kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сталинизм и послевоенное общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация выполнена по теме, которая в зависимости от программы может изучаться как в 10, так и в 11 классах. Презентация поможет учителю провести интересный и наглядный урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сталинизм и послевоенное общество"»

ПЛАН УРОКА 1. Сталинизм в зеркале исторической науки 2. «Вождь народов» 3. Власть и общество

ПЛАН УРОКА

1. Сталинизм в зеркале исторической науки

2. «Вождь народов»

3. Власть и общество

1. Сталинизм в зеркале исторической науки По мере того как И.В.Сталин сосредоточивал в своих руках власть, все достижения и победы СССР связывались с его именем. Доклад Н.С.Хрущева на XX съезде Коммунистической партии в 1956 г. с разоблачением преступлений сталинизма положил начало развенчанию культа «вождя всех времен и народов». 

1. Сталинизм в зеркале исторической науки

По мере того как И.В.Сталин сосредоточивал в своих руках власть, все достижения и победы СССР связывались с его именем. Доклад Н.С.Хрущева на XX съезде Коммунистической партии в 1956 г. с разоблачением преступлений сталинизма положил начало развенчанию культа «вождя всех времен и народов». 

1. Сталинизм в зеркале исторической науки «Сталин - глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он - учитель Вселенной» - написал казахский поэт Джамбул к юбилею Сталина в 1929 г.

1. Сталинизм в зеркале исторической науки

«Сталин - глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он - учитель Вселенной» - написал казахский поэт Джамбул к юбилею Сталина в 1929 г.

1. Сталинизм в зеркале исторической науки «Я знаю: грядущее видя вокруг,  склоняется этой ночью  самый мой лучший на свете друг  в Кремле над столом рабочим» Евгений Евтушенко.

1. Сталинизм в зеркале исторической науки

«Я знаю: грядущее видя вокруг, склоняется этой ночью самый мой лучший на свете друг в Кремле над столом рабочим» Евгений Евтушенко.

1. Сталинизм в зеркале исторической науки Г.Жуков и И.Сталин в фильме «Освобождение» (1968-1972) В брежневские времена критика «культа личности» практически прекратилась, наметилась частичная реабилитация Сталина, что нашло свое отражение и в исторических трудах, и в создаваемых произведениях.

1. Сталинизм в зеркале исторической науки

Г.Жуков и И.Сталин в фильме «Освобождение» (1968-1972)

В брежневские времена критика «культа личности» практически прекратилась, наметилась частичная реабилитация Сталина, что нашло свое отражение и в исторических трудах, и в создаваемых произведениях.

1. Сталинизм в зеркале исторической науки В 1986 г. М.С.Горбачев заявил французской «Юманите», что «сталинизм - понятие, придуманное противниками коммунизма, и широко используется для того, чтобы очернить Советский Союз и социализм в целом».  

1. Сталинизм в зеркале исторической науки

В 1986 г. М.С.Горбачев заявил французской «Юманите», что «сталинизм - понятие, придуманное противниками коммунизма, и широко используется для того, чтобы очернить Советский Союз и социализм в целом».  

1. Сталинизм в зеркале исторической науки С конца 1980-х гг. в СССР и до конца 1990-х в России на основе раскрывавшихся архивных материалов, публикаций современников событий разворачивалась острая критика сталинизма.

1. Сталинизм в зеркале исторической науки

С конца 1980-х гг. в СССР и до конца 1990-х в России на основе раскрывавшихся архивных материалов, публикаций современников событий разворачивалась острая критика сталинизма.

1. Сталинизм в зеркале исторической науки В сталинских лагерях Представители современной исторической науки считают, что при характеристике сталинского наследия важно «правильно оценить победу сталинского курса на ускоренную модернизацию страны», поскольку при всей своей жестокости он «объективно отвечал интересам государства в ту эпоху».

1. Сталинизм в зеркале исторической науки

В сталинских лагерях

Представители современной исторической науки считают, что при характеристике сталинского наследия важно «правильно оценить победу сталинского курса на ускоренную модернизацию страны», поскольку при всей своей жестокости он «объективно отвечал интересам государства в ту эпоху».

1. Сталинизм в зеркале исторической науки В сталинских лагерях «Сталин возглавил создание «нового общества», пытался распространить его влияние по всему миру и добился превращения СССР из отсталой страны в сверхдержаву с огромным авторитетом в мире» (цитата из учебника).  

1. Сталинизм в зеркале исторической науки

В сталинских лагерях

«Сталин возглавил создание «нового общества», пытался распространить его влияние по всему миру и добился превращения СССР из отсталой страны в сверхдержаву с огромным авторитетом в мире» (цитата из учебника).  

1. Сталинизм в зеркале исторической науки И.Сталин и И.Риббентроп (1939) К реальным достижениям Сталина эти историки также относят предотвращение формирования единого фронта западных держав против СССР перед Второй мировой войной, обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для победы во Второй мировой войне и др.

1. Сталинизм в зеркале исторической науки

И.Сталин и И.Риббентроп (1939)

К реальным достижениям Сталина эти историки также относят предотвращение формирования единого фронта западных держав против СССР перед Второй мировой войной, обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для победы во Второй мировой войне и др.

1. Сталинизм в зеркале исторической науки К достоинствам Сталина-политика причисляют также его умение «адаптировать и идеологию, и политику, и социально-экономическую систему к требованиям времени и текущим задачам СССР».

1. Сталинизм в зеркале исторической науки

К достоинствам Сталина-политика причисляют также его умение «адаптировать и идеологию, и политику, и социально-экономическую систему к требованиям времени и текущим задачам СССР».

1. Сталинизм в зеркале исторической науки Для многих людей и сегодня сталинизм - «это прежде всего сильное государство, способное навести порядок».

1. Сталинизм в зеркале исторической науки

Для многих людей и сегодня сталинизм - «это прежде всего сильное государство, способное навести порядок».

1. Сталинизм в зеркале исторической науки Некоторые историки полагают, что усилившаяся за последние годы в российском обществе тенденция «к оправданию и даже прославлению сталинизма» связана с «ответной реакцией» на разрушительный характер постсоветских реформ.

1. Сталинизм в зеркале исторической науки

Некоторые историки полагают, что усилившаяся за последние годы в российском обществе тенденция «к оправданию и даже прославлению сталинизма» связана с «ответной реакцией» на разрушительный характер постсоветских реформ.

1. Сталинизм в зеркале исторической науки Между тем сталинский режим обеспечивал устойчивость общества за счет массовых репрессий, жестокого внеэкономического принуждения, а созданная им система управления превратилась в тормоз социально-экономического и культурного развития страны.

1. Сталинизм в зеркале исторической науки

Между тем сталинский режим обеспечивал устойчивость общества за счет массовых репрессий, жестокого внеэкономического принуждения, а созданная им система управления превратилась в тормоз социально-экономического и культурного развития страны.

1. Сталинизм в зеркале исторической науки Другие ученые рассматривают сталинизм в общем контексте истории нашей страны и ее народов и считают, что он был порожден не только революцией 1917 г., но и «миром русских традиций». 

1. Сталинизм в зеркале исторической науки

Другие ученые рассматривают сталинизм в общем контексте истории нашей страны и ее народов и считают, что он был порожден не только революцией 1917 г., но и «миром русских традиций». 

1. Сталинизм в зеркале исторической науки Характерными чертами социальной системы, созданной сталинизмом были: поголовная и обязательная грамотность как необходимый элемент всей системы хозяйства, культуры и управления, запрещение детского труда, гарантия для населения основных факторов жизни - работы, образования, жилища, медицинского обслуживания, пенсии, высокое чувство коллективизма, уничтожение частной собственности.

1. Сталинизм в зеркале исторической науки

Характерными чертами социальной системы, созданной сталинизмом были: поголовная и обязательная грамотность как необходимый элемент всей системы хозяйства, культуры и управления, запрещение детского труда, гарантия для населения основных факторов жизни - работы, образования, жилища, медицинского обслуживания, пенсии, высокое чувство коллективизма, уничтожение частной собственности.

1. Сталинизм в зеркале исторической науки Главное противоречие сталинской системы заключалось между произволом диктатора, непредсказуемым для бюрократии, и невозможностью создавать и поддерживать бюрократическую систему, которая не могла приобрести необходимой устойчивости из-за сталинского произвола.

1. Сталинизм в зеркале исторической науки

Главное противоречие сталинской системы заключалось между произволом диктатора, непредсказуемым для бюрократии, и невозможностью создавать и поддерживать бюрократическую систему, которая не могла приобрести необходимой устойчивости из-за сталинского произвола.

1. Сталинизм в зеркале исторической науки Н.С.Хрущев неоднократно говорил, выражая общее мнение советской элиты, что при Сталине никто не чувствовал себя в безопасности, даже члены Политбюро.

1. Сталинизм в зеркале исторической науки

Н.С.Хрущев неоднократно говорил, выражая общее мнение советской элиты, что при Сталине никто не чувствовал себя в безопасности, даже члены Политбюро.

2. «Вождь народов» После окончания войны И.В.Сталин продолжал совмещать посты руководителя партии и правительства, по-прежнему сохранял в неприкосновенности свою единоличную власть. Через институты власти - аппарат ЦК партии, Совет министров, многоуровневые советы, министерства (в первую очередь - внутренних дел, обороны) - он воздействовал на разные области управления и реализовывал свой стратегический план строительства коммунизма. 

2. «Вождь народов»

После окончания войны И.В.Сталин продолжал совмещать посты руководителя партии и правительства, по-прежнему сохранял в неприкосновенности свою единоличную власть. Через институты власти - аппарат ЦК партии, Совет министров, многоуровневые советы, министерства (в первую очередь - внутренних дел, обороны) - он воздействовал на разные области управления и реализовывал свой стратегический план строительства коммунизма. 

2. «Вождь народов» Статус «вождя народов» и «продолжателя дела Ленина» давал ему право, не зафиксированное никакими законами или конституцией, на любые действия и поступки во имя строительства коммунизма. Именно апелляция к интересам всего советского общества в целях его процветания придавала действиям вождя, как он полагал, «легитимный» характер.

2. «Вождь народов»

Статус «вождя народов» и «продолжателя дела Ленина» давал ему право, не зафиксированное никакими законами или конституцией, на любые действия и поступки во имя строительства коммунизма. Именно апелляция к интересам всего советского общества в целях его процветания придавала действиям вождя, как он полагал, «легитимный» характер.

2. «Вождь народов» Сталин полагал, что чиновник любого ранга, являющийся «винтиком» огромной государственной машины, подлежал замене, если крутился не в ту сторону, которая предписывалась вождем. «Какой-либо «винтик» разладился - и кончено», - сказал о государственном механизме Сталин в своем выступлении в июне 1945 г. на приеме в честь участников Парада Победы. 

2. «Вождь народов»

Сталин полагал, что чиновник любого ранга, являющийся «винтиком» огромной государственной машины, подлежал замене, если крутился не в ту сторону, которая предписывалась вождем. «Какой-либо «винтик» разладился - и кончено», - сказал о государственном механизме Сталин в своем выступлении в июне 1945 г. на приеме в честь участников Парада Победы. 

2. «Вождь народов» Еще на известных процессах 30-х годов Сталин расправился с наиболее значительными своими оппонентами – членами старой «ленинской гвардии» - Л.Каменевым, Г.Зиновьевым, Н.Бухариным, К.Радеком, А.Рыковым, Г.Пятаковым, Н.Рыковым… Был выслан за границу, а в 1940 г. убит Л.Троцкий.

2. «Вождь народов»

Еще на известных процессах 30-х годов Сталин расправился с наиболее значительными своими оппонентами – членами старой «ленинской гвардии» - Л.Каменевым, Г.Зиновьевым, Н.Бухариным, К.Радеком, А.Рыковым, Г.Пятаковым, Н.Рыковым… Был выслан за границу, а в 1940 г. убит Л.Троцкий.

2. «Вождь народов» Последние сталинские политические процессы - «дело авиаторов», «ленинградское дело», «дело врачей» и др. - отразили обострение жестокой борьбы за власть и влияние в стране представителей различных властных элит (партийной, государственной, военной, госбезопасности).

2. «Вождь народов»

Последние сталинские политические процессы - «дело авиаторов», «ленинградское дело», «дело врачей» и др. - отразили обострение жестокой борьбы за власть и влияние в стране представителей различных властных элит (партийной, государственной, военной, госбезопасности).

2. «Вождь народов» М.Родионов Н.Вознесенский В 1949 г. были арестованы бывшие секретарь ЦК ВКП (б) и член ЦК А.Кузнецов, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома П.Попков, председатель Совета министров РСФСР М.Родионов, бывший член Политбюро ЦК ВКП (б), председатель Госплана СССР и заместитель председателя Совета министров СССР Н.Вознесенский. 

2. «Вождь народов»

М.Родионов

Н.Вознесенский

В 1949 г. были арестованы бывшие секретарь ЦК ВКП (б) и член ЦК А.Кузнецов, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома П.Попков, председатель Совета министров РСФСР М.Родионов, бывший член Политбюро ЦК ВКП (б), председатель Госплана СССР и заместитель председателя Совета министров СССР Н.Вознесенский. 

2. «Вождь народов» А.Кузнецов П.Попков Участников «Ленинградского дела» обвинили в «великодержавном шовинизме» за предложение создать Бюро ЦК по РСФСР. К подследственным на допросах применялись меры физического воздействия, по приговору суда все они были расстреляны.

2. «Вождь народов»

А.Кузнецов

П.Попков

Участников «Ленинградского дела» обвинили в «великодержавном шовинизме» за предложение создать Бюро ЦК по РСФСР. К подследственным на допросах применялись меры физического воздействия, по приговору суда все они были расстреляны.

2. «Вождь народов» За несколько месяцев до смерти Сталин инициировал реорганизацию высших эшелонов власти, чтобы предотвратить малейшую угрозу совместных действий членов Политбюро против себя. Осенью 1952 г. он провел на XIX съезде партии решение о создании вместо Политбюро Президиума. ВКП (б) на XIX съезде была переименована в КПСС.

2. «Вождь народов»

За несколько месяцев до смерти Сталин инициировал реорганизацию высших эшелонов власти, чтобы предотвратить малейшую угрозу совместных действий членов Политбюро против себя. Осенью 1952 г. он провел на XIX съезде партии решение о создании вместо Политбюро Президиума. ВКП (б) на XIX съезде была переименована в КПСС.

2. «Вождь народов» Пленум ЦК КПСС избрал Президиум ЦК в количестве 36 человек, включая 25 членов и 11 кандидатов. Также по инициативе Сталина из членов Президиума было образовано Бюро Президиума ЦК из девяти человек в составе: И.Сталин, Л.Берия, Н.Булганин, К.Ворошилов, Л.Каганович, Г.Маленков, М.Первухин, М.Сабуров, Н.Хрущев. 

2. «Вождь народов»

Пленум ЦК КПСС избрал Президиум ЦК в количестве 36 человек, включая 25 членов и 11 кандидатов. Также по инициативе Сталина из членов Президиума было образовано Бюро Президиума ЦК из девяти человек в составе: И.Сталин, Л.Берия, Н.Булганин, К.Ворошилов, Л.Каганович, Г.Маленков, М.Первухин, М.Сабуров, Н.Хрущев. 

3. Власть и общество На общественное мнение влияла не только официальная пропаганда, но и слухи, циркулировавшие в народе. Слухи делились на оптимистические (разговоры о роспуске колхозов, об отмене карточной системы и снижении цен, об ослаблении цензуры и активизации контактов с западными странами) и пессимистические (о скором начале новой войны). 

3. Власть и общество

На общественное мнение влияла не только официальная пропаганда, но и слухи, циркулировавшие в народе. Слухи делились на оптимистические (разговоры о роспуске колхозов, об отмене карточной системы и снижении цен, об ослаблении цензуры и активизации контактов с западными странами) и пессимистические (о скором начале новой войны). 

3. Власть и общество Власть заботилась о создании собственного положительного образа, используя различные механизмы воздействия на сознание граждан - от пропаганды до террора. Поэтому общественное мнение в Советском Союзе носило двойственный характер: люди часто говорили на собраниях одно, а в доверительных разговорах - совсем иное.

3. Власть и общество

Власть заботилась о создании собственного положительного образа, используя различные механизмы воздействия на сознание граждан - от пропаганды до террора. Поэтому общественное мнение в Советском Союзе носило двойственный характер: люди часто говорили на собраниях одно, а в доверительных разговорах - совсем иное.

3. Власть и общество Л.Берия и И.Сталин Сталин знал о внутренней жизни страны и ее населения все, что нужно было знать политику его ранга и уровня. Он во многое вникал, формировал политику и устанавливал ее приоритеты, миловал и карал.

3. Власть и общество

Л.Берия и И.Сталин

Сталин знал о внутренней жизни страны и ее населения все, что нужно было знать политику его ранга и уровня. Он во многое вникал, формировал политику и устанавливал ее приоритеты, миловал и карал.

3. Власть и общество Сохранение личной власти внутри страны и жестокая борьба за роль мирового лидера на международной арене – его основная задача, для выполнения которой на пределе возможного работала вся огромная страна.

3. Власть и общество

Сохранение личной власти внутри страны и жестокая борьба за роль мирового лидера на международной арене – его основная задача, для выполнения которой на пределе возможного работала вся огромная страна.

3. Власть и общество После войны наблюдался рост численности заключенных: в 1945 г. по приговорам гражданских судов в СССР было осуждено 840,6 тыс. человек, в 1946 г. - 1,1 млн. человек, в 1947 г. - 1,3 млн. Из общего числа осужденных треть составляли женщины.

3. Власть и общество

После войны наблюдался рост численности заключенных: в 1945 г. по приговорам гражданских судов в СССР было осуждено 840,6 тыс. человек, в 1946 г. - 1,1 млн. человек, в 1947 г. - 1,3 млн. Из общего числа осужденных треть составляли женщины.

3. Власть и общество Характерной чертой послевоенных репрессий было увеличение тяжести наказания. В 1940 г. народные суды приговорили на срок свыше пяти лет лишения свободы 2,1% всех осужденных, в 1946 г. - 4,0, в 1947 г. - 18,1, а в 1948 г. - 29,2%.

3. Власть и общество

Характерной чертой послевоенных репрессий было увеличение тяжести наказания. В 1940 г. народные суды приговорили на срок свыше пяти лет лишения свободы 2,1% всех осужденных, в 1946 г. - 4,0, в 1947 г. - 18,1, а в 1948 г. - 29,2%.

3. Власть и общество Число осужденных органами НКВД - МВД за «контрреволюционные преступления» составило за 1945-1946 гг. около 250 тыс. человек и значительно превысило предвоенный уровень. Военнопленные, обвиненные в измене Родине и сменившие немецкие лагеря на советские, власовцы, советские немцы, крымские татары и иные народы пополнили в 1940-х гг. число спецпоселенцев и заключенных.

3. Власть и общество

Число осужденных органами НКВД - МВД за «контрреволюционные преступления» составило за 1945-1946 гг. около 250 тыс. человек и значительно превысило предвоенный уровень. Военнопленные, обвиненные в измене Родине и сменившие немецкие лагеря на советские, власовцы, советские немцы, крымские татары и иные народы пополнили в 1940-х гг. число спецпоселенцев и заключенных.

3. Власть и общество На начало 1953 г. в лагерях и колониях системы МВД СССР содержалось 2,5 млн. человек, в том числе 439 тыс. осужденных женщин. Помимо заключенных, к концу 1940-х гг. на спецпоселении находилось около 2,3 млн. человек.

3. Власть и общество

На начало 1953 г. в лагерях и колониях системы МВД СССР содержалось 2,5 млн. человек, в том числе 439 тыс. осужденных женщин. Помимо заключенных, к концу 1940-х гг. на спецпоселении находилось около 2,3 млн. человек.

3. Власть и общество За 20-50-е годы депортации (насильственному переселению) подверглись представители десятков народов СССР. Некоторые народы переселялись поголовно, при этом их национальные автономии ликвидировались.

3. Власть и общество

За 20-50-е годы депортации (насильственному переселению) подверглись представители десятков народов СССР. Некоторые народы переселялись поголовно, при этом их национальные автономии ликвидировались.

3. Власть и общество Депортация крымских татар 1944 г. В 1948 г. указ Президиума Верховного Совета СССР устанавливал, что выселенные во время войны чеченцы, карачаевцы, ингуши, балкарцы, калмыки, немцы, крымские татары и др. переселены на спецпоселение навечно и что за побег с места установленного поселения им полагается наказание - 20 лет каторжных работ.

3. Власть и общество

Депортация крымских татар 1944 г.

В 1948 г. указ Президиума Верховного Совета СССР устанавливал, что выселенные во время войны чеченцы, карачаевцы, ингуши, балкарцы, калмыки, немцы, крымские татары и др. переселены на спецпоселение навечно и что за побег с места установленного поселения им полагается наказание - 20 лет каторжных работ.

Домашнее задание 1. Изучить параграф 24 2. Ответить на вопросы в конце параграфа (устно) 3. Знать основные события и факты

Домашнее задание

1. Изучить параграф 24

2. Ответить на вопросы в конце параграфа (устно)

3. Знать основные события и факты

Полные блоки презентаций по Истории и Обществознанию Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/   На сайте также размещены  поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по  11 классы, тестовые задания  по истории и обществознанию,  ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ  по обществознанию  и истории  открытого банка заданий ФИПИ ,  карты по Всеобщей истории и истории России,  материалы для дополнительных занятий  и многое другое.

Полные блоки презентаций

по Истории и Обществознанию

Вы можете найти на сайте

http://presentation-history.ru/

На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ , карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Сталинизм и послевоенное общество"

Автор: Нафор Маточ

Дата: 24.12.2021

Номер свидетельства: 596069

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Сталинизм и послевоенное общество"
    ["seo_title"] => string(38) "stalinizm_i_poslevoennoe_obshchestvo_1"
    ["file_id"] => string(6) "614425"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1664964339"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства