Презентация посвящена научно-практическому исследованию по теме "Тайна могилы Чингисхана"
Работа посвящена легендарной исторической личности -Чингисхану. Имя Чингисхана вселяло в сердца людей страх и смертельный ужас. Вся его жизнь представляет огромный интерес для исследователей и историков. До сих пор остаётся загадкой, где находится могила Чингисхана.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«тайна могилы Чингисхана »
Тайна могилы Чингисхана
Актуальность работы заключается в изучение национально – культурных традиций других народов и в удовлетворении учебно-исследовательского интереса
Цель работы:Попытка восстановления исторической картины захоронения Чингисхана в рамках обрядовых традиций монголов.
Задачи:1) Изучить исторические источники, относящиеся к периоду жизни Чингисхана и более позднего периода;2) Изучить обрядовые традиции монголов, связанных с процессом погребения;3) Сделать выводы, могла ли могила Чингисхана сохраниться до наших дней и есть ли смысл продолжать её поиски
Юг Читинской области
0
Научно-методическая лаборатория интеграции содержания образования
Проект разработан
студенткой ИГПК №1
Слепухиной Г.Ю.
Руководитель: Абдулова Н.М.,
преподаватель
общественных дисциплин
Важнейшей тенденцией процесса обновления российского образования является формирование его региональной составляющей, которая выражается в создании региональных образовательных программ и выделении регионального компонента в структуре учебных предметов.
Самым значимым педагогическим ориентиром в этом процессе мы считаем формирование ценностного отношения к истории и культуре края. Анализируя школьную программу по истории, мы пришли к выводу, что содержание учебного курса истории, особенно древности, носит абстрактный характер. На таком учебном материале ценностное отношение к достижениям прошедших поколений проблематично. На наш взгляд, его нужно дополнить, модифицировать через включение краеведческого материала. Именно в своей, родной истории, ребёнок определяет значимое, то есть ценное для себя.
Кроме того, включая краеведческий материал в уроки истории, начиная уже с пятого класса, мы можем реализовать очень важный методический подход – формирование целостной исторической картины мира с учетом особенностей развития регионов.
Цель программы - формирование ценностного отношения к историческому прошлому своего края; целостного исторического знания через внутрипредметную интеграцию учебного содержания.
В программе освещены только те темы разделов курса истории Древнего мира, в которые включены краеведческие материалы по Южной Сибири, составляющие содержание регионального компонента (подчеркнуты курсивом).
Раздел 1.
Первобытный мир.
Тема 1.
Становление и развитие человеческого общества (3ч).
Природа и человек в первобытном мире. Изобретение новых орудий труда; одежда и жилища. Использование огня. Овладение речью. Появление «человека разумного». Присваивающее хозяйство человека древнего каменного века: собирательство, охота, рыболовство. Совершенствование орудий труда. От человеческого стада к родовому строю. Стоянки древних людей. Расселение человека по планете. Первые люди в Южной Сибири, среда их обитания. Орудия труда древнего человека. Занятия и жизнь древних обитателей стоянок Мальта и Буреть.
Религия и искусство в первобытном мире. Зарождение искусства. Наскальная живопись. Первобытные мифы. Появление религиозных представлений .Искусство древних обитателей Мальты и Бурети. Ценность найденных художественных изделий. Религиозные представления древних обитателей Прибайкалья.
Тема 2. Переход от первобытности к цивилизации (2ч).
Новый каменный век и «неолитическая революция». Совершенствование орудий труда. Переход от присваивающего к производящему хозяйству в Передней и Западной Азии. Возникновение скотоводства и земледелия. Начало развития ремесла и торгового обмена. Род и племя. Развитие религиозных представлений. Разложение родового строя у племён осёдлых земледельцев и скотоводов-кочевников. Неолит Южной Сибири – сохранение присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) – памятники – Глазковский могильник в Иркутске, Горелый лес – образ жизни, хозяйство, религиозные верования. Петроглифы Южной Сибири.
Возникновение цивилизации. Развитие ремесла. Начало обработки металлов. Новые изобретения. Появление знати. Войны между общинами и племенами, роль вождей. Соседская община. Возникновение рабовладения. Возникновение условий для появления государств. Город и городская культура – новая степень развития общества. Появление письменности. Первые очаги цивилизации на планете (Африка, Европа, Азия, Америка)
Итоговый урок по разделу(1ч) . Человеческое общество от первобытности к цивилизации. Влияние климатических условий на социально-экономическое развитие в разных регионах. Синхроническое сравнение жизни людей ранних цивилизаций с жизнью первобытных племен Южной Сибири.
1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества.- М.: «Высшая школа», 1999.
2. Глазковский некрополь. К столетию открытия древнейших Сибирских захоронений. - Иркутск, 1987.
3. История Сибири с древнейших времен до наших дней. - Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, Ленинград, 1968.
4. Мартынов А.И. Археология. - М.: «Высшая школа», 2000.
5. Наумов И.В. История Сибири: Курс лекций. - Иркутск, Изд-во ИрГТУ. 2002.
6. Первобытное искусство Прибайкалья. - Иркутск: ООО «Артиздат», 2005.
7. Природа и древний человек (основные этапы развития природы, палеолитического человека и его культуры на территории СССР в плейстоцене) /Сост. Г.И.Лазуков, М.Д. Гвоздовер и др. – М.: Мысль, 1981.
8. Указатель археологических памятников города Иркутска. К своду памятников истории и культуры Сибири и Дальнего Востока. - Иркутск, 1986.
9. Шишкинские писаницы. Древнее искусство народов Сибири. - Иркутск, 2003.
Методический комментарий.
Программное время на изучение этого материала может быть выделено как на самом уроке по теме, так и на итоговом занятии по разделу, где можно с помощью синхронистической таблицы закрепить включение этого учебного содержания в систему знаний.
Раздел 2.
Цивилизации Древнего Востока.
Все темы данного раздела включают только федеральный компонент. Краеведческий материал включен в повторительно-обобщающий, итоговый урок по разделу.
Итоговый урок по разделу (1.) Культурное наследие древних цивилизаций. Работа с таблицей сравнения развития древних цивилизаций и племен Южной Сибири. Учащиеся заполняют графы по древневосточным цивилизациям, учитель в процессе рассказа об истории Южной Сибири в III - I тыс. до н.э., заполняет графу таблицы, посвященную Южной Сибири.
Природные условия обитания племён Южной Сибири. Присваивающее хозяйство. Совершенствование орудий труда. Коллективная охота и рыболовство. Эпоха металла. Глазковская культура обитателей Южной Сибири. Рыболовство-ведущая отрасль хозяйства. Мужчина во главе родового коллектива. Религия племён Южной Сибири. Культ животных. Лось-родоначальник людей. Представления о мире. Шишкинские писаницы: изображения лося, рыб, человека. Искусство: костяные изделия, украшения из камня и кости, скульптурные изображения животных и человека. Проблема сохранения петроглифов Сибири.
Первобытное искусство Прибайкалья. - Иркутск: ООО «Артиздат», 2005.
Природа и древний человек (основные этапы развития природы, палеолитического человека и его культуры на территории СССР в плейстоцене). Сост. Г.И. Лазуков, М.Д. Гвоздовер и др. – М.:Мысль. 1981.
Указатель археологических памятников города Иркутска. К своду памятников истории и культуры Сибири и Дальнего Востока. Иркутск. 1986.
10. Шишкинские писаницы. Древнее искусство народов Сибири. Иркутск, 2003.
В этом разделе изучается несколько регионов с особенностями их материальной и духовной культуры. Поэтому, включение краеведческого материала в уроки по темам может быть трудным для усвоения. По нашему мнению, краеведческий материал можно интегрировать на итоговом – обобщающем занятии по разделу с помощью синхронистической таблицы, где наглядно будет представлено расхождение в историческом развитии регионов, при этом речь идет не об отставании, а об особенностях, связанных с географическими, климатическими условиями. Богатый археологический материал памятников Глазковской, Серовской культур, его демонстрация иллюстрациями поможет образному, яркому, а значит, долговременному усвоению учебного содержания.
Раздел 3.
Цивилизация Древней Греции.
Архаический период в истории Древней Греции (9ч).
Греческая колонизация. Причины греческой колонизации. Основание колоний и их связи с метрополиями. Причины греческой колонизации. Основание колоний и их связи с метрополиями. Значение греческих колоний в Средиземноморье и Причерноморье. Взаимоотношения греческих колоний и варварских племён (на примере скифов). Племена Южной Сибири в 7-4 веках до н.э. Зарождение и развитие скифо-сибирской и гуннской культур. Главная отрасль хозяйства - кочевое скотоводство. Развитие земледелия. Обработка бронзы и меди. Гончарное дело. Основное занятие - война. Первые Союзы племён. Выделение племенной знати. Социальное неравенство. Становление и расцвет гуннского государства в 3 веке до н.э.
Повторительно-обобщающий урок по разделу (1ч) . Заполнение синхронистической таблицы, отражающей особенности развития Сибирского региона в рассматриваемый период истории Древней Греции.
В процессе изучения Греческой колонизации (Тема 6), где рассматриваются взаимоотношения греческих колоний и варварских племен (на примере причерноморских скифов), логично, на наш взгляд, включить материал по Южной Сибири, где в VII - IV веках до н.э. развиваются Скифо-сибирская и Гуннская культуры, появляются первые Союзы племен, появляется социальное неравенство, выделяется военная знать, оформляется военно-демократическое устройство. Рассмотрение этого на фоне Афинской демократии поможет усвоить учащимся неравномерность исторического развития, особенности регионов. Для полноты представления об этих сибирских народах, учебный материал целесообразно проиллюстрировать фотографиями, рисунками (скифский воин, оружие, ювелирные изделия, орудия обработки земли, скифская керамика). Это даст образную картину их жизни: кочевое скотоводство, начало земледелия (по сравнению с Грецией этого времени!), обработка металла, гончарное дело, основное занятие – война, возвышение военных вождей, социальная дифференциация. Закончить обзор логично рассказом о складывании в III веке до н.э. государства гуннов, которое становится крупнейшим в Центральной Азии, подчинив себе огромное Сибирское пространство, в том числе и Южную Сибирь. Рассчитывая программное время, мы исходили из возможности уделить изучению краеведческого материала 1 час за счет учебного содержания других тем (здесь имеет значение вариативность, методическая гибкость в организации уроков учителем). Включить изученный материал в систему знаний поможет синхронистическая таблица на повторительно-обобщающем уроке по разделу.
Раздел 4. Цивилизация Древнего Рима.
Тема 9. Становление римской цивилизации (3ч).
Завоевание Римом Италии. Военное дело в римском обществе (структура и комплектование армии, представления о воинской доблести и долге гражданина). Покорение народов Италии война с царём Пирром. Образование и структура римско-италийского союза. Гунны в Южной Сибири. Борьба гуннов с Китаем в Центральной Азии. Военное дело в гуннском государстве. Оружие и доспехи. Военная организация.
Тема 11. Римская империя – мировая держава (5).
Превращение Рима в мировую державу. Взаимоотношения Римской империи с её соседями. Захват новых владений и оборона старых. Распространение римского гражданства и романизация жителей провинций. Рим и германцы. Император Траян – «лучший из императоров». Переход империи от захвата земель к обороне по всем рубежам. Пограничные римские укрепления . Распад гуннского племенного Союза. Возникновение нового племенного Союза в Южной Сибири – будущего Тюркского каганата.
Тема 12. Кризис и падение Римской империи (5 ч).
Падение Западной Римской империи. Начало великого переселения народов. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную в конце 4 века н.э. Натиск германских племён на Западную Римскую империю. Взятие Рима готами и вандалами. Распад и гибель Западной Римской империи. Возникновение Тюркского каганата. Внешние экономические и политические связи (Китай, Византия). Расширение территорий. Борьба за шёлковый путь. Создание империи. Распад Тюркского каганата в 7 веке н.э.
Повторительно-обобщающий урок по разделу(1ч). Проводится аналогичный такому же уроку по разделу Древняя Греция .
Первобытное искусство Прибайкалья. - Иркутск: ООО «Артиздат», 2005.
В данном разделе учебное содержание краеведческого материала может быть включено в изучение следующих тем. В разделе темы об установлении господства Рима над Италией (Тема 9), логично привести данные о борьбе гуннов с Китаем за господство в Центральной Азии в это же историческое время. А в период установления господства Рима во всем Средиземноморье (Тема 11), Гуннский племенной союз распадается под ударами Китая и на территории Южной Сибири начинает складываться новый племенной союз – будущий Тюркский каганат. Его становление целесообразно изучать на фоне падения Римской империи (Тема 12). Программное время на уроках может быть выделено за счет уплотнения учебного содержания федерального компонента или самостоятельного изучения школьниками ряда вопросов. Синхронистическое соотношение развития держав в Средиземноморье и Восточной Азии (включая и Южную Сибирь) может быть закреплено у учащихся на повторительно-обобщающем уроке по разделу с помощью синхронистической таблицы.
Чингисхан(1155/1162/1167–1227), великий завоеватель Азии
Он покорил Северный Китай, Среднюю Азию, Иран и Кавказ
В ставке Чингисхана
Сыновья Чингисхана унаследовали империю, простиравшуюся от Киева до Кореи, внуки основали династии в Китае, Персии, Восточной Европе, а его потомки много столетий царствовали в Центральной Азии
Похороны Чингисхана. Рисунок из индийской летописи
Последнее время археологические раскопки проводились:
Раскопки в местности Аврага. Восточная Монголия
Каменная стена близ горы Биндэр в горах Хэнтэя. В 360 км. от Улан - Батора
Вывод:
Великого хана могли захоронить по обряду, который описал Плано Карпини. Он сообщает нам, что покойного хоронили тайно в поле в его жилище вместе со всем имуществом. После этого ближайшее окружение покойного уничтожало все следы могилы, чтобы она не была осквернена. Этот обряд соответствовал социальному статусу Чингисхана – представителю знатного рода.
Чингисхана, скорей всего, похоронили в ночное время. Присутствовали при этом только близкие родственники – любимая жена Бортэ и любимые сыновья – Угэдей, Туле, Джучи, а также его ближайшие соратники.В могилу опустили тело покойного, также опустили туда золото и различные ценности, затем перебили всех рабов .
Соратники Чингисхана постарались сделать всё, чтобы покой великого завоевателя никогда не был потревожен и им это удалось.
Список литературы
1) Гильом де Рубрук. История монголов. – М., 1987.
2) Гумилёв Л.Н. От Руси к России. – М., 1992.
3) Джиованни дель Плано Карпини. –М. 1952
4) Рашид-ад-Дин - Сборник летописей, Т. 1-3. – М., 1952.