kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально-экономическая характеристика российского общества 1895-1917 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для первого урока  истории России XX века. Может использоваться и для 9, и для 11 класса. Презентация подходит для работы с учебником А.А.Данилова. В ней рассматриваются вопросы геополитического положения России на рубеже веков, населения и демографического положения, экономики, приводятся статистические данные для анализа учащимися,  презентация позволяет организовать на уроке работу с учебником и дополнительными материалами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социально-экономическая характеристика российского общества 1895-1917 гг. »

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 1895-1917 Г.Г.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 1895-1917 Г.Г.

План.

План.

  • Геополитическое (геостратегическое) положение России в конце XIX – начале XX в.в.
  • Население страны. Особенности демографической ситуации.
  • Особенности сословной структуры российского общества на рубеже веков.
  • Экономическое развитие России в конце XIX – начале XX в.в.
С 5. Ниже приведены две точки зрения на место России в конце  XIX – начале XX в.в.  В конце  XIX – начале XX в.в. Россия по-прежнему оставалась отсталой страной со слабой экономикой и феодальными пережитками в сельском хозяйстве.

С 5. Ниже приведены две точки зрения на место России в конце XIX – начале XX в.в.

  • В конце XIX – начале XX в.в. Россия по-прежнему оставалась отсталой страной со слабой экономикой и феодальными пережитками в сельском хозяйстве.

  • Вслед за эпохой Великих реформ в российской экономике произошел резкий скачок, который поднял страну на новый качественный уровень, превратив ее в развитую индустриальную державу.
Геополитическое (геостратегическое) положение России в конце XIX – начале XX в.в.
  • Геополитическое (геостратегическое) положение России в конце XIX – начале XX в.в.
2. Население страны. Особенности демографической ситуации. Задание.  - Сформулируйте особенности демографической ситуации в стране, опираясь на текст в учебнике (стр. 60). Особенности: 1. основная часть жителей (82%) находилась в европейской части России ; 2. подавляющая часть населения (86,6%) проживала в сельской местности; 3. первое место по уровню рождаемости.

2. Население страны. Особенности демографической ситуации.

Задание.

- Сформулируйте особенности демографической ситуации в стране, опираясь на текст в учебнике (стр. 60).

Особенности: 1. основная часть жителей (82%) находилась в европейской части России ;

2. подавляющая часть населения (86,6%) проживала в сельской местности;

3. первое место по уровню рождаемости.

3. Особенности сословной структуры российского общества на рубеже веков.

3. Особенности сословной структуры российского общества на рубеже веков.

Вопрос. Какая политика проводилась в отношении «национальных окраин»? русификации

Вопрос.

Какая политика проводилась в отношении «национальных окраин»?

русификации

4. Экономическое развитие России в конце XIX – начале XX в.в.

4. Экономическое развитие России в конце XIX – начале XX в.в.

Задание.  Используя дополнительный материал (приложение 1), выделите особенности российской экономики. Особенности: 1. вступила на путь капитализма значительно позже; 2. развитие носило догоняющий характер; 3. ведущая роль государства; 4. многоукладность; 5. буржуазия ощущала противодействие свои экономическим начинаниям со стороны государства и помещиков.

Задание.

Используя дополнительный материал (приложение 1), выделите особенности российской экономики.

Особенности: 1. вступила на путь капитализма значительно позже; 2. развитие носило догоняющий характер; 3. ведущая роль государства; 4. многоукладность; 5. буржуазия ощущала противодействие свои экономическим начинаниям со стороны государства и помещиков.

Ключевые понятия: модернизация эшелон модернизации национальный доход индустриализация (индустриальное общество)

Ключевые понятия:

модернизация

эшелон модернизации

национальный доход

индустриализация

(индустриальное общество)

Национальный доход Задание. Нарисовать диаграмму «Структура национального дохода Российской империи в начале XX века». ( использовать дополнительный материал, приложение 1)

Национальный доход

Задание.

