kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «Владимир Мономах. Последние попытки объединения Руси».

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока:

1.Междоусобицы сыновей Ярослава Мудрого.
2.Половцы.
3.Междоусобицы внуков Ярослава Мудрого.
4.Начало военной деятельности Владимира Мономаха.
5.Любечский съезд и его историческое значение.
6.Восстание в Киеве 1113 года.
7.Историческое значение деятельности Владимира Мономаха

Порядок княжения на Руси в то время назывался очередным. Во главе рода поочерёдно вставали старшие в данный момент князья. Киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти последнего из братьев переходил к старшему племяннику.
Если какой-либо князь умирал, не дойдя до киевского княжения, его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства. Они становились «изгоями» и навсегда оставались в выделенных из общеродового имения владениях.

Историки называют период княжения Мономаха самым плодотворным в истории Древней Руси, т.к.
князь на время воссоздал единство Руси
дополнил свод законов «Русская правда», создав устав,      защищающий порядок, имущество и личность человека, чем снял социальное напряжение в обществе
на длительный период приостановил набеги половцев на Русь
стремился укрепиться на Дунае, куда отправил своих посадников в качестве управителей дунайских городов.
 
В конце жизни написал «Поучение», в котором рассказал о своей жизни, и, которое по сути, является нравственным завещанием князя своим потомкам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Владимир Мономах. Последние попытки объединения Руси».»

Тема урока:  «Владимир Мономах. Последние попытки объединения Руси».   План урока: 1.Междоусобицы сыновей Ярослава Мудрого. 2.Половцы. 3.Междоусобицы внуков Ярослава Мудрого. 4.Начало военной деятельности Владимира Мономаха. 5.Любечский съезд и его историческое значение. 6.Восстание в Киеве 1113 года. 7.Историческое значение деятельности Владимира Мономаха

Тема урока: «Владимир Мономах. Последние попытки объединения Руси».

План урока:

1.Междоусобицы сыновей Ярослава Мудрого.

2.Половцы.

3.Междоусобицы внуков Ярослава Мудрого.

4.Начало военной деятельности Владимира Мономаха.

5.Любечский съезд и его историческое значение.

6.Восстание в Киеве 1113 года.

7.Историческое значение деятельности Владимира Мономаха

Задание №1 Из перечисленных имён князей надо выбрать имена тех, которые вступили в междоусобную борьбу.   СВЯТОПОЛК  СВЯТОСЛАВ  ИГОРЬ  ОЛЕГ  ОЛЬГА  ЯРОСЛАВ  БОРИС  ГЛЕБ  ИЗЯСЛАВ  МСТИСЛАВ СВЯТОПОЛК  СВЯТОСЛАВ  ИГОРЬ  ОЛЕГ  ОЛЬГА  ЯРОСЛАВ  БОРИС  ГЛЕБ  ИЗЯСЛАВ  МСТИСЛАВ Почему братья так стремились устранить друг друга с престолов? Порядок княжения на Руси в то время назывался очередным. Во главе рода поочерёдно вставали старшие в данный момент князья. Киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти последнего из братьев переходил к старшему племяннику. Если какой-либо князь умирал, не дойдя до киевского княжения, его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства. Они становились «изгоями» и навсегда оставались в выделенных из общеродового имения владениях.

Задание №1

Из перечисленных имён князей надо выбрать имена тех, которые вступили в междоусобную борьбу.  

СВЯТОПОЛК СВЯТОСЛАВ ИГОРЬ ОЛЕГ ОЛЬГА ЯРОСЛАВ БОРИС ГЛЕБ ИЗЯСЛАВ МСТИСЛАВ

СВЯТОПОЛК СВЯТОСЛАВ ИГОРЬ ОЛЕГ ОЛЬГА ЯРОСЛАВ БОРИС ГЛЕБ ИЗЯСЛАВ МСТИСЛАВ

Почему братья так стремились устранить друг друга с престолов?

Порядок княжения на Руси в то время назывался очередным. Во главе рода поочерёдно вставали старшие в данный момент князья. Киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти последнего из братьев переходил к старшему племяннику.

Если какой-либо князь умирал, не дойдя до киевского княжения, его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства. Они становились «изгоями» и навсегда оставались в выделенных из общеродового имения владениях.

Задание №2 Соотнесите даты и события. окончание второй усобицы начало правления Ярослава в Киеве разгром Мстиславом войск Ярослава битва Ярослава со Святополком у Любеча 1016 1017 1024 1036 B D A C

Задание №2

Соотнесите даты и события.

  • окончание второй усобицы
  • начало правления Ярослава в Киеве
  • разгром Мстиславом войск Ярослава
  • битва Ярослава со Святополком у Любеча

1016

1017

1024

1036

B

D

A

C

Учебная задача Выяснить, какие попытки предпринимал Владимир Мономах для сохранения единства Руси и почему они не увенчались успехом?

Учебная задача

Выяснить, какие попытки предпринимал Владимир Мономах для сохранения единства Руси и почему они не увенчались успехом?

В княжеских междоусобицах часто участвовали половцы. Кто они такие? Половецкий воин X-XI вв. Русский дружинник  X в. Половецкие земли в X-XI вв.

В княжеских междоусобицах часто участвовали половцы. Кто они такие?

Половецкий воин

X-XI вв.

Русский дружинник

X в.

Половецкие земли в X-XI вв.

Историческое значение деятельности Владимира Мономаха Историки называют период княжения Мономаха самым плодотворным в истории Древней Руси, т.к. князь на время воссоздал единство Руси дополнил свод законов «Русская правда», создав устав, защищающий порядок, имущество и личность человека, чем снял социальное напряжение в обществе на длительный период приостановил набеги половцев на Русь стремился укрепиться на Дунае, куда отправил своих посадников в качестве управителей дунайских городов.   В конце жизни написал «Поучение», в котором рассказал о своей жизни, и, которое по сути, является нравственным завещанием князя своим потомкам.

Историческое значение деятельности Владимира Мономаха

Историки называют период княжения Мономаха самым плодотворным в истории Древней Руси, т.к.

  • князь на время воссоздал единство Руси
  • дополнил свод законов «Русская правда», создав устав, защищающий порядок, имущество и личность человека, чем снял социальное напряжение в обществе
  • на длительный период приостановил набеги половцев на Русь
  • стремился укрепиться на Дунае, куда отправил своих посадников в качестве управителей дунайских городов.

 

В конце жизни написал «Поучение», в котором рассказал о своей жизни, и, которое по сути, является нравственным завещанием князя своим потомкам.

Вопросы к документу: Как характеризует Владимира Мономаха отрывок из его «Поучения»? Как вы считаете, можно ли современным людям жить в соответствии с правилами, изложенными в «Поучении»? Вывод: документ имеет огромное нравственное значение и в наше время. Владимир Мономах обладал даром предвидения и ценности, о которых он говорит, можно назвать общечеловеческими во все времена.

Вопросы к документу:

  • Как характеризует Владимира Мономаха отрывок из его «Поучения»?
  • Как вы считаете, можно ли современным людям жить в соответствии с правилами, изложенными в «Поучении»?

Вывод: документ имеет огромное нравственное значение и в наше время. Владимир Мономах обладал даром предвидения и ценности, о которых он говорит, можно назвать общечеловеческими во все времена.

Учебная задача Выяснить, какие попытки предпринимал Владимир Мономах для сохранения единства Руси и почему они не увенчались успехом? Вывод: Сам процесс развития древнерусского государства вёл к раздробленности. Она закономерна и объективна. Древнерусское государство выполнило свою историческую роль: объединило восточнославянские племена, защитило их от внешних врагов, способствовало развитию хозяйства и культуры. Отдельные земли теперь стремились к отделению от Киева, к самостоятельной жизни, что и произойдёт в 30-е г.XII века. Несмотря на все усилия, Владимир Мономах был не в состоянии противостоять объективному ходу истории. Русь неумолимо шла к феодальной раздробленности, изучать которую мы будем на следующем уроке.

Учебная задача

Выяснить, какие попытки предпринимал Владимир Мономах для сохранения единства Руси и почему они не увенчались успехом?

Вывод:

Сам процесс развития древнерусского государства вёл к раздробленности. Она закономерна и объективна. Древнерусское государство выполнило свою историческую роль: объединило восточнославянские племена, защитило их от внешних врагов, способствовало развитию хозяйства и культуры. Отдельные земли теперь стремились к отделению от Киева, к самостоятельной жизни, что и произойдёт в 30-е г.XII века.

Несмотря на все усилия, Владимир Мономах был не в состоянии противостоять объективному ходу истории. Русь неумолимо шла к феодальной раздробленности, изучать которую мы будем на следующем уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: «Владимир Мономах. Последние попытки объединения Руси».

Автор: Туматова Перизат Калымовна

Дата: 04.03.2016

Номер свидетельства: 302129


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства