считал освобождение от крепостной зависимости, объединение крестьян в производственные ассоциации и наличие коллективной собственности. Это и являлось справедливым обществом для революционера.
Н. П. Огарев
«Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри»
Герцен
Герцен выделял предпосылки для социализма в России – общинное землепользование, производственные ассоциации. Однако, по его мнению, этот зародыш социалистического общества может получить развитие при освобождения общины от ига самодержавия и использовании хозяйственных нововведений запада. Таким образом, Россия сможет построить общество, которое пойдёт не по капиталистическому пути. Герцен идеализировал общину. Но после 1861 года, после всех волнений, в «Колоколе» Герцен написал «Крестьяне не поняли, что освобождение от крепостного права – обманка». Подключился и Огарёв, написавший статью «Новое крепостное право». Знамениты его слова «Народ царём обманут».
«Нечаевщина» конца 60-х гг.
Жажда революции ярче всего проявила себя в деятельности С. Г. Нечаева, что берет свое начало с осени 1868 г. В 1869г. Среди московских студентов Нечаев создал общество «Народная расправа». За основу же своей теории он взял учение Н. Макиавелли и «систему иезуитов», сформулированную им в «Катехизисе революционера». Беспрекословное подчинение нижестоящих вышестоящим, «полная откровенность от членов к организатору – таковы главные принципы, изложенные Нечаевым в своем произведении. Он утверждал, что революционер должен был разорвать всякую связь с обычной жизнью, культурой и наукой, дабы усвоить «только одну науку — науку истребления и разрушения», ведь самодержавие может победить лишь жестко дисциплинированная и объединенная единоначалием организация.
Нечаев действовал изощренно, так как считал, что в борьбе за волю народа годятся любые средства – шантаж, подлог, провокация. Однако его методы скоро начали встречать сопротивление. Главным противником С.Г. Нечаева был студент сельскохозяйственной академии И.И. Иванов, имевший немалое влияние в студенческой среде и отказавшийся выполнить очередное распоряжение Нечаева. Нечаев решил «убрать» Иванова, заодно «сцементировав кровью» организацию. 21 ноября 1869 г. Иванова заманили в отдаленный грот Петровско-Разумовского парка в Москве и убили. Полиция скоро нашла труп и положила конец деятельности «Народной расправы». Летом 1871 г. в Петербурге состоялся один из первых в России открытых политических процессов, где всплыли все подробности нечаевщины. Эти события послужили Ф.М. Достоевскому материалом для романа «Бесы», в котором писатель поднял явление «нечаевщины» до размеров общенационального бедствия.
Используемые интернет-ресурсы и литература:
histerl.ru
www.studfiles.ru
ru. wikipedia .org
Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. «Основы курса истории России»