Нарисовать диаграмму «Структура национального дохода Российской империи в начале XX века». ( использовать дополнительный материал, приложение 1)

Рост промышленного производства в России с 1890 по 1900 г. (в млн. пудов) Для ввода анимированных элементов щелкайте по квадратам рядом с годом

Рост промышленного производства в России

с 1890 по 1900 г. (в млн. пудов)

Для ввода анимированных элементов щелкайте по квадратам рядом с годом

Строительство железных дорог

Строительство железных дорог

Объем иностранных капиталов и банковских компаний (в млн. золотых рублей)

Объем иностранных капиталов и

банковских компаний (в млн. золотых рублей)

Доход на душу населения (рубли в год)

Доход на душу населения (рубли в год)

Уровень грамотности в Российской империи Низкой в империи была и грамотность. В 1897 г. грамотных 42,4%, из них 29,3 %- мужчины, 13,1%- женщины. Высшее образование имел 1 человек из 100, среднее- 4 из 100. На образование в империи тратили 43 к. на 1 чел.(Британия- 4 р.; США- 7 р.). 20% - соответствовало общеевропейскому стандарту, 30 % детей училось в начальной школе постоянно. Государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 года увеличились более чем в 5 раз.

Уровень грамотности в Российской империи

Низкой в империи была и грамотность.

В 1897 г. грамотных 42,4%, из них 29,3 %- мужчины, 13,1%- женщины. Высшее образование имел 1 человек из 100, среднее- 4 из 100. На образование в империи тратили 43 к. на 1 чел.(Британия- 4 р.; США- 7 р.).

20% - соответствовало общеевропейскому стандарту,

30 % детей училось в начальной школе постоянно.

Государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 года увеличились более чем в 5 раз.

Показатели индустриального общества: Преобладание доли промышленной продукции  в национальном доходе. Преобладание городского населения над сельским. Высокий уровень грамотности населения. Вывод ?

Показатели индустриального общества:

  • Преобладание доли промышленной продукции

в национальном доходе.

  • Преобладание городского населения над сельским.
  • Высокий уровень грамотности населения.

Вывод ?

В конце XIX века мир потряс экономический кризис. Ответом на это стало создание монополистических объединений.  Вопросы. Что из себя представлял российский монополистический капитализм и какими предприятиями он был представлен? Что из себя представляла финансовая монополия? (для работы используем дополнительный материл, приложение 1)

В конце XIX века мир потряс экономический кризис. Ответом на это стало создание монополистических объединений.

Вопросы.

  • Что из себя представлял российский монополистический капитализм и какими предприятиями он был представлен?
  • Что из себя представляла финансовая монополия?

(для работы используем дополнительный материл, приложение 1)

Сельское хозяйство Два пути развития после реформы 1861 года Прусский путь Американский путь Задание. Проанализируйте данные таблиц и запишите ответы на вопросы (приложение 2).

Сельское хозяйство

Два пути развития после реформы 1861 года

Прусский путь

Американский путь

Задание. Проанализируйте данные таблиц и запишите ответы на вопросы (приложение 2).

Вопросы.  Почему, занимая первое место в мире по общему объему с/х продукции, в России шел процесс «оскудения центра»? Какие обстоятельства осложняли положение в деревне? В чем заключалась главная проблема российской экономики?  (использовать для работы приложение 1)

Вопросы.

  • Почему, занимая первое место в мире по общему объему с/х продукции, в России шел процесс «оскудения центра»?
  • Какие обстоятельства осложняли положение в деревне?
  • В чем заключалась главная проблема российской экономики?

(использовать для работы приложение 1)

С 5. Ниже приведены две точки зрения на место России в конце  XIX – начале XX в.в.  В конце  XIX – начале XX в.в. Россия по-прежнему оставалась отсталой страной со слабой экономикой и феодальными пережитками в сельском хозяйстве.

С 5. Ниже приведены две точки зрения на место России в конце XIX – начале XX в.в.

  • В конце XIX – начале XX в.в. Россия по-прежнему оставалась отсталой страной со слабой экономикой и феодальными пережитками в сельском хозяйстве.

  • Вслед за эпохой Великих реформ в российской экономике произошел резкий скачок, который поднял страну на новый качественный уровень, превратив ее в развитую индустриальную державу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Социально-экономическая характеристика российского общества 1895-1917 гг.

Автор: Слесарева Ольга Анатольевна

Дата: 07.07.2014

Номер свидетельства: 109556


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства