Тема урока: «Владимир Мономах. Последние попытки объединения Руси».
Тема урока: «Владимир Мономах. Последние попытки объединения Руси».
План урока:
1.Междоусобицы сыновей Ярослава Мудрого.
2.Половцы.
3.Междоусобицы внуков Ярослава Мудрого.
4.Начало военной деятельности Владимира Мономаха.
5.Любечский съезд и его историческое значение.
6.Восстание в Киеве 1113 года.
7.Историческое значение деятельности Владимира Мономаха
Порядок княжения на Руси в то время назывался очередным. Во главе рода поочерёдно вставали старшие в данный момент князья. Киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти последнего из братьев переходил к старшему племяннику.
Если какой-либо князь умирал, не дойдя до киевского княжения, его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства. Они становились «изгоями» и навсегда оставались в выделенных из общеродового имения владениях.
Историки называют период княжения Мономаха самым плодотворным в истории Древней Руси, т.к.
князь на время воссоздал единство Руси
дополнил свод законов «Русская правда», создав устав, защищающий порядок, имущество и личность человека, чем снял социальное напряжение в обществе
на длительный период приостановил набеги половцев на Русь
стремился укрепиться на Дунае, куда отправил своих посадников в качестве управителей дунайских городов.
В конце жизни написал «Поучение», в котором рассказал о своей жизни, и, которое по сути, является нравственным завещанием князя своим потомкам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Владимир Мономах. Последние попытки объединения Руси».»
Тема урока: «Владимир Мономах. Последние попытки объединения Руси».
План урока:
1.Междоусобицы сыновей Ярослава Мудрого.
2.Половцы.
3.Междоусобицы внуков Ярослава Мудрого.
4.Начало военной деятельности Владимира Мономаха.
5.Любечский съезд и его историческое значение.
6.Восстание в Киеве 1113 года.
7.Историческое значение деятельности Владимира Мономаха
Задание №1
Из перечисленных имён князей надо выбрать имена тех, которые вступили в междоусобную борьбу.
СВЯТОПОЛК СВЯТОСЛАВ ИГОРЬ ОЛЕГ ОЛЬГА ЯРОСЛАВ БОРИС ГЛЕБ ИЗЯСЛАВ МСТИСЛАВ
СВЯТОПОЛКСВЯТОСЛАВ ИГОРЬ ОЛЕГ ОЛЬГА ЯРОСЛАВ БОРИС ГЛЕБ ИЗЯСЛАВ МСТИСЛАВ
Почему братья так стремились устранить друг друга с престолов?
Порядок княжения на Руси в то время назывался очередным. Во главе рода поочерёдно вставали старшие в данный момент князья. Киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти последнего из братьев переходил к старшему племяннику.
Если какой-либо князь умирал, не дойдя до киевского княжения, его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства. Они становились «изгоями» и навсегда оставались в выделенных из общеродового имения владениях.
Задание №2
Соотнесите даты и события.
окончание второй усобицы
начало правления Ярослава в Киеве
разгром Мстиславом войск Ярослава
битва Ярослава со Святополком у Любеча
1016
1017
1024
1036
B
D
A
C
Учебная задача
Выяснить, какие попытки предпринимал Владимир Мономах для сохранения единства Руси и почему они не увенчались успехом?
В княжеских междоусобицах часто участвовали половцы. Кто они такие?
Половецкий воин
X-XI вв.
Русский дружинник
X в.
Половецкие земли в X-XI вв.
Историческое значение деятельности Владимира Мономаха
Историки называют период княжения Мономаха самым плодотворным в истории Древней Руси, т.к.
князь на время воссоздал единство Руси
дополнил свод законов «Русская правда», создав устав, защищающий порядок, имущество и личность человека, чем снял социальное напряжение в обществе
на длительный период приостановил набеги половцев на Русь
стремился укрепиться на Дунае, куда отправил своих посадников в качестве управителей дунайских городов.
В конце жизни написал «Поучение», в котором рассказал о своей жизни, и, которое по сути, является нравственным завещанием князя своим потомкам.
Вопросы к документу:
Как характеризует Владимира Мономаха отрывок из его «Поучения»?
Как вы считаете, можно ли современным людям жить в соответствии с правилами, изложенными в «Поучении»?
Вывод: документ имеет огромное нравственное значение и в наше время. Владимир Мономах обладал даром предвидения и ценности, о которых он говорит, можно назвать общечеловеческими во все времена.
Учебная задача
Выяснить, какие попытки предпринимал Владимир Мономах для сохранения единства Руси и почему они не увенчались успехом?
Вывод:
Сам процесс развития древнерусского государства вёл к раздробленности. Она закономерна и объективна. Древнерусское государство выполнило свою историческую роль: объединило восточнославянские племена, защитило их от внешних врагов, способствовало развитию хозяйства и культуры. Отдельные земли теперь стремились к отделению от Киева, к самостоятельной жизни, что и произойдёт в 30-е г.XII века.
Несмотря на все усилия, Владимир Мономах был не в состоянии противостоять объективному ходу истории. Русь неумолимо шла к феодальной раздробленности, изучать которую мы будем на следующем уроке.