Социально-экономическая характеристика российского общества 1895-1917 гг.
Социально-экономическая характеристика российского общества 1895-1917 гг.
Презентация предназначена для первого урока истории России XX века. Может использоваться и для 9, и для 11 класса. Презентация подходит для работы с учебником А.А.Данилова. В ней рассматриваются вопросы геополитического положения России на рубеже веков, населения и демографического положения, экономики, приводятся статистические данные для анализа учащимися, презентация позволяет организовать на уроке работу с учебником и дополнительными материалами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социально-экономическая характеристика российского общества 1895-1917 гг. »
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 1895-1917 Г.Г.
План.
Геополитическое (геостратегическое) положение России в конце XIX – начале XX в.в.
Население страны. Особенности демографической ситуации.
Особенности сословной структуры российского общества на рубеже веков.
Экономическое развитие России в конце XIX – начале XX в.в.
С 5. Ниже приведены две точки зрения на место России в концеXIX – начале XX в.в.
В концеXIX – начале XX в.в. Россия по-прежнему оставалась отсталой страной со слабой экономикой и феодальными пережитками в сельском хозяйстве.
Вслед за эпохой Великих реформ в российской экономике произошел резкий скачок, который поднял страну на новый качественный уровень, превратив ее в развитую индустриальную державу.
Геополитическое (геостратегическое) положение России в конце XIX – начале XX в.в.
2. Население страны. Особенности демографической ситуации.
Задание.
- Сформулируйте особенности демографической ситуации в стране, опираясь на текст в учебнике (стр. 60).
Особенности:1. основная часть жителей (82%) находилась в европейской части России ;
2. подавляющая часть населения (86,6%) проживала в сельской местности;
3. первое место по уровню рождаемости.
3. Особенности сословной структуры российского общества на рубеже веков.
Вопрос.
Какая политика проводилась в отношении «национальных окраин»?
русификации
4. Экономическое развитие России в конце XIX – начале XX в.в.
Задание.
Используя дополнительный материал (приложение 1), выделите особенности российской экономики.
Особенности:1. вступила на путь капитализма значительно позже; 2. развитие носило догоняющий характер; 3. ведущая роль государства; 4. многоукладность; 5. буржуазия ощущала противодействие свои экономическим начинаниям со стороны государства и помещиков.
Ключевые понятия:
модернизация
эшелон модернизации
национальный доход
индустриализация
(индустриальное общество)
Национальный доход
Задание.
Нарисовать диаграмму «Структура национального дохода Российской империи в начале XX века».(использовать дополнительный материал, приложение 1)
Рост промышленного производства в России
с 1890 по 1900 г. (в млн. пудов)
Для ввода анимированных элементов щелкайте по квадратам рядом с годом
Строительство железных дорог
Объем иностранных капиталов и
банковских компаний (в млн. золотых рублей)
Доход на душу населения (рубли в год)
Уровень грамотности в Российской империи
Низкой в империи была и грамотность.
В 1897 г. грамотных 42,4%, из них 29,3 %- мужчины, 13,1%- женщины. Высшее образование имел 1 человек из 100, среднее- 4 из 100. На образование в империи тратили 43 к. на 1 чел.(Британия- 4 р.; США- 7 р.).
20% - соответствовало общеевропейскому стандарту,
30 % детей училось в начальной школе постоянно.
Государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 года увеличились более чем в 5 раз.
Показатели индустриального общества:
Преобладание доли промышленной продукции
в национальном доходе.
Преобладание городского населения над сельским.
Высокий уровень грамотности населения.
Вывод ?
В конце XIX века мир потряс экономический кризис. Ответом на это стало созданиемонополистических объединений.
Вопросы.
Что из себя представлял российский монополистический капитализм и какими предприятиями он был представлен?
Что из себя представляла финансовая монополия?
(для работы используем дополнительный материл, приложение 1)
Сельское хозяйство
Два пути развития после реформы 1861 года
Прусский путь
Американский путь
Задание.Проанализируйте данные таблиц и запишите ответы на вопросы (приложение 2).
Вопросы.
Почему, занимая первое место в мире по общему объему с/х продукции, в России шел процесс «оскудения центра»?
Какие обстоятельства осложняли положение в деревне?
В чем заключалась главная проблема российской экономики?
(использовать для работы приложение 1)
С 5. Ниже приведены две точки зрения на место России в концеXIX – начале XX в.в.
В концеXIX – начале XX в.в. Россия по-прежнему оставалась отсталой страной со слабой экономикой и феодальными пережитками в сельском хозяйстве.
Вслед за эпохой Великих реформ в российской экономике произошел резкий скачок, который поднял страну на новый качественный уровень, превратив ее в развитую индустриальную державу.