kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сравнение медицинских знаний в Византии и Западной Европе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа посвящена вопросам развития медицины в Византии и Западной Европе. Также она дает информацию о сходствах и различиях в становлении медицины.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сравнение медицинских знаний»

Доклад на тему:
«Сравнение медицинских знаний в Византии и Западной Европе»

План:

1.Медицинское образование в Византии;

2. Медицинское образование в Западной Европе;

3. Сравнение медицинских образований.











































1.Медицинское образование в Византии

На протяжении всей своей истории Византия была государством полиэтническим. Она не только объединила и сохранила культурное наследие многих населявших еë народов (греков, сирийцев, римлян, коптов, армян, грузин, фракийцев, славян, арабов и других) но и преумножила его. Особое внимание уделялось таким отраслям знаний, как медицина, сельское хозяйство, строительство, мореплавание.

Образование в Византии носило светский характер. Ведущими центрами образования являлись Александрия и Константинополь, Афины – известной риторской и философской школами, Бейрут являлся центром юридического образования. В основу образования были положены произведения античных авторов, дополненные многочисленными комментариями и толкованиями.

Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась с такими дисциплинами, как математика, геометрия, астрономия и музыка. Кроме этого, полный курс византийской высшей школы включал изучение грамматики, диалектики и риторики.

Несмотря на свой прикладной характер, медицина в Византии считалась теоретической дисциплиной. Особое внимание уделялось приёмам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств. Главными источниками медицинских знаний в Византии были «Гиппократов сборник» и научные труды Галена, извлечения (выписки) из которых служили основой для составления сочинений, соответствующих идеологии христианства.

Врачи Византии пользовали больных в храмовых асклепейонах и домашних лечебницах. Подготовка врачей проходила по типу ремесленного ученичества. Различались врачи домашние (у знати) и странствующие (обслуживали торговцев и ремесленников). Были и так называемые общественные врачи для безвозмездного лечения бедных граждан и проведения мер против эпидемий.

Первой медицинской школой считается Кротонская. Ее представитель Алкмеон из Кротона (юг Апеннинского полуострова) разработал учение о патогенезе болезней, основываясь на представлении об организме как единстве противоположностей: здоровье - гармония, болезнь - дисгармония тела, и о присущих ему свойствах. Принцип лечения в этой школе: «противоположное лечи противоположным» лег в основу терапевтических воззрений последующих медицинских школ, а учение о патогенезе получило развитие в Книдской школе (в Малой Азии). Здесь появился один из вариантов гуморального учения (от латинского humor - жидкость), согласно которому сущность болезней заключается в расстройстве правильного смешения жидкостей организма под влиянием той или иной внешней причины.

В области медицины, как и в зоологии и ботанике, в ранневизантийский период на первый план выдвигается практическая сторона дела. Медицина даже сейчас во многом остается эмпирической наукой. То есть было известно, что какое-то снадобье помогает от такой-то болезни, а почему - Бог весть. Надо просто запоминать и повторять имеющийся опыт лечения.

Обучали медицине и в Александрии, причем александрийская медицинская школа пользовалась огромной популярностью. Знаменитые византийские врачи: Орибасий, Кесарий, Иаков, Аэций из Амиды, Павел Эгинский, Гесихий, Асклепиодот, Палладий получили здесь образование, а выпускник Сергий Решайнский, как сообщают, перевел на сирийский язык ряд трактатов Галена и афоризмы Гиппократа. Арабы, захватив город, не закрыли медицинского училища, и оно продолжало работать до начала VIII века.

После завершения образования, сдачи экзаменов и предоставления соответствующих свидетельств лица, окончившие медицинские школы, могли получить государственные должности и звание старшего врача, архиатра. В большинстве своем они занимались частной практикой.

Блестящую карьеру сделали ставшие императорскими врачами Орибасий (при Юлиане), Кесарий (при Иовиане и Валенте), Иаков (при Льве I), Аэций из Амиды (при Юстиниане I).

* Орибасий был не только придворным врачом императора Юлиана Отступника, но и его другом. По поручению императора он составил свой главный энциклопедический труд «Врачебное собрание». В нëм автор обобщил и систематизировал врачебное наследие Гиппократа, Геродота, Диоскорида, Диокла, Галена и других античных авторов. Помимо этого, Орибасий составил сокращенный вариант своего обширного свода под названием «Обозрение».

* Среди выдающихся энциклопедистов-медиков Византии следует отметить Аэция из Амиды, который учился в Александрии, затем служил лейб-медиком при дворе императора Юстиниана. Аэций – автор «Четверокнижия», медицинского труда в 16-ти книгах, содержащего выдержки из сочинений Орибасия, Сорана, Галена и других учёных, а также рецепты египетской и эфиопской медицины.

* Самым известным врачом Византии, внесшим наибольший вклад в хирургию, был Павел Эгинский. Получил образование в знаменитой медицинской школе в Александрии. Был автором солидного медицинского труда, состоящего из семи книг, где шестая книга полностью была посвящена хирургии. По этим трудам современники делают выводы о возможностях медицины того времени. Павел выделил хирургию «мягких» и «плотных» частей тела (кости, суставы). Проще говоря, разделил хирургию на две части, которые в дальнейшем назвали собственно хирургией и травматологией.

В книге указаны рекомендации по проведению таких операций, как прокол живота при водянках различного происхождения, трепанация черепа, операции на заднем проходе, ампутация грудной железы, проведение катетеризации мочевого пузыря.















































2.Медицинское образование в Западной Европе

В Западной Европе центрами средневековой медицины были университеты. Прототипами западноевропейских университетов явились школы, существовавшие в арабских халифатах и школа в Салерно.

Университеты представляли сначала частные объединения учащих и учащихся, в известной мере, аналогичные ремесленным цехам, в соответствии с общим цеховым строем средневековья. В XI веке возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, в XII-XIII веках появились университеты в Болонье, Моипелье, Париже, Падуе, Оксфорде, в XIV веке в Праге и Вене. Число учащихся в университетах не превышало нескольких десятков на всех факультетах. Уставы и учебные планы средневековых университетов контролировались католической церковью.

Многие врачи принадлежали к монашеским орденам. Светские врачи, вступая в медицинские должности, принимали присягу, подобную присяге священников. В университетах допускалось изучение и некоторых античных писателей. В области медицины таким официально признанным античным автором был прежде всего Гален. У Галена средневековой медициной были взяты его окрашенные идеализмом выводы, но совершенно отброшен его метод исследования (опыты, вскрытия), что являлось главной его заслугой.

Из произведений Гиппократа были приняты те, где с наименьшей силой получили отражение его материалистические воззрения в медицине. Задачей ученых было в первую очередь подтверждать правильность учения признанных авторитетов в соответствующей области и комментировать его. Комментарии к произведениям того или иного авторитетного писателя были основным видом средневековой научной литературы.

Методы преподавания и самый характер науки были чисто схоластическими. Студенты наизусть заучивали то, что говорили профессора. Слава и блеск средневекового профессора заключались прежде всего в его начитанности и в уменье подтвердить каждое свое положение цитатой, взятой у какого-нибудь авторитета. Диспуты представляли самый удобный случай высказать все свое знание и искусство. Истина и наука означали только то, что было написано, и средневековое исследование стало просто истолкованием известного.

Вскрытия трупов при моровых поветриях проводились уже в VI веке н. э., но они мало способствовали развитию медицины. Первые вскрытия, следы которых дошли до нас, проводились с XIII века. В 1231 г. император Фридрих II разрешил проводить вскрытие человеческого трупа один раз в 5 лет, но в 1300 г. римский папа установил суровое наказание всякому, кто осмелится расчленить человеческий труп или выварить его, чтобы сделать скелет.

Университет в Моипелье был одним из самых прогрессивных в средневековой Европе. Свидетельство тому – обязательная врачебная практика за пределами города. Так, в 1240 году студенты аттестовывались только после работы в больнице в течение 6 месяцев; в 1309 н. требовалась уже 8-месячная практика вне Моипелье. Однако в подавляющем большинстве средневековых университетов хирургия не входила в число медицинских дисциплин. Ею занимались банщики, цирюльники и хирурги, которые не имели университетского образования. Первые перемены в отношении к хирургии наметились после распространения в Западной Европе переводов арабских рукописей и появления в 1316 г. учебника по анатомии Мондино де Луччи, который должен был заменить часть первой книги «Канона врачебной науки» Ибн-Сины, которая посвящена анатомии. Сам Мондино имел возможность вскрыть только два трупа, и его учебник был компиляцией. Основные свои анатомические познания Мондино черпал из плохого, полного ошибок перевода арабской компиляции сочинения Галена. Более двух веков книга Мондино оставалась учебником по анатомии. Только в Италии в конце XV- XVI веков вскрытие человеческих трупов в целях преподавания анатомии стало более частым явлением.

Отличавшийся от большинства средневековых университетов, Падуанский университет во владениях Венеции стал играть роль позднее, уже к концу средневековья, в эпоху Возрождения. Основан он был в XIII веке учеными, бежавшими из папских областей Испании от преследований католической церковной реакции. В XVI в. он стал центром передовой медицины.

Но чаще всего врачами были монахи. Монастырская медицина в Западной Европе всецело была подчинена религиозной идеологии. Ее основной задачей было способствовать распространению католицизма. У большинства монахов, естественно, отсутствовали глубокие медицинские знания и врачебная специализация, хотя среди них, несомненно, были искусные лекари. Монастырские больницы служили практическими школами для врачей-монахов, в них накапливался опыт лечения болезней, изготовления лекарств. Но, связывая медицину с церковью, соблюдением обрядов, молитвами, покаянием, а излечение с «чудесами святых», они тормозили развитие научной медицины.









3. Сравнение

1. В Византии для обучения создавали школы, в Европе же медицинское образование получали на отдельных факультетах в университетах.

2.Византийское образование носило светский характер. Католическая церковь в свою очередь оказывала огромное влияние на получение практических знаний (многолетние запреты на вскрытие трупов).

3. Опирались при обучении на труды древнегреческих и древнеримских учёных и философов. Но в Византии стремились на основе ранее полученных знаний создавать новые труды, а в Западноевропейских университетах использовали «окрашенные идеализмом выводы Галена, совершенно отбрасывая его методы исследования (опыты, вскрытия), которые являлись главной его заслугой» для участия в дискуссиях.

4. В процессе изучения преобладал уклон на теоретические знания, практика использовалась и совершенствовалась с трудом.

5.И в Византии, и в Западной Европе была достаточно развита монастырская медицина, где также на практике получались знания о различных болезнях и методах лечения.

6. Если в Византии преобладали специалисты, обучавшиеся в медицинских школах, то в Западной Европе достаточно часто лечением занимались обычные практики костоправы, цирюльники, монахи

7. Главный фактор развития хирургии как в Византии, так и в Западной Европе – войны.



Просмотр содержимого презентации
«Сравнение медицинских знаний в Византии и Западной Европе»

Сравнение медицинских знаний в Византии и Западной Европе

Сравнение медицинских знаний в Византии и Западной Европе

План:
  • План:

1.Медицинское образование в Византии

2. Медицинское образование в Западной Европе

3. Сравнение медицинских образований

Медицинское образование в Византии
  • Медицинское образование в Византии

Ведущими центрами образования являлись Александрия и Константинополь. В основу образования были положены произведения античных авторов, дополненные многочисленными комментариями и толкованиями

Известнейшие врачи Кесарий Павел Эгинский  Иаков

Известнейшие врачи

Кесарий Павел Эгинский

Иаков

После завершения образования, сдачи экзаменов и предоставления соответствующих свидетельств лица, окончившие медицинские школы, могли получить государственные должности и звание старшего врача, архиатра. В большинстве своем они занимались частной практикой.
  • После завершения образования, сдачи экзаменов и предоставления соответствующих свидетельств лица, окончившие медицинские школы, могли получить государственные должности и звание старшего врача, архиатра. В большинстве своем они занимались частной практикой.
Орибасий Аэций Павел Эгинский
  • Орибасий Аэций Павел Эгинский
Медицинское образование в Западной Европе
  • Медицинское образование в Западной Европе

Университет в Салерно

Университет в Моипелье

Университет в Моипелье

Падуанский университет

Падуанский университет

Монастырская медицина в Западной Европе всецело была подчинена религиозной идеологии. Ее основной задачей было способствовать распространению католицизма.

Монастырская медицина в Западной Европе всецело была подчинена религиозной идеологии. Ее основной задачей было способствовать распространению католицизма.

Сравнение 1. В Византии для обучения создавали школы, в Европе же медицинское образование получали на отдельных факультетах в университетах. 2.Византийское образование носило светский характер. Католическая церковь в свою очередь оказывала огромное влияние на получение практических знаний (многолетние запреты на вскрытие трупов).

Сравнение

1. В Византии для обучения создавали школы, в Европе же медицинское образование получали на отдельных факультетах в университетах.

2.Византийское образование носило светский характер. Католическая церковь в свою очередь оказывала огромное влияние на получение практических знаний (многолетние запреты на вскрытие трупов).

3. Опирались при обучении на труды древнегреческих и древнеримских учёных и философов. Но в Византии стремились на основе ранее полученных знаний создавать новые труды, а в Западноевропейских университетах использовали «окрашенные идеализмом выводы Галена, совершенно отбрасывая его методы исследования (опыты, вскрытия), которые являлись главной его заслугой» для участия в дискуссиях. 4. В процессе изучения преобладал уклон на теоретические знания, практика использовалась и совершенствовалась с трудом.

3. Опирались при обучении на труды древнегреческих и древнеримских учёных и философов. Но в Византии стремились на основе ранее полученных знаний создавать новые труды, а в Западноевропейских университетах использовали «окрашенные идеализмом выводы Галена, совершенно отбрасывая его методы исследования (опыты, вскрытия), которые являлись главной его заслугой» для участия в дискуссиях.

4. В процессе изучения преобладал уклон на теоретические знания, практика использовалась и совершенствовалась с трудом.

5.И в Византии, и в Западной Европе была достаточно развита монастырская медицина, где также на практике получались знания о различных болезнях и методах лечения. 6. Если в Византии преобладали специалисты, обучавшиеся в медицинских школах, то в Западной Европе достаточно часто лечением занимались обычные практики костоправы, цирюльники, монахи 7. Главный фактор развития хирургии как в Византии, так и в Западной Европе – войны.

5.И в Византии, и в Западной Европе была достаточно развита монастырская медицина, где также на практике получались знания о различных болезнях и методах лечения.

6. Если в Византии преобладали специалисты, обучавшиеся в медицинских школах, то в Западной Европе достаточно часто лечением занимались обычные практики костоправы, цирюльники, монахи

7. Главный фактор развития хирургии как в Византии, так и в Западной Европе – войны.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
"Сравнение медицинских знаний в Византии и Западной Европе"

Автор: Усачева Анна Афанасьевна

Дата: 11.01.2021

Номер свидетельства: 569758


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства