Доклад на тему:
«Сравнение медицинских знаний в Византии и Западной Европе»
План:
1.Медицинское образование в Византии;
2. Медицинское образование в Западной Европе;
3. Сравнение медицинских образований.
1.Медицинское образование в Византии
На протяжении всей своей истории Византия была государством полиэтническим. Она не только объединила и сохранила культурное наследие многих населявших еë народов (греков, сирийцев, римлян, коптов, армян, грузин, фракийцев, славян, арабов и других) но и преумножила его. Особое внимание уделялось таким отраслям знаний, как медицина, сельское хозяйство, строительство, мореплавание.
Образование в Византии носило светский характер. Ведущими центрами образования являлись Александрия и Константинополь, Афины – известной риторской и философской школами, Бейрут являлся центром юридического образования. В основу образования были положены произведения античных авторов, дополненные многочисленными комментариями и толкованиями.
Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась с такими дисциплинами, как математика, геометрия, астрономия и музыка. Кроме этого, полный курс византийской высшей школы включал изучение грамматики, диалектики и риторики.
Несмотря на свой прикладной характер, медицина в Византии считалась теоретической дисциплиной. Особое внимание уделялось приёмам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств. Главными источниками медицинских знаний в Византии были «Гиппократов сборник» и научные труды Галена, извлечения (выписки) из которых служили основой для составления сочинений, соответствующих идеологии христианства.
Врачи Византии пользовали больных в храмовых асклепейонах и домашних лечебницах. Подготовка врачей проходила по типу ремесленного ученичества. Различались врачи домашние (у знати) и странствующие (обслуживали торговцев и ремесленников). Были и так называемые общественные врачи для безвозмездного лечения бедных граждан и проведения мер против эпидемий.
Первой медицинской школой считается Кротонская. Ее представитель Алкмеон из Кротона (юг Апеннинского полуострова) разработал учение о патогенезе болезней, основываясь на представлении об организме как единстве противоположностей: здоровье - гармония, болезнь - дисгармония тела, и о присущих ему свойствах. Принцип лечения в этой школе: «противоположное лечи противоположным» лег в основу терапевтических воззрений последующих медицинских школ, а учение о патогенезе получило развитие в Книдской школе (в Малой Азии). Здесь появился один из вариантов гуморального учения (от латинского humor - жидкость), согласно которому сущность болезней заключается в расстройстве правильного смешения жидкостей организма под влиянием той или иной внешней причины.
В области медицины, как и в зоологии и ботанике, в ранневизантийский период на первый план выдвигается практическая сторона дела. Медицина даже сейчас во многом остается эмпирической наукой. То есть было известно, что какое-то снадобье помогает от такой-то болезни, а почему - Бог весть. Надо просто запоминать и повторять имеющийся опыт лечения.
Обучали медицине и в Александрии, причем александрийская медицинская школа пользовалась огромной популярностью. Знаменитые византийские врачи: Орибасий, Кесарий, Иаков, Аэций из Амиды, Павел Эгинский, Гесихий, Асклепиодот, Палладий получили здесь образование, а выпускник Сергий Решайнский, как сообщают, перевел на сирийский язык ряд трактатов Галена и афоризмы Гиппократа. Арабы, захватив город, не закрыли медицинского училища, и оно продолжало работать до начала VIII века.
После завершения образования, сдачи экзаменов и предоставления соответствующих свидетельств лица, окончившие медицинские школы, могли получить государственные должности и звание старшего врача, архиатра. В большинстве своем они занимались частной практикой.
Блестящую карьеру сделали ставшие императорскими врачами Орибасий (при Юлиане), Кесарий (при Иовиане и Валенте), Иаков (при Льве I), Аэций из Амиды (при Юстиниане I).
* Орибасий был не только придворным врачом императора Юлиана Отступника, но и его другом. По поручению императора он составил свой главный энциклопедический труд «Врачебное собрание». В нëм автор обобщил и систематизировал врачебное наследие Гиппократа, Геродота, Диоскорида, Диокла, Галена и других античных авторов. Помимо этого, Орибасий составил сокращенный вариант своего обширного свода под названием «Обозрение».
* Среди выдающихся энциклопедистов-медиков Византии следует отметить Аэция из Амиды, который учился в Александрии, затем служил лейб-медиком при дворе императора Юстиниана. Аэций – автор «Четверокнижия», медицинского труда в 16-ти книгах, содержащего выдержки из сочинений Орибасия, Сорана, Галена и других учёных, а также рецепты египетской и эфиопской медицины.
* Самым известным врачом Византии, внесшим наибольший вклад в хирургию, был Павел Эгинский. Получил образование в знаменитой медицинской школе в Александрии. Был автором солидного медицинского труда, состоящего из семи книг, где шестая книга полностью была посвящена хирургии. По этим трудам современники делают выводы о возможностях медицины того времени. Павел выделил хирургию «мягких» и «плотных» частей тела (кости, суставы). Проще говоря, разделил хирургию на две части, которые в дальнейшем назвали собственно хирургией и травматологией.
В книге указаны рекомендации по проведению таких операций, как прокол живота при водянках различного происхождения, трепанация черепа, операции на заднем проходе, ампутация грудной железы, проведение катетеризации мочевого пузыря.
2.Медицинское образование в Западной Европе
В Западной Европе центрами средневековой медицины были университеты. Прототипами западноевропейских университетов явились школы, существовавшие в арабских халифатах и школа в Салерно.
Университеты представляли сначала частные объединения учащих и учащихся, в известной мере, аналогичные ремесленным цехам, в соответствии с общим цеховым строем средневековья. В XI веке возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, в XII-XIII веках появились университеты в Болонье, Моипелье, Париже, Падуе, Оксфорде, в XIV веке в Праге и Вене. Число учащихся в университетах не превышало нескольких десятков на всех факультетах. Уставы и учебные планы средневековых университетов контролировались католической церковью.
Многие врачи принадлежали к монашеским орденам. Светские врачи, вступая в медицинские должности, принимали присягу, подобную присяге священников. В университетах допускалось изучение и некоторых античных писателей. В области медицины таким официально признанным античным автором был прежде всего Гален. У Галена средневековой медициной были взяты его окрашенные идеализмом выводы, но совершенно отброшен его метод исследования (опыты, вскрытия), что являлось главной его заслугой.
Из произведений Гиппократа были приняты те, где с наименьшей силой получили отражение его материалистические воззрения в медицине. Задачей ученых было в первую очередь подтверждать правильность учения признанных авторитетов в соответствующей области и комментировать его. Комментарии к произведениям того или иного авторитетного писателя были основным видом средневековой научной литературы.
Методы преподавания и самый характер науки были чисто схоластическими. Студенты наизусть заучивали то, что говорили профессора. Слава и блеск средневекового профессора заключались прежде всего в его начитанности и в уменье подтвердить каждое свое положение цитатой, взятой у какого-нибудь авторитета. Диспуты представляли самый удобный случай высказать все свое знание и искусство. Истина и наука означали только то, что было написано, и средневековое исследование стало просто истолкованием известного.
Вскрытия трупов при моровых поветриях проводились уже в VI веке н. э., но они мало способствовали развитию медицины. Первые вскрытия, следы которых дошли до нас, проводились с XIII века. В 1231 г. император Фридрих II разрешил проводить вскрытие человеческого трупа один раз в 5 лет, но в 1300 г. римский папа установил суровое наказание всякому, кто осмелится расчленить человеческий труп или выварить его, чтобы сделать скелет.
Университет в Моипелье был одним из самых прогрессивных в средневековой Европе. Свидетельство тому – обязательная врачебная практика за пределами города. Так, в 1240 году студенты аттестовывались только после работы в больнице в течение 6 месяцев; в 1309 н. требовалась уже 8-месячная практика вне Моипелье. Однако в подавляющем большинстве средневековых университетов хирургия не входила в число медицинских дисциплин. Ею занимались банщики, цирюльники и хирурги, которые не имели университетского образования. Первые перемены в отношении к хирургии наметились после распространения в Западной Европе переводов арабских рукописей и появления в 1316 г. учебника по анатомии Мондино де Луччи, который должен был заменить часть первой книги «Канона врачебной науки» Ибн-Сины, которая посвящена анатомии. Сам Мондино имел возможность вскрыть только два трупа, и его учебник был компиляцией. Основные свои анатомические познания Мондино черпал из плохого, полного ошибок перевода арабской компиляции сочинения Галена. Более двух веков книга Мондино оставалась учебником по анатомии. Только в Италии в конце XV- XVI веков вскрытие человеческих трупов в целях преподавания анатомии стало более частым явлением.
Отличавшийся от большинства средневековых университетов, Падуанский университет во владениях Венеции стал играть роль позднее, уже к концу средневековья, в эпоху Возрождения. Основан он был в XIII веке учеными, бежавшими из папских областей Испании от преследований католической церковной реакции. В XVI в. он стал центром передовой медицины.
Но чаще всего врачами были монахи. Монастырская медицина в Западной Европе всецело была подчинена религиозной идеологии. Ее основной задачей было способствовать распространению католицизма. У большинства монахов, естественно, отсутствовали глубокие медицинские знания и врачебная специализация, хотя среди них, несомненно, были искусные лекари. Монастырские больницы служили практическими школами для врачей-монахов, в них накапливался опыт лечения болезней, изготовления лекарств. Но, связывая медицину с церковью, соблюдением обрядов, молитвами, покаянием, а излечение с «чудесами святых», они тормозили развитие научной медицины.
3. Сравнение
1. В Византии для обучения создавали школы, в Европе же медицинское образование получали на отдельных факультетах в университетах.
2.Византийское образование носило светский характер. Католическая церковь в свою очередь оказывала огромное влияние на получение практических знаний (многолетние запреты на вскрытие трупов).
3. Опирались при обучении на труды древнегреческих и древнеримских учёных и философов. Но в Византии стремились на основе ранее полученных знаний создавать новые труды, а в Западноевропейских университетах использовали «окрашенные идеализмом выводы Галена, совершенно отбрасывая его методы исследования (опыты, вскрытия), которые являлись главной его заслугой» для участия в дискуссиях.
4. В процессе изучения преобладал уклон на теоретические знания, практика использовалась и совершенствовалась с трудом.
5.И в Византии, и в Западной Европе была достаточно развита монастырская медицина, где также на практике получались знания о различных болезнях и методах лечения.
6. Если в Византии преобладали специалисты, обучавшиеся в медицинских школах, то в Западной Европе достаточно часто лечением занимались обычные практики костоправы, цирюльники, монахи
7. Главный фактор развития хирургии как в Византии, так и в Западной Европе – войны.